Сергей Журавель
Сергей Журавель родился в Москве. Игре на флейте начал обучаться с девяти лет. Окончил Московскую среднюю специальную музыкальную школу имени Гнесиных по классу флейты (2009, класс М. А. Чепуриной), Московскую государственную консерваторию имени П.И. Чайковского (2014, класс профессора А. М. Голышева), после чего продолжил обучение в ассистентуре-стажировке.
В 2012 году стал лауреатом II степени на IV Международном конкурсе Московской консерватории для исполнителей на духовых и ударных инструментах; в составе духового квинтета Conoro Quintet завоевал I премию на I Всероссийском Музыкальном конкурсе, а также стал лауреатом III степени в сольной номинации «Деревянные духовые инструменты». В 2013 году в составе духового квинтета Conoro Quintet получил Iпремию на V Международном конкурсе Московской консерватории для исполнителей на духовых и ударных инструментах. Удостоен премии Фонда имени И.С. Козловского (2014), Премии имени Б.А. Чайковского (2015).
С 2015 года С. Журавель — солист Национального филармонического оркестра России под управлением В. Спивакова.
Музыкант — участник различных фестивалей, среди которых «Московская осень», Московский Пасхальный фестиваль, «Времена года», фестиваль И.С. Баха «BWV — 2015», «Творческая молодежь консерватории», фестиваль имени П.И. Чайковского в Клину, «Собираем друзей», «Моцарт-марафон», «Точка отсчета», XV Московский международный органный фестиваль, «Светозвоны», «Арфовое искусство России» и другие.
Активную концертную деятельность в России и за рубежом исполнитель совмещает с педагогической, будучи преподавателем по классу флейты в Центральной музыкальной школе при Московской консерватории. Музыкант также проводит мастер-классы.
Сергей Журавель записал несколько сольных компакт-дисков.
С 2016 года является артистом фирмы Wm.S. Haynes Сo. Flute.
Валерий Попов
В 1953 окончил Первую Московскую школу военно-музыкальных воспитанников по специальности труба, в 1960 — Музыкальное училище при Московской консерватории по специальности фагот (класс В. П. Горбачева), в 1966 — Московскую консерваторию (класс Р. П. Терехина), затем — ассистентуру-стажировку при консерватории. Лауреат Всесоюзного конкурса в Ленинграде (1963, I премия), Международного конкурса в Будапеште (1965, I премия).
С 1971 преподает на кафедре духовых и ударных инструментов Московской консерватории, с 1992 — профессор, с 1995 — заведующий кафедрой духовых и ударных инструментов. С 2007 — заведующий кафедрой деревянных духовых и ударных инструментов. С 1988 работает в Музыкальном училище (колледже) при Московской консерватории.
В 1962–1988 гг. — солист Государственного симфонического оркестра СССР. В составе оркестра выступал под управлением И. Маркевича, Ш. Мюнша, Л. Маазеля, К. Мазура, З. Мета, М. Сарджента, И. Стравинского, А. Гаука, К. Иванова, К. Кондрашина, А. Мелик-Пашаева, Н. Рахлина, А. и М. Янсонсов, Е. Светланова, Г. Рождественского, К. Элиасберга, К. Зандерлинга, Ю. Темирканова, В. Гергиева, А. Лазарева. В составе Государственного симфонического оркестра СССР сыграны все симфонии Бетховена, Чайковского, Глазунова, Шостаковича, Хренникова, Хачатуряна.
В составе различных ансамблей сотрудничал с А. Бахчиевым, Ю. Башметом, В. Спиваковым, Н. Гутман, О. Каганом, А. Наседкиным, В. Соколовым, В. Зверевым, Л. Михайловым.
В настоящее время — солист Государственной академической симфонической капеллы России под управлением В. Полянского. Выступает как солист и ансамблист. Попову посвящены Концерт для фагота и Концерт для фагота и трубы Л. Книппера, Концерт для фагота и Соната для 2 фаготов и Quasi Hoketus С. Губайдулиной, Соната для фагота соло М. Вайнберга, 5 этюдов для фагота соло Э. Денисова, Каденции к Концерту для фагота Моцарта А. Шнитке, сочинения Ю. Каспарова, М. Гагнидзе, В. Шутя.
Валерий Попов — народный артист РСФСР, профессор Московской государственной консерватории им. П.И. Чайковского. Почетный профессор Центральной Пекинской консерватории. Награжден орденом «Профессионал России» (2008) и медалями «Ветеран труда», «В память 850-летия Москвы». Лауреат премии газеты «Музыкальное обозрение» (2008). Музыкант награжден Почетным знаком Союза композиторов России «За пропаганду отечественной музыки» (2008). Почетный член Международного Общества двойной трости (International Double Reed Society, 2012).
Вячеслав Киселев
Вячеслав Киселев — выпускник Московской консерватории и аспирантуры в классе Народного артиста России, профессора М.С. Воскресенского.
Лауреат международных конкурсов в Марокко и в США (в Нью-Йорке и Далласе), обладатель стипендии Президента России (2007–2008), стипендиат международных благотворительных фондов Юрия Розума и Элины Быстрицкой, В. Киселев принимал участие в концертах фонда «Новые имена» и Благотворительного фонда Владимира Спивакова.
