12+

75 лет Концертному залу имени П.И. Чайковского Победители. Эстафета поколений. Гала-концерт лауреатов Международного конкурса имени Чайковского

2015
114 мин
Россия
Начать просмотр

Владимир Спиваков

Выдающийся скрипач и дирижер Владимир Спиваков ярко реализовал свой многогранный талант в музыкальном искусстве и многих сферах общественной жизни. Как скрипач Владимир Спиваков прошел блестящую школу у знаменитого педагога, профессора Московской консерватории Юрия Янкелевича. Не меньшее влияние на него оказал выдающийся скрипач ХХ века Давид Ойстрах. До 1997 года Владимир Спиваков играл на скрипке работы мастера Франческо Гобетти, подаренной ему профессором Янкелевичем. С 1997 года Спиваков играет на инструменте работы Антонио Страдивари, который передали ему в пожизненное пользование меценаты — поклонники его таланта.

В 1960–1970-е годы Владимир Спиваков стал лауреатом престижных международных конкурсов имени М. Лонг и Ж. Тибо в Париже, имени Н. Паганини в Генуе, конкурса в Монреале и конкурса имени П.И. Чайковского в Москве. В 1979 году с группой музыкантов-единомышленников создал камерный оркестр «Виртуозы Москвы» и стал его бессменным художественным руководителем, дирижером и солистом. Дирижерскому мастерству Спиваков обучался у профессора Израиля Гусмана в России, брал уроки у Леонарда Бернстайна и Лорина Маазеля в США. Бернстайн в знак дружбы и веры в будущее Спивакова как дирижера подарил ему свою дирижерскую палочку, с которой маэстро не расстается по сей день.

Обширная дискография Владимира Спивакова как солиста и дирижера включает более 40 CD; большинство записей выпущено фирмами BMG Classics, RCA Red Seal и Capriccio. Многие записи были удостоены престижных премий, в том числе Diapason D’Or.

С 1989 года Владимир Спиваков является художественным руководителем Международного музыкального фестиваля в Кольмаре (Франция). С 2001 года в Москве раз в два года проводится фестиваль «Владимир Спиваков приглашает…» с участием корифеев мирового исполнительского искусства и восходящих звезд; с 2010 года фестиваль проходит также в других городах России и СНГ. Неоднократно музыкант принимал участие в работе жюри известных международных конкурсов (в Париже, Генуе, Лондоне, Монреале, Монте-Карло, Памплоне, Москве).

Много лет Владимир Спиваков занимается общественной и благотворительной деятельностью. В 1994 году создан Международный благотворительный фонд Владимира Спивакова, деятельность которого направлена на поиск и всемерную поддержку юных талантов. За более чем 20 лет работы фондом организовано около 10 тысяч концертов в городах России и за рубежом, проведено 1100 художественных выставок, подарено более 600 музыкальных инструментов, более 20 тысяч детей получили различную помощь, оказано содействие в проведении 115 хирургических операций, в том числе на открытом сердце. В декабре 2010 года Владимиру Спивакову за создание фонда была присуждена премия Правительства Российской Федерации в области культуры.

Современные композиторы неоднократно посвящали Владимиру Спивакову свои произведения, в их числе А. Шнитке, Р. Щедрин, А. Пярт, И. Шварц, В. Артёмов и многие другие.
В 2003 году Владимир Спиваков стал художественным руководителем и главным дирижером созданного им Национального филармонического оркестра России и президентом Московского международного дома музыки. С 2011 года Владимир Спиваков — член Совета по культуре и искусству при Президенте РФ.

Владимир Спиваков — народный артист СССР (1989), Армении (1989), Украины (2001), Республики Дагестан, Кабардино-Балкарии (2013), Республики Башкортостан (2014). Маэстро удостоен Государственной премии СССР (1989), ордена «Дружбы народов» (1993), ордена «За заслуги перед Отечеством» III, II и IV степени (1999/2009/2014), украинских орденов «За заслуги» III степени и Ярослава Мудрого, киргизского ордена «Данакер» и армянского ордена святого Месропа Маштоца, двух высших наград Франции — ордена Искусств и Литературы (офицер) и ордена Почетного Легиона (кавалер — 2000, офицер — 2010), ордена Звезды Италии (командор, 2012), международной премии «Персона года 2012», ордена «За заслуги перед Республикой Башкортостан» и Международной премии «Звезда Чернобыля» (2013), почетного знака Болгарии «Самарский крест» (2013), белорусских орденов «Верность и Вера» и Франциска Скорины (2014), ордена святого благоверного князя Даниила Московского I степени (2014), ордена святой равноапостольной Нины, просветительницы Грузии (2014), а также многих других почетных наград и званий.

В 2006 году Владимир Спиваков за «выдающийся вклад музыканта в мировое искусство, его деятельность во имя мира и развитие диалога между культурами» признан Артистом мира ЮНЕСКО.

В 2012 году Владимиру Спивакову была присуждена Государственная премия России «за выдающиеся заслуги в области гуманитарной деятельности» (премии были удостоены в разные годы Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II, Александр Солженицын, Валентина Терешкова, король Испании Хуан Карлос I и президент Франции Жак Ширак).

Денис Мацуев

Имя Дениса Мацуева неразрывно связано с традициями легендарной русской фортепианной школы, неизменным качеством концертных программ, новаторством творческих концепций и глубиной художественных интерпретаций.

Среди партнеров Дениса Мацуева по сцене — всемирно известные коллективы США (Нью-Йоркский филармонический, симфонические оркестры Чикаго, Филадельфии, Питтсбурга), Германии (оркестры Берлинской филармонии, Баварского радио, лейпцигский Gewandhaus, Западногерманского радио), Франции (Национальный оркестр, Оркестр де Пари и Филармонический оркестр Французского радио), Великобритании (оркестр ВВС, Лондонский симфонический, Лондонский филармонический, Королевский филармонический и оркестр «Филармония»), а также амстердамский Concertgebouw, оркестр Мариинского театра, Симфонический оркестр Монреаля, Оркестр театра Ла Скала, Национальный оркестр Академии Санта-Чечилия, Венский симфонический, Израильский и Роттердамский филармонические, Симфонический оркестр Осло, Национальный оркестр Бельгии, оркестр Swiss Romande, Люцернский симфонический и Европейский камерный оркестры.

В 2010 году Нью-Йоркский филармонический оркестр представил публике в Avery Fischer Hall свой 15000-й концерт — рубеж, который не удавалось преодолеть до этого ни одному из когда-либо существовавших симфонических оркестров. Денис Мацуев был приглашен для участия в качестве солиста. Дирижировал Валерий Гергиев.

Тесные творческие контакты связывают Дениса Мацуева с выдающимися дирижерами современности — такими, как В. Гергиев, Ю. Темирканов, М. Янсонс,
З. Мета, К. Мазур, П. Ярви, А. Паппано, Ш. Дютуа, А. Гилберт, В. Федосеев, Ю. Башмет, М. Плетнев, Ю. Симонов, В. Спиваков, Л. Слаткин, И. Фишер, С. Бычков, Дж. Нозеда, Мюнг-Вун Чунг, Ю.-П. Сарасте, М. Хонек и многими другими.

В этом сезоне — концерты с Оркестром Мариинского театра и Валерием Гергиевым в США, Испании и Франции, с Йомиури Ниппон и Юрием Темиркановым в Японии, с Оркестром города Лиона и Леонардом Слаткиным, с Национальным оркестром Венгрии и Золтаном Кочишем, выступления в Австрии и Германии, сольные концерты в рамках Фортепианного фестиваля в Руре (Klavier Festival Ruhr) и фестиваля «Флорентийский музыкальный май» (Maggio Musicale Fiorentino).

