Vita Christi («Жизнь Христа») Произведения И.С. Баха
Московская филармония представляет премьерный для России проект Кёльнского камерного хора и оркестра Collegium Cartusianum — «Жизнь Христа» на музыку кантат Иоганна Себастьяна Баха. Это — новая программа, задуманная руководителем коллективов, знаменитым маэстро Петером Нойманом и представленная музыкантами впервые на фестивале «Безумный день» в Нанте в 2015 году. Программа транслировалась известным французским телеканалом Arte.
Обладатель премий Gramophone и Diapason d’Or, Петер Нойман хорошо знаком московской публике своими нашумевшими проектами: премьерой «Страстей по Иоанну» И.С. Баха в редакции 1725 года, состоявшейся в рамках Московского Пасхального фестиваля (2005), исполнением оратории «Мессия» Г.Ф. Генделя в Концертном зале имени Чайковского (2009), а также постановкой оперы «Ацис и Галатея» Г.Ф. Генделя в Светлановском зале Московского международного Дома музыки (2013).
Эльвира Билл
Эльвира Билл обучалась пению у проф. Кристофа Прегардиена в Кёльнской Высшей школе музыки, которую окончила с отличием в 2010 году. Большое влияние на ее становление оказало творческое общение с такими авторитетными музыкантами, как певцы Ингеборг Данц, Томас Хейер, Кай Вессель, пианисты Рейнхард Беккер и Михаэль Геес.
Успех к певице пришел еще в юные годы, когда она выступала в филармониях Берлина, Эссена и Кёльна, в дюссельдорфском зале «Тонхалле», на музыкальном фестивале в Рейнгау и Баховском фестивале в Лейпциге. В 2010 году Эльвира Билл стала лауреатом Конкурса имени Ф. Мендельсона в Берлине в номинации «вокальный ансамбль».
В репертуар певицы вошла музыка разных эпох, от барокко до современности, однако особое место в нем отведено ораториальному жанру — Эльвира Билл исполняет практически все известные сочинения этого рода. В качестве солистки она выступает с коллективами под руководством таких известных дирижеров, как Петер Нойман, Хельмут Риллинг, Пол Гудвин, Маркус Крид, Сильвен Кембрелинг.
В 2009 году певица участвовала в записи двух альбомов: «Страсти по Брокесу» Генделя (дирижер Петер Нойман) и музыкальной сказки «Странствие розы» Шумана (партия фортепиано — Михаэль Геес).
В сезоне 2010/11 на сцене Мюнстерского театра Эльвира Билл исполнила одну из ролей в детской опере «Моисей должен петь» современного польского композитора Томаша Праскуаля. В сентябре 2012 года она совершила турне с Симфоническим оркестром Юго-Западного немецкого радио (дирижер С. Кембрелинг), участвуя в исполнении оперы Шёнберга «Моисей и Аарон». Концерты прошли в зале Берлинской филармонии, мадридском Театро Реал и на Люцернском фестивале.
Магдалена Харер
Магдалена Харер окончила в 2010 году Детмольдскую Высшую школу музыки, где обучалась вокалу у проф. Сабины Риттербуш.
За несколько лет она стала востребованной солисткой в концертном жанре и выступила во многих залах Германии, гастролировала в Европе, Израиле и США.
Певица сотрудничала с камерным оркестром «Кончерто Кёльн», симфоническим и барочным оркестрами Гёттингена, Придворной капеллой Ганновера, барочным оркестром L'Arco, Ансамблем Schirokko, филармоническим оркестром Северо-Западной Германии и Новым филармоническим оркестром Вестфалии.
Еще одним важным направлением в ее творчестве стало ансамблевое пение. В частности, Магдалена Харер пела в составе Collegium Vocale Гента, Huelgas Ensemble и камерного хора RIAS. В настоящее время она сотрудничает с ансамблем «Кантус Кёльн», которым руководит дирижер Конрад Юнгхенель.