Вячеслав Киселев имеет обширный репертуар, выступает с сольными программами и в составе камерных ансамблей на лучших сценах Москвы и России, а также за рубежом. Его концерты проходили во Франции (Зал имени А. Корто), Великобритании (Оксфорд), США (залы Нью-Йорка, Лос-Анжелеса, Форт-Уорта, Санта-Барбары), Марокко (в Касабланке и Рабате), Италии (сцены Рима, Неаполя, Вальсезии, Канту).
Пианист принимал участие в международных фестивалях, проходивших в Италии, Турции и России, выступал в цикле концертов «Bechstein в Московской консерватории».
Среди оркестров, с которыми играл В. Киселев: оксфордский Oxford Philomusica (Великобритания), Королевский оркестр Марокко, Симфонический оркестр г. Бакэу (Румыния), Государственный академический симфонический оркестр России имени Е.Ф. Светланова, Московский камерный оркестр Cantus firmus, Московский государственный симфонический оркестр для детей и юношества, Симфонический оркестр студентов Московской консерватории, Камерный оркестр Академического музыкального колледжа при Московской консерватории, оркестры Ульяновска, Костромы, Ярославля.
Вячеслав Киселев принимает участие в абонементных программах Московской филармонии — «Филармонический дебют», «Молодые таланты», «Взгляд в будущее». В апреле 2015 года он выступил с сольным концертом в Камерном зале филармонии в рамках цикла «Три цвета времени: Шуберт, Мендельсон, Шопен. Взгляд в будущее».
Елена Семенова
Елена Семенова родилась в 1986 году в семье музыкантов. Обучаться игре на скрипке начала в возрасте 5 лет у своего отца — заслуженного работника культуры России Владимира Алексеевича Семенова. В 7 лет впервые выступила с оркестром в Рязанской филармонии. С отличием экстерном окончила Рязанское музыкальное училище в классе В.А. Семенова (2003) и поступила в Московскую консерваторию, где училась у профессора Э.Д. Грача (2003–2006) и профессора В.М. Иванова (2006–2008). Окончив с отличием консерваторию, совершенствовала мастерство в аспирантуре под руководством Владимира Иванова (окончила в 2011). Скрипачка стажировалась в Международной музыкальной академии Сейдзи Озавы в Швейцарии (2009, 2010), а также в Италии у Павла Верникова (2010, 2011).
Елена Семенова — лауреат многих международных конкурсов: «Виртуозы XXI века» (2001, Москва, Гран-при), имени А.И. Ямпольского (2002, Пенза, III премия), юношеского имени П.И. Чайковского (2002, Китай, III премия), имени Н. Паганини (2003, Москва, I премия), имени Р. Канетти (2005, Венгрия, Гран-при и специальный приз), в Клостер-Шонтале (2005, Германия, I премия и три специальных приза), имени Х. Родриго (2008, Испания, I премия), Vibrarte (2009, Франция, II премия) и других. Она является стипендиатом Министерства культуры РФ, Фонда инвестиционных программ, Фондов М. Ростроповича, В. Спивакова, «Новые имена», «Русское исполнительское искусство».
Скрипачка гастролирует в городах России, в Белоруссии, Казахстане, Украине, Литве, Великобритании, Австрии, Швейцарии, Германии, Франции, Италии, Испании, Голландии, Чехии, Польше, Болгарии, Венгрии, Словакии, Хорватии, Израиле, Египте, Китае, Камбодже, Индонезии. Она выступает в сопровождении известных симфонических коллективов, в числе которых Российский национальный оркестр, Государственный академический симфонический оркестр России имени Е.Ф. Светланова, Московский государственный академический симфонический оркестр под управлением Павла Когана, Московский симфонический оркестр, Государственный симфонический оркестр Республики Татарстан, Академический симфонический оркестр Самарской государственной филармонии, Рязанский губернаторский симфонический оркестр, Кубанский симфонический оркестр, Оркестр Мадридской филармонии, Пражский симфонический оркестр, Сямыньский филармонический оркестр; камерные оркестры — «Солисты Москвы», «Времена года», «Московия», «Московская камерата».
С 2013 года исполнительница является солисткой «Москонцерта».
Елена Семенова успешно совмещает концертную и педагогическую деятельность, постоянно принимает участие в различных мастер-классах и фестивалях, которые проходят в разных странах мира. С 2009 года она — ассистент в классе В.М. Иванова в Московской консерватории, с 2011 преподает в Московской средней специальной музыкальной школе (колледже) имени Гнесиных, с 2013 — в Московской консерватории.
Сольный компакт-диск скрипачки был выпущен в 2004 году «Фондом скрипичного искусства». В 2010 году она записала альбом с Пражским симфоническим оркестром.
Елена Семенова играет на скрипке итальянского мастера Джузеппе (Иосифа) Гварнери дель Джезу, предоставленной Государственной коллекцией уникальных музыкальных инструментов.
Станислав Давыдов
Станислав Давыдов родился в 1978 году в Наро-Фоминске. Окончил Центральную среднюю специальную музыкальную школу и Московскую государственную консерваторию имени П.И. Чайковского (класс профессора А. С. Демина).
