Виталий Серебряков
Виталий Серебряков начинал получать профессиональное музыкальное образование в 1993 году на дирижерско-хоровом отделении Таганрогского музыкального училища, где серьезно увлекся академическом вокалом (класс Н. А. Шлотовой). В 1995 году поступил на вокальное отделение Ростовской консерватории имени С.В. Рахманинова (класс профессора Б. Ф. Мазуна) и уже на четвертом курсе дебютировал в Ростовском музыкальном театре в опере «Богема» Дж. Пуччини в партиях Шонара и Марселя.
В 2000–2010 гг. певец работал в театре «Московская оперетта».
С 2004 года он является солистом Московского государственного академического камерного хора под управлением Владимира Минина, в программах которого исполнил парию Тони в мюзикле «Вестсайдская история» Л. Бернстайна под управлением дирижера Уэйна Маршалла (2005); солирующую партию в вокально-симфонической поэме «Военные письма» В. Гаврилина в сопровождении Московского государственного академического симфонического оркестра под управлением Павла Когана (2010).
В 2016 году Виталий Серебряков успешно дебютировал в партии Канио («Паяцы» Р. Леонкавалло) в Московском музыкальном театре «Геликон-опера», после чего был приглашен на постоянную работу в труппу театра.
В сентябре 2016 года принял участие в концертном исполнении оперы «Война и мир» С. Прокофьева (партия Платона Каратаева) силами Государственной академической симфонической капеллы России под управлением Валерия Полянского.
Марианна Асвойнова
Марианна Асвойнова родилась в Москве. Окончила Академическое музыкальное училище при Московской государственной консерватории имени П.И. Чайковского по классу вокала (педагог А. М. Бенина) и Государственную классическую академию имени Маймонида (педагог С. И. Волжанский). Певица совершенствовала мастерство, участвуя в мастер-классе Марио Диаза в зальцбургском Моцартеуме (2014) и в мастер-курсе пианиста Мариса Скуи в австрийском Мистельбахе (2015).
С 2014 года Марианна Асвойнова работает в Камерном музыкальном театре имени Б.А. Покровского, где исполняет партии Донны Эльвиры («Дон Жуан» В. А. Моцарта), Лючетты («Четыре Самодура» Э. Вольфа-Феррари), Дарьи Рутиловой («Мелкий бес» А. Журбина), Лауретты («Джанни Скикки» Дж. Пуччини), Джульетты Брук («Маленький трубочист» Б. Бриттена). В ее репертуаре также партии Наташи Ростовой («Война и Мир» С. Прокофьева), Мими («Богема» Дж. Пуччини), Лиу («Турандот» Дж. Пуччини), Микаэлы («Кармен» Ж. Бизе).
Певица гастролировала с театром по городам России и Австрии. Ведет активную концертную деятельность.
Рамуне Ходоркайте
Рамуне Ходоркайте окончила хореографическое отделение Вильнюсской школы искусств имени М.К. Чюрлёниса и балетмейстерский факультет Государственного института театрального искусства (ГИТИСа). Работала в Литовском национальном театре оперы и балета, была солисткой театра «Балет Москва».
В настоящее время Рамуне Ходоркайте преподает в ГИТИСе, ведет актерскую деятельность, разрабатывает хореографические решения и пластические сцены для музыкальных и драматических театров, кино и телевидения. Она осуществила порядка 30 постановок в театре «Школа драматического искусства», Московском Художественном театре имени А.П. Чехова, Московском театре «Мастерская П.Н. Фоменко», Государственном академическом театре имени Моссовета, Московском драматическом театре имени А.С. Пушкина. В число ее работ входит хореографический компонент в спектаклях Андрея Кончаловского в итальянских «Театро Реджио» (Турин), театре Сан-Фердинандо (Неаполь), театре «Олимпико» (Виченца).
Рамуне Ходоркайте выступила хореографом следующих постановок: «Вечер классической оперетты» (режиссер — Александр Титель, 2008), оперы «Тайный брак» Д. Чимарозы (режиссер — Игорь Ясулович, 2014) и «Медея» Л. Керубини (режиссер — Александр Титель, 2015) в Московском академическом музыкальном театре имени К.С. Станиславского и В.И. Немировича-Данченко; музыкальное представление «Байки о лисе, утенке и Балде» в Большом театре (режиссер — Дмитрий Белянушкин, 2015); опера «Кармен» в Башкирском государственном театре оперы и балета (режиссер — Дмитрий Белянушкин, 2016).
