Камерный ансамбль «Солисты Москвы», Юрий Башмет, Сергей Крылов
Сергей Крылов
Сергей Крылов — один из самых талантливых и востребованных скрипачей своего поколения. Он родился в 1970 году в Москве в семье музыкантов: выдающегося скрипичного мастера Александра Крылова и пианистки, преподавателя Центральной музыкальной школы при Московской консерватории Людмилы Крыловой.
Начав заниматься на скрипке с 4 лет, Сергей вскоре поступил в ЦМШ, где обучался у Сергея Кравченко и Абрама Штерна. В 10 лет он дебютировал с оркестром. Еще в годы учебы много гастролировал в России, Китае, Польше, Финляндии, Германии. В 16 лет вместе с Литовским камерным оркестром под управлением Саулюса Сондецкиса записал пластинку на фирме «Мелодия», а также ряд программ для радио и телевидения.
После победы на Международном конкурсе скрипачей имени Р. Липицера в Гориции (Италия, 1989) С. Крылов продолжил обучение в Италии, в Walter Stauffer Academy у знаменитого скрипача и педагога Сальваторе Аккардо.
Музыкальному миру Сергея Крылова открыл Мстислав Ростропович, не раз выступавший с ним как дирижер и сказавший о своем молодом коллеге: «Я считаю, что Сергей Крылов сегодня входит в пятерку лучших скрипачей мира». В свою очередь, С. Крылов неоднократно отмечал, что опыт общения с гениальным мастером значительно изменил его как музыканта.
Скрипач также стал обладателем первых премий на Международном конкурсе имени А. Страдивари в Кремоне (1998) и Международном конкурсе имени Ф. Крейслера в Вене (2000). В 1993 и 1997 годах был удостоен ежегодного Приза чилийских критиков как лучший иностранный интерпретатор классической музыки.
Сергей Крылов выступает в лучших залах Европы, Северной и Южной Америки, Азии, на самых престижных фестивалях. Он играл со всемирно известными оркестрами под управлением выдающихся дирижеров, среди которых Валерий Гергиев, Юрий Темирканов, Владимир Ашкенази, Юрий Башмет, Дмитрий Китаенко, Саулюс Сондецкис, Михаил Плетнёв, Андрей Борейко, Владимир Юровский, Дмитрий Лисс, Никола Луизотти, Джеймс Конлон, Ютака Садо, Золтан Кочиш, Омер Меир Уэллбер, Гюнтер Хербиг, Рафаэль Фрюбек де Бургос. В числе оркестров, с которыми сотрудничал скрипач, — Лондонский Королевский филармонический оркестр, филармонические оркестры Ла Скала, Немецкого радио, Гамбурга, Копенгагена, симфонические оркестры Дрезденской Государственной капеллы, Берлина, Атланты, NHK (Токио), Франкфуртского радио, оркестр Чешской филармонии, Будапештский фестивальный оркестр, Венский симфонический, оркестры Академии Санта Чечилия в Риме, имени Джузеппе Верди в Милане, Filarmonica Toscanini в Парме, Камерата Зальцбург, Английский камерный оркестр, Заслуженный коллектив России Академический симфонический оркестр Санкт-Петербургской филармонии, оркестр Мариинского театра, Государственный симфонический оркестр «Новая Россия», Российский национальный оркестр, Уральский академический филармонический оркестр, Камерный ансамбль «Солисты Москвы».
Уделяя большое внимание камерному музицированию, Сергей Крылов постоянно выступает в ансамбле с такими прославленными артистами, как пианисты Ефим Бронфман, Денис Мацуев, Лилия Зильберштейн, Итамар Голан, Михаил Рудь, Бруно Канино, Золтан Кочиш, Александр Маджар, Стефания Мормоне, скрипач Максим Венгеров, альтисты Юрий Башмет, Нобуко Имаи, Максим Рысанов, виолончелисты Александр Князев, Миша Майский, Александр Бузлов, певица Элина Гаранча, ансамбль Belcea Quartet.
С 2008 года Сергей Крылов совмещает карьеру скрипача с дирижерской деятельностью. Он является главным дирижером Литовского камерного оркестра, был приглашенным дирижером Английского камерного оркестра, камерного оркестра Accademia Orchestra Mozart (Болонья), симфонических оркестров Regionale Toscana, Magna Grecia, оркестра Teatro Lirico в Кальяри, оркестра города Раанана (Израиль), Новосибирского академического симфонического оркестра и ряда других коллективов.
