Броненосец «Потемкин»
История создания фильма
Фильм, который задумывался как масштабная киноэпопея «1905 год». Одна из первых работ Сергея Эйзенштейна, которому на тот момент только исполнилось 27 лет. Фильм, к которому музыку писал сам Дмитрий Шостакович. Одна из последних картин немого кинематографа. Картина, которая непрерывно дорабатывалась, перерабатывалась и продолжала жить творческой и яркой жизнью настоящего киношедевра.
Сценарий написала жена председателя ЦК партии по вопросам кино Кирилла Шутко — Нина Агаджанова. Работа над сценарием велась на верхнем этаже дачи в Немчиновке, при этом на первом этаже наездами жил Исаак Бабель и Казимир Малевич. В результате написанный сценарий получился очень объемным, с традиционной покадровой записью текста.
Особенности съемок
Почти все актеры, исполнившие роли в фильме, были безвестны и безымянны, кроме Вакуленчука — актера Александра Антонова; Гиляровского — режиссера Григория Александрова; Голикова — режиссера Владимира Барского. На роль учительницы была приглашена актриса Н. Полтавцева, а все остальные роли сыграли простые жители Одессы и Севастополя, где в основном и проходили съемки.
Надо сказать, что изначально планы съемочной группы были более амбициозны и снимать картину «1905 год» планировалось в Москве, Ленинграде, Одессе, Севастополе, Краснодаре, Тифлисе, Баку, Батуме, Шуше, Махинджауре, Златоусте и др. Но сильно поджимали сроки: часть картины было необходимо сдать к 20 декабря 1925 года.
Вскоре стало совершенно очевидно, что охватить весь масштаб революции 1905 года за отведенное время съемок просто невозможно. И тогда решено было сократить сценарий, оставив в нем в центре повествования только один рассказ о роли в революционном движении броненосца «Потемкин». Так масштабная эпопея превратилась в острый, надрывный драматический исторический фильм, а основным местом съемки стали Одесса и Севастополь, где работали киностудия и кинолаборатория.
Удивительно, но из многотомного и многокадрового сценария фильма «1905 год» броненосцу «Потемкин» было уделено всего две страницы — 41 кадр. И из этого почти эпизода Сергей Эйзенштейн создал настоящий шедевр.
В картине применялось множество интересных технологических и декораторских решений. Для своего времени это было новое слово в кинематографе. Так, впервые для съемок движения были использованы специальные передвижные платформы на рельсах. Применялись первые спецэффекты. Например, ожившие каменные львы, которые не выдержали ужаса всего происходящего и сошли со своих постаментов.
Но, конечно, в первую очередь был необходим броненосец. Сам герой описываемых событий — броненосец «Князь Потемкин Таврический» — давно уже был списан и затоплен. Поэтому пришлось поискать точно такой же. Так удалось найти брата-близнеца — броненосец «Двенадцать апостолов», на котором и развернулось основное действие картины.
Сцена расправы на Одесской получилась настолько правдоподобной, что многие западные кинокритики полагали, что этот трагический эпизод действительно имел место в истории Советской России и ее революций.
Премьера фильма состоялась 21 декабря 1925 года в Большом театре и имела ошеломляющий успех. В тот год всерьез предлагалось присудить фильму Нобелевскую премию.
Смотрите также:Лекция о фильме «Броненосец «Потемкин»
Лекторы: кинокритик Николай Изволов, кинокритик Евгений Марголит.