Игорь Яцко
Игорь Яцко — актер театра и кино, театральный режиссер, заслуженный артист России. Учился в Саратовском театральном училище имени И.А. Слонова (курс Юрия Киселева) и ГИТИСе (курс Анатолия Васильева). Дебютировал как актер на сцене саратовского ТЮЗа (1985). С 1990 года работает в театре «Школа драматического искусства», с 2007 по 2014 год — главный режиссер театра. С 2014 — художественный руководитель режиссерско-актерской лаборатории в театре. Играл в спектаклях: «Сегодня мы импровизируем» Л. Пиранделло, «Иосиф и его братья» по Т. Манну, «Амфитрион» Ж.-Б. Мольера, «А.С. Пушкин. "Дон Жуан или "Каменный гость" и другие стихи», «Моцарт и Сальери» А.С. Пушкина, «Илиада. Песнь двадцать третья» Гомера и др.
В 2001 году дебютировал в кино (сериал «Черная комната» Александра Хвана). На сегодняшний день сыграл около 40 ролей в таких фильмах, как «Шатун», «Желанная», «Курорт особого назначения», «Место под солнцем», «Слепой», «Доктор Живаго», «Охота на гения», «Бегущая по волнам», «Русалка», «Раскол» и др.
В режиссерском амплуа он дебютировал в 2004 году, представив в «Школе драматического искусства» 24-х часовой хэппенинг «100 лет. День Леопольда Блума. Извлечение корня времени» по роману «Улисс» Дж. Джойса. Эта акция стала громким событием в театральном мире, попав в книгу рекордов России как самый продолжительный театральный хэппенинг. Помимо этого в числе режиссерских работ Игоря Яцко «Кориолан» Шекспира, «Каменный ангел» Цветаевой, «Саломея» Уайльда, «Человеческий голос» Кокто — Пуленка, «Каин» Байрона, «Вишневый сад» Чехова и другие постановки. Спектакль «Как важно быть серьезным» был выдвинут на премию «Золотая маска—2013» в трех номинациях.
В 2005 году он работал с молодой труппой Театра киноактера, поставив спектакль по пьесе «Мера за меру» У. Шекспира, в 2007 с тем же коллективом подготовил спектакль «Собака на сене» Л. де Веги.
Игорь Яцко принимал участие в исполнении оперы-оратории «Царь Эдип» Стравинского силами Государственной академической симфонической капеллы России под управлением Валерия Полянского (2004, роль Спикера); в проекте «Персимфанс» Петра Айду (2009, актер); в «Прометее» Орфа в исполнении Государственного академического симфонического оркестра России имени Е.Ф. Светланова под управлением Владимира Юровского (2014, режиссер, художественное слово).
Игорь Яцко преподает мастерство актера в детском театральном центре «Эколь Д’Арт» (с 2001), ведет курс на актерском факультете Международного славянского института имени Г.Р. Державина (с 2007).
Руслан Розыев
Руслан Розыев — солист Государственной академической симфонической капеллы России.
Родился в 1984 году в г. Чарджоу (Туркменистан). Окончил фортепианное отделение Белгородского музыкального училища имени С.А. Дегтярева (2002, класс преподавателя Л. Н. Гиржановой), обучался в Воронежской государственной академии искусств на отделении сольного пения (2002–2007, класс Н. Н. Амелина), после чего продолжил образование в Центре оперного пения Галины Вишневской. На сцене Центра дебютировал в партии Монтероне в опере «Риголетто» Дж. Верди. Певец также принимал участие в мастер-классе Шерила Милнса (в рамках II Фестиваля мастер-классов «Слава Маэстро»), в 2011 году стажировался в Опере г. Тампа (Флорида, США).
Руслан Розыев — лауреат II премий межрегионального конкурса молодых вокалистов «Орфей» (Волгоград, 2006) и IV Международного конкурса оперных артистов Галины Вишневской (Москва, 2012), обладатель диплома за участие в Гала-концерте XXXV смотра вокалистов — выпускников музыкальных вузов России (Санкт-Петербург, 2007).
