12+

Энгельберт Хумпердинк (160 лет со дня рождения). «Гензель и Гретель» — опера в концертном исполнении

2015
102 мин
Россия
Начать просмотр

Энгельберт Хумпердинк

Энгельберт Хумпердинк (1854 — 1921) родился в Зигбурге близ Бонна. Учился в Кёльне и Мюнхене, путешествовал по Италии, где в 1881 встретился с Рихардом Вагнером и был приглашен им в Байройт. Там Хумпердинк помогал Вагнеру в подготовке к изданию партитуры «Парсифаля». После смерти своего наставника, Хумпердинк учился в Испании и Германии. Как педагог он воспитал целую плеяду композиторов, музыкантов, дирижёров. Среди сочинений композитора — музыка к драматическим пьесам, несколько опер, среди которых «Гензель и Гретель» и «Королевские дети», а также песни для хора, камерные и симфонические сочинения.

Наибольшую известность Хумпердинку принесла опера-сказка «Гензель и Гретель». Идея оперы принадлежит сестре композитора Адельхайд Ветте, которая в 1890 году попросила написать его несколько песен к домашнему кукольному представлению на Рождество. Впоследствии четыре песенки дополнились другими музыкальными номерами и превратились в своеобразный зингшпиль с фортепианным сопровождением. В 1891–1892 годах Хумпердинк занимался оркестровкой произведения, и постепенно музыкальные зарисовки и песни превратились в полномасштабную оперу. Премьера оперы состоялась в Веймаре в канун Рождества 1893 года под управлением Рихарда Штрауса, который назвал её «шедевром высокого качества». Через год опера была представлена в Гамбурге (дирижировал Густав Малер), а вскоре обошла сцены многих европейских городов.
Русская премьера состоялась в 1895 году в Петербурге (частная антреприза К. Винтер, постановка Мамонтова). Затем опера неоднократно ставилась в Большом, Мариинском и других театрах (под названием «Ваня и Маша»). В 1914 году, после вступления Германии в Первую мировую войну, опера из патриотических соображений была удалена из репертуара.

Опера основана на одноименной сказке, в которой дети бедного вязальщика метелок Гензель и Гретель, посланные матерью в лес за ягодами в наказание за проказы, заблудились в дремучем лесу. Всю ночь они искали путь домой и только под утро вышли на полянку, где стоял удивительный домик — из ржаного хлеба с крышей из пряников и сахарными окнами. Хозяйка домика, добрая старушка, охотно пригласила детей к себе. Гензель и Гретель не знали, что на самом деле она — злая ведьма… Гензелю и Гретель, однако, удается перехитрить ведьму и, засадив ее в печь, освободить и вернуть к жизни заколдованных ею детей. Сама же ведьма превращается в огромный превкусный пирог.

Этот нехитрый сюжет позволил развернуть большое феерическое представление, в котором причудливо сплелись элементы детской сказки и романтической оперы. Музыкальные принципы, которым следовал композитор, обусловлены Вагнером. Хумпердинк не только использовал его характерные приемы, но и пытался создать аналогичные в музыкально-драматургическом отношении ситуации: вступление ко II действию — «Скачка ведьмы» — подражает «Полету валькирий», а сцена в лесу явно ориентирована на «Зигфрида». Трогательная атмосфера рождественских историй и элементы феерии определили в свое время успех оперы, особенно у детской аудитории, и ныне она является одной из самых любимых сказочных опер в мировом репертуаре.

Штефан Генц

Штефан Генц родился в 1973 году в Эрфурте. Начал заниматься музыкой в знаменитом Лейпцигском хоре мальчиков. Затем обучался в консерваториях Лейпцига и Карлсруэ (педагоги Ханс-Иоахим Бейер, Мицуко Шираи, Хартмут Хёль), а также брал уроки у знаменитых мастеров вокального искусства — Дитриха Фишера-Дискау и Элизабет Шварцкопф.

Первая известность к Штефану приходит в 1994 году после его побед на вокальных конкурсах имени И. Брамса в Гамбурге и имени Г. Вольфа в Штутгарте. За сравнительно короткое время он становится одним из самых востребованных в мире певцов. Особенно ему удается исполнение немецкой Lied — песен Брамса, Шуберта, Шумана, Вольфа, Малера.

