Ланг Ланг
Если одним словом охарактеризовать Ланг Ланга как музыканта и человека, его взгляды на мир, его окружение, то этим словом будет «вдохновение».
Это слово звучит как сквозной музыкальный мотив его жизни и карьеры. Он вдохновляет миллионы слушателей игрой «с открытым сердцем» — искренней, эмоциональной, будь то скромные сольные концерты или выступления на величайших сценах и крупнейших событиях — таких, как концерт во время чемпионата мира по футболу 2014 года в Рио-де-Жанейро с Пласидо Доминго в честь финального матча; на вручении 56-й премии Grammy, где он играл с группой Metallica; выступление на церемонии открытия Олимпиады 2008 года в Пекине, которое видели более 4 миллиардов телезрителей по всему миру; «Последняя ночь» на фестивале BBC Proms в лондонском Альберт-холле или же концерт в честь 200-летия Ференца Листа, который транслировался более чем в 500 кинотеатрах США и Европы.
Ланг Ланга связывают прочные творческие узы с величайшими музыкантами мира: от таких дирижеров, как Даниэль Баренбойм, Густаво Дудамель и сэр Саймон Рэттл, до артистов, далеких от мира классической музыки: среди них — исполнитель дабстепа Маркиз (Маркес) «нонстоп» Скотт или легендарный титан джаза Херби Хэнкок.
Являясь с 2010 года эксклюзивным артистом и «посланником» Sony, он записал 7-ю фортепианную сонату Прокофьева в качестве саундтрека компьютерной игры Gran Turismo 5 and 6, ставшей мировым бестселлером и распроданной многомиллионным тиражом. Пианист наводит культурные мосты между Востоком и Западом, регулярно представляя китайскую музыку западной аудитории, а западную музыку — в Китае.
И все же он никогда не забывает ту музыку, которая его когда-то вдохновила и продолжает вдохновлять до сих пор. Великих музыкантов и, прежде всего, великих композиторов: Листа, Шопена и других — чью музыку он теперь с наслаждением отдает другим. Благодаря знаменитому мультфильму «Кошачий концерт» из сериала «Том и Джерри» он в раннем детстве познакомился с музыкой Листа. И это чувство восхищения ребенка, открывающего для себя великую музыку, несомненно, остается с ним и сейчас и вдохновляет его на то, что он называет своей «второй карьерой»: с помощью классической музыки обогащать жизнь детей по всему миру. Он это делает как Посол доброй воли ЮНИСЕФ, а также через собственный Международный музыкальный фонд Ланг Ланга. Возможно, это побудило американский еженедельник The New Yorker назвать Ланг Ланга «мировым послом фортепиано».
В 2009 году журнал Time включил Ланг Ланга в число100 самых влиятельных людей года, назвав пианиста символом молодежи Китая, его будущего. Именно ему Китай в огромной степени обязан своей страстью к фортепианному искусству — феномен, названный газетой The Today Show «эффектом Ланг Ланга». Фирма Steinway впервые в своей истории назвала именем артиста одну из новых моделей, специально предназначенную для обучения — “The Lang Lang Piano”, и представила ее в Китае.
В Ланг Ланге живет и, возможно, всегда будет жить маленький ребенок. Этот малыш наверняка бы одобрил то, как пианист щедро отдает себя молодежи. Он прекрасный наставник. Он приглашает на каждый свой концерт 100 студентов-пианистов. Главные направления деятельности его Фонда — взращивание будущих звезд фортепианного искусства, использование новейших технологий и методов в музыкальном образовании, формирование молодежной аудитории классической музыки.
Пианист постоянно представлен на главных телевизионных каналах, в ведущих музыкальных изданиях по всему миру. Он выступал для самых знаменитых политиков мира: генерального секретаря ООН Пан Ги Муна, четырех президентов США, принца Чарльза, бывшего президента Германии Келера, президента Франции Олланда и его предшественника Саркози. Недавно он был удостоен чести играть перед президентом Обамой и бывшим председателем КНР Ху Цзиньтао на обеде в Белом Доме, а также на концерте, посвященном празднованию Бриллиантового юбилея королевы Елизаветы II в Букингемском дворце.
Ланг Ланг был участником Всемирного экономического форума с участием 250 молодых мировых лидеров, является почетным доктором Королевского колледжа музыки и Манхэттенской школы музыки, обладателем высшей награды Министерства культуры Китая, Ордена «За заслуги» Федеративной республики Германии и медали Ордена искусств и литературы Франции.
www.langlang.com
www.langlangfoundation.org
www.facebook.com/langlangpiano
www.twitter.com/lang_lang
Иоганн Себастьян Бах
Иоганн Себастьян Бах (Johann Sebastian Bach, 1685–1750) — немецкий композитор, органист. При жизни славился как органист и клавесинист; его композиторское творчество воспринималось современниками в связи с практической деятельностью, протекавшей в типичной для музыканта 17–18 вв. обстановке церкви, двора и города. Детские годы провёл в Эйзенахе, в 1695–1702 учился в Ордруфе и Линебурге. В 17-летнем возрасте играл на органе, клавире, скрипке, альте, пел в хоре, был помощником кантора. В 1703–07 органист Нойкирхе в Арнштадте, в 1707–08 органист Блазиускирхе в Мюльхаузене, в 1708–17 придворный органист, камер-музыкант, с 1714 придворный концертмейстер в Веймаре, в 1717–23 придворный капельмейстер в Кётене, в 1723–50 кантор Томаскирхе и городской музик-директор в Лейпциге (1729–41 глава Collegium musicum).
