12+

110 лет со дня рождения Д.Д. Шостаковича

2016
108 мин
Россия
Начать просмотр

Московская филармония отмечает 110-летие со дня рождения Дмитрия Дмитрия Шостаковича.

25 сентября, в день рождения композитора, Московская филармония представляет специальную программу, посвященную этой дате. Три произведения — отражение трех разных эпох в творчестве Шостаковича. Юбилейная программа предоставляет редкую возможность услышать два фортепианных концерта Шостаковича в один вечер; солистами выступят Денис Мацуев (фортепиано) и Владислав Лаврик (труба). Государственный симфонический оркестр Республики Татарстан и дирижер Александр Сладковский приглашены к участию в концерте не случайно: недавно они закончили запись всех симфоний и инструментальных концертов Шостаковича для фирмы «Мелодия».

Прямую трансляцию юбилейного вечера осуществляет телеканал «Культура», видеозапись концерта будет доступна на сайте meloman.ru.

Концерт №1 для фортепиано и солирующей трубы с оркестром

Дмитрий Шостакович (1906 — 1975)
Концерт №1 для фортепиано и солирующей трубы с оркестром (1933)
Allegretto
Lento
Moderato
Allegro con brio

Над Концертом Шостакович работал с марта по июль 1933 года. Премьера состоялась 15 октября в Большом зале Ленинградской филармонии; дирижировал Фриц Штидри, партию трубы исполнил Александр Шмидт, партию фортепиано — автор. Хотя партия солирующей трубы в сочинении необыкновенно важна, его нельзя назвать двойным концертом, где роли двух инструментов равноценны. По словам биографа композитора Кшиштофа Мейера, «труба — то ли солирующая, то ли аккомпанирующая, выступающая только время от времени, да к тому же с причудливыми, пародийно звучащими мотивами».

Как отмечают исследователи, Концерт — одно из наиболее стилистически пестрых сочинений Шостаковича: Манашир Якубов говорил о нем «как о дерзком прорыве в эстетику постмодернизма». Анна Зондерегер сравнивает партитуру с лоскутным одеялом, предлагая рассматривать ее «сквозь призму увлекательной игры по составлению целого из музыкальных «чужих слов» и каламбуров». «Лишь в немногих более ранних произведениях Шостаковича можно найти столько разнородных стилистических элементов, и редкое его сочинение содержит столько пародийности, иронии и вместе с тем банального тематизма», — утверждает Кшиштоф Мейер.

Действительно, Концерт полон явных и скрытых цитат из Баха, Моцарта, Гайдна, Грига, Вебера, Малера, Чайковского, оставаясь при этом абсолютно цельным и индивидуальным произведением. Среди источников цитат — бетховенское рондо «Ярость по поводу потерянного гроша». Его тему Шостакович использовал в каденции, которой поначалу писать не планировал: она появилась по настоятельной просьбе пианиста Льва Оборина, ставшего наряду с автором одним из первых исполнителей Концерта. Сочинением также заинтересовался Сергей Прокофьев, собиравшийся сыграть Концерт в Париже, но дело до этого так и не дошло. Сегодня Концерт — одно из наиболее известных и часто звучащих сочинений Шостаковича.

Концерт №2 для фортепиано с оркестром

Концерт №2 для фортепиано с оркестром (1957)
Allegro
Andante
Allegro

«Сочиняю плохо, — писал Шостакович Эдисону Денисову в феврале 1957 года. — Закончил фортепианный концерт, не имеющий никакой художественно-идейной ценности». Второй концерт Шостакович посвятил сыну, завершавшему обучение в Центральной музыкальной школе при Московской консерватории. «На окончание школы я выпросил у отца фортепианный концерт. Он мне его посвятил, и я был первым его исполнителем. Я его играл и на окончании школы, и на поступлении в консерваторию», — рассказывал Максим Шостакович. Премьера состоялась в день его рождения, 10 мая 1957 года, в Большом зале Московской консерватории. Государственным симфоническим оркестром дирижировал Николай Аносов.

Если Первому фортепианному концерту свойственно стилистическое разнообразие, то Второму, напротив, — интонационное единство. Оба концерта отличаются непринужденностью и жизнерадостностью, но Первый более дерзок, Второй же более традиционен и так не удивляет неожиданными поворотами повествования. Вступает фагот, присоединяются кларнеты и гобои, затем фортепиано — сразу устанавливается домашний, интимный тон. Второй концерт уступает Первому в новаторстве, превосходя его в лирическом отношении: Andante открывает одна из красивейших тем Шостаковича-мелодиста. За второй частью без перерыва следует третья, где композитор позволил себе семейную шутку: он цитирует одно из популярнейших упражнений Шарля Луи Ганона, подчеркивая юный возраст пианиста, которому посвящено сочинение.

Сам Шостакович неоднократно исполнял оба фортепианных концерта; в 1958 году он сыграл и записал их в Париже с Оркестром французского радио и ТВ (ныне — Национальный оркестр Франции) под управлением Андре Клюитанса. Эти выступления стали последними для Шостаковича-пианиста. В свою очередь, Максим Шостакович исполнял Второй концерт не только как пианист, но и как дирижер: солистом был его сын, Дмитрий Шостакович-младший.