В рамках американского тура музыкант выступает с сольными концертами в Бостоне, Вашингтоне и Нью-Йорке в Carnegie Hall (в серии Keyboard Virtuosos). В Европе сольные концерты проходят в Мадриде (Auditorio Nacional de Musica), в Лондоне в Royal Festival Hall (в рамках International Piano Series) и в Амстердаме в знаменитом Concertgebouw (в серии Master Pianists). Сольный тур по Германии включает в себя концерты в Берлине (Konzerthaus), Мюнхене (Hercules), Франкфурте (Alte Oper), Дюссельдорфе (Tonhalle).

Музыкант регулярно принимает участие во всемирно известных фестивалях, среди которых Эдинбургский фестиваль (Великобритания), Festspielhaus в Баден-Бадене, Schleswig-Holstein и Rheingau (Германия), музыкальный фестиваль в Вербье (Швейцария), Ravinia и Hollywood Bowl (США), «Звезды белых ночей» в Санкт-Петербурге (Россия), Люцернский фестиваль (Швейцария), Фестиваль Брукнера (Австрия), Baltic Sea Festival (Швеция) и ряде других.

Денис Мацуев — солист Московской филармонии с 1995 года. С 2004 года он представляет свой ежегодный персональный абонемент «Солист Денис Мацуев». В абонементе вместе с пианистом выступают ведущие оркестры России и зарубежья. В концертах абонемента последних сезонов приняли участие Симфонический оркестр Артуро Тосканини и Л. Маазель, Симфонический оркестр Мариинского театра и В. Гергиев, оркестр Maggio Musicale и З. Мета, Российский национальный оркестр под управлением М. Плетнева, дирижеры С. Бычков, Дж. Нозеда, П. Ярви и В. Спиваков в качестве солиста и дирижера Национального филармонического оркестра России.

Несмотря на исключительную востребованность за рубежом, Денис Мацуев считает своим приоритетом развитие филармонического искусства в регионах России и значительную долю своих концертных программ представляет именно в России, ежегодно посещая с концертами и музыкальными проектами более 30 городов, от Калининграда до Владивостока. Стоит также отметить, что он активно сотрудничает с региональными оркестрами. В прошлом сезоне прошли музыкальные фестивали в Казани, Перми, Оренбурге, Челябинске и ряде других российских городов.

Уже многие годы Денис Мацуев является директором и вдохновителем целого ряда музыкальных фестивалей, образовательных и просветительских проектов. C 2004 года он проводит фестиваль «Звезды на Байкале» в родном Иркутске, а с 2005 года является художественным руководителем Музыкального фестиваля Crescendo, проходящего в Москве, Санкт-Петербурге, Екатеринбурге, Калининграде, Пскове, Тель-Авиве, Париже и Нью-Йорке. В 2010 г. Денис Мацуев вошел в состав руководителей Фестиваля искусств города Анси (Франция). В 2012 г. стал художественным директором Международного фестиваля и конкурса молодых пианистов Astana Piano Passion. Весной 2016 года в Москве впервые прошел Международный конкурс молодых пианистов Grand piano competition. Денис Мацуев, которому принадлежит идея конкурса, возглавил оргкомитет конкурса и стал его художественным руководителем.

Особая ответственность музыканта — работа с Межрегиональным благотворительным фондом «Новые имена», воспитанником, а в настоящее время Президентом которого он является. Фонд за свою более чем двадцатипятилетнюю историю благодаря самоотверженной работе основателя фонда Иветты Вороновой воспитал несколько поколений артистов и теперь под руководством Дениса Мацуева продолжает расширять свою просветительскую деятельность в области поддержки талантливых детей. В настоящее время — в рамках Всероссийской программы «Новые имена — регионам России», которая ежегодно проходит более чем в 20 городах нашей страны.

Весной 2007 года, благодаря сотрудничеству Дениса Мацуева и Александра Рахманинова увидел свет сольный альбом, ставший своего рода вехой в творчестве музыканта, — «Неизвестный Рахманинов». Запись неизвестных сочинений С.В. Рахманинова была сделана на рояле композитора в его доме «Вилла Сенар» в Люцерне. Триумфальное выступление пианиста с сольной программой в Карнеги-холле в Нью-Йорке в ноябре 2007 г. предстало в новом качестве — в сентябре 2008 г. компанией Sony Music был выпущен новый альбом музыканта: Denis Matsuev. Concert at Carnegie Hall. В апреле 2013 г. прошла презентация диска с записью Второго фортепианного концерта Рахманинова и Рапсодии в стиле блюз Дж. Гершвина, сделанной с Нью-Йоркским филармоническим оркестром под управлением А. Гилберта.

Диск «Концерты для фортепиано с оркестром Чайковского № 1 и № 2» признан «Альбомом месяца» авторитетнейшим английским журналом Gramophone в апреле 2014 г. «Первый фортепианный концерт Чайковского был записан такое множество раз, что справедливо возникает вопрос — нужна ли нам еще одна запись? Послушайте этот диск, и все сомнения рассеются. Неважно, насколько хорошо вы знакомы с этим произведением — я гарантирую, что данное исполнение полностью перевернет ваше представление о нем, — пишет Джереми Николас. — Я уже не говорю о том, что эталонных интерпретаций Первого и Второго концертов для фортепиано с оркестром Чайковского на одном диске практически не существует в природе — а это именно то, что мы обретаем здесь, поскольку трактовка Мацуевым и Гергиевым Второго фортепианного концерта столь же впечатляюща».

Денис Мацуев — Арт-директор фонда им. С.В. Рахманинова. В 2006 г. пианист вошел в состав Совета по культуре и искусству при Президенте Российской Федерации, а также был удостоен звания «Заслуженный артист России». В 2010 г. Денис Мацуев был награжден Премией им. Д.Д. Шостаковича и стал лауреатом Государственной премии Российской Федерации в области литературы и искусства. В 2011 г. ему было присвоено звание «Народный артист России». В декабре 2011 г. музыкант стал Почетным профессором МГУ им. М.В. Ломоносова. В 2012 г. Денис Мацуев возглавил Общественный совет при Министерстве культуры РФ. В 2014 г. пианист был удостоен чести выступать на официальной церемонии закрытия XXII Зимних Олимпийских игр в г. Сочи. В апреле 2014 г. ЮНЕСКО присвоила Денису Мацуеву почетное звание «Посол доброй воли ЮНЕСКО».

Андрей Ионица

Румынский виолончелист Андрей Ионица — обладатель I премии и Золотой медали XV Международного конкурса имени П.И. Чайковского в Москве (2015).

Концерты Андрея Ионицы проходят на известных сценах — в Геркулес-холле в Мюнхене, Камерном зале Берлинской филармонии, «Атенеуме» в Бухаресте и Stadtcasino в Базеле. В июне 2014 года он выступил на фестивале Академии Кронберга «Камерная музыка объединяет мир» вместе с Гидоном Кремером и Кристианом Тецлаффом. Среди планов артиста на текущий сезон — дебюты с Немецким симфоническим оркестром Берлина, Заслуженным коллективом России Академическим симфоническим оркестром Санкт-Петербургской филармонии, Бухарестским филармоническим оркестром имени Дж. Энеску и Филармоническим оркестром Болоньи. Кроме того, по приглашению маэстро Валерия Гергиева виолончелист сыграет концерты в Лондоне, Мюнхене, Баден-Бадене и Санкт-Петербурге.

Андрей Ионица родился в 1994 году в Бухаресте, учился в Школе искусств имени Иосифа Савы у А.М. Палади. В настоящее время — студент Берлинского университета искусств в классе профессора Й.П. Майнца. По словам молодого музыканта, свое вдохновение он черпает в творчестве величайших виолончелистов современности — Давида Герингаса, Стивена Иссерлиса, Генриха Шиффа, Вольфганга Бёттхера, Гэри Хоффмана и Вольфганга Эмануэля Шмидта. До триумфа на конкурсе Чайковского, Андрей Ионица стал победителем конкурса имени А. Хачатуряна в Ереване, лауреатом конкурса ARD в Мюнхене (II премия и специальный приз) и конкурса виолончелистов имени Э. Фойермана в Берлине (II премия).

