Госоркестр России имени Е.Ф. Светланова, Василий Петренко, Борис Березовский
Борис Березовский
Борис Березовский — один из самых востребованных пианистов мира. Его искусство отличается виртуозностью, совершенным звуком с богатым спектром динамических оттенков, репертуарным разнообразием. Родился в Москве в 1969 году. Учился в Московской консерватории у Элисо Вирсаладзе и частным образом у Александра Саца. В 1987 завоевал IV премию конкурса пианистов в Лидсе (Великобритания). После блестящего дебюта в лондонском Уигмор-холле в 1988 году газета The Times охарактеризовала его как «исключительно многообещающего артиста». Подтверждением тому стали I премия и Золотая медаль на IX Международном конкурсе имени Чайковского в Москве, завоеванные Березовским в 1990 году.
С этого момента разворачивается международная карьера пианиста. Он выступает с лучшими оркестрами мира, среди которых Нью-Йоркский филармонический и Филадельфийский, лондонская «Филармония» и Симфонический оркестр Би-Би-Си, Резиденц-оркестр Гааги и Симфонический оркестр радио Франкфурта, Национальный оркестр Датского радио и амстердамский Консертгебау, Национальный оркестр Франции, Симфонические оркестры Бирмингема и Сиднея, филармонические оркестры Роттердама, Мюнхена, Осло, Берлина, Российский национальный, Уральский академический филармонический (УАФО), Новый Японский филармонический оркестр и другие. Партнерами Березовского были Курт Мазур, Шарль Дютуа, Вольфганг Заваллиш, Эндрю Литтон, Антонио Паппано, Лоранс Экильбе, Владимир Ашкенази, Александр Лазарев, Михаил Плетнев, Юрий Башмет, Дмитрий Китаенко, Александр Рудин, Дмитрий Лисс, Александр Ведерников и многие другие известные дирижеры.
Сольные концерты Березовского проходят в лучших залах мира, таких как Берлинская филармония, амстердамский Консертгебау, лондонский Ройал-фестивал-холл, Театр Елисейских полей в Париже, венский Концертхаус, Дворец изящных искусств в Брюсселе, зал «Мегарон» в Афинах, Большой зал Московской консерватории, Концертный зал имени Чайковского. Среди партнеров Березовского по камерному ансамблю — Вадим Репин, Дмитрий Махтин, Александр Князев, Яна Иванилова, Акико Суванаи, Хэмиш Милн.
В обширной дискографии Березовского — около 40 CD и DVD. На лейбле Teldec пианист записал произведения Шопена, Шумана, Рахманинова, Мусоргского, Балакирева, Метнера, Равеля и все «Трансцендентные этюды» Листа. На лейбле Mirare — все Прелюдии и фортепианные концерты Рахманинова (с УАФО под управлением Дмитрия Лисса) и сочинения Рахманинова для двух фортепиано (в ансамбле с Брижит Анжерер). Березовский — обладатель многих премий в области звукозаписи. Его записи сочинений Равеля, Чайковского, Шостаковича, Рахманинова, Хиндемита, Шопена, Сен-Санса удостоены премий Diapason d'Or, EchoKlassik, CHOC, многократно отмечены журналами Le Monde de la Musique и Gramophone. В 2006 году Березовский был удостоен премии BBC Music Magazine.
Пианист — участник крупнейших международных музыкальных фестивалей в России, Германии, Франции, Швейцарии, Австрии, Словакии, Японии, США. По инициативе Березовского в городах России (Москва, Екатеринбург, Владимир) с 2006 по 2011 гг. проходил «Метнер-фестиваль». Пианист активно концертирует в России: в Оренбурге, Новосибирске, Белгороде и многих других городах, проводит авторские фестивали, в том числе Фестиваль Бориса Березовского в Екатеринбурге (2012, 2014), идею которого сам музыкант определил как «музыкально-географическое путешествие». Схожими идеями вдохновлен и проект пианиста «Музыка Земли» (2014, 2016). «У меня возникло желание создать несколько концертов, посвященных влиянию фольклора на классику, — объяснял пианист. — Ведь многие гениальные русские композиторы вдохновлялись фольклором, любили его и обожали. Я думаю, что тема огромная, и хватит фестивалей на сорок, не меньше. Уж на мою жизнь точно хватит». В сентябре 2015 Березовский участвовал в I фестивале «Безумные дни в Екатеринбурге».
Летом 2015 года Березовский был членом жюри состязания пианистов на XV международном конкурсе имени Чайковского. На телеканале «Россия — Культура» он вел программу «Вспоминая великие страницы», посвященную конкурсным выступлениям пианистов прежних лет. Лауреат премии национальной газеты «Музыкальное обозрение» в номинации «Персона года» (2013). В 2015 удостоен Премии города Москвы в номинации «Музыкальное искусство». В июле 2016 удостоен звания Заслуженный артист РФ. Носит звание Steinway Artist.
Василий Петренко
Василий Петренко — один из самых востребованных российских дирижеров среднего поколения, родился в Ленинграде в 1976 году. Окончил Хоровое училище имени Глинки, Санкт-Петербургскую консерваторию по классам хорового и оперно-симфонического дирижирования. Посещал мастер-классы Юрия Темирканова, Мариса Янсонса, Ильи Мусина и Эсы-Пекки Салонена. В 1994-1997 и в 2001–2004 годах был дирижером Театра оперы и балета им. М.П. Мусоргского (Михайловский театр), в 1997–2001 гг. — театра «Зазеркалье». Лауреат международных конкурсов в Санкт-Петербурге (Конкурс хоровых дирижеров им. Д.Д. Шостаковича, 1997 г., I премия; им. С.С. Прокофьева, 2003 г., II премия) и Кадакесе (Испания, 2002 г., Гран-при). В 2004–2007 годах — главный дирижер Санкт-Петербургского государственного симфонического оркестра.
В сентябре 2006 года Василий Петренко занял должность главного приглашенного дирижера Королевского филармонического оркестра Ливерпуля (Англия), спустя полгода был назначен главным дирижером. В 2012 году договор был продлен еще на три года, но уже в 2013 году Ливерпульский оркестр заключил с Василием Петенко бессрочный контракт (крайне редкий случай в мировой практике: например, подобные отношения существуют между Зубином Метой и Израильским филармоническим оркестром, Даниэлем Баренбоймом и Берлинской государственной оперой).
