Юбилейный концерт в день 70-летия, Виктор Третьяков, «Новая Россия», Юрий Башмет
Выдающегося музыканта Виктора Третьякова называют символом русской скрипичной школы. В мировом музыкальном пространстве у него репутация эталонного скрипача с безупречным стилем. Виктор Третьяков признан одним из лучших исполнителей музыки П.И. Чайковского. Восторженных отзывов удостоены его интерпретации произведений Баха, Моцарта, Паганини, Сибелиуса, Брамса, Мендельсона, Шуберта, Шоссона и других композиторов, а исполнение произведений XX столетия, в первую очередь Шостаковича и Прокофьева, признаны образцовыми в отечественной исполнительской практике.
Сейчас музыкант живет и работает в Германии, но для своего юбилейного концерта он выбрал российскую столицу: 17 октября на сцене Концертного зала им. П.И. Чайковского Виктор Третьяков отметит 70-летие.
В концерте примут участие выдающиеся музыканты, давние партнеры Виктора Викторовича: Юрий Башмет, скрипачка Наталия Лихопой и виолончелист Давид Герингас.
Вадим Репин
Огненный темперамент в сочетании с безупречной техникой, поэтичность и прочувствованность интерпретаций — главные качества исполнительской манеры скрипача Вадима Репина. «Торжественность сценического облика Вадима Репина противоречит теплой общительности и глубокой выразительности его интерпретаций, это сочетание обусловило появление бренда одного из самых неотразимых на сегодняшний день музыкантов», — отмечает лондонская The Daily Telegraph. «Лучший скрипач из ныне живущих», — считает Berlin Tagesspiegel.
Вадим Репин родился в Новосибирске в 1971 году, начал занятия на скрипке в возрасте пяти лет и спустя полгода впервые выступил на сцене. Его наставником был знаменитый педагог Захар Брон.
В 11 лет Вадим завоевал Золотую медаль на Международном конкурсе имени Венявского и дебютировал с сольными концертами в Москве и Ленинграде. В 1985 г., в возрасте 14 лет, Вадим Репин выступил в Токио, Мюнхене, Берлине и Хельсинки. Год спустя состоялся его успешный дебют в нью-йоркском Карнеги-холл. В 1989 г. Вадим Репин стал самым молодым победителем престижнейшего Международного конкурса Королевы Елизаветы в Брюсселе за всю его историю.
После этой победы музыкант регулярно выступает в самых лучших залах мира с оркестрами высочайшего класса: Берлинским филармоническим, оркестрами Баварского Радио и Баварской государственной оперы, филармоническими оркестрами Лондона, Вены, Радио Франс, Лилля, Мюнхена, Вюртемберга, Роттердама, Израиля, Лос-Анджелеса, Нью-Йорка, Филадельфии, Милуоки, Чикаго, Гонконга, амстердамским Концертгебау, симфоническими оркестрами Лондона, Бостона, Чикаго, Балтимора, Детройта, Филадельфии, Монреаля, Цинциннати, Кливленда, Монреаля, оркестром миланского театра «Ла Скала», Оркестром де Пари, Заслуженным коллективом России академическим симфоническим оркестром Санкт-Петербургской филармонии, Государственным симфоническим оркестром «Новая Россия», Новосибирским академическим симфоническим оркестром и другими.
В числе дирижеров, с которыми сотрудничал скрипач — В. Ашкенази, Ю. Башмет, П. Булез, С. Бычков, Д. Гатти, В. Гергиев, Ш. Дютуа, Ж.-К. Казадезюс, Дж. Конлон, Дж. Ливайн, Ф. Луизи, К. Мазур, И. Менухин, З. Мета, Р. Мути, Н. Мэрринер, Мюнг Вун Чунг, К. Нагано, Г. Ринкявичус, М. Ростропович, С. Рэттл, О. Руднер, Э.-П. Салонен, Ю. Темирканов, К. Тилеманн, Я.-П. Тортелье, Р. Шайи, К. Эшенбах, В. Юровский, К. Ямада, М. Янсонс, Н. и П. Ярви.
«Действительно лучший, самый совершенный скрипач из тех, которых я слышал», — говорил о Репине Иегуди Менухин, записавший с ним концерты Моцарта.
Вадим Репин активно пропагандирует современную музыку. В его репертуаре Концерт Дж. Адамса, «Офферториум» С. Губайдулиной, Концерт Дж. Макмиллана (мировая премьера в мае 2010 г. с Лондонским симфоническим оркестром под управлением В. Гергиева).
Вадим Репин выступает на фестивалях ВВС Proms, Шлезвиг-Гольштейн, в Зальцбурге, Голливуде, Тэнглвуде, Равинии, Гштааде, Рейнгау, Вербье, Дубровнике, Ментоне, Кортоне, имени Паганини в Генуе, Московском Пасхальном, «Звёзды белых ночей» в Санкт-Петербурге.
Партнерами Репина в камерных программах были пианисты Марта Аргерих, Борис Березовский, Итамар Голан, Евгений Кисин, Андрей Коробейников, Ланг Ланг, Николай Луганский, Денис Мацуев, Михаил Плетнев, Жан-Ив Тибоде, альтист Юрий Башмет, виолончелисты Александр Бузлов, Готье Капюсон, Александр Князев, Миша Майский.
Многие записи Вадима Репина отмечены престижными премиями: Echo Award, Diapason d’Or, Prix Caecilia, Edison Award. В 2010 г. компакт-диск сонат для скрипки и фортепиано Франка, Грига и Яначека, записанный Вадимом Репиным совместно с Николаем Луганским, был удостоен премии BBC Music Magazine Award в номинации «Камерная музыка». Программа Carte Blanche, исполненная в парижском Лувре с участием цыганского скрипача Р. Лакатоша, награждена премией за лучшую живую запись камерной музыки.
С 2006 г. у скрипача эксклюзивный контракт с компанией Deutsche Grammophon.
В декабре 2010 г. Вадим Репин стал Кавалером ордена Искусств и литературы Франции.
