Тобиас Берндт
Уроженец Берлина, Тобиас Берндт начал заниматься музыкой в знаменитом Кройцхоре (Хор мальчиков) в Дрездене. Обучался у Херманна Кристиана Польстера в Лейпциге и Рудольфа Пирнау в Мангейме. Также проходил мастер-классы и брал уроки у Дитриха Фишера-Дискау и Томаса Квастхоффа.
Тобиас Берндт — обладатель многих стипендий, премий и других наград. Он является лауреатом международных конкурсов Брамса в Пёртшахе, «Кантилена» в Байройте, конкурса немецкой песни Das Lied в Берлине (его возглавляет Томас Квастхофф), конкурсов камерного пения в Берлине и Штутгарте, шубертовских конкурсов в Граце и Дортмунде.
Певец обладает широким оперным, концертным, камерным репертуаром: от раннего барокко до музыки наших современников (В. Рима, У. Циммермана и др,). В его багаже — баритоновые партии в Мессе, «Страстях», Магнификате и других сочинениях Баха, 9-й симфонии Бетховена, «Немецком реквиеме» Брамса, «Военном реквиеме» Бриттена, Реквиемах Моцарта, Брукнера, Форе, ораториях Генделя, Гайдна, Мендельсона, мессах Шуберта и многих других шедеврах кантатно-ораториального жанра XVII — XX веков; песни Бетховена, Шуберта, Шумана, Мендельсона, Брамса, Малера, Вольфа, Равеля, Пуленка, Р. Штрауса, Регера, Шенберга, Веберна, Эйслера; партии в операх Генделя, Телемана, Моцарта, Вагнера, Доницетти, Россини, Пуччини, Леонкавалло, Римского-Корсакова («Моцарт и Сальери»), Чайковского («Евгений Онегин»)…
Тобиас Берндт с успехом выступает в странах Европы, Азии, Южной Америки, в США, ЮАР. Сотрудничает с такими дирижерами и коллективами, как Ханс Кристоф Радеманн и Берлинский камерный хор радиостанции RIAS, Филипп Херревеге и ансамбль Collegium Vocale Gent, Андреа Маркон и базельский барочный оркестр LaCetra, Маркус Крид и Берлинский Концертхаус-оркестр, Кваме Райан и Национальный оркестр Аквитании в Бордо, а также Гельмут Риллинг, Кристоф Шперинг, Михаэль Зандерлинг, Андрей Борейко, Теодор Курентзис, Людвиг Гюттлер, Петер Шрайер, Ховард Арман.
Певец выступает в лучших залах мира, среди которых Берлинская филармония, амстердамский Консертгебау, лейпцигский Гевандхауз, цюрихский Тонхалле, «Геркулес-халле» в Мюнхене, «Музикферайн» в Вене; на крупнейших музыкальных форумах, включая фестивали И.С. Баха в Лейпциге и Г.Ф. Генделя в Галле, «Пражскую весну», фестивали в Рейнгау, Ла Шез-Дьё, Дрездене, Штутгарте, Люцерне, Баден-Бадене, Бергене. В 2013 году на Весеннем фестивале в Гейдельберге он впервые исполнил цикл песен Брамса «Прекрасная Магелона» (с Т. Квастхоффом в роли рассказчика).
Как оперный артист Тобиас Берндт востребован на многих сценах мира. Его недавние достижения связаны с исполнением партий Вольфрама в «Тангейзере» Вагнера в Большом театре Познани (Teatr Wielki им. С. Монюшко), Арганта в «Ринальдо» Генделя в Национальной опере в Праге и в оперном театре Карлсруэ, Гюнтера в «Гибели богов» Вагнера в Лейпциге (22 мая 2013 года, в день 200-летия со дня рождения композитора). В сезоне 2012/2013 он принял участие в концертных исполнениях опер Вагнера «Тристан и Изольда» и «Нюрнбергские мейстерзингеры» с симфоническим оркестром Берлинского радио под управлением Марека Яновского.