В 2009 году, блестяще дебютировав с Национальным молодежным оркестром Великобритании, он стал главным дирижером коллектива и оставался на этом посту до 2013 года.
С Ливерпульским филармоническим и Национальным молодежным оркестром Великобритании дирижер неоднократно участвовал в фестивале ВВС Proms. С сезона 2013/14 Петренко занимает должность главного дирижера Филармонического оркестра Осло (Норвегия).
Василий Петренко дирижировал ведущими оркестрами России (Государственный академический симфонический оркестр России имени Е.Ф. Светланова, оркестры Санкт-Петербургской и Московской филармоний, Российский национальный оркестр, Национальный филармонический оркестр России), Испании, Нидерландов, Германии, Австрии, Франции, Швейцарии, Италии, Финляндии, Швеции, Чехии, Японии, Австралии, США.
Летом 2014 года Василий Петренко совершил гастрольный тур с Молодежным оркестром Европейского Союза, а в сентябре 2015 года занял должность главного дирижера этого оркестра, сменив Владимира Ашкенази.
В репертуаре Василия Петренко — свыше 30 опер. С 2004 года он сотрудничает с европейскими оперными театрами: Гамбургской оперой («Пиковая дама»), нидерландской Reisopera («Виллисы» и Messa di Gloria Пуччини, «Двое Фоскари» Верди, «Борис Годунов»), Парижской оперой («Евгений Онегин»), Оперой Цюриха («Кармен»), театрами Испании и других стран.
В 2010 году Петренко дебютировал на Глайндборнском оперном фестивале с «Макбетом» Верди. В Михайловском театре (где с 2011 по 2015 гг. являлся главным приглашенным дирижером) поставил «Богему», «Кармен», «Летучего голландца» и «Евгения Онегина». С английскими оркестрами осуществил исполнения «Парсифаля» «Тоски», «Летучего голландца».
В 2016 году дирижер с успехом поставил в Баварской государственной опере «Бориса Годунова». В ближайших планах — постановка «Леди Макбет Мценского уезда» Шостаковича в Опере Цюриха.
С сезона 2016/2017 Василий Петренко — главный приглашенный дирижер Государственного академического симфонического оркестра России имени Е.Ф. Светланова. В планах Василия Петренко на сезон 2016/2017 гг. и ближайшие годы — гастрольные туры с Молодежным оркестром Европейского Союза, выступления в Европе и Азии с филармоническим оркестром Осло, исполнение всех симфоний Бетховена в Ливерпуле и Осло. Он снова выступит в Европе с оркестрами Романдской Швейцарии и Академии Санта-Чечилия, Филармоническими оркестрами Радио Нидерландов и Радио Франции, Датским национальным симфоническим оркестром, оркестром Западногерманского радио (Кельн); в Северной Америке — с симфоническими оркестрами Сан-Франциско, Хьюстона, Балтимора и Монреаля, оркестром Миннесоты и филармоническим оркестром Лос-Анджелеса, а также с Израильским филармоническим оркестром. Он дебютирует с Питтсбургским симфоническим оркестром, а также с Кливлендским оркестром на фестивале в Блоссоме.
Постоянно расширяется дискография дирижера. Среди его записей с Королевским филармоническим оркестром Ливерпуля — двойной альбом с редко звучащими операми «Скрипка Ротшильда» Флейшмана и «Игроки» Шостаковича, Вторая и Третья симфонии Рахманинова (за этот CD Петренко был удостоен немецкой премии ECHO Klassik как «дирижер 2012 года»), его же «Симфонические танцы» и «Остров мертвых», все фортепианные концерты (солист Симон Трпчески), На Onyx Records записаны произведения Оффенбаха, Дж. Хигдон, Тавенера, Элгара. На Naxos — «Манфред» Чайковского, фортепианные концерты Листа. Осенью 2015 года на Naxos Records вышло полное собрание симфоний Шостаковича, записанных в 2009–2014 гг.
С филармоническим оркестром Осло Петренко записал виолончельные концерты Шостаковича на Ondine (солист Трульс Мёрк), Скрипичный концерт Шимановского на Orfeo (солистка Байба Скриде), а в 2015 году дирижер и оркестр приступили к записи симфоний Скрябина. Осенью 2016 г. на Lawo Classics вышел альбом с записью музыки балета Прокофьева «Ромео и Джульетта».
В 2007 году Василий Петренко получил награду журнала Gramophone как «Лучший молодой исполнитель года», в 2009-м удостоен приза Gramophone Award за лучшую оркестровую запись (симфония «Манфред»), в 2010-м был назван «Исполнителем года» на церемонии вручения премии Classical Brit Awards.
Василий Петренко — почетный профессор Ливерпульского университета и Университета Liverpool Hope, награжден стипендией Университета Джона Мура, удостоен звания «Почетного гражданина Ливерпуля».
Дирижер является артистом концертного агентства IMG Artists.
Государственный академический симфонический оркестр России имени Е.Ф. Светланова
Госоркестр России имени Е.Ф. Светланова, один из старейших симфонических коллективов страны, отметил 80-летие в 2016 году. Первое выступление оркестра, прошедшее под управлением Александра Гаука и Эриха Клайбера, состоялось 5 октября 1936 г. в Большом зале Московской консерватории.
В разные годы Госоркестром руководили выдающиеся музыканты Александр Гаук (1936-1941), Натан Рахлин (1941-1945), Константин Иванов (1946-1965) и Евгений Светланов (1965-2000). 27 октября 2005 г. коллективу было присвоено имя Евгения Светланова. В 2000–2002 гг. оркестр возглавлял Василий Синайский, в 2002–2011 гг. — Марк Горенштейн. 24 октября 2011 года художественным руководителем коллектива назначен Владимир Юровский, всемирно известный дирижер, сотрудничающий с крупнейшими оперными театрами и симфоническими оркестрами мира. С сезона 2016/17 главный приглашенный дирижер Госоркестра — Василий Петренко.