Наряду с концертными выступлениями М. Харер исполняет камерную музыку и участвует в оперных спектаклях (среди исполненных ею партий — Адель в «Летучей мыши» Штрауса и Эвридика в «Орфее и Эвридике» Глюка).
Мануэль Кёниг
Мануэль Кёниг родился в немецком городе Миндене. Обучался вокалу в Швейцарии, в Высшей школе искусств Берна у Ханса-Петера Блохвица.
Большое влияние на художественное развитие певца оказало изучение произведений И.С. Баха. В 2010 году он исполнил партию Евангелиста сразу в двух пассионах композитора — в «Страстях по Иоанну» (дир. Кристоф Шпенинг) и в «Страстях по Матфею» (с ансамблем «Кантус Кёльн»). Следующими значительными событиями в его карьере стали выступления на фестивале в Инсбруке с Рене Якобсом (оратория Дж. Кариссими «История Иеффая») и в серии концертов под управлением Андреаса Шперинга, проходящих в замках города Брюля.
Тесное сотрудничество связывает артиста с Кёльнским камерным хором и Петером Нойманом, с которыми он дебютировал на Баховском фестивале в Лейпциге (2011), а также выступил в Версальском дворце.
Мануэль Кёниг участвовал в фестивале старинной музыки в Базеле (с ансамблем «Ричеркар» и Филиппом Пьерло), в музыкальных фестивалях земли Шлезвиг-Гольштейн, Нижней Саксонии, Генделевском фестивале в Гёттингене. В 2013 и 2015 годах на фестивале Карла Орфа в Андехсе он исполнил партии тенора в сценической кантате «Кармина Бурана» и в музыкальной пьесе «Луна».
Опыт работы на оперной сцене М. Кёниг приобрел, будучи участником оперной студии при швейцарском театре Биль-Золотурн (городском театре города Биля). В дальнейшем он неоднократно выступал в Камерном оперном театре Гамбурга, в том числе в опере «Итальянка в Алжире» Дж. Россини (Линдор). Участвовал в премьерной постановке оперы «Лейла и Меджнун» палестино-израильского композитора Самира Одех-Тамими (режиссер Вилли Деккер).
В области современной музыки М. Кениг сотрудничает с дирижером Петером Рунделом и с вокальным ансамблем Schola Heidelberg под управлением Вальтера Нуссбаума, с которыми записал несколько компакт-дисков.
Маркус Флайг
Маркус Флайг родился в 1971 году в городе Хорб-на-Неккаре (земля Баден-Вюртемберг). Прежде чем стать певцом, он занимался игрой на органе и получил образование как педагог и церковный музыкант. Обучался вокалу у проф. Беаты Хойер-Кристен во Фрайбурге и проф. Бертольда Поссемайера во Франкфуртской Высшей школе музыки. Несколько лет брал уроки у Кэрол Мейер-Брюттинг. В 2004 году Маркус Флайг стал лауреатом международного конкурса имени И.С. Баха в Лейпциге.
Маркус сотрудничал со многими хоровыми коллективами и оркестрами, с которыми выступал по всему миру. Гастрольные маршруты певца пролегли через всю Европу, страны Латинской Америки, Израиль, Корею и Японию.
Многочисленные записи на радио, телевидении и CD, осуществленные под руководством таких дирижеров, как Томас Хенгельброк, Херман Макс и Конрад Юнгхенель, свидетельствуют о необычайно широком репертуаре певца. Это — музыка Ренессанса, барочные оратории, произведения классиков и романтиков, опусы современных авторов. С ансамблем Alta Ripa музыкант выпустил свой первый сольный альбом, в который вошли кантаты И.С. Баха, Г.Ф. Телемана и К. Граупнера.
