Борис Березовский, Сергей Крылов, Уральский академический филармонический оркестр, Дмитрий Лисс
Борис Березовский
Борис Березовский — один из самых востребованных пианистов мира. Его искусство отличается виртуозностью, совершенным звуком с богатым спектром динамических оттенков, репертуарным разнообразием. Родился в Москве в 1969 году. Учился в Московской консерватории у Элисо Вирсаладзе и частным образом у Александра Саца. В 1987 завоевал IV премию конкурса пианистов в Лидсе (Великобритания). После блестящего дебюта в лондонском Уигмор-холле в 1988 году газета The Times охарактеризовала его как «исключительно многообещающего артиста». Подтверждением тому стали I премия и Золотая медаль на IX Международном конкурсе имени Чайковского в Москве, завоеванные Березовским в 1990 году.
С этого момента разворачивается международная карьера пианиста. Он выступает с лучшими оркестрами мира, среди которых Нью-Йоркский филармонический и Филадельфийский, лондонская «Филармония» и Симфонический оркестр Би-би-си, Резиденц-оркестр Гааги и Симфонический оркестр радио Франкфурта, Национальный оркестр Датского радио и амстердамский Консертгебау, Национальный оркестр Франции, Симфонические оркестры Бирмингема и Сиднея, филармонические оркестры Роттердама, Мюнхена, Осло, Берлина, Российский национальный, Уральский академический филармонический (УАФО), Новый Японский филармонический оркестр и другие. Партнерами Березовского были Курт Мазур, Шарль Дютуа, Вольфганг Заваллиш, Эндрю Литтон, Антонио Паппано, Лоранс Экильбе, Владимир Ашкенази, Александр Лазарев, Михаил Плетнев, Юрий Башмет, Дмитрий Китаенко, Александр Рудин, Дмитрий Лисс, Александр Ведерников и многие другие известные дирижеры.
Сольные концерты Березовского проходят в лучших залах мира, таких как Берлинская филармония, амстердамский Консертгебау, лондонский Ройал-фестивал-холл, Театр Елисейских полей в Париже, венский Концертхаус, Дворец изящных искусств в Брюсселе, зал «Мегарон» в Афинах, Большой зал Московской консерватории, Концертный зал имени Чайковского. Среди партнеров Березовского по камерному ансамблю — Вадим Репин, Дмитрий Махтин, Александр Князев, Яна Иванилова, Акико Суванаи, Хэмиш Милн.
В обширной дискографии Березовского — около 40 CD и DVD. На лейбле Teldec пианист записал произведения Шопена, Шумана, Рахманинова, Мусоргского, Балакирева, Метнера, Равеля и все «Трансцендентные этюды» Листа. На лейбле Mirare — все Прелюдии и фортепианные концерты Рахманинова (с УАФО под управлением Дмитрия Лисса) и сочинения Рахманинова для двух фортепиано (в ансамбле с Брижит Анжерер). Березовский — обладатель многих премий в области звукозаписи. Его записи сочинений Равеля, Чайковского, Шостаковича, Рахманинова, Хиндемита, Шопена, Сен-Санса удостоены премий Diapason d’Or, EchoKlassik, CHOC, многократно отмечены журналами Le Monde de la Musique и Gramophone. В 2006 году Березовский был удостоен премии BBC Music Magazine.
Пианист — участник крупнейших международных музыкальных фестивалей в России, Германии, Франции, Швейцарии, Австрии, Словакии, Японии, США. По инициативе Березовского в городах России (Москва, Екатеринбург, Владимир) с 2006 по 2011 гг. проходил «Метнер-фестиваль». Пианист активно концертирует в России: в Оренбурге, Новосибирске, Белгороде и многих других городах, проводит авторские фестивали, в том числе Фестиваль Бориса Березовского в Екатеринбурге (2012, 2014), идею которого сам музыкант определил как «музыкально-географическое путешествие». Схожими идеями вдохновлен и проект пианиста «Музыка Земли» (2014, 2016). «У меня возникло желание создать несколько концертов, посвященных влиянию фольклора на классику, — объяснял пианист. — Ведь многие гениальные русские композиторы вдохновлялись фольклором, любили его и обожали. Я думаю, что тема огромная, и хватит фестивалей на сорок, не меньше. Уж на мою жизнь точно хватит». В сентябре 2015 Березовский участвовал в I фестивале «Безумные дни в Екатеринбурге».
