Гендель. Опера «Александр». Оркестр Armonia Atenea, Георгий Петру
Блестящая концертная постановка оперы Генделя «Александр», собравшая в прошлом сезоне огромное количество самых престижных музыкальных наград, в полном составе прибывает в Москву.
На сцене Концертного зала имени Чайковского выступит супер-звездный состав, покоривший лучшие сцены Европы, главные роли исполнят уже известные московской публике, великолепные Юлия Лежнева и Макс Эмануэль Ценчич.
Сопрано Юлия Лежнева «бесспорно является одной из немногих музыкантов, достигших такой широкой международной известности в столь юном возрасте» (The Independent) благодаря своему голосу «ангельской красоты» (The New York Times), обладающему «чистейшим тоном» (Opernwelt, Die Welt), «безупречной техникой» (The Guardian) и «диапазоном фортепиано» (The Krakow News). Известный критик и писатель Норман Лебрехт, описывая дарование певицы, назвал ее «взлетающей в стратосферу».
Голос звезды мировой величины, непревзойденного контратенора Макса Эмануэля Ценчича виртуозен и изыскан, он наполняет даже самые большие залы, а сам певец с удовольствием играет роль барочной суперзвезды.
Юлия Лежнева
Юлия Лежнева выступает на самых престижных сценах Европы, Азии и Америки, включая королевский Альберт-холл и Барбикан-центр в Лондоне, Театр Елисейских Полей, залы «Плейель» и «Гаво» в Париже, амстердамский Консертгебау, венские Концертхаус и Театр Ан-дер-Вин, Берлинскую государственную оперу и дрезденскую Земпер-оперу, Театр Ля Моннэ в Брюсселе и Большой театр в Москве, а также на фестивалях в Зальцбурге, Вербье, Халле, Сан-Себастьяне, Бергене, Кракове и многих других.
Лежнева родилась в 1989 году в Южно-Сахалинске. Училась в Академическом музыкальном колледже при Московской консерватории, Международной академии вокального исполнительства в Кардиффе (Великобритания) у выдающегося тенора Денниса О’Нилла и Гилдхоллской школе музыки и драмы в Лондоне у Ивонн Кенни. Совершенствовала вокальное мастерство на мастер-классах Елены Образцовой, Альберто Дзедды, Ричарда Бонинга, Карло Рицци, Джона Фишера, Кири Те Канава, Ребекки Эванс, Важи Чачавы, Терезы Берганца, Томаса Квастхоффа и Чечилии Бартоли.
В 16 лет дебютировала на сцене Большого зала Московской консерватории, исполнив партию сопрано в Реквиеме Моцарта (с Московским государственным академическим камерным хором под управлением Владимира Минина и Государственным камерным оркестром «Виртуозы Москвы»). На международной арене Юлия привлекла к себе внимание в возрасте 17 лет, завоевав Гран-при на Конкурсе молодых оперных певцов Елены Образцовой. Через год она уже выступала на открытии Фестиваля Россини в Пезаро с прославленным тенором Хуаном Диего Флоресом и оркестром под управлением Альберто Дзедды (2008), а также приняла участие в записи Мессы си минор Баха с оркестром «Музыканты Лувра» под управлением Марка Минковского.
В 2008 году Юлия была удостоена Молодежной премии «Триумф», в 2009 выиграла Международный вокальный конкурс имени Мирьям Хелин в Хельсинки, в 2010 — Международный конкурс оперных певцов в Париже. Тогда же дебютировала в Зальцбурге на фестивале «Неделя Моцарта» с ансамблем «Музыканты Лувра» (Большая месса Моцарта) и на летнем фестивале с оркестром Моцартеума. В последующие годы Лежнева неоднократно возвращалась в Зальцбург, где участвовала в исполнении опер «Соловей» Стравинского, «Иоланта» Чайковского (в партии Иоланты — Анна Нетребко), «Тамерлан» Генделя (с Пласидо Доминго, Беджуном Метой и Франко Фаджоли), Магнификата Баха, Мессы до минор и Литании Моцарта.
Лежнева принимала участие в концерте памяти польского президента Леха Качиньского в Кракове, в концертных исполнениях опер «Так поступают все женщины» Моцарта (Фьордилиджи), «Оракул в Мессении» Вивальди (Краков, Кан, Вена), запись которой вышла на Virgin Classics. Дебютировала в театре Ля Моннэ (Брюссель) в новой постановке оперы Мейербера «Гугеноты» (режиссер Оливье Пи). За это выступление Лежнева удостоена награды «Молодая певица года» журнала Opernwelt (2011). Выступала с ансамблем Il Giardino Armonico под управлением Джованни Антонини, Фрайбургским барочным оркестром п/у Рене Якобса и Барочным оркестром Хельсинки п/у Аапо Хяккинена. В 2014 году с успехом исполняла партию сопрано в Stabat Mater Перголези в дуэте с Филиппом Жарусски и оркестром I Barocchisti под управлением Диего Фазолиса.
В сезонах 2013/14 и 2014/15 крупнейшими проектами с участием Лежневой стали концертное исполнение оперы Генделя «Александр», где партнерами певицы стали Макс Эмануэль Ценчич, Лора Эйкин и Хавьер Сабата, а также премьера оперы Хассе «Сирой». Тур, в котором исполнялся «Александр», охватил амстердамский Консертгебау, Театр Ан-дер-Вин в Вене, залы «Плейель» в Париже и «Атенеум» в Бухаресте, а также зал имени Чайковского в Москве. За участие в записи оперы Лежнева была удостоена премии Choc de l'Annee (2013). Три представления оперы «Сирой» на сцене Королевской оперы в Версале были приурочены к выходу новой записи оперы, получившей престижную премию Diapason d'Or (2014); исполнения оперы состоялись в Брюсселе, Будапеште, Вене, Москве.
С 2011 года Лежнева — эксклюзивная артистка фирмы Decca, где недавно выпустила новый сольный диск «Гендель в Италии». Участвовала в записи оперы Вивальди «Оттон на вилле» с ансамблем Il Giardino Armonico под руководством Джованни Антонини. Выпустила два сольных диска: арии Россини с оркестром Sinfonia Varsovia и альбом Alleluia с виртуозными мотетами Вивальди, Генделя, Порпоры и Моцарта в сопровождении ансамбля Il Giardino Armonico.
Сольные концерты Лежневой проходят во многих городах России, в том числе в Москве в Большом зале консерватории и ГМИИ имени Пушкина (фестиваль «Декабрьские вечера Святослава Рихтера»), в Большом зале Санкт-Петербургской филармонии. В декабре 2013 года она приняла участие в гала-концерте в Большом театре в честь 50-летия творческой деятельности Елены Образцовой. Дебют Лежневой в США прошел в нью-йоркском Линкольн-центре (Реквием Моцарта с оркестром Mostly Mozart под управлением Луи Лангре). В 2014 году Лежнева выступила на I фестивале «Шедевры барокко в Архангельском» и открыла сольным концертом I фестиваль Большого театра «Барокко. Путешествие». Лауреат премии национальной газеты «Музыкальное обозрение» в номинации «Персона года» (2014).