Еще в период обучения на факультете церковной музыки Маркус дебютировал как солист на сцене городского театра Фрайбурга, исполнив партию Азариаса из церковной притчи Б. Бриттена «Пещное действо» (The burning fiery furnace). С тех пор он спел различные партии в операх Монтеверди, Пёрселла, Рамо, Р. Штрауса и К. Швера на оперных сценах Баден-Бадена, Шветцингена, Байройта и Ганновера, а также участвовал в исполнении реконструированных опер прошлого — «Ленивый муж» (Il marito indolente) моцартовского современника Йозефа Шустера и «Сарданапал» барочного композитора Кристиана Людвига Боксберга.
В области камерной музыки Маркус Флайг постоянно сотрудничает с пианистом Йоргом Швайнбенцом. В 2014 году на лейбле Spektral вышел их альбом с песнями Гуго Вольфа.
Петер Нойман
Петер Нойман — признанный во всем мире интерпретатор барочной музыки, руководитель Кёльнского камерного хора и оркестра Collegium Cartusianum, обладатель премий «Gramophone» и «Diapason d’Or». Родился в 1940 году в Карлсруэ. Учился игре на органе у Михаэля Шнайдера в Берлине. Стипендия «Studienstiftung des deutschen Volkes» позволила Петеру Нойману заниматься у Гастона Литэза (ученика М. Дюпре и Л. Вьерна), а также Оливье Мессиана в Парижской консерватории. Оркестровому дирижированию обучался у Серджиу Челибидаке.
В качестве приглашенного дирижера Петер Нойман сотрудничает с такими известными коллективами, как Нидерландский камерный хор, Королевский оркестр Консертгебау (Амстердам), «ChorWerkRuhr» (Кёльн), «Schola Cantorum» (Токио), симфонический оркестр Иерусалима, хор и оркестр театра Болоньи, «Concerto Köln», «Musica Antiqua Köln».
На счету Петера Ноймана выступления на ведущих сценах мира и участие в крупнейших международных фестивалях. Среди них: исполнение «Вечерни Девы Марии» Монтеверди в Парижской Опере и «Орфея» Монтеверди в Нанте, Бильбао и Лиссабоне, «Страстей по Иоанну» и Мессы h-moll И.С. Баха в Королевском Альберт-холле в рамках фестиваля «BBC Proms» (Лондон), ораторий «Празднества Александра» и «Саул» Генделя, а также церковной музыки Моцарта на фестивале в Рейнгау (Германия), оперы «Царь-пастух» Моцарта в Королевском Консертгебау (Амстердам) и его Мессы до минор в Токио, месс и оратории «Лазарь» Шуберта, а также ораторий «Илия» и «Павел» Мендельсона в Болонье, Немецкого реквиема Брамса, ораторий «Заповеди Блаженства» Франка и «Мученичество Святого Себастьяна» Дебюсси на фестивале «MusikTriennale» (Кельн). Его исполнения месс Моцарта и Шуберта, кантат И.С. Баха и Букстехуде на фестивале «Безумные дни» в Нанте транслировались каналом Arte в прямом эфире.
В последние годы Петер Нойман завоевал международную репутацию как лучший дирижер, исполняющий произведения Генделя. Об этом свидетельствует и дискография дирижера, включающая записи ораторий «Саул» (1998), «Сусанна» (1999), «Теодора» (2000), «Валтасар» (2001), «Аталия» (2004) и «Иисус Навин» (2007), а также «Празднества Александра» и «Оды Св. Цецилии» (2008), «Страстей по Брокесу» (2010) и «L’Allegro, il Penseroso ed il Moderato» (2012). Также им были осуществлены записи всех месс и Реквиема Моцарта (на EMI Classics), духовной музыки Шумана и Брамса, хоровых сочинений Брамса, второй редакции «Страстей по Иоанну» Баха, «Плача пророка Иеремии» Ф. Дуранте и др.