Работал солистом в Государственной академической симфонической капелле России под управлением В. Полянского, Государственном академическом симфоническом оркестре России имени Е.Ф. Светланова, Государственном академическом камерном оркестре России, оркестре Московского музыкального театра «Геликон-опера».
С 2004 года — концертмейстер группы валторн Национального филармонического оркестра России под управлением В. Спивакова. C 2009 года — солист оркестра Московского академического музыкального театра имени К.С. Станиславского и В.И. Немировича-Данченко.
Станислав Давыдов имеет большой опыт работы в ансамблях духовых инструментов. В 1998–2002 годах он являлся членом Брасс-квинтета имени Т. Докшицера, в составе которого выступил с более чем 300 концертами в России и за рубежом, записал три компакт-диска. В 2000–2002 годах играл в составе Русского квартета валторн.
Является постоянным участником фестивалей в Москве («Владимир Спиваков приглашает…», «Арт-ноябрь», «Возвращение», «Московская осень»), Тарусе (фестиваль фонда Святослава Рихтера «Таруса зимняя»), Кольмаре (Франция).
Музыкант обладает обширным репертуаром и ведет активную концертную деятельность как солист и ансамблист. Выступает со многими московскими оркестрами, ансамблем солистов «Студия новой музыки».
Станислав Давыдов — лауреат Международного конкурса «Брасс-игры» в Ульяновске (2001) как солист и ансамблист (в составе Брасс-квинтета имени Т. Докшицера), победитель Первого международного конкурса имени Н. Римского-Корсакова (Санкт-Петербург, 2005). Награжден серебряной медалью «За веру и добро» (2006) от губернатора Кемеровской области А. Тулеева. В 2009 году удостоен звания «Заслуженный артист России».
Евгений Петров
Евгений Петров — известный российский кларнетист, лауреат международных конкурсов, заслуженный артист России, профессор Московской консерватории.
Окончил с красным дипломом Московскую консерваторию (1995) и аспирантуру (1997) по классу кларнета у профессора В.А. Соколова.
Первый сольный концерт музыкант дал в возрасте 14 лет (1986). Тогда же он получил диплом Международного конкурса «Концертино Прага», а спустя три года был удостоен I премии этого известного смотра. В 1990 году он завоевал II премию престижного Международного конкурса исполнителей в Женеве, а также стал обладателем стипендии Award association.
В репертуаре Евгения Петрова порядка тридцати концертов с оркестром, сочинения для кларнета соло, камерные ансамбли, переложения произведений для флейты и скрипки. С сольными концертами он гастролировал в городах России, Франции, Швейцарии, Германии, Дании, Греции, Израиля, Болгарии, Венесуэлы, Мексики, США и других стран. Музыкант постоянно выступает на лучших концертных площадках Москвы; принимает участие в престижных международных фестивалях, в числе которых «Декабрьские вечера Святослава Рихтера», «Черешневый лес», «Кремль музыкальный», фестиваль в Ла-Рок-д’Антероне (Франция) и другие события. Кларнетист выступал в сопровождении таких оркестров, как Заслуженный коллектив России Академический симфонический оркестр Санкт-Петербургской филармонии, Национальный симфонический оркестр Украины. В числе его партнеров по камерно-ансамблевому музицированию — великие музыканты прошлого Николай Петров и Наум Штаркман, известные пианисты Тигран Алиханов, Александр Бондурянский, Николай Луганский, Алексей Любимов, Денис Мацуев, Екатерина Мечетина, Виктория Постникова, скрипачи Ирина Бочкова, Владимир Спиваков, альтист Юрий Башмет, виолончелисты Наталия Гутман, Александр Князев, Александр Рудин, гобоист Алексей Уткин, фаготист Валерий Попов.
Еще в студенческие годы Е.А. Петров начал преподавать в Центральной музыкальной школе (с 1994), а затем — в Московской консерватории (с 1996, с 2009 — профессор, член Ученого совета). С 2008 года он работает в Московском государственном колледже музыкального исполнительства имени Фредерика Шопена, с 2010 — профессор Государственной классической академии имени Маймонида, с 2016 преподает в Государственном училище духового искусства. В числе его учеников — лауреаты крупнейших международных конкурсов (ARD в Мюнхене, имени Карла Нильсена в Оденсе и др.), преподаватели Московской консерватории, Академии имени Маймонида, артисты ведущих российских оркестров. Е. Петров постоянно принимает участие в работе жюри международных конкурсов кларнетистов, которые проходят в Москве, Новосибирске, Краснодаре, Петропавловске и других российских городах, а также в Швейцарии, Бельгии, Италии, Китае, ЮАР.
В дискографии исполнителя — более пяти десятков произведений, выпущенных на ведущих отечественных и зарубежных звукозаписывающих лейблах: «Мелодия», Forlane, Etcetera Records, Quatro-Disc, Marco Polo, Dowani International и др. Диск «Ave Maria» с участием Е. Петрова в составе ансамбля «Концертино» получил премию «Рекордъ-2003».
Имя Евгения Петрова внесено в Золотую книгу талантов России «ХХ век — ХХI веку» (1995). В 2001 году статья о нем вошла в энциклопедию «Музыканты мира» (научное издательство «Большая российская энциклопедия»).
