Итальянский сад. Les Arts Florissants («Цветущие искусства»), Le Jardin Dex Voix («Сад голосов»), Уильям Кристи
Люсия Мартин-Картон
Люсия Мартин-Картон родилась в Вальядолиде, где начала учиться игре на скрипке и вокалу. Продолжила вокальные занятия с Альбертой Валентини в Риме, затем окончила Консерваторию Хоакина Родриго в Валенсии и получила диплом «Магистра интерпретации старинной музыки» в Высшей школе музыки в Каталонии. Ее педагогами были Патрисия Ллоренс, Ана Луиза Хова, Карлес Будо, Хусан Парк, Пилар Морал, Ричард Левитт, Кристина Миателло, Дэвид ван Аш, Ламбер Климент, Эдуардо Лопес Банцо.
В репертуаре Люсии Мартин-Картон — Missa Brevis и кантатыБаха, «Мессия» Генделя, Te Deum М. Шарпантье, Stabat Mater и Salve Regina Д.Б. Перголези, «Нельсон-месса» Гайдна, Missa Brevis, Laudate Dominum, Exultate Jubilate Моцарта, Stabat Mater Россини, Реквием Г. Форе, Magnificat Уилкокса, «Четыре старых английских кэрола» Г.Холста, «Кармина Бурана» К. Орфа. Ее оперный репертуар включает партии Амура в «Орфее и Эвридике» Глюка, Памины в «Волшебной флейте» Моцарта, Венеры в опере «Венера и Адонис» английского композитора XVII века Д. Блоу.
Выступления певицы проходили в лучших залах и соборах Барселоны, Валенсии, Вальядолида и других городов Испании, в Версале, Бремене.
Люсия сотрудничает с различными ансамблями старинной музыки, выступая с программами испанской и латиноамериканской музыки Ренессанса и Барокко. Она записала несколько компакт-дисков, один из которых — c сочинениями испанского композитора эпохи Возрождения Х. Кабанильяса (на лейбле Brilliant). Певица — участница Третьей Академии профессионального обучения, исследований и интерпретации CIMA (Международный центр старинной музыки), которой руководит Жорди Саваль.
Среди ближайших ангажементов Люсии Мартин-Картон — выступления с ансамблем LaberintosIngeniosos под управлением Хавьера Диаса-Латорре (музыка испанского Возрождения); участие в исполнениях Магнификата Баха и Мессы № 2 соль мажор Шуберта в Бремене; оратории «Набукко» итальянского композитора XVII века М. Фальветти с CapellaMediterranea (дирижер Леонардо Гарсиа Аларкон) в Брюсселе и Версале.
Леа Дезандр
Леа Дезандр 21 год. Она начала петь в детском хоре Парижской Национальной оперы. Продолжила занятия вокалом в Консерватории в Булони, Эколь Нормаль в Париже и в консерватории «Бенедетто Марчелло» в Венеции.
В 2013 году Леа завоевала первый приз в номинации «Молодая надежда» Оперы Бордо (по итогам анонимного голосования). Она участвовала в мастер-классах Кристины Швейцер, Моники Бачелли, Ромины Бассо, Роберты Инверницци; в вокальной программе Фонда Ройомон (педагоги Рафаэль Пишон, Фабио Бониццони, Иван Александер, Себастьян Dauce); является участницей программ аутентичного ансамбля «Опера Фуоко» в Париже. С 2013 года обучается у знаменитой итальянской певицы Сары Мингардо и регулярно берет уроки у не менее известной американки Вивики Жено.
В репертуаре певицы — партии Джульетты и Роуэн в «Маленьком трубочисте» Бриттена в Театре на Елисейских полях и Театре дю Шатле, Абры («Триумф Юдифи» Вивальди), Второй ведьмы («Дидона и Эней» Г. Перселла), Клеопы («Воскресение» Генделя) с Фабио Бониццони и его ансамблем LaRisonanza. Она спела Белку в опере Равеля «Дитя и волшебство» на Эдинбургском фестивале и Дорабеллу в CosiFanciulli Никола Бакри в театре на Елисейских полях под управлением Дэвида Стерна.
Будучи участницей проекта «Голоса Венеции», молодая певица исполнила в концертах и записала на CD дуэты А. Стеффани, А. Лотти и Д.Б. Бонончини с Сарой Мингардо.
В декабре 2014 года Леа дебютировала в Китае: в партии Секста в «Юлии Цезаре в Египте» Генделя и Второй ведьмы в «Дидоне и Энее» Перселла с ансамблем «Опера Фуоко» под управлением Дэвида Стерна в Шанхае (на Международном барочном фестивале в Шанхае). В январе 2015 года спела в «Идоменее» Моцарта в Опере Лилля с Эммануэль Аим иее ансамблем Concertd’Astree.
В 2015 году Леа Дезандр принимает участие в проекте JardindesVoix — Академии молодых певцов ансамбля LesArtsFlorissants под руководством Уильяма Кристи и Пола Агню: в г. Кан — резиденции ансамбля, а затем в мировом турне (Нью-Йорк, Гонконг, Париж, Москва, Сидней, Мельбурн, Люцерн…).
Среди ангажементов певицы — сольные концерты в Опере Бордо, театре Сент-Кантен, Палаццо Писани (Венеция); участие в Генделевской академии в Экс-ан-Провансе с Эммануэль Аим и Сарой Конноли; исполнение партии Руджеро в «Альцине» Генделя в Шанхае (декабрь 2015 года).
Карло Вистоли
Карло Вистоли родился в 1987 году в Луго (Равенна, Италия). В детстве и юности учился игре на фортепиано и гитаре и лишь в 20 лет, будучи студентом факультета музыкологии в Университете Болоньи, начал заниматься частным образом у известного тенора Уильяма Маттеуцци. Увлекшись барочным вокалом, Карло поступил в консерваторию «Джироламо Фрескобальди» в Ферраре, где его педагогом была Соня Прина (контральто). Участвовал в мастер-классах таких известных исполнителей музыки барокко, как Моника Бачелли, Ромина Бассо, Марьяна Миянович и Сара Мингардо.
Карло Вистоли — обладатель первого приза на международных вокальных конкурсах «Клето Томба» в Кастель-Сан-Пьетро-Терме (Болонья, 2012) и «Рената Тебальди» (Сан-Марино, 2013, номинация «барочное исполнительство»), второй премии на конкурсе барочного вокала «Франческо Провенцале» (Неаполь, 2013); обладатель приза публики и «Приза Фаринелли» на конкурсе в Болонье (2012), финалист международных вокальных конкурсов «Пьетро Антонио Чести» (Инсбрук, 2012) и духовной музыки (Рим, 2013).
Карло Вистоли поет в составе многочисленных коллективов барочной музыки: Церковный хор «Сан-Джакомо Маджоре в Болонье»(руководитель Роберто Карсио); ансамбли Les Nations(Мария Луиза Бальдассари); «Сан-Суси»(Джузеппе Налин); «Золотое сечение» (Лука Джардини); Les Ambassadeurs(Алексис Коссенко); Les Caractères(Элиан Лаваль; Хвавьер Жюльен-Лаферье); «Новый барочный ансамбль Троицы» (Предраг Гост); «Опера Фуоко»(Дэвид Стерн); Talenti VulcaniciЦентра старинной музыки «Pietà de' Turchini» в Неаполе (Стефано Демичели).
В октябре 2012 года состоялся оперный дебют певца —в партии Колдуньи в опере Г. Перселла «ДидонаиЭней» на сцене театра в Чезене.В ноябре того же года он спел партию Лисиды в опере Й. Мысливечека «Олимпиада» в Театре Коммунале в Болонье (дирижировал Оливерфон Дохнаньи), а в июне 2014-го выступил в роли Оттонав «Коронации Поппеи» К. Монтеверди на сцене Новой Белградской оперы (дирижер Предраг Госта).