Первое выступление Сергея Крылова с Уральским академическим филармоническим оркестром состоялось в 2004 году на 23-м Музыкальном фестивале в Льивии (Испания). А в 2006 году, после долгого перерыва, скрипач выступил в России, дав концерт в Екатеринбурге с УАФО под управлением Дмитрия Лисса. Сергей Крылов так отзывался о совместном выступлении: «После 16 лет отсутствия на российских сценах мы сыграли концерт Паганини № 5 в России с фантастическим дирижером Дмитрием Лиссом и с прекрасным Уральским академическим филармоническим оркестром. Этот концерт навсегда останется в моей памяти. Мы послушали standing ovation! Спасибо».
С тех пор скрипач регулярно концертирует на родине и поддерживает тесные творческие связи с УАФО, выступая в Свердловской филармонии, встречаясь с оркестром на гастролях и международных фестивалях — «Коган-фестивале» (Екатеринбург, 2007) и Crescendo (Москва, 2008). В сезоне 2013/14 Сергей Крылов участвовал в собственном абонементе Уральского оркестра в Концертном зале Мариинского театра в Санкт-Петербурге. В 2013 году именно Сергею Крылову было предоставлено право открыть исполнением Скрипичного концерта Филипа Гласса с Уральским филармоническим оркестром II Международный музыкальный фестиваль «Евразия».
Среди других крупных российских фестивалей, в которых музыкант принимал участие, — Большой фестиваль РНО (2009), I Международный фестиваль мастер-классов «Слава Маэстро!», проводившийся Центром оперного пения Галины Вишневской в честь Мстислава Ростроповича (2009), I Московский международный фестиваль «Неделя Ростроповича», где Сергей Крылов выступил как солист и дирижер с Английским камерным оркестром (2010), V Международный музыкальный фестиваль «Звезды на Байкале» (2010).
Много времени Сергей Крылов уделяет преподавательской деятельности. Вместе с матерью-пианисткой он организовал в Кремоне музыкальную академию Gradus ad Parnassum. С 2012 года является профессором Консерватории в Лугано (Швейцария).
Дискография скрипача включает альбомы (в том числе 24 каприса Паганини) для звукозаписывающих фирм EMI Classics, Agora и «Мелодия». В сотрудничестве со Стингом он записал DVD Twin Spirits, посвященный Роберту Шуману.
Сергей Крылов играет на скрипке А. Страдивари Scotland University (1734), предоставленной ему «Фондом Страдивари» в Кремоне.
Юрий Башмет
Родился в 1953 году в Ростове-на-Дону. В 1971 году окончил Львовскую среднюю специальную музыкальную школу и поступил в Московскую консерваторию. Его педагогами были профессора Вадим Борисовский и Федор Дружинин. Еще в студенческие годы стал лауреатом международных конкурсов в Будапеште (1975, II премия) и Мюнхене (1976, I премия). Вывел свой инструмент на новый уровень: сыграл в Большом зале консерватории первую в его истории альтовую программу, стал первым исполнителем многочисленных сочинений для альта, написанных нашими современниками. Для Башмета писали Альфред Шнитке, Эдисон Денисов, Микаэл Таривердиев, София Губайдулина, Джон Тавенер, Гия Канчели, Александр Чайковский, Александр Раскатов; ему посвящено более 50 произведений. Выступал со всеми крупнейшими оркестрами мира.
В 1982 году начал дирижировать, в 1986 создал камерный ансамбль «Солисты Москвы». В 1992 году состав ансамбля полностью обновился: его участниками стали талантливые молодые музыканты — выпускники и аспиранты Московской консерватории. В 2008 году ансамбль вместе с Юрием Башметом стал лауреатом премии «Грэмми». Это первый российский камерный ансамбль, удостоенный «Грэмми» за всю ее 50-летнюю историю.
С 2002 года — художественный руководитель и главный дирижер Государственного симфонического оркестра «Новая Россия». В симфонических абонементах Башмета музыка разных эпох и стилей — Чайковский, Римский-Корсаков, Рахманинов, Прокофьев, Шостакович, Бах, Моцарт, Бетховен, Шуберт, Шнитке, Губайдулина, Канчели. Выступления оркестра с успехом проходят в таких странах, как Франция, Германия, Греция, Великобритания, Италия, Нидерланды, Испания, Австрия, Турция, Болгария, Индия, Финляндия, Япония.
Многолетняя творческая дружба и многочисленные совместные концерты связывали Башмета и Святослава Рихтера. После смерти Рихтера, на протяжении 16 лет возглавлявшего легендарные «Декабрьские вечера», Башмет стал его преемником. Маэстро возглавляет также музыкальные фестивали «Эльба — музыкальный остров Европы» (Италия), Зимний фестиваль классической музыки в Сочи, Музыкальные фестивали Юрия Башмета в Минске (Беларусь), Ярославле, Хабаровске и Пензе.