Симфония №5

Симфония №5 (1937)
Moderato
Allegretto
Largo
Allegro non troppo

Хотя любую из симфоний Шостаковича имеет смысл рассматривать в тесной связи с предыдущей и последующей, Пятая обязана появлением на свет не столько Четвертой, сколько совсем другому сочинению. Пятая симфония как таковая не родилась бы без оперы «Леди Макбет Мценского уезда» и ее разгромной критики. В нынешнем году — 80 лет с момента появления статей «Сумбур вместо музыки» и «Балетная фальшь», ставших одними из самых знаменитых в истории примеров государственного вмешательства в дела искусства. Продиктованные Сталиным статьи нанесли тяжелейший удар по операм и балетам Шостаковича, подкосив его творчески и личностно: он готовился к худшему, ждал ареста, хотя работы не прекращал. Вскоре была закончена Четвертая симфония, однако ее премьера была отменена и состоялась лишь четверть века спустя. Шостакович же, оставаясь гением музыкального театра, больше не писал ни опер, ни балетов.

Работу над Пятой симфонией композитор начал в апреле 1937 года, в июле партитура была завершена. Осенью Шостакович представил симфонию коллегам, сыграв ее в четыре руки с Никитой Богословским в Ленинградском Союзе композиторов. Премьеру запланировали в рамках декады советской музыки, посвященной 20-летию Октябрьской революции; симфонию готовил молодой дирижер Евгений Мравинский. 16 ноября, на открытии декады, Шостакович сыграл Первый фортепианный концерт, 21 ноября состоялась премьера симфонии. Автора ждал триумф: публика не расходилась около получаса, приветствуя не только симфонию, но и автора, все еще официально не реабилитированного. Вскоре симфония была признана шедевром на высочайшем уровне; в печати ее высоко оценили Алексей Толстой и Александр Фадеев, сам Мравинский назвал ее «явлением мирового значения». Поздравительное письмо композитору прислал даже скупой на похвалу Сергей Прокофьев.

Каким же образом Шостаковичу удалось создать симфонию, которая помогла ему реабилитироваться, но при этом не была бы компромиссом? По словам Левона Акопяна, «Художник, оказавшись перед лицом экзистенциальной катастрофы, охваченный отчаянием и страхом, обращается за помощью к духовным предкам, к великим теням прошлого, — излишне говорить, насколько эта ситуация характерна для сталинской эпохи… Шостакович выступает как верный продолжатель австро-немецкой традиции, освященной именами Гайдна, Бетховена, Шуберта, Брукнера». В предыдущих сочинениях Шостакович смело экспериментировал с формой и выразительными средствами; в Пятой, не наступая себе на горло, он представил результаты своих сложных поисков в традиционной форме четырехчастной романтической симфонии. Для официальных кругов ее мажорный финал звучал более чем приемлемо, особенно в дни Октябрьской годовщины; публике же навязчивый мажор давал безграничные возможности для размышлений о том, что имел в виду автор, и дает до сих пор.

С Пятой началось многолетнее сотрудничество композитора с Евгением Мравинским, под управлением которого прошли также премьеры Шестой, Восьмой, Девятой, Десятой, Двенадцатой симфоний. Признание симфонии на государственном уровне обещало Шостаковичу и его коллегам около десяти лет спокойной работы, а успех сочинения у публики подтверждал правильность выбранного автором пути.

Илья Овчинников

Владислав Лаврик

Владислав Лаврик родился в Запорожье в 1980 году. В 2003 году окончил Московскую государственную консерваторию имени П.И. Чайковского (класс профессора Юрия Усова, позже — доцента Юрия Власенко), а затем аспирантуру. По окончании второго курса консерватории музыкант был приглашен в Российский национальный оркестр и в 2001 году в возрасте 20 лет занял место концертмейстера группы труб. С 2009 года Владислав Лаврик совмещает сольную карьеру и работу в оркестре с дирижерской деятельностью. Владислав Лаврик — лауреат нескольких международных конкурсов.

Музыкант выступает по всему миру с сольными программами, а также вместе с известными оркестрами и дирижерами, среди которых Михаил Плетнёв, Александр Ведерников, Александр Сладковский, Юрий Башмет, Константин Орбелян, Максим Шостакович, Карло Понти, Дмитрий Лисс. Многие современные композиторы доверили ему первое исполнение своих произведений для трубы. В качестве солиста В. Лаврик появляется на лучших сценах мира, принимает участие в различных фестивалях в России и за ее пределами. В их числе: «Европалия» в Брюсселе, WCU Trumpetfestival в США, «Международная неделя консерваторий» в Санкт-Петербурге, «Звезды на Байкале» в Иркутске, Crescendo, Большой фестиваль РНО, «Возвращение». Владислав Лаврик является артистом фирмы Yamaha в России.

В 2005 году на базе Российского национального оркестра исполнитель организовал брасс-квинтет и стал его художественным руководителем. Ансамбль успешно гастролирует на ведущих площадках России и за рубежом.

C 2008 года музыкант преподает в Московской консерватории, а также регулярно проводит мастер-классы. В 2011 году он выступил на ежегодной конференции Международной гильдии трубачей (ITG), после чего был приглашен в состав совета директоров гильдии как представитель России.