Концерты оркестра проходили на самых известных концертных площадках мира, в том числе в Большом зале Московской консерватории, Концертном зале имени Чайковского и Государственном Кремлевском дворце в Москве, Карнеги-холле в Нью-Йорке, Кеннеди-центре в Вашингтоне, Музикферайне в Вене, Альберт-холле в Лондоне, зале Плейель в Париже, Национальном оперном театре Колон в Буэнос-Айресе, Сантори-холле в Токио. В 2013 году оркестр впервые выступил на Красной площади в Москве.
За пультом коллектива стояли Герман Абендрот, Эрнест Ансерме, Лео Блех, Николай Голованов, Курт Зандерлинг, Отто Клемперер, Кирилл Кондрашин, Лорин Маазель, Курт Мазур, Николай Малько, Игорь Маркевич, Евгений Мравинский, Шарль Мюнш, Мстислав Ростропович, Саулюс Сондецкис, Игорь Стравинский, Арвид Янсонс, Шарль Дютуа, Геннадий Рождественский, Леонард Слаткин, Юрий Темирканов, Михаил Юровский, Валерий Гергиев, Александр Лазарев, Андрей Борейко, Александр Ведерников, Ион Марин, Гинтарас Ринкявичюс, Александр Сладковский и другие замечательные дирижеры.
С оркестром выступали певцы Ирина Архипова, Галина Вишневская, Сергей Лемешев, Елена Образцова, Мария Гулегина, Пласидо Доминго, Монсеррат Кабалье, Йонас Кауфман, Дмитрий Хворостовский, пианисты Эмиль Гилельс, Ван Клиберн, Генрих Нейгауз, Николай Петров, Святослав Рихтер, Мария Юдина, Валерий Афанасьев, Элисо Вирсаладзе, Евгений Кисин, Григорий Соколов, Алексей Любимов, Борис Березовский, Николай Луганский, Денис Мацуев, скрипачи Леонид Коган, Иегуди Менухин, Давид Ойстрах, Максим Венгеров, Виктор Пикайзен, Вадим Репин, Владимир Спиваков, Виктор Третьяков, альтист Юрий Башмет, виолончелисты Мстислав Ростропович, Наталия Гутман, Александр Князев, Александр Рудин. В последние годы список солистов, сотрудничающих с коллективом, пополнился именами певцов Вальтрауд Майер, Анны Нетребко, Хиблы Герзмавы, Александрины Пендачанской, Надежды Гулицкой, Екатерины Кичигиной, Ильдара Абдразакова, Дмитрия Корчака, Василия Ладюка, Рене Папе, пианистов Мицуко Учиды, Рудольфа Бухбиндера, скрипачей Леонидаса Кавакоса, Патриции Копачинской, Юлии Фишер, Дэниела Хоупа, Николая Цнайдера, Сергея Крылова. Значительное внимание уделяется также совместной работе с молодыми музыкантами, среди которых дирижеры Станислав Кочановский, Андрис Пога, Мариус Стравинский, Филипп Чижевский, пианисты Люка Дебарг, Филипп Копачевский, Ян Лисецкий, Дмитрий Маслеев, Александр Романовский, скрипачи Алена Баева, Айлен Притчин, Валерий Соколов, Павел Милюков, виолончелист Александр Рамм.
Впервые побывав за рубежом в 1956 году, оркестр с тех пор представлял русское искусство в Австралии, Австрии, Бельгии, Гонконге, Дании, Италии, Канаде, Китае, Ливане, Мексике, Новой Зеландии, Польше, США, Таиланде, Франции, Чехословакии, Швейцарии, Южной Корее, Японии и многих других странах.
Дискография коллектива насчитывает сотни грампластинок и CD, выпущенных ведущими фирмами России и зарубежья («Мелодия», «Бомба-Питер», Deutsche Grammophon, EMI Classics, BMG, Naxos, Chandos, Musikproduktion Dabringhaus und Grimm, Toccata Classics, Fancymusic и другие). Особое место в этом собрании занимает «Антология русской симфонической музыки», которая включает аудиозаписи сочинений русских композиторов от Глинки до Стравинского (дирижер Евгений Светланов). Записи концертов оркестра осуществлены телеканалами Mezzo, Medici, «Россия 1» и «Культура», радио «Орфей».
В недавнем времени Госоркестр выступил на фестивалях в Графенегге (Австрия), Kissinger Sommer в Бад-Киссингене (Германия), «Площадь искусств» в Санкт-Петербурге, VI фестивале Мстислава Ростроповича в Москве, III симфоническом форуме России в Екатеринбурге, Платоновском фестивале искусств в Воронеже; осуществил мировые премьеры сочинений Александра Вустина, Сергея Слонимского, Антона Батагова, Андрея Семёнова, Владимира Николаева, Олега Пайбердина, Ефрема Подгайца, Юрия Шерлинга, а также российские премьеры произведений Бетховена — Малера, Скрябина — Немтина, Орфа, Берио, Штокхаузена, Тавенера, Куртага, Адамса, Сильвестрова, Щедрина, Тарнопольского, Геннадия Гладкова; принял участие в XV Международном конкурсе имени Чайковского и I Международном конкурсе молодых пианистов Grand Piano Competition; четырежды представил ежегодный цикл просветительских концертов «Владимир Юровский дирижирует и рассказывает»; трижды участвовал в фестивале актуальной музыки «Другое пространство»; посетил города России, Австрии, Аргентины, Бразилии, Чили, Германии, Испании, Турции, Китая.
В сентябре 2015 года Владимир Юровский объявил о долгосрочном проекте «80 премьер», в рамках которого отметивший 80-летие коллектив на протяжении нескольких сезонов исполняет восемьдесят премьер — мировых, российских и московских. С января 2016 года Госоркестр реализует специальный проект по поддержке композиторского творчества, предполагающий тесное сотрудничество с современными российскими авторами. Первым в истории Госоркестра «композитором в резиденции» стал Александр Вустин.
За выдающиеся творческие достижения коллектив с 1972 года носит почетное звание «академический»; в 1986 году был награжден орденом Трудового Красного Знамени, в 2006 и 2011 гг. удостоен благодарности Президента Российской Федерации.