В числе ангажементов певца в текущем сезоне — партия Перито «Елена» Ф. Кавалли в Нанте и Ренне (возобновление спектакля, показанного на фестивале 2013 года в Экс-ан-Провансе, постановщик Жан-Ив Руф, дирижер Леонардо Гарсиа-Аларкон). В ноябре 2014 года он спел заглавную партию в «Тамерлане» Генделя в Познани (концертное исполнение, дирижер Алексис Коссенко); в декабре в Шанхае — партию Птолемея в опере Генделя «Юлий Цезарь в Египте» (также концертная версия, дирижер Дэвид Стерн).
Выбранный одним из солистов проекта Уильяма Кристи и Пола Агню LeJardindesVoix, в феврале 2015 года Карло Вистоли начинает выступления с ансамблем LesArtsFlorissants: в Кане, а затем в ходе мирового турне прославленного коллектива.
Николас Скотт
Николас Скотт начал профессионально заниматься пением в колледже г. Эмплфорс в Северном Йоркшире (Великобритания) у Роберта Хилла. Окончив колледж в 2005 году, он несколько лет пел в хоре Глостерского собора, участвуя в исполнении «Vespers 1610» К. Монтеверди и CrucifixionД. Штайнера. Как солист он впервые выступил в MissaBrevisЗ. Кодая на хоровом фестивале в Глостере в 2007 году. Первой оперной партией певца стала роль Принца Филиппа в опере английского композитора ХХ века Р.Ф. Беркли «Приглашение к обеду» в Колледже Вустера (Оксфорд).
Благодаря стипендии, предоставленной ему сэром Элтоном Джоном, Николас прошел все этапы обучения в Королевской академии музыки в Лондоне, получив степени бакалавра музыки и магистра в области сольного пения. Его педагогами были Марк Уайлдмен и Иан Ледингэм. В настоящее время он продолжает совершенствоваться в Академии по программе dipRAM, предусматривающей получение диплома исполнителя-солиста или артиста оркестра.
В годы учебы Николас начал сольную карьеру, которая уже отмечена значительными достижениями. Среди них — участие в исполнении оперы английского композитора XVIII века Т. Арне «Суд Париса» в Новой камерной опере; «Серенады» для тенора, валторны и камерного оркестра Бриттена с оркестром Санта Чечилия в г. Рипон и его же оперы «Керлью Ривер» в Орфорде; Кантаты № 61 Баха в Кентерберийском соборе; «Сотворении мира» Гайдна в Гилфордском соборе; Missa Cellensis Гайдна и Founding Hospital Anthem Генделя в Личфилдском соборе; Реквиема Моцарта в соборе Святого Мартина в Полях с Бранденбургским симфоническим оркестром; Мессы си минор Баха в Гернси; Crucifixus Лейтона с ансамблем TheNonsuchSingers; «Маленькой торжественной мессы» Россини. Начиная с 2008 года, Николас принимал участие (в качестве солиста и артиста хора) в серии исполнений кантат Баха в Королевской академии музыки.
Сольные выступления певца прошли на международном музыкальном фестивале Виктория на Мальте с филармоническим оркестром Мальты и в Йоханнесбурге (ЮАР) с фестивальным оркестром Йоханнесбурга под управлением Ричарда Кока.
В оперном репертуаре Николаса Скотта — партии Кастора в «Касторе и Поллуксе» Ж.-Ф. Рамо, Пьера в опере Г. Холста «Странствующий школяр», Дона Базилио в «Свадьбе Фигаро» Моцарта (дирижировал Иан Ледингэм). Не так давно Николас исполнил две роли в опере Рамо «Ипполит и Арисия» на Глайндборнском оперном фестивале под управлением Уильяма Кристи.
В творческом багаже молодого певца — исполнение вокального цикла Р. Воан-Уильямса «На краю Венлока» в оркестровой версии (оригинал — для тенора, фортепиано и струнного квартета) на фестивале в Челтнеме; роль Ричарда Даунтлесса в комической опере драматурга У. Гильберта и композитора А. Салливана «Руддигер», показанной на фестивале в Бакстоне; солирующие партии в кантатах Баха BWV 5 и BWV 41 под управлением Маасаки Сузуки.
На ближайшее время намечены записи мотета «Отречение святого Петра» М. Шарпантье (партия Петра) и его же оратории «Жертвоприношение Авраама» (партия Исаака) для лейбла HarmoniaMundiUSA, а также оперы Рамо «Заис» (заглавная партия) в Королевской академии музыки. Предстоят также исполнения «Мессии» Генделя в Соборе Вустера и Мессы Баха в церкви StJohn’s-Smith-Square в Вестминстере.
Николас Скотт удостоен стипендий Ассоциированного Совета Королевской академии музыки (ABRSM), Артура Баркера и Генри Каммингса от Королевской академии музыки. Он также получает поддержку от Фонда Жозефины Бейкер и стипендию Кэтлин Ферриер для молодых певцов.
Ренато Дольчини
Ренато Дольчини родился в 1985 году в Милане. Профессионально обучался вокалу под руководством Винченцо Манно (в Академии театра Ла Скала и в Городской школе музыки Клаудио Аббадо). Изучал музыковедение в Университете г. Павия, который окончил в 2012 году, получив диплом с отличием. Он дважды участвовал в сессиях Вокальной академии на фестивале в Гштааде (Швейцария), где совершенствовался у Чечилии Бартоли. С 2010 года сотрудничает в области исследования барочного репертуара с Робертой Инверницци (сопрано).
Молодой певец одинаково успешно выступает как на оперной, так и на концертной сцене. Он спел партии Конте Робинзона в «Тайном браке» Д. Чимарозы (театр Бибиена в Мантуе), Фигаро в «Севильском цирюльнике» Россини (театр Руджери, Гуасталла), Дона Альфонсо в «Так поступают все» Моцарта (Опера Тенерифе, Испания), Смерти в «Савитри» Г. Холста (театр Даль Верме, Милан). Пел в кантатах Вивальди и Генделя на фестивалях BaRoMus в Ровиньо; исполнял «Летние ночи» Берлиоза в Палаццо Марино в Милане; немецкие Lieder на фестивале Моцартовском фестивале в Роверето с клавесинистом Франческо Корти, «Рождественскую ораторию» и Кантату № 140 Баха с EnsembleMagnificat. В частности, с ансамблем Il Canto d’Orfeo под управлением Джанлуки Капуано он исполнял сочинения как барочных, так и современных авторов: например, «Иевфай» и HistoriaDivitis Дж. Кариссими на Баховском фестивале в Лозанне и оперу А. Раскатова «Собачье сердце» в театре Ла Скала и Лионской опере. Его исполнение DixitDominus Генделя с ансамблем GhislieriChoir & Consort (руководитель Джулио Пранди) на фестивале в Амброне было высоко оценено критиками.
Среди недавних его ангажементов — сразу несколько партий в опере «Эритрея» Ф. Кавалли (театр Ла Фениче, Венеция, дирижер Стефано Монтанари), за что певец также удостоился положительных отзывов прессы.
Дискография Р. Дольчини включает камерные дуэты итальянского композитора XVII–XVIII вв. А. Стеффани, записанные с Роберто Балкони и EnsembleFantazyas на ALMRecords, и исполнение заглавной партии в оратории А. Страделлы «Святой Иоанн Креститель», с ансамблем HarmonicesMundiпод управлением Клаудио Астронио (BrillantsClassics).
Джон Тэйлор Уард
«Впечатляющая ясность и красочность», «бархатистость и благородство» — такими эпитетами газета«Нью-Йорк таймс» характеризует голос Джона Тэйлора Уарда. Его жизнь в музыке — сплав интенсивной исполнительской, преподавательской и продюсерской деятельности, которой он отдает все свое время и творческую энергию.
Джон Тэйлор Уард родился в 1986 году в г. Бун (Северная Каролина) в семье музыкантов. С 5 лет выступал как солист хора в Национальном соборе в Вашингтоне, Соборе в Дареме (Великобритания), в ряде колледжей Кембриджского университета.Он получил диплом Школы искусств Университета Северной Каролины, а в 2009 — степень бакалавра музыки в Истменской школе музыки в Рочестере (штат Нью-Йорк).
