12+

Сергей Редькин, Сергей Догадин, Госоркестр имени Е.Ф. Светланова

2017
102 мин
Россия
Начать просмотр

Сергей Редькин

Сергей Редькин родился в 1991 году в Красноярске. Учился в музыкальном лицее Красноярской государственной академии музыки и театра (класс фортепиано Г. Богуславской, класс импровизации Э. Маркаича), затем в Средней специальной музыкальной школе при Санкт-Петербургской консерватории (класс фортепиано О. Курнавиной, класс композиции профессора А. Мнацаканяна). Во время обучения стал обладателем премии Общероссийского конкурса «Молодые дарования России» и завоевал награды на международных молодёжных конкурсах пианистов имени С. Рахманинова в Санкт-Петербурге, имени Г. Нейгауза в Москве, стран Балтийского моря в Эстонии и «Классика» в Казахстане.

В 2015 году Сергей окончил Санкт-Петербургскую консерваторию имени Н.А. Римского-Корсакова по двум специальностям: «фортепиано» (класс профессора А. Сандлера) и «композиция» (класс профессора А. Мнацаканяна) и продолжил обучение в аспирантуре. В том же году молодой пианист блестяще выступил на XV Международном конкурсе имени П.И. Чайковского и был удостоен III премии и Бронзовой медали. Также среди его достижений — премии на международных конкурсах имени И. Падеревского в Польше, Май Линд в Финляндии и С. Прокофьева в Санкт-Петербурге.

Сергей Редькин — стипендиат фонда «Дворцы Санкт-Петербурга», Санкт-Петербургского Дома музыки и Акционерного Банка «Россия». С 2008 года принимает участие во многих проектах Дома музыки: «Музыкальная сборная России», «Река талантов», «Посольство мастерства», «Русские четверги», «Русские вторники», концерты которых проходят в северной столице, регионах России и за рубежом. По направлению Санкт-Петербургского Дома музыки пианист проходил стажировку в Международной фортепианной академии на озере Комо (Италия). Принимал участие в мастер-классах А. Ясинского, Н. Петрова и Д. Башкирова.

Сергей Редькин выступает на лучших площадках Москвы и Санкт-Петербурга, среди которых залы Санкт-Петербургской филармонии, Капеллы Санкт-Петербурга и Концертный зал Мариинского театра, принимает участие в программах Московской филармонии, в том числе в концертах абонементов «Молодые таланты» и «Звёзды XXI века» в Концертном зале имени П.И. Чайковского. Участвует в престижных международных фестивалях — фестивале Мариинского театра «Лики современного пианизма», Московском Пасхальном фестивале и других.

Много гастролирует по России и за рубежом — в Германии, Австрии, Франции, Швейцарии, Швеции, Финляндии, Португалии, Монако, Польше, Израиле, США и Мексике. Сотрудничает с Симфоническим оркестром Мариинского театра под управлением Валерия Гергиева, Санкт-Петербургским государственным академическим симфоническим оркестром, Государственным академическим симфоническим оркестром России имени Е.Ф. Светланова и другими известными коллективами.

Сергей Догадин

Сергей Догадин родился в 1988 году в семье музыкантов. Игрой на скрипке начал заниматься в возрасте 5 лет под руководством известного педагога Л.А. Иващенко. В 2012 году окончил Санкт-Петербургскую консерваторию, где учился у профессоров В.Ю. Овчарека и своего отца, А.С. Догадина. Посещал мастер-классы З. Брона, Б. Кушнира, М. Венгерова и многих других музыкантов.

После консерватории стажировался в аспирантуре Высшей школы музыки Кёльна у профессора Михаэлы Мартин и в аспирантуре Университета искусств Граца у профессора Бориса Кушнира. У него же в настоящее время совершенствуется в Венской консерватории.

Сергей Догадин — победитель десяти международных конкурсов скрипачей, в том числе: имени А. Постаккини в Италии, имени Н. Паганини, имени Ю. Янкелевича в России, имени Й. Иоахима в Германии, обладатель трех специальных премий престижного конкурса ARD в Мюнхене, лауреат XIV Международного конкурса имени П.И. Чайковского в Москве и I Международного конкурса скрипачей имени Исаака Стерна в Китае. Стипендиат Министерства культуры России, фондов К. Орбеляна и «Новые имена», Моцартовского общества Дортмунда (Германия), лауреат премий Ю. Темирканова, А. Петрова, молодежной премии губернатора Санкт-Петербурга, премии Президента России.