Искусство Тобиаса Берндта представлено в обширной дискографии. Первые CD с его участием как солиста Кройцхора вышли в начале 1990-х годов. В числе записей певца разных лет — сочинения композиторов XVII — XVIII веков (Д. Скарлатти, А. Лотти, Ф. Фео, Г. Хомилиуса), мессы Ф. Шуберта, духовные сочинения Ф. Мендельсона.
С 2011 Тобиас Берндт регулярно поет в Перми: исполнял партии Дона Альфонсо в опере «Так поступают все» Моцарта и Энея в «Дидоне и Энее» Пёрселла на сцене Театра оперы и балета, участвует в Дягилевском фестивале (в 2011 году спел цикл «Песни странствующего подмастерья» Малера с оркестром под управлением Т. Курентзиса, а в 2012 — программу в жанре Liederabend со своим постоянным партнером, пианистом Александром Фляйшером).
Лотар Одиниус
Лотар Одиниус обучался вокалу в Берлинском университете искусств (проф. Анке Эггерс). Посещал мастер-классы Дитриха Фишер-Дискау, Ингрид Бьёнер, Альфредо Крауса. С 2000 года регулярно берет уроки у Гундулы Хинтц и Нийла Семера.
Л. Одиниус получил международную известность как исполнитель широкого профиля, владеющий репертуаром от барокко до современности. Певец выступает на известных международных фестивалях и в крупнейших концертных залах мира от Вены, Берлина, Милана и Лондона до Нью-Йорка. Сотрудничал с такими известными дирижерами, как Николаус Арнонкур, Томас Хенгельброк, Филипп Херревеге, Нэвилл Мэрринер, Кирилл Петренко, Гельмут Риллинг, Андраш Шифф, Петер Шрайер, Кристиан Тилеманн, Франц Вельзер-Мёст, Ивор Болтон, Адам Фишер, Эммануэль Хайм, Эндрю Манце, Ханц-Кристоф Радеманн, Андреас Шперинг. Участвовал в многочисленных записях на радио и CD.
Среди концертных постановок, в которых пел Одиниус: «Король Олаф» Элгара (Штутгарт), «Сотворение мира» Гайдна (Будапешт), «Рай и Пери» Шумана (Лахти, Финляндия), «Альфонсо и Эстрелла» Шуберта (Вена, Цюрих), Месса си-минор И.С. Баха (Люцернский фестиваль), Страсти по Матфею и Страсти по Иоанну И.С. Баха (Амстердам, Берлин, Бонн, Дижона, Дрезден), «Байка про лису, петуха, кота да барана» Стравинского (оперный театр Торонто), «Ниоба, царица Фив» А. Стеффани (фестиваль в Шветцингене).
Наряду с концертными выступлениями, Лотар Одиниус реализуется и как оперный исполнитель. Особенно удаются ему лирические моцартовские персонажи. Партию Тамино («Волшебная флейта») он исполнил на Глайндборнском фестивале и в Королевской опере «Ковент-Гарден» (дирижер Колин Дэвис); партию Луция Суллы (в одноименной опере) на фестивале «Неделя Моцарта» в Маннгейме. В Парижской национальной опере спел Абраса («Идоменей»), в партиях Тамино и Тита («Милосердие Тита») выступил на сцене Кёльнской оперы. Недавно дебютировал в заглавной партии в опере «Идоменей» Моцарта в театре Клагенфурта.
Летом 2011 года Лотар Одиниус успешно дебютировал на Байрейтском фестивале в опере «Тангейзер» Вагнера (Вальтер фон дер Фогельвейде), дирижер Т. Хенгельброк. В этой же роли выступал и на следующих фестивалях с дирижерами К. Тилеманном и К. Петренко. В сезоне 2013/14 на фестивале также выступил в опере «Золото Рейна» Вагнера.
Анке Вондунг
Анке Вондунг родилась в 1972 году в г. Шпайер. В 8 лет начала заниматься на фортепиано, в юности увлеклась вокалом и прошла курс обучения в Высшей школе музыки в Мангейме у профессора Рудольфа Пирнау. В 1995 году дебютировала в Opernschule Мангейма в партии Нэнси в опере Бриттена «Альберт Херринг».