В качестве дирижера Владислав Лаврик работал с ведущими оркестрами России: Российским национальным оркестром, Госоркестром России имени Е.Ф. Светланова, Государственным симфоническим оркестром «Новая Россия», Симфоническим оркестром Министерства обороны РФ, Московским камерным оркестром Musica Viva, Государственным камерным оркестром Самарской филармонии, Государственным симфоническим оркестром Удмуртии и другими. В 2013 году в качестве дирижера и солиста он участвовал в постановках музыкального спектакля для детей «Коты Эрмитажа» на музыку Криса Брубека. Представления прошли в Национальной галерее искусств в Вашингтоне и в театре музея Эрмитаж в Санкт-Петербурге. В июле 2015 года он встал за пульт РНО на гастролях в Южной Корее, Гонконге и Японии, где в качестве солиста выступал Михаил Плетнёв.

Записи музыканта были выпущены на радио и компакт-дисках. Среди них — запись Первого концерта Шостаковича для фортепиано с оркестром, сделанная совместно с Владимиром Крайневым под управлением Максима Шостаковича. В 2011 году вышел сольный альбом трубача «Размышление», записанный с оркестром Министерства обороны РФ.

В марте 2016 года Указом Президента РФ Владислав Лаврик был удостоен Премии Президента Российской Федерации для молодых деятелей культуры за 2015 год — за вклад в развитие традиций и популяризацию духового искусства.

В августе 2016 года Владислав Лаврик был назначен главным дирижеромКамерного оркестра Оренбургской филармонии.

Денис Мацуев

Имя Дениса Мацуева неразрывно связано с традициями легендарной русской фортепианной школы, неизменным качеством концертных программ, новаторством творческих концепций и глубиной художественных интерпретаций.

Среди партнеров Дениса Мацуева по сцене — всемирно известные коллективы США (Нью-Йоркский филармонический, симфонические оркестры Чикаго, Филадельфии, Питтсбурга), Германии (оркестры Берлинской филармонии, Баварского радио, лейпцигский Gewandhaus, Западногерманского радио), Франции (Национальный оркестр, Оркестр де Пари и Филармонический оркестр Французского радио), Великобритании (оркестр ВВС, Лондонский симфонический, Лондонский филармонический, Королевский филармонический и оркестр «Филармония»), а также амстердамский Concertgebouw, оркестр Мариинского театра, Симфонический оркестр Монреаля, Оркестр театра Ла Скала, Национальный оркестр Академии Санта-Чечилия, Венский симфонический, Израильский и Роттердамский филармонические, Симфонический оркестр Осло, Национальный оркестр Бельгии, оркестр Swiss Romande, Люцернский симфонический и Европейский камерный оркестры.

В 2010 году Нью-Йоркский филармонический оркестр представил публике в Avery Fischer Hall свой 15000-й концерт — рубеж, который не удавалось преодолеть до этого ни одному из когда-либо существовавших симфонических оркестров. Денис Мацуев был приглашен для участия в качестве солиста. Дирижировал Валерий Гергиев.

Тесные творческие контакты связывают Дениса Мацуева с выдающимися дирижерами современности — такими, как В. Гергиев, Ю. Темирканов, М. Янсонс, З. Мета, К. Мазур, П. Ярви, А. Паппано, Ш. Дютуа, А. Гилберт, В. Федосеев, Ю. Башмет, М. Плетнев, Ю. Симонов, В. Спиваков, Л. Слаткин, И. Фишер, С. Бычков, Дж. Нозеда, Мюнг-Вун Чунг, Ю.-П. Сарасте, М. Хонек и многими другими.

В этом сезоне — концерты с Оркестром Мариинского театра и Валерием Гергиевым в США, Испании и Франции, с Йомиури Ниппон и Юрием Темиркановым в Японии, с Оркестром города Лиона и Леонардом Слаткиным, с Национальным оркестром Венгрии и Золтаном Кочишем, выступления в Австрии и Германии, сольные концерты в рамках Фортепианного фестиваля в Руре (Klavier Festival Ruhr) и фестиваля «Флорентийский музыкальный май» (Maggio Musicale Fiorentino).

В рамках американского тура музыкант выступает с сольными концертами в Бостоне, Вашингтоне и Нью-Йорке в Carnegie Hall (в серии Keyboard Virtuosos). В Европе сольные концерты проходят в Мадриде (Auditorio Nacional de Musica), в Лондоне в Royal Festival Hall (в рамках International Piano Series) и в Амстердаме в знаменитом Concertgebouw (в серии Master Pianists). Сольный тур по Германии включает в себя концерты в Берлине (Konzerthaus), Мюнхене (Hercules), Франкфурте (Alte Oper), Дюссельдорфе (Tonhalle).

Музыкант регулярно принимает участие во всемирно известных фестивалях, среди которых Эдинбургский фестиваль (Великобритания), Festspielhaus в Баден-Бадене, Schleswig-Holstein и Rheingau (Германия), музыкальный фестиваль в Вербье (Швейцария), Ravinia и Hollywood Bowl (США), «Звезды белых ночей» в Санкт-Петербурге (Россия), Люцернский фестиваль (Швейцария), Фестиваль Брукнера (Австрия), Baltic Sea Festival (Швеция) и ряде других.

