12+

Симфонический оркестр театра «Новая опера», Ян Латам-Кениг, Никита Борисоглебский, Лукас Генюшас

2015
96 мин
Россия
Начать просмотр

Никита Борисоглебский

Блистательный молодой российский скрипач Никита Борисоглебский сегодня по праву считается одним из самых ярких музыкантов современности. Он — один из немногих, кто за краткий срок смог завоевать сердца слушателей и добиться международной известности.

Стремительность развития молодого музыканта поразительна: дебютировав в возрасте 10 лет с Ростовским симфоническим оркестром, он уже в 14 становится студентом Московской консерватории имени П.И. Чайковского, в 15 — артистом, а в 18 — самым молодым солистом Московской филармонии. В настоящее время — лауреат целого ряда престижных международных конкурсов, обладатель различных профессиональных наград, концертирующий солист со впечатляющим графиком выступлений. Несмотря на молодой возраст, музыкант владеет всем основным скрипичным репертуаром.

География гастрольных туров скрипача охватывает все культурное пространство нашей планеты: от Канады и Бразилии до Китая и Японии, от Шотландии до Новой Зеландии, с регулярными концертами в Финляндии, Англии, Франции, Германии, Литве, Бельгии, Италии, Сербии, Польше, Хорватии. Несмотря на интенсивный график зарубежных выступлений, Н. Борисоглебский также много играет в России: концерты в Новосибирске, Красноярске, Нижнем Новгороде, Самаре, Казани, Калининграде, Ростове-на-Дону, Вологде и других городах чередуются с выступлениями в Москве и Санкт-Петербурге. Скрипач часто выступает на знаменитых фестивалях. Имеет записи на дисках, радио и телевидении ряда стран.

Каждый концерт Никиты Борисоглебского — событие. Польская критика писала: «Особо стоит упомянуть об атмосфере, установившейся во время игры россиянина. Тепло музыки, которым он наполнил зал [Краковской] Филармонии, несомненно, проникло и в сердца слушателей, поскольку этот гениальный артист, «человек из космоса», казался нам одновременно удивительно близким». «Исполнительская техника Борисоглебского — это техника топ–класса, виртуозность его уникальна. Что поражает больше всего, так это его способность играть то нежно, то бравурно, но при этом сохранять изысканность и сосредоточенность на музыкальной линии произведения. Это — фантастика, насколько певуче его исполнение» (Goteborgs Posten, Швеция).

Никита Борисоглебский выступал со многими известными оркестрами Европы, Азии и Америки под управлением выдающихся дирижеров, среди которых Валерий Гергиев, Владимир Федосеев, Юрий Башмет, Юрий Симонов, Владимир Понькин, Александр Рудин, Дмитрий Лисс, Кшиштоф Пендерецкий, Пол Гудвин, Жилбер Варга, Окко Каму, Сакари Орамо, Эри Класс, Конрад ван Альфен, Давид Авкхам и Лионель Брингье, сотрудничал с такими музыкантами, как Сейджи Озава, Родион Щедрин, Наталия Гутман, Гидон Кремер, Огюстен Дюмэ, Андраш Шифф, Борис Березовский, Жан-Филипп Коллар, Александр Князев, Рафаэль Уоллфиш, Жан-Клод Ванден Энден, Ловро Погорелич и Давид Герингас.

Никита Борисоглебский родился в Волгодонске. Учиться игре на скрипке начал в семь лет. В 2000 году, в возрасте 14 лет поступил в Московскую консерваторию в класс Э.Д. Грача и его ассистента Т.С. Беркуль. Будучи студентом, играл в оркестре «Московия», где прошел путь от оркестранта до концертмейстера. В 2005 году Н. Борисоглебский был принят в аспирантуру.

В 2007 году он участвует в XIII Международном конкурсе имени П.И. Чайковского и становится лауреатом II премии и обладателем пяти специальных призов. С 2008 года проходит трехгодичную стажировку в Бельгии в Музыкальном колледже имени Королевы Елизаветы, а год спустя становится лауреатом конкурса имени Королевы Елизаветы в Брюсселе. В том же году он получил звание «Скрипач года» от американского Международного фонда М. Плисецкой и Р. Щедрина. 2010 год принес скрипачу победы на международных конкурсах имени Ф. Крейслера в Вене, имени Я. Сибелиуса в Хельсинки и Приз за лучшее исполнение концерта Я. Сибелиуса. В том же году газета «Музыкальное обозрение» объявила Н. Борисоглебского «Персоной года». Не менее ярким стал для скрипача и 2011 год: Итальянской Академией струнных инструментов и Обществом Антонио Страдивари ему была вручена почетная награда Virtuoso. А Международный фонд Я. Сибелиуса наградил Н. Борисоглебского Медалью Яна Сибелиуса за интерпретацию музыки композитора. В 2011–2012 годах Н. Борисоглебский продолжил обучение на курсах высшего мастерства в Музыкальной академии в Кронберге. В 2013 году стал обладателем Гран-при Monte Carlo Violin Masters (Монако).

