0+

Мужчина и женщина

Мелодрама
1966
102 мин
Франция
Видеозапись недоступна для просмотра по решению правообладателя

Анн и Жан-Луи однажды вечером встречаются у школы-пансиона в приморском городе Довиле. Она приезжала навестить дочку, он — сына. Анн опоздала на последний поезд в Париж, и Жан-Луи, обладатель красного спортивного «мустанга» и профессиональный автогонщик, соглашается ее подвезти.

Женщина с теплотой рассказывает о муже-каскадере, погибшем на съемках. Мужчина, как выясняется, тоже овдовел. Перед тем как попрощаться с попутчицей, Жан-Луи предлагает ей в следующие выходные съездить к детям в школу вместе. Все четверо проводят прекрасный, несмотря на ветер и холод, день на морском побережье. Гонщику предстоит участие в соревнованиях в Монте-Карло, Анн следит за его пилотажем по телерепортажам и после финиша посылает телеграмму «Поздравляю, люблю». Воодушевленный ее признанием, Жан-Луи прямо на гоночной машине через всю страну мчится на свидание. Но уже в постели женщина осознает, что чувства к покойному мужу все еще мешают ей отдаться новым отношениям. Финал оставляет сомнения в том, что герои останутся вместе.

Фильм имел феноменальный успех во всем мире. Золотая пальмовая ветвь в Каннах, два «Оскара», четыре «Золотых глобуса» — всего более 40 кинонаград. Саундтрек с мелодиями Франсиса Лея стал одной из самых узнаваемых визитных карточек французского кино. Известны случаи, когда англоязычные критики после просмотра картины принимали судьбоносное решение переехать жить во Францию. Клод Лелуш, выступивший не только в качестве режиссера, но и соавтора сценария, продюсера и оператора, вдруг превратился из неудачника в триумфатора. До сих пор ему в заслугу ставили не игровые ленты, а документальные репортажи, которые Лелуш снимал в том числе и в Советском Союзе (будущий режиссер побывал, в частности, на съемочной площадке фильма «Летят журавли» и говорил позже, что именно это впечатление побудило его заняться кино). Идея сценария «Мужчины и женщины», как рассказывал Лелуш, посетила его после очередного провала. Картина, которую он снял с помощью друзей, так и не вышла на экраны, и расстроенный автор отправился на машине на море, в Довиль.

Встречая рассвет на берегу, режиссер заметил вдалеке красивую женщину, игравшую со своим ребенком. Пока он подходил ближе, все думал, что же дама могла делать в столь ранний час на пустынном пляже. Дальнейшее — история.

Поклонники «Мужчины и женщины» часто отмечали эффектное стилистическое решение — сочетать в картине съемку камерами разного формата — 8, 16 и 32 мм, а также цветные и черно-белые фрагменты. На самом деле Клод Лелуш с таким трудом наскреб средства на фильм, что качественной цветной пленки хватило лишь на натурные съемки, а эпизоды в интерьере пришлось снимать на более дешевую, черно-белую. И так совпало, что в цвете предстали самые счастливые моменты повествования, с максимумом свободы и воздуха в кадре — встречи с детьми и прогулки по зимнему пляжу. Хватало и других совпадений, сработавших в итоге на пользу картине. В частности, исполнитель главной мужской роли, выдающийся французский актер Жан-Луи Трентиньян, и по жизни увлекался автогонками и, как его персонаж, принимал участие в легендарных «24 часах Ле Мана».

Женскую роль Лелуш первоначально планировал отдать Роми Шнайдер. Но, переговорив с актрисой, передумал и пригласил Анук Эме, которую видел в фильмах Феллини: на съемках «Мужчины и женщины» Анук встретилась с будущим мужем. По ходу съемок режиссер поощрял импровизацию: так, финальная сцена, где Жан-Луи встречает Анн на вокзале, была сюрпризом не только для героини, но и для самой исполнительницы. В 1986 году Клод Лелуш сделал продолжение, фильм «Мужчина и женщина 20 лет спустя», где Жан-Луи Трентиньян и Анук Эме вжились в свои прежние образы.

В ролях: Анук Эме, Жан-Луи Трентиньян, Пьер Бару, Валери Лагранж, Антуан Сир, Суад Амиду, Анри Шмен, Яна Барри, Поль Ле Персон, Симона Пари и другие
Режиссер: Клод Лелуш
Подпишитесь на рассылку портала «Культура.РФ»
Рассылка не содержит рекламных материалов
«Культура.РФ» — гуманитарный просветительский проект, посвященный культуре России. Мы рассказываем об интересных и значимых событиях и людях в истории литературы, архитектуры, музыки, кино, театра, а также о народных традициях и памятниках нашей природы в формате просветительских статей, заметок, интервью, тестов, новостей и в любых современных интернет-форматах.
© 2013–2024 ФКУ «Цифровая культура». Все права защищены
Контакты
Нашли опечатку? Ctrl+Enter
При цитировании и копировании материалов с портала активная гиперссылка обязательна