Созданный Башметом Международный Благотворительный Фонд учредил Международную премию имени Шостаковича за выдающиеся достижения в области мирового искусства, которая присуждена Гидону Кремеру, Томасу Квастхоффу, Виктору Третьякову, Валерию Гергиеву, Анне-Софи Муттер, Ольге Бородиной, Ирине Антоновой, Наталии Гутман, Евгению Кисину, Максиму Венгерову, Алексею Ратманскому, Ефиму Бронфману, Денису Мацуеву, Тан Дуну.
Башмет — участник многих крупнейших благотворительных акций мирового значения, сборы от которых были направлены в фонды помощи пострадавшим от стихийных бедствий в Армении, Японии, в фонды помощи детям-инвалидам.
Основатель и председатель жюри первого и единственного в России Международного конкурса альтистов в Москве. Руководитель Детской музыкальной академии стран СНГ в Новокуйбышевске и Юношеской музыкальной академии стран СНГ во Львове (Украина). В 2012 году под руководством Юрия Башмета создан Всероссийский юношеский симфонический оркестр. «Путевку в жизнь» от экспертного жюри получили 79 музыкантов в возрасте от 9 до 21 года из 28 городов России.
Кино- и телекомпаниями разных стран (Англия, Франция, Россия) снято несколько фильмов о творчестве Башмета.
Антонио Вивальди
Антонио Лучо Вивальди (4 марта 1678, Венеция — 28 июля 1741, Вена) — венецианский композитор, скрипач, педагог, дирижер.
Учился игре на скрипке у своего отца Джованни Баттисты Вивальди, скрипача собора св. Марка; возможно, композиции — у Джованни Легренци, возможно, также обучался у Арканджело Корелли в Риме.
18 сентября 1693 года пострижение Вивальди в монахи. 18 сентября 1700 возведен в сан дьякона. 23 марта 1703 года Вивальди рукоположен в сан священника. На следующий день отслужил первую самостоятельную мессу в церкви Сан-Джованни ин Олео. За непривычный для венецианцев цвет волос его прозвали рыжим священником. 1 сентября 1703 года принят в приют Пьета как маэстро по классу скрипки. Заказ от графини Лукреции Тревизан отслужить 90 обетных заутреней в церкви Сан-Джованни ин Олео. 17 августа 1704 получает дополнительное вознаграждение за преподавание игры на viola d’amore. Отслужив половину обетных заутреней, Вивальди отказывается по состоянию здоровья от заказа Лукреции Тревизан. 1706 год — первое публичное выступление во дворце французского посольства. Издание «Путеводителя по Венеции», подготовленного картографом Коронелли, в котором упоминаются как скрипачи-виртуозы отец и сын Вивальди. Переезд с площади Брагора в новый более просторный дом в соседнем приходе Сан-Проволо.
В 1723 году первая поездка в Рим. 1724 год — вторая поездка в Рим на премьеру оперы «Джустино». Аудиенция у папы Бенедикта XIII. 1711 публикация 12 концертов «L’estro armonico» («Гармоническое вдохновение») Op. 3.1725 в Амстердаме издан op. VIII Il Cimento dell’Armonia e dell’Invenzione. В этот цикл «Искус гармонии и инвенции» (или «Спор Гармонии с Изобретением»), Op. 8 (приблизительно 1720), который уже тогда произвёл неизгладимое впечатление на слушателей своей неистовой страстностью и новаторством, вошли четыре всемирно известных концерта, в России неточно именуемые «Времена года». Правильное название — "Четыре времени года" (Le quattro stagione), что прямо отсылает к многозначной символике цикла. Работавший в то время во французском посольстве в Венеции Жан-Жак Руссо высоко ценил музыку Вивальди и любил сам исполнять кое-что из этого цикла на любимой им флейте. Также широко известны концерты Вивальди — «La notte» (ночь), «Il cardellino» (щеглёнок), для флейты с оркестром, концерт для двух мандолин RV532, отличающиеся художественной изобразительностью и гармонической щедростью, свойственной его произведениям, а также духовные сочинения: «Gloria», «Magnificat», «Stabat Mater», «Dixit Dominus».
В 1703–1725 гг. — педагог, затем дирижёр оркестра и руководитель концертов, а также с 1713 года — руководитель оркестра и хора в «делла Пьета» в Венеции, доме призрения сирот, который славился как одна из лучших музыкальных школ для девочек. В 1735 году вновь недолго был капельмейстером.