Алексей Уткин
Алексей Уткин — всемирно известный российский гобоист. Огромное дарование, блестящее музыкальное образование, полученное в стенах Московской консерватории, великолепная школа, которую прошел Уткин, играя у Владимира Спивакова в «Виртуозах Москвы», сделали его весьма заметной фигурой в современном музыкальном мире.
Концерты с участием Алексей Уткина проходили на самых престижных сценах: Карнеги-холле и Эвери-Фишер-холле в Нью-Йорке, Консертгебау в Амстердаме, Театре Елисейских полей в Париже, зале «Геркулес» в Мюнхене, Бетховенском зале в Бонне, Дворце музыки в Барселоне, Аудиторио Насьональ в Мадриде, Академии Санта Чечилия в Риме. Он является частым гостем на известных фестивалях в Европе.
Алексей Уткин выступает со многими прославленными музыкантами, среди которых В. Спиваков, Ю. Башмет, Н. Гутман, М. Уткин, Э. Вирсаладзе, А. Рудин, Д. Хворостовский. Он сотрудничал с известными актерами — А. Филиппенко, М. Козаковым, А. Соколовым, джазовыми музыкантами И. Бутманом, В. Гроховским, М. и А. Ивановыми, а также с музыкантами этнического направления.
Сегодня репертуар музыканта простирается от сочинений И.С. Баха и Вивальди до музыки Шостаковича, Бриттена и Пендерецкого. Ярким примером виртуозности А. Уткина стало исполнение им произведений композитора и гобоиста начала XIX века Антонио Паскулли, носившего в свое время гордое имя «Паганини гобоя».
Музыкант играет на уникальном гобое фирмы F. LORÉE — старейшей фирмы, специализирующейся на производстве гобоев. Этот инструмент специально для Алексея Уткина изготовил прославленный французский мастер, владелец фирмы Алан де Гурдон. Алексей Уткин представляет фирму F. LORÉE в The International Double Reed Society (IDRS) — всемирной организации, объединяющей исполнителей, играющих на духовых инструментах с двойной тростью и производителей этих инструментов.
В 2010 году Алексей Уткин возглавил Государственный академический камерный оркестр России. Сохраняя традиции оркестра, Уткин выступает не только в роли художественного руководителя и дирижера коллектива, но и как солист. До этого музыкант руководил основанным им Ансамблем солистов «Эрмитаж».
Алексей Уткин успешно сочетает активную концертную деятельность и преподавательскую работу. Он является профессором Московской государственной консерватории имени П.И. Чайковского.
В 2016 году Алексей Уткин стал лауреатом Премии Москвы в области литературы и искусства в номинации «Музыкальное искусство» за вклад в развитие отечественного музыкального искусства и популяризацию классической музыки на концертных площадках города Москвы.
Вольфганг Амадей Моцарт
Вольфганг Амадей Моцарт, полное имя Иоганн Хризостом Вольфганг Теофил Моцарт (27 января 1756, Зальцбург — 5 декабря 1791, Вена) — австрийский композитор, капельмейстер, скрипач-виртуоз, клавесинист, органист. По свидетельству современников, обладал феноменальным музыкальным слухом, памятью и способностью к импровизации. Моцарт широко признан одним из величайших композиторов: его уникальность состоит в том, что он работал во всех музыкальных формах своего времени и во всех достиг наивысшего успеха. Наряду с Гайдном и Бетховеном, принадлежит к наиболее значительным представителям Венской классической школы.
Моцарт родился 27 января 1756 года в Зальцбурге, бывшем тогда столицей Зальцбургского архиепископства, теперь этот город находится на территории Австрии. На второй день после рождения он был крещен в соборе святого Руперта. Запись в книге крещений дает его имя на латыни как Johannes Chrysostomus Wolfgangus Theophilus (Gottlieb) Mozart. В этих именах первые два слова — имя святого Иоанна Златоуста, не использующееся в повседневной жизни, а четвертое при жизни Моцарта варьировалось: лат. Amadeus, нем. Gottlieb, итал. Amadeo, что значит «возлюбленный Богом». Сам Моцарт предпочитал, чтобы его называли Вольфганг.
Музыкальные способности Моцарта проявились в очень раннем возрасте, когда ему было около трех лет. Его отец Леопольд был одним из ведущих европейских музыкальных педагогов. Его книга «Опыт основательной скрипичной школы» (нем. Versuch einer gründlichen Violinschule) была опубликована в 1756 году — в год рождения Моцарта, выдержала много изданий и была переведена на множество языков, в том числе и на русский. Отец обучил Вольфганга основам игры на клавесине, скрипке и органе.
В Лондоне малолетний Моцарт был предметом научных исследований, а в Голландии, где во время постов строго изгонялась музыка, для Моцарта было сделано исключение, так как в его необычайном даровании духовенство усматривало перст Божий.