Денис Мацуев — солист Московской филармонии с 1995 года. С 2004 года он представляет свой ежегодный персональный абонемент «Солист Денис Мацуев». В абонементе вместе с пианистом выступают ведущие оркестры России и зарубежья. В концертах абонемента последних сезонов приняли участие Симфонический оркестр Артуро Тосканини и Л. Маазель, Симфонический оркестр Мариинского театра и В. Гергиев, оркестр Maggio Musicale и З. Мета, Российский национальный оркестр под управлением М. Плетнева, дирижеры С. Бычков, Дж. Нозеда, П. Ярви и В. Спиваков в качестве солиста и дирижера Национального филармонического оркестра России.

Несмотря на исключительную востребованность за рубежом, Денис Мацуев считает своим приоритетом развитие филармонического искусства в регионах России и значительную долю своих концертных программ представляет именно в России, ежегодно посещая с концертами и музыкальными проектами более 30 городов, от Калининграда до Владивостока. Стоит также отметить, что он активно сотрудничает с региональными оркестрами. В прошлом сезоне прошли музыкальные фестивали в Казани, Перми, Оренбурге, Челябинске и ряде других российских городов.

Уже многие годы Денис Мацуев является директором и вдохновителем целого ряда музыкальных фестивалей, образовательных и просветительских проектов. C 2004 года он проводит фестиваль «Звезды на Байкале» в родном Иркутске, а с 2005 года является художественным руководителем Музыкального фестиваля Crescendo, проходящего в Москве, Санкт-Петербурге, Екатеринбурге, Калининграде, Пскове, Тель-Авиве, Париже и Нью-Йорке. В 2010 г. Денис Мацуев вошел в состав руководителей Фестиваля искусств города Анси (Франция). В 2012 г. стал художественным директором Международного фестиваля и конкурса молодых пианистов Astana Piano Passion. Весной 2016 года в Москве впервые прошел Международный конкурс молодых пианистов Grand piano competition. Денис Мацуев, которому принадлежит идея конкурса, возглавил оргкомитет конкурса и стал его художественным руководителем.

Особая ответственность музыканта — работа с Межрегиональным благотворительным фондом «Новые имена», воспитанником, а в настоящее время Президентом которого он является. Фонд за свою более чем двадцатипятилетнюю историю благодаря самоотверженной работе основателя фонда Иветты Вороновой воспитал несколько поколений артистов и теперь под руководством Дениса Мацуева продолжает расширять свою просветительскую деятельность в области поддержки талантливых детей. В настоящее время — в рамках Всероссийской программы «Новые имена — регионам России», которая ежегодно проходит более чем в 20 городах нашей страны.

Весной 2007 года, благодаря сотрудничеству Дениса Мацуева и Александра Рахманинова увидел свет сольный альбом, ставший своего рода вехой в творчестве музыканта, — «Неизвестный Рахманинов». Запись неизвестных сочинений С.В. Рахманинова была сделана на рояле композитора в его доме «Вилла Сенар» в Люцерне. Триумфальное выступление пианиста с сольной программой в Карнеги-холле в Нью-Йорке в ноябре 2007 г. предстало в новом качестве — в сентябре 2008 г. компанией Sony Music был выпущен новый альбом музыканта: Denis Matsuev. Concert at Carnegie Hall. В апреле 2013 г. прошла презентация диска с записью Второго фортепианного концерта Рахманинова и Рапсодии в стиле блюз Дж. Гершвина, сделанной с Нью-Йоркским филармоническим оркестром под управлением А. Гилберта.

Диск «Концерты для фортепиано с оркестром Чайковского № 1 и № 2» признан «Альбомом месяца» авторитетнейшим английским журналом Gramophone в апреле 2014 г. «Первый фортепианный концерт Чайковского был записан такое множество раз, что справедливо возникает вопрос — нужна ли нам еще одна запись? Послушайте этот диск, и все сомнения рассеются. Неважно, насколько хорошо вы знакомы с этим произведением — я гарантирую, что данное исполнение полностью перевернет ваше представление о нем, — пишет Джереми Николас. — Я уже не говорю о том, что эталонных интерпретаций Первого и Второго концертов для фортепиано с оркестром Чайковского на одном диске практически не существует в природе — а это именно то, что мы обретаем здесь, поскольку трактовка Мацуевым и Гергиевым Второго фортепианного концерта столь же впечатляюща».

Денис Мацуев — Арт-директор фонда им. С.В. Рахманинова. В 2006 г. пианист вошел в состав Совета по культуре и искусству при Президенте Российской Федерации, а также был удостоен звания «Заслуженный артист России». В 2010 г. Денис Мацуев был награжден Премией им. Д.Д. Шостаковича и стал лауреатом Государственной премии Российской Федерации в области литературы и искусства. В 2011 г. ему было присвоено звание «Народный артист России». В декабре 2011 г. музыкант стал Почетным профессором МГУ им. М.В. Ломоносова. В 2012 г. Денис Мацуев возглавил Общественный совет при Министерстве культуры РФ. В 2014 г. пианист был удостоен чести выступать на официальной церемонии закрытия XXII Зимних Олимпийских игр в г. Сочи. В апреле 2014 г. ЮНЕСКО присвоила Денису Мацуеву почетное звание «Посол доброй воли ЮНЕСКО».

