Всероссийский виртуальный концертный зал Открытие сезона трансляций в филармонии России
10 сентября концертом Юрия Башмета и камерного оркестра «Солисты Москвы» откроется новый сезон Всероссийского виртуального концертного зала. Это специальный социальный проект Министерства культуры России и Московской филармонии, призванный объединить страну средствами музыки, создать возможность для жителей отдалённых регионов слушать концерты в исполнении известных российских коллективов и солистов.
Вместе с московской публикой слушать произведения Моцарта и Чайковского в исполнении Юрия Башмета и оркестра «Солисты Москвы» будут жители более 30 городов и поселков России. А за счет трансляции в интернете аудитория концерта станет международной.
Андрей Поскробко
Андрей Поскробко родился в Минске. В 16 лет стал победителем Республиканского конкурса и дипломантом Международного конкурса скрипачей имени К. Липиньского в Польше. Окончил Московскую консерваторию по классу профессора И. Бочковой и ассистентуру-стажировку. Стал лауреатом нескольких международных конкурсов. В качестве солиста гастролировал в Великобритании, Германии, Нидерландах, Франции и в городах России.
В настоящее время Андрей Поскробко — артист Камерного ансамбля «Солисты Москвы», принимал участие в крупнейших международных фестивалях камерной музыки, в том числе в Париже, Туре, Руане, Гавре и Биарицце (Франция), Кройте, Роландсеке и Эльмау (Германия), Риме, Венеции, Равенне и на о. Эльба (Италия), в Бате и Лондоне (Англия), Праге (Чехия) и Кракове (Польша), где его партнерами по сцене были многие известные музыканты.
Текст предоставлен
Государственным симфоническим оркестром
«Новая Россия»
Юрий Башмет
Есть музыканты, которым Богом и Судьбой предназначено не только достичь самых высоких вершин в творчестве, заслужить всемирный авторитет и бесконечную любовь слушателей, но всей своей сущностью открыть новые горизонты для будущих поколений. Таким музыкантом, несомненно, является Юрий Башмет, сделавший альт одним из лидеров современного концертного исполнительства.
Юрий Башмет родился в 1953 году в Ростове-на-Дону. В 1971 году окончил Львовскую среднюю специальную музыкальную школу и поступил в Московскую консерваторию. Его педагогами были профессора В.В. Борисовский и Ф.С. Дружинин. Еще в студенческие годы музыкант стал лауреатом международных конкурсов в Будапеште (1975 г., вторая премия) и Мюнхене (1976 г., первая премия). О Башмете заговорили как о феноменально одаренном артисте. «… По совершенству трактовки и блеску звукоизвлечения его можно сравнить только с Давидом Ойстрахом…», — писала немецкая газета.
В качестве солиста Юрий Башмет выступает с лучшими симфоническими оркестрами: Berlin Philharmonic, Berlin Symphony, New York Philharmonic, Bayrische Rundfunk, San Francisco Symphony, Chicago Symphony, Boston Symphony, Wiener Philharmonic, Orchestra Radio France.
Современными композиторами, среди которых Альфред Шнитке, Эдисон Денисов, Микаэл Таривердиев, София Губайдулина, Джон Тавенер, Гия Канчели, Александр Чайковский, специально для Башмета написаны или ему посвящены более 50 произведений.
Юрий Башмет — основатель и председатель жюри первого и единственного в России Международного конкурса альтистов в Москве.
Своей дирижерской деятельностью, начавшейся в 1982 году по совету Святослава Рихтера, маэстро подтвердил блистательную репутацию харизматичного современного художника с безупречным вкусом и чувством стиля.
В 1992 году Юрий Башмет создал Камерный ансамбль «Солисты Москвы», участниками которого стали талантливые молодые музыканты — выпускники и аспиранты Московской консерватории.
В 2008 году ансамбль вместе с Юрием Башметом стал лауреатом премии «Грэмми». Это первый российский камерный ансамбль, удостоенный этой престижной премии за всю ее 50-летнюю историю.
С 2002 года Юрий Башмет — художественный руководитель и главный дирижер Государственного симфонического оркестра «Новая Россия».