В сезоне 2010/11 — приглашенный солист Королевской оперы Валлонии (Льеж, Бельгия) и Сантандерского международного фестиваля (Испания), в сезоне 2011/12 — приглашенный солист Лионской оперы (Франция) и Оперного фестиваля в Экс-ан-Провансе (Франция), в сезоне 2012/13 — приглашенный солист Римской оперы (Италия).
В репертуаре певца партии в операх Дж. Верди — Спарафучиле и Монтероне («Риголетто»), Банко («Макбет»); партии Бартоло («Свадьба Фигаро» В. А. Моцарта); Мефистофеля («Фауст» Ш. Гуно); Эскамильо и Цуниги («Кармен» Ж. Бизе); партии в операх П. Чайковского — короля Рене и Бертрана («Иоланта»), Гремина, Зарецкого и Ротного («Евгений Онегин»); Н. Римского-Корсакова — Малюты Скуратова («Царская невеста»), Деда Мороза («Снегурочка»), Царя Салтана («Сказка о царе Салтане»); Д. Шостаковича — Священника («Катерина Измайлова»), Швохнева («Игроки»); партии Бориса Годунова, Варлаама и Пимена («Борис Годунов» М. Мусоргского); Алеко («Алеко» С. Рахманинова); Инквизитора («Огненный ангел» С. Прокофьева); Мистера Гобино («Медиум» Д. Менотти).
С Государственной академической симфонической капеллой России под управлением В. Полянского Р. Розыев принимал участие в премьерной постановке оперы А. Чайковского «Легенда о граде Ельце, деве Марии и Тамерлане» (2011). Также исполнил партии: Маркиза де Калатравы в «Силе судьбы» Дж. Верди, Князя Николая Андреевича Болконского, Генерала Бельяра в «Войне и мире» С. Прокофьева; партии баса в Реквиемах А. Дворжака и Дж. Верди, «Торжественной мессе» Л. ван Бетховена.
Руслан Розыев успешно гастролирует в России, Франции, Бельгии, Испании, Чехии, Венгрии, Литве, США, Мексике.
Михаил Дьяков
Михаил Дьяков родился в Москве. Окончил вокальный факультет Российской академии театрального искусства (1992, класс А. Григорьева) и в 1995 году стал солистом Московского театра «Новая опера» под руководством Евгения Колобова, исполнив здесь более 15-ти оперных партий классического и современного репертуара. С 2001 года — солист Большого театра России, где дебютировал в партии Нотариуса в «Прекрасной мельничихе» Дж. Пазиелло. В дальнейшем певец выступил в спектаклях Большого — «Сила судьбы» Дж. Верди (Фра Мелитоне), «Богема» Дж. Пуччини (Марсель), «Евгений Онегин» и «Иоланта» П. Чайковского (Онегин и Роберт), «Борис Годунов» М. Мусоргского (Щелкалов), «Золотой петушок» Н. Римского-Корсакова (Царевич Афрон), «Война и мир» С. Прокофьева (Князь Андрей Болконский), «Дети Розенталя» Л. Десятникова (Кела) и др. С 2015 года Михаил Дьяков является приглашенным солистом Большого театра.
В числе наиболее ярких проектов в творческой биографии артиста — участие в концертом исполнении неоконченной оперы М. Мусоргского «Саламбо» под управлением М. Ростроповича в Мюнхене (2003); в операх «Арабелла» Р. Штрауса (партия Мандрыки) в Германии (2005), «Кармен» Ж. Бизе (Эскамильо) в Токио (2011), «Травиата» Дж. Верди (Жермон) в Сеуле (2013). М. Дьяков принимал участие в концертных постановках опер в Великобритании, Нидерландах, Франции, Югославии, Румынии, Израиле, США, Тунисе, Японии и Южной Корее.
В 2009 году началось сотрудничество с Государственной академической симфонической капеллой России под руководством Валерия Полянского в качестве приглашенного солиста. В исполнении Михаила Дьякова прозвучали партии в операх Верди — «Луиза Миллер» (Миллер), «Фальстаф» (Форд), «Сила судьбы» (Дон Карлос де Варгас), «Риголетто» (Риголетто), «Дон Карлос» (Родриго, маркиз ди Поза), партия Дапертутто в «Сказках Гофмана» Ж. Оффенбаха, партия баритона в Реквиеме Г. Форе и в других произведениях русской и зарубежной классики.