В 1997 году Генц успешно дебютировал с сольным концертом в лондонском Wigmore Hall. С тех пор выступления артиста прошли в крупнейших музыкальных центрах мира: в Амстердаме (Консертгебау), Франкфурте (Альте опер), Кёльнской филармонии, Брюсселе (Королевская опера Ла Моннэ), Париже (театры Шатле, Елисейских Полей, Лувр), Нью-Йорке (зал Элис Тулли, Рокфеллеровский центр, зал коллекции Фрика), Гонконге, Токио (Сити-опера, Оджи-холл, Сантори-холл), Осаке, на фестивалях в Экс-ан-Провансе, Эдинбурге, Люцерне, Вербье, Монтрё, «Флорентийский музыкальный май», «Декабрьские вечера» в Москве, «Шубертиада» в Австрии. В 1998 году певец получил Премию Брамса земли Шлезвиг-Гольштейн, а в 2000 был назван бельгийской критикой «артистом года». В 2002 году он совершил большое турне по Соединенным Штатам и Канаде.

Не менее востребован Штефан Генц и на оперной сцене. Он выступал в самых известных театрах мира, среди которых Берлинская государственная опера, Дрезденская Semperoper, Парижская национальная опера (Garnier), театр Елисейских полей, миланский Ла Скала, венецианский Ла Фениче, Большой театр в Москве, женевский Grand Theater, театры Страсбурга, Кёльна, Пармы, Монте-Карло. Принимал участие в оперных фестивалях в Баден-Бадене и Экс-ан-Провансе.

В 2002 году состоялся его дебют в Гамбургской опере, где он спел партию Гульельмо в опере «Так поступают все» Моцарта, а его брат, тенор Кристофер Генц — партию Феррандо. В 2004 году артист принял участие в Баховском фестивале в Лейпциге, где исполнил большую программу из произведений И.С. Баха и К.Ф. Э. Баха.

Штефан Генц сотрудничает со многими именитыми дирижерами, среди которых Джузеппе Синополи, Кент Нагано, Мюнг-Вун-Чунг, Даниэль Хардинг, Филипп Херревеге, Рене Якобс, Томас Хенгельброк, Густав Кун, Хесус Лопес-Кобос, Фабио Луизи, Джеффри Тейт, Марио Вензаго, Элиаху Инбал, Николаус Арнонкур и многие другие.

Огромный репертуар певца запечатлен на более чем на 50 дисках. Многие его альбомы были отмечены престижными наградами, включая Gramophone Award. Diapason d' Or, Timbre de Platin, Preis der deutschen Schallplattenkritik. Значительную часть дискографии занимает камерная музыка. В числе других работ — записи опер Р. Штрауса «Ариадна на Наксосе» (премия Grammy) и «Каприччио», вокального цикла «Волшебный рог мальчика» Малера.

С сентября 2012 года Штефан Генц преподает в Национальной консерватории Парижа.

В России певец гастролировал в 2009 году: на Новой сцене Большого театра в рамках Большого фестиваля РНО (Российского Национального оркестра) он принял участие в концертном исполнении оперы «Волшебная флейта» (партия Папагено), в 2010 году дал сольный концерт (совместно с сопрано Люси Кроу) на фестивале «Декабрьские вечера Святослава Рихтера». В 2012 году дебютировал в Большом театре в партии Айзенштайна в оперетте И. Штрауса «Летучая мышь». В сезоне 2014-15 он выступил на сцене Концертного зала имени Чайковского в опере Хумпердинка «Гензель и Гретель», а также исполнил песни из вокального цикла Малера «Волшебный рог мальчика» с Российским национальным оркестром.

Среди других ангажементов певца: Гульельмо в «Так поступают все» Моцарта на фестивале в Баден-Бадене, Франк/ Фриц в опере «Мертвый город» Корнгольда в Театре Ла Фениче в Венеции, Деметриус в опере Бриттена «Сон в летнюю ночь» в женевском Grand Theater, Граф в опере Р. Штрауса «Каприччио» в Оперном театре Метца. В 2015 году с пианистом Мишелем Дальберто он записал вокальный цикл Шуберта «Зимний путь». В августе 2016 года это же произведение Штефан Генц исполняет на фестивале Вербье в Швейцарии в ансамбле с Михаилом Плетнёвым.

Александра Кадурина

Александра Кадурина родилась в Киеве в семье музыкантов. В 2010 году окончила вокальный факультет Национальной музыкальной академии Украины имени П.И. Чайковского. Принимала участие в постановках оперной студии академии. Певица является лауреатом Международного конкурса «Искусство XXI века» (Киев-Ворзель, 2006), III Всероссийского открытого конкурса оперных певцов «Санкт-Петербург» (2008), Международного вокального конкурса имени А. Дворжака (Карловы Вары, 2008).