Александр Сладковский

Народный артист России, художественный руководитель и главный дирижер Государственного симфонического оркестра Республики Татарстан Александр Сладковский — выпускник Московской и Санкт-Петербургской консерваторий. Как дирижер дебютировал в Государственном театре оперы и балета Санкт-Петербургской консерватории в 1997 г. с оперой Моцарта «Так поступают все». В 1999 г. А. Сладковский стал лауреатом III Международного конкурса дирижеров имени С.С. Прокофьева.

С 1997 по 2006 год Александр Сладковский являлся дирижером Симфонического оркестра Государственной академической Капеллы Санкт-Петербурга, главным дирижером Государственного театра оперы и балета Санкт-Петербургской консерватории, Капеллы Санкт-Петербурга.

В 2005 г. был приглашен Марисом Янсонсом в качестве ассистента для постановки оперы «Кармен» Бизе, а в 2006 г. — Мстиславом Ростроповичем для участия в постановке программы «Неизвестный Мусоргский» (обе постановки в Санкт-Петербургской консерватории).

С 2001 по 2005 год был главным дирижером Национального студенческого симфонического оркестра России (совместный проект Министерства культуры РФ и Санкт-Петербургской консерватории), в состав которого входили студенты и аспиранты Санкт-Петербургской, Новосибирской, Екатеринбургской, Казанской, Саратовской консерваторий.

В 2001 г. в Эрмитажном театре дирижировал в концерте в честь визита Ее Величества Королевы Нидерландов Беатрикс, также дирижировал в концертах в честь Президента РФ В. Путина, Президента СССР М. Горбачева, Президентов США Б. Клинтона и Дж. Буша.

С 2006 по 2010 год являлся дирижером Государственного симфонического оркестра «Новая Россия» под руководством Юрия Башмета.
С 2010 г. Александр Сладковский — художественный руководитель и главный дирижер Государственного симфонического оркестра Республики Татарстан.

Оркестры под управлением Александра Сладковского принимали участие в крупных международных и федеральных проектах и фестивалях, среди которых «Музыкальный Олимп», «Петербургская музыкальная весна», фестиваль Юрия Темирканова «Площадь искусств», «Черешневый лес», Всероссийский конкурс оперных певцов Ирины Богачевой, «Молодежные Академии России» фонда Александра Чайковского, фестиваль «Родион Щедрин. Автопортрет», Young Euro Classic (Берлин), XII и XIII Пасхальные фестивали, Crescendo, «Звезды на Байкале», «Оренбургские сезоны Дениса Мацуева», Schleswig-Holstein Musik Festival, Kunstfest-Weimar, Budapest Spring Festival 2006, V Фестиваль симфонических оркестров мира, XI Woerthersee Classics Festival (Клагенфурт, Австрия), «Безумный день в Японии», фестиваль «Хибла Герзмава приглашает», «Опера Априори» и другие.

В своих концертах А. Сладковский исполняет музыку современных композиторов: А. Петрова, Р. Щедрина, Г. Канчели, С. Губайдулиной, А. Рыбникова, А. Эшпая, С. Слонимского, Б. Тищенко, Ю. Красавина, Р. Леденева, а также сочинения молодых композиторов Москвы, Санкт-Петербурга, Казани и Екатеринбурга. Неоднократно исполнял сочинения А. Чайковского, в 2003 г. дирижировал мировой премьерой его Третьей симфонии в Большом зале Московской консерватории.

Александр Сладковский выступал в концертах с известными российскими и зарубежными исполнителями. Среди них пианисты Д. Мацуев, М. Плетнев, Б. Березовский, Б. Дуглас, Н. Луганский, А. Торадзе, Е. Мечетина, К. Башмет, скрипачи В. Третьяков, В. Репин, В. Глузман, Л. Кавакос, Ю. Рахлин, С. Крылов, А. Баева, Д. Ситковецкий, альтист Ю. Башмет, виолончелисты Д. Герингас, А. Князев, М. Брунелло, А. Рудин, А. Менезес, гобоист А. Огринчук, кларнетист И. Федоров, трубач С. Накаряков, певцы М. Кабалье, О. Бородина, Х. Герзмава, С. Кермес, А. Шагимуратова, Суми Йо, Д. Алиева, Р. Аланья, П. Доминго, Д. Хворостовский, В. Герелло, И. Абдразаков, М. Фолле.

В сезоне 2013/14 был приглашен оркестром Национальной академии Santa Cecilia (Рим) продирижировать концертами в честь юбилея С.В. Рахманинова, сразу после этого маэстро поступило предложение исполнить произведения П.И. Чайковского.

В качестве приглашенного дирижера сотрудничал также с оркестром Большого театра России, Госоркестром России им. Е.Ф. Светланова, Российским национальным оркестром, Заслуженным коллективом России академическим симфоническим оркестром Санкт-Петербургской филармонии, БСО им. П.И. Чайковского, Национальным филармоническим оркестром России, с оркестром Symphonica-Siciliana (Италия), Дрезденским филармоническим оркестром, симфоническими оркестрами Нижней Саксонии и Будапештской Национальной оперы, оркестром Оперного театра Сан-Паулу (Бразилия), оркестрами Московской, Новосибирской и Белградской филармоний, Sinfonia Varsovia, с оркестром Maggio Musicale Fiorentino, Филармоническим оркестром Монте-Карло, с оркестром Concerto Budapest (Венгрия).