Музыкант постоянно поддерживает творческие связи с Новосибирском. Он дает мастер-классы в Новосибирской специальной музыкальной школе (колледже), где учился в 1970-х — 1980-х годах, учредил три именные стипендии для ее воспитанников. В декабре 2012 г. Репин участвовал в презентации нового Большого концертного зала им. А.М. Каца Новосибирской филармонии, а 11 сентября 2013 г. солировал в официальном концерте-открытии зала (в сопровождении Новосибирского академического симфонического оркестра под управлением Владимира Спивакова).
В 2010 году был снят документальный фильм «Вадим Репин — волшебник звука» (совместное производство немецко-французского телеканала Arte и Баварского телевидения), режиссер Клаудия Вильке. Фильм рассказывает о выступлениях скрипача в Сибири, где начиналась его карьера, в Париже, Берлине и других музыкальных столицах Европы.
С 31 марта по 12 апреля 2014 г. в Новосибирске и городах Новосибирской области с огромным успехом прошел Первый Транссибирский Арт-фестиваль, организатором и художественным руководителем которого стал Вадим Репин. На фестивале прозвучала мировая премьера Концерта № 2 для скрипки с оркестром Б. Юсупова «Голоса скрипки», посвященного В. Репину (дирижировал автор).
Второй Транссибирский Арт-фестиваль Вадима Репина проходил с 22 марта по 9 апреля 2015 г. в Новосибирске, Красноярске, Омске и Москве. Музыкант участвовал в 11 концертах фестиваля. 27 марта в рамках фестиваля состоялась мировая премьера Концерта для скрипки с оркестром № 3 De Profundis Л. Ауэрбах, написанного специально для Вадима Репина. Аккомпанировал скрипачу Новосибирский академический симфонический оркестр под управлением Дмитрия Юровского.
В июне 2015 года Вадим Репин принял участие в работе жюри состязания скрипачей на XV Международном конкурсе им. П.И. Чайковского.
С 2013 года Вадим Репин играет на скрипке Guarneri del Gesù 1736 «Lafont».
Вадим Репин женат на прима-балерине Большого театра России Светлане Захаровой. Их дочери Анне 4 года.
Давид Герингас
Давид Герингас — всемирно известный виолончелист, дирижер, педагог. Его исполнительский стиль универсален и основан на сочетании и равновесии рационального и эмоционального начала, высочайшего художественного интеллекта и пылких чувств, мелодической выразительности и необычайной красоты и полноты звука.
Музыкант родился в 1946 году в Вильнюсе. Окончил Московскую консерваторию в классе М.Л. Ростроповича. Учился в Литовской Академии музыки у Ю. Домаркаса по классу дирижирования.
В 1970 году Герингас получил первую премию и золотую медаль на Международном конкурсе им. П.И. Чайковского в Москве. Благодаря этой победе началась блистательная международная карьера музыканта, длящаяся почти полвека.
В 1976 Герингас покинул СССР и обосновался в Федеративной Республике Германии. Некоторое время работал концертмейстером симфонического оркестра Северогерманского радио в Гамбурге, продолжая при этом сольные выступления.
Виолончелист выступал с самыми знаменитыми оркестрами и именитыми дирижерами мира, в числе которых Кирилл Кондрашин, Вольфганг Заваллиш, Мстислав Ростропович, Кшиштоф Пендерецкий, Владимир Федосеев, Шарль Дютуа, Владимир Ашкенази, Юрий Темирканов, Андрей Борейко, Мюнг Вун Чунг, Герберт Бломштедт, Кристоф Эшенбах, Лоуренс Фостер, Валерий Гергиев, Пааво Ярви, Саймон Рэттл, Эса-Пекка Салонен, Юкка-Пекка Сарасте, Хорст Штайн, Клаус Теннштедт, Майкл Тилсон Томас, Семен Бычков…
Герингас обладает широчайшим репертуаром — от раннего барокко до только что созданных сочинений современных авторов. Одним из первых на Западе он начал исполнять музыку композиторов-авангардистов России и Прибалтики — Э. Денисова, А. Шнитке, С. Губайдулиной, В. Суслина, А. Сендероваса, П. Васкса, Э.-С. Тюура, Л. Сумеры, В. Лаурушаса и других авторов. Первый исполнитель виолончельных концертов А. Мальциса, С. Коласанти, А. Раскатова и других сочинений композиторов-современников. Многие из них (в частности, С. Губайдулина, П. Васкс, А. Сендеровас, Э.-С. Тюур, Н. Рорем) посвятили музыканту свои произведения.
Дискография музыканта насчитывает свыше 100 компакт-дисков. Многие из них отмечены престижными наградами: Grand Prixdu Disque за запись 12 виолончельных концертов Л. Боккерини, Diapasond’Or за запись камерной музыки А. Дютийе, DeutschenSchallplattenkritik (ежегодная премия немецких критиков) за запись виолончельных концертов Х. Пфицнера и произведений для виолончели и фортепиано А. Шнитке. Gramophone за запись всех сочинений для виолончели и фортепиано Бетховена. Дважды — в 2013 и 2014 — Герингас удостоен приза EchoKlassik: за лучшую запись камерной музыки XX–XXI вв. (произведения В. Браунфельса и Р. Штрауса) и лучшую запись камерной музыки XIX в.
За пропаганду литовской музыки Давид Герингас был удостоен высших государственных наград своей страны. В 2006 году музыкант получил из рук президента ФРГ Хорста Келера одну из самых почетных государственных наград ФРГ — «Крест за заслуги» I степени, а также был удостоен звания «Представитель культуры Германии на мировой музыкальной сцене».
Д. Герингас ведет активную дирижерскую деятельность. Он стоял за пультом многих оркестров Германии (в Ростоке, Лейпциге, Йене и др.), Академического симфонического оркестра Московской филармонии, оркестра Мариинского театра, камерного состава Венского симфонического оркестра, Датского национального филармонического оркестра, Симфонического оркестра Исландии, Токийского и Китайского филармонических оркестров, камерного оркестра «Кремерата Балтика», оркестров Италии, Литвы, Нидерландов, Мексики, Коста-Рики. При этом на некоторых концертах он выступает в роли как солиста, так и дирижера.