Андрей Ионица — стипендиат Фонда Deutsche Stiftung Musikleben. Играет на предоставленной Фондом виолончели Джованни Баттиста Роджери 1671 года.

Александр Малофеев

Александр Малофеев — ученик Московской средней специальной музыкальной школы им. Гнесиных, класс заслуженного работника культуры России Е.В. Березкиной.
К своим 14 годам пианист выступал в крупнейших концертных залах, среди которых Государственный академический Большой театр России, Большой, Малый и Рахманиновский залы Московской консерватории им. П.И. Чайковского, Концертный зал имени П.И. Чайковского, Московский международный Дом музыки, Центр оперного пения Галины Вишневской, Мариинский театр, Большой Кремлевский дворец, Концертный зал имени С.В. Рахманинова «Филармонии-2», Кауфман-центр в Нью-Йорке, штаб-квартира ЮНЕСКО в Париже. Концерты музыканта проходили в России, Азербайджане, Финляндии, Франции, Швейцарии, Германии, Австрии, Испании, Португалии и США.

Александр выступал с Симфоническим оркестром Мариинского театра (дирижер Валерий Гергиев), Большим симфоническим оркестром им. П.И. Чайковского (дирижер Казуки Ямада), Национальным филармоническим оркестром России и Государственным камерным оркестром «Виртуозы Москвы» (дирижер Владимир Спиваков), Российским национальным оркестром (дирижер Дмитрий Лисс), Государственным симфоническим оркестром «Новая Россия» (дирижер Юрий Ткаченко), Государственным академическим симфоническим оркестром им. Е.Ф. Светланова (дирижер Станислав Кочановский), Государственным симфоническим оркестром Республики Татарстан (дирижер Александр Сладковский), Губернаторским симфоническим оркестром Иркутской филармонии (дирижер Илмар Лапиньш), Симфоническим оркестром Центра оперного пения Галины Вишневской (дирижер Александр Соловьёв), Симфоническим оркестром Государственной филармонии Астаны (дирижер Ержан Даутов), Академическим симфоническим оркестром Национальной филармонии Украины (дирижер Игорь Палкин), Азербайджанским государственным симфоническим оркестром им. Узеира Гаджибейли (дирижер Хетаг Тедеев), Костромским губернаторским симфоническим оркестром (дирижер Павел Герштейн), Воронежским симфоническим оркестром (дирижер Юрий Андросов).

В 2014 году Александр Малофеев стал обладателем Iпремии и Золотой медали VIIIМеждународного юношеского конкурса им. П.И. Чайковского в Москве. А в мае 2016 года пианист получил Гран-при на IМеждународном конкурсе молодых пианистов GrandPianoCompetition. Малофеев является лауреатом многих других международных конкурсов и фестивалей — IМосковского Международного конкурса пианистов В. Крайнева (2015), Молодежных Дельфийских игр России (Золотая медаль, 2012, 2015), IX Международного конкурса юных пианистов им. С.В. Рахманинова в Новгороде (Гран-при, Специальный приз за лучшее исполнение произведений И.С. Баха, 2014), Московского международного конкурса «Музыкальный алмаз» (Гран-при, 2011, 2014), I международного конкурса юных пианистов Astana Piano Passion (I премия, 2013), Всероссийского конкурса «Молодые дарования России» (2013), Международного фестиваля-конкурса «Лестница к звездам» в Москве (Гран-при, 2013), фестиваля искусств «Московские звездочки» (2013), фестиваля им. А.Д. Артоболевской (Гран-при, 2012), международного конкурса Mozart wunderkind в Австрии (Гран-при, 2011), Международного конкурса Internet music competition (Сербия, I премия, 2011). Музыканта является победителем IV фестиваля детского творчества «Новые имена Москвы» (2011) и лауреатом премии «Общественное признание» (Москва, I премия, 2012).

Александр участвовал во многих международных фестивалях, среди них LaRogued’Antheron, Annesiclassicfestival (Франция), Festival de Música de Sintra (Португалия), Peregrinos Musicais (Испания), Crescendo, «Звезды на Байкале», фестиваль Валерия Гергиева MikkeliMusicFestival, «Звезды белых ночей», «Лики современного пианизма» (Санкт-Петербург), фестиваль Владимира Спивакова «Москва встречает друзей», фестиваль Мстислава Ростроповича.
А. Малофеев — стипендиат фонда «Новые имена», фонда М.Л. Ростроповича и Правительства Москвы.

Варвара Кутузова

Варвара Кутузова родилась в 2003 году в Архангельске, а через два года вместе с семьей перехала в Москву. Варвара начала заниматься музыкой с четырех лет и в настоящее время обучается в 5 классе Центральной музыкальной школы при Московской консерватории в классе педагога Миры Алексеевны Марченко. Является стипендиатом благотворительных фондов В. Спивакова, «Новые имена», «Фарватер». В 2011 году Фонд Владимира Спивакова помог приобрести Варе рояль для занятий дома.

В восемь лет пианистка впервые выступила с сольным концертом и с тех пор регулярно появляется на концертных площадках Москвы и других российских городов. За последние четыре года она участвовала более 100 концертах различного уровня — от классных вечеров и стипедиатских программ до таких мероприятий, как Открытие зимних олимпийских игр в Сочи (где выступала в дуэте с Денисом Мацуевым). Варвара Кутузова играет в крупнейших залах Москвы, постоянно гастролирует в России и за рубежом. Принимала участие в фестивалях Дениса Мацуева «Звезды на Байкале», Crescendo, фестивале в Тюмени и «Рождественские встречи» в Иркутске; фестивалях Владимира Спивакова «Москва встречает друзей» и в Анталии (Турция); международном фестивале Annecy Сlassik во Франции.

Варвара является солисткой Камерного оркестра «Ренессанс», с которым впервые выступила в возрасте шести лет. Она играла в сопровождении известных российских коллективов, среди которых Государственный симфонический оркестр «Новая Россия» (дир. Д. Власенко), Государственный камерный оркестр «Виртуозы Москвы» (дир. В. Спиваков), Симфонический оркестр Республики Татарстан (дир. А. Сладковский), оркестр Центра Павла Слободкина, Ростовский академический симфонический оркестр и другие.

В мае 2013 года Варвара Кутузова завоевала I премию на I Международном конкурсе юных пианистов Astana Piano Passion (Казахстан). Затем стала победительницей международных интернет-конкурсов в Мексике (2013) и Сербии (2014). В числе других достижений пианистки — награды международных конкурсов юных пианистов имени А.Д. Артоболевской в Москве (II премия, 2012), имени В.Ю. Виллуана в Нижнем Новгороде (I премия, 2012), имени А.Г. Скавронского в Волгодонске (II премия, 2012), Prima Artisrs international competition в Нью-Йорке (золотая медаль, 2011) и ''21st Century Art'' в Ворзеле, Украина (I премия, 2009).

Павел Милюков

Павел Милюков — лауреат, обладатель бронзовой медали XV Международного конкурса имени П.И. Чайковского (Москва, 2015) и многих других престижных музыкальных соревнований, в том числе конкурсов Р. Канетти (2005, Венгрия), имени Н. Паганини (Москва, 2007), Д. Ойстраха (Москва, 2008), А. Хачатуряна (Ереван, 2012), I Международного конкурса скрипачей в Астане (2008, Казахстан), I Всероссийского музыкального конкурса (Москва, 2010), VIII Сеульского Международного конкурса скрипачей (2012, Южная Корея).