Диляра Идрисова
Диляру Идрисову называют «золотым сопрано Башкирии». Певица родилась в 1989 году в Уфе. Окончила Уфимскую академию искусств имени З. Исмагилова (класс проф. Миляуши Муртазиной) и аспирантуру Московской консерватории (класс проф. Галины Писаренко). Участвовала в мастер-классах Александрины Милчевой, Деборы Йорк, Макса Эмануэля Ценчича, Барбары Фриттоли, Ильдара Абдразакова, Юлии Лежневой.
Д. Идрисова — лауреат международных конкурсов «Искусство XXI века» (Италия), имени З. Исмагилова (Уфа), Молодежных Дельфийских игр России и стран СНГ, вокальных конкурсов «Санкт-Петербург», “Bella voce” (Москва), имени Н. Сабитова (Уфа), Собиновского музыкального фестиваля (Саратов); полуфиналистка конкурса Operalia Пласидо Доминго (Лондон, 2015).
Творческую карьеру певица начала в Челябинском театре оперы и балета, дебютировав в партии Людмилы в опере Глинки «Руслан и Людмила». С 2014 года — солистка Башкирского государственного театра оперы и балета. В ее репертуаре — партии Людмилы, Джильды («Риголетто»), Марфы («Царская невеста»), Адели («Летучая мышь») и другие. В 2015 году она дебютировала в опере Генделя «Геракл» (принцесса Иола).
В сезоне 2014-15 Диляра выступила в опере Г.Ф. Генделя «Александр» (партия принцессы Лизауры) на сцене Концертного зала им. П.И. Чайковского. В спектакле участвовали звезды мировой оперы: Юлия Лежнева, Макс Эмануэль Ценчич, Хавьер Сабата и греческий оркестра Armonia Atenea под управлением Георгия Петру. Позднее эта постановка была показана на знаменитом Генделевском фестивале в Галле (Германия), в зале BOZAR в Брюсселе и театре г. Бад-Лаухштедта (Германия). В том же году, совместно с вокальным ансамблем Intrada, оркестрами Musica Viva и ГАКОР России Д. Идрисова участвовала в исполнении музыки Т. Линли к трагедии У. Шекспира «Буря» в Оружейной палате Московского Кремля и в исполнении «Мессии» Генделя в Московском международном Доме музыки.
В 2015 году певица исполнила партию Сабины в опере Дж. Перголези «Адриано в Сирии», которая была поставлена в Королевской Опере Версаля и записана на диск. Солисты — Франко Фаджиоли, Ромина Бассо, Хуан Санчо и другие звезды мировой оперы, оркестр Capella Cracoviensis под управлением Я.Т. Адамуса.
Сезон 2015/16 ознаменовался новой постановкой с участием звездных солистов. Опера И. Хассе «Сирой», в которой Диляра исполнила одну из партий, прозвучала на сценах Концертного зала им. Чайковского, Конгресс-центра (Краков) и Консертгебау (Амстердам). Партнерами по ансамблю стали Юлия Лежнева, Макс Эмануэль Ценчич, Хуан Санчо, Роксана Константинеску и Мари-Элен Неси, оркестром Armonia Atenea дирижировал Георгий Петру.
Макс Эмануэль Ценчич
Макс Эмануэль Ценчич — один из самых знаменитых контратеноров нашего времени. Критики не только превозносят вокальное мастерство певца, виртуозно использующего все возможности своего голоса, но и признают в нем выдающегося знатока музыкальных стилей и прекрасного драматического актера.
«Одной арии достаточно, чтобы не осталось сомнений в величии Ценчича. В нем сосредоточено то лучшее, чего сегодня достигли исполнители музыки барокко. Он стоит во главе новой эры выдающихся контратеноров и устанавливает стандарты», — писал критик журнала L’Opera.
Международная известность пришла к певцу еще в детские годы, когда он был солистом знаменитого Венского хора мальчиков. В 1992 году Макс Эмануэль начал сольную карьеру. Ее поворотным моментом стало исполнение партии Нерона в опере «Коронация Поппеи» Клаудио Монтеверди, за которую Ценчич был удостоен титула «Лучший молодой певец» от немецкого журнала Opernwelt (2003). Широкий резонанс получили проекты, связанные с исполнением забытых или редко звучащих сочинений Вивальди (серенада «Освобожденная Андромеда», партия Персея) и Генделя (опера «Фарамунд», заглавная роль).
В 2010 году Макс Эмануэль Ценчич с большим успехом выступил в мировой премьере оперы Ариберта Раймана (р. 1936) «Медея» (Венская государственная опера).
Сегодня он принимает участие в постановках в главных оперных театрах мира, включая Венскую государственную оперу и театр Ан дер Вин, Баварскую государственную оперу и Земпер-оперу в Дрездене, Немецкую оперу Берлина и Оперу Франкфурта, Театр Елисейских Полей в Париже и Театр Капитолия Тулузы, Ля Моннэ в Брюсселе и Оперу Лилля, Карло Феличе в Генуе и Королевский театр Мадрида, Лисеу в Барселоне и Сан-Карло в Лиссабоне.
Его сольные концерты проходят в Карнеги-холле в Нью-Йорке, Барбикан-центре в Лондоне, амстердамском Консертгебау, венском Музикферайне, Опере Кёльна, Опере Гарнье в Париже, Королевском дворце Версаля, а также в главных концертных залах Гамбурга, Баден-Бадена, Дрездена, Загреба, Афин, Токио и на фестивалях в Людвигсбурге, Потсдаме, имени Генделя в Халле и Карлсруэ, в Сполето, Монпелье, Амброне, Айзенштадте, Бремене, Инсбруке и Дубровнике.
Певец регулярно сотрудничает с такими корифеями барочного исполнительства, как Уильям Кристи, Рене Якобс, Оттавио Дантоне, Диего Фазолис, Жан-Кристоф Спинози, Георгий Петру, Эммануэль Айм, Фабио Бьонди.
В сезоне 2011/12 Ценчич гастролировал в США с Чикагским симфоническим оркестром под управлением Риккардо Мути. Сенсационный успех сопровождал его главный проект сезона — оперу Вивальди «Фарнак», где Макс Эмануэль исполнил заглавную роль. Именно это событие побудило восторженных критиков назвать Ценчича «знаменосцем нынешнего поколения контратеноров», а его пение — «божественным». Постановку увидели в Театре Елисейских Полей, Опере Лозанны, Консертгебау, Национальной опере Рейна в Страсбурге и Мюльхаузене, Королевской опере Версаля и на фестивале в Бремене. Опера транслировалась на канале Mezzo, а в 2011 году была выпущена на Virgin Classics (дирижер Диего Фазолис).
