12+

Симфонический оркестр Белгородской филармонии, Рашит Нигаматуллин, Борис Березовский

2015
92 мин
Россия
Начать просмотр

Борис Березовский

Борис Березовский — один из самых востребованных пианистов мира. Его искусство отличается феноменальной виртуозностью, совершенным звуком с богатейшим спектром динамических оттенков, убедительными интерпретациями произведений самых разных эпох и стилей.

Пианист родился в Москве в 1969 году. Учился в Московской консерватории у Элисо Вирсаладзе и частным образом у Александра Саца. В 1987 году восемнадцатилетний музыкант получил IV премию на конкурсе пианистов в Лидсе (Великобритания). После его блестящего дебюта в лондонском WigmorHall в 1988 году газета The Times охарактеризовала его как «исключительно многообещающего артиста». Ярким подтверждением тому стала Первая премия и Золотая медаль на IX Международном конкурсе имени П.И. Чайковского в Москве, завоеванная Березовским в 1990 году.

Пианист регулярно выступает с лучшими оркестрами, среди которых Нью-Йоркский филармонический и Филадельфийский симфонический, Лондонская «Филармония» и Симфонический оркестр ВВС, Резиденц-оркестр Гааги и Филармонический оркестр Роттердама, Мюнхенский филармонический оркестр и Симфонический оркестр радио Франкфурта, Национальный оркестр Датского радио и Филармонический оркестр Осло, Оркестр Амстердамского Консертгебау и Национальный оркестр Франции, Симфонические оркестры Бирмингема и Сиднея, Берлинский филармонический оркестр, Российский национальный оркестр и Государственный симфонический оркестр «Новая Россия», Московский камерный оркестр Musica Viva, Уральский академический филармонический оркестр, Шведский камерный оркестр, Новый Японский филармонический оркестр и другие.

Выступления музыканта проходят под управлением Курта Мазура, Шарля Дютуа, Вольфганга Заваллиша, Эндрю Литтона, Антонио Паппано, Владимира Ашкенази, Александра Лазарева, Михаила Плетнёва, Юрия Башмета, Дмитрия Китаенко, Александра Рудина, Дмитрия Лисса и многих других известных дирижеров.

Березовский дает сольные концерты в таких прославленных музыкальных центрах, как Берлинская филармония, амстердамский Консертгебау, лондонский Royal Festival Hall, Театр Елисейских полей в Париже, венский Концертхаус, Дворец изящных искусств в Брюсселе, зал «Мегарон» в Афинах, Большой зал Московской консерватории, Концертный зал имени П.И. Чайковского.

В области камерной музыки пианист постоянно сотрудничает с такими выдающимися музыкантами, как Вадим Репин, Дмитрий Махтин, Александр Князев и другими.

Пианист — участник крупнейших международных музыкальных фестивалей в России, Германии, Франции, Швейцарии, Австрии, Словакии, Японии, США. По инициативе Бориса Березовского в городах России (Москва, Екатеринбург, Владимир) с 2006 по 2011 гг. проходил «Метнер-фестиваль».

Обширная дискография Бориса Березовского включает около 40 сольных и ансамблевых CD и DVD. На лейбле Teldec пианист записал произведения Шопена, Шумана, Рахманинова, Мусоргского, Балакирева, Метнера, Равеля и все «Трансцендентные этюды» Листа. На лейбле Mirare Harmonia Mundi — все Прелюдии Рахманинова, все фортепианные концерты Рахманинова (с Уральским филармоническим оркестром под управлением Дмитрия Лисса) и сочинения Рахманинова для двух фортепиано (в ансамбле с Брижитт Анжерер). Одна из последних записей музыканта — диск с музыкой Листа (с сольных концертов пианиста в Royal Festival Hall в Лондоне и La Grange de Meslay в Туре).

Березовский — обладатель многих премий в области звукозаписи. Так, запись сонат Рахманинова получила Премию немецких критиков, а диск с сочинениями Равеля был отмечен экспертами изданий Le Monde de la Musique, Diapason, BBC Music Magazin и Independent on Sunday.

DVD с сочинениями П.И. Чайковского для фортепиано, скрипки и виолончели и Элегическим трио «Памяти великого артиста», записанный Б. Березовским, Д. Махтиным и А. Князевым, был удостоен престижной французской премии Diapason d'Or. Диск с Трио № 2 Шостаковича и Элегическим трио № 2 Рахманинова, записанный тем же ансамблем, стал выбором журналов Le Monde de la Musique и Gramophone и получил премию «EchoKlassik» в номинации «Лучшая запись года в области камерной музыки. Ансамбль XIX века» (2004). Еще одну премию «EchoKlassik» в номинации «Лучшая сольная запись года. Музыка XX—XXI века» он получил в 2007 за запись диска «Хиндемит П. Ludus Tonalis; Сюита “1922”» (на лейбле Warner).