Гастролировал в России, США, Японии, Германии, Франции, Великобритании, Швейцарии, Италии, Испании, Швеции, Дании, Китае, Польше, Литве, Венгрии, Ирландии, Чили, Латвии, Турции, Азербайджане, Румынии, Молдавии, Эстонии и Нидерландах.

С момента дебюта в 2002 году в Большом зале Санкт-Петербургской филармонии с Заслуженным коллективом России Академическим симфоническим оркестром Санкт-Петербургской филармонии под управлением В. Петренко, Догадин выступил в Золотом зале Musikverein в Вене, больших залах Берлинской, Кёльнской и Варшавской филармоний, Herkules и Gasteig в Мюнхене, Liederhalle в Штуттгарте, Festspielhaus в Баден-Бадене, Alte Oper во Франкфурте, Concertgebouw и Muziekgebouw в Амстердаме, Tonhalle в Цюрихе, Auditorio Nacional и Palacio de Congresos в Мадриде, Berwaldhallen в Стокгольме, Tivoli в Копенгагене, Suntory Hall в Токио, Symphony Hall в Осаке, Концертном зале Kitara в Саппоро, Большом театрев Шанхае, во всех крупнейших залах Москвы и Санкт-Петрбурга.

Скрипач выступал в сопровождении всемирно известных оркестров, среди которых Лондонский филармонический оркестр, «Филармония», Берлинский симфонический, Будапештский симфонический, оркестры Московской и Санкт-Петербургской филармоний, Мариинского театра, Национальный филармонический оркестр России, Госоркестр России имени Е.Ф. Светланова, Английский камерный оркестр, «Кремерата Балтика», национальные оркестры Эстонии и Латвии, Шанхайский симфонический оркестр и многие другие коллективы.

С. Догадин сотрудничал со знаменитыми музыкантами нашего времени: Ю. Темиркановым, В. Гергиевым, В. Ашкенази, В. Спиваковым, Ю. Симоновым, Т. Зандерлингом, А. Дмитриевым, Н. Алексеевым, В. Петренко, В. и А. Чернушенко, С. Сондецкисом, В. Третьяковым, А. Рудиным, Д. Мацуевым и многими другими артистами.

Участник фестивалей «Звёзды белых ночей», «Площадь искусств», фестивалей в Шлезвиг-Гольштейне, Кольмаре, Баден-Бадене, Тиволи, фестивале Балтийского моря, имени Дж. Энеску, «В. Спиваков приглашает», «Скрипки Н. Паганини» В Санкт-Петербурге, фестивале М. Ростроповича, Crescendo, Памяти Олега Кагана и других известных музыкальных форумов.

Выступления музыканта транслировались крупнейшими мировыми радио- и телекомпаниями — Mezzoclassic (Франция), Medici.tv, Европейским союзом вещания (EBU), BRKlassic и NDRKultur (Германия), YLERadio (Финляндия), NHK (Япония), BBC (Великобритания), Польским радио, Эстонским радио и Латвийским радио.

В 2003 году компанией Би-Би-Си записан скрипичный концерт А. Глазунова в исполнении Сергея Догадина и Ольстерского симфонического оркестра. В марте 2008 года вышел его сольный диск, в который вошли произведения П. Чайковского, С. Рахманинова, С. Прокофьева и А. Розенблатта.

С 2017 года является приглашенным профессором в Liangzhu International Arts Academy (Китай).

С. Догадин был удостоен чести играть на скрипках Н. Паганини и И. Штрауса. В настоящее время играет на скрипке итальянского мастера Дж. Б. Гваданини (Парма, 1765 г.), предоставленной ему в пользование Fritz Behrens Stiftung (Ганновер, Германия).

Станислав Кочановский

Станислав Кочановский окончил Санкт-Петербургскую консерваторию по трём специальностям: «хоровое дирижирование» (класс Т.И. Хитровой, 2004), «орган» (класс Н.И. Оксентян, 2004) и «оперно-симфоническое дирижирование» (класс А.В. Титова, 2008).

