Микаэл Таривердиев (85 лет со дня рождения). «Запомни этот миг!» Году российского кино посвящается
Александра Урсулак
Александра Урсулак — российская актриса театра и кино.
Родилась в 1983 году в семье режиссера Сергея Урсуляка и актрисы Галины Надирли. В 2003 году окончила Школу-студию МХАТ (курс Р. Козака и Д. Брусникина) и была принята в труппу Московского драматического театра имени А.С. Пушкина, где работает и в настоящее время.
В кинематографе Александра Урсуляк дебютировала в 2003 году, снявшись в роли Ларисы в телесериале Андрея Кавуна «Вокзал».
В числе театральных работ актрисы — роли в спектаклях «Черный принц» (Джулиана), «Ночи Кабирии» (Кабирия), «Мадам Бовари» (Эмма Бовари), «Турандот» (Турандот), «Дамский портной» (Сюзанна), «Добрый человек из Сычуани» (Шен Те и Шуи Та), «Оffис» (Кристенсен), «Одолжите тенора!» (Мария), «Женитьба Фигаро» (Сюзанна). Она снялась в различный фильмах и сериалах, в числе которых «День Д», «Москва, я люблю тебя!», «Шерлок Холмс» (фильм «Любовницы лорда Маулбрея»), «Как я стал русским», «Орлова и Александров» и другие ленты.
В сезоне 2013/14 по приглашению компании Stage Entertainment актриса исполняла роль Велмы Келли в мюзикле «Чикаго».
Александра Урсуляк — обладательница ряда театральных наград, среди которых премия «Кумир» в номинации «Надежда» (2003, за роль Джулианы в спектакле «Черный принц»), премия «Звезда Театрала» в номинации «Лучшая актриса» (2013). За роли Шен Те и Шуи Та в спектакле «Добрый человек из Сычуани» Театра имени Пушкина была удостоена премий «Хрустальная Турандот–2013» и «Золотая маска–2014» в номинации «Лучшая женская роль в драме».
Рустам Комачков
Рустам Комачков родился в 1969 году в семье музыкантов. Его отец, народный артист РФ, кавалер Ордена Почёта, долгие годы был концертмейстером группы контрабасов Государственного академического симфонического оркестра СССР и России. С семи лет Рустам начал заниматься на виолончели в музыкальной школе имени Гнесиных. В 1984 году поступил в Музыкальное училище им. Гнесиных в класс профессора А.Бендицкого. Продолжил образование в Московской консерватории и аспирантуре, где учился у профессоров В.Фейгина и А.Мельникова; с 1993 года также совершенствовался под руководством А.Князева.
Виолончелист одержал ряд побед на престижных конкурсах: Всероссийском конкурсе камерных ансамблей (1987), Международных конкурсах камерных ансамблей в Верчелли (1992), в Трапани (1993, 1995, 1998), в Кальтанисетте (1997) и Всероссийском конкурсе виолончелистов в Воронеже (1997).
Рустам Комачков по праву считается одним из самых одаренных виолончелистов своего поколения. Блестящий виртуоз, обладающий артистизмом и прекрасным звуком, он осуществляет успешную карьеру как солист и ансамблист. Вот лишь некоторые отзывы критиков о его игре: «Красивейший звук его виолончели по мощности можно сопоставить даже с некоторыми регистрами органа» (Entrevista, Аргентина); «Артистизм, музыкальность, очень красивый, наполненный звук, темперамент — это захватывает» («Правда»), «Рустам Комачков захватил публику своей страстностью, волей и убежденностью» («Культура»).
Артист выступал в лучших залах столицы: Большом, Малом и Рахманиновском залах Московской консерватории, Концертном Зале имени П.И. Чайковского, Московском международном Доме музыки. Обширная география выступлений артиста включает города России и стран ближнего зарубежья, а также Германию, Францию, Голландию, Италию, Югославию, Южную Корею, Аргентину.
Р.Комачков постоянно сотрудничает с известными отечественными и зарубежными оркестрами. Среди них — Камерный оркестр «Московская Камерата» (дирижер И.Фролов), Камерный оркестр «Времена года» (дирижер В.Булахов), Симфонический оркестр Воронежской филармонии (дирижер В.Вербицкий), оркестр Новосибирской филармонии (дирижер И.Раевский), оркестр города Байа-Бланка (Аргентина, дирижер Х.Улла), оркестр Бакинской филармонии (дирижер Р.Абдулаев).