Сергей Рахманинов
Сергей Васильевич Рахманинов (1 апреля (20 марта) 1873 — 28 марта 1943) — русский композитор, пианист и дирижер. Синтезировал в своем творчестве принципы петербургской и московской композиторских школ (а также традиции западноевропейской музыки) и создал свой оригинальный стиль, оказавший впоследствии влияние как на русскую, так и на мировую музыку XX века.
Сергей Васильевич Рахманинов родился 1 апреля 1873 года в дворянской семье. Долгое время местом рождения считалось имение его родителей Онег, недалеко от Новгорода; исследования последних лет называют усадьбу Семеново Старорусского уезда Новгородской губернии (Россия).
Отец композитора, Василий Аркадьевич (1841―1916), происходил из дворян Тамбовской губернии. История рода Рахманинова уходит корнями к внуку молдавского царя Стефана Великого Василию, прозванного Рахманиным. Мать, Любовь Петровна (урожденная Бутакова) ― дочь директора Кадетского корпуса генерала П.И. Бутакова. Дед композитора по отцовской линии, Аркадий Александрович, был музыкантом, учился игре на фортепиано у Дж. Филда и выступал с концертами в Тамбове, Москве и Петербурге. Сохранились романсы и фортепианные пьесы его сочинения, в том числе «Прощальный галоп 1869-му году» для фортепиано в четыре руки. Василий Рахманинов тоже был музыкально одаренным, но музицировал исключительно любительски.
Интерес С.В. Рахманинова к музыке обнаружился в раннем детстве. Первые уроки игры на фортепиано дала ему мать, затем была приглашена учительница музыки А.Д. Орнатская. При ее поддержке осенью 1882 года Рахманинов поступил на младшее отделение Санкт-Петербургской консерватории в класс В.В. Демьянского. Обучение в Петербургской консерватории шло плохо, так как Рахманинов часто прогуливал занятия, поэтому на семейном совете мальчика было решено перевести в Москву и осенью 1885 года он был принят на третий курс младшего отделения Московской консерватории к профессору Н.С. Звереву.
Несколько лет провел Рахманинов в известном московском частном пансионе музыкального педагога Николая Зверева, воспитанником которого был также Александр Николаевич Скрябин и многие другие выдающиеся русские музыканты (Александр Ильич Зилоти, Константин Николаевич Игумнов, Арсений Николаевич Корещенко, Матвей Леонтьевич Пресман и др). Здесь в возрасте 13 лет Рахманинов был представлен Петру Ильичу Чайковскому, который позже принял большое участие в судьбе молодого музыканта.
В 1888 году Рахманинов продолжил обучение на старшем отделении Московской консерватории в классе двоюродного брата А.И. Зилоти, а спустя год под руководством С.И. Танеева и А.С. Аренского начал заниматься композицией.
В возрасте 19 лет Рахманинов окончил консерваторию как пианист (у А. И. Зилоти) и как композитор с большой золотой медалью. К тому времени появилась его первая опера — «Алеко» (дипломная работа) по произведению А.С. Пушкина «Цыганы», первый фортепианный концерт, ряд романсов, пьесы для фортепиано, в том числе, прелюдия до-диез минор, которая позднее стала одним из наиболее известных произведений Рахманинова.
В возрасте 20 лет, из-за нехватки денег, он стал преподавателем в московском Мариинском женском училище, в 24 года — дирижером Московской русской частной оперы Саввы Мамонтова, где работал в течение одного сезона, однако успел сделать значительный вклад в развитие русской оперы.
Рахманинов рано приобрел известность как композитор, пианист и дирижер. Однако его успешная карьера была прервана 15 марта 1897 года неудачной премьерой Первой симфонии (дирижер — А. К. Глазунов), которая окончилась полным провалом как из-за некачественного исполнения, так и — главным образом — из-за новаторской сущности музыки. По мнению А.В. Оссовского, определенную роль сыграла неопытность Глазунова как руководителя оркестра во время репетиций. Это событие послужило причиной серьезной нервной болезни. В течение 1897–1901 годов Рахманинов не мог сочинять, и лишь помощь опытного психиатра, доктора Николая Даля, помогла ему выйти из кризиса.
В 1901 году закончил свой Второй фортепианный концерт, создание которого ознаменовало выход Рахманинова из кризиса и одновременно — вступление в следующий, зрелый период творчества. Вскоре он принял приглашение занять место дирижера в московском Большом театре. После двух сезонов отправился в путешествие по Италии (1906 г.), затем на три года поселился в Дрездене, чтобы полностью посвятить себя композиции. В 1909 году Рахманинов совершил большое концертное турне по Америке и Канаде, выступая как пианист и дирижер. В 1911 году С.В. Рахманинов, находясь в Киеве, по просьбе своего друга и коллеги А.В. Оссовского прослушал молодую певицу Ксению Держинскую, вполне оценив ее талант; он сыграл большую роль в становлении оперной карьеры знаменитой певицы.
Вскоре после революции 1917 года воспользовался неожиданно пришедшим из Швеции предложением выступить в концерте в Стокгольме и в конце 1917 года вместе с женой Натальей Александровной и дочерьми покинул Россию. В середине января 1918 года Рахманинов отправился через Мальме в Копенгаген. 15 февраля он впервые выступил в Копенгагене, где сыграл свой Второй концерт с дирижером Хеэбергом. До конца сезона он выступил в одиннадцати симфонических и камерных концертах, что дало ему возможность расплатиться с долгами.
1 ноября 1918 года, вместе с семьей, отплыл из Норвегии в Нью-Йорк. Вплоть до 1926 года не писал значительных произведений; творческий кризис, таким образом, продолжался около 10 лет. Лишь в 1926–1927 гг. появляются новые произведения: Четвертый концерт и Три русские песни. В течение жизни за рубежом (1918–1943 гг.) Рахманинов создал всего 6 произведений, которые принадлежат к вершинам русской и мировой музыки.
Местом постоянного жительства избрал США, много гастролировал в Америке и в Европе и вскоре был признан одним из величайших пианистов своей эпохи и крупнейшим дирижером. В 1941 году закончил свое последнее произведение, многими признанное как величайшее его создание, — Симфонические танцы. В годы Великой Отечественной войны Рахманинов дал в США несколько концертов, весь денежный сбор от которых направил в фонд Красной армии. Денежный сбор от одного из своих концертов передал в Фонд обороны СССР со словами: «От одного из русских посильная помощь русскому народу в его борьбе с врагом. Хочу верить, верю в полную победу».