Скрипач ведет активную концертную деятельность: гастролирует в Австрии, Бельгии, Германии, Венгрии, Швейцарии, Италии, Испании, Финляндии, Швеции, Греции, Южной и Северной Корее, Китае и во многих городах России, где также проводит мастер-классы. Его выступления проходят на крупнейших отечественных сценах, среди которых Концертный зал имени П.И. Чайковского, Большой зал Московской консерватории, Концертный зал Мариинского театра.

Артист сотрудничает с ведущими российскими и зарубежными коллективами: Государственным академическим симфоническим оркестром России имени Е.Ф. Светланова, Академическим симфоническим оркестром Московской филармонии, оркестром Мариинского театра, Большим симфоническим оркестром имени П.И. Чайковского, Московским государственным академическим симфоническим оркестром п/у П. Когана, Уральским академическим филармоническим оркестром, Шведским духовым оркестром, Молодежным филармоническим оркестром Балтийского моря.

Среди дирижеров, с которыми сотрудничает артист, — В. Гергиев, В. Спиваков, В. Федосеев, М. Плетнёв, Ю. Симонов, К. Ярви, А. Сладковский, В. Петренко, Дж. Конлон, Р. Канетти.

Скрипач был дважды удостоен стипендии Санкт-Петербургского Дома музыки и Акционерного Банка «Россия» (2008, 2009). С 2007 года — солист Санкт-Петербургского Дома музыки. С 2012 года скрипач — солист Московской государственной академической филармонии. На протяжении многих лет Павел Милюков является участником программы «Звезды XXI века», проводимой Московской филармонией при поддержке Министерства культуры Российской Федерации и направленной на продвижение молодых талантливых российских музыкантов в Москве и регионах России.

Павел Милюков — выпускник Московской консерватории (класс народного артиста России, профессора В. М. Иванова), продолжил обучение в Венской консерватории (класс профессора Б. Кушнира). Артист играет на скрипке Гварнери Ex-Szigeti, любезно предоставленной одним из швейцарских фондов.
В 2016 году Павел Милюков награжден Орденом Дружбы.

Барри Дуглас

Мировая известность к ирландскому пианисту Барри Дугласу пришла в 1986 году, когда он получил Золотую медаль на Международном конкурсе имени П.И. Чайковского в Москве.

Пианист выступал со всеми ведущими оркестрами мира и сотрудничал с такими знаменитыми дирижерами, как Владимир Ашкенази, Колин Дэвис, Лоуренс Фостер, Марис Янсонс, Курт Мазур, Лорин Маазель, Андре Превен, Курт Зандерлинг, Леонард Слаткин, Майкл Тилсон-Томас, Евгений Светланов, Мстислав Ростропович, Юрий Темирканов, Марек Яновский, Неэми Ярви.

Барри Дуглас родился в Белфасте, где обучался игре на фортепиано, кларнете, виолончели и органе, а также руководил хоровыми коллективами и инструментальными ансамблями. В 16 лет он брал уроки у Фелиситас Ле Винтер — воспитанницы Эмиля фон Зауера, который в свою очередь был учеником Листа. Затем четыре года обучался в Лондонском Королевском музыкальном колледже у Джона Барстоу и частным образом у Марии Курсио, ученицы Артура Шнабеля. Кроме того, Барри Дуглас совершенствовался у Евгения Малинина в Париже, где также обучался дирижированию у Марека Яновского и Ежи Семкува. До своей сенсационной победы на Международном конкурсе имени П.И. Чайковского, Барри Дуглас был удостоен Бронзовой медали на конкурсе им. Вана Клиберна в Техасе и высшей награды на конкурсе им. Паломы О’Ши в Сантандере (Испания).

Сегодня международная карьера Барри Дугласа продолжает развиваться. Он регулярно выступает с сольными концертами во Франции, Великобритании, Ирландии, США и России. В прошедшем сезоне (2008/2009) Барри выступал как солист с Симфоническим оркестром Сиэттла (США), оркестром Halle (Великобритания), Королевским филармоническим оркестром Ливерпуля, Симфоническим оркестром Берлинского радио, Мельнбурнским симфоническим (Австралия), Симфоническим оркестром Сингапура. В следующем сезоне состоятся концерты пианиста с Симфоническим оркестром BBC, Чешским национальным симфоническим оркестром, Симфоническим оркестром Атланты (США), Филармоническим оркестром Брюсселя, Китайским филармоническим, Шанхайским симфоническим, а также с Симфоническим оркестром Санкт-Петербурга в северной столице России, с которым он также выступит на гастролях в Великобритании.

В 1999 году Барри Дуглас основал и возглавил оркестр «Ирландская Камерата» и с тех пор успешно завоевывает международную репутацию дирижера. В 2000–2001 годах Барри Дуглас и «Ирландская Камерата» исполняли симфонии Моцарта и Шуберта, а в 2002 году представили цикл из всех симфоний Бетховена. В Театре на Елисейских полях в Париже Б.Дуглас и его оркестр в течение нескольких лет исполнили все фортепианные концерты Моцарта (Барри Дуглас — дирижер и солист).

В 2008 году Барри Дуглас успешно дебютировал как дирижер и солист с оркестром Академии Святого Мартина-в-полях на Mostly Mozart Festival в Барбикан-центре в Лондоне (в сезоне 2010/2011 он продолжит сотрудничество с этим коллективом во время гастролей по Великобритании и Нидерландам). В сезоне 2008/2009 он впервые выступил с Белградским филармоническим оркестром (Сербия), с которым продолжит сотрудничать в следующем сезоне. Среди других дирижерских дебютов Барри Дугласа последнего времени — концерты с Литовским камерным оркестром, Симфоническим оркестром Индианаполиса (США), Новосибирским камерным оркестром и I Pommerigi di Milano (Италия). В каждом сезоне Барри Дуглас выступает с Симфоническим оркестром Бангкока, исполняя цикл из всех симфоний Бетховена. В сезоне 2009/2010 Барри Дуглас дебютирует с Румынским национальным камерным оркестром на Фестивале им. Дж.Энеску, с оркестром Московской филармонии и Симфоническим оркестром Ванкувера (Канада). С «Ирландской Камератой» Барри Дуглас регулярно гастролирует по Европе и США, выступая в каждом сезоне в Лондоне, Дублине и Париже.

Как солист Барри Дуглас выпустил множество компакт-дисков на фирмах BMG/RCA и Satirino records. В 2007 году он завершил запись всех фортепианных концертов Бетховена с «Ирландской Камератой». В 2008 году на Sony BMG вышли записи Первого и Третьего концертов Рахманинова, выполненные Барри Дугласом совместно с Российским национальным оркестром п/у Евгения Светланова. Также в прошедшем сезоне вышедшая на том же лейбле запись концерта Регера с Филармоническим оркестром Радио Франции п/у Марека Яновского была удостоена Diapason d’Or. В 2007 году Барри Дуглас представил в эфире Ирландской телерадиокомпании (RTE) первую серию «Симфонических сессий» — программ, посвященных тому, что происходит в артистической жизни «за сценой». В этих программах Барри дирижирует и играет с Национальным оркестром RTE. Сейчас Маэстро записывает программу для BBC Northern Ireland, посвященную молодым ирландским музыкантам.

Заслуги Б.Дугласа в музыкальном искусстве отмечены государственными наградами и почетными званиями. Он награжден Орденом Британской империи (2002). Является Почетным доктором Королевского университета Белфаста, Почетным профессором Лондонского Королевского музыкального колледжа, Почетным доктором музыки Национального университета Ирландии г. Мэйнуса, а также приглашенным профессором Дублинской консерватории. В мае 2009 года он стал Почетным доктором музыки Университета Вайоминга (США).

Барри Дуглас — художественный руководитель ежегодного Международного фестиваля в Clandeboye (Северная Ирландия), Международного фортепианного фестиваля в Манчестере. Кроме того, «Ирландская Камерата» п/у Барри Дугласа является главным оркестром фестиваля в Каслтауне (Остров Мэн, Великобритания).