Также в репертуаре певца партии в операх Дж. Верди — «Трубадур», «Бал-маскарад», «Двое Фоскари», «Травиата»; «Волшебная флейта» В.А. Моцарта, «Валли» А. Каталани, «Сельская честь» П. Масканьи, «Турандот» Дж. Пуччини, «Лючия ди Ламмермур» Г. Доницетти, «Пиковая дама» П. Чайковского, «Снегурочка» и «Кощей Бессмертный» Н. Римского-Корсакова, «Демон» А. Рубинштейна, «Любовь к трем апельсинам» С. Прокофьева.
Максим Сажин
Максим Сажин — солист Государственной академической симфонической капеллы России.
Родился в 1978 году в Костроме. Окончил вокальный факультет Московского государственного университета культуры и искусств (2006, класс Г. И. Миценко).
Лауреат III Всероссийского открытого конкурса вокальной музыки имени Г.В. Свиридова (2007, II премия), II Международного конкурса молодых оперных певцов памяти М.Д. Михайлова (2011), дипломант III Всероссийского открытого конкурса оперных певцов «Санкт-Петербург» (2007) и Международного конкурса теноров памяти Лучано Паваротти (2008).
Карьера музыканта началась еще в студенческие годы. Он был солистом Марийского государственного театра оперы и балета имени Э. Сапаева (2004–2008), Центра оперного пения Галины Вишневской (2007–2009), приглашенным солистом Пермского академического театра оперы и балета (2011–2012). С 2008 года — солист Московского государственного академического Детского музыкального театра имени Н. Сац, с 2009 года — приглашенный солист театра «Русская опера».
С 2010 года Максим Сажин начал сотрудничество с Государственной академической симфонической капеллой России под управлением Валерия Полянского, через три года стал солистом коллектива. Певец участвовал во многих концертах и оперных спектаклях Капеллы, среди которых мировая премьера оперы А. Чайковского «Легенда о граде Ельце, Деве Марии и Тамерлане» в городе Ельце, «Война и мир» С. Прокофьева, «Воевода» П. Чайковского.
Как приглашенный солист выступал на сценах зарубежных театров — Валлонской Королевской опере, Лионской опере, Римской опере, принимал участие в международных фестивалях в Экс-ан-Провансе и Сантандере.
Виктория Смольникова
Виктория Смольникова окончила вокальный факультет Российской академии музыки имени Гнесиных (2001, класс Е. Б. Оболенской). С 1995 года — солистка Государственной академической симфонической капеллы России под руководством Валерия Полянского.
В концертах и записях капеллы исполняла сольные партии в операх «Война и мир» С. Прокофьева, «Сестра Беатриса» А. Гречанинова, «Богема» Р. Леонкавалло, «Чародейка», «Евгений Онегин», «Воевода» П. Чайковского, «Трубадур», «Травиата», «Луиза Миллер» Дж. Верди, «Ночь перед Рождеством» Н. Римского-Корсакова, «Улаф Трюгвасон» Э. Грига, «Сказки Гофмана» Ж. Оффенбаха, «Лоэнгрин» Р. Вагнера, а также в кантатно-ораториальных сочинениях И.С. Баха, В.А. Моцарта, Л. ван Бетховена, Ф. Шуберта, Р. Шумана, Ф. Мендельсона, А. Русселя, К. Дебюсси, А. Шёнберга, И. Стравинского, С. Прокофьева, А. Журбина под руководством дирижеров Валерия Полянского и Геннадия Рождественского.
С 2002 года является артисткой вокального класса театра «Школа драматического искусства» (принимает участие в спектаклях «Из путешествия Онегина», «К**», «Каменный гость, или Дон Жуан мертв»).
Анна Новикова
Анна Новикова — солистка Московского государственного академического театра оперетты, победительница II Международного конкурса артистов оперетты ОпереттаLand.