Последние годы Рахманинова были омрачены смертельной болезнью (рак легких). Однако несмотря на это, он продолжал концертную деятельность, прекращенную лишь незадолго до смерти.
Рахманинов умер 28 марта 1943 года в Беверли-Хиллз, штат Калифорния США.
Творческий облик Рахманинова-композитора часто определяют словами «самый русский композитор». В этой краткой и неполной характеристике выражены как объективные качества стиля Рахманинова, так и место его наследия в исторической перспективе мировой музыки. Именно творчество Рахманинова выступило тем синтезирующим знаменателем, который объединил и сплавил творческие принципы московской (П.Чайковский) и Петербургской школ в единый и цельный русский стиль. Тема «Россия и ее судьба», генеральная для русского искусства всех видов и жанров, нашла в творчестве Рахманинова исключительно характерное и законченное воплощение. Рахманинов в этом отношении явился как продолжателем традиции опер Мусоргского, Римского-Корсакова, симфоний Чайковского, так и связующим звеном в непрерывной цепи национальной традиции (эта тема была продолжена в творчестве С. Прокофьева, Д. Шостаковича, Г. Свиридова, А. Шнитке и др.). Особая роль Рахманинова в развитии национальной традиции объясняется историческим положением творчества Рахманинова — современника русской революции: именно революция, отраженная в русском искусстве как «катастрофа», «конец света», всегда была смысловой доминантой темы «Россия и ее судьба» (см. Н. Бердяев, «Истоки и смысл русского коммунизма»).
Творчество Рахманинова хронологически относится к тому периоду русского искусства, который принято называть «серебряным веком». Основным творческим методом искусства этого периода был символизм, черты которого ярко проявились и в творчестве Рахманинова. Произведения Рахманинова насыщены сложной символикой, выражаемой с помощью мотивов-символов, главным из которых является мотив средневекового хорала Dies Irae. Этот мотив символизирует у Рахманинова предчувствие катастрофы, «конца света», «возмездия».
В творчестве Рахманинова очень важны христианские мотивы: будучи глубоко верующим человеком, Рахманинов не только сделал выдающийся вклад в развитие русской духовной музыки (Литургия св. Иоанна Златоуста, 1910, Всенощное бдение, 1916), но и в прочих своих произведениях воплотил христианские идеи и символику.
Творчество Рахманинова принято условно делить на три или четыре периода: ранний (1889—1897), зрелый (его иногда делят на два периода: 1900—1909 и 1910—1917) и поздний (1918—1941).
Стиль Рахманинова, выросший из позднего романтизма, впоследствии претерпел значительную эволюцию. Подобно своим современникам А. Скрябину и И. Стравинскому Рахманинов по крайней мере дважды (ок. 1900 и ок. 1926) кардинально обновлял стиль своей музыки. Зрелый и особенно поздний стиль Рахманинова выходит далеко за пределы постромантической традиции («преодоление» которой началось еще в ранний период) и в то же время не принадлежит ни одному из стилистических течений музыкального авангарда XX в. Творчество Рахманинова, таким образом, стоит особняком в эволюции мировой музыки XX века: впитав многие достижения импрессионизма и авангарда, стиль Рахманинова остался неповторимо индивидуальным и своеобразным, не имеющим аналогов в мировом искусстве (исключая подражателей и эпигонов). В современном музыковедении часто используется параллель с Л. ван Бетховеном: так же, как и Рахманинов, Бетховен вышел в своем творчестве далеко за пределы воспитавшего его стиля (в данном случае — венского классицизма), не примкнув при этом к романтикам и оставшись чуждым романтическому миросозерцанию.
Первый — ранний период — начинался под знаком позднего романтизма, усвоенного главным образом через стиль Чайковского (Первый Концерт, ранние пьесы). Однако уже в Трио ре-минор (1893), написанном в год смерти Чайковского и посвященном его памяти, Рахманинов дает пример смелого творческого синтеза традиций романтизма (Чайковский), «кучкистов», древнерусской церковной традиции и современной бытовой и цыганской музыки. Это произведение — один из первых в мировой музыке примеров полистилистики — словно символически возвещает преемственность традиции от Чайковского — Рахманинову и вступление русской музыки в новый этап развития. В Первой Симфонии принципы стилистического синтеза были развиты еще более смело, что и послужило одной из причин ее провала на премьере.
Период зрелости отмечен формированием индивидуального, зрелого стиля, основанного на интонационном багаже знаменного распева, русской песенности и стиля позднего европейского романтизма. Эти черты ярко выражены в знаменитых Втором Концерте и Второй Симфонии, в фортепианных прелюдиях ор. 23. Однако начиная с симфонической поэмы «Остров мертвых» стиль Рахманинова усложняется, что вызвано, с одной стороны, обращением к тематике символизма и модерна, а с другой — претворением достижений современной музыки: импрессионизма, неоклассицизма, новых оркестровых, фактурных, гармонических приемов. Центральное произведение этого периода — грандиозная поэма «Колокола» для хора, солистов и оркестра, на слова Эдгара По в переводе К. Бальмонта (1913). Ярко новаторское, насыщенное небывало новыми хоровыми и оркестровыми приемами, это произведение оказало огромное влияние на хоровую и симфоническую музыку XX века. Тематика этого произведения характерна для искусства символизма, для данного этапа русского искусства и творчества Рахманинова: в нем символически воплощены различные периоды человеческой жизни, подводящей к неизбежной смерти; апокалипсическая символика Колоколов, несущая идею Конца Света, предположительно оказала влияние на «музыкальные» страницы романа Т. Манна «Доктор Фаустус».
Поздний — зарубежный период творчества — отмечен исключительным своеобразием. Стиль Рахманинова складывается из цельного сплава самых различных, порой противоположных стилистических элементов: традиций русской музыки — и джаза, древнерусского знаменного распева — и «ресторанной» эстрады 1930-х гг., виртуозного стиля XIX века — и жесткой токкатности авангарда. В самой разнородности стилистических предпосылок заключен философский смысл — абсурдность, жестокость бытия в современном мире, утрата духовных ценностей. Произведения этого периода отличаются загадочной символикой, смысловой полифонией, глубоким философским подтекстом.