Клара-Джуми Кан

Немецкая скрипачка Клара-Джуми Кан привлекла международное внимание благодаря своему впечатляющему выступлению на XVМеждународном конкурсе имени П.И. Чайковского в Москве (2015). Техническое совершенство, эмоциональная зрелость, редкое чувство вкуса и неповторимое обаяние покорили музыкальных критиков и просвещенную публику, а авторитетное международное жюри присудило скрипачке звание лауреата и IV премию.

Ранее Клара-Джуми Кан завоевала награды на крупных международных конкурсах: имени Т. Варги, в Сеуле, Сендае, Индианаполисе (I премия) и Ганновере (II премия).
Скрипачка выступала с сольными концертами и в сопровождении оркестров во многих городах Европы, Азии и США, в том числе в Карнеги-холле в Нью-Йорке и Сантори-холле в Токио. Среди ее партнеров по сцене многие известные коллективы — ансамбль «Солисты Дрезденской капеллы», Венский камерный оркестр, Оркестр Романдской Швейцарии, Токийский симфонический оркестр «Метрополитен», Новый Японский филармонический оркестр, Филармонический оркестр Сеула, Оркестр Корейской телерадиокомпании, оркестры Московской и Санкт-Петербургской филармоний, коллективы из США, Японии и Тайваня. Клара сотрудничала со знаменитыми дирижерами, среди которых Ю. Темирканов и Мюнг Вун Чунг. Играла в ансамблях с известными солистами. Недавно скрипачка выпустила сольный альбом на фирме Decca.

В 2011 году крупнейшая корейская газета DongA включила ее в сотню наиболее многообещающих и влиятельных людей будущего.

Клара-Джуми Кан родилась в Германии. Начав учиться игре на скрипке в возрасте трех лет, она уже через год поступила в Мангеймскую высшую школу музыки в класс В. Градова, затем продолжила занятия в Высшей школе музыки в Любеке у З. Брона. В семь лет Клара начала обучаться в Джульярдской школе в классе Д. Делей. К тому времени за ее плечами уже были выступления с оркестрами из Германии, Франции, Кореи и США. Скрипачка завершила образование в Корейском национальном университете искусств в классе Нам Юн Ким, получив диплом магистра.

Клара-Джуми Кан играет на скрипке Страдивари ex-Strauss (1708), предоставленной ей Samsung Music Foundation.

Дмитрий Маслеев

Триумфатор XV Международного конкурса имени П.И. Чайковского (2015), обладатель I премии и Золотой медали, Дмитрий Маслеев стал настоящим открытием этого престижнейшего музыкального соревнования. И публика, и пресса в данном случае полностью разделили единодушный выбор жюри, что на конкурсах, как правило, редкость. Следующие за победой гастроли принесли ему признание мировой аудитории, а международная пресса отозвалась о нем как о «великом пианисте будущего» (LaCroix), «блестящем виртуозе» (TheFinancialTimes) и «артисте с метафизической музыкальностью» (NeueMusikzeitung).Среди последних выступлений Дмитрия Маслеева — концерты на фортепианных фестивалях в Руре, Ла Рок д’Антероне, Бергамо и Брешии и в зале Gasteig в Мюнхене, два гастрольных тура по Японии с оркестрами под управлением Валерия Гергиева и Юрия Башмета, французский дебют с Национальным оркестром Капитолия Тулузы, гала-концерт на открытии Музыкального фестиваля в Стамбуле, а также концерт в Базеле, где он заменил заболевшего Маурицио Поллини.

За успешными выступлениями последовали новые ангажементы. В январе 2017 года состоится долгожданный сольный дебют Маслеева в Карнеги-холле (Зал Исаака Стерна) с программой из произведений Скарлатти, Бетховена, Листа, Рахманинова и Прокофьева. В новом сезоне Дмитрий дважды сыграет в Париже: в Филармонии и музее Фонда Луи Виттона. По приглашению Валерия Гергиева, он вновь выступит в Концертном зале Gasteig, где исполнит первые три фортепианные сонаты Прокофьева, также в Мюнхене состоится его концерт с Мюнхенским филармоническим оркестром, на котором он исполнит Первый концерт Бетховена. Дмитрий Маслеев будет гастролировать по Германии с Национальным филармоническим оркестром России под управлением Владимира Спивакова и в странах Азии с Филармоническим оркестром Радио Франции под управлением Микко Франка, исполнит Рапсодию на тему Паганини С. Рахманинова с Симфоническим оркестром Берлинского радио под управлением Роберта Тревино. Пианист продолжит выступления на наиболее престижных фестивалях Германии — состоятся его сольные концерты в Рейнгау, Мекленбурге и Бад-Киссингене. Сольный концерт Маслеева пройдет также на фестивале Pianoscope во Франции, возглавляемом Борисом Березовским, который назвал Маслеева «безусловным открытием» и «совершенно гениальным пианистом». Позднее Борис Березовский и Дмитрий Маслеев дважды выступят с совместными концертами в Москве, на которых исполнят произведения Бартока и Листа.

Дмитрий Маслеев родился в Улан-Удэ. Окончил Московскую консерваторию в классе профессора Михаила Петухова, затем стажировался в Международной академии пианистов на озере Комо (Италия). До своего триумфа на конкурсе имени Чайковского, где жюри вручило ему Первую премию и специальный приз за исполнение концерта Моцарта, Маслеев стал победителем многих международных конкурсов, среди которых Конкурс пианистов Адилии Алиевой в Гайаре (Франция, 2010), Premio Chopin в Риме (2011) и Antonio Napolitano в Салерно (Италия, 2013).

Вольфганг Амадей Моцарт

Вольфганг Амадей Моцарт, полное имя Иоганн Хризостом Вольфганг Теофил Моцарт (27 января 1756, Зальцбург — 5 декабря 1791, Вена) — австрийский композитор, капельмейстер, скрипач-виртуоз, клавесинист, органист. По свидетельству современников, обладал феноменальным музыкальным слухом, памятью и способностью к импровизации. Моцарт широко признан одним из величайших композиторов: его уникальность состоит в том, что он работал во всех музыкальных формах своего времени и во всех достиг наивысшего успеха. Наряду с Гайдном и Бетховеном, принадлежит к наиболее значительным представителям Венской классической школы.

Моцарт родился 27 января 1756 года в Зальцбурге, бывшем тогда столицей Зальцбургского архиепископства, теперь этот город находится на территории Австрии. На второй день после рождения он был крещен в соборе святого Руперта. Запись в книге крещений дает его имя на латыни как Johannes Chrysostomus Wolfgangus Theophilus (Gottlieb) Mozart. В этих именах первые два слова — имя святого Иоанна Златоуста, не использующееся в повседневной жизни, а четвертое при жизни Моцарта варьировалось: лат. Amadeus, нем. Gottlieb, итал. Amadeo, что значит «возлюбленный Богом». Сам Моцарт предпочитал, чтобы его называли Вольфганг.

Музыкальные способности Моцарта проявились в очень раннем возрасте, когда ему было около трех лет. Его отец Леопольд был одним из ведущих европейских музыкальных педагогов. Его книга «Опыт основательной скрипичной школы» (нем. Versuch einer gründlichen Violinschule) была опубликована в 1756 году — в год рождения Моцарта, выдержала много изданий и была переведена на множество языков, в том числе и на русский. Отец обучил Вольфганга основам игры на клавесине, скрипке и органе.

В Лондоне малолетний Моцарт был предметом научных исследований, а в Голландии, где во время постов строго изгонялась музыка, для Моцарта было сделано исключение, так как в его необычайном даровании духовенство усматривало перст Божий.