Затем совершенствовался в Йельской школе музыки в области ранней музыки, камерной музыки, духовной музыки и камерного пения, где стал обладателем степени магистра. Одновременно работал как ассистент дирижера Оперного театра Йельского колледжа. Его научные интересы были сосредоточены на изучении shape-note music — уникальной системы записи американских фольклорных песнопений.
Репертуар певца исключительно разнообразен: от аутентичного исполнения западной музыки XVIII века до оперы, оперетты, мюзикла, камерной музыки, песен и романсов, современной музыки, американского фольклора, популярной музыки.
Тэйлор известен как интерпретатор партий Иисуса в «Страстях» Баха, баса в Мессе си минор (в 2009 году записал это сочинение с хором и симфоническим оркестром Истмена, дирижер Уильям Вайнерт), Адама и Рафаила в «Сотворении мира» Гайдна, Папагено в «Волшебной флейте» Моцарта, Аркеля в «Пеллеасе и Мелизанде» Дебюсси, Короля Шотландии в «Ариоданте» Генделя, кантаты «Бал масок» Пуленка. Исполнил титульную роль во «Влюбленном Геракле» Ф. Кавалли, заглавную роль в «Директоре театра» Моцарта, партию Эмси в мюзикле «Кабаре».
В сезоне 2012–2013 гг. Тэйлор дебютировал как солист в Линкольн-центре («Самсон» Генделя, партия Маноа), Карнеги Холл (мотет «Авессалом, сын мой» Г. Шютца), в Эвери Фишер Холл, на Баховском фестивале в Кармеле (Калифорния), Равиния-фестивале в Чикаго, фестивале ранней музыки в Бостоне, с такими всемирно известными коллективами, как Bach Collegium Japan и Collegium Vocale (Гент, Бельгия).
Не так давно певец впервые исполнил партии Улисса и Протея в опере Orfeo Chaman в Большом театре Боготы (Колумбия) с участием ансамбля «Арпеджиата», а его исполнение партии баса в Мессе Баха заслужило похвалы издания «Вашингтон пост» за «безупречно выверенную точность и исключительную проникновенность и экспрессию».
Музыкант активно сотрудничает стакими известными композиторами и исполнителями, как Меррилл Гарбус (tUnE-yArDs), лауреат Пулитцеровской премии Кэролайн Шоу, обладатель «Грэмми» ансамбль Roomful of Teeth.
Тэйлор — один из основателей и приглашенный артистический директор музыкального фестиваля Lakes Area в Брейнарде (штат Миннесота).Он также является организатором, управляющим и участником нью-йоркских ансамблей«Академия духовной драмы» и Cantata Profana.
В наступившем сезоне Тэйлор приглашен принять участие в программе Jardin des Voix Уильяма Кристи и ансамбля Les Arts Florissants.
Уильям Кристи
Уильям Кристи — клавесинист, дирижер, музыковед и педагог — является вдохновителем одного из самых волнующих проектов последней четверти ХХ века: вокально-инструментального ансамбля Les Arts Florissants («Цветущие искусства»), одного из признанных мировых лидеров в области аутентичного исполнения старинной музыки.
Маэстро Кристи родился 19 декабря 1944 года в Буффало (США). Учился в Гарвардском и Йельском университетах. Во Франции живет с 1971 года. Поворотным пунктом в его карьере стал 1979 год, когда он основал ансамбль Les Arts Florissants. Его деятельность первопроходца привела к возрождению интереса к барочной музыке и ее признанию во Франции, особенно французского репертуара XVII — XVIII веков. Он блестяще проявил себя и как музыкант — руководитель ансамбля, вскоре ставшего популярным во Франции и в мире, и как деятель музыкального театра, познакомивший музыкальный мир с новыми интерпретациями, главным образом, забытого или вовсе неизвестного оперного репертуара. Признание публики пришло к нему в 1987 году с постановкой оперы «Атис» Люлли в парижской Opéra-Comique, с которой ансамбль впоследствии гастролировал по всему миру с большим успехом.
Энтузиазм Уильяма Кристи по отношению к французской музыке барокко всегда был велик. Он в равной степени замечательно исполняет оперы, мотеты, придворную музыку Люлли, Шарпантье, Рамо, Куперена, Мондовиля, Кампра, Монтеклера. При этом маэстро постоянно исследует и с удовольствием исполняет европейский репертуар: например, оперы Монтеверди, Росси, Скарлатти, партитуры Перселла и Генделя, Моцарта и Гайдна.
Обширная дискография Кристи и его ансамбля (свыше 70 записей, сделанных на студиях Harmonia Mundi и Warner Classics/Erato; многие из них получили награды во Франции и за рубежом) доказывает многогранность и универсальность музыканта. С ноября 2002 Кристи и ансамбль записываются на EMI/Virgin Classics (первый CD — сонаты Генделя со скрипачом Хиро Куросаки, концертмейстером Les Arts Florissants).
Уильям Кристи плодотворно сотрудничает с известными театрами и такими оперными режиссерами, как Жан Мари Вильеже, Жорж Лавелли, Адриан Нобле, Андрей Сербан и Люк Бонди. Это сотрудничество всегда приводит к ярким достижениям в области музыкального театра. Заметными событиями стали постановки опер Рамо («Галантные Индии», 1990 и 1999; «Ипполит и Арисия», 1996; «Бореады», 2003; «Паладины», 2004), опер и ораторий Генделя («Орландо», 1993; «Атис и Галатея», 1996; «Семела», 1996; «Альцина», 1999; «Роделинда», 2002; «Ксеркс», 2004; «Геркулес», 2004 и 2006), опер Шарпантье («Медея», 1993 и 1994), Перселла («Король Артур», 1995; «Дидона и Эней», 2006), Моцарта («Волшебная флейта», 1994, «Похищение из сераля», 1995) в таких театрах, как Opéra-Comique, Opera du Rhin, Théâtre du Châtelet и других. С 2007 года Кристи и Les Arts Florissants начали сотрудничество с Королевской оперой в Мадриде, где ансамбль в течение нескольких сезонов представляет все оперы Монтеверди (первая — «Орфей» — была поставлена в 2008).
Ангажементы Кристи и его ансамбля на фестивале в Экс-ан-Провансе включают оперы «Кастор и Поллукс» Рамо (1991), «Королева фей» Перселла (1992), «Волшебная флейта» Моцарта (1994), «Орландо» Генделя (1997), «Возвращение Улисса на родину» Монтеверди (2000 и 2002), «Геркулес» Генделя (2004).
Уильям Кристи регулярно получает приглашения принять участие в престижных оперных фестивалях (как, например, Глайндборнский, где он дирижировал «Оркестром Века Просвещения», исполнив ораторию «Теодора» и оперу «Роделинда» Генделя). В качестве приглашенного маэстро дирижировал в Цюрихской опере «Ифигенией в Тавриде» Глюка, «Галантными Индиями» Рамо, «Радамистом», «Орландо» и «Ринальдо» Генделя. В Национальной опере в Лионе — операми Моцарта «Так поступают все» (2005) и «Свадьба Фигаро» (2007). С 2002 — постоянный приглашенный дирижер оркестра Берлинской филармонии.
31 декабря 2011 года Уильям Кристи продирижировал в Метрополитен-опера оперой-пастиччо «Зачарованный остров», на музыку Г.Ф. Генделя, А. Вивальди, Ж.-Ф. Рамо, Г. Перселла, А. Кампра, Ж.М. Леклера, Д.Б. Феррандини и Ж.Ф. Ребеля, в постановке знаменитого режиссера Джереми Симса. Либретто написано им же на основе «Бури» Шекспира с добавлением фрагментов из «Сна в летнюю ночь». В 2012 году этот спектакль вышел на DVD.
Уильям Кристи — всемирно признанный педагог, воспитавший несколько поколений певцов и инструменталистов. Многие из музыкальных руководителей известных ныне барочных ансамблей (Марк Минковски, Эмманюэль Аим, Жоэль Сююбьет, Эрве Нике, Кристоф Руссе) начинали свою карьеру в ансамбле под его руководством. В 1982–1995 гг. Кристи был профессором Парижской консерватории (вел класс ранней музыки). Его часто приглашают давать мастер-классы и проводить семинары.