С 2007 года артист является солистом Московской филармонии, с 2011 года — солистом крупнейшего продюсерского агентства IMG Artist (Лондон).

В сотрудничестве с бельгийским лейблом Fuga Libera Никита Борисоглебский записал два диска: Третий концерт Анри Вьетана с Королевским филармоническим оркестром Льежа под управлением Патрика Давена и монографический альбом с музыкой Эдуарда Лало с оркестром Sinfonia Varsovia, Огюстеном Дюмэ и Жаном-Филиппом Колларом. Последний диск был удостоен высокой оценки французского журнала Diapason.

Среди выступлений Никиты Борисоглебского в прошедшем сезоне — концерты с Симфоническим оркестром Борнмута, Национальным оркестром Бельгии, Оркестром Падлу (дебют в Парижской филармонии), а также оркестрами Бразилии, Китая, Японии, ЮАР и Финляндии, концерты в Москве и других российских городах, сольные выступления в Кадоган-холле и Вигмор-холле в Лондоне. В планах музыканта — концерты с филармоническими оркестрами Дуйсбурга и Загреба, гастроли по Японии с Симфоническим оркестром NHK и концерты в Рио-де-Жанейро с Бразильским симфоническим оркестром. Также состоятся его сольные концерты во многих городах Германии, Великобритании, Литвы и России.

Лукас Генюшас

«По уровню профессионализма, зрелости и музыкантской выразительности этот пианист стоит на голову выше всех, — писала о Лукасе Генюшасе пресса на XV Международном конкурсе имени П.И. Чайковского. — Феноменальное владение инструментом, феноменальное владение временем, звуком… он играет с очень точным ощущением традиции и культуры. Но при этом, это все существует как каркас, а внутри него настоящая, живая, тонкая и сложная эмоциональность и красота, которая создается здесь и сейчас».

Лукас Генюшас — потомственный музыкант, внук пианистки, знаменитого профессора В.В. Горностаевой, в классе которой он окончил Московскую консерваторию. Пианист ярко заявил о себе на многих международных конкурсах: кроме конкурса Чайковского, где он был удостоен Серебряной медали (2015), Лукас добился успеха еще на 11 музыкальных состязаниях, среди которых Международный конкурс имени Ф.Шопена в Варшаве (2010, II премия), Международный конкурс имени Дж. Бахауер в США (2010, I премия), VII молодежные Дельфийские игры России (2008, Золотая медаль) и Deutscher Pianistenpreis (2012).

Профессиональная концертная жизнь Лукаса Генюшаса началась с детских лет. Он гастролирует в городах России, Германии, Франции, Италии, Испании, Польши, Литвы, Латвии, Дании, Швеции, США, Японии, Южной Кореи, Бразилии. Выступал со многими коллективами, среди которых Симфонический оркестр Гамбурга, Шотландский симфонический оркестр Би-би-си, Симфонический оркестр Бирмингема, Заслуженный коллектив России Академический симфонический оркестр Санкт-Петербургской филармонии, оркестр Мариинского театра, Варшавский филармонический оркестр, Симфонический оркестр Трондхейма, Kremerata Baltica. Он сотрудничал с Валерием Гергиевым, Юрием Темиркановым, Михаилом Плетнёвым, Андрем Борейко, Саулюсом Сондецкисом, Гидоном Кремером, Дмитрием Ситковецким, Антони Витом, Романом Кофманом, Дмитрием Лиссом, Марио Брунелло и другими. Выступал на престижных фестивалях, в том числе в Рейнгау и Руре. Лукас Генюшас — участник многих проектов Московской филармонии, среди которых программа продвижения молодых исполнителей в Москве и регионах России «Звезды XXI века».

С 2015 года Лукас принимает участие в проекте Looking at the stars, целью которого является приобщение к классической музыке людей, находящихся в больницах, приютах, а также в тюрьмах и не имеющих возможности услышать музыку в традиционной концертной обстановке.

Сольные концерты пианиста проходили в зале «Гаво» в Париже, в зале имени Дж. Верди в Милане, театре Карло Феличе в Генуе, на престижных South Bank Centre International Piano Series в Лондоне, фестивалях в Ла Рок д’Антероне, Тулузе и Фрайбурге. Он выступал на фестивале «Шопен и его Европа» в Варшаве в сопровождении Российского национального оркестра под управлением Михаила Плетнёва и в токийском Сантори-холле с Симфоническим оркестром NHK и Туганом Сохиевым. Летом 2016 года состоялся дебютный сольный концерт Лукаса на фестивале в Вербье.

В дискографии музыканта представлено творчество Ф. Шопена, С. Рахманинова, П.И. Чайковского, В.А. Моцарта, И. Брамса, Л. ван Бетховена, И. Стравинского, В. Арзуманова, Л. Десятникова, В. Рябова.

Ян Латам-Кёниг

Ян Латам-Кёниг учился в Королевском колледже музыки в Лондоне. Свою музыкальную карьеру начинал как пианист, но в 1982 году решил полностью посвятить себя дирижированию.