Родилась во Владивостоке. По окончании Дальневосточной государственной академии искусств (2002, преподаватели В.Н. Рубан и В. В. Воронина) работала в Хабаровском музыкальном театре, выступала в концертах Хабаровской филармонии (2002–2004). Певица много гастролировала в Японии, Корее и Китае. Была удостоена губернаторской премии в номинации «Надежда сцены» за роль Розалинды в оперетте «Летучая мышь» И. Штрауса.
В 2004–2006 годах обучалась в Центре оперного пения Галины Вишневской в классе А.С. Белоусовой. В сезоне 2007/08 пела в театре «Новая опера», гастролировала в Финляндии и Швеции, Македонии, Грузии, Франции, Испании.
С 2007 года работает в театре «Московская оперетта».
Певица тесно сотрудничает с Государственной академической симфонической капеллой России под управлением Валерия Полянского и с маэстро Геннадием Рождественским, концертирует с «Оркестром XXI века» под управлением Павла Овсянникова.
Валерий Полянский
Валерий Полянский — музыкант многогранного дарования, высочайшей культуры, глубокой эрудиции. Его дирижерская харизма в равной степени проявляется как в сфере хорового искусства, так и за пультом симфонического оркестра, а творческие поиски блестяще реализуются в самых разных жанрах — будь то оперы, сочинения для хора a cappella, монументальные кантатно-ораториальные произведения, симфонии, современные сочинения.
Валерий Полянский родился в 1949 году в Москве. Его призвание определилось очень рано: оканчивая музыкальную школу, он в 13 лет уже дирижировал хором. Затем последовали годы учебы у Е. Зверевой в училище при Московской консерватории, которое В. Полянский заканчивает за три года; в Московской государственной консерватории молодой музыкант занимался одновременно на двух факультетах: дирижерско-хоровом (класс профессора Б. Куликова) и оперно-симфонического дирижирования (класс О. Димитриади).
В аспирантуре судьба свела В.К. Полянского с Г.Н. Рождественским, который оказал большое влияние на дальнейшую творческую деятельность молодого дирижера.
Важнейшей вехой в жизни Валерия Полянского стал 1971 год, когда он организовал Камерный хор из студентов Московской консерватории, а также стал дирижером Московского театра оперетты.
В 1975 году в Италии, на крупнейшем Международном конкурсе «Гвидо д’Ареццо» Валерий Полянский и его Камерный хор стали безоговорочными победителями. Впервые хор из России получил Золотую медаль в номинации «академическое пение», удостоившись также «Золотого колокола» — символа лучшего хора конкурса. Валерию Полянскому был присужден специальный приз как лучшему дирижеру конкурса. Итальянцы тогда писали о музыканте: «Это подлинный Караян хорового дирижирования, обладающий исключительно яркой и гибкой музыкальностью».
В 1977 году В. Полянский, не оставляя хор, становится дирижером Большого театра СССР, где в том числе участвует вместе с Г. Рождественским в постановке оперы Шостаковича «Катерина Измайлова», ведет другие спектакли.
В те же годы начинается сотрудничество с Союзом композиторов: Валерий Полянский смело берется за освоение новых партитур, становится постоянным участником фестиваля современной музыки «Московская осень». Ему посвящают свои сочинения лучшие российские композиторы — Н. Сидельников, Э. Денисов, А. Шнитке, С. Губайдулина, Д. Кривицкий, А. Виеру. «…Необходимо, чтобы звучали произведения наших дней. Мы живем в мире, который полон самых различных эмоциональных красок, душевных настроений, переживаний, противоборства страстей. Все это отражено так или иначе в богатейшей сокровищнице мировой музыки, все должно быть представлено на современной концертной сцене. Поддерживать современных композиторов — наш долг», — говорит дирижер.
Возглавляя Государственный камерный хор, Валерий Полянский параллельно плодотворно сотрудничал с ведущими симфоническими коллективами России и зарубежных стран, неоднократно выступал с оркестрами Белоруссии, Исландии, Финляндии, Германии, Голландии, США, Тайваня, Турции. Им осуществлена постановка оперы Чайковского «Евгений Онегин» в Гетеборгском музыкальном театре (Швеция), на протяжении нескольких лет он являлся главным дирижером фестиваля «Оперные вечера» в Гетеборге.
С 1992 года Валерий Полянский — художественный руководитель и главный дирижер Государственной академической симфонической капеллы России.