В продолжение педагогической деятельности, Уильям Кристи основал Академию молодых певцов в Кане, названную Le Jardin des Voix («Сад голосов»). Сессии Академии, прошедшие в 2002, 2005, 2007, 2009 и 2011 гг., вызвали огромный интерес во Франции и Европе, а также в США.
В 1995 году Уильям Кристи получил французское гражданство. Он — Командор ордена Почетного легиона, Кавалер ордена искусства и литературы. В 2004 году он был удостоен приза Лилиан Бетанкур по хоровому пению, присуждаемого Академией изящных искусств, а спустя год — приза Ассоциации Жоржа Помпиду. В ноябре 2008 года Кристи был избран в Академию изящных искусств, а в январе 2010 официально принят в члены Института Франции.
Последние 20 лет Уильям Кристи проживает на юге провинции Вандея в доме начала XVII века, признанном в 2006 году историческим памятником, который он возродил из руин, отреставрировал и окружил уникальным садом в духе великолепных итальянских и французских садов так любимого им «золотого века».
Доменико Чимароза
Доменико Чимароза (17 декабря 1749, Аверса, Казерта — 11 января 1801, Венеция) — итальянский композитор, который наряду со своими современниками, Гульельми и Паизиелло, оставил значительный след в музыкальном искусстве.
Первая его опера, «Fiorentini», поставлена была в Неаполе в 1772 г. с громадным успехом. Попеременно живя в разных городах Италии, он написал много опер, давших его имени большую популярность во всей Европе. В 1789 г. Чимароза уехал, по приглашению русского двора, на место Паизиелло в Петербург, где пробыл четыре года и поставил две оперы.
В 1792 г. он переехал в Вену. В здешнем Бургтеатре была поставлена его опера «Тайный брак» (Il Matrimonio segreto), имевшая шумный успех и до сих пор считающаяся лучшим его произведением. Она так понравилась императору, что он приказал дать ее в тот же день во второй раз. Вслед за тем Чимароза вернулся в Италию, где писал много и в разных жанрах.
К Французской революции Чимароза отнесся с большим сочувствием, за что был заточен Бурбонами в темницу. Умер он в Венеции, как поговаривали, от яда.
Франц Йозеф Гайдн
Франц Йозеф Гайдн (1 апреля 1732 — 31 мая 1809) — австрийский композитор, представитель венской классической школы, один из основоположников таких музыкальных жанров, как симфония и струнный квартет. Создатель мелодии, впоследствии лёгшей в основу гимнов Германии и Австро-Венгрии.
Йозеф Гайдн (именем Франц сам композитор не называл себя никогда) родился 1 апреля 1732 года в нижнеавстрийском селе Рорау, недалеко от границы с Венгрией, в семье Маттиаса Гайдна (1699—1763). Родители, серьёзно увлекавшиеся вокалом и любительским музицированием, обнаружили в мальчике музыкальные способности и в 1737 году отправили его к родственникам в город Хайнбург-на-Дунае, где Йозеф стал учиться хоровому пению и музыке. В 1740 г. Йозефа заметил Георг фон Ройттер, директор капеллы венского собора св. Стефана. Ройттер взял талантливого мальчика в капеллу, и тот в течение девяти лет пел в хоре (в том числе несколько лет — вместе со своими младшими братьями). Пение в хоре было для Гайдна хорошей, но единственной школой. По мере развития его способностей, ему стали поручать трудные сольные партии. Вместе с хором Гайдн часто выступал на городских празднествах, свадьбах, похоронах, принимал участие в придворных торжествах.
В 1749 году у Йозефа стал ломаться голос, и его выгнали из хора. Последующий десятилетний период был для него весьма трудным. Йозеф брался за разную работу, в том числе был слугой итальянского композитора Никола Порпоры, у которого он также брал уроки композиции. Гайдн старался восполнять пробелы в своём музыкальном образовании, усердно занимаясь изучением творений Эммануила Баха и теорией композиции. Написанные им в это время сонаты для клавесина были изданы и обратили на себя внимание. Первыми крупными его сочинениями были две мессы brevis, F-dur и G-dur, написанные Гайдном в 1749 г. ещё до ухода его из капеллы собора св. Стефана; опера «Хромой бес» (не сохранилась); около десятка квартетов (1755), первая симфония (1759).
В 1759 композитор получает должность капельмейстера при дворе графа Карла фон Морцина, где под началом Гайдна оказывается небольшой оркестр, для которого композитор сочиняет свои первые симфонии. Однако, вскоре фон Морцин начинает испытывать финансовые трудности и прекращает деятельность своего музыкального проекта.
В 1760 Гайдн женится на Марии-Анне Келлер. Детей у них не было, о чем композитор весьма сожалел.
В 1761 году в жизни Гайдна происходит судьбоносное событие — его берут вторым капельмейстером при дворе князей Эстерхази, одной из самых влиятельных и могущественных аристократических семей Австро-Венгрии. В обязанности капельмейстера входит сочинение музыки, руководство оркестром, камерное музицирование перед патроном и постановка опер.
За почти тридцатилетнюю карьеру при дворе Эстерхази композитор сочиняет большое количество произведений, его известность растет. В 1781 году во время пребывания в Вене Гайдн познакомился и подружился с Моцартом. Он даёт уроки музыки Сигизмунду фон Нейкому, который в дальнейшем стал его близким другом.
На протяжении XVIII века в ряде стран (Италии, Германии, Австрии, Франции и других) происходили процессы формирования новых жанров и форм инструментальной музыки, окончательно сложившихся и достигших своей вершины в так называемой «венской классической школе» — в творчестве Гайдна, Моцарта и Бетховена. Вместо полифонической фактуры большое значение приобрела гомофонно-гармоническая фактура, но при этом в крупные инструментальные произведения зачастую включались полифонические эпизоды, динамизирующие музыкальную ткань.
В 1790 году умирает Николаус Эстерхази, а его преемник, князь Антон, не будучи любителем музыки, распускает оркестр. В 1791 г. Гайдн получает контракт на работу в Англии. Впоследствии он много работает в Австрии и Великобритании. Две поездки в Лондон, где он для концертов Соломона написал свои лучшие симфонии, еще более упрочили славу Гайдна.
Затем Гайдн поселился в Вене, где и написал свои две знаменитые оратории: «Сотворение мира» и «Времена года».
Проезжая через Бонн в 1792 г., он знакомится с молодым Бетховеном и берет его в ученики.
Гайдн пробовал свои силы во всех родах музыкального сочинения, но не во всех жанрах его творчество проявлялось с одинаковой силой. В области инструментальной музыки он по справедливости считается одним из крупнейших композиторов второй половины XVIII и начала XIX столетий. Величие Гайдна как композитора максимально проявилось в двух итоговых его сочинениях: больших ораториях — «Сотворение мира» (1798) и «Времена года» (1801 г.). Оратория «Времена года» может служить образцовым эталоном музыкального классицизма. Под конец жизни Гайдн пользовался громадной популярностью.
Работа над ораториями подорвала силы композитора. Последними его произведениями стали «Harmoniemesse» (1802 г.) и неоконченный струнный квартет op. 103 (1803 г.). Последние наброски относятся к 1806 г., после этой даты Гайдн уже не писал ничего. Скончался композитор в Вене 31 мая 1809 года.
Творческое наследие композитора включает 104 симфонии, 83 квартета, 52 фортепианные сонаты, оратории («Сотворение мира» и «Времена года»), 14 месс, оперы.
Знаменитый романист Стендаль опубликовал жизнеописание Гайдна, Моцарта, Россини и Метастазио в письмах.
В честь Гайдна назван кратер на Меркурии.