Будучи прекрасным камерным исполнителем, Р.Комачков выступает в ансамбле с такими музыкантами, как пианисты В.Вартанян, М.Воскресенский, А.Любимов, И.Худолей, скрипачи Ю.Игонина, Г.Муржа, А.Тростянский, виолончелисты К.Родин, A.Рудин, виолончелист и органист А.Князев, флейтистка О.Ивушейкова и многие другие. С 1995 по 1998 годы работал в составе Государственного квартета имени П.И. Чайковского.
В репертуаре Р.Комачкова 16 концертов для виолончели с оркестром, камерные и виртуозные сольные сочинения, произведения композиторов ХХ века, а также виртуозные пьесы для скрипки в переложении для виолончели.
Дискография музыканта включает 6 альбомов, записанных для фирм «Мелодия», Classical Records, SMS by Sonic-Solution и Bohemia Music. Кроме того, он имеет записи на радио Эстонии и Аргентины. Недавно вышел сольный диск Р.Комачкова «Скрипичные шедевры на виолончели», на котором записаны произведения Баха, Сарасате, Брамса и Паганини.
Петр Мигунов
Заслуженный артист России Петр Мигунов родился в Ленинграде. Окончив Хоровое училище имени М.И. Глинки, он поступил на вокальное отделение Санкт-Петербургской государственной консерватории имени Н.А. Римского-Корсакова (класс Валерия Лебедя). В 1999 году окончил консерваторию, в 2002 году — аспирантуру.
На сцене оперного театра Санкт-Петербургской консерватории исполнил партии Мефистофеля («Фауст»), короля Рене («Иоланта»), Гремина («Евгений Онегин»), Собакина («Царская невеста»), Алеко («Алеко»), Дона Бартоло («Свадьба Фигаро»), Дона Базилио («Севильский цирюльник»), Иниго («Испанский час»), Мендозы («Дуэнья»).
Певец — лауреат и дипломант многих международных конкурсов. В их числе: V Международный молодых исполнителей в Токио (Iпремия, 1997), VII Международный конкурс имени В.А. Моцарта в Зальцбурге (специальная премия, 1999), Международный конкурс имени Дж. Верди в Буссето (диплом, 1999), II Международный конкурс молодых оперных певцов Елены Образцовой в Санкт-Петербурге (диплом и специальный приз, 2001), Международный конкурс имени Г. Свиридова в Курске (I премия, 2004), XXI Международный конкурс имени М.И. Глинки в Челябинске (II премия, 2005).
С 1993 года — солист Государственной академической певческой капеллы Санкт-Петербурга, с которой исполнил сольные партии в Реквиемах Верди и Моцарта, Симфонии № 9 Бетховена, Мессе си минор Баха, кантате «Колокола» Рахманинова, «Свадебке» Стравинского и других произведениях.
В 2003 году дебютировал на сцене Государственного академического Большого театра России. В репертуаре исполнителя партии Тома («Бал-маскарад»), короля Рене, Бертрана («Иоланта»), Бенуа («Богема»), Пистолы («Фальстаф»), Алекса Розенталя («Дети Розенталя»), Зарастро, Привратника («Волшебная флейта»), Пимена, Рангони («Борис Годунов»), Князя Юрия Всеволодовича («Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии»), Доктора («Воццек»), Фауста («Огненный ангел»), Лепорелло («Дон Жуан»), Собакина («Царская невеста»), Великого Инквизитора («Дон Карлос»), Тибо Д’Арка («Орлеанская дева»), Лепорелло («Каменный гость») и другие.
Выступал в США, Нидерландах, Бельгии, Швейцарии, Германии, Франции, Испании, Португалии, Польше, Словении, Хорватии, Югославии, Греции, Южной Корее, Японии.
В 2000 году дебютировал в нью-йоркских концертных залах Карнеги-холл и Линкольн-центр, в 2003 — в амстердамском Консертгебау.
