Московский государственный академический камерный хор, Владимир Минин, Сезар Гутьеррес
Владимир Минин
Владимир Минин — народный артист СССР, лауреат Государственной премии СССР, кавалер ордена «За заслуги перед Отечеством» III и IV степени, Ордена Почета, Ордена Дружбы, лауреат независимой премии в области литературы и искусства «Триумф», профессор, создатель и бессменный художественный руководитель Московского государственного академического камерного хора.
Более 60 лет своей жизни маэстро отдал служению хоровой музыке. С созданием Московского государственного академического камерного хора Владимиру Минину удалось реализовать свои давние творческие идеи и воплотить в жизнь мечту о хоре как уникальном ансамбле солистов и ярких индивидуальностей. Репертуар коллектива маэстро выстраивает из произведений крупной формы западноевропейских классиков и новаторских произведений современных композиторов, интерпретаций русской народной музыки и песен советских авторов.
Владимир Минин и Московский камерный хор одними из первых представили на концертной сцене произведения русской духовной музыки, ранее запрещенные к исполнению, приложив затем большие усилия к ее популяризации как в своей стране, так и за рубежом.
Коллектив быстро получил широкое международное признание, активно гастролируя по всему миру. Деятельность Камерного хора и В. Минина также повлекла за собой в 70–80-е годы создание огромного количества камерных хоров по всей стране. Создав уникальную школу последователей, В.Н. Минин и до настоящего времени остается непререкаемым авторитетом с репутацией настоящего Художника и великого труженика.
Более 40 лет возглавляемый им коллектив остается одним из лучших как в России, так и в Европе. И сегодня звучание хора, в котором работает уже пятое поколение певцов, узнаваемо с первых же звуков.
Искусством выдающегося дирижера В.Н. Минина восхищались тысячи зрителей, которые затаив дыхание слушали исполнение Гимна Российской Федерации на закрытии Олимпиады в Ванкувере.
Японская телевещательная корпорация NHK записала «Литургию св. Иоанна Златоуста» и «Всенощное бдение» С. Рахманинова в исполнении Хора под управлением В. Минина, признав это исполнение эталонным.
Маэстро Минину посвящали свои произведения выдающиеся композиторы современности: Георгий Свиридов (кантата «Ночные облака»), Валерий Гаврилин (хоровая симфония-действо «Перезвоны»), Родион Щедрин (хоровая литургия «Запечатленный ангел»), Владимир Дашкевич (литургия «Семь зарниц Апокалипсиса»), а Гия Канчели доверил маэстро премьеру в России четырех своих сочинений.
Телеканал «Культура» к юбилею маэстро выпустил документальный цикл «Четыре вечера с Владимиром Мининым». Недавно вышла в свет книга В.Н. Минина «Соло для дирижера» c DVD «Владимир Минин. Сотворивший чудо», где собраны уникальные записи из жизни Хора и маэстро. В 2013 году Маэстро Минин был избран Председателем Московского отделения Всероссийского хорового общества.
Дмитрий Шостакович
Дмитрий Шостакович, чье 110-летие музыкальный мир отмечает в 2016 году, — яркий пример художника ХХ столетия, лучшие произведения которого неотделимы от обстоятельств их создания. Говоря об опере «Леди Макбет Мценского уезда», невозможно обойти статью «Сумбур вместо музыки», из-за которой опера не исполнялась долгие годы и возродилась лишь много позже в новой редакции. Говоря о Четвертой симфонии, невозможно не сказать о том, что ее премьера была отменена и состоялась с опозданием на четверть века. Музыкантов, писателей, поэтов, артистов с трагическими судьбами в тоталитарных государствах ХХ века, увы, немало; и все же судьба Шостаковича — на редкость яркий пример старого, как мир конфликта «художник и власть».