Вольфганг Амадей Моцарт
Вольфганг Амадей Моцарт, полное имя Иоганн Хризостом Вольфганг Теофил Моцарт (27 января 1756, Зальцбург — 5 декабря 1791, Вена) — австрийский композитор, капельмейстер, скрипач-виртуоз, клавесинист, органист. По свидетельству современников, обладал феноменальным музыкальным слухом, памятью и способностью к импровизации. Моцарт широко признан одним из величайших композиторов: его уникальность состоит в том, что он работал во всех музыкальных формах своего времени и во всех достиг наивысшего успеха. Наряду с Гайдном и Бетховеном, принадлежит к наиболее значительным представителям Венской классической школы.
Моцарт родился 27 января 1756 года в Зальцбурге, бывшем тогда столицей Зальцбургского архиепископства, теперь этот город находится на территории Австрии. На второй день после рождения он был крещен в соборе святого Руперта. Запись в книге крещений дает его имя на латыни как Johannes Chrysostomus Wolfgangus Theophilus (Gottlieb) Mozart. В этих именах первые два слова — имя святого Иоанна Златоуста, не использующееся в повседневной жизни, а четвертое при жизни Моцарта варьировалось: лат. Amadeus, нем. Gottlieb, итал. Amadeo, что значит «возлюбленный Богом». Сам Моцарт предпочитал, чтобы его называли Вольфганг.
Музыкальные способности Моцарта проявились в очень раннем возрасте, когда ему было около трех лет. Его отец Леопольд был одним из ведущих европейских музыкальных педагогов. Его книга «Опыт основательной скрипичной школы» (нем. Versuch einer gründlichen Violinschule) была опубликована в 1756 году — в год рождения Моцарта, выдержала много изданий и была переведена на множество языков, в том числе и на русский. Отец обучил Вольфганга основам игры на клавесине, скрипке и органе.
В Лондоне малолетний Моцарт был предметом научных исследований, а в Голландии, где во время постов строго изгонялась музыка, для Моцарта было сделано исключение, так как в его необычайном даровании духовенство усматривало перст Божий.
В 1762 году отец Моцарта предпринял с сыном и дочерью Анной, также замечательной исполнительницей на клавесине, артистическое путешествие в Мюнхен и Вену, а затем и во многие другие города Германии, Париж, Лондон, Голландию, Швейцарию. Всюду Моцарт возбуждал удивление и восторг, выходя победителем из труднейших испытаний, которые ему предлагались людьми как сведущими в музыке, так и дилетантами. В 1763 году изданы в Париже первые сонаты Моцарта для клавесина и скрипки. С 1766 по 1769 годы, живя в Зальцбурге и Вене, Моцарт изучал творчество Генделя, Страделла, Кариссими, Дуранте и других великих мастеров. По повелению императора Иосифа II Моцарт написал за несколько недель оперу «Мнимая простушка» (итал. La Finta semplice), но члены итальянской труппы, в руки которых попало это произведение 12-летнего композитора, не пожелали исполнять музыку мальчика, и их интриги были столь сильны, что его отец не решился настаивать на исполнении оперы.
1770–1774 годы Моцарт провел в Италии. В 1771 году в Милане, опять же при противодействии театральных импресарио, все же была поставлена опера Моцарта «Митридат, царь Понтийский» (итал. Mitridate, Re di Ponto), которая была принята публикой с большим энтузиазмом. С таким же успехом была дана и вторая его опера, «Lucio Sulla» (Луций Сулла) (1772 год). Для Зальцбурга Моцарт написал «Сон Сципиона» (итал. Il sogno di Scipione), по поводу избрания нового архиепископа, 1772 год, для Мюнхена — оперу «La bella finta Giardiniera», 2 мессы, офферторий (1774 год). Когда ему минуло 17 лет, среди его произведений насчитывались уже 4 оперы, несколько духовных стихотворений, 13 симфоний, 24 сонаты, не говоря о массе более мелких композиций.
В 1775–1780 годах, несмотря на заботы о материальном обеспечении, бесплодную поездку в Мюнхен, Мангейм и Париж, потерю матери, Моцарт написал, среди прочего, 6 клавирных сонат, концерт для флейты и арфы, большую симфонию № 31 D-dur, прозванную Парижской, несколько духовных хоров, 12 балетных номеров.
В 1779 году Моцарт получил место придворного органиста в Зальцбурге (сотрудничал с Михаэлем Гайдном). 26 января 1781 года в Мюнхене с огромным успехом была поставлена опера «Идоменей». С «Идоменея» начинается реформа лирико-драматического искусства. В этой опере видны еще следы староитальянской opera seria (большое число колоратурных арий, партия Идаманта, написанная для кастрата), но в речитативах и в особенности в хорах ощущается новое веяние. Большой шаг вперед замечается и в инструментовке. Во время пребывания в Мюнхене Моцарт написал для мюнхенской капеллы офферторий «Misericordias Domini» — один из лучших образцов церковной музыки конца XVIII века. С каждой новой оперой творческая сила и новизна приемов Моцарта проявлялись все ярче и ярче. Опера «Похищение из сераля» (нем. Die Entführung aus dem Serail), написанная по поручению императора Иосифа II в 1782 году, была принята с энтузиазмом и вскоре получила большое распространение в Германии, где ее стали считать первой национальной немецкой оперой. Она была написана во время романтических отношений Моцарта с Констанцей Вебер, которая впоследствии стала его женой.
Несмотря на успех Моцарта, его материальное положение было не блестящим. Оставив место органиста в Зальцбурге и пользуясь скудными щедротами венского двора, Моцарт для обеспечения своей семьи должен был давать уроки, сочинять контрдансы, вальсы и даже пьесы для стенных часов с музыкой, играть на вечерах венской аристократии (отсюда его многочисленные концерты для фортепиано). Оперы «L’oca del Cairo» (1783 год) и «Lo sposo deluso» (1784 год) остались неоконченными.
В 1783–1785 годах созданы 6 знаменитых струнных квартетов, которые Моцарт посвятил Йозефу Гайдну, мастеру этого жанра, и которые тот принял с величайшим почтением. К этому же времени относится его оратория «Davide penitente» (Кающийся Давид).
С 1786 года начинается необычайно плодовитая и неустанная деятельность Моцарта, которая была главной причиной расстройства его здоровья. Примером невероятной быстроты сочинения может служить опера «Женитьба Фигаро», написанная в 1786 году в 6 недель и, тем не менее, поражающая мастерством формы, совершенством музыкальной характеристики, неиссякаемым вдохновением. В Вене «Женитьба Фигаро» прошла почти незамеченной, но в Праге она вызвала необычайный восторг. Не успел соавтор Моцарта Лоренцо да Понте закончить либретто «Женитьбы Фигаро», как ему пришлось по требованию композитора спешить с либретто «Дон-Жуана», которого Моцарт писал для Праги. Это великое произведение, не имеющее аналогов в музыкальном искусстве, увидело свет в 1787 году в Праге и имело еще больший успех, чем «Женитьба Фигаро».
Гораздо меньший успех выпал на долю этой оперы в Вене, вообще относившейся к Моцарту холоднее, чем другие центры музыкальной культуры. Звание придворного композитора с содержанием в 800 флоринов (1787 год), было весьма скромной наградой за все труды Моцарта. Тем не менее, он был привязан к Вене, и когда в 1789 году, посетив Берлин, он получил приглашение стать во главе придворной капеллы Фридриха-Вильгельма II с содержанием в 3 тысячи талеров, то все же не решился оставить Вену.
Однако множество исследователей жизни Моцарта утверждают, что ему не было предложено место при прусском дворе. Фридрих Вильгельм II лишь сделал заказ на шесть простых фортепьянных сонат для своей дочери и шесть струнных квартетов для него самого. Моцарт не хотел признавать, что поездка в Пруссию провалилась, и сделал вид, будто Фридрих Вильгельм II пригласил его на службу, но из уважения к Иосифу II он от места отказался. Заказ, полученный в Пруссии, придавал его словам видимость правды. Денег, вырученных во время поездки, было мало. Их едва хватило на уплату долга в 100 гульденов, которые были взяты у брата масона Гофмеделя на дорожные расходы.