Последнее произведение Рахманинова — Симфонические танцы (1941), ярко воплощающее все эти особенности, многие сравнивают с романом М. Булгакова «Мастер и Маргарита», законченным в это же время.
Значение композиторского творчества Рахманинова огромно: Рахманинов синтезировал различные тенденции русского искусства, различные тематические и стилистические направления, и объединил их под одним знаменателем — Русским национальным стилем. Рахманинов обогатил русскую музыку достижениями искусства XX века и был одним из тех, кто вывел национальную традицию на новый этап. Рахманинов обогатил интонационный фонд русской и мировой музыки интонационным багажом древнерусского знаменного распева. Рахманинов впервые (наряду со Скрябиным) вывел русскую фортепианную музыку на мировой уровень, стал одним из первых русских композиторов, чьи фортепианные произведения входят в репертуар всех пианистов мира. Рахманинов одним из первых осуществил синтез классической традиции и джаза.
Значение исполнительского творчества Рахманинова не менее велико: Рахманинов-пианист стал эталоном для многих поколений пианистов разных стран и школ, он утвердил мировой приоритет русской фортепианной школы, отличительными чертами которой являются: 1) глубокая содержательность исполнения; 2) внимание к интонационному богатству музыки; 3) «пение на фортепиано» — имитация средствами фортепиано вокального звучания и вокальной интонации. Рахманинов-пианист оставил эталонные записи многих произведений мировой музыки, на которых учатся многие поколения музыкантов.
Рихард Штраус
Рихард Штраус — один из крупнейших творцов в немецкой культуре конца XIX — первой половины XX века. Автор масштабных программных симфоний и опер, продолжатель традиций Листа и Вагнера, он подводит своего рода черту под эпохой европейского музыкального романтизма и приоткрывает завесу экспрессионизма и неоклассицизма.
В этой личности сочеталось несколько дарований. И если сегодня Штраус больше известен как композитор, то современники знали его как выдающегося дирижера и прекрасного руководителя, который также успевал заниматься общественной деятельностью. Он возглавлял крупнейшие оперные театры Германии — притом порой это приходилось делать в условиях жесткой экономической ситуации, много и успешно гастролировал, в том числе в США, где его очень любили и платили сумасшедшие по европейским меркам гонорары. Штраус был одним из руководителей Зальцбургского фестиваля, стоял у истоков общества, защищающего права композиторов. Человек невероятного трудолюбия и выносливости, он был чрезвычайно уравновешен и всегда подчеркнуто-элегантен. Сегодня сложно поверить, что в его операх, написанных аккуратным почерком, могут властвовать нечеловеческие страсти. Ценитель и знаток живописи, высокосветский человек, примерный муж — все это подходит автору «Ариадны» и «Каприччио», но никак не связуется с «Саломеей» и «Электрой».
Штраус прожил долгую жизнь, на которой отразились ключевые события истории ХХ века. Он не менял гражданства, но до неузнаваемости менялась сама страна, которую он любил, перед культурой которой преклонялся. Когда ему было 50 и он уже являлся фигурой мирового масштаба, разразилась мучительная «окопная война»; в 60, когда в ранее процветающей Германии по талонам выдавали хлеб пополам с опилками, он руководил Венской оперой; в 70 столкнулся с гитлеровским режимом, в 81 год видел окончание Второй мировой войны.
При этом формирование Штрауса происходило в совершенно иной стране. Во второй половине XIX века Германия переживала политический и культурный подъем, и первая часть жизни композитора являет собой образец того, что сегодня называют «успешной карьерой», которая состоялась благодаря и окружению, и выдающемуся дарованию.
Он родился в семье первого валторниста Мюнхенского Придворного театра Франца Штрауса и дочери состоятельного пивовара Джозефины Пшор. Не зная ни нужды, ни расточительности, он рос в здоровой атмосфере баварской семьи и имел доступ к высочайшим культурным ценностям. К музыке Рихарда приобщил отец, один из лучших исполнителей своего времени, — будущий композитор видел спектакли Придворного театра, обучался теории, игре на фортепиано и скрипке (в дальнейшем он не раз выступал в качестве пианиста). Первую песню Рихард сочинил в возрасте шести лет, затем последовали пьесы для солирующих инструментов и камерных ансамблей, концерты, наконец, Первая симфония, которая прозвучала в исполнении любительского оркестра под руководством его отца. Штраусу повезло — начиная с ранней молодости, он имел возможность слышать свои сочинения. Его музыка отражала вкусы Франца Штрауса: будучи человеком консервативным, он ненавидел Вагнера, под управлением которого ему самому не раз приходилось играть, и старался, чтобы сын был воспитан на «высокой классике» в духе Моцарта и Мендельсона. Любовь к Моцарту Рихард Штраус пронес через всю жизнь.