Концертная запись этюдов Шопена в транскрипции Годовского (2006) была удостоена премий Diapason d'Or и RTL d'Or.

Диск с записью «Карнавал животных» Сен-Санса с Брижитт Анжерер и Анри Демаркеттом получил премию CHOC.

В 2006 году Березовский был удостоен премии BBC Music Magazine.

Пианист активно концертирует в России: в Екатеринбурге, Оренбурге, Новосибирске, Белгороде и многих других городах, проводит именные фестивали. В декабре 2012 года прошел Первый, а в апреле 2014 года — Второй фестиваль Бориса Березовского в Екатеринбурге, идею которого сам музыкант определил как «музыкально-географическое путешествие».

Схожими идеями вдохновлен и новый проект пианиста: «Музыка Земли», прошедший в Москве с 26 по 30 ноября 2014 года в Светлановском зале Дома музыки и Всероссийском музее декоративно-прикладного и народного искусства и гармонично вписавшийся в концепцию перекрестного Года культуры России и Великобритании. Как и форум в Екатеринбурге, московский фестиваль Б. Березовского объединил два направления — классику и фольклор. Фестиваль станет ежегодным и будет посвящен музыкальным культурам разных стран.

В сентябре 2015 Березовский участвовал в Первом фестивале «Безумные дни в Екатеринбурге».

Борис Березовский носит звание Steinway Artist.

О пианисте сняты два документальных фильма: Boris Berezovsky — Change of Plans: Interview & Performance. Концертная съемка 14 июля 2006 годавЭссененаРурскоммузыкальномфестивале (DVD — Naxos 2007) и Boris Berezovsky — Pianist und Virtuose (ARTE, ZDF, SoundingImages & Fernsehbüro 2007).

Летом 2015 года Борис Березовский был членом жюри состязания пианистов на XV международном конкурсе им. П.И. Чайковского. На телеканале «Россия — Культура» он вел программу «Вспоминая великие страницы», посвященную выступлениям пианистов на Конкурсе им. Чайковского с 1958 по 2011 гг.

Борис Березовский — лауреат премии национальной газеты «Музыкальное обозрение» в номинации «Персона года» (2013). В 2015 г. удостоен Премии города Москвы в номинации «Музыкальное искусство». В июле 2016 г. удостоен звания Заслуженный артист РФ.

Рашит Нигаматуллин

Рашит Нигаматуллин — заслуженный деятель искусств Украины, главный дирижер Симфонического оркестра Белгородской государственной филармонии. Искусство талантливого музыканта отличается высоким профессионализмом, а исполнительские трактовки внимательным прочтением и глубиной.

Р.Д. Нигаматуллин родился 28 декабря 1958 года в городе Горьком. С отличием окончил Горьковскую государственную консерваторию имени М.И. Глинки по классу хорового дирижирования у доцента М.А. Саморуковой (1983), Московскую государственную консерваторию имени П.И. Чайковского на кафедре оперно-симфонического дирижирования по классу Г.Н. Рождественского (1989). Выдающийся мастер так отзывался о своем ученике: «Рашит Нигаматуллин — чрезвычайно одаренный дирижер. В нем удачно и гармонично сочетаются два слагаемых — яркое артистическое исполнительское дарование и способность к аналитике, острый интерес к проблемам стиля. Нигаматуллин обладает виртуозной и естественной дирижерской техникой, его оркестровый слух остр и точен».

С 1987 года Р.Д. Нигаматуллин выступает в Советском Союзе и за рубежом. Его дирижерский дебют состоялся в 1987 году в Москве на закрытии пленума Союза композиторов СССР в Колонном зале Дома Союзов. Будучи ассистентом Геннадия Рождественского в Симфоническом оркестре Министерства культуры СССР, Рашит Нигаматуллин выступал в Концертном зале имени П.И. Чайковского в Москве с Четвертой симфонией Ч. Айвза, «Весной священной», Симфонией ор. 1 и Вариациями памяти Олдоса Хаксли И. Стравинского.

С 1989 года музыкант был главным дирижером симфонического оркестра филармонии города Ниш (Югославия, ныне — Сербия).

