Мендельсон. Оратория «Павел» для солистов, хора и оркестра
«Моя оратория приносит мне всё больше и больше радости…», — писал 25-летний Феликс Мендельсон в 1834 году, работая над ораторией «Павел».
Через два года премьера оратории прошла с ошеломляющим успехом. Шуман, как преданный друг, тепло отзывался об этой работе, но Мендельсон и после премьеры продолжил работу над ней, внеся существенные корректировки. Следующее представление также имело огромный успех, и с этого дня началось триумфальное шествие оратории по многим странам Европы и в США.
«Павел» был первой из запланированного грандиозного цикла из трёх ораторий: «Павел»-«Илия»-«Христос», а также первым опытом Мендельсона в этой музыкальной форме (до этого он с успехом восстановил и исполнил «Страсти по Матфею» Баха и оратории Генделя). Современные композитору критики не раз называли Мендельсона «учеником Баха». По своему строению «Павел» отчетливо напоминает баховские «Страсти». Реплики солистов, выступающих в роли рассказчика, реплики Павла, реплики толпы чередуются с протестантскими хоралами и ариями.
5 апреля в исполнении грандиозной оратории примут участие выдающиеся певцы: обладатель премии «Грэмми» тенор Маркус Шафер (за ним закрепилась слава непревзойденного исполнителя партий Евангелиста в Пассионах И. С. Баха), певцы, сотрудничающие с выдающимися барочными исполнителями и ансамблями — бас-баритон Манфред Биттнер, сопрано Мехтильд Бах и меццо-сопрано Бритта Шварц.
Хор Kantorei der Schlosskirche имеет давние традиции в исполнении церковной музыки. Коллектив регулярно выступает с известными солистами, оркестрами «Capella Weilburgensis» и «L’arpa festante» (Мюнхен) не только на больших церковных праздниках, но и принимает участие в крупных светских концертах. В репертуаре хора шедевры великих мастеров: К. Монтеверди, И.С. Баха, Г.Ф. Генделя, В.А. Моцарта, Л. ван Бетховена, Ф. Мендельсона, И. Брамса. Пресса не раз комментировала концерты коллектива: «…высокое, иногда совершенно образцовое качество исполнительства».
Мехтильд Бах
Мехтильд Бах родилась в городе Лимбург-ан-дер-Лан. Училась в Государственной высшей школе музыки и изобразительного искусства во Франкфурте-на-Майне у профессоров Эльзы Кавельти, Гартмута Хёлля, Веры Росца и Лауры Сарти. Во время учебы дебютировала в Дармштадском государственном театре. Затем была приглашена в оперную студию Национальной Рейнской оперы. С 1990 года поет в Городском театре Гейдельберга, где овладела широким репертуаром лирического сопрано. Мехтильд Бах гастролировала по всей Европе, сотрудничала с выдающимися музыкантами, среди которых Райнхард Гёбель, Петер Нойманн, Манфред Хонек, Тон Коопман, Гельмут Риллинг, Конрад Юнгхэнель. Она выступала на Дрезденских днях музыки, в Международной академии Баха в Штутгарте, в замке Вайльбург, на Неделях музыки Малера в Тоблахе, в филармониях Берлина и Кёльна, Берлинском драматическом театре, Консертгебау в Амстердаме, во многих других музыкальных центрах Европы. Постоянная приглашенная солистка ансамбля «Кантус Кёльн». В последние годы поет также в Оперном театре Галле и театре Люцерна.
Бритта Шварц
Бритта Шварц выступает с известными оркестрами — Берлинским филармоническим, Израильским филармоническим, Консертгебау в Амстердаме, «Академией святого Мартина в полях», Саксонской государственной капеллой и «Капеллой Андреа Барка»; сотрудничает со знаменитыми дирижёрами, среди которых Филипп Херревеге, Кент Нагано, Марек Яновский, Петер Шрайер, Густаво Дудамель. Бритта Шварц побывала с концертами почти во всех странах Европы, а также в Израиле и Японии. Сотрудничает с выдающимися барочными исполнителями и ансамблями, среди которых Райнхард Гёбель, Пьер Као, Густав Леонхардт, Реми Людгер и Михаэль Шёнхайт, Фрайбургский барочный оркестр, ансамбль Musica Antiqua Köln, Берлинская академия старинной музыки и Камерный хор RIAS. Особое место в творчестве певицы занимает камерная вокальная музыка. Организовала цикл вокальных вечеров в Дрездене, где выступала с пианистом Андрашем Шиффом. Уже несколько лет преподает в Дрезденской высшей школе музыки имени Вебера, а в 2015 году стала почетным профессором Берлинской высшей школы музыки имени Эйслера.