Симфонические абонементы Башмета в центральных залах Москвы раскрывают масштаб творческих пристрастий музыканта. Русская музыка — Чайковский, Римский-Корсаков, Рахманинов, Прокофьев, Шостакович; европейская классика — Бах, Моцарт, Бетховен, Шуберт; современное авторы — Шнитке, Губайдулина, Канчели. Эти шедевры предстают в совершенном исполнении мастера, глубоко познавшего тайну музыкального языка и артистической свободы. Выступления оркестра за рубежом в таких странах, как Франция, Германия, Греция, Великобритания, Италия, Нидерланды, Испания, Австрия, Турция, Болгария, Индия, Финляндия, Япония вызывают всплеск восторженных отзывов: «За дирижерским пультом стоял чрезвычайно одаренный музыкант, всемирно известный альтист Юрий Башмет. Исполнение 5-й Симфонии П. Чайковского, высшего проявления русского симфонизма, было наполнено мрачной меланхолией, нежной лирикой и неукротимым темпераментом… Исполнение было исключительно ясно и прозрачно вплоть до мельчайших деталей, до тончайшего Pianissimo. Оркестр продемонстрировал высшую степень мастерства в непрерывной гибкости звука. Результатом стало захватывающее и волнующее ощущение выстраданной музыки. Во второй части меланхолия хватала за душу, а глубоко прочувствованное великолепное соло рога заставило заплакать некоторых слушателей. Сказочно-прекрасная интерпретация получила бурное одобрение публики» (NACHRICHTEN, Линц, Австрия).
Кино- и телекомпаниями разных стран (Англия, Франция, Россия) снято несколько фильмов о его творчестве. Сам Маэстро — автор и ведущий телепрограммы «Вокзал Мечты».
Многолетняя творческая дружба и многочисленные совместные концерты связывали Юрия Башмета и Святослава Рихтера, и после смерти Рихтера, бывшего на протяжении 16 лет художественным руководителем легендарных «Декабрьских вечеров», Юрий Башмет стал его преемником. Помимо этого, одного из крупнейших музыкальных фестивалей в мире, Маэстро возглавляет музыкальные фестивали «Эльба — музыкальный остров Европы» (Италия), Зимний фестиваль классической музыки в Сочи, Музыкальные фестивали Юрия Башмета в Минске (Беларусь), Ярославле, Хабаровске и Пензе.
Юрий Башмет — руководитель Детской музыкальной академии стран СНГ в Новокуйбышевске, где его именем названа Детская музыкальная школа № 1, и Юношеской музыкальной академии стран СНГ во Львове (Украина).
В 2012 году под артистическим руководством Юрия Башмета впервые был создан Всероссийский юношеский симфонический оркестр. «Путевку в жизнь» от экспертного жюри получили 79 юных музыкантов в возрасте от 9 до 21 года из 28 городов России.
Созданный музыкантом Международный Благотворительный Фонд учредил Международную премию им. Д. Шостаковича за выдающиеся достижения в области мирового искусства, которая присуждена Гидону Кремеру, Томасу Квастхоффу, Виктору Третьякову, Валерию Гергиеву, Анне-Софи Муттер, Ольге Бородиной, Ирине Антоновой, Наталии Гутман, Евгению Кисину, Максиму Венгерову, Алексею Ратманскому, Ефиму Бронфману, Денису Мацуеву, Тан Дуну.
Юрий Башмет участник многих крупнейших благотворительных акций мирового значения: в Карнеги-холле (с участием Элтона Джона и Стиви Уандера), в Лондоне (памяти принцессы Дианы) и концертов, сборы от которых были направлены в фонды помощи пострадавшим от стихийных бедствий в Армении, Японии, в фонды помощи детям-инвалидам.
С 2009 года Юрий Башмет является Первым Послом XXII зимних Олимпийских игр в городе Сочи.
По выражению издания The Times: «Юрий Башмет, без сомнения, — один из величайших ныне живущих музыкантов».
Ознакомиться с биографией композитора и посмотреть архивные фотографии можно на сайте Государственного дома-музея Петра Ильича Чайковского в Клину. Мы рекомендуем вам совершить увлекательную экскурсию по дому-музею.
Вольфганг Амадей Моцарт
Вольфганг Амадей Моцарт, полное имя Иоганн Хризостом Вольфганг Теофил Моцарт (27 января 1756, Зальцбург — 5 декабря 1791, Вена) — австрийский композитор, капельмейстер, скрипач-виртуоз, клавесинист, органист. По свидетельству современников, обладал феноменальным музыкальным слухом, памятью и способностью к импровизации. Моцарт широко признан одним из величайших композиторов: его уникальность состоит в том, что он работал во всех музыкальных формах своего времени и во всех достиг наивысшего успеха. Наряду с Гайдном и Бетховеном, принадлежит к наиболее значительным представителям Венской классической школы.
