К 100-летию со дня рождения Леонарда Бернстайна. Оркестр Московской филармонии, Лио Куокман, Борис Березовский
Борис Березовский
Борис Березовский — один из самых востребованных пианистов мира. Его искусство отличается виртуозностью, совершенным звуком с богатым спектром динамических оттенков, репертуарным разнообразием. Родился в Москве в 1969 году. Учился в Московской консерватории у Элисо Вирсаладзе и частным образом у Александра Саца. В 1987 завоевал IV премию конкурса пианистов в Лидсе (Великобритания). После блестящего дебюта в лондонском Уигмор-холле в 1988 году газета The Times охарактеризовала его как «исключительно многообещающего артиста». Подтверждением тому стали I премия и Золотая медаль на IX Международном конкурсе имени Чайковского в Москве, завоеванные Березовским в 1990 году.
С этого момента разворачивается международная карьера пианиста. Он выступает с лучшими оркестрами мира, среди которых Нью-Йоркский филармонический и Филадельфийский, лондонская «Филармония» и Симфонический оркестр Би-Би-Си, Резиденц-оркестр Гааги и Симфонический оркестр радио Франкфурта, Национальный оркестр Датского радио и амстердамский Консертгебау, Национальный оркестр Франции, Симфонические оркестры Бирмингема и Сиднея, филармонические оркестры Роттердама, Мюнхена, Осло, Берлина, Российский национальный, Уральский академический филармонический (УАФО), Новый Японский филармонический оркестр и другие. Партнерами Березовского были Курт Мазур, Шарль Дютуа, Вольфганг Заваллиш, Эндрю Литтон, Антонио Паппано, Лоранс Экильбе, Владимир Ашкенази, Александр Лазарев, Михаил Плетнев, Юрий Башмет, Дмитрий Китаенко, Александр Рудин, Дмитрий Лисс, Александр Ведерников и многие другие известные дирижеры.
Сольные концерты Березовского проходят в лучших залах мира, таких как Берлинская филармония, амстердамский Консертгебау, лондонский Ройал-фестивал-холл, Театр Елисейских полей в Париже, венский Концертхаус, Дворец изящных искусств в Брюсселе, зал «Мегарон» в Афинах, Большой зал Московской консерватории, Концертный зал имени Чайковского. Среди партнеров Березовского по камерному ансамблю — Вадим Репин, Дмитрий Махтин, Александр Князев, Яна Иванилова, Акико Суванаи, Хэмиш Милн.
В обширной дискографии Березовского — около 40 CD и DVD. На лейбле Teldec пианист записал произведения Шопена, Шумана, Рахманинова, Мусоргского, Балакирева, Метнера, Равеля и все «Трансцендентные этюды» Листа. На лейбле Mirare — все Прелюдии и фортепианные концерты Рахманинова (с УАФО под управлением Дмитрия Лисса) и сочинения Рахманинова для двух фортепиано (в ансамбле с Брижит Анжерер). Березовский — обладатель многих премий в области звукозаписи. Его записи сочинений Равеля, Чайковского, Шостаковича, Рахманинова, Хиндемита, Шопена, Сен-Санса удостоены премий Diapason d'Or, EchoKlassik, CHOC, многократно отмечены журналами Le Monde de la Musique и Gramophone. В 2006 году Березовский был удостоен премии BBC Music Magazine.
Пианист — участник крупнейших международных музыкальных фестивалей в России, Германии, Франции, Швейцарии, Австрии, Словакии, Японии, США. По инициативе Березовского в городах России (Москва, Екатеринбург, Владимир) с 2006 по 2011 гг. проходил «Метнер-фестиваль». Пианист активно концертирует в России: в Оренбурге, Новосибирске, Белгороде и многих других городах, проводит авторские фестивали, в том числе Фестиваль Бориса Березовского в Екатеринбурге (2012, 2014), идею которого сам музыкант определил как «музыкально-географическое путешествие». Схожими идеями вдохновлен и проект пианиста «Музыка Земли» (2014, 2016). «У меня возникло желание создать несколько концертов, посвященных влиянию фольклора на классику, — объяснял пианист. — Ведь многие гениальные русские композиторы вдохновлялись фольклором, любили его и обожали. Я думаю, что тема огромная, и хватит фестивалей на сорок, не меньше. Уж на мою жизнь точно хватит». В сентябре 2015 Березовский участвовал в I фестивале «Безумные дни в Екатеринбурге».