В 2009–2011 годах— артистка Молодежной оперной программы Большого театра России. С 2011 года — приглашенная солистка Большого театра. На сцене ГАБТа дебютировала в феврале 2010 года в партииТретьей дамы («Волшебная флейта»). В июне 2010 года вместе с труппой приняла участие в концертных исполнениях оперы «Иоланта» на сцене Варшавской филармонии и дрезденской Земпер-оперы (в рамках Дрезденского музыкального фестиваля). В июле 2010 года выступила в партииСтепаниды Матуты в опере «Псковитянка» Римского-Корсакова, представленной на открытой площадке в Псковском Кремле силами Большого театра под управлением дирижера Александра Поляничко.

В октябре 2010 года исполнила партиюмеццо-сопранов «Пульчинелле» Стравинского с оркестром Большого театра под управлением Василия Синайского, а также участвовала в концертном исполнении оперы «Дитя и волшебство» Равеля на сцене Большого театра под управлением Бенжамена Пьоннье. В декабре 2010 года приняла участие в мировой премьере оперы Филиппа Фенелона «Вишневый сад» в рамках Года Франции в России (партияГриши).

Также на сцене Большого театра исполняет партии Лауры («Иоланта»), Федора («Борис Годунов»), Октавиана («Кавалер розы»), Князя Орловского («Летучая мышь»), Дорабеллы («Так поступают все женщины»), Керубино («Свадьба Фигаро») и другие.

С 2012 года — постоянная приглашенная солистка Большого театра. В марте 2014 года дебютировала в Опере Франкфурта в партии Пиппо в опере «Сорока-воровка» Россини.

Ксения Вязникова

Ксения Вязникова окончила Московскую государственную консерваторию имени П.И. Чайковского (класс Ларисы Никитиной). Стажировалась в Венской академии музыки (класс Ингеборг Вамзер). Была удостоена звания лауреата на международных конкурсах вокалистов имени Ф. Шуберта (I премия) и имени Н. Печковского (II премия) и диплома Международного конкурса имени Н.А. Римского-Корсакова. Стипендиат программы «Новые имена планеты».

В 2000 году Ксения Вязникова стала солисткой Московского камерного музыкального театра под управлением Б.А. Покровского. В настоящее время — солистка театра «Геликон-опера» (с 2003 года) и приглашенная солистка Большого театра (с 2009 года).

В репертуаре певицы партии Ольги («Евгений Онегин»), Полины («Пиковая дама»), Кончаковны («Князь Игорь»), Марины Мнишек («Борис Годунов»), Марфы («Хованщина»), Ратмира («Руслан и Людмила»), Вани («Жизнь за царя»), Любаши («Царская невеста»), Кащеевны («Кащей бессмертный»), Керубино и Марселины («Свадьба Фигаро»), Амнерис («Аида»), Фенены («Набукко»), Азучены («Трубадур»), Мисс Квикли («Фальстаф»), Далилы («Самсон и Далила»), Кармен («Кармен»), Ортруды («Лоэнгрин») и многие другие ведущие партии в операх М. Мусоргского, С. Танеева, И. Стравинского, С. Прокофьева, Д. Шостаковича, Д. Тухманова, С. Баневича, Г.Ф. Генделя, В.А. Моцарта, В. Беллини, Дж. Верди, А. Дворжака, Р. Штрауса, Ф. Пуленка, А. Берга, партии меццо-сопрано в кантатно-ораториальных сочинениях, романсы и песни русских и зарубежных композиторов.

География гастролей артистки весьма обширна: это более 25 российских городов и свыше 20 зарубежных стран. Ксения Вязникова выступала на сценах Венской государственной оперы, Чешской национальной оперы в Брно, Опера де Масси и Татарского государственного театра оперы и балета имени М. Джалиля в Казани. Участвовала в постановке оперы «Набукко» Дж. Верди в Нидерландах (дирижер М. Боэми, режиссер Д. Криеф, 2003), опер «Набукко» (2004) и «Аида» (2007) во Франции (постановка Д. Бертмана).