Маркус Шафер
Маркус Шафер — лауреат конкурса имени Карузо в Милане, обладатель премии «Грэмми». Свои первые контракты он заключил с Цюрихским оперным театром (1985-1986) и Немецкой оперой на Рейне (1987-1993), вскоре стал петь в ведущих европейских театрах — венецианском Ла Фениче и Лисео в Барселоне, Лионской опере, Баварской и Берлинской государственных операх, на фестивалях в Зальцбурге и Пезаро. За ним закрепилась слава непревзойденного исполнителя партий Евангелиста в «Страстях» И.С. Баха; в его репертуаре множество партий в кантатно-ораториальных сочинениях и операх Генделя и Гайдна, операх и ораториях венских классиков, вокальные циклы Шуберта и Шумана, композиторов ХХ века. Среди недавних работ Шафера такие далекие друг от друга по стилистике сочинения, как «Воццек» Берга в Берлинской Комической опере и «Летучая мышь» И. Штрауса в нидерландском Nationale Reisoperaand. Среди партнеров певца были и есть выдающиеся исполнители музыки барокко: Рене Якобс, Сигизвальд Кёйкен, Франс Брюгген, Пол Маккриш, Николаус Арнонкур, Филипп Херревеге, Тон Коопман, Густав Леонхард, а также признанные исполнители современной музыки — Михаэль Гилен, Кент Нагано и другие. Запись «Страстей по Матфею» Баха, осуществленная с Николаусом Арнонкуром и его ансамблем Concentus Musicus Wien, была удостоена «Грэмми», а оратория «Иов» Диттерсдорфа под управлением Германа Макса получила Приз немецких критиков в области звукозаписи. Маркус Шафер — профессор вокала Ганноверской Высшей школы музыки и театра.
Манфред Биттнер
Манфред Биттнер родился в городе Вайсенбург-ин-Байерн, получил музыкальное образование в хоре Регенсбургского собора «Регенсбургер Домшпатцен». Учился у Вольфганга Бренделя в Мюнхене, посещал Театральную академию Баварии в Театре принца-регента и Оперную школу в Мюнхене в качестве стипендиата Немецкого театрального объединения. Обучался на мастер-классах в Штутгарте, посещал мастер-классы Андреаса Шмидта и Томаса Квастхоффа. Обширный репертуар Манфреда Биттнера включает произведения разных эпох, от опер и ораторий средневекового барокко, классики и романтизма до премьер современных авторов. Певец гастролирует по всей Европе, в Австралии и Юго-Восточной Азии, выступает на Биеннале современной музыки в Мюнхене, Венских праздничных неделях, Берлинском фестивале, на Фестивале Баха в Лейпциге и Европейском музыкальном фестивале в Штутгарте. Среди творческих партнёров Манфреда Биттнера известные ансамбли — L’arpa festante, Фрайбургский барочный оркестр, Ансамбль Бальтазара Неймана, Берлинская академия старинной музыки, Оркестр Тонхалле в Цюрихе, Камерный оркестр Базеля, Concerto Köln, Hamburger Camerata, дирижёры Винфрид Толл, Стефен Штуббс, Айвор Болтон, Филипп Херревеге, Рене Якобс, Конрад Юнгхэнель и Томас Хенгельброк, а также режиссёры Барри Коски и Клаус Гут.