После «Дон-Жуана» Моцарт сочиняет 3 наиболее известные симфонии: № 39 ми-бемоль мажор (KV 543), № 40 соль минор (KV 550) и № 41 до мажор «Юпитер» (KV 551), написанные в течение полутора месяцев в 1788 году; из них в особенности знамениты две последние. В 1789 году Моцарт посвятил прусскому королю струнный квартет с партией концертирующей виолончели (ре мажор).
После смерти императора Иосифа II (1790 год) материальное положение Моцарта оказалось настолько безвыходным, что он должен был уехать из Вены от преследований кредиторов и артистическим путешествием хоть немного поправить свои дела. Последними операми Моцарта были «Così fan tutte» (1790 год), «Милосердие Тита» (1791 год), заключающая в себе чудные страницы, несмотря на то, что была написана в 18 дней для коронации императора Леопольда II, и наконец, «Волшебная флейта» (1791 год), имевшая колоссальный успех, чрезвычайно быстро распространившийся. Эта опера, в старых изданиях скромно названная опереттой, вместе с «Похищением из Сераля» послужила основанием самостоятельного развития национальной немецкой оперы. В обширной и разнообразной деятельности Моцарта опера занимает самое видное место. В мае 1791 года Моцарт поступил на неоплачиваемую должность ассистента капельмейстера Кафедрального собора Святого Стефана, рассчитывая занять место капельмейстера после смерти тяжелобольного Леопольда Хофмана; Хофман, однако, его пережил.
Мистик по натуре, Моцарт много работал для церкви, но великих образцов в этой области он оставил немного: кроме «Misericordias Domini» — «Ave verum corpus» (KV 618), (1791 год) и величественно-горестный Реквием (KV 626), над которым Моцарт неустанно, с особенной любовью, работал в последние дни жизни. Интересна история написания «Реквиема». Незадолго до смерти Моцарта посетил некий таинственный незнакомец во всем черном и заказал ему «Реквием» (траурную заупокойную мессу). Как установили биографы композитора, это был граф Франц фон Вальзегг-Штуппах, решивший выдать купленное сочинение за собственное. Моцарт погрузился в работу, но недобрые предчувствия не покинули его. Таинственный незнакомец в черной маске, «черный человек» неотступно стоит перед его глазами. Композитору начинает казаться, что эту заупокойную мессу он пишет для себя… Работу над незавершенным «Реквиемом», по сегодняшний день потрясающим слушателей скорбным лиризмом и трагической выразительностью, закончил его ученик Франц Ксавер Зюсмайер, ранее принимавший некоторое участие в сочинении оперы «Милосердие Тита».
Умер Моцарт 5 декабря в 00:55 ночи 1791 года от неустановленной болезни. Тело его нашли вздутым, мягким и эластичным, как это бывает при отравлениях. Этот факт, а также некоторые другие обстоятельства, связанные с последними днями жизни великого композитора, дали основание некоторым биографам отстаивать именно эту версию причины его смерти. В настоящее время большинство исследователей считает ее несостоятельной. Похоронен Моцарт был в Вене, на кладбище Святого Марка в общей могиле, так что само место захоронения осталось неизвестным. В память о композиторе на девятый день после его смерти в Праге при огромном стечении народа 120 музыкантами исполнялся «Реквием» Антонио Розетти.
Отличительной чертой творчества Моцарта является удивительное сочетание строгих, ясных форм с глубокой эмоциональностью. Уникальность его творчества состоит в том, что он не только писал во всех существовавших в его эпоху формах и жанрах, но и в каждом из них оставил произведения непреходящего значения. Музыка Моцарта обнаруживает множество связей с разными национальными культурами (особенно итальянской), тем не менее она принадлежит национальной венской почве и носит печать творческой индивидуальности великого композитора.
Моцарт — один из величайших мелодистов. Его мелодика сочетает черты австрийской и немецкой народной песенности с певучестью итальянской кантилены. Несмотря на то, что его произведения отличаются поэтичностью и тонким изяществом, в них часто встречаются мелодии мужественного характера, с большим драматическим пафосом и контрастными элементами.
Особое значение Моцарт придавал опере. Его оперы — целая эпоха в развитии этого вида музыкального искусства. Наряду с Глюком, он был величайшим реформатором жанра оперы, но в отличие от него, основой оперы считал музыку. Моцарт создал совершенно иной тип музыкальной драматургии, где оперная музыка находится в полном единстве с развитием сценического действия. Как следствие — в его операх нет однозначно положительных и отрицательных персонажей, характеры живые и многогранные, показаны взаимоотношения людей, их чувства и стремления. Наиболее популярными стали оперы «Свадьба Фигаро», «Дон Жуан» и «Волшебная флейта».
Большое внимание Моцарт уделял симфонической музыке. Благодаря тому, что на протяжении своей жизни он работал параллельно над операми и симфониями, его инструментальная музыка отличается певучестью оперной арии и драматической конфликтностью. Наиболее популярными стали три последние симфонии — № 39, № 40 и № 41 («Юпитер»). Также Моцарт стал одним из создателей жанра классического концерта.
Камерно-инструментальное творчество Моцарта представлено разнообразными ансамблями (от дуэтов до квинтетов) и произведениями для фортепиано (сонаты, вариации, фантазии). Моцарт отказался от клавесина и клавикорда, обладающих по сравнению с фортепиано более слабым звуком. Фортепианная манера Моцарта отличается элегантностью, отчетливостью, тщательной отделкой мелодии и аккомпанемента.
Композитором создано множество духовных произведений: мессы, кантаты, оратории, а также знаменитый Реквием.
Тематический каталог сочинений Моцарта, с примечаниями, составленный Кехелем («Chronologisch-thematisches Verzeichniss sämmtlicher Tonwerke W. A. Mozart´s», Лейпциг, 1862), представляет том в 550 страниц. По исчислению Кехеля, Моцарт написал 68 духовных произведений (мессы, оффертории, гимны и пр.), 23 произведения для театра, 22 сонаты для клавесина, 45 сонат и вариаций для скрипки и клавесина, 32 струнных квартета, около 50 симфоний, 55 концертов и пр., в общей сложности 626 произведений.
Георг Фридрих Гендель
Г.Ф. Гендель — одно из крупнейших имен в истории музыкального искусства. Великий композитор эпохи Просвещения, он открыл новые перспективы в развитии жанра оперы и оратории, предвосхитил многие музыкальные идеи последующих столетий — оперный драматизм К.В. Глюка, гражданственный пафос Л. Бетховена, психологическую глубину романтизма. Это человек уникальной внутренней силы и убежденности. «Вы можете презирать кого и что угодно», — говорил Б. Шоу, — но вы бессильны противоречить Генделю». «…Когда звучит его музыка на словах „восседающий на своем извечном престоле“, атеист теряет дар речи».
Национальную принадлежность Генделя оспаривают Германия и Англия. В Германии Гендель родился, на немецкой почве сложилась творческая личность композитора, его художественные интересы, мастерство. С Англией же связана большая часть жизни и деятельности Генделя, формирование эстетической позиции в музыкальном искусстве, созвучной просветительскому классицизму А. Шефтсбери и А. Пола, напряженная борьба за ее утверждение, кризисные поражения и триумфальные успехи.
Гендель родился в Галле, в семье придворного лекаря-цирюльника. Рано проявившиеся музыкальные способности были замечены курфюрстом Галле — герцогом Саксонским, под влиянием которого отец (намеревавшийся сделать сына юристом и не придававший серьезного значения музыке как будущей профессии) отдал мальчика на обучение лучшему музыканту города Ф. Цахову. Хороший композитор, эрудированный музыкант, знакомый с лучшими сочинениями своего времени (немецкими, итальянскими), Цахов раскрыл Генделю богатство разных музыкальных стилей, привил художественный вкус, помог отработать композиторскую технику. Сочинения самого Цахова во многом вдохновили Генделя на подражание. Рано сформировавшийся как личность и как композитор, Гендель уже к 11 годам был известен в Германии. Изучая право в университете Галле (куда он поступил в 1702 г., выполняя волю уже умершего к тому времени отца), Гендель параллельно служил органистом в церкви, сочинял, преподавал пение. Он работал всегда много и упоенно. В 1703 г. движимый желанием совершенствования, расширения сфер деятельности, Гендель уезжает в Гамбург — один из культурных центров Германии XVIII в., город, имеющий первый в стране публичный оперный театр, соревнующийся с театрами Франции и Италии. Именно опера влекла к себе Генделя. Желание ощутить атмосферу музыкального театра, практически познакомиться с оперной музыкой, заставляет его поступить на скромную должность второго скрипача и клавесиниста в оркестр. Насыщенная художественная жизнь города, сотрудничество с выдающимися музыкальными деятелями того времени — Р. Кайзером, оперным композитором, бывшим тогда директором оперного театра, И. Маттезоном — критиком, литератором, певцом, композитором — оказало огромное воздействие на Генделя. Влияние Кайзера обнаруживается во многих операх Генделя, притом не только ранних.