Важный период в творчества Р. Нигаматуллина связан с коллективами Украины и Республики Татарстан. Он был главным дирижером Ворошиловградской областной филармонии (1990), главным дирижером и художественным руководителем симфонического оркестра Харьковского национального академического театра оперы и балета имени Н.В. Лысенко (1996), приглашенным дирижером Государственного симфонического оркестра Республики Татарстан (1996–1998), главным дирижером Харьковского молодежного академического симфонического оркестра «Слобожанский» (2000) и Государственного академического эстрадно-симфонического оркестра Украины (2003). Критики писали о Рашите Нигаматуллине как об уникальном, масштабном таланте, творчески зрелом музыканте, потрясающем слушателей своими смелыми и самобытными трактовками, умением отлично работать с оркестром и добиваться превосходных результатов.

По инициативе Р.Д. Нигаматуллина был организован фестиваль «Музыкальные премьеры Украины» (Луганск, 1993), он также стал главным дирижером этого события. Музыкант был главным дирижером и входил в состав оргкомитета Международного фестиваля «С.В. Рахманинов и украинская культура», Международного конкурса пианистов имени В. Крайнева и Международного конкурса скрипачей имени Б. Которовича в Харькове (1998–2002), принимал участие в зарубежных событиях — Международном фестивале симфонических оркестров в Копенгагене (1997), международных музыкальных фестивалях в Испании и Голландии (2000–2004).

В эти годы музыкант завоевал I премию и специальный приз на I Международном конкурсе дирижеров имени С. Турчака (1994), был удостоен почетного звания «Заслуженный деятель искусств Украины» (1995) и серебряного ордена Славы Международного академического рейтинга популярности «Золотая фортуна» (2002).

В качестве приглашенного дирижера Рашит Нигаматуллин выступал с Академическим симфоническим оркестром Воронежской филармонии (2005), Ярославским академическим губернаторским симфоническим оркестром (2006), симфоническими коллективами Великобритании, Дании, Голландии, Испании, Польши, Югославии, Японии.

С Симфоническим оркестром Белгородской государственной филармонии Р.Д. Нигаматуллин выступал с 1995 года. С 2006 он занимает пост художественного руководителя и главного дирижера этого коллектива, исполнительский уровень которого с этого момента постоянно растет. Под его руководством оркестр успешно выступил с программами «Прощание с XX веком», «Бессмертные имена», «Шедевры мировой классики», где прозвучали произведения П. Чайковского, С. Рахманинова, Д. Шостаковича, Б. Бартока, Дж. Гершвина. Вместе с тем, Рашит Нигаматуллин исполняет в Белгороде крупные симфонические произведения, сочинения современных авторов, постоянно представляет просветительские программы для детей и студентов.

В 2010 году Симфонический оркестр Белгородской государственной филармонии под управлением Р. Нигаматуллина и Д. Филатова успешно выступил в Московском доме композиторов в концерте, посвященном 50-летию Союза композиторов России и приуроченном к Х съезду Союза композиторов России. Прозвучали произведения С. Слонимского, В. Кикты, Ш. Чалаева, Г. Мая, белгородских композиторов Ю. Мишина (симфония-поэма «К истокам времени», I часть), Н. Бирюкова и Е. Бирюковой (фрагменты исторической оперы «Белгородский полк»).

Обладая богатым исполнительским опытом и педагогическим даром, Р.Д. Нигаматуллин воспитал целую плеяду молодых дирижеров. Среди его учеников Вук Петрович (Югославия), Янг Кук (Корея), Михаил Переплеснин (Россия).

Ознакомиться с биографией композитора и посмотреть архивные фотографии можно на сайте Государственного дома-музея Петра Ильича Чайковского в Клину. Мы рекомендуем вам совершить увлекательную экскурсию по дому-музею.

Симфонический оркестр Белгородской государственной филармонии

Симфонический оркестр Белгородской государственной филармонии — один из ведущих оркестров России. Его выступления не раз были отмечены выдающимися творцами отечественного музыкального искусства. Композитор Сергей Слонимский писал: «Я восхищен талантливостью дирижера Рашита Нигаматуллина и столичным уровнем прекрасного Белгородского симфонического оркестра. Сложная, разнообразная, даже контрастная по стилям современная программа симфонических новинок разучена дирижерами Р. Нигаматуллиным и Д. Филатовым по-настоящему высокопрофессионально, с тонкой нюансировкой и динамикой, с глубоким пониманием музыки. Белгород может гордиться своей высокой музыкальной культурой!»