В 1996–1999 годах Анке Вондунг стала лауреатом престижных конкурсов: «Франц Шуберт и современная камерная музыка» в Граце (Австрия), имени Моцарта в Вюрцбурге, «Новые голоса» (Германия), Роберта Саара в Бад-Киссингене, «Бельведер» имени Ханса Габора в Вене, ARDв Мюнхене и конкурса имени Мендельсона-Бартольди. В 1999 году она получила стипендию от фестиваля «Равиния» в Чикаго.
В 1998 году Анке приняла участие в международном проекте Европейского оперного центра (руководитель — Бригитта Фассбендер), исполнив партию Сесилио в опере Моцарта «Луций Сулла», и была удостоена стипендии от Ассоциации Рихарда Вагнера.
В начале 2000-х годов молодая солистка сотрудничала на постоянной основе с Тирольским театром Инсбрука (Австрия), дрезденской Земпер-опер (в настоящее время она — приглашенная солистка этой труппы), пела в Театре Шатле в Париже (Гензель в «Гензель и Гретель» Хумпердинка), парижской Опера Бастий (Федор в «Борисе Годунове» Мусоргского), Баварской государственной опере в Мюнхене, на Зальцбургском фестивале («Любовь Данаи» и «Елена Египетская» Р. Штрауса), в Зальцбургской опере на «Неделе Моцарта» (Дорабелла в «Так поступают все») и Гранд-театре в Женеве.
В последующие годы (начиная с сезона 2006/07) певица с успехом выступала на лучших оперных сценах Европы и США, включая Метрополитен-опера в Нью-Йорке, Опера Бастий, Немецкую оперу в Берлине, Мюнхенскую государственную оперу, Нидерландскую оперу в Амстердаме, театры Сан-Диего, Монреаля, Палермо, Лиссабона, Порту; на оперных фестивалях в Глайндборне, Мюнхене, Херренкимзее, Рейнгау, Брегенце.
В репертуаре Анке Вондунг, помимо названных ролей — партии в операх Генделя (Юлий Цезарь в «Юлии Цезаре в Египте»), Моцарта (Керубино в «Свадьбе Фигаро», Секст в «Милосердии Тита», Идамант в «Идоменее»), Россини (Розина в «Севильском цирюльнике», Анджелина в «Золушке»), Вагнера (Фрика в «Золоте Рейна»), Бизе (заглавная партия в «Кармен»), Р. Штрауса (Клэрон в «Каприччио», Октавиан в «Кавалере розы»), Берлиоза (Маргарита в «Осуждении Фауста»).
Кроме многочисленных театральных ангажементов, Анке Вондунг постоянно выступает в концертах с лучшими симфоническими оркестрами и дирижерами, среди которых Джеймс Ливайн, Джеймс Конлон, Кент Нагано, Эдо де Ваарт, Гельмут Риллинг, Филипп Херревеге, Армин Жордан, Манфред Хонек, Маркус Штенц, Филипп Жордан, Иван Фишер, Рене Якобс, Петер Шрайер, Герд Альбрехт, Фабио Луизи, Марек Яновски, Ховард Арман, Лотар Загрошек, сэр Роджер Норрингтон.
Высоких оценок критиков удостоены ее исполнения сочинений Брамса, Шумана и особенно Баха (многие из которых записаны на CD: в частности, «Страсти по Иоанну» и «Страсти по Матфею», Месса си минор, избранные кантаты под управлением Г. Риллинга).
В сезоне 2013/14 Анке Вондунг спела партию Дульсинеи в опере Массне «Дон Кихот» в оперном театре Сан-Диего (заглавную роль исполнил Ферруччо Фурланетто). В 2014/15 она пела в «Кармен» и «Севильском цирюльнике» на сцене Земпер-опер, в музыкальной драме Э. фон Хорвата «Истории Венского леса» (театр Ан дер Вин), концертировала в городах США (Вашингтон, Миннеаполис) и Европы.
В июне — июле 2016 года певица дебютирует в партии Ольги в «Евгении Онегине» Чайковского на сцене дрезденской Земпер-опер (постановщик Д. Боте, дирижер П. Инкинен).
