Инопланетянин
Маленький Эллиот находит у себя дома тоже маленького, одного роста с мальчиком, инопланетянина. Того забыла забрать улетевшая тарелка. Инопланетянин становится лучшим другом Эллиота, учится говорить, знакомится с семьей Эллиота, катается с ним на велосипеде и ходит в школу. Но, оказывается, инопланетянина ищут какие-то незнакомые взрослые люди, да и сам Е.Т., как его называет Эллиот, не может слишком долго жить вдалеке от дома. Расставание неминуемо.
Логическое продолжение «Близких контактов третьей степени», которые Спилберг выпустил в 1977 году одновременно со «Звездными войнами», «Инопланетянин» 1982 года — это и продолжение темы космоса, и одновременно полемика с другом и коллегой Джорджем Лукасом. Но если Лукасу интересны другие планеты, сражения на световых мечах и перестрелки на звездолетах, то Спилберг всегда смотрит на другие планеты с Земли. Ему интересно встретить другие цивилизации, но остаться все равно у себя на родине со своими, пусть и земными, радостями и печалями. Поэтому «Инопланетянин» — фильм принципиально пацифистский: выпуская новую версию фильма в 2002 году, Спилберг вырезал оттуда все появления в кадре оружия. В обоих своих фильмах о встречах с пришельцами он дает понять, что агрессия тут неуместна, и если такие встречи для чего-то и нужны, то именно для того, чтобы люди научились жить в мире и любви.
Перекличка со «Звездными войнами» в «Инопланетянине» очень заметна. Музыку писал тот же Джон Уильямс, и она похожа на ту, что звучит у Лукаса. Спецэффекты, особенно касающиеся Е.Т., делала компания Лукаса Industrial Light and Magic. Однажды в кадре даже появился герой «Звездных войн» Йода (в виде хеллоуинского костюма), а в одной из ролей второго плана Спилберг сначала снял Харрисона Форда, но потом вырезал его, потому что тот слишком сильно ассоциировался у публики со «Звездными войнами» и «Индианой Джонсом». Даже бюджеты у фильмов Лукаса и Спилберга почти одинаковые, порядка 11 млн долларов.
Главными героями «Инопланетянина» стали дети. Маленький Эллиот, мальчик с добрым сердцем, — его внутренняя чистота становится мостиком, через который устанавливается общение между человеком и инопланетянином. Это единственное, что их по-настоящему роднит. Сестра Эллиота Герти (роль, принесшая Дрю Берримор приз Британской киноакадемии) — капризная девочка, но и ее чистоты хватает на то, чтобы подружиться с Е.Т. Спилберг специально снимал почти весь фильм, установив камеру очень низко, на уровне детских глаз, чтобы усилить психологический эффект от их контакта с Е.Т. Дальше к детям должны «подтягиваться» старшие: задиристый брат Элиота и его мать, которым нужно еще поискать внутри себя то чистое, детское, что помогло бы им наладить контакт с внеземным разумом. Потом могут присоединиться и другие, если по-настоящему захотят. Так под видом семейного фильма Спилберг раскрывает евангельскую (а американское общество гордится своей христианской основой) метафору: «Если не обратитесь и не будете как дети, не войдете в Царство Небесное» (Мф. 18:3) При этом «Царство Небесное» — в буквальном смысле Небо, Космос, другие планеты, невольным посланником которых оказался Е.Т., мессия, пришедший к земным детям.
«Инопланетянин», снятый очень просто и наивно, но с огромным гуманистическим пафосом, имел невероятный кассовый успех. Он собрал 800 тысяч долларов в мировом прокате, гораздо больше и «Звездных войн», и «Индианы Джонса». Вплоть до 1997 года занимал первое место по сборам в американском прокате.