Симфонический оркестр Белгородской филармонии был создан в октябре 1993 года по инициативе директора и художественного руководителя филармонии И.Г. Трунова на базе камерного оркестра (дирижер — Лев Арштейн). Главными дирижерами коллектива были Александр Сурженко и Александр Шадрин. В 2006 году его возглавил заслуженный деятель искусств Украины Рашит Нигаматуллин и с этого момента мастерство оркестра неуклонно росло.

За 20-летнюю историю в Симфоническом оркестре Белгородской филармонии сформировалась собственная репертуарная политика. Ежегодно коллектив представляет около 40 концертных программ, в основе которых — лучшие образцы отечественной и зарубежной классики. Оркестр исполняет произведения В.А. Моцарта, Л. ван Бетховена, И. Брамса, Г. Малера, А. Брукнера, Р. Штрауса, Г. Холста, П. Чайковского, С. Рахманинова, А. Скрябина, И. Стравинского, С. Прокофьева, Д. Шостаковича. Важным направлением деятельности музыкального коллектива является знакомство белгородских слушателей с оперным и балетным репертуаром. Оркестр с успехом представил концертные и сценические версии опер «Алеко» С. Рахманинова, «Иоланта», «Евгений Онегин», «Пиковая дама» П. Чайковского, «Севильский цирюльник» Дж. Россини, «Колокольчик», «Дон Паскуале» Г. Доницетти, исполнил музыку балетов «Лебединое озеро», «Спящая красавица» и «Щелкунчик» П. Чайковского, «Жар-птица», «Петрушка», «Весна священная» И. Стравинского, «Сотворение мира» А. Петрова, «Болт», «Золотой век» Д. Шостаковича, «Спартак» А. Хачатуряна, «Анюта» В. Гаврилина, «Кармен-сюита» Ж. Бизе — Р. Щедрина. Оркестр принимает участие в филармонических просветительских абонементах для детей и студентов.

Тесные творческие контакты связывали оркестр с выдающимися композиторами и исполнителями Б. Чайковским, Т. Хренниковым, К. Хачатуряном, А. Петровым, В. Казениным, И. Архиповой. Современная концертная жизнь оркестра включает в себя исполнение произведений ярких композиторов В. Кикты, Р. Леденева, С. Слонимского, А. Эшпая; выступления со звездами исполнительского искусства Т. Алихановым, А. Гиндиным, В. Горностаевой, Д. Крамером, Д. Мацуевым, А. Наседкиным, В. Пьявко, Ю. Розумом, А. Севидовым, Д. Хворостовским. В концертах коллектива принимают участие молодые талантливые российские исполнители — Н. Борисоглебский, С. Главатских, Р. Замуруев, Г. Казазян, А. Коробейников, Р. Кудояров, С. Кузнецов, Е. Мечетина, Г. Муржа, И. Федоров, И. Федотов, К. Шамрай, Ю. Игонина и другие музыканты. С оркестром плодотворно работают приглашенные дирижеры — Е. Бушков, В. Венедиктов, В. Вербицкий, А. Галанов, А. Дашунин, К. Жарко, Э. Ледюк-Баром, А. Медведев, В. Онуфриев, А. Оселков, В. Понькин, Е. Шестаков. Большое значение для коллектива имели концерты, которые проходили под управлением Фуата Мансурова.

Среди постоянных творческих партнеров оркестра Белгородской филармонии — Тамбовский камерный хор имени С.В. Рахманинова, Камерный хор Харьковской филармонии, хор Воронежской государственной академии искусств.

«Белгородский коллектив замечателен своей собранностью, “управляемостью” — вместе с тем чужд рутины; игра оркестрантов пластична, сердечна, звук красив и хорошо сбалансирован. Теплота, ненавязчивое полнозвучие струнных — важное достоинство коллектива, медные точны, “вокальны” — что вообще встречается редко. Рашит Нигаматуллин нашел то равновесие, при котором разворот симфонической мысли Шостаковича увлекателен, разнообразен. Целое разворачивается с естественностью увлекательного повествования» («Музыкальная академия»).

География гастролей Симфонического оркестра Белгородской филармонии включает в себя города центральной части России, Урала, Украины, Франции, Швейцарии, Китая.