Летом 2015 года Березовский был членом жюри состязания пианистов на XV международном конкурсе имени Чайковского. На телеканале «Россия — Культура» он вел программу «Вспоминая великие страницы», посвященную конкурсным выступлениям пианистов прежних лет. Лауреат премии национальной газеты «Музыкальное обозрение» в номинации «Персона года» (2013). В 2015 удостоен Премии города Москвы в номинации «Музыкальное искусство». В июле 2016 удостоен звания Заслуженный артист РФ. Носит звание Steinway Artist.
Сергей Крылов
Утончённая музыкальность, блистательная виртуозность в сочетании с глубоким лиризмом и красотой звука — это только некоторые качества, благодаря которым Сергея Крылова называют одним из самых выдающихся музыкантов своего поколения.
Он родился в 1970 году в Москве в семье музыкантов: выдающегося скрипичного мастера Александра Крылова и пианистки, преподавателя Центральной музыкальной школы при Московской консерватории Людмилы Крыловой.
Начав заниматься на скрипке с 4 лет, Сергей вскоре поступил в ЦМШ, где обучался у Сергея Кравченко и Абрама Штерна. В 10 лет он дебютировал с оркестром. Ещё в годы учебы много гастролировал в России, Китае, Польше, Финляндии, Германии.
После победы на Международном конкурсе скрипачей имени Р. Липицера в Гориции (Италия, 1989) С. Крылов продолжил обучение в Италии, в Walter Stauffer Academy у знаменитого скрипача и педагога Сальваторе Аккардо.
Музыкант получил широкую известность после завоевания первых премий на Международном конкурсе имени А. Страдивари в Кремоне (1998) и Международном конкурсе имени Ф. Крейслера в Вене (2000). Среди наиболее значительных личностей, с которыми работал музыкант, особо следует отметить Мстислава Ростроповича, который написал: «Сергей Крылов входит в пятерку лучших современных скрипачей мира». В свою очередь, С. Крылов неоднократно отмечал, что опыт общения с гениальным мастером значительно изменил его как музыканта.
Сергей Крылов выступает в лучших залах Европы, Северной и Южной Америки, Азии, на самых престижных фестивалях. Он играл со всемирно известными оркестрами под управлением выдающихся дирижёров, среди которых Валерий Гергиев, Юрий Темирканов, Владимир Ашкенази, Юрий Симонов, Юрий Башмет, Дмитрий Китаенко, Саулюс Сондецкис, Михаил Плетнев, Андрей Борейко, Владимир Юровский, Василий Петренко, Дмитрий Лисс, Никола Луизотти, Джеймс Конлон, Фабио Луизи, Ютака Садо, Золтан Кочиш, Омер Меир Уэллбер, Гюнтер Хербиг, Рафаэль Фрюбек де Бургос, Роберто Аббадо, Майкл Нестерович. В числе оркестров, с которыми сотрудничал скрипач, — Лондонский Королевский филармонический оркестр, филармонические оркестры Ла Скала, Немецкого радио, Гамбурга, Копенгагена, симфонические оркестры Дрезденской государственной капеллы, Берлина, Атланты, NHK (Токио), Франкфуртского радио, радио Франции, оркестр Чешской филармонии, Будапештский фестивальный оркестр, Венский симфонический, оркестры Академии Санта Чечилия в Риме, имени Дж. Верди в Милане, Filarmonica Toscanini в Парме, Камерата Зальцбург, Английский камерный оркестр, Заслуженный коллектив России академический симфонический оркестр Санкт—Петербургской филармонии, Госоркестр России имени Е.Ф. Светланова, оркестр Мариинского театра, оркестр «Новая Россия», Российский национальный оркестр, Уральский академический филармонический оркестр, Камерный ансамбль «Солисты Москвы».