Моцарт родился 27 января 1756 года в Зальцбурге, бывшем тогда столицей Зальцбургского архиепископства, теперь этот город находится на территории Австрии. На второй день после рождения он был крещен в соборе святого Руперта. Запись в книге крещений дает его имя на латыни как Johannes Chrysostomus Wolfgangus Theophilus (Gottlieb) Mozart. В этих именах первые два слова — имя святого Иоанна Златоуста, не использующееся в повседневной жизни, а четвертое при жизни Моцарта варьировалось: лат. Amadeus, нем. Gottlieb, итал. Amadeo, что значит «возлюбленный Богом». Сам Моцарт предпочитал, чтобы его называли Вольфганг.
Музыкальные способности Моцарта проявились в очень раннем возрасте, когда ему было около трех лет. Его отец Леопольд был одним из ведущих европейских музыкальных педагогов. Его книга «Опыт основательной скрипичной школы» (нем. Versuch einer gründlichen Violinschule) была опубликована в 1756 году — в год рождения Моцарта, выдержала много изданий и была переведена на множество языков, в том числе и на русский. Отец обучил Вольфганга основам игры на клавесине, скрипке и органе.
В Лондоне малолетний Моцарт был предметом научных исследований, а в Голландии, где во время постов строго изгонялась музыка, для Моцарта было сделано исключение, так как в его необычайном даровании духовенство усматривало перст Божий.
В 1762 году отец Моцарта предпринял с сыном и дочерью Анной, также замечательной исполнительницей на клавесине, артистическое путешествие в Мюнхен и Вену, а затем и во многие другие города Германии, Париж, Лондон, Голландию, Швейцарию. Всюду Моцарт возбуждал удивление и восторг, выходя победителем из труднейших испытаний, которые ему предлагались людьми как сведущими в музыке, так и дилетантами. В 1763 году изданы в Париже первые сонаты Моцарта для клавесина и скрипки. С 1766 по 1769 годы, живя в Зальцбурге и Вене, Моцарт изучал творчество Генделя, Страделла, Кариссими, Дуранте и других великих мастеров. По повелению императора Иосифа II Моцарт написал за несколько недель оперу «Мнимая простушка» (итал. La Finta semplice), но члены итальянской труппы, в руки которых попало это произведение 12-летнего композитора, не пожелали исполнять музыку мальчика, и их интриги были столь сильны, что его отец не решился настаивать на исполнении оперы.
1770–1774 годы Моцарт провел в Италии. В 1771 году в Милане, опять же при противодействии театральных импресарио, все же была поставлена опера Моцарта «Митридат, царь Понтийский» (итал. Mitridate, Re di Ponto), которая была принята публикой с большим энтузиазмом. С таким же успехом была дана и вторая его опера, «Lucio Sulla» (Луций Сулла) (1772 год). Для Зальцбурга Моцарт написал «Сон Сципиона» (итал. Il sogno di Scipione), по поводу избрания нового архиепископа, 1772 год, для Мюнхена — оперу «La bella finta Giardiniera», 2 мессы, офферторий (1774 год). Когда ему минуло 17 лет, среди его произведений насчитывались уже 4 оперы, несколько духовных стихотворений, 13 симфоний, 24 сонаты, не говоря о массе более мелких композиций.
В 1775–1780 годах, несмотря на заботы о материальном обеспечении, бесплодную поездку в Мюнхен, Мангейм и Париж, потерю матери, Моцарт написал, среди прочего, 6 клавирных сонат, концерт для флейты и арфы, большую симфонию № 31 D-dur, прозванную Парижской, несколько духовных хоров, 12 балетных номеров.
В 1779 году Моцарт получил место придворного органиста в Зальцбурге (сотрудничал с Михаэлем Гайдном). 26 января 1781 года в Мюнхене с огромным успехом была поставлена опера «Идоменей». С «Идоменея» начинается реформа лирико-драматического искусства. В этой опере видны еще следы староитальянской opera seria (большое число колоратурных арий, партия Идаманта, написанная для кастрата), но в речитативах и в особенности в хорах ощущается новое веяние. Большой шаг вперед замечается и в инструментовке. Во время пребывания в Мюнхене Моцарт написал для мюнхенской капеллы офферторий «Misericordias Domini» — один из лучших образцов церковной музыки конца XVIII века. С каждой новой оперой творческая сила и новизна приемов Моцарта проявлялись все ярче и ярче. Опера «Похищение из сераля» (нем. Die Entführung aus dem Serail), написанная по поручению императора Иосифа II в 1782 году, была принята с энтузиазмом и вскоре получила большое распространение в Германии, где ее стали считать первой национальной немецкой оперой. Она была написана во время романтических отношений Моцарта с Констанцей Вебер, которая впоследствии стала его женой.