С 2010 по 2015 год возглавлял Академический симфонический оркестр Северо-Кавказской государственной филармонии имени В.И. Сафонова. За это время коллектив представил более 50 симфонических программ, 7 оперных спектаклей, провёл 5 фестивалей. Большое внимание привлекло исполнение «Прометея» Скрябина со свето-инсталляцией и Третьей симфонии композитора «Божественная поэма», «Песни о земле» Малера; постановки опер «Алеко» Рахманинова и «Демон» Рубинштейна. Впервые на Кавказских Минеральных Водах прозвучали сочинения А. Веберна, Д. Лигети, Г. Гульда, С. Барбера, Ш. Чалаева и М. Броннера.

Станислав Кочановский сотрудничает с ведущими оркестрами России: Госоркестром имени Е.Ф. Светланова, Национальным филармоническим оркестром, коллективами Московской и Санкт-Петербургской филармоний, Симфоническим оркестром Мариинского театра, Государственным симфоническим оркестром «Новая Россия», Государственным симфоническим оркестром Республики Татарстан. Принимал участие в фестивале «Звёзды Белых ночей» в Санкт-Петербурге.

Стремительно развивается и международная карьера дирижёра. Он выступал с Роттердамским филармоническим оркестром, симфоническими оркестрами Гамбурга и Штутгарта, национальными оркестрами Лиона, Иль-де-Франс и Оркестром Итальянской Швейцарии, Королевским филармоническим оркестром Фландрии, Симфоническим оркестром Мальмё, симфоническими оркестрами RAI в Турине, NHK в Токио, Национальным симфоническим оркестром Китая, Филармоническим оркестром Малайзии и Израильским симфоническим оркестром. В апреле 2014 года состоялся дебют Кочановского с Оркестром Национальной академии Санта Чечилия в Риме, после которого один из критиков отметил: «Станислав Кочановский был настоящим открытием. Это молодой дирижёр, которому суждено стать одним из главных героев музыкальной жизни ближайшего будущего. Он продемонстрировал невероятные пластичность и талант, а также умение оживлять и вести за собой оркестр. Блестящее открытие… Прекрасное исполнение, где были сила и блеск, но, в то же время, ясность, прозрачность и лиризм». В 2015 году С. Кочановский и М. Плетнёв открыли концертный сезон с Оркестром имени Артуро Тосканини в Парме. В том же году дирижёр гастролировал с Молодежным оркестром Giovanile Italiana по городам Италии.

Станислав Кочановский сотрудничал со многими солистами: Денис Мацуев, Алексей Володин, Сергей Бабаян, Виктор Третьяков, Вадим Глузман, Сергей Крылов, Сергей Ролдугин, Мария Гулегина, Анна Нетребко, Ольга Бородина, Борис Андрианов, Алёна Баева, Александр Бузлов, Аркадий Шилклопер, Нарек Ахназарян, Лукас Генюшас, Валерий Соколов, Александр Гаврилюк, Микеле Кампанела, Никола Бенедетти, Лиза Ларссон и Петер Маттей.

В театральном репертуаре С. Кочановского более 30 опер и балетов. Он регулярно дирижирует оперными спектаклями в Мариинском театре. За последние годы осуществил ряд постановок на крупнейших сценах мира: в Оперном театре Цюриха («Пиковая дама»), на фестивале «Флорентийский музыкальный май» («Иоланта»), в Национальной опере Амстердама («Князь Игорь») и Корейской национальной опере в Сеуле («Борис Годунов»).

Летом 2017 года Станислав Кочановский дебютирует на фестивале в Вербье с Молодёжным симфоническим оркестром. Также среди ангажементов дирижёра — концерты с оркестрами амстердамского Консертгебау, Французского Радио, Национальным оркестром Бельгии, Симфоническим оркестром Дублина, Филармоническим оркестром Нидерландского радио, Симфоническим оркестром Мельбурна, гастроли с Госоркестром России в Корее и постановка оперы «Евгений Онегин» в Оперном театре Цюриха.

Бедржих Сметана

Бедржих Сметана (2 марта 1824, Литомышль — 12 мая 1884, Прага) — чешский композитор, пианист и дирижер, основоположник чешской национальной композиторской школы.

Сметана родился в семье пивовара Литомишльского замка. Рос и воспитывался (в семье и в школе) в немецкоязычной среде. Позже, в зрелом возрасте, проникся идеями чешского национализма, изучил чешский язык и сменил имя Фридрих на Бедржих. Рано проявив музыкальные способности, он начал учиться игре на фортепиано и скрипке. В восемь лет он начал сочинять, однако его отец хотел, чтобы тот стал экономистом. Тем не менее, по окончании пльзеньского лицея, Сметана отправился в Прагу, где совершенствовал свое фортепианное мастерство. В эти годы финансовую поддержку молодому музыканту оказывал Ференц Лист, высоко ценивший его талант. Благодаря Листу Сметане удалось в 1848 году издать некоторые из своих сочинений и открыть собственную музыкальную школу, где он стал преподавать игру на фортепиано.

