12+

Алексей Володин

2017
96 мин
Россия
Начать просмотр

Алексей Володин

Алексей Володин — эксклюзивный артист Steinway& Sons ― один из самых талантливых представителей среднего поколения русской фортепианной школы, обладающий ярко выраженной индивидуальностью, оригинальным исполнительским почерком, неподражаемым звукоизвлечением и исключительным техническим мастерством.

Алексей Володин родился в 1977 году в Ленинграде, в 9 лет начал заниматься музыкой. Переехав в 1987 году в Москву, учился у И.А. Чаклиной, Т.А. Зеликман в МССМШ им. Гнесиных и в Московской консерватории и аспирантуре у профессора Э.К. Вирсаладзе. В 2001–2002 годах стажировался в Международной фортепианной академии (Комо, Италия). Преподавал в Московской консерватории (был ассистентом Э. К. Вирсаладзе).

Пианист является лауреатом международных конкурсов Паломы О’Ши (Сантандер, Испания, 1998); в Сиднее (Австралия, 2000); имени Эннио Поррино (Кальяри, Италия, 2001, I премия). После блестящей победы на Международном конкурсе пианистов им. Гезы Анды в Цюрихе (Швейцария, 2003) он с огромным успехом выступает в самых известных концертных залах мира: Concertgebouw (Амстердам), Tonhalle (Цюрих), Lincoln Centre (Нью-Йорк), Theatre des Champs-Elysees и Pleyel (Париж), Philharmonie (Берлин), Alte Oper (Франкфурт), Herculessaal (Мюнхен), Konzerthaus (Вена), La Scala (Милан), Sydney Opera House (Сидней), Suntory Hall (Токио), Bozar (Брюссель), Wigmore Hall (Лондон), Auditorio Nacional (Мадрид), Palau de la Musica (Барселона), римском театре Olimpico, а также в залах Лиона, Тулузы, Люксембурга, Лиссабона, Баку, Тайпея и многих других городов. Музыкант был первым участником популярной программы «Артист месяца» в Концертном зале Мариинского театра (2007). С сезона 2006/07 — постоянный приглашенный солист в г. Монпелье (Франция).

В обширном репертуаре пианиста значительное место занимают произведения Баха, Моцарта, Бетховена, Шуберта, Чайковского, Рахманинова, Скрябина, Стравинского, Прокофьева, Гершвина, современных композиторов; в арсенале артиста ― более 50 фортепианных концертов.

Алексей Володин записал несколько компакт-дисков с произведениями Бетховена, Шумана, Чайковского, Рахманинова, Стравинского, Равеля, Прокофьева, Скрябина, которые выпустили в свет фирмы Intersoft Media (Россия), Live Classics (Германия), ABC Classics (Австралия) и Challenge Classics (Нидерланды). Диск с сочинениями Фредерика Шопена был удостоен награды Choc de Classica и «пяти звезд» от журнала Diapason. Пианист также осуществил запись произведений Рахманинова в 2013 году.

Музыкант участвует в международных фестивалях в России (Московский Пасхальный, «Звезды белых ночей» в Санкт-Петербурге), Франции (фестиваль в Ла Рок д’Антероне, «Сумасшедший день» в Нанте, Фестиваль Французского радио в Монпелье), Германии (в Руре, Бад-Киссингене), Швейцарии (в Вербье, Люцерне), Италии, Латвии, Чехии, Португалии, Нидерландах и других странах. Восторженные отзывы критиков вызвало выступление А. Володина в престижной серии сольных концертов International Piano Series в лондонском Royal Festival Hall (2011/12).