Несмотря на успех Моцарта, его материальное положение было не блестящим. Оставив место органиста в Зальцбурге и пользуясь скудными щедротами венского двора, Моцарт для обеспечения своей семьи должен был давать уроки, сочинять контрдансы, вальсы и даже пьесы для стенных часов с музыкой, играть на вечерах венской аристократии (отсюда его многочисленные концерты для фортепиано). Оперы «L’oca del Cairo» (1783 год) и «Lo sposo deluso» (1784 год) остались неоконченными.
В 1783–1785 годах созданы 6 знаменитых струнных квартетов, которые Моцарт посвятил Йозефу Гайдну, мастеру этого жанра, и которые тот принял с величайшим почтением. К этому же времени относится его оратория «Davide penitente» (Кающийся Давид).
С 1786 года начинается необычайно плодовитая и неустанная деятельность Моцарта, которая была главной причиной расстройства его здоровья. Примером невероятной быстроты сочинения может служить опера «Женитьба Фигаро», написанная в 1786 году в 6 недель и, тем не менее, поражающая мастерством формы, совершенством музыкальной характеристики, неиссякаемым вдохновением. В Вене «Женитьба Фигаро» прошла почти незамеченной, но в Праге она вызвала необычайный восторг. Не успел соавтор Моцарта Лоренцо да Понте закончить либретто «Женитьбы Фигаро», как ему пришлось по требованию композитора спешить с либретто «Дон-Жуана», которого Моцарт писал для Праги. Это великое произведение, не имеющее аналогов в музыкальном искусстве, увидело свет в 1787 году в Праге и имело еще больший успех, чем «Женитьба Фигаро».
Гораздо меньший успех выпал на долю этой оперы в Вене, вообще относившейся к Моцарту холоднее, чем другие центры музыкальной культуры. Звание придворного композитора с содержанием в 800 флоринов (1787 год), было весьма скромной наградой за все труды Моцарта. Тем не менее, он был привязан к Вене, и когда в 1789 году, посетив Берлин, он получил приглашение стать во главе придворной капеллы Фридриха-Вильгельма II с содержанием в 3 тысячи талеров, то все же не решился оставить Вену.
Однако множество исследователей жизни Моцарта утверждают, что ему не было предложено место при прусском дворе. Фридрих Вильгельм II лишь сделал заказ на шесть простых фортепьянных сонат для своей дочери и шесть струнных квартетов для него самого. Моцарт не хотел признавать, что поездка в Пруссию провалилась, и сделал вид, будто Фридрих Вильгельм II пригласил его на службу, но из уважения к Иосифу II он от места отказался. Заказ, полученный в Пруссии, придавал его словам видимость правды. Денег, вырученных во время поездки, было мало. Их едва хватило на уплату долга в 100 гульденов, которые были взяты у брата масона Гофмеделя на дорожные расходы.
После «Дон-Жуана» Моцарт сочиняет 3 наиболее известные симфонии: № 39 ми-бемоль мажор (KV 543), № 40 соль минор (KV 550) и № 41 до мажор «Юпитер» (KV 551), написанные в течение полутора месяцев в 1788 году; из них в особенности знамениты две последние. В 1789 году Моцарт посвятил прусскому королю струнный квартет с партией концертирующей виолончели (ре мажор).
После смерти императора Иосифа II (1790 год) материальное положение Моцарта оказалось настолько безвыходным, что он должен был уехать из Вены от преследований кредиторов и артистическим путешествием хоть немного поправить свои дела. Последними операми Моцарта были «Così fan tutte» (1790 год), «Милосердие Тита» (1791 год), заключающая в себе чудные страницы, несмотря на то, что была написана в 18 дней для коронации императора Леопольда II, и наконец, «Волшебная флейта» (1791 год), имевшая колоссальный успех, чрезвычайно быстро распространившийся. Эта опера, в старых изданиях скромно названная опереттой, вместе с «Похищением из Сераля» послужила основанием самостоятельного развития национальной немецкой оперы. В обширной и разнообразной деятельности Моцарта опера занимает самое видное место. В мае 1791 года Моцарт поступил на неоплачиваемую должность ассистента капельмейстера Кафедрального собора Святого Стефана, рассчитывая занять место капельмейстера после смерти тяжелобольного Леопольда Хофмана; Хофман, однако, его пережил.