Мирелла Хаген
Мирелла Хаген училась в Карлсруэ у профессора Кристиан Хамп и в Штутгарте у профессоров Ульрики Зоннтаг и Корнелиса Виттхёффта. Принимала участие в мастер-классах Эдит Матис, Ульфа Вёстляйна, Чарльза Спенсера, Хелен Донаф, Хельмута Дойча и других известных педагогов.
Дебютировала в Государственной опере Штутгарта в партии Анхен в получившей широкий резонанс постановке «Вольного стрелка» К.М. фон Вебера (режиссер Ахим Фрайер). В сезоне 2011-2012 выступала на сцене театра Регенсбурга, исполняя парию Гретель в опере Э. Хумпердинка «Гензель и Гретель». В сезоне 2012-2013 сотрудничала со Фламандской королевской оперой в Антверпене, где исполнила партию Первой девушки цветка в «Парсифале» Р. Вагнера (спектакль удостоен OperaAward, режиссер TatjanaGürbaca, дирижер Элиаху Инбал). Также выступала в Опере Дортмунда и Комической опере Берлина.
Репертуар певицы включает партии: Мюзетта («Богема» Дж. Пуччини), Зденка («Арабелла» Р. Штрауса), Папагена («Волшебная флейта» В.А. Моцарта), Валансьенна и Жюльетта Вермон («Веселая вдова» и «Граф Люксембург» Ф. Легара), Воглинда («Золото Рейна» и «Гибель богов» Р. Вагнера) и другие.
Мирелла Хаген выступала на фестивалях в Байрёйте, Любляне, имени Бетховена в Бонне, «Музыкальное лето» в Оберстдорфе, «Неделя Баха» и «Академия Хуго Вольфа» в Штутгарте. В 2014 году Мирелла Хаген дебютировала в Южной Корее и Милане, исполнив мотет Моцарта Exsultate, jubilate и партию сопрано в Магнификате Баха п/у Хельмута Риллинга. Вновь выступила во Фламандской королевской опере, исполнив партию сопрано в до-минорной мессе Моцарта п/у Умберто Бенедетти-Микеланджели.
Среди проектов текущего сезона: дебют в партии Адины в Опере Г. Доницетти «Любовный напиток» и партия Памины («Волшебная флейта» В.А. Моцарта) в Государственной опере Брауншвейга.
Гельмут Риллинг
«Музыка никогда не должна быть просто удобной (комфортной), она никогда не должна быть застывшей, она никогда не должна успокаивать. Она должна заставлять людей трепетать и глубоко проникать в них, заставляя их задуматься». Так утверждает Гельмут Риллинг — всемирно известный немецкий дирижер, основатель хора Gächinger Kantorei (1954), оркестра Bach-Collegium Stuttgart (1965), Баховского фестиваля в Орегоне (1970), Международной баховской академии в Штутгарте (1981) и баховских академий по всему миру, а также Фестивального ансамбля Штутгарта (2001) и Молодежного баховского ансамбля в Штутгарте (2011).
Риллинг родился 29 мая 1933 года в Штутгарте в музыкальной семье. Начал заниматься музыкой в протестантской семинарии в Вюртемберге. С 1952 по 1955 он изучал игру на органе, композицию и хоровое дирижирование в Высшей школе музыки в Штутгарте, среди его педагогов — Карл Людвиг Герок, Германн Келлер и Ганс Гришкат. Завершил свое образование у Фернандо Джермани в Риме и в Музыкальной академии Киджи в Сиене.
Еще будучи студентом, он в 1954 организовал свой первый хор — Gächinger Kantorei. С 1957 года он был органистом и кантором в штутгартской Gedächtniskirche. В 1963 он основал хор Spandauer Kantorei и до 1966 преподавал игру на органе и хоровое дирижирование в церковной музыкальной школе в Шпандау.