Батист Флориан Марль-Уврер
Батист Флориан Марль-Уврер — выпускник Парижской консерватории (класс профессора Оливье Латри).
Победитель множества международных конкурсов, в числе которых Конкурс имени И.С. Баха в Лейпциге, конкурсы в Страсбурге, Люксембурге, «Большой приз Шартра». Лауреат VII Международного конкурса органистов имени Микаэла Таривердиева (2011).
Исполнитель много концертирует. Является титулярным органистом Церкви Святого Викентия де Поля в Клиши-ла-Гаренн и Церкви Сент-Эсташ в Париже.
Денис Лотоев
Денис Лотоев окончил Санкт-Петербургскую государственную консерваторию и аспирантуру по классу оперно-симфонического дирижирования профессора Владислава Чернушенко. Важным этапом творческого становления дирижера стало его участие в постановках оперных спектаклей «Евгений Онегин» и «Иоланта» Чайковского, «Царская невеста» Римского-Корсакова и «Фауст» Гуно в Театре оперы и балета Санкт-Петербургской консерватории.
С 1993 по 1998 гг. Денис Лотоев являлся дирижером Симфонического оркестра Санкт-Петербургской государственной академической капеллы имени М.И. Глинки, с 1998 по 2000 гг. — дирижером Санкт-Петербургского государственного академического оркестра.
В 1996 году состоялся дебют дирижера с Большим симфоническим оркестром имени П.И. Чайковского, с 2000 г. Денис Лотоев — ассистент художественного руководителя и главного дирижера БСО Владимира Федосеева, а с 2009 года — дирижёр этого прославленного оркестра. За время работы в Большом симфоническом оркестре им. П.И. Чайковского он дирижировал концертами БСО в Большом зале Московской консерватории, концертами в прямом радиоэфире студии телеканала «Культура», участвовал в различных фестивалях, в том числе в открытии Международного фестиваля «Crescendo» (2005), в Смоленском фестивале им. М.И. Глинки, в абонементе Московской филармонии «Звёзды XXI века», по приглашению Фонда Д. Ойстраха дирижировал финальным туром и заключительным концертом Четвёртого Международного конкурса скрипачей им Д. Ойстраха (с Государственным симфоническом оркестром «Новая Россия»).
Денис Лотоев неоднократно гастролировал с БСО по России, а также в Мексике, Бразилии, Аргентине, Италии и Великобритании. Российская и зарубежная пресса отмечала его как достойного профессионала, неординарно мыслящего, яркого интерпретатора, умеющего увлечь слушателей искренней эмоцией и свежестью прочтения партитуры.
Микаэл Таривердиев
Это имя хорошо известно каждому в России. Его больше знают по музыке к популярным фильмам, таким как «Семнадцать мгновений весны», «Ирония судьбы». Но помимо того, что он написал музыку к 132 кинофильмам, он еще и автор камерных вокальных циклов, четырех балетов, четырех опер, органной музыки. Ученик Арама Хачатуряна (закончил класс композиции Государственного педагогического института имени Гнесиных в 1957 г.), он дебютировал как композитор в Большом зале Московской консерватории — его романсы исполнила прославленная камерная певица Зара Долуханова. С его оперы «Кто ты?» начинался Камерный театр Бориса Покровского. А комическая опера «Граф Калиостро» вот уже пятнадцать лет остается одной из самых репертуарных опер этого знаменитого театра и с успехом показывалась им на гастролях в разных странах.
В последние годы Микаэл Таривердиев много работал в области инструментальной музыки. Им написаны три концерта для органа («Кассандра», «Полифоническая тетрадь»), Десять хоральных прелюдий, Симфония для органа «Чернобыль», в которой нашли отражение впечатления от поездки в Чернобыль вскоре после аварии. Среди сочинений Таривердиева также два концерта для скрипки с оркестром и Концерт в романтическом стиле для альта и струнного оркестра, написанный композитором по заказу замечательного музыканта Юрия Башмета.