Летом 2015 года Березовский был членом жюри состязания пианистов на XV международном конкурсе имени Чайковского. На телеканале «Россия — Культура» он вел программу «Вспоминая великие страницы», посвященную конкурсным выступлениям пианистов прежних лет. Лауреат премии национальной газеты «Музыкальное обозрение» в номинации «Персона года» (2013). В 2015 удостоен Премии города Москвы в номинации «Музыкальное искусство». В июле 2016 удостоен звания Заслуженный артист РФ. Носит звание Steinway Artist.
Лио Куокман
Поразительный дирижёрский талант» — так назвала Лио Куокмана газета Philadelphia Inquirer за изящество и уверенность за пультом, а также великолепную способность контролировать оркестр.
В 2014 году, в возрасте 33 лет, Лио Куокман стал победителем Третьего международного конкурса дирижёров имени Е.Ф. Светланова в Париже, завоевав вторую премию (первая не присуждена), приз зрительских симпатий и приз оркестра. Он также получил приглашение от художественного руководителя филармонического оркестра Радио Франс Мюнг-Вун Чунга продирижировать европейской премьерой Концерта № 2 “Voices оf violin” для скрипки с оркестром Беньямина Юсупова в зале Плейель в Париже (солист Вадим Репин) и занял должность дирижёра-ассистента Филадельфийского оркестра.
Лио Куокман в равной степени востребован как оперный и симфонический дирижёр, солист-пианист и камерный музыкант. Он сотрудничал с Оркестром Национального центра искусств Канады, Сеульским филармоническим оркестром, Симфоническим оркестром Форт-Уэрта, Датским национальным симфоническим оркестром, Филармоническим оркестром Гонконга, оркестрами «Симфониетта Гонконга» и «Виртуозы Гонконга», Паназиатским симфоническим оркестром, Филармоническим оркестром Тайбэя и Оркестром Макао.
Его большой интерес к преподавательской и образовательной деятельности проявляется в активной работе со студенческими коллективами, среди которых молодёжные оркестры Нью-Йорка, Консерватории Новой Англии, округа Монтгомери, Макао, Афганский молодёжный оркестр, Оркестр Гонконгской академии исполнительских искусств.
Лио Куокман дирижировал спектаклями в театрах Гонконга, США («Кёртис-опера» в Филадельфии), других стран. В оперном репертуаре маэстро — «Джанни Скикки» и «Турандот» Пуччини, «Дон Жуан» и «Свадьба Фигаро» Моцарта, «Шёлковая лестница» Россини, «Дочь полка», «Любовный напиток» и «Лючия ди Ламмермур» Доницетти, «Сельская честь» Масканьи, «Паяцы» Леонкавалло, «Риголетто» и «Трубадур» Верди.
Как пианист Лио выступал с Симфоническим оркестром Форт-Уэрта, оркестром «Камерата Зальцбург», Филармоническим оркестром Бакэу (Румыния), Китайским национальным симфоническим оркестром, Филармоническим оркестром Гонконга и Шанхайским симфоническим оркестром, а также в рамках мастер-классов Джеймса Ливайна в Карнеги-холле.
Лио Куокман участвовал в Международном музыкальном фестивале в Пекине, Фестивале современной музыки Cabrillo в Санта-Крузе (США), фестивалях «Безумные дни в регионе Луары», «Безумные дни в Нанте» и в Ла-Рок-д’Антероне (Франция), «Безумные дни в Японии» в Токио, “Great Mountains” в Южной Корее, Международном музыкальном фестивале в Макао и Фестивале искусств в Гонконге, на котором продирижировал премьерой камерной оперы Чан Хин Яна “Heart of Coral”, написанной по заказу этого форума.