Среди оркестров, с которыми сотрудничает Алексей Володин, ― Государственный академический симфонический оркестр России имени Е.Ф. Светланова, Большой симфонический оркестр имени П.И. Чайковского, Российский национальный оркестр, оркестр Мариинского театра, Лондонский симфонический, оркестры Берлинской оперы и Берлинского радио, Дрезденский филармонический, оркестр Gewandhaus (Лейпциг), Венский симфонический и камерный оркестры, Национальный оркестр Франции и оркестр Капитолия Тулузы, цюрихский Tonhalle, Оркестр Романской Швейцарии, Филармонический оркестр Ла Скала, «Солисты Венеции», Нидерландский и Варшавский филармонические, Испанский национальный, Нью-Йоркский филармонический, Симфонический оркестр Японского радио и телевидения (NHK), Сиднейский симфонический. Значительными событиями последнего времени стали концерты с Бамбергским симфоническим оркестром, оркестрами Штутгартского и Баварского радио.

Пианист выступал с дирижерами первой величины, в числе которых Валерий Гергиев, Михаил Плетнёв, Василий Синайский, Владимир Федосеев, Семён Бычков, Георг Альбрехт, Лорин Маазель, Мюнг-Вун Чунг, Жан Бернар Помье, Карло Рицци, Лоуренс Фостер, Рафаэль Фрюбек де Бургос, Кристофер Хогвуд, Дэвид Цинман, Риккардо Шайи, Яков Крейцберг, Марек Яновский.

В сезоне 2013/14 пианист дебютировал с коллективами под управлением Валерия Гергиева — Роттердамским филармоническим оркестром и оркестром Мариинского театра — на Фестивале Балтийского моря. Среди других событий сезона — выступления с Датским национальным симфоническим оркестром, Симфоническим оркестром Би-би-си, Оркестром Шведского радио, Симфоническим оркестром Итальянского радио (RAI) в Турине, оркестром Musikkollegium г. Винтертура (Швейцария).

20 апреля 2014 года Володин сыграл в один вечер все пять фортепианных концертов Бетховена в «Бетховенском марафоне», проведенном Мариинским театром в рамках фестиваля «Лики современного пианизма» (оркестр Мариинского театра, дирижер Даниэл Райскин).

В сезоне 2014/15 Алексей Володин — артист-резидент Мариинского театра, дает на его сцене пять концертов (включая сольный концерт-открытие сезона). Он регулярно выступает с оркестром под управлением Валерия Гергиева, в т. ч. в текущем сезоне с оркестром Мариинского театра в Стокгольме на Фестивале Балтийского моря, в дортмундском Концертхаусе и венском Концертхаусе, а также с Мюнхенским филармоническим и Лондонским симфоническим оркестрами.

Среди других выступлений пианиста в сезоне 2014/15 — европейский тур с Роттердамским филармоническим оркестром, концерты с Штутгартским филармоническим оркестром (дирижер Владимир Федосеев), Симфоническим оркестром Барселоны, Борнемутским симфоническим оркестром с Эндрю Литтоном, Филармоническим оркестром Нидерландского радио и оркестром Sinfonia Varsovia на Бетховенском фестивале в Варшаве.

Франц Шуберт

Франц Петер Шуберт (31 января 1797, Лихтенталь, Австрия — 19 ноября 1828, Вена) — великий австрийский композитор, один из основоположников романтизма в музыке, автор около 600 песен, девяти симфоний (в том числе знаменитой «Неоконченной симфонии»), а также большого количества камерной и сольной фортепианной музыки.

Франц Петер Шуберт родился 31 января 1797 года в Лихтентале (сейчас Альзергрунд), небольшом пригороде Вены, в семье школьного учителя, по-любительски занимавшегося музицированием. Отец его происходил из крестьянской семьи. Мать была дочерью слесаря. Из пятнадцати детей в семье десятеро умерли в раннем возрасте. Франц очень рано проявил музыкальные способности. С шести лет он учился в приходской школе, а домочадцы научили его играть на скрипке и фортепиано.

В возрасте одиннадцати лет Франц был принят в Конвикт — придворную капеллу, где, кроме пения, изучал игру на многих инструментах и теорию музыки (под руководством Антонио Сальери). Оставив капеллу в 1813 году, Шуберт устроился преподавателем в школу. Изучал преимущественно Глюка, Моцарта и Бетховена. Первые самостоятельные произведения — оперу «Увеселительный замок сатаны» и мессу фа мажор — он написал в 1814 году.