Александр Рудин
Александр Рудин — виолончелист с мировым именем, дирижер, пианист, клавесинист, педагог, исследователь старинных партитур, автор оркестровых редакций камерных произведений и уникальных тематических циклов. В его репертуар входят произведения четырех столетий — как самые известные, так и никогда не исполнявшиеся. Благодаря вниманию Рудина к забытым страницам музыкальной истории меломаны впервые услышали ряд сочинений. В их числе Тема с вариациями для виолончели с оркестром Михаила Виельгорского, виолончельные концерты Антонина Крафта, Жан-Бальтазара Триклира, Иоганна Генриха Фациуса, Роберта Фолькмана, Первый виолончельный концерт Дворжака, авторские версии сочинений для виолончели с оркестром Чайковского — «Вариаций на тему рококо» и Pezzo capriccioso. Значимую часть репертуара Рудина составляют произведения наших современников — Валентина Сильвестрова, Вячеслава Артёмова, Эдисона Денисова, Родиона Щедрина, Андрея Головина.
Рудин родился в 1960 году в Москве. В 1983 году окончил Государственный музыкально-педагогический институт имени Гнесиных (класс виолончели Льва Евграфова, класс фортепиано Юрия Понизовкина), в 1989 — класс оперно-симфонического дирижирования Московской консерватории (руководитель Дмитрий Китаенко). Лауреат международных конкурсов имени И.С. Баха в Лейпциге (1976), Г. Кассадо во Флоренции (1979), П.И. Чайковского в Москве (1978, 1982). Солист Московской государственной академической филармонии (1983). Художественный руководитель (с 1988) и главный дирижер камерного оркестра «Musica Viva». С 1989 года преподает на кафедре камерного ансамбля и квартета Московской консерватории, с 2002 — профессор. Лауреат Государственной премии Российской Федерации в области литературы и искусства (2003). Народный артист России. Член жюри ряда международных конкурсов, в том числе X, XI и XII (председатель жюри виолончелистов) конкурсов имени Чайковского.
Получив академическое образование, Александр Рудин увлекся аутентичным исполнением старинной музыки и со временем пришел к органичному синтезу обоих направлений. Играет как на современной виолончели, так и на виоле да гамба, исполняет музыку романтиков, произведения эпохи барокко и раннего классицизма. Эта линия творчества привела Рудина и оркестр MusicaViva к тесному сотрудничеству с признанными мэтрами в области аутентичного исполнительства, среди которых Кристофер Хогвуд, Роджер Норрингтон, Кристофер Мулдс, Андреас Штайер, Алексей Любимов.
«Мимо меня не прошли достижения аутентистов, я с этим направлением много соприкасался — в первую очередь благодаря записям, поскольку до недавнего времени подобные коллективы в нашу страну почти не приезжали, — говорит Рудин. — Я никогда не играл музыку с преувеличенно-экспрессивными намерениями, с большой вибрацией и жирным звуком. Это слышно даже в старых моих записях, и получается, что я не настолько уж и отошел от того, что делал раньше — как солист и как дирижер. Как виолончелист я имел дело с Гайдном почти с детского возраста — еще на своем первом конкурсе в Праге, где как лауреат I премии играл его До-мажорный концерт. И не могу сказать, что с тех пор мои принципы кардинально изменились».
С Московским камерным оркестром Musica Viva Рудин представил в столице уникальные концертные программы, зарекомендовал себя как блестящий интерпретатор оперных партитур и масштабных произведений кантатно-ораториального жанра. В Москве под его руководством состоялись российские премьеры ораторий «Торжествующая Юдифь» Вивальди, «Воскресение и Вознесение Иисуса» К. Ф.Э. Баха и авторской редакции оратории «Минин и Пожарский, или освобождение Москвы» Дегтярёва. Прозвучали оратории Гайдна «Сотворение мира» и «Времена года», Симфония № 2 («Хвалебный гимн») Мендельсона, концертные версии опер «Идоменей» Моцарта и «Оберон» Вебера.
Крупнейшим событием московской музыкальной жизни стал концерт, посвященный 50-летию Рудина, состоявшийся 22 ноября 2010 года. В течение вечера Рудин представил две российские премьеры (Концерт для виолончели с оркестром До мажор Вагензайля, Две пьесы для виолончели с оркестром Сибелиуса), а также пять крупных виолончельных концертов — Гайдна, К. Ф.Э. Баха, Крафта, Шостаковича, Дворжака.