В 1856 году Сметана получил приглашение на пост дирижера симфонических концертов в Гетеборге, где работал в течение ближайших пяти лет также как педагог и музыкант камерного ансамбля. Вернувшись в Прагу в 1863 году, он основал еще одну музыкальную школу с целью продвигать чешскую музыку. В 1866 году Сметана получил место главного дирижера Национального оперного театра Чехии, в оркестре которого в то время играл на альте никому еще не известный молодой музыкант и начинающий композитор Антонин Дворжак. В этом театре впервые были поставлены многие из опер Сметаны, написанные на чешские народные сюжеты.

В 1874 году Сметана тяжело заболел (по одной из версий, сифилисом) и из-за почти полной потери слуха был вынужден оставить свой пост. Уйдя от активной общественной деятельности и поселившись у своей дочери Зофии и ее мужа-лесничего на хуторе Ябкенице, он продолжал сочинять музыку. В 1883 году из-за прогрессировавшей меланхолии он был помещен в психиатрическую больницу в Праге, где и умер 12 мая 1884 года. Композитор похоронен на Вышеградском кладбище.

Сметана — один из крупнейших музыкантов Чехии, считающийся основоположником национальной композиторской школы. Он был первым композитором, использовавшим в своих сочинениях чешские народные сюжеты и мотивы. Первая в истории опера, целиком написанная на чешском языке («Бранденбуржцы в Чехии»), также принадлежит его перу. Творчество Сметаны оказало огромное влияние на чешских композиторов последующих поколений — Антонина Дворжака, Зденека Фибиха и других.
Симфоническая поэма «Влтава» (Молдау) стала неофициальным чешским национальным гимном.

Ян Сибелиус

Ян Сибелиус (8 декабря 1865, Хямеэнлинна, Великое княжество Финляндское — 20 сентября 1957, Ярвенпяя, Финляндия) — финский композитор.

Ян Сибелиус родился 8 декабря 1865 в Хямеэнлинне в Великом княжестве Финляндском. Был вторым из троих детей доктора Кристиана Густава Сибелиуса и Марии Шарлотты Борг. Он рано потерял отца, провёл детские годы с матерью, братом и сестрой в доме бабушки в своём родном городе.

В семье говорили на шведском и поддерживали шведские культурные традиции. Однако родители отдали Яна в финноязычную среднюю школу. С 1876 года по 1885 он учился в Нормальном лицее Хямеэнлинны.

Следуя семейной традиции, детей обучали игре на музыкальных инструментах. Сестра Линда занималась на рояле, брат Христиан — на виолончели, Ян — вначале на рояле, но после предпочёл скрипку. Уже в десять лет Ян сочиняет небольшую пьесу. Впоследствии, его влечение к музыке возрастает и он начинает систематические занятия под руководством руководителя местного духового оркестра Густава Левандера. Полученные практические и теоретические знания позволили написать юноше несколько камерно-инструментальных сочинений.

В 1885 год поступил на юридический факультет Императорского университета в Хельсинки, но его не привлекала профессия юриста, и вскоре он перешёл в Музыкальный институт, где стал самым блестящим учеником Мартина Вегелиуса. Многие из его ранних сочинений для камерных ансамблей исполнялись студентами и преподавателями института.

В 1889 Сибелиус получил государственную стипендию для обучения композиции и теории музыки у Альберта Беккера в Берлине. В следующем году брал уроки у Карла Гольдмарка и Роберта Фукса в Вене.

По возвращении Сибелиуса в Финляндию состоялся его официальный дебют как композитора: была исполнена симфоническая поэма «Куллерво» (Kullervo), ор. 7, для солистов, мужского хора и оркестра — по одному из сказаний финского народного эпоса Калевала. Это были годы невиданного патриотического подъёма, и Сибелиуса немедленно провозгласили музыкальной надеждой нации. Вскоре он женился на Айно Ярнефельт, отцом которой был знаменитый генерал-губернатор, возглавлявший национальное движение.