С 2005 по 2008 гг. был главным приглашенным дирижером Симфонического оркестра Кюсю (Япония).
В 2010 году состоялся его дебют как оперного дирижера («Евгений Онегин» в Клайпеде). В 2015 году он стал музыкальным руководителем и дирижером постановки балета «Эгле, королева ужей» Э. Бальсиса в Вильнюсе.
С 1977 года Давид Герингас преподает в ведущих учебных заведениях ФРГ и Германии: Гамбургской высшей школе музыки и театра (1977–1986), затем Высшей музыкальной школе Любека, с 2001 — в Берлинской высшей школе музыки. Дает мастер-классы по всему миру, в т. ч. в знаменитой виолончельной академии в Кронберге, основанной его учителем Мстиславом Ростроповичем. Среди его учеников — Соль Габетта, Рамон Яффе, Йоханнес Мозер, Густав Ривиниус, Клаудиа Шварце, Трульс Сван, Моника Лесковар, Татьяна Васильева, Йенс Петер Майнц, Вольфганг Эмануэль Шмидт, Цзинь Чжао, Йоханнес Мозер, Максимилиан Хорнунг.
Давид Герингас — почетный профессор Московской консерватории и Центральной консерватории Пекина, почетный доктор Литовской академии музыки и театра. В сезоне 2014/2015 гг. он стал приглашенным профессором Университета Южной Калифорнии в Лос-Анджелесе и Манхэттенской школы музыки в Нью-Йорке.
В 2011 и 2015 гг. по приглашению Валерия Гергиева Давид Герингас был председателем жюри состязания виолончелистов XIV и XV конкурсов им. П.И. Чайковского.
В июле 2016 года музыкант отметил свое 70-летие. К этой дате были выпущены два юбилейных диска: «Celebrating David Geringas» и «Romantic Cello» (Шуберт, Шуман, Брамс, Р. Штраус). В нынешнем году увидел свет новый диск виолончелиста — «Soundsof Lithuania» (альбом из двух CD с произведениями литовских композиторов). Юбилейный концерт прошел 29 июля на фестивале в Сиене (Италия). В начале сезона 2016/2017 он выступил с сольными концертами на фестивалях в Рейнгау и Узедоме (Германия) Дж. Энеску в Бухаресте.
23 сентября состоялся юбилейный гала-концерт артиста в Вильнюсе с Литовским национальным симфоническим оркестром под управлением Гинтараса Ринкявичюса. На следующий день Герингас дирижировал балетом «Эгле, королева ужей» в Вильнюсском театре оперы и балета.
12 октября Герингас солировал и дирижировал Камерным оркестром Клайпеды на концерте в Берлинской филармонии. 22 октября он выступит в Санкт-Петербурге с оркестром филармонии под управлением Василия Синайского: в этот день музыкант будет удостоен звания почетного профессора Санкт-Петербургской консерватории. 20 ноября Давид Герингас даст концерт в Большом зале Московской консерватории на фестивале Vivacello.
Ближайшие мастер-классы Д. Герингаса состоятся в декабре в Берлине, в январе в Вене и в апреле в Санкт-Блазиене (Германия).
Виктор Третьяков
Виктора Третьякова без преувеличений можно назвать одним из символов русской скрипичной школы. Великолепное владение инструментом, невероятная сценическая энергетика и глубокое проникновение в стиль исполняемых произведений — все эти качества, характерные для скрипача, в течении многих лет привлекают к нему огромное количество любителей музыки во всем мире.
Начав музыкальное образование в Иркутской музыкальной школе, и продолжив его затем в Центральной музыкальной школе, Виктор Третьяков блестяще завершил его в Московской государственной консерватории в классе легендарного педагога Юрия Янкелевича.
В 1966 году Виктор Третьяков становится лауреатом I премии Международного конкурса имени П.И. Чайковского. С этого времени начинается блестящая концертная деятельность скрипача. С неизменным успехом он выступает по всему миру и как солист, и в ансамбле со многими выдающимися дирижерами и музыкантами современности, участвует во многих международных фестивалях.
География его гастролей охватывает Великобританию, США, Германию, Австрию, Польшу, Японию, Нидерланды, Францию, Испанию, Бельгию, Скандинавские страны и Латинскую Америку. Основу репертуара скрипача составляют скрипичные концерты XIX столетия (Бетховен, Мендельсон, Брамс, Брух, Чайковский); его интерпретации произведений ХХ столетия, в первую очередь — Шостаковича и Прокофьева признаны образцовыми в отечественной исполнительской практике.
Виктор Третьяков проявляет себя в разнообразной творческой деятельности: так, с 1983 по 1991 годы он возглавлял Государственный камерный оркестр СССР, став на посту художественного руководителя последователем легендарного Рудольфа Баршая. Концертные выступления Виктор Третьяков успешно сочетает с педагогической и общественной деятельностью.
Многие годы музыкант является профессором Московской консерватории и Кельнской Высшей Школы музыки; он регулярно приглашается для проведения мастер-классов, и выполняет функции председателя Благотворительного фонда имени Ю.И. Янкелевича. Скрипач также неоднократно руководил работой жюри скрипачей Международного конкурса имени Чайковского.
Текст предоставлен
Государственным симфоническим оркестром
"Новая Россия«
Юрий Башмет
Есть музыканты, которым Богом и Судьбой предназначено не только достичь самых высоких вершин в творчестве, заслужить всемирный авторитет и бесконечную любовь слушателей, но всей своей сущностью открыть новые горизонты для будущих поколений. Таким музыкантом, несомненно, является Юрий Башмет, сделавший альт одним из лидеров современного концертного исполнительства.
Юрий Башмет родился в 1953 году в Ростове-на-Дону. В 1971 году окончил Львовскую среднюю специальную музыкальную школу и поступил в Московскую консерваторию. Его педагогами были профессора В.В. Борисовский и Ф.С. Дружинин. Еще в студенческие годы музыкант стал лауреатом международных конкурсов в Будапеште (1975 г., вторая премия) и Мюнхене (1976 г., первая премия). О Башмете заговорили как о феноменально одаренном артисте. «… По совершенству трактовки и блеску звукоизвлечения его можно сравнить только с Давидом Ойстрахом…», — писала немецкая газета.