Рудин выступает со многими известными оркестрами, среди которых Заслуженный коллектив России Академический симфонический оркестр Санкт-Петербургской филармонии, Российский национальный оркестр, Большой симфонический оркестр имени Чайковского, Государственный академический симфонический оркестр России имени Светланова, симфонические и камерные оркестры Норвегии, Финляндии, Турции. Как солист и дирижер Рудин участвовал в международных фестивалях Les Pianos Folies (Франция), La Follе Journée (Франция, Испания, Япония) и других. Сольные концерты Рудина проходят в Германии, Финляндии, Голландии, Канаде, Великобритании, Венгрии, Словении, Турции и других странах.
В дискографии Рудина более 30 дисков. Особую известность получили его записи шести сюит Баха (Naxos), виолончельных концертов Триклира, Мясковского, произведений Алябьева и А. Черепнина, «Григ-альбом», а также запись концерта из Большого зала консерватории (Третья симфония Бетховена и Виолончельный концерт Крафта).
Феликс Мендельсон
Сын преуспевающего банкира, Феликс Мендельсон-Бартольди (вторая фамилия была зарегистрирована после перехода всей семьи Мендельсонов в христианство) от природы одарен разнообразными талантами. Все давалось ему легко — музыка, языки, рисование, плавание, верховая езда. Он мог стать кем захотел бы — пианистом, дирижером, композитором, художником, писателем, филологом. О несомненном литературном даре свидетельствуют эпистолярное наследие Мендельсона, его дневники и музыкально-критические эссе, а также немало лирических стихотворений. Известно, что Мендельсон с увлечением переводил Теренция и сонеты из «Новой жизни» Данте. Талант рисовальщика с натуры успешно развивался параллельно с другими занятиями: при нем всегда были рядом с филармонической чернильницей и ручкой альбомы для рисования и старая коробка с красками. Акварельные ландшафты и карандашные наброски Мендельсона полны изящества и удивительным образом воссоздают поэтическое настроение.
И все-таки главная, музыкальная стезя определилась с отроческой поры. В 13-летнем возрасте Мендельсон был автором большого числа сочинений для хора, концертов, опер, симфоний и камерно-инструментальных композиций. Игнац Мошелес, «король пианистов», побывавший в доме Мендельсонов, записал в своем дневнике: «…Феликс — явление, подобно которому не найти нигде. И что такое вундеркинды рядом с ним? Всего только вундеркинды, не более того. Этот Феликс Мендельсон уже зрелый художник, а ведь ему только пятнадцать лет».
В 17 лет Мендельсон создал свою знаменитую увертюру к комедии Шекспира «Сон в летнюю ночь», о которой восторженно отозвался Роберт Шуман: «Цвет молодости разлит в ней, как, пожалуй, ни в одном другом произведении композитора. Зрелый мастер в счастливую минуту совершил свой первый могучий взлет». В 20 лет Мендельсон добился публичного исполнения в Берлине монументальных «Страстей по Матфею» Баха и фактически спустя сто лет открыл современникам творчество великого кантора церкви св. Фомы.
В 1835 году Мендельсон, уже имел достаточный дирижерский опыт, берется за руководство оркестром Лейпцигского Гевандхауза и за короткое время превращает его в один из лучших коллективов Германии. Наконец, в 1843 году он организовывает первую в стране консерваторию, находя в этом начинании всеобщую поддержку. Насыщенная, многогранная деятельность Мендельсона — дирижера, педагога, просветителя — органично сочеталась с собственным творчеством. Из-под его пера одно за другим рождались сочинения разных жанров, но равно совершенные по мастерству. Живший в эпоху расцвета романтического искусства, композитор оставался приверженцем классических традиций. Его кумирами были Моцарт и Бетховен, Бах, Гендель и композиторы добаховских веков. В его музыке царили ясность, гармоничность, уравновешенность, столь необычные в бурную эпоху ниспровержения канонов прошлого. Он был далек от романтического пафоса, театральной патетики и преувеличенно мрачных страстей. И в то же время музыка Мендельсона покоряет душевной открытостью, щедрым мелодизмом и естественностью интонационного развития.
Увлечение Мендельсона малопопулярными в его время библейскими и евангельскими сюжетами и соответственно жанрами духовной музыки нашло воплощение в масштабных ораториях «Илья» и «Павел», где любовь к традиции сочеталась с острым чувством нового.