Мистик по натуре, Моцарт много работал для церкви, но великих образцов в этой области он оставил немного: кроме «Misericordias Domini» — «Ave verum corpus» (KV 618), (1791 год) и величественно-горестный Реквием (KV 626), над которым Моцарт неустанно, с особенной любовью, работал в последние дни жизни. Интересна история написания «Реквиема». Незадолго до смерти Моцарта посетил некий таинственный незнакомец во всем черном и заказал ему «Реквием» (траурную заупокойную мессу). Как установили биографы композитора, это был граф Франц фон Вальзегг-Штуппах, решивший выдать купленное сочинение за собственное. Моцарт погрузился в работу, но недобрые предчувствия не покинули его. Таинственный незнакомец в черной маске, «черный человек» неотступно стоит перед его глазами. Композитору начинает казаться, что эту заупокойную мессу он пишет для себя… Работу над незавершенным «Реквиемом», по сегодняшний день потрясающим слушателей скорбным лиризмом и трагической выразительностью, закончил его ученик Франц Ксавер Зюсмайер, ранее принимавший некоторое участие в сочинении оперы «Милосердие Тита».
Умер Моцарт 5 декабря в 00:55 ночи 1791 года от неустановленной болезни. Тело его нашли вздутым, мягким и эластичным, как это бывает при отравлениях. Этот факт, а также некоторые другие обстоятельства, связанные с последними днями жизни великого композитора, дали основание некоторым биографам отстаивать именно эту версию причины его смерти. В настоящее время большинство исследователей считает ее несостоятельной. Похоронен Моцарт был в Вене, на кладбище Святого Марка в общей могиле, так что само место захоронения осталось неизвестным. В память о композиторе на девятый день после его смерти в Праге при огромном стечении народа 120 музыкантами исполнялся «Реквием» Антонио Розетти.
Отличительной чертой творчества Моцарта является удивительное сочетание строгих, ясных форм с глубокой эмоциональностью. Уникальность его творчества состоит в том, что он не только писал во всех существовавших в его эпоху формах и жанрах, но и в каждом из них оставил произведения непреходящего значения. Музыка Моцарта обнаруживает множество связей с разными национальными культурами (особенно итальянской), тем не менее она принадлежит национальной венской почве и носит печать творческой индивидуальности великого композитора.
Моцарт — один из величайших мелодистов. Его мелодика сочетает черты австрийской и немецкой народной песенности с певучестью итальянской кантилены. Несмотря на то, что его произведения отличаются поэтичностью и тонким изяществом, в них часто встречаются мелодии мужественного характера, с большим драматическим пафосом и контрастными элементами.
Особое значение Моцарт придавал опере. Его оперы — целая эпоха в развитии этого вида музыкального искусства. Наряду с Глюком, он был величайшим реформатором жанра оперы, но в отличие от него, основой оперы считал музыку. Моцарт создал совершенно иной тип музыкальной драматургии, где оперная музыка находится в полном единстве с развитием сценического действия. Как следствие — в его операх нет однозначно положительных и отрицательных персонажей, характеры живые и многогранные, показаны взаимоотношения людей, их чувства и стремления. Наиболее популярными стали оперы «Свадьба Фигаро», «Дон Жуан» и «Волшебная флейта».
Большое внимание Моцарт уделял симфонической музыке. Благодаря тому, что на протяжении своей жизни он работал параллельно над операми и симфониями, его инструментальная музыка отличается певучестью оперной арии и драматической конфликтностью. Наиболее популярными стали три последние симфонии — № 39, № 40 и № 41 («Юпитер»). Также Моцарт стал одним из создателей жанра классического концерта.
Камерно-инструментальное творчество Моцарта представлено разнообразными ансамблями (от дуэтов до квинтетов) и произведениями для фортепиано (сонаты, вариации, фантазии). Моцарт отказался от клавесина и клавикорда, обладающих по сравнению с фортепиано более слабым звуком. Фортепианная манера Моцарта отличается элегантностью, отчетливостью, тщательной отделкой мелодии и аккомпанемента.