В Большом театреКсения Вязникова дебютировала в 2009 году в опере «Воццек» (партия Маргрет). В рамках перекрестного года культуры России и Франции приняла участие в концертном исполнении оперы «Дитя и волшебство» М. Равеля, а также спела партию Фирса в мировой премьере оперы «Вишневый сад» Ф. Фенелона в рамках совместного проекта Парижской национальной оперы и Большого театра (2010).

В 2011 году Ксения спела партию Фрикки в концертном исполнении оперы «Валькирия» Р. Вагнера с Российским национальным оркестром под управлением Кента Нагано. Участница фестивалей имени Шаляпина в Казани, имени Собинова в Саратове, «Самарская весна» и Большого фестиваля Российского национального оркестра. В рамках фестиваля, приуроченного к 75-летию Р. Щедрина, приняла участие в исполнении оперы «Не только любовь» (партия Варвары).

В 2013 году выступила на сцене Комической оперы Берлина в «Огненном ангеле» С. Прокофьева и «Солдатах» Б. Циммермана.

Певица сотрудничала со многими известными дирижерами, среди которых Хельмут Риллинг, Марко Боэми, Кент Нагано, Владимир Понькин и Теодор Курентзис.

Ксения Вязникова записала на компакт-диски редко исполняемые вокальные циклы И. Брамса «Прекрасная Магелона» и «Четыре строгих напева». Кроме того, она участвовала в записи драматической симфонии Г. Берлиоза «Ромео и Джульетта» и оперы «Свадьба Фигаро» В.А. Моцарта (фондовая запись телеканала «Культура»).

В 2008 году была удостоена звания «Заслуженная артистка Российской Федерации».

Лилианна Петрусенко

Лилианна Петрусенко родилась в 1980 году в Москве. В 1997–2002 гг. училась на дирижерско-хоровом и вокальном факультетах Киевского государственного высшего музыкального училища имени Р.М. Глиэра, в 2002–2006 гг. — на факультете сольного пения в Национальной музыкальной академии имени П.И. Чайковского в Киеве. Л. Петрусенко совершенствовала вокальное мастерство под руководством выдающихся певиц, среди которых Народная артистка Украины В.А. Кочур, Народная артистка Украинской ССР, народная артистка СССР, профессор Д.И. Петриненко, Народная артистка РСФСР, профессор И.И. Масленникова, Народная артистка СССР Г.П. Вишневская.

По окончании учебы Лилианна Петрусенко была солисткой киевских театров — Муниципального академического театра оперы и балета для детей и юношества (2006–2007) и Национального академического театра оперетты (2007–2009). В 2009–2011 гг. выступала в Центре оперного пения Галины Вишневской (Москва).

Среди партий, исполненных артисткой в разное время: Марфа («Царская невеста» Н. Римского-Корсакова, Оперная студия Киевской консерватории, 2004–2006 гг.), Цыганка Аза («Марица» И. Кальмана, Киевский театр оперетты), Фраскита («Кармен» Ж. Бизе, Центр оперного пения Галины Вишневской), а также партии в оратории В.А. Моцарта и «Страстях по Матфею» И.С. Баха.

Помимо этого в репертуаре певицы партии Микаэлы («Кармен» Ж. Бизе), Джильды («Риголетто» Дж. Верди), Виолетты («Травиата» Дж. Верди), Донны Анны («Дон Жуан» В. А. Моцарта), Розины («Севильский цирюльник» Дж. Россини), Людмилы («Руслан и Людмила» М. И. Глинки), Мисс Дулиттл («Моя прекрасная леди» Ф. Лоу), Виолетты («Фиалка Монмартра» И. Кальмана).

Лилианна Петрусенко является обладательницей I премии международного конкурса «Воронцовские встречи» в Алупке (2007), приза зрительских симпатий международного конкурса «Зорепад-2001» на Украине, дипломантом Конкурса имени А.С. Караманова в Москве (2009).

Смотрите также

Подпишитесь на рассылку портала «Культура.РФ»
Рассылка не содержит рекламных материалов
«Культура.РФ» — гуманитарный просветительский проект, посвященный культуре России. Мы рассказываем об интересных и значимых событиях и людях в истории литературы, архитектуры, музыки, кино, театра, а также о народных традициях и памятниках нашей природы в формате просветительских статей, заметок, интервью, тестов, новостей и в любых современных интернет-форматах.
© 2013–2024 ФКУ «Цифровая культура». Все права защищены
Контакты
Нашли опечатку? Ctrl+Enter
При цитировании и копировании материалов с портала активная гиперссылка обязательна