За последние два года дирижёр дебютировал с оркестром Sinfonia Varsovia, Софийским филармоническим оркестром, Национальным симфоническим оркестром Тайваня, Детройтским симфоническим оркестром, Филармоническим оркестром Кансая (Япония). Недавно он совершил тур по Австралии с Молодёжным симфоническим оркестром Макао и участвовал в гастролях Филадельфийского оркестра по странам Европы и Азии.
Начиная с 2016 года, Лио Куокман регулярно выступает в России. 18 марта 2016 года он впервые продирижировал в Мариинском театре оперой Римского-Корсакова «Псковитянка». Спустя месяц, по приглашению Вадима Репина он продирижировал Новосибирским филармоническим оркестром в концерте, посвящённом 125-летию Сергея Прокофьева, на Транссибирском Арт-фестивале. В июне 2016 года он выступил в Санкт-Петербурге на Международном фестивале «Музыкальный Олимп» и в Екатеринбурге с Уральским академическим филармоническим оркестром.
Лио Куокман получил степень бакалавра с отличием в Гонконгской академии исполнительских искусств, степень магистра в Джульярдской школе, дипломы Кёртисовского института музыки и Консерватории Новой Англии. Совершенствовал мастерство на мастер-классах Саймона Рэттла, Майкла Тилсона Томаса, Джеймса Ливайна, Кристофа Эшенбаха, Алана Гилберта, Марин Олсоп и Густава Мейера.
Лио Куокман является одним из основателей и президентом Общества камерной музыки Макао. За вклад в развитие искусства и культуры музыкант получил Сертификат с благодарностью от правительства Гонконга и Почётный диплом от правительства Макао.
Академический симфонический оркестр Московской филармонии
Академический симфонический оркестр Московской филармонии на протяжении всей своей истории входит в число лучших отечественных оркестров и достойно представляет российскую музыкальную культуру за рубежом.
За пультом оркестра стояли крупнейшие отечественные и зарубежные дирижеры — Андре Клюитанс, Игорь Маркевич, Шарль Мюнш, Зубин Мета, Джордже Энеску, Неэме Ярви, Марис Янсонс, Джансуг Кахидзе, Курт Мазур, Евгений Светланов, композиторы Бенджамин Бриттен, Игорь Стравинский, Кшиштоф Пендерецкий. Именно с этим коллективом связан единственный дирижёрский опыт Святослава Рихтера. С оркестром играли практически все крупнейшие солисты второй половины XX века: Исаак Стерн, Иегуди Менухин, Гленн Гульд, Маурицио Поллини, Эмиль Гилельс, Давид Ойстрах, Леонид Коган, Ирина Архипова, Даниил Шафран, Яков Флиер, Владимир Крайнев, Наталия Гутман и многие другие.
Оркестр создан в сентябре 1951 года при Всесоюзном радиокомитете, в 1953 году вошёл в штат Московской филармонии. Его художественный облик и исполнительская манера формировались под руководством прославленных отечественных дирижёров. Первым художественным руководителем и главным дирижёром коллектива был Самуил Самосуд (1951–1957). В 1957–1959 гг. за оркестром, который возглавил Натан Рахлин, закрепилась слава одного из лучших в СССР. В 1958 году на I Международном конкурсе имени Чайковского оркестр под руководством Кирилла Кондрашина сопровождал триумфальное выступление Вана Клиберна, а в 1960 году первым из отечественных симфонических коллективов совершил гастроли по США.
Кондрашин возглавлял Симфонический оркестр Московской филармонии на протяжении 16 лет (1960–1976). Эти годы стали важной вехой в истории коллектива: маэстро провел премьеры Четвертой и Тринадцатой симфоний Шостаковича, его же поэмы «Казнь Степана Разина», кантаты «К 20-летию Октября» Прокофьева, исполнил и записал многие симфонии Малера. В 1973 году оркестру было присвоено звание академического. Еще больше музыки ХХ века оркестр играл под руководством Дмитрия Китаенко (1976–1990), в том числе премьеры сочинений Хренникова, Денисова, Шнитке, Буцко, Тищенко. Впервые в СССР прозвучали «Турангалила» Мессиана, кантата «Звездоликий» и «Заупокойные песнопения» Стравинского. В дальнейшем коллективом руководили Василий Синайский (1991–1996) и Марк Эрмлер (1996–1998).