В Москве Петер Нойман известен благодаря премьере «Страстей по Иоанну» И.С. Баха в редакции 1725 года, состоявшейся в рамках Московского Пасхального фестиваля 2005 года, исполнению оратории «Мессия» Г.Ф. Генделя в Концертном зале имени Чайковского в 2009 году, а также постановке оперы композитора «Ацис и Галатея» Г.Ф. Генделя в Светлановском зале Московского международного Дома музыки 11 апреля 2013 года.
Иоганн Себастьян Бах
Иоганн Себастьян Бах (Johann Sebastian Bach, 1685–1750) — немецкий композитор, органист. При жизни славился как органист и клавесинист; его композиторское творчество воспринималось современниками в связи с практической деятельностью, протекавшей в типичной для музыканта 17–18 вв. обстановке церкви, двора и города. Детские годы провёл в Эйзенахе, в 1695–1702 учился в Ордруфе и Линебурге. В 17-летнем возрасте играл на органе, клавире, скрипке, альте, пел в хоре, был помощником кантора. В 1703–07 органист Нойкирхе в Арнштадте, в 1707–08 органист Блазиускирхе в Мюльхаузене, в 1708–17 придворный органист, камер-музыкант, с 1714 придворный концертмейстер в Веймаре, в 1717–23 придворный капельмейстер в Кётене, в 1723–50 кантор Томаскирхе и городской музик-директор в Лейпциге (1729–41 глава Collegium musicum).
Бах — один из величайших представителей мировой гуманистической культуры. Творчество Баха, музыканта-универсала, отличающееся всеохватностью жанров (кроме оперы), обобщило достижения музыкального искусства нескольких веков на грани барокко и классицизма. Ярко национальный художник, Бах соединил традиции протестантского хорала с традициями австрийской, итальянской, французской музыкальных школ. Для Баха, непревзойдённого мастера полифонии, характерно единство полифонического и гомофонного, вокального и инструментального мышления, чем объясняется глубокое взаимопроникновение различных жанров и стилей в его творчестве.
Ведущий жанр в вокально-инструментальном творчестве Баха — духовная кантата. Бах создал 5 годовых циклов кантат, которые различаются по принадлежности к церковному календарю, по текстовым источникам (псалмы, хоральные строфы, «свободная» поэзия), по роли хорала и т. д. Из светских кантат наиболее известны «Крестьянская» и «Кофейная». Выработанные в кантате драматургия, принципы нашли претворение в мессах, «Страстях». «Высокая» месса h-moll, «Страсти по Иоанну», «Страсти по Матфею» стали кульминацией многовековой истории этих жанров. Центральное место в инструментальном творчестве Баха занимает органная музыка. Синтезируя унаследованные от своих предшественников (Д.Букстехуде, И.Пахельбеля, Г.Бёма, И.А.Рейнкена) опыт органной импровизации, разнообразные вариационные и полифонические приёмы сочинения и современные ему принципы концертирования, Бах переосмыслил и обновил традиционные жанры органной музыки — токкату, фантазию, пассакалью, хоральную прелюдию. Исполнитель-виртуоз, один из крупнейших в своё время знатоков клавишных инструментов, Бах создал обширную литературу для клавира. Среди клавирных сочинений важнейшее место занимает «Хорошо темперированный клавир» — первый в истории музыки опыт художественного применения разработанного на рубеже 17–18 вв. темперированного строя. Величайший полифонист, в фугах ХТК Бах создал непревзойдённые образцы, своего рода школу контрапунктического мастерства, что нашло продолжение и завершение в «Искусстве фуги», над которым Бах работал на протяжении последних 10 лет жизни. Бах — автор одного из первых клавирных концертов — Итальянского концерта (без оркестра), полностью утвердившего самостоятельное значение клавира как концертного инструмента. Музыка Баха для скрипки, виолончели, флейты, гобоя, инструментального ансамбля, оркестра — сонаты, сюиты, партиты, концерты — знаменует значительное расширение выразительных и технических возможностей инструментов, обнаруживает глубокое знание инструментов и универсализм в их трактовке. 6 Бранденбургских концертов для различных инструментальных составов, претворившие жанровые и композиционные принципы concerto grosso, явились важным этапом на пути к классической симфонии.