Мендельсон является создателем нового жанра романтической концертной увертюры, написанной на конкретный сюжет (взятый из литературы, живописи или навеянный картинами природы). Первый блистательный опыт — увертюра «Сон в летнюю ночь» — с годами пополнилась такими не менее яркими сочинениями, как «Фингалова пещера», «Морская тишь и счастливое плавание», «Прекрасная Мелузина» и др. Вслед за Францем Шубертом Мендельсон развивал жанр лирико-драматической романтической симфонии, основанной на темах песенного характера («Шотландская» и «Итальянская» симфонии). При этом композитор по-своему трактовал программность — более обобщенно. В отличие от Берлиоза или Листа, он не предварял свои произведения обширными предисловиями, а лишь ограничивался краткими заголовками. Широко популярный среди исполнителей Концерт для скрипки с оркестром, и сегодня способный покорить даже взыскательного меломана своей неподдельной свежестью, явился едва ли не первым образцом романтического концерта. Наконец, фортепианный цикл «Песни без слов» — еще одно открытие Мендельсона нового жанра — и по сию пору не имеет равных себе по редкому сочетанию высочайшего профессионализма и доступности самого неискушенному в музыке слуху.
Творческая энергия не угасала до последних дней земной жизни Мендельсона. Он был полон новыми замыслами — задумал ораторию «Христос» и оперу на сюжет сказаний о Лорелее.
После преждевременной кончины Мендельсона близкий его друг, певец Эдуард Девриент оставил в своих воспоминаниях такую весьма примечательную запись: «Столь счастливый и богатый талантами, окруженный любовью и восхищением и при всем этом столь сильный духом и сердцем, он никогда не ослаблял узды религиозной самодисциплины, никогда не преступал границ скромности и смирения, никогда не переставал руководствоваться чувством долга. Земля не отказала ему ни в одной из своих радостей, небеса наградили его всеми дарами для богатой духовной жизни. По сравнению с таким обилием мирных радостей какое значение могли иметь часы дурного настроения, дни печали или скорбного недовольства фальшивыми почестями, которые ему оказывали! Скоропостижная смерть среди только начатых им трудов и далеко идущих проектов, избавившая его от страхов и сует мирских, завершила эту блестящую жизнь человека истинно счастливого и одарившего счастьем других».
История оркестра ведет отсчет с 1978 года, когда скрипач и дирижер В. Корначев основал музыкальный ансамбль из 9 человек, молодых энтузиастов, недавних выпускников московских музыкальных вузов. В 1988 году ансамбль, к тому моменту выросший в оркестр, возглавил Александр Рудин, который и придумал имя Musica Viva (живая музыка — лат.). Под его руководством оркестр обрел уникальное творческое амплуа и достиг высокого уровня исполнительского мастерства, войдя в число ведущих оркестров России.
Московский камерный оркестр Musica Viva
Сегодня Musica Viva — универсальный музыкальный коллектив, свободно чувствующий себя в самых разных стилях и жанрах. В нетривиальных программах оркестра наряду с общепризнанными шедеврами звучат музыкальные редкости. Оркестр, владеющий многими исполнительскими стилями, всегда стремится максимально приблизиться к изначальному облику произведения, подчас уже неразличимому за плотными наслоениями исполнительских штампов. Квинтэссенцией творческих проектов оркестра стал особый концертный цикл в Московской филармонии — «Шедевры и премьеры», в котором музыкальные шедевры предстают в первозданном великолепии, а извлеченные из небытия музыкальные раритеты становятся подлинными открытиями.
Большое место в репертуаре оркестра занимают незаслуженно забытые произведения: в исполнении коллектива впервые в России прозвучали сочинения Генделя, сыновей И.С. Баха, Чимарозы, Диттерсдорфа, Дюссека, Плейеля, Триклира, Фолькмана, Козловского, Фомина, Виельгорского, Алябьева, Дегтярева и многих других. Широкий стилевой диапазон оркестра позволяет ему на равно высоком уровне исполнять как музыкальные раритеты, так и произведения современных композиторов. В разные годы оркестр Musica Viva осуществил премьеры сочинений В. Артёмова, А. Пярта, А. Саллинена, В. Сильвестрова и других.