Бах — один из величайших представителей мировой гуманистической культуры. Творчество Баха, музыканта-универсала, отличающееся всеохватностью жанров (кроме оперы), обобщило достижения музыкального искусства нескольких веков на грани барокко и классицизма. Ярко национальный художник, Бах соединил традиции протестантского хорала с традициями австрийской, итальянской, французской музыкальных школ. Для Баха, непревзойдённого мастера полифонии, характерно единство полифонического и гомофонного, вокального и инструментального мышления, чем объясняется глубокое взаимопроникновение различных жанров и стилей в его творчестве.
Ведущий жанр в вокально-инструментальном творчестве Баха — духовная кантата. Бах создал 5 годовых циклов кантат, которые различаются по принадлежности к церковному календарю, по текстовым источникам (псалмы, хоральные строфы, «свободная» поэзия), по роли хорала и т. д. Из светских кантат наиболее известны «Крестьянская» и «Кофейная». Выработанные в кантате драматургия, принципы нашли претворение в мессах, «Страстях». «Высокая» месса h-moll, «Страсти по Иоанну», «Страсти по Матфею» стали кульминацией многовековой истории этих жанров. Центральное место в инструментальном творчестве Баха занимает органная музыка. Синтезируя унаследованные от своих предшественников (Д.Букстехуде, И.Пахельбеля, Г.Бёма, И.А.Рейнкена) опыт органной импровизации, разнообразные вариационные и полифонические приёмы сочинения и современные ему принципы концертирования, Бах переосмыслил и обновил традиционные жанры органной музыки — токкату, фантазию, пассакалью, хоральную прелюдию. Исполнитель-виртуоз, один из крупнейших в своё время знатоков клавишных инструментов, Бах создал обширную литературу для клавира. Среди клавирных сочинений важнейшее место занимает «Хорошо темперированный клавир» — первый в истории музыки опыт художественного применения разработанного на рубеже 17–18 вв. темперированного строя. Величайший полифонист, в фугах ХТК Бах создал непревзойдённые образцы, своего рода школу контрапунктического мастерства, что нашло продолжение и завершение в «Искусстве фуги», над которым Бах работал на протяжении последних 10 лет жизни. Бах — автор одного из первых клавирных концертов — Итальянского концерта (без оркестра), полностью утвердившего самостоятельное значение клавира как концертного инструмента. Музыка Баха для скрипки, виолончели, флейты, гобоя, инструментального ансамбля, оркестра — сонаты, сюиты, партиты, концерты — знаменует значительное расширение выразительных и технических возможностей инструментов, обнаруживает глубокое знание инструментов и универсализм в их трактовке. 6 Бранденбургских концертов для различных инструментальных составов, претворившие жанровые и композиционные принципы concerto grosso, явились важным этапом на пути к классической симфонии.
При жизни Баха была опубликована небольшая часть его произведений. Подлинный масштаб гения Баха, оказавшего сильнейшее влияние на последующее развитие европейской музыкальной культуры, начал осознаваться лишь спустя полвека после его смерти. Среди первых ценителей — родоначальник баховедения И.Н. Форкель (опубликовал в 1802 очерк жизни и творчества Баха), К.Ф. Цельтер, чья деятельность по сохранению и пропаганде наследия Баха привела к исполнению «Страстей по Матфею» под управлением Ф.Мендельсона в 1829. Это исполнение, имевшее историческое значение, послужило импульсом к возрождению творчества Баха в 19–20 вв. В 1850 в Лейпциге было образовано Баховское общество.
Сочинения:
Для солистов, хора и оркестра — Страсти по Иоанну (1724), Страсти по Матфею (1727 или 1729; окончательная редакция 1736), Магнификат (1723), Высокая месса (h-moll, около 1747–49; 1-я редакция 1733), 4 короткие мессы (1730-е гг.), оратории (Рождественская, Пасхальная, около 1735), кантаты (сохранилось около 200 духовных, свыше 20 светских); для оркестра — 6 Бранденбургских концертов (1711–20), 5 увертюр (сюит, 1721–30); концерты для инструментов с оркестром — для 1, 2, 3, 4 клавиров, 2 для скрипки, для 2 скрипок; камерно-инструментальные ансамбли — 6 сонат для скрипки и клавира, 3 сонаты для флейты и клавира, 3 сонаты для виолончели и клавира, трио-сонаты; для органа — 6 органных концертов (1708–17), прелюдии и фуги, фантазии и фуги, токкаты и фуги, пассакалья c-moll, хоральные прелюдии; для клавира — 6 английских сюит, 6 французских сюит, 6 партит, Хорошо темперированный клавир (том 1 — 1722, том 2 — 1744), Итальянский концерт (1734), Гольдберг-вариации (1742); для скрипки — 3 сонаты, 3 партиты; 6 сюит для виолончели; духовные песни, арии; сочинения без указания исполнительского состава — Музыкальное приношение (1747), Искусство фуги (1740–50) и др.
Ознакомиться с биографией композитора и посмотреть архивные фотографии можно на сайте Государственного дома-музея Петра Ильича Чайковского в Клину. Мы рекомендуем вам совершить увлекательную экскурсию по дому-музею.