Александр Сладковский — основатель и художественный руководитель шести музыкальных фестивалей в Казани: «Рахлинские сезоны», «Белая сирень», «Казанская осень», Concordia, «Денис Мацуев у друзей», «Творческое открытие». Концерты Государственного симфонического оркестра РТ, которые состоялись в рамках фестиваля «Денис Мацуев у друзей», были показаны на телеканале Medici.tv, концерт в рамках абонемента «Солист Денис Мацуев» — на Mezzo. Оркестр РТ под руководством Сладковского — первый российский региональный коллектив, выступление которого было записано на этом популярном во всем мире телеканале. В 2012 г. ГСО РТ под управлением Сладковского записал Антологию музыки композиторов Татарстана и альбом «Просветление» (в диск вошли симфония «Манфред» Чайковского и симфоническая поэма «Остров мертвых» Рахманинова) на лейблах Sony Music и RCA Red Seal Records. 2 апреля 2014 г. оркестр под управлением Александра Сладковского принял участие в концерте в Штаб-квартире ЮНЕСКО в Париже, где проходила церемония присвоения звания Посла доброй воли Денису Мацуеву.

С 2013 года Александр Сладковский является артистом Sony Music Entertainment Russia.

Александр Сладковский — народный артист России, дирижер года в России по версии газеты «Музыкальное обозрение» (2011), лауреат премии Олега Янковского «Творческое открытие 2011–2012». Член Совета по государственной культурной политике при Председателе Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации.

А. Сладковский — Посол Универсиады-2013, главный дирижер церемоний открытия и закрытия XXVII Всемирной летней Универсиады–2013. Удостоен Благодарности Президента Республики Татарстан Рустама Минниханова за вклад в популяризацию и развитие студенческого спорта в РФ и продвижение идей XXVII Всемирной летней Универсиады 2013 года в г. Казани, памятной медалью от имени Президента РФ Владимира Путина и грамотой за вклад в подготовку и проведение XXVII Всемирной летней Универсиады 2013 года в г. Казани. Почетный доктор международной кафедры ЮНЕСКО Университета управления ТИСБИ (Татарский институт содействия бизнесу). Победитель республиканского конкурса «Благотворитель года» в 2011 и 2013 годах. Лауреат конкурса «Бэллур калэм — Хрустальное перо» 2013 года в номинации «Признание». Обладатель премии «ТОП-35. Самые знаменитые люди Казани». Обладатель премии журнала «Татарстан» «Главный по факту». Отмечен Благодарственным письмом Президента РТ за активное участие в строительстве первого Детского хосписа в Республике Татарстан.

Награжден медалью «В память 300-летия Петербурга», памятным знаком-медалью «Николай Римский-Корсаков», орденом «Дуслык» — «Дружба».

Дмитрий Шостакович

Дмитрий Шостакович, чье 110-летие музыкальный мир отмечает в 2016 году, — яркий пример художника ХХ столетия, лучшие произведения которого неотделимы от обстоятельств их создания. Говоря об опере «Леди Макбет Мценского уезда», невозможно обойти статью «Сумбур вместо музыки», из-за которой опера не исполнялась долгие годы и возродилась лишь много позже в новой редакции. Говоря о Четвертой симфонии, невозможно не сказать о том, что ее премьера была отменена и состоялась с опозданием на четверть века. Музыкантов, писателей, поэтов, артистов с трагическими судьбами в тоталитарных государствах ХХ века, увы, немало; и все же судьба Шостаковича — на редкость яркий пример старого, как мир конфликта «художник и власть».

По-видимому, Шостакович — автор симфоний «Октябрю» и «Первомайская», балетов на спортивную, заводскую и колхозную тематику — вполне искренне надеялся быть «заодно с правопорядком» в новом государстве, не претендуя на какую бы то ни было оппозиционность. Однако совесть художника говорила ему о том, что методы, которыми государство укрепляет свою мощь и расправляется с неугодными, полностью противоречат лозунгам, начертанных на его знаменах. Так Шостакович стал автором уникальной музыкальной хроники столетия, хотя едва ли оценивал себя подобным образом. Как пишет музыковед Светлана Савенко, «Гениальный дар художника-пророка сочетался у Шостаковича, по-видимому, с полным отсутствием каких-либо притязаний на подобное предназначение… можно предположить, что творческий гений приносил ему не только радости, но и мучения. Не исключено даже, что как человек он порой страдал оттого, что не мог изменить своему дару — а изменить ему он действительно не был способен, дар был сильнее его человеческой сущности».