В сезоне 2012/13 Макс Эмануэль Ценчич выступил инициатором постановки недавно обнаруженной оперы Леонардо Винчи «Артаксеркс», в исполнительский состав которой вошли только мужчины (что соответствовало премьере оперы в Риме в 1730 году, когда женщины еще не были допущены к выступлению на сцене), в том числе пять контратеноров. В их числе Филипп Жарусски, Франко Фаджоли и сам Ценчич в роли Мандане. Спектакли прошли в Национальной опере Лотарингии в Нанси, венском театре Ан дер Вин, Опере Кельна, Опере Лозанны и Театре Елисейских Полей, везде сопровождаясь восторженными отзывами.
Премьеры оперы Генделя «Александр» с Ценцичем заглавной роли состоялись в Королевской опере Версаля (после спектакля певцу была вручена престижная премия Arabella de Platine от журнала Forumopera.com), Опере Виши, театре Ан дер Вин, Государственном театре земли Гессен (Висбаден), залах «Плейель» в Париже, Консертгебау в Амстердаме, «Мегарон» в Афинах и на фестивале Дж. Энеску в Бухаресте.
Осенью 2013 года состоялся дебют Ценчича в Опере Франкфурта (партия Валентиниано в опере «Эцио» К.В. Глюка). Он участвовал в исполнении Stabat Mater Перголези и Carmina Burana Орфа. На протяжении сезона выступал во многих городах Европы с программой из оперных арий Моцарта и Россини и с новыми сольными программами «Венеция» и «Рококо» (с музыкой Й. А. Хассе). В последующих сезонах певец гастролировал с этими программами в залах Франции и Германии, а также в Санкт-Петербурге, Стамбуле и других европейских городах.
Певец исполнил заглавную партию в опере Генделя «Александр» в большом европейском турне с участием Юлии Лежневой, Хуана Санчо, Хавьера Сабаты и других звезд европейского вокального искусства, оркестра Armonia Atenea под управлением Г. Петру. В сезоне 2014/15 последовало продолжение этого турне: одно из исполнений состоялось в Концертном зале им. Чайковского, в рамках абонемента Московской филармонии «Виртуозы барокко».
В октябре 2014 года на Decca вышла запись оперы Й.А. Хассе «Сирой». В этой опере Ценчич выступил не только как исполнитель заглавной партии, но и как режиссер концертного исполнения, которое уже услышала публика во многих городах Европы, начиная с серии представлений в Королевской опере Версаля в ноябре 2014.
В сезоне 2014/15 Ценчич участвовал в концертном исполнении оперы Генделя «Тамерлан», которая также записана на CD. Помимо этого, им записан новый сольный CD Arie Napoletane, еще одна опера Генделя — «Радамисто», «Контратенор-гала» и опера Л. Винчи «Катон в Утике».
Многие записи Ценчича, сделанные за последние годы, удостоены престижных наград. Так, его совместный диск с Ф. Жарусски «Duetti» (дирижер У. Кристи) и диск с записью оперы Глюка «Эцио» (дирижер Алан Кертис) получили немецкую премию Echo Klassik. Запись оперы Генделя «Александр» (2012, Decca) завоевала шесть наград, включая «Оперный диск года 2013» от operaawards.com, и признана «Оперной записью года» на Mezzo TV. Запись оперы «Артаксеркс» Винчи (EMI/Virgin Classics) завоевала 11 международных премий, в т. ч. две Echo Klassik (CD в 2013, DVD в 2014) и две номинации на «Грэмми».
В последнее время певец записал альбомы «Венеция» (на EMI/Virgin Classics) и «Рококо» (на Decca): первый сольный диск певца, удостоенный премий Diapason d’or (arte.tv), Diamant de l’Opéra и Melómano de oro.
Среди DVD-релизов — редко исполняемая опера С. Ланди «Святой Алексий» (Virgin Classics, 2008) и «Коронация Поппеи» Монтеверди (запись из Королевского театра Мадрида, 2011), обе под управлением У. Кристи. Записи с участием Макса Эмануэля Ценчича транслировались телеканалами многих стран Европы.
Хавьер Сабата
Хавьер Сабата родился в 1976 году в Барселоне. Некоторое время обучался актерскому мастерству в Институте театра в Барселоне, затем предпочел занятия музыкой: учился игре на саксофоне в Барселонской консерватории и историческому вокалу в Высшей школе музыки Каталонии и Консерватории в Карлсруэ, где его педагогами были Хартмут Холл и Мицуко Шираи. Участвовал в мастер-классах Монтсеррат Фигерос, Ричарда Левитта и Кристофа Прегардьена.
Его продолжительное сотрудничество с Уильямом Кристи и ансамблем Les Arts Florissants началось с участия в постановке оперы Монтеверди «Коронация Поппеи» в 2005 году в Лионе. Затем последовало приглашение участвовать в проекте Le Jardin des voix, исполнении опер «Святой Алексей» Ланди и «Дидона» Кавалли под управлением У. Кристи.
Хавьер Сабата постоянно выступает с ведущими ансамблями старинной музыки: «Галантная Европа», «Коллегиум 1704», Венецианский барочный оркестр, IBarocchisti, AlAyreEspañol, ElConciertoEspañol, Барочный оркестр Севильи в сотрудничестве с такими дирижерами, как Фабио Бьонди, Рене Якобс, Жорди Саваль, Алан Кёртис, Габриэль Гарридо, Фабио Бониццони, Диего Фазолис, Андреа Маркон, Хавьер Диас-Латорре, Айвор Болтон, Георге Петре, Риккардо Минази, Гарри Биккет и Кристофер Мулдс.
Певец — частый гость на сценах Театра Елисейских Полей в Париже, Королевской оперы в Версале, Бозар в Брюсселе, Театро Реал в Мадриде, Театра Лисеу и Дворца музыки Каталонии в Барселоне, Театро Вилламарта в Вальядолиде, «Ла Фениче» в Венеции, Краковской оперы (пел в постановках цикла Opera Rara), театра в Карлсруэ, Оперы Лозанны, Гранд Театра в Женеве, театра «Ан дер Вин» и зала Концертхауз в Вене, Концертного зала им. Чайковского в Москве (в 2011 году участвовал в концертном исполнении оперы Генделя «Ариодант» с оркестром «Musica Viva» под управлением Кристофера Мулдса), крупнейших залов Лондона и Нью-Йорка.