Вивальди — крупнейший представитель итальянского скрипичного искусства XVIII века, утвердивший новую драматизированную, так называемую «ломбардскую» манеру исполнения. Создал жанр сольного инструментального концерта, оказал влияние на развитие виртуозной скрипичной техники. Мастер ансамблево-оркестрового концерта — кончерто гроссо (concerto grosso). Вивальди установил для concerto grosso 3-частную циклическую форму, выделил виртуозную партию солиста.
Ещё при жизни стал известен как композитор, способный за пять дней создать трехактную оперу и сочинить множество вариаций на одну тему. Прославился на всю Европу в качестве скрипача-виртуоза. Хотя обласканный им Гольдони после смерти рыжего священника высказался о нём в мемуарах как о довольно посредственном композиторе. Долгое время о Вивальди помнили только потому, что И.С. Бах сделал ряд транскрипций сочинений своего предшественника, и только в XX веке было предпринято издание полного собрания инструментальных опусов Вивальди. Инструментальные концерты Вивальди являлись этапом на пути формирования классической симфонии. В Сиене создан Итальянский институт имени Вивальди (возглавлял Франческо Малипьеро).
В середине мая 1740 года музыкант окончательно оставляет Венецию. Он прибыл в Вену в неудачное время: только что скончался император Карл VI, и началась война за австрийское наследство. Вене было не до Вивальди. Всеми забытый, больной и без средств к существованию он скончался в Вене 28 июля 1741 года. Квартальный врач зафиксировал смерть «преподобного дона Антонио Вивальди от внутреннего воспаления». Похоронен на кладбище для бедняков за скромную плату 19 флоринов 45 крейцеров. Месяц спустя сёстры Маргарита и Дзанетта получили извещение о кончине Антонио. 26 августа судебный пристав описал его имущество в счёт погашения долгов.
В честь Вивальди назван кратер на Меркурии.
Современники нередко критиковали его за чрезмерное увлечение оперной сценой и проявленные при этом поспешность и неразборчивость. Любопытно, что после постановки его оперы «Неистовый Роланд», друзья звали Вивальди, не иначе как Дирус (лат. Неистовый). Оперное наследие композитора (примерно 90 опер) в настоящее время ещё не стало достоянием мировой оперной сцены. Лишь в 1990-е годы в Сан-Франциско успешно поставлен «Неистовый Роланд».
Творчество Вивальди оказало огромное влияние не только на современных ему итальянских композиторов, но и на музыкантов других национальностей, прежде всего немецких. Здесь особенно интересно проследить влияние музыки Вивальди на И.С. Баха, величайшего немецкого композитора 1-й половины XVIII века. В первой биографии Баха, опубликованной в 1802 году, ее автор, Иоганн Николаус Форкель, выделил имя Вивальди среди мастеров, ставших предметом изучения для молодого Иоганна Себастьяна. Усиление инструментально-виртуозного характера тематизма Баха в кётенский период его творчества (1717—1723) непосредственно связано с изучением музыки Вивальди. Но его воздействие проявилось не только в усвоении и переработке отдельных выразительных приёмов, — оно было значительно шире и глубже. Бах настолько органично воспринял стиль Вивальди, что он стал его собственным музыкальным языком. Внутренняя близость с музыкой Вивальди ощутима в самых различных произведениях Баха вплоть до его знаменитой «Высокой» мессы си минор. Влияние, оказанное музыкой Вивальди на немецкого композитора, несомненно, было огромным. По словам А. Казеллы, «Бах — его величайший почитатель и вероятно единственный, кто в то время смог понять всё величие гения этого музыканта».
Камерный ансамбль «Солисты Москвы»
Камерный ансамбль «Солисты Москвы» был создан Юрием Башметом в 1986 году. В 1992 году состав ансамбля полностью обновился: Башмет собрал коллектив фактически заново, пригласив выпускников, студентов и аспирантов Московской консерватории. Российский дебют новых «Солистов Москвы» прошел 19 мая 1992 года на сцене Большого зала консерватории, а 21 мая состоялся европейский — на сцене Парижского зала «Плейель».
«Солисты Москвы» — коллектив единомышленников. Безупречное чувство ансамбля музыкантов, не одно десятилетие играющих вместе, сочетается с яркой индивидуальностью каждого артиста. В репертуаре «Солистов Москвы» свыше 350 шедевров отечественной и мировой классики: от Баха и Моцарта до Шнитке и Денисова. Ансамбль регулярно исполняет сочинения Канчели, Губайдулиной, Александр Чайковского и других композиторов — наших современников.