В 1762 году отец Моцарта предпринял с сыном и дочерью Анной, также замечательной исполнительницей на клавесине, артистическое путешествие в Мюнхен и Вену, а затем и во многие другие города Германии, Париж, Лондон, Голландию, Швейцарию. Всюду Моцарт возбуждал удивление и восторг, выходя победителем из труднейших испытаний, которые ему предлагались людьми как сведущими в музыке, так и дилетантами. В 1763 году изданы в Париже первые сонаты Моцарта для клавесина и скрипки. С 1766 по 1769 годы, живя в Зальцбурге и Вене, Моцарт изучал творчество Генделя, Страделла, Кариссими, Дуранте и других великих мастеров. По повелению императора Иосифа II Моцарт написал за несколько недель оперу «Мнимая простушка» (итал. La Finta semplice), но члены итальянской труппы, в руки которых попало это произведение 12-летнего композитора, не пожелали исполнять музыку мальчика, и их интриги были столь сильны, что его отец не решился настаивать на исполнении оперы.
1770–1774 годы Моцарт провел в Италии. В 1771 году в Милане, опять же при противодействии театральных импресарио, все же была поставлена опера Моцарта «Митридат, царь Понтийский» (итал. Mitridate, Re di Ponto), которая была принята публикой с большим энтузиазмом. С таким же успехом была дана и вторая его опера, «Lucio Sulla» (Луций Сулла) (1772 год). Для Зальцбурга Моцарт написал «Сон Сципиона» (итал. Il sogno di Scipione), по поводу избрания нового архиепископа, 1772 год, для Мюнхена — оперу «La bella finta Giardiniera», 2 мессы, офферторий (1774 год). Когда ему минуло 17 лет, среди его произведений насчитывались уже 4 оперы, несколько духовных стихотворений, 13 симфоний, 24 сонаты, не говоря о массе более мелких композиций.
В 1775–1780 годах, несмотря на заботы о материальном обеспечении, бесплодную поездку в Мюнхен, Мангейм и Париж, потерю матери, Моцарт написал, среди прочего, 6 клавирных сонат, концерт для флейты и арфы, большую симфонию № 31 D-dur, прозванную Парижской, несколько духовных хоров, 12 балетных номеров.
В 1779 году Моцарт получил место придворного органиста в Зальцбурге (сотрудничал с Михаэлем Гайдном). 26 января 1781 года в Мюнхене с огромным успехом была поставлена опера «Идоменей». С «Идоменея» начинается реформа лирико-драматического искусства. В этой опере видны еще следы староитальянской opera seria (большое число колоратурных арий, партия Идаманта, написанная для кастрата), но в речитативах и в особенности в хорах ощущается новое веяние. Большой шаг вперед замечается и в инструментовке. Во время пребывания в Мюнхене Моцарт написал для мюнхенской капеллы офферторий «Misericordias Domini» — один из лучших образцов церковной музыки конца XVIII века. С каждой новой оперой творческая сила и новизна приемов Моцарта проявлялись все ярче и ярче. Опера «Похищение из сераля» (нем. Die Entführung aus dem Serail), написанная по поручению императора Иосифа II в 1782 году, была принята с энтузиазмом и вскоре получила большое распространение в Германии, где ее стали считать первой национальной немецкой оперой. Она была написана во время романтических отношений Моцарта с Констанцей Вебер, которая впоследствии стала его женой.
Несмотря на успех Моцарта, его материальное положение было не блестящим. Оставив место органиста в Зальцбурге и пользуясь скудными щедротами венского двора, Моцарт для обеспечения своей семьи должен был давать уроки, сочинять контрдансы, вальсы и даже пьесы для стенных часов с музыкой, играть на вечерах венской аристократии (отсюда его многочисленные концерты для фортепиано). Оперы «L’oca del Cairo» (1783 год) и «Lo sposo deluso» (1784 год) остались неоконченными.
В 1783–1785 годах созданы 6 знаменитых струнных квартетов, которые Моцарт посвятил Йозефу Гайдну, мастеру этого жанра, и которые тот принял с величайшим почтением. К этому же времени относится его оратория «Davide penitente» (Кающийся Давид).
С 1786 года начинается необычайно плодовитая и неустанная деятельность Моцарта, которая была главной причиной расстройства его здоровья. Примером невероятной быстроты сочинения может служить опера «Женитьба Фигаро», написанная в 1786 году в 6 недель и, тем не менее, поражающая мастерством формы, совершенством музыкальной характеристики, неиссякаемым вдохновением. В Вене «Женитьба Фигаро» прошла почти незамеченной, но в Праге она вызвала необычайный восторг. Не успел соавтор Моцарта Лоренцо да Понте закончить либретто «Женитьбы Фигаро», как ему пришлось по требованию композитора спешить с либретто «Дон-Жуана», которого Моцарт писал для Праги. Это великое произведение, не имеющее аналогов в музыкальном искусстве, увидело свет в 1787 году в Праге и имело еще больший успех, чем «Женитьба Фигаро».
Гораздо меньший успех выпал на долю этой оперы в Вене, вообще относившейся к Моцарту холоднее, чем другие центры музыкальной культуры. Звание придворного композитора с содержанием в 800 флоринов (1787 год), было весьма скромной наградой за все труды Моцарта. Тем не менее, он был привязан к Вене, и когда в 1789 году, посетив Берлин, он получил приглашение стать во главе придворной капеллы Фридриха-Вильгельма II с содержанием в 3 тысячи талеров, то все же не решился оставить Вену.