В последние годы Musica Viva успешно осуществляет крупные проекты — оперы в концертном исполнении и оратории с участием выдающихся зарубежных певцов и дирижеров. Под руководством Александра Рудина в Москве были исполнены мессы Гайдна и его оратории «Сотворение мира» и «Времена года», оперы «Идоменей» Моцарта, «Оберон» Вебера, «Фиделио» Бетховена, Реквием Шумана, оратории «Торжествующая Юдифь» Вивальди и «Минин и Пожарский, или Освобождение Москвы» Дегтярева. В сотрудничестве с британским маэстро Кристофером Мулдсом осуществлены российские премьеры опер Генделя «Орландо», «Ариодант» и оратории «Геркулес».
Погружение в материалы той или иной эпохи привело к ряду почти археологических музыкальных находок. Так появился цикл «Серебряная классика», стартовавший в 2011 году. Его основу составляет музыка, не вошедшая в «золотой» репертуарный фонд. В рамках этого цикла проходит молодежная программа, представляющая лауреатов европейских международных конкурсов, а также ежегодные «Виолончельные ассамблеи», к участию в которых маэстро Рудин приглашает своих коллег-виолончелистов.
Musica Viva привлекает к сотрудничеству крупнейших музыкантов мира, в их числе Кристофер Хогвуд, Роджер Норрингтон, Владимир Юровский, Андраш Адориан, Роберт Левин, Андреас Штайер, Элисо Вирсаладзе, Наталия Гутман, Иван Монигетти, Николай Луганский, Борис Березовский, Алексей Любимов, Джулиано Карминьола, Изабель Фауст, Руль Дильтинс, примадонны мировой оперной сцены: Джойс ДиДонато, Анник Массис, Вивика Жено, Дебора Йорк, Сюзан Грэм, Малена Эрнман, Стефани д`Устрак, Хибла Герзмава, Юлия Лежнева и другие. С оркестром выступали всемирно известный хор Collegium Vocale, хор «Латвия».
Musica Viva — постоянный участник международных музыкальных фестивалей. Оркестр гастролировал в Германии, Франции, Нидерландах, Италии, Испании, Бельгии, Японии, Латвии, Чехии, Словении, Финляндии, Турции, Индии, на Тайване. Ежегодно гастролирует по городам России.
Оркестром записано более двадцати дисков, в том числе для лейблов «Русский Сезон» (Россия-Франция), Olympia и Hyperion (Великобритания), Тudor (Швейцария), Fuga Libera (Бельгия), «Мелодия» (Россия). Последней работой коллектива в области звукозаписи стал альбом с музыкой Дворжака (2013), выпущенный бельгийским лейблом Fuga Libera.
Хор Kantorei der Schlosskirche Weilburg
Хор Kantorei der Schlosskirche регулярно выступает с известными солистами, коллективами Capella Weilburgensis, L’arpa festante, Harmonie Universelle и Le Tendre Amour — на больших церковных праздниках и на крупных светских концертах. В репертуаре коллектива — сочинения Монтеверди, И.С. Баха, Генделя, Моцарта, Бетховена, Мендельсона, Брамса и других. С 1986 года кантор хора — Дорис Хагель. Она выступает в качестве дирижера, певицы, органистки, художественного руководителя и организатора цикла концертов «Старинная музыка в замке Вайльбург». Помимо работы c ведущими ансамблями старинной музыки, хор выступает с оркестром Capella Weilburgensis, в котором участвуют лучшие исполнители на исторических инструментах из Германии и соседних стран.
В сотрудничестве с издательством Profil-Medien сделана серия записей «Старинная музыка в замке Вайльбург». Записаны также «Четыре строгих напева» Брамса в исполнении Клауса Мертенса (баритон), «Реквием» Дворжака (впервые на исторических инструментах), оратории «Павел» и «Илия» Мендельсона.
13 ноября 2005 года по случаю сотой годовщины со дня смерти герцога Адольфа фон Нассау хором исполнен «Реквием» Дворжака. В 2007 году коллектив участвовал в исполнении Мессы Дворжака в одном концерте с «Песнями об умерших детях» Малера. В 2014 году в рамках XIII Международного фестиваля Di Musica e Arte Sacra в Риме хор принял участие в исполнении оратории «Саул» Генделя. В 2010, 2012 и 2013 годах состоялись гастроли хора в Санкт-Петербурге и церкви Богородицы в Дрездене, в 2015– на Международном фестивале в базилике города Эхтернах (Люксембург).