Уделяя большое внимание камерному музицированию, Сергей Крылов постоянно выступает в ансамбле с такими прославленными артистами, как пианисты Денис Мацуев, Николай Луганский, Ефим Бронфман, Лилия Зильберштейн, Итамар Голан, Михаил Рудь, Бруно Канино, Золтан Кочиш, Александр Маджар, Стефания Мормоне, скрипач Максим Венгеров, альтисты Юрий Башмет, Нобуко Имаи, Максим Рысанов, виолончелисты Александр Князев, Миша Майский, Александр Бузлов, певица Элина Гаранча, ансамбль Belcea Quartet.
С 2008 года Сергей Крылов совмещает карьеру скрипача с дирижёрской деятельностью. В том же году он стал художественным руководителем и главным дирижёром Литовского камерного оркестра. Был приглашённым дирижером Английского камерного оркестра, оркестра Accademia Orchestra Mozart (Болонья), симфонических оркестров Regionale Toscana, Magna Grecia, оркестра Teatro Lirico в Кальяри, оркестра города Раанана (Израиль), Новосибирского академического симфонического оркестра и ряда других коллективов.
Дискография скрипача включает альбомы для звукозаписывающих фирм EMI Classics, Agora и «Мелодия». В сотрудничестве со Стингом он записал DVD Twin Spirits, посвященный Роберту Шуману.
Помимо записей на EMI Classics и «Мелодии» за последнее время Сергей Крылов выпустил два диска на фирме Deutsche Grammophon, получившие высокую оценку международной музыкальной критики: «Времена года» Вивальди с Литовским камерным оркестром и 24 каприса Паганини для скрипки соло. Совместно с композитором и дирижёром Эцио Боссо и Симфоническим оркестром «La Fenice» (Венеция) выпустил диск с исполнением «Esoconcerto» на Sony Classics. Среди последних записей также скрипичный концерт «Метаморфозы» Кшиштофа Пендерецкого, исполненный под управлением автора.
Много времени Сергей Крылов уделяет преподавательской деятельности. Вместе с матерью—пианисткой он организовал в Кремоне музыкальную академию Gradus ad Parnassum. С 2012 года является профессором Консерватории в Лугано (Швейцария).
Дмитрий Лисс
Дмитрий Лисс получил образование в Московской консерватории (класс профессора Дмитрия Китаенко). Профессиональную карьеру начал как ассистент дирижера оркестра Московской филармонии под руководством Д. Китаенко. С 1991 по 1995 год — главный дирижер Симфонического оркестра Кузбасса.
В 1995 году Дмитрий Лисс стал победителем Международного конкурса дирижеров имени Л. Матачича в Загребе (Хорватия) и в том же году возглавил Уральский академический филармонический оркестр. В 1997–1999 годах был главным российским дирижером Российско-Американского молодежного оркестра, с 1999 по 2003 год — дирижером Российского национального оркестра.
Под управлением Лисса Уральский академический филармонический оркестр гастролировал в разных странах мира, принимал участие в престижных международных фестивалях, записал 32 CD. С 2011 года маэстро является художественным руководителем Международного музыкального фестиваля «Евразия», который проводится Свердловской филармонией раз в два хода.
Дмитрий Лисс сотрудничал с Госоркестром России, Академическим симфоническим оркестром Московской филармонии, Заслуженным коллективом России Академическим симфоническим оркестром Санкт-Петербургской филармонии, Национальным оркестром Франции, Будапештским филармоническим оркестром, Венгерским национальным филармоническим оркестром, Токийским столичным симфоническим оркестром, филармоническими оркестрами Осаки и Нагойи, Тихоокеанским симфоническим, Бергенским филармоническим, Симфоническим оркестром Тронхейма, симфоническими оркестрами Нидерландского радио, Северных Нидерландов и Филармоническим оркестром Гааги, Эстонским национальным симфоническим оркестром и Литовским государственным симфоническим оркестром. С сентября 2016 года Дмитрий Лисс занимает пост главного дирижера Филармонического оркестра Южных Нидерландов.