Однако множество исследователей жизни Моцарта утверждают, что ему не было предложено место при прусском дворе. Фридрих Вильгельм II лишь сделал заказ на шесть простых фортепьянных сонат для своей дочери и шесть струнных квартетов для него самого. Моцарт не хотел признавать, что поездка в Пруссию провалилась, и сделал вид, будто Фридрих Вильгельм II пригласил его на службу, но из уважения к Иосифу II он от места отказался. Заказ, полученный в Пруссии, придавал его словам видимость правды. Денег, вырученных во время поездки, было мало. Их едва хватило на уплату долга в 100 гульденов, которые были взяты у брата масона Гофмеделя на дорожные расходы.
После «Дон-Жуана» Моцарт сочиняет 3 наиболее известные симфонии: № 39 ми-бемоль мажор (KV 543), № 40 соль минор (KV 550) и № 41 до мажор «Юпитер» (KV 551), написанные в течение полутора месяцев в 1788 году; из них в особенности знамениты две последние. В 1789 году Моцарт посвятил прусскому королю струнный квартет с партией концертирующей виолончели (ре мажор).
После смерти императора Иосифа II (1790 год) материальное положение Моцарта оказалось настолько безвыходным, что он должен был уехать из Вены от преследований кредиторов и артистическим путешествием хоть немного поправить свои дела. Последними операми Моцарта были «Così fan tutte» (1790 год), «Милосердие Тита» (1791 год), заключающая в себе чудные страницы, несмотря на то, что была написана в 18 дней для коронации императора Леопольда II, и наконец, «Волшебная флейта» (1791 год), имевшая колоссальный успех, чрезвычайно быстро распространившийся. Эта опера, в старых изданиях скромно названная опереттой, вместе с «Похищением из Сераля» послужила основанием самостоятельного развития национальной немецкой оперы. В обширной и разнообразной деятельности Моцарта опера занимает самое видное место. В мае 1791 года Моцарт поступил на неоплачиваемую должность ассистента капельмейстера Кафедрального собора Святого Стефана, рассчитывая занять место капельмейстера после смерти тяжелобольного Леопольда Хофмана; Хофман, однако, его пережил.
Мистик по натуре, Моцарт много работал для церкви, но великих образцов в этой области он оставил немного: кроме «Misericordias Domini» — «Ave verum corpus» (KV 618), (1791 год) и величественно-горестный Реквием (KV 626), над которым Моцарт неустанно, с особенной любовью, работал в последние дни жизни. Интересна история написания «Реквиема». Незадолго до смерти Моцарта посетил некий таинственный незнакомец во всем черном и заказал ему «Реквием» (траурную заупокойную мессу). Как установили биографы композитора, это был граф Франц фон Вальзегг-Штуппах, решивший выдать купленное сочинение за собственное. Моцарт погрузился в работу, но недобрые предчувствия не покинули его. Таинственный незнакомец в черной маске, «черный человек» неотступно стоит перед его глазами. Композитору начинает казаться, что эту заупокойную мессу он пишет для себя… Работу над незавершенным «Реквиемом», по сегодняшний день потрясающим слушателей скорбным лиризмом и трагической выразительностью, закончил его ученик Франц Ксавер Зюсмайер, ранее принимавший некоторое участие в сочинении оперы «Милосердие Тита».
Умер Моцарт 5 декабря в 00:55 ночи 1791 года от неустановленной болезни. Тело его нашли вздутым, мягким и эластичным, как это бывает при отравлениях. Этот факт, а также некоторые другие обстоятельства, связанные с последними днями жизни великого композитора, дали основание некоторым биографам отстаивать именно эту версию причины его смерти. В настоящее время большинство исследователей считает ее несостоятельной. Похоронен Моцарт был в Вене, на кладбище Святого Марка в общей могиле, так что само место захоронения осталось неизвестным. В память о композиторе на девятый день после его смерти в Праге при огромном стечении народа 120 музыкантами исполнялся «Реквием» Антонио Розетти.
Отличительной чертой творчества Моцарта является удивительное сочетание строгих, ясных форм с глубокой эмоциональностью. Уникальность его творчества состоит в том, что он не только писал во всех существовавших в его эпоху формах и жанрах, но и в каждом из них оставил произведения непреходящего значения. Музыка Моцарта обнаруживает множество связей с разными национальными культурами (особенно итальянской), тем не менее она принадлежит национальной венской почве и носит печать творческой индивидуальности великого композитора.
Моцарт — один из величайших мелодистов. Его мелодика сочетает черты австрийской и немецкой народной песенности с певучестью итальянской кантилены. Несмотря на то, что его произведения отличаются поэтичностью и тонким изяществом, в них часто встречаются мелодии мужественного характера, с большим драматическим пафосом и контрастными элементами.
Особое значение Моцарт придавал опере. Его оперы — целая эпоха в развитии этого вида музыкального искусства. Наряду с Глюком, он был величайшим реформатором жанра оперы, но в отличие от него, основой оперы считал музыку. Моцарт создал совершенно иной тип музыкальной драматургии, где оперная музыка находится в полном единстве с развитием сценического действия. Как следствие — в его операх нет однозначно положительных и отрицательных персонажей, характеры живые и многогранные, показаны взаимоотношения людей, их чувства и стремления. Наиболее популярными стали оперы «Свадьба Фигаро», «Дон Жуан» и «Волшебная флейта».