В 1967 году Риллинг совершенствовался у Леонарда Бернстайна в Нью-Йорке. В том же году был назначен профессором хорового дирижирования в Университете музыки и исполнительских искусств во Франкфурте, оставаясь на этом посту до 1985 года. С 1969 по 1985 он также возглавлял Франкфуртский хор Frankfurter Kantorei. В 1965 Риллинг основал и почти полвека возглавляет камерный ансамбль Bach-Collegium Stuttgart, постоянно выступающий с хором Gächinger Kantorei. С двумя своими коллективами, а также как приглашенный дирижер Риллинг гастролирует по всему миру: в Европе, США, Канаде, Азии и Южной Америке. Маэстро сотрудничал с первоклассными оркестрами, включая Венский филармонический, Нью-Йоркский филармонический и японский оркестр NHK. В последние 30 лет особая дружба связывает его с Израильским филармоническим оркестром, с которым он провел более 100 концертов.
В 1988 году Риллинг дирижировал мировой премьерой Messa per Rossini — уникального сочинения, написанного по инициативе Дж. Верди 13-ю итальянскими композиторами. Оно должно было быть исполнено в первую годовщину смерти Россини, 13 ноября 1869 года, но впервые прозвучало лишь спустя 120 лет под управлением Г. Риллинга на Европейском музыкальном фестивале в Штутгарте. Это произведение Риллинг также исполнил в 2001 на музыкальном фестивале в Рейнгау, где он традиционно дирижирует заключительным концертом.
В 1995 году Риллинг стал автором идеи, продирижировал и записал Requiem der Versöhnung — «Реквием примирения» — еще одно коллективное сочинение, написанное к 50-летию окончания Второй мировой войны 14-ю крупнейшими современными композиторами (среди них Л. Берио, Д. Куртаг, В. Рим, А. Шнитке, К. Пендерецкий).
Начиная с 1970-х годов, основой деятельности Риллинга стало изучение и пропаганда духовного и светского творчества Иоганна Себастьяна Баха. Дирижер известен во всем мире своими интерпретациями музыки Баха, а также его современников. Он — первый музыкант, дважды записавший (с участием современных инструментов) все хоровые произведения Баха, а также осуществивший монументальный труд по записи всех сочинений Баха, включающий свыше 1000 сочинений на 172 CD (в 2000 году к 250-летию смерти великого композитора).
В том же году Риллинг получил премию Grammy за запись Credo Пендерецкого, и был снова номинирован на Grammy в 2001 за запись Deus Passus Вольфганга Рима. Последние записи Риллинга включают сочинения Гайдна, Генделя и Губайдулиной (The Passion and Resurrection of Jesus Christ according to St. John, Echo Klassik Award в 2008), «Мессии» Свена-Дэвида Санстрема (которую Риллинг исполнил впервые) и Реквиема Верди, а также «живую» запись Военного реквиема Бриттена («Выбор редактора» британского журнала Gramophone), Он записал множество произведений композиторов-классиков и романтиков, в т. ч. Брамса. В 1996 году Риллинг записал ораторию Ф. Шуберта — Э. Денисова «Воскрешение Лазаря»: именно он предложил Э. Денисову завершить неоконченное сочинение Шуберта.
В 2013 году вышла его запись «Жанны д’Арк на костре» Онеггера. В целом же неисчерпаемая творческая активность Риллинга задокументирована в сотнях CD, радио и ТВ-программах.
Риллинг — соучредитель и до 2013 года арт-директор баховского фестиваля в Орегоне (проходящего с 1970 года) и Международной баховской академии в Штутгарте (с 1981 года). В 2001 он основал Фестивальный ансамбль как часть Европейского музыкального фестиваля в Штутгарте (Musikfest Stuttgart). Ансамбль состоит из молодых музыкантов в возрасте от 18 до 30 лет, которые собираются вместе для интенсивной репетиционной работы, мастер-классов и расширения репертуара.
С 2004 года Риллинг является главным дирижером Баховского фестиваля в Торонто. В 2007 году он дирижировал заключительным концертом ежегодного фестиваля в Университете Майами (штат Флорида, США). Состав исполнителей включал знаменитый Frost Symphony Orchestra и объединенный хор Школы хоровой музыки «Фрост» Университета Майами и Collegium Musicum.