В 1762 году отец Моцарта предпринял с сыном и дочерью Анной, также замечательной исполнительницей на клавесине, артистическое путешествие в Мюнхен и Вену, а затем и во многие другие города Германии, Париж, Лондон, Голландию, Швейцарию. Всюду Моцарт возбуждал удивление и восторг, выходя победителем из труднейших испытаний, которые ему предлагались людьми как сведущими в музыке, так и дилетантами. В 1763 году изданы в Париже первые сонаты Моцарта для клавесина и скрипки. С 1766 по 1769 годы, живя в Зальцбурге и Вене, Моцарт изучал творчество Генделя, Страделла, Кариссими, Дуранте и других великих мастеров. По повелению императора Иосифа II Моцарт написал за несколько недель оперу «Мнимая простушка» (итал. La Finta semplice), но члены итальянской труппы, в руки которых попало это произведение 12-летнего композитора, не пожелали исполнять музыку мальчика, и их интриги были столь сильны, что его отец не решился настаивать на исполнении оперы.

1770–1774 годы Моцарт провел в Италии. В 1771 году в Милане, опять же при противодействии театральных импресарио, все же была поставлена опера Моцарта «Митридат, царь Понтийский» (итал. Mitridate, Re di Ponto), которая была принята публикой с большим энтузиазмом. С таким же успехом была дана и вторая его опера, «Lucio Sulla» (Луций Сулла) (1772 год). Для Зальцбурга Моцарт написал «Сон Сципиона» (итал. Il sogno di Scipione), по поводу избрания нового архиепископа, 1772 год, для Мюнхена — оперу «La bella finta Giardiniera», 2 мессы, офферторий (1774 год). Когда ему минуло 17 лет, среди его произведений насчитывались уже 4 оперы, несколько духовных стихотворений, 13 симфоний, 24 сонаты, не говоря о массе более мелких композиций.

В 1775–1780 годах, несмотря на заботы о материальном обеспечении, бесплодную поездку в Мюнхен, Мангейм и Париж, потерю матери, Моцарт написал, среди прочего, 6 клавирных сонат, концерт для флейты и арфы, большую симфонию № 31 D-dur, прозванную Парижской, несколько духовных хоров, 12 балетных номеров.

В 1779 году Моцарт получил место придворного органиста в Зальцбурге (сотрудничал с Михаэлем Гайдном). 26 января 1781 года в Мюнхене с огромным успехом была поставлена опера «Идоменей». С «Идоменея» начинается реформа лирико-драматического искусства. В этой опере видны еще следы староитальянской opera seria (большое число колоратурных арий, партия Идаманта, написанная для кастрата), но в речитативах и в особенности в хорах ощущается новое веяние. Большой шаг вперед замечается и в инструментовке. Во время пребывания в Мюнхене Моцарт написал для мюнхенской капеллы офферторий «Misericordias Domini» — один из лучших образцов церковной музыки конца XVIII века. С каждой новой оперой творческая сила и новизна приемов Моцарта проявлялись все ярче и ярче. Опера «Похищение из сераля» (нем. Die Entführung aus dem Serail), написанная по поручению императора Иосифа II в 1782 году, была принята с энтузиазмом и вскоре получила большое распространение в Германии, где ее стали считать первой национальной немецкой оперой. Она была написана во время романтических отношений Моцарта с Констанцей Вебер, которая впоследствии стала его женой.

Несмотря на успех Моцарта, его материальное положение было не блестящим. Оставив место органиста в Зальцбурге и пользуясь скудными щедротами венского двора, Моцарт для обеспечения своей семьи должен был давать уроки, сочинять контрдансы, вальсы и даже пьесы для стенных часов с музыкой, играть на вечерах венской аристократии (отсюда его многочисленные концерты для фортепиано). Оперы «L’oca del Cairo» (1783 год) и «Lo sposo deluso» (1784 год) остались неоконченными.

В 1783–1785 годах созданы 6 знаменитых струнных квартетов, которые Моцарт посвятил Йозефу Гайдну, мастеру этого жанра, и которые тот принял с величайшим почтением. К этому же времени относится его оратория «Davide penitente» (Кающийся Давид).

С 1786 года начинается необычайно плодовитая и неустанная деятельность Моцарта, которая была главной причиной расстройства его здоровья. Примером невероятной быстроты сочинения может служить опера «Женитьба Фигаро», написанная в 1786 году в 6 недель и, тем не менее, поражающая мастерством формы, совершенством музыкальной характеристики, неиссякаемым вдохновением. В Вене «Женитьба Фигаро» прошла почти незамеченной, но в Праге она вызвала необычайный восторг. Не успел соавтор Моцарта Лоренцо да Понте закончить либретто «Женитьбы Фигаро», как ему пришлось по требованию композитора спешить с либретто «Дон-Жуана», которого Моцарт писал для Праги. Это великое произведение, не имеющее аналогов в музыкальном искусстве, увидело свет в 1787 году в Праге и имело еще больший успех, чем «Женитьба Фигаро».

Гораздо меньший успех выпал на долю этой оперы в Вене, вообще относившейся к Моцарту холоднее, чем другие центры музыкальной культуры. Звание придворного композитора с содержанием в 800 флоринов (1787 год), было весьма скромной наградой за все труды Моцарта. Тем не менее, он был привязан к Вене, и когда в 1789 году, посетив Берлин, он получил приглашение стать во главе придворной капеллы Фридриха-Вильгельма II с содержанием в 3 тысячи талеров, то все же не решился оставить Вену.

Однако множество исследователей жизни Моцарта утверждают, что ему не было предложено место при прусском дворе. Фридрих Вильгельм II лишь сделал заказ на шесть простых фортепьянных сонат для своей дочери и шесть струнных квартетов для него самого. Моцарт не хотел признавать, что поездка в Пруссию провалилась, и сделал вид, будто Фридрих Вильгельм II пригласил его на службу, но из уважения к Иосифу II он от места отказался. Заказ, полученный в Пруссии, придавал его словам видимость правды. Денег, вырученных во время поездки, было мало. Их едва хватило на уплату долга в 100 гульденов, которые были взяты у брата масона Гофмеделя на дорожные расходы.

После «Дон-Жуана» Моцарт сочиняет 3 наиболее известные симфонии: № 39 ми-бемоль мажор (KV 543), № 40 соль минор (KV 550) и № 41 до мажор «Юпитер» (KV 551), написанные в течение полутора месяцев в 1788 году; из них в особенности знамениты две последние. В 1789 году Моцарт посвятил прусскому королю струнный квартет с партией концертирующей виолончели (ре мажор).

После смерти императора Иосифа II (1790 год) материальное положение Моцарта оказалось настолько безвыходным, что он должен был уехать из Вены от преследований кредиторов и артистическим путешествием хоть немного поправить свои дела. Последними операми Моцарта были «Così fan tutte» (1790 год), «Милосердие Тита» (1791 год), заключающая в себе чудные страницы, несмотря на то, что была написана в 18 дней для коронации императора Леопольда II, и наконец, «Волшебная флейта» (1791 год), имевшая колоссальный успех, чрезвычайно быстро распространившийся. Эта опера, в старых изданиях скромно названная опереттой, вместе с «Похищением из Сераля» послужила основанием самостоятельного развития национальной немецкой оперы. В обширной и разнообразной деятельности Моцарта опера занимает самое видное место. В мае 1791 года Моцарт поступил на неоплачиваемую должность ассистента капельмейстера Кафедрального собора Святого Стефана, рассчитывая занять место капельмейстера после смерти тяжелобольного Леопольда Хофмана; Хофман, однако, его пережил.