Удостоен почетного звания «Народный артист Российской Федерации», лауреат Государственной премии Российской Федерации.
Уральский академический филармонический оркестр
Уральский академический филармонический оркестр был основан в 1936 году. У его истоков стоял дирижер Марк Паверман. С 1995 года художественным руководителем и главным дирижером оркестра является Дмитрий Лисс.
Оркестр ежегодно готовит более 70 программ и дает свыше 100 концертов. Коллектив сотрудничал со многими известными дирижерами — Дмитрием Китаенко, Геннадием Рождественским, Кшиштофом Пендерецким, Владимиром Федосеевым, Валерием Гергиевым, Клаусом Теннштедтом, Жаном-Клодом Казадезюсом, Элиаху Инбалом, Андреем Борейко, и солистами, среди которых Мстислав Ростропович, Николай Петров, Дмитрий Хворостовский, Юрий Башмет, Виктор Третьяков, Элисо Вирсаладзе, Наталия Гутман, Михаил Плетнёв, Лиана Исакадзе, Александр Князев, Питер Донохоу, Борис Березовский, Вадим Репин, Николай Луганский, Денис Мацуев, Фредерик Кемпф, Сергей Крылов
Уральский филармонический оркестр гастролировал в 20 странах мира. Принимал участие в Бетховенском фестивале в Бонне (Германия), фестивалях «Безумный день» в Нанте, Токио, Бильбао и Екатеринбурге, фестивале Радио Франции и Монпелье, в Ла Рок д`Антероне, Сен-Рикье, Систероне (Франция), «Площадь искусств» в Санкт-Петербурге, «Звезды на Байкале» в Иркутске, Фестивале симфонических оркестров мира в Москве, Сrescendo в Москве, Санкт-Петербурге, Екатеринбурге, Калининграде и Сочи, фестивалях «Евразия» и Бориса Березовского в Екатеринбурге, «Русское Рождество в Кеннеди-центре» (США), «Харбинское лето» (Китай). В 2016 году совместно с музыкантами Харбинского симфонического оркестра УАФО выступил в Штаб-квартире Организации Объединенных Наций в Женеве.
В течение двух сезонов Уральский филармонический оркестр представлял свой абонемент в Мариинском театре в Санкт-Петербурге, выступая в Концертном зале и на Новой сцене.
Коллективом записано 36 СD, в том числе на лейблах Sony Classical, Warner Classics International и Mirare. Выступления УАФО транслировались в эфире «Радио России», Радио Франции, France Musique, TV Channels Arte, NHK и на канале «Культура».
В 1996 году был создан благотворительный фонд поддержки УАФО, при его содействии для музыкантов оркестра были приобретены струнные инструменты работы мастеров Бергонци, Граньяни и Вильома.
Феликс Мендельсон
Сын преуспевающего банкира, Феликс Мендельсон-Бартольди (вторая фамилия была зарегистрирована после перехода всей семьи Мендельсонов в христианство) от природы одарен разнообразными талантами. Все давалось ему легко — музыка, языки, рисование, плавание, верховая езда. Он мог стать кем захотел бы — пианистом, дирижером, композитором, художником, писателем, филологом. О несомненном литературном даре свидетельствуют эпистолярное наследие Мендельсона, его дневники и музыкально-критические эссе, а также немало лирических стихотворений. Известно, что Мендельсон с увлечением переводил Теренция и сонеты из «Новой жизни» Данте. Талант рисовальщика с натуры успешно развивался параллельно с другими занятиями: при нем всегда были рядом с филармонической чернильницей и ручкой альбомы для рисования и старая коробка с красками. Акварельные ландшафты и карандашные наброски Мендельсона полны изящества и удивительным образом воссоздают поэтическое настроение.