Большое внимание Моцарт уделял симфонической музыке. Благодаря тому, что на протяжении своей жизни он работал параллельно над операми и симфониями, его инструментальная музыка отличается певучестью оперной арии и драматической конфликтностью. Наиболее популярными стали три последние симфонии — № 39, № 40 и № 41 («Юпитер»). Также Моцарт стал одним из создателей жанра классического концерта.
Камерно-инструментальное творчество Моцарта представлено разнообразными ансамблями (от дуэтов до квинтетов) и произведениями для фортепиано (сонаты, вариации, фантазии). Моцарт отказался от клавесина и клавикорда, обладающих по сравнению с фортепиано более слабым звуком. Фортепианная манера Моцарта отличается элегантностью, отчетливостью, тщательной отделкой мелодии и аккомпанемента.
Композитором создано множество духовных произведений: мессы, кантаты, оратории, а также знаменитый Реквием.
Тематический каталог сочинений Моцарта, с примечаниями, составленный Кехелем («Chronologisch-thematisches Verzeichniss sämmtlicher Tonwerke W. A. Mozart´s», Лейпциг, 1862), представляет том в 550 страниц. По исчислению Кехеля, Моцарт написал 68 духовных произведений (мессы, оффертории, гимны и пр.), 23 произведения для театра, 22 сонаты для клавесина, 45 сонат и вариаций для скрипки и клавесина, 32 струнных квартета, около 50 симфоний, 55 концертов и пр., в общей сложности 626 произведений.
Государственный академический камерный оркестр России
Государственный академический камерный оркестр России (Московский камерный оркестр) отмечает 60-летие.
Оркестр был создан известным альтистом, скрипачом, участником первого состава Квартета им. Бородина Рудольфом Баршаем. Баршай объединил молодых талантливых московских музыкантов в первый в СССР камерный оркестр по образцу европейских коллективов (в частности, гастролировавшего в сентябре 1955 года в Москве камерного оркестра из ФРГ под управлением Вильгельма Штросса).
Официальный дебют Московского камерного оркестра (так поначалу назывался коллектив) состоялся 5 марта 1956 года в Малом зале Московской консерватории. Оркестр сразу же завоевал признание публики в нашей стране и за рубежом. Вскоре он был принят в штат Московской филармонии.
«Камерный оркестр представляет удивительное совершенство музыки и исполнения. Характерным для артистов Московского камерного оркестра является единство истории и современности: не искажая текста и духа старинной музыки, артисты делают ее современной и юной для наших слушателей», — писал Дмитрий Шостакович, который называл коллектив «лучшим камерным оркестром в мире».
Как один из выдающихся камерных коллективов характеризовал МКО дирижер, профессор Московской консерватории Лео Гинзбург: «Слушая Московский камерный оркестр, воспринимаешь подлинное творчество прекрасных музыкантов, объединенных единой художественной направленностью…».
В 1950-х–1960-х годах в оркестре под руководством Р. Баршая играли такие известные солисты, как скрипачи Борис Шульгин (первый концертмейстер МКО), Лев Маркиз, Владимир Рабей, Андрей Абраменков, альтист Генрих Талалян, виолончелисты Алла Васильева, Борис Доброхотов, контрабасист Леопольд Андреев, флейтисты Александр Корнеев и Наум Зайдель, гобоист Альберт Зайонц, валторнист Борис Афанасьев, органист и клавесинист Сергей Дижур…
Помимо исполнения и многочисленных записей музыки европейского барокко, русской и западной классики, сочинений зарубежных композиторов ХХ века (некоторые из которых были впервые сыграны в СССР), коллектив активно пропагандировал музыку современных отечественных композиторов: Николая Ракова, Юрия Левитина, Георгия Свиридова, Кара Караева, Мечислава Вайнберга, Александра Локшина, Германа Галынина, Револя Бунина, Бориса Чайковского, Эдисона Денисова, Витаутаса Баркаускаса, Яана Ряэтса, Альфреда Шнитке и других. Многие из них создавали музыку специально для Московского камерного оркестра. Так, Д. Шостакович посвятил ему Четырнадцатую симфонию, премьеру которой коллектив под управлением Р. Баршая исполнил 29 сентября 1969 года в Ленинграде.
После отъезда Рудольфа Баршая за рубеж в 1976 году оркестром руководили Игорь Безродный (1977–1981), Евгений Непало (1981–1983), Виктор Третьяков (1983–1990), Андрей Корсаков (1990–1991), Константин Орбелян (1991–2009).
В 1983 году он был переименован в Государственный камерный оркестр СССР, а в 1994 году удостоен звания «академический».