При жизни Баха была опубликована небольшая часть его произведений. Подлинный масштаб гения Баха, оказавшего сильнейшее влияние на последующее развитие европейской музыкальной культуры, начал осознаваться лишь спустя полвека после его смерти. Среди первых ценителей — родоначальник баховедения И.Н. Форкель (опубликовал в 1802 очерк жизни и творчества Баха), К.Ф. Цельтер, чья деятельность по сохранению и пропаганде наследия Баха привела к исполнению «Страстей по Матфею» под управлением Ф.Мендельсона в 1829. Это исполнение, имевшее историческое значение, послужило импульсом к возрождению творчества Баха в 19–20 вв. В 1850 в Лейпциге было образовано Баховское общество.
Сочинения:
Для солистов, хора и оркестра — Страсти по Иоанну (1724), Страсти по Матфею (1727 или 1729; окончательная редакция 1736), Магнификат (1723), Высокая месса (h-moll, около 1747–49; 1-я редакция 1733), 4 короткие мессы (1730-е гг.), оратории (Рождественская, Пасхальная, около 1735), кантаты (сохранилось около 200 духовных, свыше 20 светских); для оркестра — 6 Бранденбургских концертов (1711–20), 5 увертюр (сюит, 1721–30); концерты для инструментов с оркестром — для 1, 2, 3, 4 клавиров, 2 для скрипки, для 2 скрипок; камерно-инструментальные ансамбли — 6 сонат для скрипки и клавира, 3 сонаты для флейты и клавира, 3 сонаты для виолончели и клавира, трио-сонаты; для органа — 6 органных концертов (1708–17), прелюдии и фуги, фантазии и фуги, токкаты и фуги, пассакалья c-moll, хоральные прелюдии; для клавира — 6 английских сюит, 6 французских сюит, 6 партит, Хорошо темперированный клавир (том 1 — 1722, том 2 — 1744), Итальянский концерт (1734), Гольдберг-вариации (1742); для скрипки — 3 сонаты, 3 партиты; 6 сюит для виолончели; духовные песни, арии; сочинения без указания исполнительского состава — Музыкальное приношение (1747), Искусство фуги (1740–50) и др.
Ансамбль Collegium Cartusianum
Ансамбль Collegium Cartusianum основан в 1988 году и сегодня является одним из ведущих коллективов Германии, специализирующихся на историческом исполнительстве. Репертуар ансамбля включает музыку от Монтеверди, Баха и Генделя до Моцарта, Шумана и Брамса.
Наибольшую известность коллектив получил благодаря сотрудничеству с Кёльнским камерным хором и дирижером Петером Нойманом. Их совместная запись всех месс Моцарта вызвала большой резонанс в музыкальных кругах. «Исполнение Коронационной мессы можно поставить в один ряд с интерпретациями Маркевича и Караяна, Арнонкура и Пиннока», — отмечал критик издания Grammophone. С Кёльнским хором ансамбль записал также десять ораторий Генделя, «Страсти по Иоанну» Баха, альбом «Музыкальная вечерня» Шютца. Последний по времени диск с ораторией Генделя «Радостный, задумчивый и умеренный» был номинирован на International Classical Music Awards.
Помимо барочной музыки в репертуар коллектива вошли оратории «Илия» и «Павел» Мендельсона, «Рай и Пери» Шумана, Реквием Дворжака. Высокую оценку получило исполнение музыкантами оркестровых сюит Баха, симфоний Моцарта и Бетховена.
Ансамбль Collegium Cartusianum много выступает в концертах, приглашается на крупнейшие музыкальные фестивали Европы и Японии, участвует в радиопередачах, записывается на компакт-диски.