Сегодня, хотим мы того или нет, сочинения Шостаковича воспринимаются нами как хроника столетия, в первую очередь его симфонии: Четвертая и Пятая — Большой террор, Седьмая и Восьмая — Великая Отечественная, Девятая — Победа и связанные с ней надежды на либерализацию, Десятая — смерть Сталина, Тринадцатая — оттепель, Четырнадцатая — застой… Между тем, в последние годы всё сильнее тенденция освободить произведения Шостаковича от привычных внемузыкальных смыслов, интерпретировать их как чистую музыку. Вопрос в том, возможно ли это. По мнению Светланы Савенко, музыка Шостаковича «в очень сильной степени воспринимается как речь. Ведь вообще-то уподобление музыки языку, речи — не более чем метафора, поскольку музыка лишена главного свойства речи точных значений-понятий. Однако в отношении творчества Шостаковича эта метафора кажется буквальностью. Его музыка действительно говорит, или, точнее, нам кажется, что она говорит о совершенно определенных вещах. И тот факт, что эти вещи, укорененные в культуре своего времени и места, уже уходят одновременно со сменой поколений, по-видимому, ничего не меняет: будущим слушателям она скажет что-то иное, но, как нам представляется, скажет в любом случае».

Схожую мысль высказывает выдающийся дирижер Дмитрий Китаенко, несколько лет назад записавший полный цикл симфоний Шостаковича: «Почему в них такое количество разных соло? И тромбон, и виолончель, и фагот, и флейта, и кларнет, и контрабас… в стране, где не было открытого слова, где нельзя было говорить, он вложил в каждый инструмент чей-то голос: всё это — люди! Совершенно понятно, почему там или тут звучит кларнет: это голос из далекого города России, откуда-то из глубинки, но здесь он высказывается. Почему в Девятой симфонии фагот рассказывает о трагедии, которая произошла в Хиросиме? Это же написано в 1945 году: такая легкая, веселая симфония, которая искрится юмором, и вдруг появляется этот страшный раздел, где звучат тромбон и соло фагота! А сказать об этом раньше было нельзя. Эти замаскированные, невидимые, но слышимые характеры людей — они в музыке Шостаковича очень слышны».

Говоря от лица стольких безымянных людей, Шостакович не избегал и более прямых высказываний от собственного имени: рядом с пятнадцатью симфониями в его наследии — пятнадцать струнных квартетов. И если симфонии, напрямую адресованные публике, во многом — история страны, то квартеты Шостаковича — история его жизни, личный дневник, разговор с самим собой, автобиография, подлинное Свидетельство. Впрочем, и масштабы иных его квартетов — симфонические, не случайно многие из них исполняются в обработках для камерного оркестра. Пятнадцать квартетов — пятнадцать шедевров: Третий, первая часть которого поражает гениальной красотой и несходством с последующими четырьмя; Двенадцатый, где автор как будто грозит кулаком своим врагам, приговаривая «Уж будьте покойны»; Четвертый, поначалу кажущийся бесконфликтным и завершающийся надрывной еврейской мелодией; не говоря уже про легендарный Восьмой, название которого «Памяти жертв фашизма и войны» было лишь прикрытием для подлинного авторского замысла.

Вот что Шостакович писал об этом своему другу Исааку Гликману: «Дорогой Исаак Давидович… Я вернулся из поездки в Дрезден. Меня там хорошо устроили для создания творческой обстановки. Как я ни пытался выполнить вчерне задания по кинофильму, пока не смог. А вместо этого написал никому не нужный и идейно порочный квартет. Я размышлял о том, что если я когда-нибудь помру, то вряд ли кто напишет произведение, посвященное моей памяти. Поэтому я сам решил написать таковое. Можно было бы на обложке так и написать: «Посвящается памяти автора этого квартета»… Приехавши домой, два раза пытался его сыграть, и опять лил слезы. Но тут уже не только по поводу его псевдотрагедийности, но и по поводу удивления прекрасной цельностью формы. Но, впрочем, тут, возможно, играет роль некоторое самовосхищение, которое, возможно, скоро пройдет и наступит похмелье критического отношения к самому себе». Так даже в контексте, далеком от комического, Шостакович сохранял чувство юмора, наполняющее его музыку в не меньшей степени, нежели чувство исторической и художественной правды.

В репертуаре коллективов и солистов Филармонии Шостакович присутствует постоянно, в нынешнем сезоне приношение его памяти получится особенно масштабным. Первую симфонию Шостаковича и Пять антрактов из оперы «Катерина Измайлова» недавно сыграл Государственный академический симфонический оркестр России под управлением Владимира Юровского, 9 октября в их исполнении прозвучит Восьмая симфония. Десятую симфонию 27 сентября представит Академический симфонический оркестр Московской филармонии под управлением Юрия Симонова. 18 октября Вадим Репин сыграет Первый скрипичный концерт, 16 декабря Павел Милюков исполнит Второй. 7 февраля своей интерпретацией Четвертой симфонии поделится Михаил Плетнев, 16 марта Александр Князев сыграет Второй виолончельный концерт. Двумя сюитами для джаз-оркестра 5 апреля порадует публику Валерий Полянский — и это лишь избранные симфонические концерты. Помимо них, музыка Шостаковича будет постоянно звучать в камерных и фортепианных программах сезона.