Композитором создано множество духовных произведений: мессы, кантаты, оратории, а также знаменитый Реквием.
Тематический каталог сочинений Моцарта, с примечаниями, составленный Кехелем («Chronologisch-thematisches Verzeichniss sämmtlicher Tonwerke W. A. Mozart´s», Лейпциг, 1862), представляет том в 550 страниц. По исчислению Кехеля, Моцарт написал 68 духовных произведений (мессы, оффертории, гимны и пр.), 23 произведения для театра, 22 сонаты для клавесина, 45 сонат и вариаций для скрипки и клавесина, 32 струнных квартета, около 50 симфоний, 55 концертов и пр., в общей сложности 626 произведений.
Камерный ансамбль «Солисты Москвы»
Камерный ансамбль «Солисты Москвы» был создан Юрием Башметом в 1986 году. В 1992-м состав ансамбля полностью обновился: Ю. Башмет собрал коллектив фактически заново, пригласив талантливую молодежь — выпускников, студентов и аспирантов Московской консерватории.
В своем нынешнем статусе «Солисты Москвы» дебютировали 19 мая 1992 года на сцене Большого зала Московской консерватории, а через день, 21 мая — на сцене Парижского зала «Плейель».
«Солисты Москвы» — коллектив истинных единомышленников. Безупречное чувство ансамбля музыкантов, не одно десятилетие играющих вместе, сочетается с яркой индивидуальностью каждого артиста (многие из них — известные солисты, лауреаты международных конкурсов). Идеальное взаимопонимание между дирижером и музыкантами во время совместного музицирования создает уникальную ауру и ощущение рождения исполняемой музыки «здесь и сейчас», что делает неповторимым каждое выступление коллектива.
Мировая пресса отмечает ансамбль как один из лучших в этом жанре, называя его «голосом своей страны».
В репертуаре «Солистов Москвы» — свыше 350 шедевров отечественной и мировой классики и редко звучащих произведений XVII–XX столетий: от Баха и Моцарта до Шнитке и Денисова. Ансамбль постоянно исполняет сочинения Канчели, Губайдулиной, А. Чайковского и других композиторов — наших современников.
За прошедшие четверть века «Солисты Москвы» сыграли около 2000 концертов. Их искусству рукоплескали более чем в 50 странах Европы и Азии, Северной и Латинской Америки, в Австралии и Новой Зеландии. «Солисты Москвы» с успехом выступали на самых известных концертных сценах мира: Карнеги-холл в Нью-Йорке, Консертгебау в Амстердаме, Сантори-холл в Токио, Барбикан-холл в Лондоне, «Тиволи» в Копенгагене, зал Берлинской филармонии, Музикферайн в Вене, «Академия Санта- Чечилия» в Риме, Сиднейский оперный театр, Большой зал Московской консерватории.
Ансамбль участвует в «Променад-концертах» в лондонском Альберт-холле, концертных сериях Prestige de la Musik в парижском «Плейель», Sony-Classical в Театре на Елисейских Полях. Коллектив — желанный гость на таких престижных форумах, как «Музыкальные недели в Туре» и фестиваль Мстислава Ростроповича в Эвиане (Франция), «Эльба — музыкальный остров Европы» и фестиваль в Равенне (Италия), фестивали в Монтре (Швейцария), Бате (Англия), Сиднее (Австралия), Габале (Азербайджан), Фестиваль камерных оркестров мира в Омске, «Декабрьские вечера Святослава Рихтера» и «Посвящение Олегу Кагану» в Москве.
С 2008 года ансамбль ежегодно принимает участие в Зимнем фестивале искусств в Сочи, художественным руководителем которого является Юрий Башмет.
«Солисты Москвы» участвуют в Московском международном конкурсе альтистов Юрия Башмета и в его фестивалях в Ярославле, Хабаровске, Ростове-на-Дону, Минске, на Сейшельских островах. В январе 2013 года ансамбль выступил на юбилейном фестивале, посвященном 60-летию маэстро. В феврале 2014-го «Солисты Москвы» стали участниками культурной программы XXII Зимних Олимпийских игр в Сочи.
Концерты ансамбля неоднократно транслировались и записывались ведущими радиостанциями мира: ВВС, Баварским радио, Радио Франс, японской корпорацией NHK.