За Куллерво последовали симфоническая поэма «Сказка» (En Saga), ор. 9 (1892); сюита «Карелия» (Karelia), ор. 10 и 11 (1893); «Весенняя песня», ор. 16 (1894) и сюита «Лемминкяйнен» (Lemminkissarja), ор. 22 (1895). В 1897 Сибелиус участвовал в конкурсе на замещение должности преподавателя музыки в университете, но потерпел неудачу, после чего друзья убедили сенат учредить для него ежегодную стипендию в 3000 финских марок.

Заметное влияние на раннее творчество Сибелиуса оказали два финских музыканта: искусству оркестровки его обучал Роберт Каянус, дирижёр и основатель Ассоциации хельсинкских оркестров, а наставником в области симфонической музыки был музыкальный критик Карл Флодин. Премьера Первой симфонии Сибелиуса состоялась в Хельсинки (1899). В этом жанре композитор написал ещё 6 сочинений — последней была Седьмая симфония (одночастная Fantasia sinfonica), ор. 105, впервые исполненная в 1924 в Стокгольме. Международную известность Сибелиус приобрёл именно благодаря симфониям, но популярностью пользуются и его скрипичный концерт, и многочисленные симфонические поэмы, такие, как «Дочь Похьёлы» (фин. Pohjolan tytär), «Ночная скачка и восход солнца» (швед. Nattlig ritt och soluppgang), «Туонельский лебедь» (Tuonelan joutsen) и «Тапиола» (Tapiola).

Большинство сочинений Сибелиуса для драматического театра (всего их шестнадцать) — свидетельство его особой склонности к театральной музыке: в частности, это симфоническая поэма «Финляндия» (Finlandia) (1899) и «Грустный вальс» (Valse triste) из музыки к пьесе шурина композитора Арвида Ярнефельта «Смерть» (Kuolema); пьеса была впервые поставлена в Хельсинки в 1903. Многие песни и хоровые произведения Сибелиуса часто звучат у него на родине, но за её пределами почти неизвестны: очевидно, их распространению мешает языковой барьер, а кроме того, они лишены характерных достоинств его симфоний и симфонических поэм. Сотни фортепианных и скрипичных пьес и несколько сюит для оркестра также уступают лучшим сочинениям композитора.

Особое положение в финской национальной культуре занимает симфоническая поэма «Финляндия», являющаяся музыкальной иллюстрацией истории народа и имевшая антироссийскую направленность. Мелодия имела успех и стала национальным гимном. Её исполнение, в том числе и насвистывание мелодии в общественных местах, каралось русскими властями заключением.

Творческая деятельность Сибелиуса фактически завершилась в 1926 симфонической поэмой «Тапиола», ор. 112. Более 30 лет музыкальный мир ждал от композитора новых сочинений — особенно его Восьмой симфонии, о которой столько говорилось (в 1933 г. была даже анонсирована её премьера); однако ожидания не сбылись. В эти годы Сибелиус писал лишь небольшие пьесы, в том числе масонскую музыку и песни, ничем не обогатившие его наследие. Впрочем, существуют свидетельства, что в 1945 г. композитор уничтожил большое количество бумаг и рукописей, — возможно, среди них были и не дошедшие до окончательного воплощения поздние сочинения.

Его творчество получает признание главным образом в англо-саксонских странах. В 1903-1921 он пять раз приезжал в Англию дирижировать своими произведениями, а в 1914 посетил США, где под его управлением в рамках музыкального фестиваля в Коннектикуте прошла премьера симфонической поэмы Океаниды (Aallottaret). Популярность Сибелиуса в Англии и США достигла своего пика к середине 1930-х годов. Такие крупные английские писатели, как Роза Ньюмарч, Сесил Грей, Эрнест Ньюмен и Констант Ламберт, восхищались им как выдающимся композитором своего времени, достойным преемником Бетховена. Среди наиболее пылких приверженцев Сибелиуса в США были О. Даунс, музыкальный критик «Нью-Йорк Таймс», и С. Кусевицкий, дирижёр Бостонского симфонического оркестра; в 1935, когда музыка Сибелиуса прозвучала по радио в исполнении Нью-йоркского филармонического оркестра, слушатели избрали композитора своим «любимым симфонистом».