И все-таки главная, музыкальная стезя определилась с отроческой поры. В 13-летнем возрасте Мендельсон был автором большого числа сочинений для хора, концертов, опер, симфоний и камерно-инструментальных композиций. Игнац Мошелес, «король пианистов», побывавший в доме Мендельсонов, записал в своем дневнике: «…Феликс — явление, подобно которому не найти нигде. И что такое вундеркинды рядом с ним? Всего только вундеркинды, не более того. Этот Феликс Мендельсон уже зрелый художник, а ведь ему только пятнадцать лет».
В 17 лет Мендельсон создал свою знаменитую увертюру к комедии Шекспира «Сон в летнюю ночь», о которой восторженно отозвался Роберт Шуман: «Цвет молодости разлит в ней, как, пожалуй, ни в одном другом произведении композитора. Зрелый мастер в счастливую минуту совершил свой первый могучий взлет». В 20 лет Мендельсон добился публичного исполнения в Берлине монументальных «Страстей по Матфею» Баха и фактически спустя сто лет открыл современникам творчество великого кантора церкви св. Фомы.
В 1835 году Мендельсон, уже имел достаточный дирижерский опыт, берется за руководство оркестром Лейпцигского Гевандхауза и за короткое время превращает его в один из лучших коллективов Германии. Наконец, в 1843 году он организовывает первую в стране консерваторию, находя в этом начинании всеобщую поддержку. Насыщенная, многогранная деятельность Мендельсона — дирижера, педагога, просветителя — органично сочеталась с собственным творчеством. Из-под его пера одно за другим рождались сочинения разных жанров, но равно совершенные по мастерству. Живший в эпоху расцвета романтического искусства, композитор оставался приверженцем классических традиций. Его кумирами были Моцарт и Бетховен, Бах, Гендель и композиторы добаховских веков. В его музыке царили ясность, гармоничность, уравновешенность, столь необычные в бурную эпоху ниспровержения канонов прошлого. Он был далек от романтического пафоса, театральной патетики и преувеличенно мрачных страстей. И в то же время музыка Мендельсона покоряет душевной открытостью, щедрым мелодизмом и естественностью интонационного развития.
Увлечение Мендельсона малопопулярными в его время библейскими и евангельскими сюжетами и соответственно жанрами духовной музыки нашло воплощение в масштабных ораториях «Илья» и «Павел», где любовь к традиции сочеталась с острым чувством нового.
Мендельсон является создателем нового жанра романтической концертной увертюры, написанной на конкретный сюжет (взятый из литературы, живописи или навеянный картинами природы). Первый блистательный опыт — увертюра «Сон в летнюю ночь» — с годами пополнилась такими не менее яркими сочинениями, как «Фингалова пещера», «Морская тишь и счастливое плавание», «Прекрасная Мелузина» и др. Вслед за Францем Шубертом Мендельсон развивал жанр лирико-драматической романтической симфонии, основанной на темах песенного характера («Шотландская» и «Итальянская» симфонии). При этом композитор по-своему трактовал программность — более обобщенно. В отличие от Берлиоза или Листа, он не предварял свои произведения обширными предисловиями, а лишь ограничивался краткими заголовками. Широко популярный среди исполнителей Концерт для скрипки с оркестром, и сегодня способный покорить даже взыскательного меломана своей неподдельной свежестью, явился едва ли не первым образцом романтического концерта. Наконец, фортепианный цикл «Песни без слов» — еще одно открытие Мендельсона нового жанра — и по сию пору не имеет равных себе по редкому сочетанию высочайшего профессионализма и доступности самого неискушенному в музыке слуху.
Творческая энергия не угасала до последних дней земной жизни Мендельсона. Он был полон новыми замыслами — задумал ораторию «Христос» и оперу на сюжет сказаний о Лорелее.