Хавьер Сабата — участник фестиваля старинной музыки в Инсбруке, фестивалей в Экс-ан-Провансе, Амброне, Генделевского фестиваля на родине композитора в Галле, Via Stellae в Сантьяго де Компостелла.
Дискография певца включает многочисленные записи на лейблах Winter & Winter, Harmonia Mundi Iberica и Virgin Classics / EMI.
В последнее время Хавьер много выступает как актер театра и кино. Так, в сезоне 2012/13 он сотрудничал с несколькими испанскими театрами, среди которых «Лиуре» и Национальный театр Каталонии в Барселоне, и снялся в нескольких телесериалах. В том же сезоне вышли два новых оперных релиза с участием певца: «Оракул в Мессении» Вивальди (Virgin Classics / EMI) и «Александр» Генделя (DECCA). Он также записал два сольных диска: Milano с ансамблем AtalantaFugiens (Sony) и Bad Guys (Aparté). Программа Bad Guys была представлена в Кане, Фрайбурге, Севилье и Барселоне. Певец неоднократно участвовал в проекте The Gala Nightof Countertenors — программе, которая произвела сенсацию в Потсдаме, Версале, Карлсруэ, Гамбурге и других городах мира (с Максом Эмануэлем Ценчичем, Юрием Миненко и Франко Фаджиоли).
В 2014 году Хавьер впервые выступил в Австралии («Орландо» Генделя) на барочном фестивале в Хобарте. Среди последних ангажементов артиста — участие в исполнении оперы Генделя «Тамерлан» в Кельнской опере и концерт из произведений Генделя в Национальной опере Лиона.
Хавьер Сабата — эксклюзивный артист агентства Parnassus.
Василий Хорошев
Василий Хорошев родился в 1986 году. Окончил Московскую государственную консерваторию имени П.И. Чайковского (2010) и аспирантуру (2013) в классе профессора П.И. Скусниченко. Обладатель большого количества премий международных конкурсов, в том числе первой премии III Международного конкурса «Современное искусство и образование» (Москва, 2008).
Дебют певца состоялся в октябре 2006 года на сцене Большого зала консерватории (Василий Хорошев исполнил партию Керубино в опере Моцарта «Свадьба Фигаро»). Летом 2010 года Василий впервые выступал в Европе, исполнив партию Духа в опере Г. Перселла «Дидона и Эней» под управлением Габриэля Гарридо (Оперный театр Лозанны и Опера Виши).
В последующих сезонах певец исполнял партию Клеона в театральных и концертных постановках оперы Г.Ф. Генделя «Александр» под управлением Григория Петру — в том числе в Королевской опере Версаля, Театре Ан дер Вин (Вена), залах «Плейель» в Париже и «Мегарон» в Афинах, на Генделевском фестивале в Халле (Германия) и фестивале Дж. Энеску в Бухаресте. В этих постановках Василий Хорошев сотрудничал с такими звездами барочной оперы, как Макс Эмануэль Ценчич, Вивика Жено, Юлия Лежнева, Хавьер Сабата и Розмари Джошуа. В сезоне 2011/12 состоялась запись оперы «Александр» на лейбле DeccaClassics. Также он исполнял партии в операх: «Юлий Цезарь в Египте» Генделя (Птолемей), «Артаксеркс» Леонардо да Винчи (Мегабиз) и «Представление о душе и теле» Кавальери (Удовольствие).
Наряду с исполнением барочной музыки, Василий Хорошев принимает участие в постановках сочинений современных композиторов. Так, он исполнял партию богини Артемиды в опере «Федра» Ханса Вернера Хенце на сцене Немецкой оперы Рейна в Дуйсбурге, получив высокую оценку критиков журнала Opernglas, и партию тенора в кантате К. Орфа «Кармина Бурана» в постановке компании La Fura dels Baus.
Выступления певца проходили в Большом, Малом и Рахманиновском залах Московской консерватории, Светлановском и Камерном залах Московского международного Дома музыки, Опере Франкфурта (Германия), Государственном театре Клагенфурта (Австрия), амстердамском Консертгебау (Нидерланды) и других. Он выступал с оркестрами и ансамблями под управлением известных дирижеров, среди которых Саша Гётцель, Аттилио Кремонези, Михаэль Форм и Педро Хальффтер.
Хуан Санчо
Хуан Санчо родился в 1982 году в испанском городе Севилья. В детстве учился игре на фортепиано. Затем поступил в Высшую школу музыки Каталонии (ESMUC) в Барселоне, где занимался вокалом на факультете ранней музыки у Ламберта Климента, а также брал уроки у известной исполнительницы старинной музыки Монтсеррат Фигерас. Позже занимался у Рафаэля Сикорски в Париже и у Рауля Хименеса в Барселоне, консультировался у известного итальянского баритона Алессандро Корбелли.
В 2010 году Хуан Санчо был удостоен специального приза нa Международном вокальном конкурсе имени Хулиана Гайяра в Мадриде.
Основу репертуара Хуана Санчо составляют музыка барокко и классицизма. Он поет главные партии в операх и ораториях Монтеверди, Вивальди, Баха, Генделя, Винчи, Порпоры, Боккерини, Моцарта, Россини.
Хуан Санчо выступал со многими известными дирижерами, среди которых Мишель Корбоз, Уильям Кристи, Густав Леонхардт, Фабио Бьонди, Жорди Саваль, Диего Фасолис, Андреа Маркон, Алан Кёртис, Марк Минковски, Рикардо Минази, Ричард Эгарр, Скип Семпе и другие. Выступал с оркестром Maggio Musicale Fiorentino, Камерным оркестром Лозанны, оркестром Итальянской Швейцарии, Симфоническим оркестром Эскади, Королевский филармонический оркестр Галисии…
Певца приглашают к сотрудничеству лучшие европейские ансамбли старинной музыки: Кончерто Кёльн (Германия), Академия старинной музыки (Кембридж, Великобритания), Les Arts Florissants, «Музыканты Лувра» (Франция), Барочный оркестр Севильи, Le Concert des Nations (Испания), Hésperion XXI (Швейцария), «Академия Бизантина», Венецианский барочный оркестр, «Золотое яблоко», «Галантная Европа» и Il complesso barocco (Италия), Armonia Athenea (Греция) и др.
Хуан Санчо постоянно выступает на сценах ведущих оперных театров и концертных залов: Ла Скала, Театро Реал (Мадрид), Ла Фениче (Венеция), Пражского национального театра, Альте Опер (Франкфурт), Кёльнской оперы, Опера комик (Париж), Национальной оперы Страсбурга и Нанси, театра «Маэстранца» (Севилья), Барбикан-центра (Лондон), Дворца изящных искусств (Брюссель), «Аудиторио Насьональ» (Мадрид), «Эль-Аудиторио» (Барселона), Дворца музыки (Валенсия), залов Плейель и Ситэ де ля мюзик (Париж), Линкольн-центра (Нью-Йорк), Фонда Гюльбенкяна (Лиссабон), Курзала (Сан-Себастьян)…
В сентябре 2014 Хуан Санчо спел партию Леоната в концертном исполнении оперы Генделя «Александр» на сцене Зала им. Чайковского с участием Юлии Лежневой, Макса Эммануэля Ценчича и других звезд барочной оперы, оркестра Armonia Athenea под управлением Георгия Петру.