В качестве солиста Юрий Башмет выступает с лучшими симфоническими оркестрами: Berlin Philharmonic, Berlin Symphony, New York Philharmonic, Bayrische Rundfunk, San Francisco Symphony, Chicago Symphony, Boston Symphony, Wiener Philharmonic, Orchestra Radio France.
Современными композиторами, среди которых Альфред Шнитке, Эдисон Денисов, Микаэл Таривердиев, София Губайдулина, Джон Тавенер, Гия Канчели, Александр Чайковский, специально для Башмета написаны или ему посвящены более 50 произведений.
Юрий Башмет — основатель и председатель жюри первого и единственного в России Международного конкурса альтистов в Москве.
Своей дирижерской деятельностью, начавшейся в 1982 году по совету Святослава Рихтера, маэстро подтвердил блистательную репутацию харизматичного современного художника с безупречным вкусом и чувством стиля.
В 1992 году Юрий Башмет создал Камерный ансамбль «Солисты Москвы», участниками которого стали талантливые молодые музыканты — выпускники и аспиранты Московской консерватории.
В 2008 году ансамбль вместе с Юрием Башметом стал лауреатом премии «Грэмми». Это первый российский камерный ансамбль, удостоенный этой престижной премии за всю ее 50-летнюю историю.
С 2002 года Юрий Башмет — художественный руководитель и главный дирижер Государственного симфонического оркестра «Новая Россия».
Симфонические абонементы Башмета в центральных залах Москвы раскрывают масштаб творческих пристрастий музыканта. Русская музыка — Чайковский, Римский-Корсаков, Рахманинов, Прокофьев, Шостакович; европейская классика — Бах, Моцарт, Бетховен, Шуберт; современное авторы — Шнитке, Губайдулина, Канчели. Эти шедевры предстают в совершенном исполнении мастера, глубоко познавшего тайну музыкального языка и артистической свободы. Выступления оркестра за рубежом в таких странах, как Франция, Германия, Греция, Великобритания, Италия, Нидерланды, Испания, Австрия, Турция, Болгария, Индия, Финляндия, Япония вызывают всплеск восторженных отзывов: «За дирижерским пультом стоял чрезвычайно одаренный музыкант, всемирно известный альтист Юрий Башмет. Исполнение 5-й Симфонии П. Чайковского, высшего проявления русского симфонизма, было наполнено мрачной меланхолией, нежной лирикой и неукротимым темпераментом… Исполнение было исключительно ясно и прозрачно вплоть до мельчайших деталей, до тончайшего Pianissimo. Оркестр продемонстрировал высшую степень мастерства в непрерывной гибкости звука. Результатом стало захватывающее и волнующее ощущение выстраданной музыки. Во второй части меланхолия хватала за душу, а глубоко прочувствованное великолепное соло рога заставило заплакать некоторых слушателей. Сказочно-прекрасная интерпретация получила бурное одобрение публики» (NACHRICHTEN, Линц, Австрия).
Кино- и телекомпаниями разных стран (Англия, Франция, Россия) снято несколько фильмов о его творчестве. Сам Маэстро — автор и ведущий телепрограммы «Вокзал Мечты».
Многолетняя творческая дружба и многочисленные совместные концерты связывали Юрия Башмета и Святослава Рихтера, и после смерти Рихтера, бывшего на протяжении 16 лет художественным руководителем легендарных «Декабрьских вечеров», Юрий Башмет стал его преемником. Помимо этого, одного из крупнейших музыкальных фестивалей в мире, Маэстро возглавляет музыкальные фестивали «Эльба — музыкальный остров Европы» (Италия), Зимний фестиваль классической музыки в Сочи, Музыкальные фестивали Юрия Башмета в Минске (Беларусь), Ярославле, Хабаровске и Пензе.
Юрий Башмет — руководитель Детской музыкальной академии стран СНГ в Новокуйбышевске, где его именем названа Детская музыкальная школа № 1, и Юношеской музыкальной академии стран СНГ во Львове (Украина).
В 2012 году под артистическим руководством Юрия Башмета впервые был создан Всероссийский юношеский симфонический оркестр. «Путевку в жизнь» от экспертного жюри получили 79 юных музыкантов в возрасте от 9 до 21 года из 28 городов России.
Созданный музыкантом Международный Благотворительный Фонд учредил Международную премию им. Д. Шостаковича за выдающиеся достижения в области мирового искусства, которая присуждена Гидону Кремеру, Томасу Квастхоффу, Виктору Третьякову, Валерию Гергиеву, Анне-Софи Муттер, Ольге Бородиной, Ирине Антоновой, Наталии Гутман, Евгению Кисину, Максиму Венгерову, Алексею Ратманскому, Ефиму Бронфману, Денису Мацуеву, Тан Дуну.
Юрий Башмет участник многих крупнейших благотворительных акций мирового значения: в Карнеги-холле (с участием Элтона Джона и Стиви Уандера), в Лондоне (памяти принцессы Дианы) и концертов, сборы от которых были направлены в фонды помощи пострадавшим от стихийных бедствий в Армении, Японии, в фонды помощи детям-инвалидам.
С 2009 года Юрий Башмет является Первым Послом XXII зимних Олимпийских игр в городе Сочи.
По выражению издания The Times: «Юрий Башмет, без сомнения, — один из величайших ныне живущих музыкантов».
Иоганнес Брамс
По масштабу творческой личности И. Брамса часто сравнивают с двумя другими великими фигурами немецкой музыки — Бахом и Бетховеном — ибо искусство каждого их них знаменует кульминацию целой эпохи в истории музыки.
Во второй половине 19-го века Брамс явился наиболее глубоким и последовательным продолжателем классических традиций, обогатившим их новым романтическим содержанием.