Он прилежно и с удовольствием обучался в гимназии, в 18 лет поступил в Мюнхенский университет, где изучал несколько гуманитарных (не музыкальных) курсов, но спустя год оставил его и отправился в Берлин, чтобы там самостоятельно осваивать музыку. Консерваторского образования Штраус не получил, что никак не сказалось на его творчестве. Он посещает театры и заводит знакомства, с невероятной скоростью впитывая все новое, открывает для себя Брамса и Вагнера. Решающей в жизни молодого музыканта становится встреча с Гансом фон Бюловым — блестящим пианистом и выдающимся дирижером. Именно он впервые поставил 20-летнего Штрауса за дирижерский пульт — без репетиций, на концерте в родном Мюнхене, — он же много он сделал и для популяризации композиторского творчества молодого коллеги. «Рихардом Третьим» провидчески называл Бюлов Штрауса, имея ввиду, что первым был Вагнер, а второго после Вагнера, по мнению Бюлова, быть не могло. В 1885 году Бюлов, фактически на свой страх и риск, рекомендует Штрауса, не имеющего дирижерского опыта, герцогу Мейнингенскому: сначала он становится заместителем Бюлова — придворного музыкального директора, проходит школу мастерства, наблюдая за ним на концертах и репетициях, а затем сменяет его на этом посту. Интенсивная работа над собой и постоянное расширение кругозора очень скоро делают Штрауса заметной фигурой музыкальной жизни своей страны — как на дирижерском, так и на композиторском поприще. В Мейнингене он увлекся драмтеатром (труппа считалась одной из лучших в Германии), здесь же произошло судьбоносное знакомство со скрипачом Александром Риттером, боготворившим Вагнера, Шопенгауэра и грезившим немецкими легендами. Летом Штраус впервые посещает Италию, где на него производят огромное впечатление ландшафты и произведения искусства (пока молодой немец культурно обогащался, его несколько раз обокрали). Этой поездке мы обязаны, прежде всего, первой симфонической поэмой Штрауса — «Из Италии», которую он посвятил Бюлову. В то же время композитор побывал в Байрёйте, где познакомился с Козимой Вагнер, а осенью приступил к обязанностям третьего дирижера в оперном театре родного Мюнхена. В эти годы Штраус начинает гастролировать по Европе; встречает свою первую и единственную любовь, а в будущем, жену — певицу Паулину де Ана, дочь баварского генерала. Вдохновленный нежными чувствами, он создает свои первые песни — Штраус будет писать их на протяжении всей жизни, и даже не будь в его наследии других произведений, только песни могли бы обессмертить его имя. Все шло хорошо, но не складывались отношения с руководством Мюнхенского театра — молодому, прогрессивно мыслящему и амбициозному музыканту доставалась второсортная продукция, и поэтому, когда в 1889 году по рекомендации Бюлова ему предложили работу Веймарской опере, он согласился. Здесь он провел четыре плодотворных года, невероятно расширив репертуар труппы и превратив город в центр музыкальной жизни Германии. Затем Штраус возвращается в Мюнхен — руководство театра предложило ему более высокий пост и жалование. Окрыленный успехами композитор создает в последнее десятилетие уходящего века яркие, новаторские и сложные по музыкальному языку программные симфонические поэмы: «Дон Жуан», «Макбет», «Смерть и просветление», «Веселые проделки Тиля Уленшпигеля», «Так говорил Заратустра», «Дон Кихот», «Жизнь героя». Их премьеры становятся значительными событиями, а Штрауса сопровождают громкие триумфы. К примеру, по инициативе Оркестра Консертгебау и Виллема Менгельберга его имя было выгравировано золотыми буквами на стене концертного зала в окружении Вагнера и Листа (для этого стерли имя Гуно). Но с оперой ему везет меньше: первая, «Гунтрам», написана на собственное довольно сумбурное либретто по мотивам средневековых легенд и выигрывает только за счет музыки, которая хоть и не обходится без влияния Вагнера, но уже содержит зачатки будущих штраусовских свершений.
Под занавес уходящего века Штраусу поступают сразу два предложения — от Берлинской оперы (на пост первого придворного дирижера) и от Нью-Йоркского филармонического оркестра (на пост главного дирижера, с невиданным для европейца жалованием). Отдав предпочтение столице Германии и блеску двора, Штраус одновременно осуществляет музыкальное руководство Берлинским симфоническом оркестром и Берлинской филармонией, а позже — руководство Берлинской оперой; много сочиняет и гастролирует (в том числе по США, где он выступал перед Рузвельтом); занимается созданием Товарищества немецких композиторов (позже — могущественное Общество по защите авторских прав на исполнение и воспроизведение музыкальных произведений).
Первое десятилетие ХХ века ознаменовано бурным техническим и культурным развитием Европы (при одновременном вооружении Германии). В эти годы появляются знаменитые штраусовские оперы, которые обессмертили имя композитора и стали одними из вершин уходящей «Прекрасной эпохи». После оперы «Погасшие огни», которую вновь отличает красивая музыка и пересыщенное событиями либретто (на основе древней фламандской легенды), Штраус создает «Саломею» по Оскару Уайльду, «Электру», «Кавалер розы», «Ариадну на Наксосе». Случайно или нет, но большинство опер Штрауса было впервые поставлено в Дрездене (9 из 15) — поскольку композитор уже пользовался значительным авторитетом, он сам выбирал труппу для премьеры из выстроившихся в очередь театров. Самой «громкой» заявкой Штрауса в оперном жанре стала, конечно, «Саломея» — после премьеры слушатели запрыгивали на кресла, подбрасывали программки и кричали, в дальнейшем она была показана в 50 театрах. В это же время начинается долгое сотрудничество Штрауса с талантливым поэтом и писателем Гуго фон Гофмансталем, вплоть до его смерти в 1929-м, оставившей невосполнимую пустоту в жизни композитора. Этот великолепный союз дает миру шесть замечательных опер, литературные достоинства которых столь же высоки, сколь музыкальные. Уже первый совместный труд — «Электра», — хоть и был принят не так бурно, как «Саломея», оказался гораздо выше своей предшественницы, значительно повлияв на современную музыку и на становление экспрессионизма. Следующее произведение — «Кавалер розы» — наглядный пример того, насколько многообразны таланты авторов, способных после мрачных необузданных страстей «по Фрейду» и экзотической роскоши красок переключиться на лирическую комедию в моцартовском ключе. Успех «Кавалера розы» был колоссален — опера ставилась по всей Европе и за Атлантикой. Правда, за исключением Берлина — двор нашел этот музыкально-поэтический шедевр несколько фривольным. Впрочем, тут же появилась фирма, организовавшая спецпоезд из германской столицы к месту в партере. Последним предвоенным творением Штрауса и Гофмансталя стал гибрид драмтеатра и оперы — адаптированный «Мещанин во дворянстве» Мольера с включенной в него оперой «Ариадна на Наксосе». Увы, постановка была обречена на провал из-за своей протяженности и художественных предпочтений публики: любители драматических спектаклей не интересовал оперный жанр и наоборот. После переделки появились три замечательных произведения: пьеса «Мещанин во дворянстве» с музыкой Штрауса, полная юмора и обаяния одноименная оркестровая сюита и опера «Ариадна на Наксосе», которая по сей день является одной из самых репертуарных. В балетном жанре Штраус и Гофмансталь создают по заказу Сергея Дягилева «Легенду об Иосифе» — спектакль в постановке Михаила Фокина был успешно показан в Париже.