В Таривердиеве сочетаются два, казалось бы, несочетаемых качества. Его музыку можно узнать с первых тактов. Независимо, в каком жанре она написана — будь то музыка в кино, театре, опера или романс. Она всегда отмечена его неповторимой интонацией, она имеет свое лицо. И в то же время он всегда находился в постоянном движении, он придумывал для себя все время что-то новое, ставил какие-то новые задачи. В шестидесятые годы он, после оглушительного успеха романсов, исполненных Зарой Долухановой, романсов изысканных, утонченных, словно графика, написанная тушью, он провозглашает третье направление. Что это такое, в чем его философия? Это вызов академизму с одной стороны, а с другой — пошлости массовой культуры. Но когда это направление подхватывается другими, он возвращается к академическим жанрам. Но в отличие от тех, кто все еще плутает в дебрях авангарда, путаясь в усложненной математической технике, Таривердиев обращается к классической опере-буфф, барочному полифоническому органному концерту. Он наполняет музыку современной мелодикой, свежестью чувства, вновь и вновь перебрасывая мостик из сегодняшнего дня в прошлое, объединяя рассыпающуюся на разные направления музыку в одно целое. Где есть просто музыка.
Микаэл Таривердиев является лауреатом восемнадцати международных премий, в том числе премии Американской академии музыки (1975 г.), премии японской звукозаписывающей фирмы «Виктор» (1978 г.), трижды лауреатом премии за лучшую музыку к фильму года «Ника» (1991 г., 1994 г., 1997 г.), лауреатом Государственной премии СССР (1977 г.), лауреатом премии Ленинского комсомола (1977 г.), Народным артистом России (1986 г.).
Возглавлял со дня основания гильдию композиторов кино Союза кинематографистов России, был художественным руководителем Международной благотворительной программы «Новые имена».
Премия за лучшую музыку имени Микаэла Таривердиева в рамках основного конкурса Открытого российского фестиваля «Кинотавр» (учреждена в 1988 г.)
Международный конкурс органистов имени Микаэла Таривердиева (проходит раз в два года с 1999 года в Калининграде).
Государственный академический Большой симфонический оркестр имени П.И. Чайковского
Государственный академический Большой симфонический оркестр имени П.И. Чайковского основан в 1930 году как первый симфонический оркестр Советского Союза. Он не раз доказывал свое право называться одним из лучших оркестров мира — право, завоеванное историей, тщательнейшей работой у микрофонов и интенсивной концертной деятельностью.
Высокая репутация оркестра в мире — результат плодотворного сотрудничества с замечательными русскими дирижерами: А. Орловым, Н. Головановым, А. Гауком, Г. Рождественским. БСО доверяли первое исполнение своих сочинений Н. Мясковский, С. Прокофьев, А. Хачатурян, Г. Свиридов, Д. Шостакович, Б. Чайковский. С 1974 года и по сей день бессменным художественным руководителем и главным дирижером коллектива является Владимир Федосеев.
В летопись оркестра вписаны имена дирижеров: Л. Стоковского и Г. Абендрота, Л. Маазеля и К. Мазура, Е. Мравинского и К. Цекки, солистов прошлого: С. Рихтера, Д. Ойстраха, А. Неждановой, С. Лемешева, И. Архиповой, Л. Паваротти, Н. Гяурова, а также современных исполнителей: В. Третьякова, П. Цукермана, Ю. Башмета, О. Майзенберга, Е. Леонской, А. Князева. В свое время именно Владимир Федосеев и БСО открыли миру имена Е. Кисина, М. Венгерова, В. Репина. И сейчас оркестр продолжает сотрудничать с лучшими солистами разных стран.
В 1993 году оркестру было присвоено великое имя Петра Ильича Чайковского — за подлинную, глубокую интерпретацию его сочинений.
Записи огромнейшего репертуара оркестра от Моцарта, Бетховена, Чайковского, Брамса, Малера до современной музыки выпущены фирмами Sony, Pony Сanyon, JVC, Philips, Relief, Warner Classics & Jazz, «Мелодия».
В перечне стран, в которых выступал Большой симфонический оркестр, отражена едва ли не вся карта мира. Но важнейшим направлением деятельности БСО являются концерты в городах России — Смоленске и Вологде, Череповце и Магнитогорске, Челябинске и Сарове, Перми и Великом Новгороде, Тюмени и Екатеринбурге. В репертуаре оркестра — монографические циклы, проекты для детей, благотворительные мероприятия, а также концерты, объединяющие музыку и слово. Наряду с выступлениями в крупнейших залах мира БСО продолжает вести активную просветительскую деятельность, организуя вечера музыки в Третьяковской галерее и МГУ имени М.В. Ломоносова.