В сочинениях композитора обобщается музыкальный опыт нескольких столетий. Нити, соединяющие произведения Брамса с музыкой предшествующих эпох, тянутся не только к классике, но и проникают в глубь значительно дальше. Средневековые церковные лады, канонические ухищрения старых нидерландцев, стиль Палестрины — все это воскресает в композициях Брамса. Фугами, мотетами a cappella, хоральными прелюдиями и пассакалиями он приближается к творениям Баха, грандиозной «Триумфальной песнью» — к ораториям Генделя. Музыка Брамса, наследующая романтический психологизм Шумана, вбирает в себя и правдивую простоту народной песни, и по-новому «выстроенную» шубертовскую первозданность, и мудрость откровений позднего Бетховена. Выбирая жизнеспособное и устойчивое, Брамс никому не подражает, а создает синтез, живой и перспективный, рассчитанный «на вечные времена».
Приверженность Брамса к старым формам привела к тому, что радикальная «новонемецкая веймарская школа», члены которой группировались вокруг Листа и Вагнера, упрекала его в реакционном образе мыслей. Действительно, Брамсу было многое чуждо в творчестве его современников-новаторов. Увлечение театром и музыкальной драмой не стало близким его одухотворенной, ушедшей в себя натуре. Программная музыка осталась тоже вне интересов композитора. Не стал он продолжателем «лейпцигской школы», которая после деятельности ярких представителей Шумана и Мендельсона стала оплотом рутины и академизма.
Композитор отразил в своих произведениях сложный душевный мир современника. Его музыка воспевает свободу личности, нравственную стойкость, мужество, она полна тревоги за судьбу человека, проникнута беспокойной порывистостью, мятежным чувством, ей присущи душевная отзывчивость, порой она обретает эпическую мощь. В музыке Брамса как бы два полюса — бурно протестующее, «взрывчатое» начало и интимная задушевная лирика широкого дыхания. Страсть и нежность, порыв и отчаяние сплетаются в единый клубок противоречий. Но верный ученик и последователь венских классиков, Брамс поставил перед собой трудную задачу — кипящую лаву романтических чувств облечь в стройные классические формы, умерить лирическую взволнованность рациональным, взвешенным наблюдением. В этом сочетании классического с романтическим, в его усложненном претворении заключается своеобразие творчества Брамса.
Макс Брух
Макс Христиан Фридрих Брух (6 января 1838, Кёльн — 2 октября 1920, Фриденау, ныне район Берлина) — немецкий композитор и дирижер.
Сын певицы Вильгельмины Брух, от которой и получил первые уроки музыки. Учился у Фердинанда Хиллера (1853-1857), затем занимался в Лейпциге у Карла Райнеке.
В 1862–1864 гг. работал в Мангейме, здесь написал оперу «Лорелея» (1863). Вторая редакция кантаты «Фритьоф» (1864) принесла Бруху первый успех. В 1865–1867 гг. музикдиректор в Кобленце, в 1867–1870 гг. руководитель придворного оркестра Зондерсхаузена, затем работал в Берлине и Бонне. В 1880–1883 гг. возглавлял оркестр Ливерпульского Королевского филармонического общества — один из ведущих музыкальных коллективов Великобритании; в дальнейшем ещё раз вернулся в Великобританию как дирижер, встав на два года (1898-1900) у руля Шотландского оркестра.
В 1890–1910 гг. преподавал в Берлинской Высшей школе музыки, где его учениками были, в частности, Отторино Респиги, Оскар Штраус и Ральф Воан-Уильямс.
При жизни Бруха определённой популярностью пользовались его масштабные хоровые полотна — «Одиссей» (1872) и «Огненный крест» (нем. Das Feuerkreuz; 1899). Со временем, однако, в фокусе внимания исполнителей и аудитории остались, главным образом, симфонические сочинения Бруха: его скрипичные концерты (особенно первый — Op. 26, 1868, — входящий в стандартный скрипичный репертуар), «Шотландская фантазия» для скрипки с оркестром (Op. 46, 1880), пьеса «Кол нидрей» для виолончели с оркестром (Op. 57, 1881) на тему еврейских литургических мелодий (прежде всего, собственно псалма Кол нидрей).
Вольфганг Амадей Моцарт
Вольфганг Амадей Моцарт, полное имя Иоганн Хризостом Вольфганг Теофил Моцарт (27 января 1756, Зальцбург — 5 декабря 1791, Вена) — австрийский композитор, капельмейстер, скрипач-виртуоз, клавесинист, органист. По свидетельству современников, обладал феноменальным музыкальным слухом, памятью и способностью к импровизации. Моцарт широко признан одним из величайших композиторов: его уникальность состоит в том, что он работал во всех музыкальных формах своего времени и во всех достиг наивысшего успеха. Наряду с Гайдном и Бетховеном, принадлежит к наиболее значительным представителям Венской классической школы.
Моцарт родился 27 января 1756 года в Зальцбурге, бывшем тогда столицей Зальцбургского архиепископства, теперь этот город находится на территории Австрии. На второй день после рождения он был крещен в соборе святого Руперта. Запись в книге крещений дает его имя на латыни как Johannes Chrysostomus Wolfgangus Theophilus (Gottlieb) Mozart. В этих именах первые два слова — имя святого Иоанна Златоуста, не использующееся в повседневной жизни, а четвертое при жизни Моцарта варьировалось: лат. Amadeus, нем. Gottlieb, итал. Amadeo, что значит «возлюбленный Богом». Сам Моцарт предпочитал, чтобы его называли Вольфганг.
Музыкальные способности Моцарта проявились в очень раннем возрасте, когда ему было около трех лет. Его отец Леопольд был одним из ведущих европейских музыкальных педагогов. Его книга «Опыт основательной скрипичной школы» (нем. Versuch einer gründlichen Violinschule) была опубликована в 1756 году — в год рождения Моцарта, выдержала много изданий и была переведена на множество языков, в том числе и на русский. Отец обучил Вольфганга основам игры на клавесине, скрипке и органе.
В Лондоне малолетний Моцарт был предметом научных исследований, а в Голландии, где во время постов строго изгонялась музыка, для Моцарта было сделано исключение, так как в его необычайном даровании духовенство усматривало перст Божий.
