Метрополис
В 1927 году жена режиссера Фрица Ланга баронесса Теа Габриэла фон Харбоу закончила свой научно-фантастический роман-антиутопию «Метрополис». Книгу она писала, параллельно работая над сценарием одноименного фильма: Тее очень хотелось, чтобы роман и его киноверсия, которую снимал Ланг, увидели свет одновременно. Так и произошло.
История города Метрополиса вечна как мир, но проходит в футуристическом будущем: город разделен на две части. Одни живут в Раю, поражающем размахом архитектурной мысли, а те, кто не вошел в касту аристократии, отправляются в подземный Ад. Это семьи рабочих, обслуживающих гигантские машины.
Как-то раз, прогуливаясь в Вечных садах, сын одного из правителей Метрополиса Фредер (Густав Фрелих), увидел юную и прекрасную жительницу Подземелья Марию (Бригитта Хельм), которая не только посмела зайти в Рай, но и привела с собой детей рабочих. За те мгновения, что охрана наводила порядок, Фредер успел влюбиться в нарушительницу настолько, что готов отправиться на ее поиски в Ад. На свою беду Фредер попадает на промышленный уровень в момент страшной аварии.
Потрясение сменяет осознание: Метрополис — это Молох, постоянно требующий все новых человеческих жертв. Разубедить юношу мог бы лишь один человек, его родной отец Йо Фредерсен (Альфред Абель), но тот подтверждает догадку с ужасающей прямотой, ведь ему надо сделать из сына достойного наследника. Откровения отца сыграли роль прямо противоположную: вместо того чтобы забыть навсегда о подземных ужасах, Фредер возвращается на дно, уверенный, что сумеет изменить мир к лучшему. Тем более что Мария готова поддержать героя, который не просто хорош собой, но явно подходит на роль Посредника.
«Метрополис» — одно из самых уникальных явлений кинематографа. Это черно-белое немое кино продолжительностью в 152 минуты создавалось в 20-х годах прошлого века. То есть в то время, когда мир не подозревал о том, что фильм может длиться два с половиной часа. Каждая его минута наполнена новым смыслом, явлением, действием. Здесь завораживает все: сюжет, наполненный бесконечными смыслами от идеалистических до соцреализма, актерская игра, работа костюмеров и гримеров. А появлению на экране гигантских роботов, колоссов, видеотелефонов, пожалуй, могли бы позавидовать создатели таких блокбастеров, как «Район номер 9» или «Трансформеры», имеющие на вооружении все современные достижения в области спецэффектов.
Бюджет фильма составил огромную для того времени сумму — 1,5 млн долларов. К сожалению, прокат не смог вернуть потраченной суммы. В «Метрополисе» оказалось столько сюжетных линий и так много героев, что публика оказалась попросту не готова принять его. Фильм согласился взять единственный кинотеатр Берлина, да и тот довольно быстро снял его из репертуара — на всех сеансах зал был трагически пуст.
После этого было принято решение сократить историю почти наполовину, казалось бы, вырезанный материал бесследно исчез. В 2001 году на основе сохранившихся вариантов была воссоздана версия продолжительностью 117 минут. А в 2008 году в Музее кино Буэнос-Айреса был обнаружен негатив полного варианта фильма.
Полный «Метрополис» был показан 12 февраля 2010 года на Берлинском кинофестивале. Зрители с восторгом смотрели фильм, закольцованный фразой, появляющейся в начале и в самом конце: «Чтобы руки и разум взаимодействовали, им нужен Посредник. Посредником этим должно быть сердце».