Дирижером осуществлено свыше 100 записей на ведущих звукозаписывающих фирмах, как в России, так за рубежом. Среди них — произведения Чайковского, Танеева, Глазунова, Скрябина, Брукнера, Дворжака, Регера, Шимановского, Прокофьева, Шостаковича, Шнитке (Восьмая симфония Шнитке, выпущенная английской фирмой Сhandos records в 2001 году, признана лучшей записью года). Нельзя не сказать о записи всех хоровых концертов замечательного русского композитора Д. Бортнянского и о возрождении музыки А. Гречанинова, почти не исполнявшейся в России.
Дирижер также является одним из лучших интерпретаторов наследия Рахманинова, в его дискографии — все симфонии композитора, все его оперы в концертном исполнении, все хоровые сочинения. Валерий Полянский — Президент Рахманиновского Общества, возглавляет Международный конкурс пианистов имени Рахманинова.
В настоящее время внимание дирижера отдано Г. Малеру: силами Госкапеллы впервые в России проводится уникальный цикл «Густав Малер и его время», рассчитанный на несколько лет. В 2015 году, когда широко отмечался юбилей Чайковского, В. Полянский и Капелла провели фестиваль «Музыка на все времена», названный в СМИ «беспрецедентным». В рамках фестиваля прозвучали все симфонии композитора, Девять духовных хоров, «Литургия св. Иоанна Златоуста» и опера «Пиковая дама» в концертном исполнении.
С 2000 года в программах Госкапеллы отчетливо выделяется тяготение к жанру оперы в концертном исполнении. К настоящему моменту В. Полянский исполнил около 30 опер. Это — и русская классика (Чайковский, Римский-Корсаков, Гречанинов), и зарубежные авторы, в частности Верди, которому маэстро уже несколько сезонов подряд посвящает специальные абонементы. Среди представленных капеллой вердиевских шедевров — оперы «Луиза Миллер», «Трубадур», «Риголетто», «Сила судьбы», «Фальстаф», «Макбет» и другие. К 200-летию со дня рождения Верди на исторический сцене Большого театра В. Полянский с Госкапеллой провел гала-концерт “Viva, Verdi”, в который вошли фрагменты из 13 опер и «Реквиема» композитора. Проект оказался настолько востребован, что был затем неоднократно повторен в абонементах Московской филармонии и на закрытии фестиваля «Янтарное ожерелье» (Калининград, 2015).
Постоянно в поле зрения дирижера современные партитуры, им осуществлен ряд российских и мировых премьер, среди которых: «Джезуальдо» А. Шнитке (2000), «Последние дни Пушкина» А. Николаева (2007), «Легенда о граде Ельце, Деве Марии и Тамерлане» А. Чайковского (2011), «Альберт и Жизель» А. Журбина (2012), оратория «Государево дело» А. Чайковского (2013).
Валерий Полянский стремится представить оперу в исторически точной интерпретации, использует оригинальные авторские редакции, привлекает к реализации опер в концертном исполнении музыкантов Госкапеллы и ведущих певцов известных российских театров. Сотрудничество с Капеллой позволило многим певцам творчески реализовать себя в операх, которых нет в афише их театров, и, таким образом, расширить и обогатить свой репертуар. Полянскому удалось собрать команду единомышленников, выработать свой оригинальный стиль в трактовке формы концертного исполнения оперы.
Вклад дирижера в музыкальную культуру высоко отмечен государственными наградами. Валерий Полянский — народный артист России (1996), лауреат Государственных премий России (1994, 2010), кавалер ордена «За заслуги перед Отечеством» IV степени (2007).
Имре Кальман
Имре (Эммерих) Кальман (24 октября 1882 — 30 октября 1953) — венгерский композитор, автор популярных оперетт: «Сильва», «Баядера», «Принцесса цирка», «Фиалка Монмартра» и других. Творчество Кальмана завершает период расцвета венской оперетты.
Имре Кальман родился в Шиофоке (Австро-Венгрия, ныне Венгрия), на берегу озера Балатон, в семье еврея-торговца Карла Коппштейна (Karl Koppstein). Ещё в школе сменил фамилию на Кальман. Учился на пианиста, однако из-за артрита переключился на композицию. Закончил в Будапеште музыкальную академию, где преподавали Бела Барток и Золтан Кодаи.
