Начало неведомого века
История создания фильма
Киноальманах «Начало неведомого века» изначально собирались выпустить к юбилею Октябрьской революции в 1967 году. Планировалось, что пять режиссеров экранизируют произведения советских писателей. Однако было снято лишь три новеллы. Короткометражку «Измена» Элема Климова по рассказу Исаака Бабеля запретили еще на этапе рассмотрения заявки.
Фильмы для киноальманаха не вписывались в советские каноны историко-революционного жанра. Две ленты — «Ангел» Андрея Смирнова и «Родина электричества» Ларисы Шепитько — были запрещены, а негативы уничтожены. К счастью, копии запрещенных картин сохранил монтажер Мосфильма. Премьера киноновелл состоялась лишь спустя 20 лет — в 1987 году, когда Ларисы Шепитько уже не было в живых, а Андрей Смирнов оставил карьеру режиссера.
В 1969 году после внесения поправок в прокат вышел лишь фильм «Мотря» Генриха Габая — экранизация рассказа Паустовского «Начало неведомого века». Однако сегодня посмотреть фильм нельзя: лента не сохранилась.
Новелла «Ангел»
Новелла «Ангел» стала первой самостоятельной работой Андрея Смирнова. В ее основе лежит одноименный рассказ Юрия Олеши. Главную роль комиссара Парфенова исполнил дебютант Леонид Кулагин. Практически новичком в актерском деле был и Георгий Бурков — для него лента была второй в фильмографии. Музыку к фильму написал Альфред Шнитке.
«Родина электричества»
Новелла Ларисы Шепитько основана на рассказе Андрея Платонова. Одну из ведущих ролей в фильме — юного комсомольца — исполнил студент медицинского училища Сергей Горбатюк. Сергей Никоненко впоследствии его переозвучил. Горбатюк был не единственным непрофессиональным актером — крестьян сыграли жители деревни Сероглазка в Астраханской области, где проходили съемки. Руководство Мосфильма фильм не принимало категорически. Студийный редактор отозвался о нем: «На экране изображена такая страшная, в полном смысле, безнадежно выжженная земля, что о возрождении ее просто немыслимо думать. По этой мертвой в общем земле ходят существа более похожие на живых мертвецов, чем на реальных деревенских стариков и старух…».