Композитор умер от брюшного тифа в Вене 19 ноября 1828 года. Согласно последнему пожеланию, Шуберта похоронили на кладбище, где за год до того был погребен боготворимый им Бетховен. На памятнике выгравирована красноречивая надпись: «Смерть похоронила здесь богатое сокровище, но ещё более прекрасные надежды» В честь Шуберта назван кратер на Меркурии.

В области песни Шуберт явился продолжателем Бетховена. Благодаря Шуберту этот жанр получил художественную форму, обогатив область концертной вокальной музыки. Баллада «Лесной царь», написанная в 1816 г., принесла композитору славу. Вскоре после неё появились «Скиталец», «Похвала слезам», «Зулейка» и др.

Большое значение в вокальной литературе имеют большие сборники песен Шуберта на стихи Вильгельма Мюллера — «Прекрасная мельничиха» и «Зимний путь», являющиеся как бы продолжением идеи Бетховена, выраженной в сборнике песен «К далёкой возлюбленной». Во всех этих произведениях Шуберт выказал замечательный мелодический талант и большое разнообразие настроений; он дал аккомпанементу большее значение, больший художественный смысл. Замечателен также сборник «Лебединая песня», из которого многие песни приобрели всемирную известность (например, «Серенада», «Приют», «Рыбачка», «У моря»). Шуберт не старался, как его предшественники, подражать народному характеру, но в его песнях невольно отразилась национальная струя, и они стали достоянием страны. Шуберт написал почти 600 песен. Удивительный музыкальный дар Шуберта сказался и в области фортепьянной и симфонической. Его фантазии до мажор и фа минор, экспромты, музыкальные моменты, сонаты являются доказательством богатейшего воображения и большой гармонической эрудиции. В струнном квартете ре минор, квинтете до мажор, фортепианном квинтете «Форель» (часто также называется «Forellenquintett», «Форельный»), большой симфонии до мажор и незавершённой симфонии си минор Шуберт является продолжателем Бетховена. В области оперы Шуберт не был так одарен; хотя их написано им около 20, но они немного прибавят к его славе. Среди них выделяется «Заговорщики, или Домашняя война». Отдельные номера его опер (например, «Розамунды») вполне достойны великого музыканта. Из многочисленных церковных сочинений Шуберта (мессы, офертории, гимны и проч.) возвышенным характером и музыкальным богатством отличается особенно месса ми-бемоль мажор. Музыкальная производительность Шуберта была громадна. Начиная с 1813 г. он сочинял непрестанно. В высшем кругу, куда Шуберта приглашали для аккомпанемента его вокальных сочинений, он был чрезвычайно сдержан, не интересовался похвалами и даже избегал их; среди друзей, наоборот, он высоко ценил одобрение. Из опер, исполнявшихся в то время, Шуберту всего более нравились «Швейцарское семейство» Вейгеля, «Медея» Керубини, «Иоанн Парижский» Буальдье, «Сандрильона» Изуарда и особенно «Ифигения в Тавриде» Глюка. Итальянской оперой, которая была в его время в большой моде, Шуберт интересовался мало; только «Севильский цирюльник» и некоторые отрывки из «Отелло» Россини прельщали его. Как утверждают биографы, Шуберт в своих сочинениях никогда ничего не изменял, потому что не имел для того времени. Он не щадил своего здоровья и в расцвете лет и таланта скончался в возрасте 31 года. Последний год его жизни, несмотря на расстроенное здоровье, был особенно плодотворен: именно тогда он написал симфонию до мажор и мессу ми-бемоль мажор. При жизни он не пользовался выдающимся успехом. После его смерти осталась масса рукописей, уже позднее увидевших свет (6 месс, 7 симфоний, 15 опер и проч.).