1904: работает музыкальным критиком в будапештской газете, одновременно много времени уделяя композиции.
Романсы и симфонические произведения Кальмана большого успеха не имели, зато Большую премию города Будапешта получил его цикл песен. По совету своего друга композитора Виктора Якоби (автора оперетты «Ярмарка невест») Кальман решил попробовать силы в оперетте. Уже первая его оперетта (Tatárjárás, 1908, Будапешт) восторженно встречена публикой и была поставлена в Вене, Нью-Йорке и Лондоне (под названием «Осенние манёвры»).
1908: Кальман переезжает в Вену, где закрепляет успех опереттой «Цыган-премьер» (1912).
В военный 1915-й год появилась самая популярная оперетта Кальмана, «Королева чардаша (Сильва)». Её ставили даже на другой стороне фронта, в том числе — в России (изменив фамилии персонажей и место действия).
В 1920-е годы наибольший успех имели три оперетты Кальмана: «Баядера» (1921) (здесь, кроме традиционных для него вальсов и чардашей, Кальман решил освоить новые ритмы: фокстрот и шимми), затем «Марица» (1924) и «Принцесса цирка» (1926).
1930: Кальман женится на русской эмигрантке из Перми, актрисе Вере Макинской, которой посвящает оперетту «Фиалка Монмартра». У них родились сын и две дочери.
1934: награждён французским орденом Почётного легиона.
После аншлюса Австрии, отказавшись от предложения стать «почётным арийцем», Кальман эмигрировал — сначала в Париж (1938), затем в США (1940). Его оперетты были запрещены в нацистской Германии.
1942: Кальман разводится с Верой, но через несколько месяцев они вновь воссоединяются.
После разгрома нацизма, зимой 1948/1949 года, Кальман приехал в Европу, возложил венок на могилу Легара, затем вернулся в США. В 1949 году после инсульта был частично парализован. Затем самочувствие несколько улучшилось, и в 1951 году Кальман по настоянию Веры переехал в Париж, где спустя 2 года умер. Похоронен, согласно завещанию, в Вене, на Центральном кладбище. В Национальной библиотеке Австрии открыта мемориальная комната Кальмана.
Музыка Кальмана не имеет равных в оперетте по своей праздничности, «нарядности», отточенности мелодики и оркестровки. Она неизменно пронизана венгерскими мотивами — даже если персонаж индиец («Баядера»), русский («Принцесса цирка») или француз («Фиалка Монмартра»), но самая венгерская из оперетт Кальмана — «Марица».
Государственная академическая симфоническая капелла России
Государственная академическая симфоническая капелла России — уникальный коллектив, насчитывающий свыше 200 артистов. Он объединяет хор, оркестр и солистов-вокалистов, которые, существуя в органичном единстве, сохраняют в то же время определенную творческую самостоятельность.
Госкапелла была образована в 1991 году при слиянии Государственного камерного хора СССР под руководством Валерия Полянского и Государственного симфонического оркестра Министерства культуры СССР, возглавляемого Геннадием Рождественским.
Оба коллектива прошли славный творческий путь. Оркестр возник в 1957 году и до 1982 года был оркестром Всесоюзного радио и телевидения, с 1982 года — Государственным симфоническим оркестром Министерства культуры СССР. В разное время им руководили С. Самосуд, Ю. Аранович и М. Шостакович. Камерный хор был создан В. Полянским в 1971 году. С 1980 года коллектив получил новый статус и стал именоваться Государственным камерным хором Министерства культуры СССР.
С хором Валерий Полянский объездил все республики СССР, стал инициатором фестиваля в Полоцке, в котором участвовали Ирина Архипова, Олег Янченко, Ансамбль солистов Большого театра СССР… В 1986 году, по приглашению Святослава Рихтера, Валерий Полянский и его хор представили программу из сочинений П.И. Чайковского на фестивале «Декабрьские вечера», а в 1994 году — «Всенощное бдение» С.В. Рахманинова. В то же время Государственный камерный хор заявил о себе и за рубежом, триумфально выступив с Валерием Полянским на фестивалях «Поющий Вроцлав» (Польша), в Мерано и Сполето (Италия), Измире (Турция), в Нардене (Голландия); памятно участие в знаменитых «Променад-концертах» в Альберт-холле (Великобритания), выступления в исторических соборах Франции — в Бордо, Амьене, Альби.