Сегодня коллектив является одним из ведущих камерных коллективов России. Его обширный репертуар включает произведения всех эпох и стилей. Оркестр выступал в Великобритании, Германии, Нидерландах, Италии, Франции, Швейцарии, США, Канаде, Японии, ЮАР, странах Скандинавии и Юго-Восточной Азии. Его концерты проходили на таких престижных сценах, как Консертгебау в Амстердаме, Альте Опер во Франкфурте, Шаушпильхаус в Берлине, Зал Королевы Елизаветы в Лондоне, зал Плейель в Париже, Карнеги-холл в Нью-Йорке, Дэвис-холл в Сан-Франциско, Сантори-холл в Токио. Коллектив представлял Россию на грандиозном Международном фестивале в честь 50-летия образования ООН (1995) и на Международном экономическом форуме в Давосе (1998).
Все годы своей деятельности оркестр много гастролирует по городам СССР и России, популяризируя классическую музыку.
За 60 лет с оркестром выступали пианисты Святослав Рихтер, Эмиль Гилельс, Лев Оборин, Мария Гринберг, Николай Петров, Владимир Крайнев, Владимир Виардо, Элисо Вирсаладзе, Михаил Плетнев, Борис Березовский, Фредерик Кемпф, Джон Лилл, Штефан Владар; скрипачи Давид Ойстрах, Игорь Ойстрах, Иегуди Менухин, Леонид Коган, Олег Каган, Владимир Спиваков, Виктор Третьяков; альтист Юрий Башмет; виолончелисты Мстислав Ростропович, Наталия Гутман, Борис Пергаменщиков, Гаспар Кассадо, Антонио Менезес; контрабасист Георг Хёртнагель; арфистка Ольга Эрдели; певцы Нина Дорлиак, Зара Долуханова, Ирина Архипова, Евгений Нестеренко, Галина Писаренко, Александр Ведерников, Маквала Касрашвили, Николай Гедда, Рене Флеминг, Роберто Аланья, Дмитрий Хворостовский; флейтисты Жан-Пьер Рампаль, Патрик Галлуа, сэр Джеймс Голуэй; саксофонист Федерико Мондельчи; трубач Тимофей Докшицер и многие другие известные солисты; Копельман-квартет; исполнители джазовой и этнической музыки.
Оркестром создана впечатляющая коллекция звукозаписей на радио и компакт-дисках, охватывающая самый широкий репертуар — от старинных арий и музыки барокко до произведений российских и зарубежных композиторов ХХ века. Записи осуществлены на фирмах «Мелодия», Сhandos, Philips и других. К 50-летнему юбилею коллектива на студии Delos выпущена серия компакт-дисков, состоящая из почти 30 альбомов.
В январе 2010 года художественным руководителем и главным дирижером оркестра стал известный гобоист и дирижер Алексей Уткин. За те годы, что он возглавляет коллектив, произошло значительное обновление и омоложение оркестра. Существенно расширился стилистический и жанровый диапазон. В афишах оркестра «Страсти по Матфею» Баха, мессы Гайдна и Вивальди, симфонии и концерты Моцарта и Боккерини соседствуют с композициями на темы рок-группы Led Zeppelin, музыкой в стиле этно и саундтреками.
Новые идеи и творческие поиски оркестра и его руководителя нашли отражение в ряде программ последних лет, в которых смело сочетаются самые разные эпохи, стили и направления музыкального искусства. Одна из них — «От барокко до джаз-рока», представленная в минувшем сезоне в Москве, а также на гастролях в Крыму.
В 2011 и 2015 годах оркестр под управлением А. Уткина аккомпанировал участникам второго тура XIV и XV Международных конкурсов имени П.И. Чайковского (специальность «фортепиано»).
В 2016 году Алексей Уткин стал лауреатом Премии Москвы в области литературы и искусства в номинации «Музыкальное искусство» за вклад в развитие отечественного музыкального искусства и популяризацию классической музыки на концертных площадках города Москвы.
В сезоне 2016–2017 Государственный камерный оркестр России, помимо традиционных концертов и абонементов в Концертном зале имени Чайковского, Большом зале консерватории, зале «Филармония-2», Камерном зале филармонии, Концертом зале РАМ им. Гнесиных, примет участие в абонементе «Звезды мировой оперы в Москве», премьерном в России исполнении оперы Г.Ф. Генделя «Тезей».
Оркестр вновь представит несколько оригинальных программ: «От Баха до Beatles», в которой «встретятся» сочинения Баха, Гершвина, Пендерецкого, В. Гроховского (в зале «Филармония-2»); «Открытия для маленького оркестра» из опусов Гайдна, Моцарта, Дворжака и Г. Канчели (в Концертном зале им. Чайковского).
В юбилейном концерте к 60-летию оркестра в КЗЧ прозвучат Симфониетта Н. Мясковского и Фортепианный квинтет А. Бородина.
Вместе с Государственным академическим камерным оркестром России на сцену выйдут дирижер и скрипач Андрес Мустонен, дирижер Федерико Мария Сарделли, солисты — пианисты Элисо Вирсаладзе, Валерий Гроховский, Вячеслав Киселев, скрипачка Елена Семенова, флейтистка Мария Чепурина, кларнетист Евгений Петров, валторнист Станислав Давыдов, вокалисты Анн Халленберг, Катарина Каспер (сопрано), Оливия Фермойлен (меццо-сопрано), Константин Дерри, а также солисты оркестра.