Роберт Шуман

Для того, чтобы составить себе ясное представление о немецком романтизме первой половины ХIХ века, достаточно послушать «Карнавал» Роберта Шумана. В его музыке причудливо соединились мятежный дух, нетерпеливая страстность и гордая мужественность, тонкий лиризм, капризная изменчивость нескончаемого потока чувств, впечатлений, мыслей и тщательно скрываемая ирония. В своих автокомментариях Шуман нередко пользовался немецким словом «Innerlichkeit». Томас Манн связывал с этим понятием «нежность, глубину душевной жизни. Отсутствие суетности, благоговейное отношение к природе, бесхитростную честность мысли и совести, — короче говоря, все черты высокого лиризма».

Сын книготорговца и издателя, Роберт Шуман от природы был одарен многими талантами. Круг его интересов был столь широк, что он долгое время не мог решить, что для него важнее — музыка, поэзия или драма, эстетика, художественная публицистика или филология (он с легкостью осваивал иностранные языки и свободно переводил с французского, с итальянского и с английского). С детских лет он самозабвенно импровизировал за фортепиано, в юности организовал домашний оркестр.

Жизнь Шумана была связана с несколькими городами Германии. Он родился в Цвиккау — при его жизни это был один из живописнейших уголков Саксонии. В 24 года будущий композитор отправился в Лейпциг изучать, по настоянию родителей, право. Однако, большую часть времени уделял литературным занятиям и музыке (брал уроки фортепианной игры у будущего тестя Ф. Вика, а композиции — у Г.Дорна). В Лейпциге 24-летний композитор основал свой собственный «Новый музыкальный журнал» («Neue Zeitschrift fur Musik») и постоянно выступал со статьями, с энтузиазмом открывая молодые таланты. Он первым поддержал в прессе Шопена и Брамса. По приглашению Ф. Мендельсона, учредителя и первого директора Лейпцигской консерватории, Шуман стал преподавать композицию и фортепиано. Свои мысли о музыкальном воспитании он изложил в «Жизненных правилах для музыкантов». В Дрездене Шуман учредил абонементные симфонические концерты, выступал как дирижер, а также основал и возглавил Общество хорового пения. Последним местом жительства композитора стал Дюссельдорф, где он занял пост дирижера симфонического оркестра и стал инициатором учреждения большого Нижнерейнского музыкального фестиваля.

И все-таки главным призванием Шумана была музыка. За свою недолгую жизнь (он скончался в психиатрической клинике города Эндениха, близ Бонна) композитор создал огромное число произведений в разных жанрах, включая оперу «Геновева» и четыре симфонии, «Реквием» и концерты для фортепиано и для виолончели с оркестром, кантату «Рай и Пэри», драматическую поэму «Манфред», сцены из «Фауста» Гёте… Но более всего новаторство Шумана — самого оригинального, смелого, самого проникновенного и поэтичного композитора — обнаруживается в его фортепианном и вокальном творчестве: в «Карнавале» и «Симфонических этюдах», «Крейслериане» и «Арабесках», «Фантастических пьесах» и «Танцах Давидсбюндлеров», в песнях (их у композитора свыше 300), вокальных циклах «Любовь и жизнь женщины» на стихи А. Шамиссо и «Любовь поэта» на стихи Г. Гейне.

Первое десятилетие своей композиторской жизни Шуман посвятил музыке для фортепиано, в которой воплотил свою любовь к фантазиям, поэтические пристрастия к творчеству писателей-романтиков — Жан Поля (псевдоним Иоганна Пауля Рихтера) и Эрнста Теодора Гоффмана. В своем воображении он создал придуманное им Давидово братство, противостоящее рутине в искусстве, «филистерству», а его героями сделал лирически созерцательного Евсебия и пылкого, импульсивного Флорестана (как две грани собственной раздвоенной личности), свою горячо любимую жену Клару Вик и своих собратьев по искусству — Шопена, Листа и Паганини. Блестящим примером воплощения в музыке авторского художественного манифеста стала сюита «Карнавал», созданная в 1835 году.