Новый этап в истории оркестра начался в 1998 году, когда его возглавил народный артист СССР Юрий Симонов. Под его руководством коллектив добился выдающихся творческих достижений. Сегодня оркестр — одна из опор российской филармонической жизни: при его участии проходят выступления звезд мировой оперы, концертные исполнения популярных и малоизвестных опер, крупнейшие музыкальные форумы. Оркестр участвовал в Международном конкурсе имени Чайковского (в 2007 году аккомпанировал вокалистам, в 2015 — скрипачам), в Первом и Втором Всероссийских музыкальных конкурсах по специальности «оперно-симфоническое дирижирование». Часто выступает в городах России, успешно гастролирует в Испании, Великобритании, Японии, Гонконге, Республике Корея.
В 2013 году Юрий Симонов и оркестр совместно с Государственным академическим русским хором имени Свешникова осуществили новую запись Гимна Российской Федерации. В 2014 году участвовали в торжественном открытии Концертного зала имени Рахманинова «Филармония-2» и вместе с Денисом Мацуевым открыли концертом в Зале имени Чайковского Всероссийский виртуальный концертный зал. Один из приоритетов оркестра — работа с новым поколением музыкантов: в рамках цикла «Звезды XXI века» прославленный коллектив постоянно сотрудничает с одаренными солистами, начинающими путь на большую сцену, приглашает в свои филармонические абонементы молодых артистов.
Деятельность дирижёра и оркестра в значительной степени направлена на воспитание юных слушателей. Огромную популярность завоевал абонементный цикл «Сказки с оркестром», проходящий в Москве и во многих городах России с участием звёзд театра и кино. Среди них — Марина Александрова, Мария Аронова, Алена Бабенко, Сергей Безруков, Анна Большова, Ольга Будина, Валерий Гаркалин, Сергей Гармаш, Нонна Гришаева, Екатерина Гусева, Михаил Ефремов, Евгений Князев, Авангард Леонтьев, Павел Любимцев, Дмитрий Назаров, Александр Олешко, Михаил Пореченков, Евгения Симонова, Даниил Спиваковский, Юрий Стоянов, Михаил Трухин, Геннадий Хазанов, Чулпан Хаматова, Сергей Шакуров. Этот проект принес маэстро Симонову звание лауреата Премии Мэрии Москвы в области литературы и искусства за 2008 год. В 2010 году Юрий Симонов и оркестр стали лауреатами Премии национальной газеты «Музыкальное обозрение» в номинации «Дирижёр и оркестр».
Среди постоянных партнеров оркестра — выдающиеся солисты современности: Валерий Афанасьев, Борис Березовский, Николай Луганский, Алексей Любимов, Олег Майзенберг, Алексей Володин, Юйцзя Ван, Лукас Генюшас, Виктор Третьяков, Дмитрий Ситковецкий, Максим Венгеров, Виктория Муллова, Вадим Репин, Акико Суванаи, Никита Борисоглебский, Юрий Башмет, Борис Андрианов, Давид Герингас, Сергей Ролдугин, Александр Князев, Лора Клейкомб, Анна Аглатова, Вероника Джиоева, Хибла Герзмава, Патриция Чьофи, Василий Ладюк; дирижёры Александр Ведерников, Александр Дмитриев, Андрес Мустонен, Василий Петренко, Марис Янсонс, Александр Лазарев, Владимир Юровский и другие.
В последние годы оркестр представил ряд московских, российских и мировых премьер, среди которых «Реквием для Ларисы» Сильвестрова, «Итайпу» Гласса, Concerto grosso для трех виолончелей с оркестром Пендерецкого, Симфония №27 «Лирическая» Слонимского, «Реквием Принцессы Гальяни» Тищенко, ряд сочинений Геннадия Гладкова и Софии Губайдулиной. Событием стала мировая премьера Концерта для оркестра «Десять взглядов на десять заповедей» — коллективного сочинения десятерых современных композиторов, посвященного газете «Музыкальное обозрение». Оркестр записал более 350 пластинок и компакт-дисков, многие из которых удостоены высших международных наград в области аудиозаписи и пользуются спросом до сих пор.