С 1940 интерес к музыке Сибелиуса заметно падает: раздаются голоса, подвергающие сомнению его новаторство в области формы. Сибелиус не создал своей школы и не оказал прямого влияния на композиторов следующего поколения. В наши дни его обычно ставят в один ряд с такими представителями позднего романтизма, как Р. Штраус и Э. Элгар. При этом в Финляндии ему отводили и отводят гораздо более важную роль: здесь он признан великим национальным композитором, символом величия страны.
Еще при жизни Сибелиус удостоился почестей, которые воздавались лишь немногим художникам. Достаточно упомянуть многочисленные улицы Сибелиуса, парки Сибелиуса, ежегодный музыкальный фестиваль «Неделя Сибелиуса». В 1939 «альма матер» композитора, Музыкальный институт, получил название Академии имени Сибелиуса (фин. Sibelius-Akatemia).

Умер Сибелиус в Ярвенпяя 20 сентября 1957.

Государственный академический симфонический оркестр России имени Е.Ф. Светланова

Госоркестр России имени Е.Ф. Светланова, один из старейших симфонических коллективов страны, отметил 80-летие. Первое выступление оркестра, прошедшее под управлением Александра Гаука и Эриха Клайбера, состоялось 5 октября 1936 г. в Большом зале Московской консерватории.

В разные годы Госоркестром руководили выдающиеся музыканты Александр Гаук (1936–1941 гг.), Натан Рахлин (1941–1945 гг.), Константин Иванов (1946–1965 гг.) и Евгений Светланов (1965–2000 гг.). 27 октября 2005 г. коллективу было присвоено имя Евгения Светланова.

В 2000–2002 гг. оркестр возглавлял Василий Синайский, в 2002–2011 гг. — Марк Горенштейн. 24 октября 2011 года художественным руководителем коллектива назначен Владимир Юровский, всемирно известный дирижер, сотрудничающий с крупнейшими оперными театрами и симфоническими оркестрами мира. С сезона 2016/17 главный приглашенный дирижер Госоркестра — Василий Петренко.

Концерты оркестра проходили на самых известных концертных площадках мира, в том числе в Большом зале Московской консерватории, Концертном зале имени Чайковского и Государственном Кремлевском дворце в Москве, Карнеги-холле в Нью-Йорке, Кеннеди-центре в Вашингтоне, Музикферайне в Вене, Альберт-холле в Лондоне, зале Плейель в Париже, Национальном оперном театре Колон в Буэнос-Айресе, Сантори-холле в Токио. В 2013 году оркестр впервые выступил на Красной площади в Москве.

За пультом коллектива стояли Герман Абендрот, Эрнест Ансерме, Лео Блех, Николай Голованов, Курт Зандерлинг, Отто Клемперер, Кирилл Кондрашин, Лорин Маазель, Курт Мазур, Николай Малько, Игорь Маркевич, Евгений Мравинский, Шарль Мюнш, Мстислав Ростропович, Саулюс Сондецкис, Игорь Стравинский, Арвид Янсонс, Шарль Дютуа, Геннадий Рождественский, Леонард Слаткин, Юрий Темирканов, Михаил Юровский, Валерий Гергиев, Александр Лазарев, Андрей Борейко, Александр Ведерников, Ион Марин, Гинтарас Ринкявичюс, Александр Сладковский и другие замечательные дирижеры.

С оркестром выступали певцы Ирина Архипова, Галина Вишневская, Сергей Лемешев, Елена Образцова, Мария Гулегина, Пласидо Доминго, Монсеррат Кабалье, Йонас Кауфман, Дмитрий Хворостовский, пианисты Эмиль Гилельс, Ван Клиберн, Генрих Нейгауз, Николай Петров, Святослав Рихтер, Мария Юдина, Валерий Афанасьев, Элисо Вирсаладзе, Евгений Кисин, Григорий Соколов, Алексей Любимов, Борис Березовский, Николай Луганский, Денис Мацуев, скрипачи Леонид Коган, Иегуди Менухин, Давид Ойстрах, Максим Венгеров, Виктор Пикайзен, Вадим Репин, Владимир Спиваков, Виктор Третьяков, альтист Юрий Башмет, виолончелисты Мстислав Ростропович, Наталия Гутман, Александр Князев, Александр Рудин. В последние годы список солистов, сотрудничающих с коллективом, пополнился именами певцов Вальтрауд Майер, Анны Нетребко, Хиблы Герзмавы, Александрины Пендачанской, Надежды Гулицкой, Екатерины Кичигиной, Ильдара Абдразакова, Дмитрия Корчака, Василия Ладюка, Рене Папе, пианистов Мицуко Учиды, Рудольфа Бухбиндера, скрипачей Леонидаса Кавакоса, Патриции Копачинской, Юлии Фишер, Дэниела Хоупа, Николая Цнайдера, Сергея Крылова. Значительное внимание уделяется также совместной работе с молодыми музыкантами, среди которых дирижеры Станислав Кочановский, Андрис Пога, Мариус Стравинский, Филипп Чижевский, пианисты Люка Дебарг, Филипп Копачевский, Ян Лисецкий, Дмитрий Маслеев, Александр Романовский, скрипачи Алена Баева, Айлен Притчин, Валерий Соколов, Павел Милюков, виолончелист Александр Рамм.