По-видимому, Шостакович — автор симфоний «Октябрю» и «Первомайская», балетов на спортивную, заводскую и колхозную тематику — вполне искренне надеялся быть «заодно с правопорядком» в новом государстве, не претендуя на какую бы то ни было оппозиционность. Однако совесть художника говорила ему о том, что методы, которыми государство укрепляет свою мощь и расправляется с неугодными, полностью противоречат лозунгам, начертанных на его знаменах. Так Шостакович стал автором уникальной музыкальной хроники столетия, хотя едва ли оценивал себя подобным образом. Как пишет музыковед Светлана Савенко, «Гениальный дар художника-пророка сочетался у Шостаковича, по-видимому, с полным отсутствием каких-либо притязаний на подобное предназначение… можно предположить, что творческий гений приносил ему не только радости, но и мучения. Не исключено даже, что как человек он порой страдал оттого, что не мог изменить своему дару — а изменить ему он действительно не был способен, дар был сильнее его человеческой сущности».
Сегодня, хотим мы того или нет, сочинения Шостаковича воспринимаются нами как хроника столетия, в первую очередь его симфонии: Четвертая и Пятая — Большой террор, Седьмая и Восьмая — Великая Отечественная, Девятая — Победа и связанные с ней надежды на либерализацию, Десятая — смерть Сталина, Тринадцатая — оттепель, Четырнадцатая — застой… Между тем, в последние годы всё сильнее тенденция освободить произведения Шостаковича от привычных внемузыкальных смыслов, интерпретировать их как чистую музыку. Вопрос в том, возможно ли это. По мнению Светланы Савенко, музыка Шостаковича «в очень сильной степени воспринимается как речь. Ведь вообще-то уподобление музыки языку, речи — не более чем метафора, поскольку музыка лишена главного свойства речи точных значений-понятий. Однако в отношении творчества Шостаковича эта метафора кажется буквальностью. Его музыка действительно говорит, или, точнее, нам кажется, что она говорит о совершенно определенных вещах. И тот факт, что эти вещи, укорененные в культуре своего времени и места, уже уходят одновременно со сменой поколений, по-видимому, ничего не меняет: будущим слушателям она скажет что-то иное, но, как нам представляется, скажет в любом случае».
Схожую мысль высказывает выдающийся дирижер Дмитрий Китаенко, несколько лет назад записавший полный цикл симфоний Шостаковича: «Почему в них такое количество разных соло? И тромбон, и виолончель, и фагот, и флейта, и кларнет, и контрабас… в стране, где не было открытого слова, где нельзя было говорить, он вложил в каждый инструмент чей-то голос: всё это — люди! Совершенно понятно, почему там или тут звучит кларнет: это голос из далекого города России, откуда-то из глубинки, но здесь он высказывается. Почему в Девятой симфонии фагот рассказывает о трагедии, которая произошла в Хиросиме? Это же написано в 1945 году: такая легкая, веселая симфония, которая искрится юмором, и вдруг появляется этот страшный раздел, где звучат тромбон и соло фагота! А сказать об этом раньше было нельзя. Эти замаскированные, невидимые, но слышимые характеры людей — они в музыке Шостаковича очень слышны».
Говоря от лица стольких безымянных людей, Шостакович не избегал и более прямых высказываний от собственного имени: рядом с пятнадцатью симфониями в его наследии — пятнадцать струнных квартетов. И если симфонии, напрямую адресованные публике, во многом — история страны, то квартеты Шостаковича — история его жизни, личный дневник, разговор с самим собой, автобиография, подлинное Свидетельство. Впрочем, и масштабы иных его квартетов — симфонические, не случайно многие из них исполняются в обработках для камерного оркестра. Пятнадцать квартетов — пятнадцать шедевров: Третий, первая часть которого поражает гениальной красотой и несходством с последующими четырьмя; Двенадцатый, где автор как будто грозит кулаком своим врагам, приговаривая «Уж будьте покойны»; Четвертый, поначалу кажущийся бесконфликтным и завершающийся надрывной еврейской мелодией; не говоря уже про легендарный Восьмой, название которого «Памяти жертв фашизма и войны» было лишь прикрытием для подлинного авторского замысла.