За четверть века «Солисты Москвы» дали около 2000 концертов. Их искусству рукоплескали более чем в 50 странах Европы и Азии, Северной и Латинской Америки, в Австралии и Новой Зеландии. «Солисты Москвы» выступали на самых известных сценах мира: Карнеги-холл в Нью-Йорке, Консертгебау в Амстердаме, Сантори-холл в Токио, Барбикан-холл в Лондоне, «Тиволи» в Копенгагене, зал Берлинской филармонии, Музикферайн в Вене, «Академия Санта- Чечилия» в Риме, Сиднейский оперный театр, Большой зал Московской консерватории. Ансамбль участвует в «Променад-концертах» в лондонском Альберт-холле, концертных сериях Prestige de la Musique в парижском «Плейель», Sony Classical в Театре на Елисейских Полях. Коллектив — желанный гость на таких форумах, как «Музыкальные недели в Туре» (Франция), «Эльба — музыкальный остров Европы» и фестиваль в Равенне (Италия), фестивали в Монтре (Швейцария), Бате (Англия), Сиднее (Австралия), Габале (Азербайджан), Фестиваль камерных оркестров мира в Омске, «Декабрьские вечера Святослава Рихтера» и «Посвящение Олегу Кагану» в Москве.
Концерты ансамбля неоднократно транслировались и записывались ведущими радиостанциями мира: Би-Би-Си, Баварским радио, Радио Франс, японской корпорацией NHK. С коллективом выступали Святослав Рихтер, Мстислав Ростропович, Наталия Гутман, Виктор Третьяков, Гидон Кремер, Ефим Бронфман, Олег Майзенберг, Максим Венгеров, Вадим Репин, Дмитрий Ситковецкий, Сергей Крылов, Сара Чанг, Кристоф Барати, Шломо Минц, Барбара Хендрикс, Джеймс Гэлуэй, Линн Харрелл, Марио Брунелло, Борис Андрианов, Александр Бузлов, Томас Квастхофф, Анна Нетребко, Ольга Бородина, Джесси Норман, Игорь Бутман, Фридрих Липс и другие прославленные солисты. Одним из ярких событий в биографии коллектива стала совместная с Мстиславом Ростроповичем и Гидоном Кремером запись мировой премьеры «Концерта на троих» Шнитке.
В 2008 году ансамбль был удостоен премии «Грэмми» за запись музыки Стравинского и Прокофьева. «Солисты» также трижды номинировались на «Грэмми»: в 1994 году за диск с записью произведений Шостаковича и Брамса, в 2006 за диск с записью камерных симфоний Шостаковича, Свиридова и Вайнберга, а в 2009 — за запись произведений японских и китайских композиторов.
С 2008 года ансамбль ежегодно принимает участие в Зимнем фестивале искусств в Сочи, который возглавляет Юрий Башмет. «Солисты Москвы» участвуют также в Московском международном конкурсе альтистов Юрия Башмета и его фестивалях в Ярославле, Хабаровске, Ростове-на-Дону, Минске, на Сейшельских островах. В феврале 2014 года «Солисты Москвы» стали участниками культурной программы XXII Зимних Олимпийских игр в Сочи.
В 2007 году в честь своего 15-летия «Солисты Москвы» совершили беспрецедентный тур по России, дав 42 концерта в 39 городах. Один из концертов — в Североморске — состоялся на крейсере «Петр Великий». Во время этого турне в Уфе музыканты дали свой 1000-й концерт. По случаю 20-летия ансамбля зимой 2011–2012 гг. состоялось мировое турне, во время которого «Солисты» выступили в Лондоне, Берлине, Милане, Хельсинки, Вашингтоне, Торонто, Сингапуре, Токио, Пекине, Шанхае и других городах мира: 80 концертов в 30 странах пяти континентов. В 2009 году ансамбль провел новое турне по городам России, играя на инструментах работы Страдивари из Государственной коллекции уникальных музыкальных инструментов. Подобной чести не был удостоен ни один из российских коллективов. В сезоне 2013/14 «Солисты Москвы» совершили подобный тур по столицам стран Европы.
В сезоне 2016/17 Камерный ансамбль «Солисты Москвы» проводит масштабный тур, посвященный 25-летию коллектива. Выступления запланированы более чем в 50 городах России: от Дальнего Востока до Калининграда, от Архангельска до Ставрополя и Краснодара. Главная цель тура — познакомить с искусством «Солистов Москвы» и Юрия Башмета максимальное число отечественных слушателей.