В сезоне 2015/2016 Большой симфонический оркестр отметил свое 85-летие, исполнив поистине роскошные концертные программы в Москве, городах Германии, Австрии, Голландии, Италии и Швейцарии с участием выдающихся музыкантов. Кроме того, с большим успехом был представлен уникальный проект «Моцарт. Письма к тебе», в котором творчество композитора рассматривалось в тесной взаимосвязи с его личностью, окружением и событиями из жизни. Этот формат будет продолжен и в новом сезоне.
Деятельность Большого симфонического оркестра и его художественного руководителя Владимира Федосеева в сезоне 2016/2017 чрезвычайно разнообразна. В сентябре БСО представляет программы, приуроченные к 125-летию С. Прокофьева и 110-летию Д. Шостаковича. В октябре–ноябре состоятся масштабные гастроли оркестра в Великобритании и Китае. В декабре коллектив представит «Реквием» Дж. Верди и оперу Ш. Гуно «Фауст» в концертном исполнении. В марте осуществит европейскую премьеру реконструированной оперы П. Чайковского «Ундина» в Золотом зале венского Musikverein. Помимо европейских и азиатских гастролей запланированы выступления в российских городах — Ставрополе, Казани, Калининграде, Липецке, Туле, Зарайске, Протвино и Клину. Отдельный цикл концертов пройдет в Государственном Кремлевском дворце — его открытие посвящено музыке отечественного кино.
Центральной темой выступлений БСО в течение нескольких лет будет творчество Людвига ван Бетховена, ушедшего из жизни 190 лет назад. Его наследию оркестр посвящает цикл концертов «Бетховен. Письма к тебе…» и — уже в сезоне 2017/2018 — целый фестиваль. Основу этих проектов составляют инструментальные концерты и крупные симфонические произведения композитора, сопровождать музыку будут его письма в исполнении артистов московских драматических театров.
В ближайших сезонах с оркестром выступят певцы Анна Аглатова, Алексей Татаринцев, Михаил Казаков, пианисты Денис Мацуев, Борис Березовский, Владимир Овчинников, Вадим Руденко, Андрей Коробейников, Павел Колесников, Филипп Копачевский, скрипачи Дмитрий Ситковецкий, Никита Борисоглебский, Андрей Баранов, Дженнифер Пайк, виолончелисты Александр Князев и Фёдор Землеруб.
Владимир Федосеев
Владимир Федосеев родился в Ленинграде. Музыкальное образование получил в Государственном музыкально-педагогическом институте имени Гнесиных (ныне Российская академия музыки имени Гнесиных) и в аспирантуре Московской консерватории имени П.И. Чайковского (класс профессора Лео Гинзбурга). Карьеру симфонического дирижера начал в оркестре Ленинградской филармонии по приглашению Е.А. Мравинского. В Ленинграде состоялся и дирижерский дебют Владимира Федосеева — в Государственном академическом театре оперы и балета имени С.М. Кирова (Мариинском театре), где им была поставлена «Царская невеста» Н. Римского-Корсакова.
В восьмидесятые и девяностые годы в парижском зале «Плейель» под управлением Владимира Федосеева были представлены в концертном исполнении оперы «Евгений Онегин» П. Чайковского, «Снегурочка» Н. Римского-Корсакова и «Алеко» С. Рахманинова. В исполнении Международного фестивального хора и выдающихся солистов Кэрол Ванесс, Флоренс Квивар, Лучано Паваротти, Роберто Скандуцци в Осло, Стокгольме и Мюнхене прозвучал «Реквием» Дж. Верди. Кроме того, в это время дирижером были осуществлены постановки опер и балетов в крупнейших театрах Европы: Ла Скала («Сказка о царе Салтане» Н. Римского-Корсакова, 1988; «Пиковая дама» и «Спящая красавица» П. Чайковского, 1989), Венской опере («Кармен» Ж. Бизе, 1993; «Борис Годунов» М. Мусоргского, 1994; «Волшебный мандарин» Б. Бартока, 1995), цюрихском «Opernhaus» («Жизнь за царя» М. Глинки, 1996; «Демон» А. Рубинштейна, 1999; «Аттила» Дж. Верди, 1998). Сотрудничество с крупнейшими театрами продолжается и сегодня: в 2015 году Владимир Федосеев дирижировал в «Ла Скала» в новых постановках балетов «Щелкунчик» (хореограф — Начо Дуато) и «Спящая красавица» П.И. Чайковского (хореограф — Алексей Ратманский).