Ян Латам-Кёниг выступал с крупнейшими оркестрами Европы, являлся музыкальным руководителем оркестра Порту (1989-1992), который был основан им по просьбе правительства Португалии. Сегодня часто выступает с оркестрами Италии: Театра Коммунале (Флоренция), RAI (Турин), Академии Санта-Чечилия (Рим).

Как оперный дирижер Ян Латам-Кёниг с успехом дебютировал в 1988 году на сцене Венской государственной оперы, продирижировав оперой «Макбет» Дж. Верди. С 1991 года являлся приглашенным дирижером этого театра, под его руководством прозвучало около ста опер.

Ян Латам-Кёниг постоянно сотрудничает с ведущими оперными театрами Европы — Ковент-Гарден, Опера Бастий, оперными театрами Берлина, Гамбурга, Рима и Лиссабона. В 1997–2002 годах являлся музыкальным руководителем Рейнской национальной оперы (Страсбург) и Филармонического оркестра Страсбурга. В 2005 году был назначен музыкальным руководителем Театра Массимо в Палермо. (Маэстро стал первым английским дирижером, занявшим подобную должность в одном из крупнейших итальянских театров).

C апреля 2011 года маэстро Латам-Кёниг является главным дирижером Московского театра «Новая опера» имени Е.В. Колобова, а с марта 2013 года — председателем художественно-творческой коллегии театра. В «Новой опере» Ян Латам-Кёниг дирижирует спектаклями «Лоэнгрин» и «Тристан и Изольда» Р. Вагнера, «Риголетто», «Трубадур» и «Набукко» Дж. Верди, «Таис» Ж. Массне, «Дитя и волшебство» М. Равеля, «Князь Игорь» А. Бородина. В январе 2010 года под его управлением прозвучал «Военный реквием» Б. Бриттена в рамках VI Международного фестиваля «Крещенская неделя в Новой опере».

Также Ян Латам-Кёниг является музыкальным руководителем Муниципального театра Сантьяго (Чили), Филармонического оркестра Вроцлава (Польша), фестиваля кантатно-ораториальной музыки «Вратиславские певцы» во Вроцлаве, художественным руководителем Филармонического оркестра молодых исполнителей имени Л. Яначека и Международного фестиваля искусств в Монтепульчано (Италия), главным приглашенным дирижером Королевского театра Турина.

Ознакомиться с биографией композитора и посмотреть архивные фотографии можно на сайте Государственного дома-музея Петра Ильича Чайковского в Клину. Мы рекомендуем вам совершить увлекательную экскурсию по дому-музею.

Эдвард Элгар

Эдвард Элгар почитается в Англии как национальный герой наряду с Уильямом Шекспиром, Чарльзом Диккенсом, Бернардом Шоу и Генри Пёрселлом. Музыка автора первой национальной симфонии, масштабных оркестровых и кантатно-ораториальных партитур и сегодня постоянно звучит во время торжественных событий в Букингемском дворце и в Вестминстерском аббатстве. Ежегодно в театре «Ковент-Гарден» проводится в его честь музыкальный фестиваль.

Сын владельца музыкального магазина, Эдвард Элгар (он родился в английском городке Вустер, близ Бирмингема) с детства играл на многих инструментах и пробовал сочинять музыку под руководством своего отца. В 16 лет Элгар занял место скрипача в местном любительском оркестре, а позже стал дирижером симфонического оркестра города Вустер. Свое профессиональное образование он завершил в Лондонской королевской музыкальной академии. Уже ранние сочинения Элгара свидетельствовали не только о его несомненном таланте композитора, но и о высоком мастерстве.

Подлинное признание пришло к Элгару на рубеже Х1Х — ХХ веков, когда с успехом были исполнены его оркестровые «Энигма-вариации» и оратория «Сновидение Геронтия». В 1904 году в театре «Ковент-Гарден» состоялся первый фестиваль музыки Элгара. В том же году король Эдуард VII посвятил его в рыцари. В конце жизни он удостоился высокого звания Королевского музыканта и титула баронета.

Испытав в молодости сильное влияние творчества Р. Вагнера, А. Дворжака и Р .Штрауса, Э. Элгар и в собственной музыке утвердился на позициях позднего романтизма, стяжав славу «английского Бетховена».

Смотрите также

Подпишитесь на рассылку портала «Культура.РФ»
Рассылка не содержит рекламных материалов
«Культура.РФ» — гуманитарный просветительский проект, посвященный культуре России. Мы рассказываем об интересных и значимых событиях и людях в истории литературы, архитектуры, музыки, кино, театра, а также о народных традициях и памятниках нашей природы в формате просветительских статей, заметок, интервью, тестов, новостей и в любых современных интернет-форматах.
© 2013–2024 ФКУ «Цифровая культура». Все права защищены
Контакты
Нашли опечатку? Ctrl+Enter
При цитировании и копировании материалов с портала активная гиперссылка обязательна