Содержание «Карнавала» многогранно. В серии зарисовок «с натуры» — сценках, портретах, мелькающих впечатлениях — композитор воссоздал прихотливую пестроту окружающей его действительности и скрытые в ней «кричащий диссонансы, составляющие жизнь». Здесь и традиционные маски итальянской комедии dell”arte: ленивый мешковатый Пьеро, остроумный Арлекин, Коломбина, танцующая в паре с болтливым стариком Панталоне; бальная «Кокетка» и таинственные маски «Танцующих букв»; здесь и метко схваченные музыкальные портреты Паганини и Шопена, главного двуликого героя произведения — Флорестана и Евсебия и двух героинь — Киарины и Эстреллы (маски Клары Вик и Эрнестины фон Фриккен). «Карнавал» имеет подзаголовок — «Маленькие сцены, написанные на четыре ноты». Происхождение этой краткой музыкальной темы, точнее, музыкального ядра всего цикла, своеобразно: буквенное обозначение данных звуков составляет название чешского городка Аш (Asch), где жила Э. фон Фриккен — мимолетное увлечение Шумана, а три звука этой темы — (Е) sCH — первые буквы фамилии композитора. Обрамляют цикл «Преамбула» и «Марш Давидсбюндлеров против филистимлян», где старомодному «Гроссфатеру» противостоит победный торжественный марш «бюндлеров».

Первой исполнительницей «Карнавала», как, впрочем, и всех фортепианных сочинений Шумана, была выдающаяся пианистка Клара Вик. Картины ее детства поэтично воплощены в «Детских сценах» (1838) — «отражениях, созданных взрослым и для взрослых», включающих и жемчужину шумановского мелодизма — пьесу «Грезы».

Масштабный цикл под оригинальным названием, свидетельствующим о некоем романтическом своеволии, «Симфонические этюды» (1834) написан с поистине симфоническим размахом. Взяв за основу классические вариации на одну тему (в качестве темы композитор использовал мелодию музыканта-любителя И.фон Фриккена, который, в свою очередь, заимствовал ее у неизвестного автора; для главной темы финала использована одна из оперных мелодий второстепенного немецкого композитора Г.Маршнера), Шуман существенно обновил традиционные рамки жанра. В его цикле этюды перемежаются вариациями, а иногда отдельные номера совмещают в себе двойную функцию вариации и этюда. Свое отношение к принципу варьирования композитор изложил в одном из писем в И.фон Фриккену: «При варьировании объект (то есть тема) хотя и должен все время прочно оставаться перед глазами, но стекло, через которое на него смотришь, должно всякий раз быть иного цвета, подобно стеклам, из которых составляются разноцветные окна; сквозь них местность кажется то розовой — будто в вечернем блеске, то золотой, как в солнечное утро и т. д. …Свои вариации я хочу назвать “патетическими”, однако “патетическое”, если оно там содержится, я пытался преломить сквозь разные цвета… Мне хочется постепенно развить из похоронного марша величавое победное шествие и, кроме того, внести в сочинение некоторый драматический интерес». Будучи свободолюбивым романтиком, Шуман был противником фантазирования без границ и придавал большое значение драматургической цельности и архитектонической стройности своих замыслов.

Смотрите также

Подпишитесь на рассылку портала «Культура.РФ»
Рассылка не содержит рекламных материалов
«Культура.РФ» — гуманитарный просветительский проект, посвященный культуре России. Мы рассказываем об интересных и значимых событиях и людях в истории литературы, архитектуры, музыки, кино, театра, а также о народных традициях и памятниках нашей природы в формате просветительских статей, заметок, интервью, тестов, новостей и в любых современных интернет-форматах.
© 2013–2024 ФКУ «Цифровая культура». Все права защищены
Контакты
Нашли опечатку? Ctrl+Enter
При цитировании и копировании материалов с портала активная гиперссылка обязательна