Гельмут Риллинг — обладатель ряда высоких наград в области искусства и гуманитарной сфере. Среди них — Международная премия ЮНЕСКО (1994); премия Теодора Хойса, первого президента ФРГ (1995); звание Почетного члена американской Академии искусств и наук (2003); медаль Отто Хирша (2004); приз Европейской ассоциации церковной музыки (2008); премия Сэнфорда от Школы музыки Йельского университета (2008); Золотая медаль земли Баден-Вюртемберг (2008, по случаю 75-летия); премия ECHO Klassik в качестве признания его огромных заслуг в музыкальном искусстве (2013); Большой Крест за заслуги со звездой Федеративной Республики Германии (2014).
В ноябре 2011 года Гельмут Риллинг был награжден премией Герберта фон Караяна в Баден-Бадене (в 2010 обладателем премии стал Даниэль Баренбойм). Риллинг получил эту награду «за служение Баху в течение всей жизни и педагогическую деятельность во всем мире».
В числе учеников Риллинга — дирижеры Х. Бройер, К. Ратгебер, А. Зюсс, композиторы и дирижеры М. Янц, К. Шонхерр и В. Толль и многие другие известные немецкие музыканты.
В 2008 году в честь 75-летия Гельмута Риллинга на лейбле Hänssler Classic было издано полное собрание сочинений Баха для iPod.
Иоганн Себастьян Бах
Иоганн Себастьян Бах (Johann Sebastian Bach, 1685–1750) — немецкий композитор, органист. При жизни славился как органист и клавесинист; его композиторское творчество воспринималось современниками в связи с практической деятельностью, протекавшей в типичной для музыканта 17–18 вв. обстановке церкви, двора и города. Детские годы провёл в Эйзенахе, в 1695–1702 учился в Ордруфе и Линебурге. В 17-летнем возрасте играл на органе, клавире, скрипке, альте, пел в хоре, был помощником кантора. В 1703–07 органист Нойкирхе в Арнштадте, в 1707–08 органист Блазиускирхе в Мюльхаузене, в 1708–17 придворный органист, камер-музыкант, с 1714 придворный концертмейстер в Веймаре, в 1717–23 придворный капельмейстер в Кётене, в 1723–50 кантор Томаскирхе и городской музик-директор в Лейпциге (1729–41 глава Collegium musicum).
Бах — один из величайших представителей мировой гуманистической культуры. Творчество Баха, музыканта-универсала, отличающееся всеохватностью жанров (кроме оперы), обобщило достижения музыкального искусства нескольких веков на грани барокко и классицизма. Ярко национальный художник, Бах соединил традиции протестантского хорала с традициями австрийской, итальянской, французской музыкальных школ. Для Баха, непревзойдённого мастера полифонии, характерно единство полифонического и гомофонного, вокального и инструментального мышления, чем объясняется глубокое взаимопроникновение различных жанров и стилей в его творчестве.
Ведущий жанр в вокально-инструментальном творчестве Баха — духовная кантата. Бах создал 5 годовых циклов кантат, которые различаются по принадлежности к церковному календарю, по текстовым источникам (псалмы, хоральные строфы, «свободная» поэзия), по роли хорала и т. д. Из светских кантат наиболее известны «Крестьянская» и «Кофейная». Выработанные в кантате драматургия, принципы нашли претворение в мессах, «Страстях». «Высокая» месса h-moll, «Страсти по Иоанну», «Страсти по Матфею» стали кульминацией многовековой истории этих жанров. Центральное место в инструментальном творчестве Баха занимает органная музыка. Синтезируя унаследованные от своих предшественников (Д.Букстехуде, И.Пахельбеля, Г.Бёма, И.А.Рейнкена) опыт органной импровизации, разнообразные вариационные и полифонические приёмы сочинения и современные ему принципы концертирования, Бах переосмыслил и обновил традиционные жанры органной музыки — токкату, фантазию, пассакалью, хоральную прелюдию. Исполнитель-виртуоз, один из крупнейших в своё время знатоков клавишных инструментов, Бах создал обширную литературу для клавира. Среди клавирных сочинений важнейшее место занимает «Хорошо темперированный клавир» — первый в истории музыки опыт художественного применения разработанного на рубеже 17–18 вв. темперированного строя. Величайший полифонист, в фугах ХТК Бах создал непревзойдённые образцы, своего рода школу контрапунктического мастерства, что нашло продолжение и завершение в «Искусстве фуги», над которым Бах работал на протяжении последних 10 лет жизни. Бах — автор одного из первых клавирных концертов — Итальянского концерта (без оркестра), полностью утвердившего самостоятельное значение клавира как концертного инструмента. Музыка Баха для скрипки, виолончели, флейты, гобоя, инструментального ансамбля, оркестра — сонаты, сюиты, партиты, концерты — знаменует значительное расширение выразительных и технических возможностей инструментов, обнаруживает глубокое знание инструментов и универсализм в их трактовке. 6 Бранденбургских концертов для различных инструментальных составов, претворившие жанровые и композиционные принципы concerto grosso, явились важным этапом на пути к классической симфонии.