Мистик по натуре, Моцарт много работал для церкви, но великих образцов в этой области он оставил немного: кроме «Misericordias Domini» — «Ave verum corpus» (KV 618), (1791 год) и величественно-горестный Реквием (KV 626), над которым Моцарт неустанно, с особенной любовью, работал в последние дни жизни. Интересна история написания «Реквиема». Незадолго до смерти Моцарта посетил некий таинственный незнакомец во всем черном и заказал ему «Реквием» (траурную заупокойную мессу). Как установили биографы композитора, это был граф Франц фон Вальзегг-Штуппах, решивший выдать купленное сочинение за собственное. Моцарт погрузился в работу, но недобрые предчувствия не покинули его. Таинственный незнакомец в черной маске, «черный человек» неотступно стоит перед его глазами. Композитору начинает казаться, что эту заупокойную мессу он пишет для себя… Работу над незавершенным «Реквиемом», по сегодняшний день потрясающим слушателей скорбным лиризмом и трагической выразительностью, закончил его ученик Франц Ксавер Зюсмайер, ранее принимавший некоторое участие в сочинении оперы «Милосердие Тита».

Умер Моцарт 5 декабря в 00:55 ночи 1791 года от неустановленной болезни. Тело его нашли вздутым, мягким и эластичным, как это бывает при отравлениях. Этот факт, а также некоторые другие обстоятельства, связанные с последними днями жизни великого композитора, дали основание некоторым биографам отстаивать именно эту версию причины его смерти. В настоящее время большинство исследователей считает ее несостоятельной. Похоронен Моцарт был в Вене, на кладбище Святого Марка в общей могиле, так что само место захоронения осталось неизвестным. В память о композиторе на девятый день после его смерти в Праге при огромном стечении народа 120 музыкантами исполнялся «Реквием» Антонио Розетти.

Отличительной чертой творчества Моцарта является удивительное сочетание строгих, ясных форм с глубокой эмоциональностью. Уникальность его творчества состоит в том, что он не только писал во всех существовавших в его эпоху формах и жанрах, но и в каждом из них оставил произведения непреходящего значения. Музыка Моцарта обнаруживает множество связей с разными национальными культурами (особенно итальянской), тем не менее она принадлежит национальной венской почве и носит печать творческой индивидуальности великого композитора.

Моцарт — один из величайших мелодистов. Его мелодика сочетает черты австрийской и немецкой народной песенности с певучестью итальянской кантилены. Несмотря на то, что его произведения отличаются поэтичностью и тонким изяществом, в них часто встречаются мелодии мужественного характера, с большим драматическим пафосом и контрастными элементами.

Особое значение Моцарт придавал опере. Его оперы — целая эпоха в развитии этого вида музыкального искусства. Наряду с Глюком, он был величайшим реформатором жанра оперы, но в отличие от него, основой оперы считал музыку. Моцарт создал совершенно иной тип музыкальной драматургии, где оперная музыка находится в полном единстве с развитием сценического действия. Как следствие — в его операх нет однозначно положительных и отрицательных персонажей, характеры живые и многогранные, показаны взаимоотношения людей, их чувства и стремления. Наиболее популярными стали оперы «Свадьба Фигаро», «Дон Жуан» и «Волшебная флейта».

Большое внимание Моцарт уделял симфонической музыке. Благодаря тому, что на протяжении своей жизни он работал параллельно над операми и симфониями, его инструментальная музыка отличается певучестью оперной арии и драматической конфликтностью. Наиболее популярными стали три последние симфонии — № 39, № 40 и № 41 («Юпитер»). Также Моцарт стал одним из создателей жанра классического концерта.

Камерно-инструментальное творчество Моцарта представлено разнообразными ансамблями (от дуэтов до квинтетов) и произведениями для фортепиано (сонаты, вариации, фантазии). Моцарт отказался от клавесина и клавикорда, обладающих по сравнению с фортепиано более слабым звуком. Фортепианная манера Моцарта отличается элегантностью, отчетливостью, тщательной отделкой мелодии и аккомпанемента.

Композитором создано множество духовных произведений: мессы, кантаты, оратории, а также знаменитый Реквием.

Тематический каталог сочинений Моцарта, с примечаниями, составленный Кехелем («Chronologisch-thematisches Verzeichniss sämmtlicher Tonwerke W. A. Mozart´s», Лейпциг, 1862), представляет том в 550 страниц. По исчислению Кехеля, Моцарт написал 68 духовных произведений (мессы, оффертории, гимны и пр.), 23 произведения для театра, 22 сонаты для клавесина, 45 сонат и вариаций для скрипки и клавесина, 32 струнных квартета, около 50 симфоний, 55 концертов и пр., в общей сложности 626 произведений.

Иоганн Себастьян Бах

Иоганн Себастьян Бах (Johann Sebastian Bach, 1685–1750) — немецкий композитор, органист. При жизни славился как органист и клавесинист; его композиторское творчество воспринималось современниками в связи с практической деятельностью, протекавшей в типичной для музыканта 17–18 вв. обстановке церкви, двора и города. Детские годы провёл в Эйзенахе, в 1695–1702 учился в Ордруфе и Линебурге. В 17-летнем возрасте играл на органе, клавире, скрипке, альте, пел в хоре, был помощником кантора. В 1703–07 органист Нойкирхе в Арнштадте, в 1707–08 органист Блазиускирхе в Мюльхаузене, в 1708–17 придворный органист, камер-музыкант, с 1714 придворный концертмейстер в Веймаре, в 1717–23 придворный капельмейстер в Кётене, в 1723–50 кантор Томаскирхе и городской музик-директор в Лейпциге (1729–41 глава Collegium musicum).

Бах — один из величайших представителей мировой гуманистической культуры. Творчество Баха, музыканта-универсала, отличающееся всеохватностью жанров (кроме оперы), обобщило достижения музыкального искусства нескольких веков на грани барокко и классицизма. Ярко национальный художник, Бах соединил традиции протестантского хорала с традициями австрийской, итальянской, французской музыкальных школ. Для Баха, непревзойдённого мастера полифонии, характерно единство полифонического и гомофонного, вокального и инструментального мышления, чем объясняется глубокое взаимопроникновение различных жанров и стилей в его творчестве.

Ведущий жанр в вокально-инструментальном творчестве Баха — духовная кантата. Бах создал 5 годовых циклов кантат, которые различаются по принадлежности к церковному календарю, по текстовым источникам (псалмы, хоральные строфы, «свободная» поэзия), по роли хорала и т. д. Из светских кантат наиболее известны «Крестьянская» и «Кофейная». Выработанные в кантате драматургия, принципы нашли претворение в мессах, «Страстях». «Высокая» месса h-moll, «Страсти по Иоанну», «Страсти по Матфею» стали кульминацией многовековой истории этих жанров. Центральное место в инструментальном творчестве Баха занимает органная музыка. Синтезируя унаследованные от своих предшественников (Д.Букстехуде, И.Пахельбеля, Г.Бёма, И.А.Рейнкена) опыт органной импровизации, разнообразные вариационные и полифонические приёмы сочинения и современные ему принципы концертирования, Бах переосмыслил и обновил традиционные жанры органной музыки — токкату, фантазию, пассакалью, хоральную прелюдию. Исполнитель-виртуоз, один из крупнейших в своё время знатоков клавишных инструментов, Бах создал обширную литературу для клавира. Среди клавирных сочинений важнейшее место занимает «Хорошо темперированный клавир» — первый в истории музыки опыт художественного применения разработанного на рубеже 17–18 вв. темперированного строя. Величайший полифонист, в фугах ХТК Бах создал непревзойдённые образцы, своего рода школу контрапунктического мастерства, что нашло продолжение и завершение в «Искусстве фуги», над которым Бах работал на протяжении последних 10 лет жизни. Бах — автор одного из первых клавирных концертов — Итальянского концерта (без оркестра), полностью утвердившего самостоятельное значение клавира как концертного инструмента. Музыка Баха для скрипки, виолончели, флейты, гобоя, инструментального ансамбля, оркестра — сонаты, сюиты, партиты, концерты — знаменует значительное расширение выразительных и технических возможностей инструментов, обнаруживает глубокое знание инструментов и универсализм в их трактовке. 6 Бранденбургских концертов для различных инструментальных составов, претворившие жанровые и композиционные принципы concerto grosso, явились важным этапом на пути к классической симфонии.