Вот что Шостакович писал об этом своему другу Исааку Гликману: «Дорогой Исаак Давидович… Я вернулся из поездки в Дрезден. Меня там хорошо устроили для создания творческой обстановки. Как я ни пытался выполнить вчерне задания по кинофильму, пока не смог. А вместо этого написал никому не нужный и идейно порочный квартет. Я размышлял о том, что если я когда-нибудь помру, то вряд ли кто напишет произведение, посвященное моей памяти. Поэтому я сам решил написать таковое. Можно было бы на обложке так и написать: «Посвящается памяти автора этого квартета»… Приехавши домой, два раза пытался его сыграть, и опять лил слезы. Но тут уже не только по поводу его псевдотрагедийности, но и по поводу удивления прекрасной цельностью формы. Но, впрочем, тут, возможно, играет роль некоторое самовосхищение, которое, возможно, скоро пройдет и наступит похмелье критического отношения к самому себе». Так даже в контексте, далеком от комического, Шостакович сохранял чувство юмора, наполняющее его музыку в не меньшей степени, нежели чувство исторической и художественной правды.
В репертуаре коллективов и солистов Филармонии Шостакович присутствует постоянно, в нынешнем сезоне приношение его памяти получится особенно масштабным. Первую симфонию Шостаковича и Пять антрактов из оперы «Катерина Измайлова» недавно сыграл Государственный академический симфонический оркестр России под управлением Владимира Юровского, 9 октября в их исполнении прозвучит Восьмая симфония. Десятую симфонию 27 сентября представит Академический симфонический оркестр Московской филармонии под управлением Юрия Симонова. 18 октября Вадим Репин сыграет Первый скрипичный концерт, 16 декабря Павел Милюков исполнит Второй. 7 февраля своей интерпретацией Четвертой симфонии поделится Михаил Плетнев, 16 марта Александр Князев сыграет Второй виолончельный концерт. Двумя сюитами для джаз-оркестра 5 апреля порадует публику Валерий Полянский — и это лишь избранные симфонические концерты. Помимо них, музыка Шостаковича будет постоянно звучать в камерных и фортепианных программах сезона.
Илья Овчинников
Эйтор Вила Лобос
Эйтор Вила Лобос (5 марта 1887, Рио-де-Жанейро — 17 ноября 1959) — бразильский композитор, возможно, самый известный представитель классической музыки из уроженцев Латинской Америки. Автор множества произведений для оркестра, камерного, инструментального и вокального исполнения. В своих произведениях соединял традиции бразильской народной музыки с мотивами европейской классики и джаза.
Родился в Рио-де-Жанейро 5 марта 1887 года. Обучался в консерватории, где весь учебный курс целиком основывался на европейской традиции, однако затем бросил учёбу и знакомился с музыкой «напрямую», благодаря музыкальным встречам в доме отца. После его смерти зарабатывал на жизнь, выступая аккомпаниатором в немом кино, а также играя в уличных оркестрах. Позднее стал скрипачом в оперном театре.
В 1912 году женился на пианистке Лусилии Гимараинш и начал карьеру композитора. Впервые его произведения были опубликованы в 1913. Некоторые из своих новых произведений он впервые представил на публике во время своих оркестровых выступлений с 1915 по 1921. В этих произведениях ещё заметен «кризис идентичности», попытка выбора между европейскими и бразильскими традициями. Позднее он все больше опирается на последние.
Московский государственный академический камерный хор
Московский государственный академический камерный хор — один из самых знаменитых хоровых коллективов России. Он был создан в 1972 году выдающимся дирижером, профессором Владимиром Мининым, который является его бессменным художественным руководителем. Безупречный художественный вкус, стилистическая точность, виртуозная вокальная техника с первых же концертов сделали Хор Минина национальным достоянием страны.
Хор побывал с концертами на всех континентах, кроме Австралии, и везде ему сопутствовал неизменный успех. На родине и в своих зарубежных турне коллектив выступал с лучшими оркестрами России, сотрудничал с такими знаменитыми солистами, как Ирина Архипова, Елена Образцова, Мария Гулегина, Зураб Соткилава, Евгений Нестеренко, Александр Ведерников, Паата Бурчуладзе и другими.