Успех первых оперных постановок в Гамбурге («Альмира» — 1705, «Нерон» — 1705) окрыляет композитора. Однако пребывание его в Гамбурге оказывается недолгим: банкротство Кайзера ведет к закрытию оперного театра. Гендель направляется в Италию. Посещая Флоренцию, Венецию, Рим, Неаполь, композитор вновь учится, впитывая самые разнообразные художественные впечатления, прежде всего — оперные. Способности Генделя к восприятию разнонационального музыкального искусства были исключительными. Проходит буквально несколько месяцев, и он осваивает стилистику итальянской оперы, притом с таким совершенством, что превосходит многие признанные в Италии авторитеты. В 1707 г. Флоренция ставит первую итальянскую оперу Генделя «Родриго», через 2 года Венеция — следующую, «Агриппину». Оперы получают восторженное признание у итальянцев, весьма требовательных и избалованных слушателей. Гендель становится знаменитым — входит в известную Аркадскую академию (наряду с А. Корелли, А. Скарлатти. Б. Марчелло), получает заказы на сочинение музыки для дворов итальянских аристократов.
Однако главное слово в искусстве Генделю надлежит сказать в Англии, куда его впервые приглашают в 1710 г. и где он окончательно обосновывается с 1716 г. (в 1726 г. принимая английское подданство). С этого времени начинается новый этап в жизни и творчестве великого мастера. Англия с ее ранними просветительскими идеями, образцами высокой литературы (Дж. Мильтона, Дж. Драйдена, Дж. Свифта) оказалась той плодотворной средой, где раскрылись могучие творческие силы композитора. Но и для самой Англии роль Генделя была равна целой эпохе. Английская музыка, потерявшая в 1695 г. своего национального гения Г. Перселла и остановившаяся в развитии, вновь поднялась на мировую высоту только с именем Генделя. Его путь в Англии, однако, был не простым. Англичане приветствовали Генделя вначале как мастера оперы итальянского стиля. Здесь он быстро победил всех своих соперников, как английских, так и итальянских. Уже в 1713 г. его Te Deum исполняется на празднествах, посвященных заключению Утрехтского мира, — честь, которой до этого не удостаивался ни один иностранец. В 1720 г. Гендель берет на себя руководство Академией итальянской оперы в Лондоне и таким образом становится во главе национального оперного театра. На свет появляются его оперные шедевры — «Радамист» — 1720, «Оттон» — 1723, «Юлий Цезарь« — 1724, «Тамерлан» — 1724, «Роделинда» — 1725, «Адмет» — 1726. В этих сочинениях Гендель выходит за рамки современной ему итальянской оперы-seria и создает (свой тип музыкального спектакля с ярко очерченными характерами, психологической глубиной и драматической напряженностью конфликтов. Благородная красота лирических образов опер Генделя, трагическая сила кульминаций не имели себе равных в итальянском оперном искусстве своего времени. Его оперы стояли у порога назревающей оперной реформы, которую Гендель не только почувствовал, но и во многом осуществил (намного раньше Глюка и Рамо). Вместе с тем социальная ситуация в стране, рост национального самосознания, стимулированный идеями просветителей, реакция на навязчивое преобладание итальянской оперы и итальянских певцов порождают негативное отношение и к опере в целом. На итальянские оперы создаются памфлеты, высмеивается сам тип оперы, ее персонажи, капризные исполнители. Как пародия появляется в 1728 г. английская сатирическая комедия «Опера нищих» Дж. Гея и Дж. Пепуша. И хотя лондонские оперы Генделя распространяются по всей Европе как шедевры этого жанра, падение престижа итальянской оперы в целом отражается и на Генделе. Театр бойкотируется, успехи отдельных постановок не изменяют общей картины.
В июне 1728 г. Академия перестает существовать, но авторитет Генделя как композитора с этим не падает. Английский король Георг II заказывает ему по случаю коронации антемы, которые исполняются в октябре 1727 г. в Вестминстерском аббатстве. Вместе с тем со свойственным ему упорством Гендель продолжает бороться за оперу. Он едет в Италию, набирает новую труппу и в декабре 1729 г. оперой «Лотарио» открывает сезон второй оперной Академии. В творчестве композитора наступает пора новых исканий. «Порос» («Пор») — 1731, «Орландо» — 1732, «Партенопа» — 1730. «Ариодант« — 1734, «Альчина» — 1734 — в каждой из этих опер композитор по-разному обновляет трактовку жанра оперы-seria — вводит балет («Ариодант», «Альчина»), «волшебный» сюжет насыщает глубоко драматическим, психологическим содержанием («Орландо», «Альчина»), в музыкальном языке достигает высшего совершенства — простоты и глубины выразительности. Намечается также и поворот от серьезной оперы к лирико-комической в »Партенопе» с ее мягкой иронией, легкостью, изяществом, в »Фарамондо» (1737), «Ксерксе» (1737). Одну из последних своих опер — «Именео» («Гименей», 1738) Гендель сам назвал опереттой. Изнурительная, не без политической подоплеки борьба Генделя за оперный театр кончается поражением. Вторая оперная Академия закрывается в 1737 г. Как раньше, в »Опере нищих» пародирование не обошлось без привлечения широко известной всем музыки Генделя, так и сейчас, в 1736 г. новая пародия на оперу («Вантлейский дракон») косвенно затрагивает имя Генделя. Композитор тяжело переносит крах Академии, заболевает и почти 8 месяцев не работает. Однако поразительные жизненные силы, скрытые в нем, вновь берут свое. Гендель возвращается к деятельности с новой энергией. Он создает свои последние оперные шедевры — «Именео», «Дейдамию», — и с ними завершает работу над оперным жанром, которому отдал более 30 лет жизни. Внимание композитора сосредоточивается на оратории. Еще в Италии Гендель начал сочинять кантаты, хоровую духовную музыку. Позднее, в Англии, Гендель пишет хоровые антемы, праздничные кантаты. Заключительные хоры в операх, ансамбли также сыграли свою роль в процессе оттачивания хорового письма композитора. Да и сама опера Генделя является по отношению к его оратории фундаментом, источником драматургических идей, музыкальных образов, стиля.
В 1738 г. одна за другой появляются на свет 2 гениальные оратории — «Саул» (сентябрь 1738) и »Израиль в Египте« (октябрь 1738) — гигантские, исполненные победной мощи сочинения, величавые гимны в честь силы человеческого духа и подвига. 1740-е гг. — блестящий период в творчестве Генделя. Шедевр следует за шедевром. «Мессия«, «Самсон«, «Валтасар», «Геракл» — теперь всемирно известные оратории — были созданы в невиданном напряжении творческих сил, в очень короткий промежуток времени (1741-43). Однако успех приходит не сразу. Неприязнь со стороны английской аристократии, саботирующей исполнение ораторий, материальные затруднения, сверхнапряженная работа вновь ведут к заболеванию. С марта по октябрь 1745 г. Гендель находится в тяжелой депрессии. И вновь титаническая энергия композитора побеждает. Резко изменяется и политическая ситуация в стране — перед угрозой нападения на Лондон Шотландской армии мобилизуется чувство национального патриотизма. Героическое величие генделевских ораторий оказывается созвучным настроению англичан. Вдохновленный национально-освободительными идеями, Гендель пишет 2 грандиозные оратории — «Ораторию на случай» (1746), призывающую к борьбе с нашествием, и »Иуду Маккавея« (1747) — могучий гимн в честь побеждающих врагов героев.