Он — участник популярных в Европе фестивалей: в Экс-ан-Провансе и Амброне (Франция), Гранаде и Сан-Себастьяне (Испания), «Флорентийский музыкальный май», фестиваля ранней музыки в Антверпене, фестиваля Энеску в Бухаресте.
Выступления певца транслировались телевизионными каналами Mezzo, Arte TV, France 3, TVE2, Sat3, большинством европейских радиостанций классической музыки: BBC, Радио Франс, Национальным радио Испании, «Клара» (Бельгия), радио- и телеканалами Швейцарии.
Среди записей с участием Хуана Санчо на DVD и CD — оперы «Сирой, король Персии» Хассе и «Александр» Генделя (Decca), оперный триптих Монтеверди («Орфей», «Возвращение Улисса», «Коронация Поппеи»), записанный в «Театро Реал» под управлением У. Кристи (Dynamics и Virgin) и «Добродетельные стрелы Амура» Кавалли под управлением Ф. Бьонди (Naxos), «Артаксеркс» Винчи с оркестром с оркестром «Кончерто Кельн» под управлением Д. Фазолиса (Erato).
В числе недавних ангажементов певца — «Фарнак» Вивальди и «Артаксеркс» Винчи в Королевской опере Версаля с ансамблем «Кончерто Кельн»; «Турок в Италии» Россини на фестивале в Экс-ан-Провансе под управлением Марка Минковски; «Александр» Генделя в афинском зале «Мегарон»; «Катон в Утике» Винчи на фестивале в Бергене (Норвегия) и Королевской опере Версаля; выступления на фестивалях Генделя в Галле и Энеску в Бухаресте; театре «Ан дер Вин», зале «Плейель», амстердамском Консертгебау, брюссельском Дворце изящных искусств. Он исполнил партию Евангелиста в «Страстях по Иоанну» Баха во Дворце музыки в Барселоне, принял участие в исполнении Мессы Баха в Liederhalle Штутгарта, «Принцессы Наваррской» Рамо в театре «Маэстранца» в Севилье под управлением Эрве Нике.
Последняя по времени значительная работа певца — заглавная партия в опере Винчи «Катон в Утике». В июне 2015 года он выступил в этой партии на международном музыкальном фестивале в Бергене и в Королевской опере Версаля (с венецианским барочным ансамблем «Золотое яблоко» под управлением Р. Минази). Ранее, в мае 2015 г., запись этой оперы была выпущена на CD (Decca).
Павел Кудинов
Павел Кудинов родился в Димитровграде. В 1999 году окончил Саратовскую консерваторию имени Л. Собинова (класс В. Демидова). В 2000 году стал солистом Самарского театра оперы и балета, сотрудничал с Московским театром «Геликон-опера» (2001). Исполнял партии Гремина и Кочубея («Евгений Онегин» и «Мазепа» П. Чайковского), Собакина («Царская невеста» Н. Римского-Корсакова), Долохова («Война и мир» С. Прокофьева), Рамфиса и Монтероне («Аида» и «Риголетто» Дж. Верди), Шигольха («Лулу» А. Берга) и заглавную роль в опере Г. Доницетти «Дон Паскуале».
Певец был удостоен многих наград на международных конкурсах: оперном конкурсе в Дрездене, Ханса Габора «Бельведер» в Вене, имени Ферруччо Тальявини в Граце (Австрия), имени Франсиско Виньяса в Барселоне и в Валсесии (Италия).
С 2002 по 2004 год Павел Кудинов являлся солистом венской Фолксоперы, на сцене которой исполнил партии Цуниги («Кармен» Ж. Бизе), Зарастро и Оратора («Волшебная флейта» В. А. Моцарта), Коллена («Богема» Дж. Пуччини), Лефорта («Царь и плотник» А. Лорцинга) и Селима («Турок в Италии» Дж. Россини). В Опере Лейпцига спел партии: Стефано Колонна («Риенци» Р. Вагнера), Зарастро и Публий («Волшебная флейта» и «Милосердие Тита» В. А. Моцарта), Граф Вальтер («Луиза Миллер» Дж. Верди), Титурель («Парсифаль» Р. Вагнера), Капитан («Манон Леско» Дж. Пуччини), Оровезо («Норма» В. Беллини).
Выступал также на сцене Государственного театра Карлсруэ (Руслан в опере «Руслан и Людмила» М. Глинки), театра «Лисео» в Берселоне (Вурм в «Луизе Миллер» и Пьетро в «Симоне Бокканегре» Дж. Верди), Театра Бремена (Стефано Колонна), театра Маэстранца в Севилье (Фарфалло в «Молчаливой женщине» Р. Штрауса), Королевском театре Турина (Водяной в «Русалке» А. Дворжака и Зарастро в «Волшебной флейте»), Национального театра Сан-Карлуш в Лиссабоне (Эбн-Хакиа в «Иоланте» Чайковского), Немецкой оперы Рейна в Дюссельдорфе (Алидоро в «Золушке» Дж. Россини и Эскамильо в «Кармен»), Государственного театра Клагенфурта (Австрия, партия Пимена в «Борисе Годунове» М. Мусоргского), Театра Базеля (Пимен), на фестивалях в Сполето (Король Генрих в «Лоэнгрине» Р. Вагнера), Мачерате (Банко в «Макбете» Дж. Верди и император Альтоум в «Турандот» Ф. Бузони), Санкт-Маргаретене (Эскамильо). Регулярно сотрудничает с венским театром Ан дер Вин, Королевским театром Мадрида, театрами Больцано, Модены, Пьяченцы (Италия) и многими другими. Приглашенный солист Большого театра (с 2010 года), на сцене которого исполнял партии Эскамильо и Зарастро.
Много выступает в концертах: участвовал в исполнении 13 и 14 симфоний Д. Шостаковича, кантаты «История доктора Иоганна Фауста» А. Шнитке, «Гранской мессы» Ф. Листа, Реквиема Дж. Верди и других.
Георгий Петру
Георгий Петру начинал музыкальную карьеру как пианист. Окончив с отличием Афинскую консерваторию по классу фортепиано и получив стипендию фонда Онассиса, он продолжил обучение в Королевском колледже, а затем Королевской академии музыки в Лондоне. Неоднократно становился лауреатом международных конкурсов в Великобритании, Италии, Чехии и Японии. В 1998 году он получил приз «Артист года».