Оркестр — неоднократный участник белгородских фестивалей: «Шереметьевские музыкальные ассамблеи» (2012–2014), в рамках которого были организованы совместные проекты с «Имперским Русским Балетом» под управлением Г. Таранды или же с солистами арт-проекта «ТенорА XXI века»; Фестивалей современной музыки, где, в частности, звучали произведения белгородских композиторов. Коллектив постоянно выступает на российских и международных фестивалях: «Московская осень», «Музыкальное обозрение», «Композиторы России — детям», «И звезда с звездою говорит: Д. Шостакович и Г. Свиридов», Фестивале музыки А. Петрова, «Панорама музыки России», «С.В. Рахманинов и украинская культура».

В 2008 году Симфонический оркестр Белгородской государственной филармонии был принят в «Ассоциацию руководителей симфонических и камерных оркестров России» (АСКОР). В том же году десять молодых музыкантов коллектива вошли в состав Объединенного российского симфонического оркестра, выступившего в День независимости России на III Фестивале симфонических оркестров мира под управлением Валерия Гергиева.

На следующий год оркестр Белгородской филармонии наряду с 50-ю другими коллективами и организациями, принял участие в юбилейных мероприятиях, посвященных 20-летию национальной газеты «Музыкальное обозрение».

Самыми яркими и знаменательными событиями 2012 года для симфонического оркестра под управлением главного дирижера Р.Д. Нигаматуллина стали выступления на II Симфоническом форме России в Екатеринбурге, на II Международном музыкальном фестивале «Дни высокой музыки на Южном Урале» в Челябинске, а также в Большом зале Московской консерватории в рамках международного фестиваля «Московская осень-2012» с программой «Композиторы России — юбиляры года».

В 2013 году симфонический коллектив из Белгорода и его главный дирижер с большим успехом выступили в концертах, посвященных 100-летию со дня рождения Тихона Хренникова в Ельце и Липецке.

«В лице Рашита Нигаматуллина композиторы нашли чуткого интерпретатора. Дирижер имеет вкус к современной музыке, ему подвластны хитросплетения сложных партитур, в своем исполнении он стремиться выявить индивидуальные черты музыки каждого композитора. Качество звучания оркестра — очень высокое, что, конечно, не достигается без большой и тщательной работы» («Музыкальная жизнь»).

Юбилейный сезон 2013/14 Симфонического оркестра Белгородской филармонии запомнился слушателям концертами, в которых были исполнены грандиозные симфонические произведения — Девятая симфония Г. Малера, «Реквием» Дж. Верди, «Колокола» С. Рахманинова, Четвертая С. Прокофьева, «Альпийская симфония» Р. Штрауса, а также премьеры концертов С. Прокофьева, В. Лютославского, С. Барбера и другие сочинения. Знаковым событием в юбилейном году для оркестра стало выступление в зале Государственной академической капеллы Санкт-Петербурга.

Оркестр Белгородской филармонии открыл сезон 2014/15 выступлением на Всероссийском фестивале «Музыкальное обозрение — 25». Одним из самых важных проектов сезона стал гастрольный тур по Городам воинской славы в рамках федерального проекта «От Победы в Прохоровке к Великой Победе!» с заключительным концертом в Белгороде — Городе первого салюта.

В декабре 2015 года коллектив принял участие во всероссийской музыкальной акции, посвященной 100-летию со дня рождения выдающегося композитора Георгия Свиридова, выступив с концертом на его родине — в Курске.

В 2010 году Белгородскому симфоническому оркестру была присуждена Премия Центрального федерального округа в области литературы и искусства. Впервые с момента учреждения премии ее был удостоен крупный концертный коллектив.

В 2010 году филармония награждена Международной общественной Премией в области культуры и искусства «Виват, Маэстро!». За высокую гуманитарную и просветительскую миссию филармонии присвоен статус «Национальное достояние — 2010». В этой награде — большая доля труда Симфонического оркестра Белгородской государственной филармонии под управлением Рашита Нигаматуллина.

Смотрите также

Подпишитесь на рассылку портала «Культура.РФ»
Рассылка не содержит рекламных материалов
«Культура.РФ» — гуманитарный просветительский проект, посвященный культуре России. Мы рассказываем об интересных и значимых событиях и людях в истории литературы, архитектуры, музыки, кино, театра, а также о народных традициях и памятниках нашей природы в формате просветительских статей, заметок, интервью, тестов, новостей и в любых современных интернет-форматах.
© 2013–2024 ФКУ «Цифровая культура». Все права защищены
Контакты
Нашли опечатку? Ctrl+Enter
При цитировании и копировании материалов с портала активная гиперссылка обязательна