При жизни Баха была опубликована небольшая часть его произведений. Подлинный масштаб гения Баха, оказавшего сильнейшее влияние на последующее развитие европейской музыкальной культуры, начал осознаваться лишь спустя полвека после его смерти. Среди первых ценителей — родоначальник баховедения И.Н. Форкель (опубликовал в 1802 очерк жизни и творчества Баха), К.Ф. Цельтер, чья деятельность по сохранению и пропаганде наследия Баха привела к исполнению «Страстей по Матфею» под управлением Ф.Мендельсона в 1829. Это исполнение, имевшее историческое значение, послужило импульсом к возрождению творчества Баха в 19–20 вв. В 1850 в Лейпциге было образовано Баховское общество.
Сочинения:
Для солистов, хора и оркестра — Страсти по Иоанну (1724), Страсти по Матфею (1727 или 1729; окончательная редакция 1736), Магнификат (1723), Высокая месса (h-moll, около 1747–49; 1-я редакция 1733), 4 короткие мессы (1730-е гг.), оратории (Рождественская, Пасхальная, около 1735), кантаты (сохранилось около 200 духовных, свыше 20 светских); для оркестра — 6 Бранденбургских концертов (1711–20), 5 увертюр (сюит, 1721–30); концерты для инструментов с оркестром — для 1, 2, 3, 4 клавиров, 2 для скрипки, для 2 скрипок; камерно-инструментальные ансамбли — 6 сонат для скрипки и клавира, 3 сонаты для флейты и клавира, 3 сонаты для виолончели и клавира, трио-сонаты; для органа — 6 органных концертов (1708–17), прелюдии и фуги, фантазии и фуги, токкаты и фуги, пассакалья c-moll, хоральные прелюдии; для клавира — 6 английских сюит, 6 французских сюит, 6 партит, Хорошо темперированный клавир (том 1 — 1722, том 2 — 1744), Итальянский концерт (1734), Гольдберг-вариации (1742); для скрипки — 3 сонаты, 3 партиты; 6 сюит для виолончели; духовные песни, арии; сочинения без указания исполнительского состава — Музыкальное приношение (1747), Искусство фуги (1740–50) и др.
«Бах-ансамбль» Гельмута Риллинга
Гельмут Риллинг более 50 лет является ведущим исполнителем и пропагандистом музыки Иоганна Себастьяна Баха. Он первым записал полное собрание сочинений композитора и основал Баховские академии во многих странах мира.
В последние годы профессор Риллинг ограничил число концертных выступлений и сосредоточился на образовательных проектах и мастер-классах, передавая свои безграничные знания творчества И.С. Баха и уникальный опыт исполнения его музыки молодому поколению музыкантов. С этой целью в 2014 году он основал новый «Бах-ансамбль» — коллектив, в который вошли друзья и сподвижники Гельмута Риллинга, артисты ведущих немецких оркестров, специализирующиеся на исполнении произведений Баха. Сотрудничая с молодыми музыкантами всего мира, они играют наиболее значительные произведения Баха и выступают с лекциями-концертами, помогая публике глубже постичь творчество гениального кантора.