После преждевременной кончины Мендельсона близкий его друг, певец Эдуард Девриент оставил в своих воспоминаниях такую весьма примечательную запись: «Столь счастливый и богатый талантами, окруженный любовью и восхищением и при всем этом столь сильный духом и сердцем, он никогда не ослаблял узды религиозной самодисциплины, никогда не преступал границ скромности и смирения, никогда не переставал руководствоваться чувством долга. Земля не отказала ему ни в одной из своих радостей, небеса наградили его всеми дарами для богатой духовной жизни. По сравнению с таким обилием мирных радостей какое значение могли иметь часы дурного настроения, дни печали или скорбного недовольства фальшивыми почестями, которые ему оказывали! Скоропостижная смерть среди только начатых им трудов и далеко идущих проектов, избавившая его от страхов и сует мирских, завершила эту блестящую жизнь человека истинно счастливого и одарившего счастьем других».
Гектор Берлиоз
Гектор Берлиоз (11 декабря 1803 — 8 марта 1869) — французский композитор, дирижер, музыкальный писатель. Член Института Франции (1856).
Родился в городке Кот-Сент-Андре (Изер) на юго-востоке Франции в семье врача. В 1821 Берлиоз — студент-медик, но в скором времени, несмотря на сопротивление родителей, он оставляет медицину, решив посвятить себя музыке. Первое публичное исполнение его произведения «Торжественная месса» состоялось в Париже в 1825, не имея, однако, никакого успеха.
В 1826–1830 Берлиоз учится в Парижской консерватории у Жана Франсуа Лесюэра и А. Рейхи. В 1828–1830 года вновь были исполнены несколько произведений Берлиоза — увертюры «Ваверлей», «Francs-juges» и «Фантастическая симфония» (эпизод из жизни артиста). Хотя эти произведения также не встретили особенного сочувствия, тем не менее они обратили на молодого композитора внимание публики. Начиная с 1828 года, Берлиоз стал не без успеха выступать на поприще музыкального критика.
Получив Римскую премию (1830) за кантату «Сарданапал», жил как стипендиат в Италии, из которой он, однако, вернулся через 18 месяцев убежденным противником итальянской музыки. Из своего путешествия Берлиоз привез с собой увертюру «Король Лир» и симфоническое произведение «Le retour à la vie», названное им «мелологом» (смесь инструментальной и вокальной музыки с декламацией), которое составляет продолжение «Фантастической симфонии». Вернувшись в Париж в 1832 году, он занимался композиторской, дирижёрской, критической деятельностью.
С 1834 года положение Берлиоза в Париже улучшилось, особенно после того, как он стал сотрудником во вновь основанной музыкальной газете «Gazette musicale de Paris», a вслед за тем и в «Journal des Débats». Работая в этих изданиях до 1864 года, Б. приобрел репутацию строгого и серьёзного критика. В 1839 году он был назначен библиотекарем консерватории, а с 1856 года — членом Академии. С 1842 года много гастролировал за границей. С триумфом выступал как дирижёр и композитор в России (1847, 1867–68), в частности, наполнив публикой Московский манеж.
Личная жизнь Берлиоза омрачилась рядом печальных событий, о которых он детально рассказывает в своих «Мемуарах» (1870). Его первый брак с ирландской актрисой Гарриэт Смитсон закончился разводом в 1843 году (Смитсон много лет страдала неизлечимой нервной болезнью); после её смерти Берлиоз вступал в брак с певицей Марией Ресио, которая внезапно умерла в 1854 году. Сын композитора от первого брака умер в 1867 году. Сам композитор скончался в одиночестве 8 марта 1869 года.
Берлиоз — яркий представитель романтизма в музыке, творец романтической программной симфонии. Его искусство во многом сродни творчеству В. Гюго в литературе и Делакруа в живописи. Он смело вводил нововведения в области музыкальной формы, гармонии и особенно инструментовки, тяготел к театрализации симфонической музыки, грандиозным масштабам произведений.
В 1826 году была написана кантата «Греческая революция» — отзыв на освободительную борьбу греков против Османской империи. Во время Большой июльской революции 1830 года на улицах Парижа разучивал с народом революционные песни, в частности обработанную им для хора и оркестра «Марсельезу». В ряде крупных произведений Берлиоза нашла отражение революционная тематика: в память героев Июльской революции созданные грандиозный «Реквием» (1837) и «Траурно-триумфальная симфония» (1840, написанна к торжественной церемонии перенесения праха жертв июльских событий).