Как дирижер Георгий Петру специализируется на барочном, классическом и романтическом репертуаре, уделяя особое внимание аутентичному исполнению сочинений XVIII и XIX веков, прежде всего, опер. Он сотрудничал с лондонским оркестром Philharmonia, Национальным оркестром Капитолия Тулузы, Большим симфоническим оркестром им. П.И. Чайковского, «Солистами Лондона», Симфоническим оркестром Чешского радио, «Базельской симфониеттой»; ассистировал таким выдающимся дирижерам, как Мишель Плассон и Владимир Федосеев.
Г. Петру одинаково успешно работает с камерными и с симфоническими оркестрами. В настоящее время он является художественным руководителем всемирно известного камерного оркестра Armonia Atenea, который выступает и осуществляет записи как на исторических, так и на современных инструментах.
Концерты Георгия Петру проходили в Барбикан-холле, Куин Элизабет-холле, Вигмор-холле в Лондоне, Карнеги-холле в Нью-Йорке, зале Берлинской филармонии, пражском «Рудольфинум», парижском Зале Плейель, лучших залах Греции.
Среди недавних ангажементов дирижера — новые постановки опер «Фарнас» Вивальди в Национальной опере Рин в Страсбурге; «Набукко» Верди с Афинским государственным оркестром; «Александр» Генделя в Государственном театре Висбадена, Королевской опере Версаля и Опере Виши; «Альцеста» Глюка в Лейпцигской опере; «Фаэтон» Люлли и «Тигран» А. Скарлатти в Государственной опере Саара; «Федора» Генделя, «Триумф Клелии» и «Альцеста» Глюка в афинском зале «Мегарон»; «Лодоиска» С. Майра с оркестром радио Мюнхена; «Севильский цирюльник» Россини, «Анна Болейн» Доницетти и «Орфей» Глюка в Греческой национальной опере; «Семела» Генделя в Государственном театре Берна; «Ифигения в Авлиде» Глюка в новом зале Фонда Онассиса в Афинах; «Юлий Цезарь» Генделя в зале «Мегарон» в Салониках, а также множество концертов в залах Европы, включая Концертный зал им. Чайковского в Москве, Королевскую оперу в Версале и др.
Г. Петру дирижирует такими сочинениями, как оперы «Орест», «Ариадна на Крите», «Тамерлан», кантата «Ацис, Галатея и Полифем» Генделя, «Необитаемый остров» Гайдна, «Джустино» и «Триумф Юдифи» Вивальди, «Улисс» и «Коронация Поппеи» Монтеверди, «Олимпиада» Паизиелло (в собственной редакции).
Предстоящие выступления маэстро включают тур с «Александром» Генделя на сценах амстердамского Консертгебау, венского театра «Ан дер Вин», зала Плейель, афинского «Мегарон»; новые постановки «Золушки» Россини в Национальной опере Греции, «Семелы» Генделя в Опере Ниццы, оперы Пёрселла «Король Артур» в театре Ла Монне (Брюссель) с участием бельгийского Барочного оркестра (B’Rock orchestra), «Джинервы» Майра с оркестром Мюнхенского радио в Ингольштадте и «Театро Доницетти» в Бергамо; концертное турне с Максом Эмануэлем Ценчичем и оркестром Armonia Atenea (зал «Арсенал» в Метце, Театр Монте-Карло, театр в Экс-ан-Прованс, Тонхалле в Цюрихе, Национальная опера Бордо) и концерты с оркестрами ArmoniaAtenea, радио Мюнхена, Афинским государственным оркестром, Бернским симфоническим оркестром.
В числе многочисленных достижений дирижера в области звукозаписи — «Орест», «Ариадна на Крите» и «Тамерлан» Генделя для немецкого лейбла MDG, высоко оцененные критикой и отмеченные такими наградами, как Choc-Monde de la Musique, Gramophone-Editor’s Choice, Diapason 5, CD of the week (Sunday Times), Echo Klassik 2008. Запись «Ариадны на Крите» была отмечена в 2006 году призами Союза греческих критиков в области музыки и драмы и Студии культуры и искусства SebetiaTer в Неаполе.
В январе 2010 года увидела свет запись оперы Генделя «Юлий Цезарь», в июне 2011 — «Лодоиска» Майра.
Запись оперы «Александр» (Decca) была удостоена престижных наград «Лучшая оперная запись 2012 года» (Международная оперная премия), «Запись месяца» (BBC), Diapasond’Or, Choc (Classica), IRR-Outstanding.
С оркестром Armonia Atenea дирижер сделал большое число записей на лейблах Decca, Sony Classical, MDG. В ближайших планах — запись музыки балета Бетховена «Творения Прометея», альбомов «Рококо» с контратенором М.Э. Ценчичем и «Арии Глюка» с тенором Д. Беле (все — на Decca).
Георг Фридрих Гендель
Г.Ф. Гендель — одно из крупнейших имен в истории музыкального искусства. Великий композитор эпохи Просвещения, он открыл новые перспективы в развитии жанра оперы и оратории, предвосхитил многие музыкальные идеи последующих столетий — оперный драматизм К.В. Глюка, гражданственный пафос Л. Бетховена, психологическую глубину романтизма. Это человек уникальной внутренней силы и убежденности. «Вы можете презирать кого и что угодно», — говорил Б. Шоу, — но вы бессильны противоречить Генделю». «…Когда звучит его музыка на словах „восседающий на своем извечном престоле“, атеист теряет дар речи».
Национальную принадлежность Генделя оспаривают Германия и Англия. В Германии Гендель родился, на немецкой почве сложилась творческая личность композитора, его художественные интересы, мастерство. С Англией же связана большая часть жизни и деятельности Генделя, формирование эстетической позиции в музыкальном искусстве, созвучной просветительскому классицизму А. Шефтсбери и А. Пола, напряженная борьба за ее утверждение, кризисные поражения и триумфальные успехи.