В 1762 году отец Моцарта предпринял с сыном и дочерью Анной, также замечательной исполнительницей на клавесине, артистическое путешествие в Мюнхен и Вену, а затем и во многие другие города Германии, Париж, Лондон, Голландию, Швейцарию. Всюду Моцарт возбуждал удивление и восторг, выходя победителем из труднейших испытаний, которые ему предлагались людьми как сведущими в музыке, так и дилетантами. В 1763 году изданы в Париже первые сонаты Моцарта для клавесина и скрипки. С 1766 по 1769 годы, живя в Зальцбурге и Вене, Моцарт изучал творчество Генделя, Страделла, Кариссими, Дуранте и других великих мастеров. По повелению императора Иосифа II Моцарт написал за несколько недель оперу «Мнимая простушка» (итал. La Finta semplice), но члены итальянской труппы, в руки которых попало это произведение 12-летнего композитора, не пожелали исполнять музыку мальчика, и их интриги были столь сильны, что его отец не решился настаивать на исполнении оперы.
1770–1774 годы Моцарт провел в Италии. В 1771 году в Милане, опять же при противодействии театральных импресарио, все же была поставлена опера Моцарта «Митридат, царь Понтийский» (итал. Mitridate, Re di Ponto), которая была принята публикой с большим энтузиазмом. С таким же успехом была дана и вторая его опера, «Lucio Sulla» (Луций Сулла) (1772 год). Для Зальцбурга Моцарт написал «Сон Сципиона» (итал. Il sogno di Scipione), по поводу избрания нового архиепископа, 1772 год, для Мюнхена — оперу «La bella finta Giardiniera», 2 мессы, офферторий (1774 год). Когда ему минуло 17 лет, среди его произведений насчитывались уже 4 оперы, несколько духовных стихотворений, 13 симфоний, 24 сонаты, не говоря о массе более мелких композиций.
В 1775–1780 годах, несмотря на заботы о материальном обеспечении, бесплодную поездку в Мюнхен, Мангейм и Париж, потерю матери, Моцарт написал, среди прочего, 6 клавирных сонат, концерт для флейты и арфы, большую симфонию № 31 D-dur, прозванную Парижской, несколько духовных хоров, 12 балетных номеров.
В 1779 году Моцарт получил место придворного органиста в Зальцбурге (сотрудничал с Михаэлем Гайдном). 26 января 1781 года в Мюнхене с огромным успехом была поставлена опера «Идоменей». С «Идоменея» начинается реформа лирико-драматического искусства. В этой опере видны еще следы староитальянской opera seria (большое число колоратурных арий, партия Идаманта, написанная для кастрата), но в речитативах и в особенности в хорах ощущается новое веяние. Большой шаг вперед замечается и в инструментовке. Во время пребывания в Мюнхене Моцарт написал для мюнхенской капеллы офферторий «Misericordias Domini» — один из лучших образцов церковной музыки конца XVIII века. С каждой новой оперой творческая сила и новизна приемов Моцарта проявлялись все ярче и ярче. Опера «Похищение из сераля» (нем. Die Entführung aus dem Serail), написанная по поручению императора Иосифа II в 1782 году, была принята с энтузиазмом и вскоре получила большое распространение в Германии, где ее стали считать первой национальной немецкой оперой. Она была написана во время романтических отношений Моцарта с Констанцей Вебер, которая впоследствии стала его женой.
Несмотря на успех Моцарта, его материальное положение было не блестящим. Оставив место органиста в Зальцбурге и пользуясь скудными щедротами венского двора, Моцарт для обеспечения своей семьи должен был давать уроки, сочинять контрдансы, вальсы и даже пьесы для стенных часов с музыкой, играть на вечерах венской аристократии (отсюда его многочисленные концерты для фортепиано). Оперы «L’oca del Cairo» (1783 год) и «Lo sposo deluso» (1784 год) остались неоконченными.
В 1783–1785 годах созданы 6 знаменитых струнных квартетов, которые Моцарт посвятил Йозефу Гайдну, мастеру этого жанра, и которые тот принял с величайшим почтением. К этому же времени относится его оратория «Davide penitente» (Кающийся Давид).
С 1786 года начинается необычайно плодовитая и неустанная деятельность Моцарта, которая была главной причиной расстройства его здоровья. Примером невероятной быстроты сочинения может служить опера «Женитьба Фигаро», написанная в 1786 году в 6 недель и, тем не менее, поражающая мастерством формы, совершенством музыкальной характеристики, неиссякаемым вдохновением. В Вене «Женитьба Фигаро» прошла почти незамеченной, но в Праге она вызвала необычайный восторг. Не успел соавтор Моцарта Лоренцо да Понте закончить либретто «Женитьбы Фигаро», как ему пришлось по требованию композитора спешить с либретто «Дон-Жуана», которого Моцарт писал для Праги. Это великое произведение, не имеющее аналогов в музыкальном искусстве, увидело свет в 1787 году в Праге и имело еще больший успех, чем «Женитьба Фигаро».
Гораздо меньший успех выпал на долю этой оперы в Вене, вообще относившейся к Моцарту холоднее, чем другие центры музыкальной культуры. Звание придворного композитора с содержанием в 800 флоринов (1787 год), было весьма скромной наградой за все труды Моцарта. Тем не менее, он был привязан к Вене, и когда в 1789 году, посетив Берлин, он получил приглашение стать во главе придворной капеллы Фридриха-Вильгельма II с содержанием в 3 тысячи талеров, то все же не решился оставить Вену.
Однако множество исследователей жизни Моцарта утверждают, что ему не было предложено место при прусском дворе. Фридрих Вильгельм II лишь сделал заказ на шесть простых фортепьянных сонат для своей дочери и шесть струнных квартетов для него самого. Моцарт не хотел признавать, что поездка в Пруссию провалилась, и сделал вид, будто Фридрих Вильгельм II пригласил его на службу, но из уважения к Иосифу II он от места отказался. Заказ, полученный в Пруссии, придавал его словам видимость правды. Денег, вырученных во время поездки, было мало. Их едва хватило на уплату долга в 100 гульденов, которые были взяты у брата масона Гофмеделя на дорожные расходы.