Стиль Берлиоза определился уже в «Фантастической симфонии» (1830, подзаголовок — «Эпизод из жизни художника»). Это известное произведение Берлиоза — первая романтическая программная симфония. В ней нашли отражение типичные для того времени настроения (разлад с действительностью, преувеличенная эмоциональность и чувствительность). Субъективные переживания художника поднимаются в симфонии к социальным обобщениям: тема «несчастной любви» приобретает значение трагедии утраченных иллюзий.
Вслед за симфонией Берлиоз пишет монодраму «Лелио, или Возвращение к жизни» (1831, продолжение «Фантастической симфонии»). Берлиоза привлекали сюжеты произведений Дж. Байрона — симфония для альта и оркестра «Гарольд в Италии» (1834), увертюра «Корсар» (1844); У. Шекспира — увертюра «Король Лир» (1831), драматическая симфония «Ромео и Джульетта» (1839), комическая опера «Беатриче и Бенедикт» (1862, на сюжет «Много шума из ничего»); Гёте — драматическая легенда (оратория) «Осуждение Фауста» (1846, что свободно трактует поэму Гёте). Берлиозу принадлежат также опера «Бенвенуто Челлини» (пост. 1838); 6 кантат; оркестровые увертюры, в частности «Римский карнавал» (1844); романсы и др. пр. Собрание сочинений в 9 сериях (20 тт.) издано в Лейпциге (1900–1907). В последние годы жизни Берлиоз все больше склонялся к академизму, моральной проблематике: ораториальная трилогия «Детство Христа» (1854), оперная дилогия «Троянцы» по Вергилию («Взятие Трои» и «Тронцы в Карфагене», 1855–1859).
Из многочисленных его произведений особенного внимания заслуживают: симфония «Гарольд в Италии» (1834), «Реквием» (1837), опера «Бенвенуто Челлини» (1838), симфония-кантата «Ромео и Джульетта» (1839), «Погребальная и торжественная симфония» (1840 г., при открытии Июльской колонны), драматическая легенда «Осуждение Фауста» (1846 г.), оратория «Детство Христа» (1854), «Те Deum» для двух хоров (1856), комическая опера «Беатриче и Бенедикт» (1862) и опера «Троянцы» (1863).
Текст к последним двум операм, равно как и к «Фаусту», к «Детству Христа» и к др. произведениям, был сочинен самим Берлиозом.
Из литературных произведений Берлиоза наиболее выдаются: «Voyage musical en Allemagne et en Italie» (Париж, 1854), «Les Soirées de l’orchestre» (Париж, 1853; 2 изд. 1854), «Les grotesques de la musique» (Париж, 1859), «A travers chant» (Париж, 1862), «Traité d’instrumentation» (Париж, 1844).
Причина разноречивости отзывов о Берлиозе как о композиторе в том, что он с самого начала своей музыкальной деятельности пошёл по совершенно новой, вполне самостоятельной дороге. Он тесно примыкал к новому развивавшемуся в то время в Германии музыкальному направлению и когда в 1844 г. посетил Германию, то был там гораздо больше оценен, чем в своем отечестве. В России Берлиоз уже давно получил свою оценку. После своей смерти, а в особенности после франко-прусской войны 1870 г., когда во Франции с особой силой пробудилось национальное, патриотическое чувство, произведения Берлиоза приобрели большую популярность среди его соотечественников.
Значение Берлиоза в области искусства заключается в его глубоком понимании инструментов и в мастерском их применении в оркестровке. Его партитуры полны новых и смелых оркестровых эффектов. Большим распространением пользуется его трактат об инструментовке, переведенный на многие языки. По смерти Берлиоза появились незадолго перед тем написанные им «Mémoires» (Париж, 1870), «Correspondance inedite 1810–1868» (1878).
Берлиоз был выдающимся дирижёром. Вместе с Вагнером он заложил основы новой школы дирижирования, внес важный вклад в развитие музыкально-критической мысли.