Благодаря гастролям Хора зарубежные слушатели имели возможность услышать редко исполняемые сочинения русских композиторов. Еще в советский период Хор возродил на мировом исполнительском уровне духовные произведения С. Рахманинова, П. Чайковского, С. Танеева, П. Чеснокова, А. Гречанинова, А. Кастальского.
Дискография хора насчитывает более 40 дисков, в том числе записанных на всемирно известной фирме Deutsche Grammophon. Телеканал «Культура» снял о Хоре два фильма — «Русские святыни» и «Русская православная музыка».
В рамках каждого концертного сезона коллектив исполняет премьеры или редко звучащие произведения. В юбилейном сезоне 2011/12 коллектив представил кантату К. Орфа Catulli Carmina и концертную версию бродвейского мюзикла Л. Бернстайна Wonderful town, где главные роли исполнили американские и европейские звезды под управлением британского дирижера Уэйна Маршалла (Большой зал Московской консерватории и Концертный зал Мариинского театра).
В сезоне 2013/14 Московский камерный хор участвовал в концертном исполнении оперы «Русалка» Даргомыжского с Большим симфоническим оркестром под управлением В. Федосеева, оратории «Мария Магдалина» Массне с Российским национальным оркестром под управлением М. Плетнёва, кантаты Carmina burana К. Орфа с Госоркестром России имени Е.Ф. Светланова, в абонементных и благотворительных концертах. Коллектив выступал в Новосибирске, Омске, Тюмени, Перми, Челябинске, Екатеринбурге, с успехом провел гастроли и мастер-классы в Японии. В январе 2014 года в Большом зале консерватории состоялся концерт «Русское сердце» в честь 85-летнего юбилея маэстро Владимира Минина.
В сезоне 2014/15 хор пополнился молодыми талантливыми исполнителями. Впервые в Москве прозвучала концертная версия оперы «Порги и Бесс» Дж. Гершвина (версия Э. Литтона, дирижер Уэйн Маршалл). После длительного перерыва была исполнена кантата «Колокола» С. Рахманинова с Российским национальным оркестром. В исполнении хора под руководством маэстро В. Минина был записан компакт-диск «Золотая россыпь».
В апреле 2015 г. хор исполнил редко звучащий цикл Д. Шостаковича «Десять хоровых поэмна стихи революционных поэтов». К 40-летию со дня смерти композитора был выпущен компакт-диск. Ярким событием в культурной жизни Москвы стал совместный проект В. Гафта и В. Минина «Скажи, он дьявол или Бог…?» и уникальный цикл концертных благотворительных вечеров «Хор Минина-детям». Одной из жемчужин репертуара стало произведение С. Барбера «Адажио» для струнных в переложении для хора a сарpella, которое специально для Московского камерного хора сделал композитор С. Анашкин.
Сезон 2015/16 коллектив открывает исполнением «Реквиема» В.А. Моцарта «Реквием» (дирижер — Владимир Минин). На одной сцене вместе с Московским камерным хором и оркестром Musica viva выступают солисты Большого театра России и Национальной оперы Украины. Концерт посвящен Памяти жертв авиакатастрофы 31 октября в небе над Египтом. В завершении этого года Камерный хор отправится в тур по городам Сибири.
В нынешнем сезоне абонементные концерты Московского камерного хора будут проходить, помимо Концертного зала имени Чайковского, в новом филармоническом зале имени С. Рахманинова в Олимпийской деревне.
В феврале 2016 г. на этих сценах прозвучит «Маленькая торжественная месса» Дж. Россини с участием солистов Большого театра Агунды Кулаевой, Алексея Саяпина и Павла Червинского, а также победительницы телепроекта «Большая Опера» Салтанат Ахметовой (Казахстан). Партию рояля исполнит заслуженный артист России Александр Гиндин, дирижер — Владимир Минин. Премьерой сезона станет оратория «Исход» Ю. Шерлинга для солистов, хора и большого симфонического оркестра. Это эпическое произведение, основанное на библейском сюжете об исходе евреев из Египта, будет исполнено Московским камерным хором и Государственным академическим симфоническим оркестром России имени Е.Ф. Светланова, дирижер — Федор Леднев.