После «Дон-Жуана» Моцарт сочиняет 3 наиболее известные симфонии: № 39 ми-бемоль мажор (KV 543), № 40 соль минор (KV 550) и № 41 до мажор «Юпитер» (KV 551), написанные в течение полутора месяцев в 1788 году; из них в особенности знамениты две последние. В 1789 году Моцарт посвятил прусскому королю струнный квартет с партией концертирующей виолончели (ре мажор).
После смерти императора Иосифа II (1790 год) материальное положение Моцарта оказалось настолько безвыходным, что он должен был уехать из Вены от преследований кредиторов и артистическим путешествием хоть немного поправить свои дела. Последними операми Моцарта были «Così fan tutte» (1790 год), «Милосердие Тита» (1791 год), заключающая в себе чудные страницы, несмотря на то, что была написана в 18 дней для коронации императора Леопольда II, и наконец, «Волшебная флейта» (1791 год), имевшая колоссальный успех, чрезвычайно быстро распространившийся. Эта опера, в старых изданиях скромно названная опереттой, вместе с «Похищением из Сераля» послужила основанием самостоятельного развития национальной немецкой оперы. В обширной и разнообразной деятельности Моцарта опера занимает самое видное место. В мае 1791 года Моцарт поступил на неоплачиваемую должность ассистента капельмейстера Кафедрального собора Святого Стефана, рассчитывая занять место капельмейстера после смерти тяжелобольного Леопольда Хофмана; Хофман, однако, его пережил.
Мистик по натуре, Моцарт много работал для церкви, но великих образцов в этой области он оставил немного: кроме «Misericordias Domini» — «Ave verum corpus» (KV 618), (1791 год) и величественно-горестный Реквием (KV 626), над которым Моцарт неустанно, с особенной любовью, работал в последние дни жизни. Интересна история написания «Реквиема». Незадолго до смерти Моцарта посетил некий таинственный незнакомец во всем черном и заказал ему «Реквием» (траурную заупокойную мессу). Как установили биографы композитора, это был граф Франц фон Вальзегг-Штуппах, решивший выдать купленное сочинение за собственное. Моцарт погрузился в работу, но недобрые предчувствия не покинули его. Таинственный незнакомец в черной маске, «черный человек» неотступно стоит перед его глазами. Композитору начинает казаться, что эту заупокойную мессу он пишет для себя… Работу над незавершенным «Реквиемом», по сегодняшний день потрясающим слушателей скорбным лиризмом и трагической выразительностью, закончил его ученик Франц Ксавер Зюсмайер, ранее принимавший некоторое участие в сочинении оперы «Милосердие Тита».
Умер Моцарт 5 декабря в 00:55 ночи 1791 года от неустановленной болезни. Тело его нашли вздутым, мягким и эластичным, как это бывает при отравлениях. Этот факт, а также некоторые другие обстоятельства, связанные с последними днями жизни великого композитора, дали основание некоторым биографам отстаивать именно эту версию причины его смерти. В настоящее время большинство исследователей считает ее несостоятельной. Похоронен Моцарт был в Вене, на кладбище Святого Марка в общей могиле, так что само место захоронения осталось неизвестным. В память о композиторе на девятый день после его смерти в Праге при огромном стечении народа 120 музыкантами исполнялся «Реквием» Антонио Розетти.
Отличительной чертой творчества Моцарта является удивительное сочетание строгих, ясных форм с глубокой эмоциональностью. Уникальность его творчества состоит в том, что он не только писал во всех существовавших в его эпоху формах и жанрах, но и в каждом из них оставил произведения непреходящего значения. Музыка Моцарта обнаруживает множество связей с разными национальными культурами (особенно итальянской), тем не менее она принадлежит национальной венской почве и носит печать творческой индивидуальности великого композитора.
Моцарт — один из величайших мелодистов. Его мелодика сочетает черты австрийской и немецкой народной песенности с певучестью итальянской кантилены. Несмотря на то, что его произведения отличаются поэтичностью и тонким изяществом, в них часто встречаются мелодии мужественного характера, с большим драматическим пафосом и контрастными элементами.
Особое значение Моцарт придавал опере. Его оперы — целая эпоха в развитии этого вида музыкального искусства. Наряду с Глюком, он был величайшим реформатором жанра оперы, но в отличие от него, основой оперы считал музыку. Моцарт создал совершенно иной тип музыкальной драматургии, где оперная музыка находится в полном единстве с развитием сценического действия. Как следствие — в его операх нет однозначно положительных и отрицательных персонажей, характеры живые и многогранные, показаны взаимоотношения людей, их чувства и стремления. Наиболее популярными стали оперы «Свадьба Фигаро», «Дон Жуан» и «Волшебная флейта».
Большое внимание Моцарт уделял симфонической музыке. Благодаря тому, что на протяжении своей жизни он работал параллельно над операми и симфониями, его инструментальная музыка отличается певучестью оперной арии и драматической конфликтностью. Наиболее популярными стали три последние симфонии — № 39, № 40 и № 41 («Юпитер»). Также Моцарт стал одним из создателей жанра классического концерта.
Камерно-инструментальное творчество Моцарта представлено разнообразными ансамблями (от дуэтов до квинтетов) и произведениями для фортепиано (сонаты, вариации, фантазии). Моцарт отказался от клавесина и клавикорда, обладающих по сравнению с фортепиано более слабым звуком. Фортепианная манера Моцарта отличается элегантностью, отчетливостью, тщательной отделкой мелодии и аккомпанемента.
Композитором создано множество духовных произведений: мессы, кантаты, оратории, а также знаменитый Реквием.
Тематический каталог сочинений Моцарта, с примечаниями, составленный Кехелем («Chronologisch-thematisches Verzeichniss sämmtlicher Tonwerke W. A. Mozart´s», Лейпциг, 1862), представляет том в 550 страниц. По исчислению Кехеля, Моцарт написал 68 духовных произведений (мессы, оффертории, гимны и пр.), 23 произведения для театра, 22 сонаты для клавесина, 45 сонат и вариаций для скрипки и клавесина, 32 струнных квартета, около 50 симфоний, 55 концертов и пр., в общей сложности 626 произведений.