Имя Владимира Федосеева связано со многими оркестрами мира. Он — первый приглашенный дирижер оркестра Токийской филармонии (с 2000); приглашенный дирижер оркестра Баварского радио (Мюнхен), Национального филармонического оркестра французского радио (Париж), Симфонического оркестра финского радио, Берлинского симфонического, Дрезденского филармонического, оркестров Штутгарта и Эссена, Кливленда и Питтсбурга. С 1997 по 2006 год Владимир Федосеев являлся главным дирижером Венского симфонического оркестра, и это десятилетие вошло в историю коллектива триумфальными гастролями по странам центральной Европы, азиатскими турне по Японии, Китаю и Филиппинам; циклом «Все симфонические произведения Бетховена», завершившимся 1 января 2000 года исполнением «Торжественной мессы» Бетховена.
При всем многообразии творческой деятельности центральное место в жизни Владимира Федосеева, безусловно, занимает Государственный академический Большой симфонический оркестр имени П.И. Чайковского, художественным руководителем и главным дирижером которого он является уже более четырех десятилетий. За эти годы Владимир Федосеев сформировал особенный, узнаваемый почерк, принесший БСО международную известность, организовал с оркестром множество премьер сочинений современных композиторов, постоянно развивая творческие контакты с русскими и западными авторами: в начале карьеры — с Д. Шостаковичем и Г. Свиридовым, позже — с Ф. Роузом (США), Кш. Пендерецким (Польша), Р. Сёдерлиндом (Норвегия), В. Рубиным и Р. Леденёвым (Россия).
Одними из первых крупных работ дирижера с БСО стали концертные постановки, а также записи в фонд радио и на пластинки опер «Сельская честь» П. Масканьи, «Черевички» П. Чайковского, «Снегурочка» и «Майская ночь» Н. Римского-Корсакова. Многие записи Владимира Федосеева — в числе которых все симфонии Л. Бетховена, симфонии П. Чайковского, Г. Малера и С. Танеева — становились бестселлерами. Пластинки с записью оперы «Майская ночь» получила приз «Золотой Орфей» французской академии грамзаписи «Шан дю Монд» и была признана лучшей оперной записью 1976 года. В дискографии дирижера также представлены все симфонии И. Брамса, выпущенные фирмой Warner Classics & Jazz, симфонии Д. Шостаковича, изданные в Японии компанией Pony Сanyon.
Владимир Федосеев — обладатель множества премий и наград, среди которых: Серебряный приз телерадиокомпании «Асахи» в Японии (за программы, включающие сочинения П. Чайковского и Д. Шостаковича), орден «За заслуги перед Отечеством» (IV, III и II степеней), орден Святого Владимира, орден преподобного Сергия Радонежского I степени, Серебряный крест Австрийской республики и орден «Почетного Креста I степени» за заслуги в культуре Австрии, золотая медаль Международного общества Густава Малера. В марте 2013 года дирижер получил в Праге Европейскую премию «Треббия» за творческую деятельность. А в октябре 2013 года в Кремле президент Российской Федерации В.В. Путин наградил маэстро орденом Почета.
«Успех пришел к Владимиру Федосееву естественно, как к человеку выдающегося дарования, много сделавшему для большой музыки и имеющему настоящую творческую жизнь», — писал о дирижере композитор Борис Чайковский. А Тихон Хренников отмечал: «Дирижерское дарование — совершенно особый род музыкального таланта. Как у певца, у дирижера должен быть свой “дирижерский голос”. Федосеев — счастливый обладатель такого голоса. Воля руководителя, темперамент артиста, пластика жестов — во всем слышится этот ясно звучащий дирижерский голос».