Илья Овчинников

Государственный симфонический оркестр Республики Татарстан

Идея создания симфонического оркестра в Татарстане принадлежала председателю Союза композиторов Татарстана, ректору Казанской государственной консерватории Назибу Жиганову. В 1966 году вышло Постановление Совета министров РСФСР о создании Татарского симфонического оркестра. Возглавил оркестр дирижер Натан Рахлин.

После смерти в 1979 году Натана Григорьевича Рахлина с оркестром работали Ренат Салаватов, Сергей Калагин, Равиль Мартынов, Имант Коциньш. В 1985 году на должность художественного руководителя и главного дирижера был приглашен народный артист России и Казахской ССР Фуат Мансуров, который проработал в оркестре 25 лет. В 2010 году, после смерти Фуата Шакировича, новым художественным руководителем и главным дирижером был назначен Александр Сладковский, с которым Государственный симфонический оркестр Республики Татарстан начал 45-й сезон. С его приходом начался новый этап в истории оркестра.

Организованные Государственным симфоническим оркестром РТ международные музыкальные фестивали — «Рахлинские сезоны», «Белая сирень», «Казанская осень», Concordia, «Денис Мацуев у друзей», «Творческое открытие» признаны одними из самых ярких событий в культурной жизни Татарстана и России. Оркестр учредил проект «Достояние республики» для одаренных воспитанников музыкальных школ и студентов консерватории, образовательный проект для школьников Казани «Уроки музыки с оркестром», цикл «Исцеление музыкой» для инвалидов и тяжело больных детей. Коллектив является победителем конкурса «Благотворитель года — 2011» и «Благотворитель года — 2013», учрежденного Президентом Республики Татарстан.

Сегодня Государственный симфонический оркестр Республики Татарстан входит в число лучших коллективов России. Концерты с участием ГСО РТ с успехом проходят в Москве, Перми, Оренбурге, Иркутске, Сочи, Тюмени в рамках фестивалей Сrescendo, «Звезды на Байкале», «Оренбургские сезоны Дениса Мацуева», «Черешневый лес», «Безумный день в Японии», «Хибла Герзмава приглашает», «Опера Априори» и других. 2 апреля 2014 г. оркестр принял участие в концерте в Штаб-квартире ЮНЕСКО в Париже, где проходила церемония присвоения звания Посла доброй воли Денису Мацуеву.

В разные годы с оркестром выступали исполнители с мировыми именами, среди которых Г.Вишневская, И.Архипова, О.Бородина, Х.Герзмава, Суми Йо, С. Кермес, А.Шагимуратова, Т.Сержан, А.Бонитатибус, Д. Алиева, П.Доминго, Р.Аланья, З.Соткилава, Д. Хворостовский, В.Герелло, И.Абдразаков, В.Спиваков, В.Третьяков, И.Ойстрах, В.Репин, Л.Кавакос, С. Крылов, Г.Кремер, А.Баева, Ю.Башмет, М.Ростропович, Д. Шафран, Д. Герингас, С. Ролдугин, М.Плетнев, Н.Петров, В.Крайнев, В.Виардо, Л.Берман, Д. Мацуев, Б.Березовский, Б.Дуглас, Н.Луганский, А.Торадзе, Е.Мечетина, К.Башмет, И.Бутман, С. Накаряков, А.Огринчук, И.Федоров, Государственная академическая хоровая капелла России имени А.А. Юрлова, Государственный академический русский хор имени А.В. Свешникова, Академический большой хор «Мастера хорового пения», хоровые коллективы под управлением Г. Эрнесакса, В. Минина, Капелла им. М.И. Глинки.

8 ноября 2014 года ГСО РТ под управлением Александра Сладковского выступил на исторической сцене Государственного академического Большого театра России в заключительном гала-концерте X юбилейного фестиваля Crescendo, телеверсия которого была показала в эфире телеканала «Культура». В сезоне 2014/15 по приглашению маэстро Валерия Гергиева ГСО РТ выступил в Концертном зале Мариинского театра в рамках петербургского абонемента.

В 2012 г. оркестр записал Антологию музыки композиторов Татарстана и альбом «Просветление» (в диск вошли «Манфред» Чайковского и «Остров мертвых» Рахманинова) на лейблах Sony Music и RCA Red Seal. C 2013 г. Государственный симфонический оркестр РТ является артистом Sony Music Entertainment Russia. Концерты оркестра, которые состоялись в рамках фестиваля «Денис Мацуев у друзей», были показаны на телеканале Medici.tv, концерт в рамках абонемента «Солист Денис Мацуев» — на Mezzo. Государственный симфонический оркестр РТ под руководством Сладковского — первый российский региональный коллектив, выступление которого было показано на этом популярном во всем мире телеканале.

Смотрите также

Подпишитесь на рассылку портала «Культура.РФ»
Рассылка не содержит рекламных материалов
«Культура.РФ» — гуманитарный просветительский проект, посвященный культуре России. Мы рассказываем об интересных и значимых событиях и людях в истории литературы, архитектуры, музыки, кино, театра, а также о народных традициях и памятниках нашей природы в формате просветительских статей, заметок, интервью, тестов, новостей и в любых современных интернет-форматах.
© 2013–2024 ФКУ «Цифровая культура». Все права защищены
Контакты
Нашли опечатку? Ctrl+Enter
При цитировании и копировании материалов с портала активная гиперссылка обязательна