Впервые отправившись в зарубежные гастроли в 1956 году, оркестр с тех пор представлял русское искусство в Австралии, Австрии, Бельгии, Гонконге, Дании, Италии, Канаде, Китае, Ливане, Мексике, Новой Зеландии, Польше, США, Таиланде, Франции, Чехословакии, Швейцарии, Южной Корее, Японии и многих других странах.

Дискография коллектива насчитывает сотни грампластинок и CD, выпущенных ведущими фирмами России и зарубежья («Мелодия», «Бомба-Питер», Deutsche Grammophon, EMI Classics, BMG, Naxos, Chandos, Musikproduktion Dabringhaus und Grimm, Toccata Classics, Fancymusic и другие). Особое место в этом собрании занимает «Антология русской симфонической музыки», которая включает аудиозаписи сочинений русских композиторов от Глинки до Стравинского (дирижер Евгений Светланов). Записи концертов оркестра осуществлены телеканалами Mezzo, Medici, «Россия 1» и «Культура», радио «Орфей».

В недавнем времени Госоркестр выступил на фестивалях в Графенегге (Австрия), Kissinger Sommer в Бад-Киссингене (Германия), «Площадь искусств» в Санкт-Петербурге, VI фестивале Мстислава Ростроповича в Москве, III симфоническом форуме России в Екатеринбурге, Платоновском фестивале искусств в Воронеже; осуществил мировые премьеры сочинений Александра Вустина, Сергея Слонимского, Антона Батагова, Андрея Семёнова, Владимира Николаева, Олега Пайбердина, Ефрема Подгайца, Юрия Шерлинга, а также российские премьеры произведений Бетховена — Малера, Скрябина — Немтина, Орфа, Берио, Штокхаузена, Тавенера, Куртага, Адамса, Сильвестрова, Щедрина, Тарнопольского, Геннадия Гладкова; принял участие в XV Международном конкурсе имени Чайковского и I Международном конкурсе молодых пианистов Grand Piano Competition; четырежды представил ежегодный цикл просветительских концертов «Владимир Юровский дирижирует и рассказывает»; трижды участвовал в фестивале актуальной музыки «Другое пространство»; посетил города России, Австрии, Аргентины, Бразилии, Чили, Германии, Испании, Турции, Китая.

В сентябре 2015 года Владимир Юровский объявил о долгосрочном проекте «80 премьер», в рамках которого отметивший 80-летие коллектив на протяжении нескольких сезонов исполняет восемьдесят премьер — мировых, российских и московских. С января 2016 года Госоркестр реализует специальный проект по поддержке композиторского творчества, предполагающий тесное сотрудничество с современными российскими авторами. Первым в истории Госоркестра «композитором в резиденции» стал Александр Вустин.

За выдающиеся творческие достижения коллектив с 1972 года носит почетное звание «академический»; в 1986 году был награжден орденом Трудового Красного Знамени, в 2006 и 2011 гг. удостоен благодарности Президента Российской Федерации.

Смотрите также

Подпишитесь на рассылку портала «Культура.РФ»
Рассылка не содержит рекламных материалов
«Культура.РФ» — гуманитарный просветительский проект, посвященный культуре России. Мы рассказываем об интересных и значимых событиях и людях в истории литературы, архитектуры, музыки, кино, театра, а также о народных традициях и памятниках нашей природы в формате просветительских статей, заметок, интервью, тестов, новостей и в любых современных интернет-форматах.
© 2013–2024 ФКУ «Цифровая культура». Все права защищены
Контакты
Нашли опечатку? Ctrl+Enter
При цитировании и копировании материалов с портала активная гиперссылка обязательна