Амаркорд
Весь фильм — красочная мозаика из воспоминаний об отрочестве в довоенной Италии. Основные герои — довольно экстравагантная семья, живущая в маленьком городке Римини. Подросток по имени Титта учится в школе, у него озорные приятели, все они бредят эротическими фантазиями, издеваются над учителями, ходят в кино, а иногда на исповедь. В маленьком городке не так много развлечений, и каждое, даже маленькое событие отмечается с музыкой и танцами.
Особую популярность «Амаркорду», помимо формального и содержательного совершенства фильма, принесло то, что в этот раз главные герои — мальчишки. Ностальгический характер «Амаркорда» заставляет говорить о его автобиографичности, хотя сам Феллини очень осторожно отвечал на этот вопрос. Название фильма тем не менее принято переводить как: «Я вспоминаю». Так звучат эти слова на диалекте, который используют жители Римини. Дух детства, сквозь который проступают черты взрослой жизни, настолько точно передан экранными средствами, что каждый зритель буквально влюбляется в «Амаркорд». «Взрослые» страсти предыдущих произведений Феллини могли быть слишком сложными или жестокими для зрителя. «Амаркорд» намного проще для восприятия, и, даже когда в кадре происходит убийство коммуниста итальянскими фашистами, это выглядит еще одним фантастическим эпизодом, которых так много случается в детстве.
Политики в «Амаркорде», если смотреть внимательно, обнаруживается много. Неслучайно этот фильм называют главным антифашистским высказыванием Феллини, даже антиклерикальный мотив здесь уходит на второй план. Но все же главное для Феллини ни то ни другое. Он пытается создать на экране не детство, каким оно было, а детство, каким оно помнится, со всеми искажениями, которые могут содержаться в памяти. Особенно тщательно Феллини восстанавливает первые эротические переживания подростка. Здесь и известная всему городу своей огромной грудью продавщица табачной лавки, с которой у мальчика происходит забавное приключение, и секс-символ города Градиска, и совместные занятия онанизмом, от которых трясется автомобиль, где заперлись мальчишки (в советском прокате эту сцену вырезали), и дядя мальчика, который весь день просидел на дереве, выкрикивая одну и ту же фразу: «Хочу женщину!», а потом неожиданно для всех слез, повинуясь монашке-карлице.
Однако Феллини показывает, что воображаемый мир подростка, высвеченный на экране, естественно существует меж иллюзиями, в которых живут взрослые обитатели города. Фашизм, коммунизм, религиозность и вера в голливудских «богов» на киноэкранах — это все равнозначные вещи, различающиеся для Феллини только степенью своей безобидности для окружающих. Режиссер не думает их разоблачать, для него они, напротив, становятся источником вдохновения. Возможно, благодаря этому в фильме возникают иллюзии чисто эстетические, не обусловленные никакой иной необходимостью, — вроде случайной встречи мальчика с огромным белым буйволом. Здесь причина только одна — красота пригрезившегося режиссеру микросюжета.
Главную роль в фильме сыграл непрофессиональный актер Бруно Дзанин. Музыку написал постоянный композитор Феллини Нино Рота. С этой картины началось сотрудничество Феллини и Тонино Гуэрра, который до этого был известен кинематографической публике как автор сценариев к самым известным фильмам Антониони. В дальнейшем Феллини и Гуэрра сделали еще несколько картин, но ни одна из них по популярности не могла сравниться с «Амаркордом». Влияние фильма на мировую кинематографию трудно переоценить. До сих пор режиссеры всего мира снимают свои «амаркорды», сплетая в них свои воспоминания о детстве. Поэтому название картины Феллини стало нарицательным.