В ноябре 2015 года «Бах-ансамбль» Гельмута Риллинга представит Мессу си минор Баха с Академическим хором «Мастера хорового пения» в Москве и Санкт-Петербурге. В декабре — «Рождественскую ораторию» и кантаты Баха в Гонконге, Тайпее и городах Германии. В марте 2016 года вместе с хором Международной хоровой академии в Любеке Риллинг и его ансамбль исполнят «Страсти по Матфею» в городах Польши (Катовице) и Венгрии (Будапешт, Печ). Затем коллектив во главе с Г. Риллингом отправится в Чили, где запланирована серия исполнений «Немецкого реквиема» Брамса.
Академический Большой хор
Академический Большой хор был создан в 1928 году, его организатором и первым художественным руководителем был выдающийся мастер хорового искусства А.В. Свешников. В разное время коллективом руководили замечательные музыканты — Н.С. Голованов, И.М. Кувыкин, К.Б. Птица, Л.В. Ермакова.
В 2005 году в Академический Большой хор, получивший название «Мастера хорового пения», на должность художественного руководителя был приглашен народный артист России, профессор Лев Конторович.
Само название — «Мастера хорового пения» — предопределило профессионализм, высокий исполнительский уровень, исключительную оперативность и универсальность коллектива, где каждый артист может выступать и как участник хора, и как солист. За 85 лет хор исполнил более 5000 произведений — опер, ораторий, кантат русских и зарубежных композиторов, произведений a cappella, народных песен, духовной музыки. Записи многих из этих произведений вошли в «Золотой фонд» отечественной звукозаписи, получили признание за рубежом (Grand Prix конкурса грамзаписей в Париже, «Золотая медаль» в Валенсии). В исполнении Большого хора впервые прозвучали многие хоровые произведения С. Прокофьева, Д. Шостаковича, Р. Щедрина, А. Хачатуряна, О. Тактакишвили, В. Агафонникова, Ю. Евграфова и других композиторов.
С Большим хором в разное время работали дирижеры Е. Светланов, М. Ростропович, В. Спиваков, Д. Китаенко, В. Федосеев, Г. Риллинг, Г. Рождественский, А. Дзедда, Э. Морриконе, В. Юровский, М. Плетнёв, К. Эшенбах; певцы Е. Образцова, И. Архипова, Н. Гедда, Д. Хворостовский, А. Нетребко, М. Гулегина, Д. Алиева, В. Ладюк, Д. Корчак, З. Соткилава, Е. Нестеренко, Р. Аланья, А. Георгиу.
Хор выступал в самых престижных концертных залах России, Италии, Франции, Германии, Израиля, Болгарии, Чехословакии, Японии, Южной Кореи, Катара, Индонезии. «Мастера хорового пения» выезжают на гастроли в различные регионы нашей страны, в числе которых Урал, Сибирь и Дальний Восток.
Хор принимал участие в «Международном осеннем хоровом фестивале имени профессора Б.Г. Тевлина» (2012-2014), фестивалях «К 80-летию Родиона Щедрина» (2012), «Дню Победы посвящается…» (2013), проектах: «И снова вместе!» (торжественный музыкальный вечер, посвященный воссоединению России и Крыма при поддержке Президента РФ В.В. Путина, 2014), «Дирижирует и рассказывает Владимир Юровский» (2014-2015). На сцене Большого зала консерватории под управлением Л. Конторовича были исполнены «Реквием» Дж. Верди, Месса си минор И.С. Баха (совместно с Национальным филармоническим оркестром России), «Маленькая торжественная месса» Дж. Россини (2014), русская литургия Р. Щедрина «Запечатленный ангел» (2015), проведен Юбилейный фестиваль «85 лет Академического Большого хора «Мастера хорового пения» и другие проекты.
Коллектив — постоянный участник Московского Рождественского фестиваля духовной музыки (художественные руководители — Владимир Спиваков и митрополит Иларион) и Московского Пасхального фестиваля Валерия Гергиева.
В 2008 и 2012 годах Академический Большой хор принимал участие в церемониях инаугураций президентов Российской Федерации В.В. Путина и Д.А. Медведева, а в 2014 году — в торжественном концерте Саммита глав Прикаспийских государств (Астрахань).