Гендель родился в Галле, в семье придворного лекаря-цирюльника. Рано проявившиеся музыкальные способности были замечены курфюрстом Галле — герцогом Саксонским, под влиянием которого отец (намеревавшийся сделать сына юристом и не придававший серьезного значения музыке как будущей профессии) отдал мальчика на обучение лучшему музыканту города Ф. Цахову. Хороший композитор, эрудированный музыкант, знакомый с лучшими сочинениями своего времени (немецкими, итальянскими), Цахов раскрыл Генделю богатство разных музыкальных стилей, привил художественный вкус, помог отработать композиторскую технику. Сочинения самого Цахова во многом вдохновили Генделя на подражание. Рано сформировавшийся как личность и как композитор, Гендель уже к 11 годам был известен в Германии. Изучая право в университете Галле (куда он поступил в 1702 г., выполняя волю уже умершего к тому времени отца), Гендель параллельно служил органистом в церкви, сочинял, преподавал пение. Он работал всегда много и упоенно. В 1703 г. движимый желанием совершенствования, расширения сфер деятельности, Гендель уезжает в Гамбург — один из культурных центров Германии XVIII в., город, имеющий первый в стране публичный оперный театр, соревнующийся с театрами Франции и Италии. Именно опера влекла к себе Генделя. Желание ощутить атмосферу музыкального театра, практически познакомиться с оперной музыкой, заставляет его поступить на скромную должность второго скрипача и клавесиниста в оркестр. Насыщенная художественная жизнь города, сотрудничество с выдающимися музыкальными деятелями того времени — Р. Кайзером, оперным композитором, бывшим тогда директором оперного театра, И. Маттезоном — критиком, литератором, певцом, композитором — оказало огромное воздействие на Генделя. Влияние Кайзера обнаруживается во многих операх Генделя, притом не только ранних.
Успех первых оперных постановок в Гамбурге («Альмира» — 1705, «Нерон» — 1705) окрыляет композитора. Однако пребывание его в Гамбурге оказывается недолгим: банкротство Кайзера ведет к закрытию оперного театра. Гендель направляется в Италию. Посещая Флоренцию, Венецию, Рим, Неаполь, композитор вновь учится, впитывая самые разнообразные художественные впечатления, прежде всего — оперные. Способности Генделя к восприятию разнонационального музыкального искусства были исключительными. Проходит буквально несколько месяцев, и он осваивает стилистику итальянской оперы, притом с таким совершенством, что превосходит многие признанные в Италии авторитеты. В 1707 г. Флоренция ставит первую итальянскую оперу Генделя «Родриго», через 2 года Венеция — следующую, «Агриппину». Оперы получают восторженное признание у итальянцев, весьма требовательных и избалованных слушателей. Гендель становится знаменитым — входит в известную Аркадскую академию (наряду с А. Корелли, А. Скарлатти. Б. Марчелло), получает заказы на сочинение музыки для дворов итальянских аристократов.
Однако главное слово в искусстве Генделю надлежит сказать в Англии, куда его впервые приглашают в 1710 г. и где он окончательно обосновывается с 1716 г. (в 1726 г. принимая английское подданство). С этого времени начинается новый этап в жизни и творчестве великого мастера. Англия с ее ранними просветительскими идеями, образцами высокой литературы (Дж. Мильтона, Дж. Драйдена, Дж. Свифта) оказалась той плодотворной средой, где раскрылись могучие творческие силы композитора. Но и для самой Англии роль Генделя была равна целой эпохе. Английская музыка, потерявшая в 1695 г. своего национального гения Г. Перселла и остановившаяся в развитии, вновь поднялась на мировую высоту только с именем Генделя. Его путь в Англии, однако, был не простым. Англичане приветствовали Генделя вначале как мастера оперы итальянского стиля. Здесь он быстро победил всех своих соперников, как английских, так и итальянских. Уже в 1713 г. его Te Deum исполняется на празднествах, посвященных заключению Утрехтского мира, — честь, которой до этого не удостаивался ни один иностранец. В 1720 г. Гендель берет на себя руководство Академией итальянской оперы в Лондоне и таким образом становится во главе национального оперного театра. На свет появляются его оперные шедевры — «Радамист» — 1720, «Оттон» — 1723, «Юлий Цезарь« — 1724, «Тамерлан» — 1724, «Роделинда» — 1725, «Адмет» — 1726. В этих сочинениях Гендель выходит за рамки современной ему итальянской оперы-seria и создает (свой тип музыкального спектакля с ярко очерченными характерами, психологической глубиной и драматической напряженностью конфликтов. Благородная красота лирических образов опер Генделя, трагическая сила кульминаций не имели себе равных в итальянском оперном искусстве своего времени. Его оперы стояли у порога назревающей оперной реформы, которую Гендель не только почувствовал, но и во многом осуществил (намного раньше Глюка и Рамо). Вместе с тем социальная ситуация в стране, рост национального самосознания, стимулированный идеями просветителей, реакция на навязчивое преобладание итальянской оперы и итальянских певцов порождают негативное отношение и к опере в целом. На итальянские оперы создаются памфлеты, высмеивается сам тип оперы, ее персонажи, капризные исполнители. Как пародия появляется в 1728 г. английская сатирическая комедия «Опера нищих» Дж. Гея и Дж. Пепуша. И хотя лондонские оперы Генделя распространяются по всей Европе как шедевры этого жанра, падение престижа итальянской оперы в целом отражается и на Генделе. Театр бойкотируется, успехи отдельных постановок не изменяют общей картины.
В июне 1728 г. Академия перестает существовать, но авторитет Генделя как композитора с этим не падает. Английский король Георг II заказывает ему по случаю коронации антемы, которые исполняются в октябре 1727 г. в Вестминстерском аббатстве. Вместе с тем со свойственным ему упорством Гендель продолжает бороться за оперу. Он едет в Италию, набирает новую труппу и в декабре 1729 г. оперой «Лотарио» открывает сезон второй оперной Академии. В творчестве композитора наступает пора новых исканий. «Порос» («Пор») — 1731, «Орландо» — 1732, «Партенопа» — 1730. «Ариодант« — 1734, «Альчина» — 1734 — в каждой из этих опер композитор по-разному обновляет трактовку жанра оперы-seria — вводит балет («Ариодант», «Альчина»), «волшебный» сюжет насыщает глубоко драматическим, психологическим содержанием («Орландо», «Альчина»), в музыкальном языке достигает высшего совершенства — простоты и глубины выразительности. Намечается также и поворот от серьезной оперы к лирико-комической в »Партенопе» с ее мягкой иронией, легкостью, изяществом, в »Фарамондо» (1737), «Ксерксе» (1737). Одну из последних своих опер — «Именео» («Гименей», 1738) Гендель сам назвал опереттой. Изнурительная, не без политической подоплеки борьба Генделя за оперный театр кончается поражением. Вторая оперная Академия закрывается в 1737 г. Как раньше, в »Опере нищих» пародирование не обошлось без привлечения широко известной всем музыки Генделя, так и сейчас, в 1736 г. новая пародия на оперу («Вантлейский дракон») косвенно затрагивает имя Генделя. Композитор тяжело переносит крах Академии, заболевает и почти 8 месяцев не работает. Однако поразительные жизненные силы, скрытые в нем, вновь берут свое. Гендель возвращается к деятельности с новой энергией. Он создает свои последние оперные шедевры — «Именео», «Дейдамию», — и с ними завершает работу над оперным жанром, которому отдал более 30 лет жизни. Внимание композитора сосредоточивается на оратории. Еще в Италии Гендель начал сочинять кантаты, хоровую духовную музыку. Позднее, в Англии, Гендель пишет хоровые антемы, праздничные кантаты. Заключительные хоры в операх, ансамбли также сыграли свою роль в процессе оттачивания хорового письма композитора. Да и сама опера Генделя является по отношению к его оратории фундаментом, источником драматургических идей, музыкальных образов, стиля.