Ансамбль неоднократно выступал на Баховском фестивале в Лейпциге. В Кракове, Эссене и Кёльне музыканты исполнили кантату Генделя «Ацис, Галатея и Полифем». В 2009 году вместе с Кёльнским камерным хором они представили «Мессию» Генделя в Москве, в 2011 году исполнили Мессу М.-А.Шарпантье в Херне, а через год — «Страсти по Матфею» Баха в Осло и в Версале. Среди других ярких событий последнего времени — исполнение «Вечерни» Шютца на фестивале Wratislavia-Cantans во Вроцлаве (2013), оратории «Соломон» на фестивале Генделя в Галле (2014), композиции «Жизнь Христа» по кантатам Баха на фестивале «Безумные дни» в Нанте (2015). В сентябре этого года ансамбль исполнит Реквием Моцарта на музыкальном фестивале в Рейнгау, а в октябре познакомит московскую публику с композицией «Жизнь Христа».
Кёльнский камерный хор
Кёльнский камерный хор, созданный в 1970 году Петером Нойманом, получил широкую известность после победы в 1982 году на крупнейшем хоровом конкурсе «Гвидо ди Ареццо».
Сегодня Кёльнский камерный хор считается одним из авторитетных исполнителей музыки Баха и Генделя. Он выступает на крупнейших фестивалях в Германии, Италии, Бельгии, Англии, Франции, Испании, Швейцарии, Нидерландах.
В начале 1990-х Кёльнский камерный хор осуществил уникальный проект — запись всех месс Моцарта (на фирме EMI Classics), а через несколько лет приступил к работе над ораториями Генделя (записано 10 сочинений этого жанра). «В области генделевских интерпретаций это исполнение задает новые стандарты», — писал о записи «Страстей по Брокену» критик Радио Берлина-Бранденбурга Б. Морбах. Последний по времени диск с ораторией Генделя «Радостный, задумчивый и умеренный» был номинирован в 2014 году на международную премию в области классической музыки (International Classical Music Awards).
Кёльнский хор исполняет вокально-симфонические произведения И.С. Баха (кантаты, «Страсти», си-минорную мессу), оратории Генделя, «Орфей» и «Вечерню Девы Марии» Монтеверди, церковную музыку Моцарта, хоровые сочинения композиторов-романтиков в крупнейших музыкальных центрах Европы. В 2000 году, посвященном юбилею И.С. Баха, хор исполнил пассионы композитора в Амстердаме, Риме, Роттердаме и аббатстве Фонтевро во Франции. В 2006 году коллектив впервые выступил в России: в рамках Московского Пасхального фестиваля он представил премьеру «Страстей по Иоанну» И.С. Баха (во второй авторской редакции 1725 года). В 2009 году в Концертном зале имени Чайковского исполнил «Мессию» Г.Ф. Генделя.
Среди других значительных проектов — оратория Шумана «Рай и Пери», прозвучавшая на шумановском фестивале в Дюссельдорфе и на фестивале в Рейнгау, исполнение «Мессы для усопших» М.-А. Шарпантье в Кёльне и на фестивале «Дни старинной музыки» в Херне, «Страсти по Матфею» Баха, представленные в Осло и Версале. Яркими событиями последнего времени стали выступления хора на баховском фестивале в Лейпциге, генделевском фестивале в Гёттингене и музыкальном фестивале в Рейнгау. В 2014 году хор исполнил композицию «Музыкальная вечерня» Шютца на фестивале Wratislavia Cantans в Польше и ораторию «Соломон» Генделя на генделевском фестивале в Халле.
В 2015 году на фестивале «Безумные дни» в Нанте Кёльнский хор представил два новых проекта: «Жизнь Христа» на музыку кантат Баха и пастиччио из произведений Генделя. Эти концерты транслировались французским телеканалом Arte.