Государственный симфонический оркестр "Новая Россия«
Государственный симфонический оркестр «Новая Россия» был создан в 1990 году указом Правительства Российской Федерации. В 2002 году за дирижерский пульт встал Юрий Башмет, открывший качественно новую страницу в истории коллектива. Оркестр под руководством Маэстро приобрел свою неповторимую манеру исполнения, которую отличает творческая раскрепощенность, смелость интерпретации в сочетании с поразительной одухотворенностью исполнения, глубокое, насыщенное звучание.
С оркестром сотрудничают прославленные дирижеры и исполнители, среди которых Валерий Гергиев, Тан Дун, Александр Лазарев, Саулюс Сондецкис, Дэвид Стерн, Лучано Акочелла, Теодор Курентзис, Владимир Ашкенази, Андрес Мустонен, Рауф Абдуллаев, Эмил Табаков, Максим Венгеров, Жан Люк Понти, Барри Дуглас, Питер Донохоу, Денис Мацуев, Елизавета Леонская, Борис Березовский, Владимир Овчинников, Виктор Третьяков, Гидон Кремер, Вадим Репин, Анне-Софи Муттер, Сергей Крылов, Кристоф Барати, Виктория Муллова, Наталия Гутман, Давид Герингас, Сергей Антонов, Александр Князев, сэр Джеймс Голуэй, Дебора Войт, Анна Нетребко, Лора Клейкомб, Пласидо Доминго, Монтсеррат Кабалье, Анна Катерина Антоначчи, Патриция Чьофи, Элина Гаранча, Анита Рачвелишвили, Мерав Барнеа, артисты балета Ульяна Лопаткина, Николай Цискаридзе, Илзе Лиепа, актеры Константин Хабенский, Сергей Безруков.
С 2002 года оркестр дал более 650 концертов в России и за рубежом. Музыкантам «Новой России» рукоплескали слушатели в городах Поволжья, Золотого кольца, Урала, Сибири, Московской области, Прибалтики, Азербайджана, Белоруссии и Украины, а также Австрии, Болгарии, Великобритании, Германии, Нидерландов, Греции, Индии, Испании, Италии, Польши, Турции, Финляндии, Франции, Швейцарии, Японии, Южной Кореи.
«Оркестр продемонстрировал исключительное качество: абсолютную слаженность, точность и разнообразие глубины звука, полного нежности, страсти и безудержного накала» (CorrieredellaSera). «Исполнение было исключительно ясно и прозрачно вплоть до мельчайших деталей, до тончайшего Pianissimo. Оркестр продемонстрировал высшую степень мастерства в непрерывной гибкости звука. Результатом стало захватывающее и волнующее ощущение выстраданной музыки» (NeuesVolksblatt, Линц).
Репертуар оркестра обширен и разнообразен. В нем сочетаются классика и современность, музыка разных стилей и жанров. Оркестр исполнил премьеры сочинений таких композиторов, как Дж. К. Менотти, А. Шнитке, Э. Денисов, М. Таривердиев, С. Губайдулина, Г. Канчели, А. Чайковский, Тан Дун, Ж.Л. Понти, Т. Такемицу, М. Фелдман, И. Райхельсон, Х. Ротт, Э. Табаков, А. Балтин, В. Комаров, Б. Франкштейн, Г. Бузоглы, В. Беляев.
Особое место в репертуарной политике оркестра занимают концерты для детей и юношества. «Новая Россия» — постоянный участник детских филармонических абонементов, концертов с участием юных солистов, благотворительных и образовательных акций.
Оркестр — постоянный участник Зимнего музыкального фестиваля Юрия Башмета в Сочи, Фестиваля Мстислава Ростроповича, Московского Пасхального фестиваля, международных фестивалей Юрия Башмета в Ярославле, Ростове-на Дону и Минске.
Оркестр принял активное участие в подготовке и проведении культурной программы XXII Зимних Олимпийских игр в Сочи. Были записаны Олимпийский гимн, государственные гимны России и стран-участниц Олимпиады. Оркестр под управлением Юрия Башмета выступил с концертом на заседании Олимпийского комитета, на котором присутствовали президент России Владимир Путин, президент МОК Томас Бах и главы стран-участниц соревнований. Под аккомпанемент Государственного симфонического оркестра «Новая Россия» под руководством Юрия Башмета был поднят Олимпийский флаг и прошла церемония открытия Олимпийских игр. «Произведения великих российских композиторов в их современном прочтении рисовали музыкальное полотно церемонии, по масштабу сопоставимое с самой Олимпиадой» («Русский век»).
В сезоне 2016/17 оркестр представляет в Московской филармонии три абонементных цикла: в Концертном зале имени П.И. Чайковского, Большом зале Консерватории и Концертном зале имени С.В. Рахманинова «Филармонии-2». Принимает также участие в абонементах «Оперные шедевры», «Звезды мировой оперы в Москве», «Великие фортепианные концерты», «Великие инструментальные концерты», «И слово в музыке звучит», «Симфоджаз братьев Ивановых», в абонементах для детей и юношества «Музыка, живопись, жизнь» и «По странам и континентам».
С оркестром выступают Юрий Башмет (в качестве дирижера и солиста), Дмитрий Ситковецкий (Великобритания, в качестве дирижера и солиста), дирижеры Александр Ведерников, Юстус Франтц (Германия), Адриан Прабава (Германия), Жан-Мари Зетуини (Франция), Вячеслав Валеев, Денис Власенко, Игорь Разумовский, Димитрис Ботинис, Ксения Жарко, Валентин Урюпин, солисты Николай Луганский, Борис Березовский, Элисо Вирсаладзе, Елизавета Леонская (Австрия), Валерий Афанасьев (Франция), Виктор Третьяков, Наталья Лихопой, Гайк Казазян, Давид Герингас (Германия), Николас Альтштадт (Германия), Торлейф Тедеен (Швеция), Борис Андрианов, Мари-Николь Лемьё (Канада), Анита Рачвелишвили (Грузия), Джон Брэнси (США), Чарльз Кастроново (США), Ульяна Алексюк и другие.