С коллективом выступали Святослав Рихтер, Мстислав Ростропович, Наталия Гутман, Виктор Третьяков, Гидон Кремер, Ефим Бронфман, Олег Майзенберг, Максим Венгеров, Вадим Репин, Дмитрий Ситковецкий, Сергей Крылов, Сара Чанг, Кристоф Барати, Шломо Минц, Барбара Хендрикс, Джеймс Галуэй, Линн Хэррел, Марио Брунелло, Борис Андрианов, Александр Бузлов, Томас Квастхофф, Анна Нетребко, Ольга Бородина, Джесси Норман, Игорь Бутман, Фридрих Липс и многие другие прославленные солисты. Одним из ярких событий в биографии коллектива стала совместная с М. Ростроповичем и Г. Кремером запись мировой премьеры «Концерта на троих» Шнитке.
В 2008 году ансамбль был удостоен премии Grammy в номинации «Лучшее выступление в составе малого ансамбля» за запись музыки И. Стравинского и С. Прокофьева. Кроме того, «Солисты» трижды номинировались на Grammy: в 1994 году за диск с записью произведений Д. Шостаковича и И. Брамса, в 2006 г. за диск с записью камерных симфоний Д. Шостаковича, Г. Свиридова и М. Вайнберга, а в 2009 г. — за запись произведений японских и китайских композиторов.
В 2007 г. в честь своего 15-летия «Солисты Москвы» совершили беспрецедентный тур по России, дав 42 концерта в 39 городах. Один из концертов — в Североморске — состоялся на крейсере «Петр Великий». Во время этого турне, в Уфе, музыканты сыграли свой 1000-й концерт.
По случаю 20-летия ансамбля зимой 2011–2012 гг. состоялось грандиозное мировое турне, во время которого «Солисты» выступили в Лондоне, Берлине, Милане, Хельсинки, Вашингтоне, Торонто, Сингапуре, Токио, Пекине, Шанхае и других городах мира: 80 концертов в 30 странах пяти континентов.
В 2009 г. ансамбль провел новое турне по городам России, играя на инструментах работы Страдивари из Государственной коллекции уникальных музыкальных инструментов. Подобной чести не был удостоен ни один из российских коллективов. В сезоне 2013/14 «Солисты Москвы» совершили подобный тур по столицам стран Европы.
В сезоне 2016/17 Камерный ансамбль «Солисты Москвы» проведет масштабный юбилейный тур, посвященный 25-летию коллектива. Выступления запланированы более чем в 50 городах России: от Дальнего Востока до Калининграда, от Архангельска до Ставрополя и Краснодара. Заключительные концерты пройдут в Санкт-Петербурге и Москве.
Главная цель масштабного тура — познакомить с уникальным искусством Камерного ансамбля «Солисты Москвы» и Юрия Башмета максимальное число отечественных слушателей и дать им возможность всем сердцем внимать удивительному миру классики, знакомясь с ней в ее блестящем многообразии.
Генеральный партнер ансамбля «Солисты Москвы» — ОАО «НОВАТЭК» — крупнейший независимый производитель природного газа в России. С момента образования в 1994 году Компания уделяет особое внимание реализации проектов, направленных на поддержку отечественной культуры, сохранение и возрождение национальных ценностей и духовного наследия России, популяризацию российского искусства среди жителей нашей страны и интеграцию его в мировое культурное пространство.
Долгосрочные партнерские отношения связывают ОАО «НОВАТЭК» с ведущими культурными центрами и творческими коллективами России. Среди них: Государственный Русский музей и Музеи Московского Кремля, Московский музей современного искусства, Мультимедиа Арт Музей/Москва и Всероссийский юношеский симфонический оркестр под руководством Юрия Башмета и другие.
Проводимые Компанией благотворительные акции и мероприятия в области культуры позволяют тысячам и тысячам людей не только в России, но и далеко за ее пределами приобщиться к шедеврам отечественного и мирового искусства.
Спонсор ансамбля — Bosco di Ciliegi. Группа компаний Bosco di Ciliegi была основана в 1991 году и сегодня является одним из лидеров розничной торговли товарами класса люкс в России. C 2001 года Bosco di Ciliegi проводит ежегодный открытый фестиваль искусств «Черешневый лес». Bosco di Ciliegi является генеральным партнером Олимпийской команды России и Официальным поставщиком экипировки национальной олимпийской сборной на Олимпийских играх с 2002 года. На Олимпийских играх 2016 года в Рио-де-Жанейро стала официальным экипировщиком Международного Олимпийского комитета.