При жизни Баха была опубликована небольшая часть его произведений. Подлинный масштаб гения Баха, оказавшего сильнейшее влияние на последующее развитие европейской музыкальной культуры, начал осознаваться лишь спустя полвека после его смерти. Среди первых ценителей — родоначальник баховедения И.Н. Форкель (опубликовал в 1802 очерк жизни и творчества Баха), К.Ф. Цельтер, чья деятельность по сохранению и пропаганде наследия Баха привела к исполнению «Страстей по Матфею» под управлением Ф.Мендельсона в 1829. Это исполнение, имевшее историческое значение, послужило импульсом к возрождению творчества Баха в 19–20 вв. В 1850 в Лейпциге было образовано Баховское общество.

Сочинения:

Для солистов, хора и оркестра — Страсти по Иоанну (1724), Страсти по Матфею (1727 или 1729; окончательная редакция 1736), Магнификат (1723), Высокая месса (h-moll, около 1747–49; 1-я редакция 1733), 4 короткие мессы (1730-е гг.), оратории (Рождественская, Пасхальная, около 1735), кантаты (сохранилось около 200 духовных, свыше 20 светских); для оркестра — 6 Бранденбургских концертов (1711–20), 5 увертюр (сюит, 1721–30); концерты для инструментов с оркестром — для 1, 2, 3, 4 клавиров, 2 для скрипки, для 2 скрипок; камерно-инструментальные ансамбли — 6 сонат для скрипки и клавира, 3 сонаты для флейты и клавира, 3 сонаты для виолончели и клавира, трио-сонаты; для органа — 6 органных концертов (1708–17), прелюдии и фуги, фантазии и фуги, токкаты и фуги, пассакалья c-moll, хоральные прелюдии; для клавира — 6 английских сюит, 6 французских сюит, 6 партит, Хорошо темперированный клавир (том 1 — 1722, том 2 — 1744), Итальянский концерт (1734), Гольдберг-вариации (1742); для скрипки — 3 сонаты, 3 партиты; 6 сюит для виолончели; духовные песни, арии; сочинения без указания исполнительского состава — Музыкальное приношение (1747), Искусство фуги (1740–50) и др.

Государственный камерный оркестр «Виртуозы Москвы»

В 1979 году выдающийся скрипач-виртуоз Владимир Спиваков обратился к музыкантам первого состава «Виртуозов Москвы» со словами: «Мы собрались, чтобы любить людей и любить друг друга». Принципы существования легендарного товарищества музыкантов остаются незыблемыми и сегодня. Звездный ансамбль солистов и концертмейстеров лучших симфонических и камерных оркестров столицы, в котором выступали участники прославленного квартета им. Бородина: Михаил Копельман, Андрей Абраменков, Дмитрий Шебалин и Валентин Берлинский, передал эстафету новым поколениям талантливых музыкантов, победителей и лауреатов всероссийских и международных конкурсов. И всегда на первом месте по значимости были и остаются не только профессиональность и мастерство, но и человеческие качества людей, высокая этика отношений.

Сегодня у музыкантов нет неосвоенных территорий культурного пространства.С триумфом проходят концерты оркестра в европейских странах, в США, Канаде, Мексике, государствах Южной Америки, в Турции, Израиле, Китае, Корее, Японии и других. Музыканты выступают не только в лучших и самых престижных залах (Консертгебау в Амстердаме, Музикферайн в Вене, Ройял-Фестивал-холл и Альберт-холл в Лондоне, Плейель и Театр Елисейских Полей в Париже, Карнеги-холл и Эвери-Фишер-холл в Нью-Йорке, Сантори-холл в Токио и другие), но и в обычных концертных залах небольших провинциальных городов.

В разные годы с оркестром выступали выдающиеся музыканты, звезды мирового исполнительского искусства: Елена Образцова, Мстислав Ростропович, Владимир Крайнев, Иегуди Менухин, Шломо Минц, Джесси Норман, Хибла Герзмава, Мишель Легран, Гиора Фейдман, Саулюс Сондецкис, Миша Майский, Юрий Башмет, Михаил Плетнёв, Евгений Кисин, Денис Мацуев, Пинхас Цукерман, Юлиан Рахлин, Максим Венгеров и другие.

География гастрольных поездок «Виртуозов Москвы» чрезвычайно широка: она включает в себя все регионы России, а также постсоветское пространство. Совсем недавно оркестр завершил выступления по дальним регионам страны от Магадана и Сибири до Кавказа и Калининграда. Для артистов нет маленьких городов и маленьких концертов. Поездки по России бесценны.

В каждом выступлении «Виртуозам Москвы» удается главное: эмоционально взволновать и интеллектуально увлечь любого, пусть даже неподготовленного человека, подарить ему радость общения с музыкальными шедеврами, возбудить в нем желание еще раз прийти на концерт. Для нас, как говорит маэстро Владимир Спиваков, творчество стало потребностью, а работа — искусством, которое, по выражению Пабло Пикассо, «смывает пыль повседневности с души».

Оркестр, отметивший недавно свое 35-летие, продолжает напряженную, но радостную творческую работу, поддерживая высочайший исполнительский уровень и право на амбициозное наименование «Виртуозы Москвы». Здесь каждый музыкант — яркая индивидуальность, а вместе они составляют ансамбль мирового уровня. От множества других камерных оркестров его отличает, прежде всего, истинно европейская культура ансамблевого исполнения, внимание к мельчайшим деталям и нюансам, бережная, не формальная, активная творческая позиция по отношению к авторскому замыслу, яркий артистизм, любовь и уважение к пришедшей на концерт публике.

Признание и любовь зрителей завоевала концертная программа под названием «Виртуозы Москвы. Сегодня и завтра», где главными участниками выступают талантливые стипендиаты Международного благотворительного фонда Владимира Спивакова, лауреаты международных конкурсов.

«Виртуозы Москвы» бережно относятся к традициям. В обширном репертуаре оркестра музыка различных стилей и эпох — от барокко до произведений Дмитрия Шостаковича, Кшиштофа Пендерецкого, Альфреда Шнитке, Софии Губайдулиной, Арво Пярта, Гии Канчели и Астора Пьяццоллы. Ведется постоянная и кропотливая работа по созданию нотной библиотеки и музыкального архива звукозаписей.Оркестром выпущено несколько десятков компакт-дисков под ведущими лейблами.

Бессменным художественным руководителем, главным дирижером и солистом камерного оркестра «Виртуозы Москвы» с момента его создания является выдающийся скрипач, дирижер, меценат, видный общественный деятель — Владимир Спиваков. Именно благодаря маэстро Спивакову и его многолетней и кропотливой работе с оркестром, «Виртуозы Москвы», безусловно, входят в число лучших камерных оркестров мира, имеющих повсюду постоянную и благодарную аудиторию и высочайшую репутацию, которая завоевывалась годами упорного и созидательного творческого труда.

С 2003 года постоянной репетиционной базой оркестра является Московский международный Дом музыки.

Смотрите также

Подпишитесь на рассылку портала «Культура.РФ»
Рассылка не содержит рекламных материалов
«Культура.РФ» — гуманитарный просветительский проект, посвященный культуре России. Мы рассказываем об интересных и значимых событиях и людях в истории литературы, архитектуры, музыки, кино, театра, а также о народных традициях и памятниках нашей природы в формате просветительских статей, заметок, интервью, тестов, новостей и в любых современных интернет-форматах.
© 2013–2024 ФКУ «Цифровая культура». Все права защищены
Контакты
Нашли опечатку? Ctrl+Enter
При цитировании и копировании материалов с портала активная гиперссылка обязательна