1914 год стал пограничным и в истории Европы, и в жизни Штрауса. 50-летие композитора празднуется повсюду, сопровождаясь многочисленными наградами и почестями. Через месяц начинается Первая мировая война, вслед за которой Германию постигает страшная инфляция и голод. Мир, сформировавший Штрауса как личность и как художника, более того — мир, который к своему полувековому юбилею знаменитый композитор уже формировал сам, — рушится. Моцарт, Брамс, Вагнер, немецкий романтизм, наконец, материальное благополучие — все это остается в прошлом. Спасаясь от настоящего, Штраус обращается в своих произведениях к легендам и воспоминаниям. Таковы роскошная большая опера «Женщина без тени» — бегство в мир иллюзий и психоанализа, или же большая симфония — «Альпийская». На собственные либретто он создает автобиографичную «бюргерскую комедию» «Интермеццо» и пересыщенный сладкими мелодиями балет «Взбитые сливки», по сюжету напоминающий второе действие «Щелкунчика» — его премьера состоялась в рамках празднования 60-летия Штрауса в Венской опере. В эти сложные годы музыканта приглашают на должность соруководителя театра, который достается ему в плачевном состоянии; также он принимает предложения стать президентом Общества зальцбургского Фестшпильхауза и одним из художественных руководителей Моцартовского фестиваля (среди которых был и Гофмансталь). В 20-е годы Штраус и Гофмансталь создают две оперы «в духе времени» — «Елену Египетскую» по греческим мифам, снабженную изрядной долей фрейдизма и мистицизма, и комедийную «Арабеллу» (своего рода попытка возродить «Кавалера розы»). Работу над последней прерывает смерть поэта и Штраусу требуется три долгих года, чтобы завершить оперу. Гофмансталь, который болезненно переживал события Первой мировой войны, уже не застал новую эпоху: перед премьерой «Арабеллы» к власти пришли национал социалисты и руководство Дрезденской оперы, которому посвящена «Арабелла», уволили.
70-летнему Штраусу было суждено пережить еще один режим. В своих произведениях композитор продолжает погружаться в мир иллюзий. Одну оперу (комическая «Молчаливая женщина») он создает в соавторстве с талантливым либреттистом Стефаном Цвейгом. Однако сотрудничество закончилось, едва начавшись — Цвейг эмигрирует, спасаясь от преследований нацистами евреев, а переписка с ним приносит неприятности самому Штраусу. Либреттистом трех следующих опер («День мира», «Дафна» и «Любовь Данаи») становится Йозеф Грегор, большой поклонник творчества композитора, хороший историк театра, куратор Театральной библиотеки в Вене и довольно слабый автор.
Одна из загадок Штрауса –расцвет его таланта в 1940-е годы. Словно на «втором дыхании» появляются произведения в разных жанрах: опера «Каприччо» на либретто самого композитора и дирижера Клеменса Крауса (в последние годы они много работали вместе и вели переписку); Второй концерт для валторны — своего рода посвящение памяти отца; «Метаморфозы» для 23-х струнных инструментов — скорбь великого музыканта по разрушенным немецким культурным столицам и, наверное, шире, — скорбь об ушедшей «Прекрасной эпохе». В музыке этих произведений нет буйства эмоций и роскоши красок, здесь отметено все лишнее и наносное, композитор словно перестает прятать свое «Я» и приходит к гениальной простоте. В 1948-м году он пишет «Четыре последние песни» — глубоко-эмоциональное и вместе с тем просветленное «прощание», примирение с миром. Впрочем, Штраус никогда не был сентиментален и умирать не собирался, поэтому после «Четырех последних песен» взялся за комическую оперу «Тень осла». Достаточно активно для своего возраста он продолжал работать с оркестром — в возрасте 80 лет записал с Венским филармоническим почти все свои произведения. По окончании войны Рихард и Паулина Штраусы переехали в Швейцарию, а в 1947 композитор впервые в жизни сел на самолет, чтобы по приглашению Томаса Бичема дирижировать на посвященном ему лондонском фестивале. Позже, уже в Германии, он дирижировал на торжествах по случаю своего 85-летия, а через месяц — фрагментом из «Каприччо». Через два месяца Штрауса не стало. Паулина пережила его на восемь месяцев.
Жорж Бизе
Александр Сезар Леопольд Бизе — французский композитор, автор оркестровых произведений, романсов, фортепианных пьес, а также опер, самой известной из которых стала «Кармен».
Бизе родился 25 октября 1838 г. в Париже в семье учителя пения. Он был зарегистрирован под именем Александр-Сезар-Леопольд Бизе, но при крещении получил имя Жорж, под которым и был известен в дальнейшем. Бизе можно назвать вундеркиндом: поступил в Парижскую консерваторию за две недели до того, как ему исполнилось десять лет.
В 1857 году он разделил с Шарлем Лекоком премию на конкурсе, организованном Жаком Оффенбахом, за оперетту «Чудесный доктор» и получил Римскую премию, что позволило ему прожить в Риме в течение трех лет, сочиняя музыку и занимаясь своим образованием. Отчетным произведением (написание которого было обязательным для всех лауреатов Римской премии) стала опера «Дон Прокопио». За исключением проведённого в Риме периода, Бизе прожил всю свою жизнь в Париже.
«Искатели жемчуга». В этот же период он написал «Пертскую красавицу», музыку к пьесе Альфонса Доде «Арлезианка» и произведение для фортепиано «Детские игры». Также он написал романтическую оперу «Джамиле», обычно рассматриваемую, как предшественницу «Кармен». Сам Бизе забыл о ней, и о симфонии не вспоминали до 1935 года, когда она была обнаружена в библиотеке консерватории. При первом же представлении эта работа получила похвалы раннего романтического периода. Симфония замечательна своим стилистическим сходством с музыкой Франца Шуберта, которая в тот период почти не была известна в Париже, за исключением, быть может, нескольких песен. В 1874–1875 гг. композитор работал над «Кармен». Премьера оперы состоялась в парижском театре «Опера-Комик» 3 марта 1875 года и закончилась провалом. Свою Вторую симфонию, «Рим», Бизе не завершил. Умер Жорж Бизе 3 июня 1875 года от сердечного приступа.