Гендель становится кумиром Англии. Библейские сюжеты и образы ораторий приобретают в это время особый смысл обобщенного выражения высоких этических принципов, героизма, народного единения. Язык генделевских ораторий прост и величествен, он влечет к себе — он ранит сердце и вылечивает его, он не оставляет за собой равнодушных. Последние оратории Генделя — «Теодора», «Выбор Геркулеса» (обе 1750) и »Иевфай» (1751) — открывают такие глубины психологической драмы, какие не были доступны никаким другим жанрам музыки времен Генделя.
В 1751 г. композитор слепнет. Страдающий, безнадежно больной, Гендель остается за органом при исполнении своих ораторий. Он был похоронен, как того желал, в Вестминстере.
Преклонение перед Генделем испытывали все композиторы, как XVIII, так и XIX вв. Генделя боготворил Бетховен. В наше время музыка Генделя, обладающая огромной силой художественного воздействия, получает новое значение и смысл. Ее могучий пафос созвучен нашему времени, он взывает к силе человеческого духа, к торжеству разума, красоты. Ежегодные торжества в честь Генделя проходят в Англии, в ФРГ, привлекая к себе исполнителей и слушателей со всего мира.
Ю. Евдокимова
Антонио Лучо Вивальди
Антонио Лучо Вивальди (4 марта 1678, Венеция — 28 июля 1741, Вена) — венецианский композитор, скрипач, педагог, дирижер.
Учился игре на скрипке у своего отца Джованни Баттисты Вивальди, скрипача собора св. Марка; возможно, композиции — у Джованни Легренци, возможно, также обучался у Арканджело Корелли в Риме.
18 сентября 1693 года пострижение Вивальди в монахи. 18 сентября 1700 возведен в сан дьякона. 23 марта 1703 года Вивальди рукоположен в сан священника. На следующий день отслужил первую самостоятельную мессу в церкви Сан-Джованни ин Олео. За непривычный для венецианцев цвет волос его прозвали рыжим священником. 1 сентября 1703 года принят в приют Пьета как маэстро по классу скрипки. Заказ от графини Лукреции Тревизан отслужить 90 обетных заутреней в церкви Сан-Джованни ин Олео. 17 августа 1704 получает дополнительное вознаграждение за преподавание игры на viola d’amore. Отслужив половину обетных заутреней, Вивальди отказывается по состоянию здоровья от заказа Лукреции Тревизан. 1706 год — первое публичное выступление во дворце французского посольства. Издание «Путеводителя по Венеции», подготовленного картографом Коронелли, в котором упоминаются как скрипачи-виртуозы отец и сын Вивальди. Переезд с площади Брагора в новый более просторный дом в соседнем приходе Сан-Проволо.
В 1723 году первая поездка в Рим. 1724 год — вторая поездка в Рим на премьеру оперы «Джустино». Аудиенция у папы Бенедикта XIII. 1711 публикация 12 концертов «L’estro armonico» («Гармоническое вдохновение») Op. 3.1725 в Амстердаме издан op. VIII Il Cimento dell’Armonia e dell’Invenzione. В этот цикл «Искус гармонии и инвенции» (или «Спор Гармонии с Изобретением»), Op. 8 (приблизительно 1720), который уже тогда произвёл неизгладимое впечатление на слушателей своей неистовой страстностью и новаторством, вошли четыре всемирно известных концерта, в России неточно именуемые «Времена года». Правильное название — "Четыре времени года" (Le quattro stagione), что прямо отсылает к многозначной символике цикла. Работавший в то время во французском посольстве в Венеции Жан-Жак Руссо высоко ценил музыку Вивальди и любил сам исполнять кое-что из этого цикла на любимой им флейте. Также широко известны концерты Вивальди — «La notte» (ночь), «Il cardellino» (щеглёнок), для флейты с оркестром, концерт для двух мандолин RV532, отличающиеся художественной изобразительностью и гармонической щедростью, свойственной его произведениям, а также духовные сочинения: «Gloria», «Magnificat», «Stabat Mater», «Dixit Dominus».
В 1703–1725 гг. — педагог, затем дирижёр оркестра и руководитель концертов, а также с 1713 года — руководитель оркестра и хора в «делла Пьета» в Венеции, доме призрения сирот, который славился как одна из лучших музыкальных школ для девочек. В 1735 году вновь недолго был капельмейстером.
Вивальди — крупнейший представитель итальянского скрипичного искусства XVIII века, утвердивший новую драматизированную, так называемую «ломбардскую» манеру исполнения. Создал жанр сольного инструментального концерта, оказал влияние на развитие виртуозной скрипичной техники. Мастер ансамблево-оркестрового концерта — кончерто гроссо (concerto grosso). Вивальди установил для concerto grosso 3-частную циклическую форму, выделил виртуозную партию солиста.
Ещё при жизни стал известен как композитор, способный за пять дней создать трехактную оперу и сочинить множество вариаций на одну тему. Прославился на всю Европу в качестве скрипача-виртуоза. Хотя обласканный им Гольдони после смерти рыжего священника высказался о нём в мемуарах как о довольно посредственном композиторе. Долгое время о Вивальди помнили только потому, что И.С. Бах сделал ряд транскрипций сочинений своего предшественника, и только в XX веке было предпринято издание полного собрания инструментальных опусов Вивальди. Инструментальные концерты Вивальди являлись этапом на пути формирования классической симфонии. В Сиене создан Итальянский институт имени Вивальди (возглавлял Франческо Малипьеро).
В середине мая 1740 года музыкант окончательно оставляет Венецию. Он прибыл в Вену в неудачное время: только что скончался император Карл VI, и началась война за австрийское наследство. Вене было не до Вивальди. Всеми забытый, больной и без средств к существованию он скончался в Вене 28 июля 1741 года. Квартальный врач зафиксировал смерть «преподобного дона Антонио Вивальди от внутреннего воспаления». Похоронен на кладбище для бедняков за скромную плату 19 флоринов 45 крейцеров. Месяц спустя сёстры Маргарита и Дзанетта получили извещение о кончине Антонио. 26 августа судебный пристав описал его имущество в счёт погашения долгов.
В честь Вивальди назван кратер на Меркурии.
Современники нередко критиковали его за чрезмерное увлечение оперной сценой и проявленные при этом поспешность и неразборчивость. Любопытно, что после постановки его оперы «Неистовый Роланд», друзья звали Вивальди, не иначе как Дирус (лат. Неистовый). Оперное наследие композитора (примерно 90 опер) в настоящее время ещё не стало достоянием мировой оперной сцены. Лишь в 1990-е годы в Сан-Франциско успешно поставлен «Неистовый Роланд».
Творчество Вивальди оказало огромное влияние не только на современных ему итальянских композиторов, но и на музыкантов других национальностей, прежде всего немецких. Здесь особенно интересно проследить влияние музыки Вивальди на И.С. Баха, величайшего немецкого композитора 1-й половины XVIII века. В первой биографии Баха, опубликованной в 1802 году, ее автор, Иоганн Николаус Форкель, выделил имя Вивальди среди мастеров, ставших предметом изучения для молодого Иоганна Себастьяна. Усиление инструментально-виртуозного характера тематизма Баха в кётенский период его творчества (1717—1723) непосредственно связано с изучением музыки Вивальди. Но его воздействие проявилось не только в усвоении и переработке отдельных выразительных приёмов, — оно было значительно шире и глубже. Бах настолько органично воспринял стиль Вивальди, что он стал его собственным музыкальным языком. Внутренняя близость с музыкой Вивальди ощутима в самых различных произведениях Баха вплоть до его знаменитой «Высокой» мессы си минор. Влияние, оказанное музыкой Вивальди на немецкого композитора, несомненно, было огромным. По словам А. Казеллы, «Бах — его величайший почитатель и вероятно единственный, кто в то время смог понять всё величие гения этого музыканта».