В 1738 г. одна за другой появляются на свет 2 гениальные оратории — «Саул» (сентябрь 1738) и »Израиль в Египте« (октябрь 1738) — гигантские, исполненные победной мощи сочинения, величавые гимны в честь силы человеческого духа и подвига. 1740-е гг. — блестящий период в творчестве Генделя. Шедевр следует за шедевром. «Мессия«, «Самсон«, «Валтасар», «Геракл» — теперь всемирно известные оратории — были созданы в невиданном напряжении творческих сил, в очень короткий промежуток времени (1741-43). Однако успех приходит не сразу. Неприязнь со стороны английской аристократии, саботирующей исполнение ораторий, материальные затруднения, сверхнапряженная работа вновь ведут к заболеванию. С марта по октябрь 1745 г. Гендель находится в тяжелой депрессии. И вновь титаническая энергия композитора побеждает. Резко изменяется и политическая ситуация в стране — перед угрозой нападения на Лондон Шотландской армии мобилизуется чувство национального патриотизма. Героическое величие генделевских ораторий оказывается созвучным настроению англичан. Вдохновленный национально-освободительными идеями, Гендель пишет 2 грандиозные оратории — «Ораторию на случай» (1746), призывающую к борьбе с нашествием, и »Иуду Маккавея« (1747) — могучий гимн в честь побеждающих врагов героев.
Гендель становится кумиром Англии. Библейские сюжеты и образы ораторий приобретают в это время особый смысл обобщенного выражения высоких этических принципов, героизма, народного единения. Язык генделевских ораторий прост и величествен, он влечет к себе — он ранит сердце и вылечивает его, он не оставляет за собой равнодушных. Последние оратории Генделя — «Теодора», «Выбор Геркулеса» (обе 1750) и »Иевфай» (1751) — открывают такие глубины психологической драмы, какие не были доступны никаким другим жанрам музыки времен Генделя.
В 1751 г. композитор слепнет. Страдающий, безнадежно больной, Гендель остается за органом при исполнении своих ораторий. Он был похоронен, как того желал, в Вестминстере.
Преклонение перед Генделем испытывали все композиторы, как XVIII, так и XIX вв. Генделя боготворил Бетховен. В наше время музыка Генделя, обладающая огромной силой художественного воздействия, получает новое значение и смысл. Ее могучий пафос созвучен нашему времени, он взывает к силе человеческого духа, к торжеству разума, красоты. Ежегодные торжества в честь Генделя проходят в Англии, в ФРГ, привлекая к себе исполнителей и слушателей со всего мира.
Оркестр Armonia Atenea
Armonia Atenea — новое название оркестра «Афинская Камерата».
Оркестр был основан в 1991 году Обществом друзей музыки в Афинах в связи с открытием и инаугурацией афинского концертного зала «Мегарон». С тех пор этот зал является резиденцией оркестра. С 2011 года оркестр, помимо зала «Мегарон», также постоянно выступает в Культурном центре Онассиса.
Armonia Atenea — универсальный коллектив, репертуар которого охватывает широчайший период от раннего барокко до XXI века, концертные программы, оперные и балетные постановки. Основатель оркестра и его первый художественный руководитель — Александр Мират. Затем оркестром руководили сэр Невилл Мэрринер, Кристофер Уоррен-Грин. Ныне пост художественного руководителя занимает Георгий Петру (обладатель приза The Echo Klassik).
Оркестром дирижировали такие знаменитые маэстро, как Фабио Бионди, Томас Хендельброк, Филипп Антремон, Кристофер Хогвуд, Хельмут Риллинг, Хайнрих Шифф, Стефан Ковачевич, Мстислав Ростропович, Иегуди Менухин. В числе солистов, выступавших с коллективом, — Марта Аргерих, Юрий Башмет, Джошуа Белл, Леонидас Кавакос, Раду Лупу, Миша Майский.
Оркестр ведет активную концертную деятельность в Афинах, Греции, выступает на самых престижных концертных площадках мира (таких, как Музикферайн в Вене, Театр Елисейских Полей и Зал Плейель в Париже, Королевская опера в Версале, амстердамский Консертгебау) и популярных фестивалях (летний фестиваль ранней музыки в Инсбруке, фестиваль в Версале, фестиваль Энеску в Бухаресте и др.).
В планах коллектива — выступления в Пале де Бозар (Брюссель), Арсенале (Метц, Франция), Опере Монте-Карло, Гранд-театре в Экс-ан-Провансе, цюрихском Тонхалле и Национальной опере Бордо.
Еще один важный аспект деятельности оркестра — исполнение современной музыки. Коллектив часто представляет премьеры и первые записи сочинений многих современных композиторов. Также музыканты участвуют в образовательных программах, дают просветительские концерты в школах. В 1996 году оркестр был удостоен награды Союза греческих критиков за артистическую и образовательную деятельность.
Обширная дискография Armonia Atenea включает записи на студиях Decca, Sony Classical, EMI Classics, MDG, ECM Records и т. д. Среди недавних релизов — первые записи опер «Триумф Клелии» Глюка и «Александр Великий» Генделя (MDG). Еще одна запись «Александра» (с участием Макса Эмануэля Ценчича, Карайны Говин, Юлии Лежневой и Хавьера Сабаты), выпущенная на Decca на средства Общества друзей музыки в Афинах, получила высочайшие оценки мировой прессы, критиков и многочисленные награды: Diapason d’Or, Choc Classica (декабрь 2012 / январь 2013), «Запись месяца» BBC Music Magazine (декабрь 2012), «Шок года» (2012), международная оперная премия «Лучшая запись года» (2013), Stanley Sadie (2013).
В сезоне 2013/2014 оркестр выпустил пять новых альбомов: «Барочные дивы» — собрание редко звучащих арий из барочных опер в интерпретации Сони Прина, Ромины Бассо, Вивики Жено и Мари-Эллен Неси (Sony Classical); «Рококо» — сольный альбом знаменитого хорватского контратенора Макса Эмануэля Ценчича (Decca); «Арии из опер Глюка» — альбом швейцарского тенора Даниэля Беле (приношение к 300-летию композитора, отмечаемому в 2014 году) (Decca); «Контр-тенор-гала» с участием шести знаменитых исполнителей (Sony Classical); балет «Творения Прометея» Бетховена (Decca).
Оркестр поддерживают Министерство культуры и спорта Греции и зал «Мегарон».
Главный спонсор коллектива — Фонд Онассиса.