День рождения Госкапеллы — 27 декабря 1991 года: тогда в Большом зале Консерватории прозвучала кантата Антонина Дворжака «Свадебные рубашки» под управлением Геннадия Рождественского. В 1992 году художественным руководителем и главным дирижером ГАСК России стал Валерий Полянский. Деятельность хора и оркестра Капеллы осуществляется как в совместных выступлениях, так и параллельно. Коллектив и его главный дирижер — желанные гости на лучших площадках Москвы, постоянные участники абонементов Московской филармонии, Московской консерватории и Московского международного Дома музыки, выступали с финалистами международных конкурсов имени Чайковского и имени Рахманинова. Капелла с триумфом гастролировала в США, Англии, Италии, Германии, Нидерландах, в странах Юго-Восточной Азии.
Основу репертуара коллектива составляют кантатно-ораториальные жанры: мессы, оратории, реквиемы всех эпох и стилей — Баха, Генделя, Гайдна, Моцарта, Шуберта, Берлиоза, Листа, Верди, Дворжака, Рахманинова, Регера, Стравинского, Бриттена, Шостаковича, Шнитке, Эшпая. Валерий Полянский постоянно проводит монографические симфонические циклы, посвященные Бетховену, Брамсу, Рахманинову, Малеру и другим великим композиторам.
С Капеллой сотрудничают многие российские и зарубежные исполнители. Особо тесная и многолетняя творческая дружба связывает коллектив с Геннадием Николаевичем Рождественским, который ежегодно представляет с Госкапеллой России свой персональный филармонический абонемент.
За последние годы у коллектива выработалась своя схема в построении сезона. Его крайние точки посвящены выступлениям в малых городах. С 2009 года в Тарусе Капелла проводит фестиваль «Сентябрьские вечера» (совместно с фондом Святослава Рихтера), знакомит с шедеврами симфонической и хоровой музыки жителей Торжка, Твери, Калуги. В 2011 году прибавился Елец, где триумфально прошла мировая премьера оперы Александра Чайковского «Легенда о граде Ельце, Деве Марии и Тамерлане» в постановке режиссера Георгия Исаакяна. «Не надо много слов о патриотизме, — сформулировал свою позицию В. Полянский, — молодежь просто должна слышать эту музыку, внушающую любовь к родине. Преступление, что есть города, где люди никогда не слышали живой симфонический оркестр, не видели оперных постановок. Мы стараемся исправить эту несправедливость».
В репертуарной политике Госкапеллы находят отражение и важнейшие даты мировой истории. К 200-летию победы в Отечественной войне 1812 года состоялось концертное исполнение оперы «Война и мир» Прокофьева (в Торжке и Калуге), к 400-летию династии Романовых была приурочена мировая премьера оратории «Государево дело» А. Чайковского (2013, Липецк, Москва), а на Новой сцене Большого театра России прозвучала «Жизнь за царя» М. Глинки.
Знаковым событием 2014 года стало концертное исполнение Госкапеллой редко звучащей оперы «Семен Котко» Прокофьева, которое состоялось на Новой сцене Большого театра и в Центральном академическом театре Российской армии и было приурочено к 100-летию начала Первой мировой войны. На этих же площадках коллектив отметил 70-летие Великой Победы исполнением оперы К. Молчанова «А зори здесь тихие».
Интенсивно протекает гастрольная деятельность Госкапеллы. Высочайшему исполнительскому мастерству оркестра аплодировала британская публика во время осеннего турне 2014 года. «Есть дирижеры, считающие Пятую симфонию Чайковского слишком известной и исполняющие ее как на автопилоте, но Полянский и его оркестр были просто великолепны. Музыка Чайковского, конечно, вошла в плоть и кровь этого коллектива; Полянский сыграл этот бессмертный шедевр так, как, уверен, его хотел бы слышать сам Чайковский», — отмечал британский критик и композитор Роберт Мэтью-Уокер.
В 2015 году с триумфом прошли концерты коллектива в США, Белоруссии (фестиваль духовной музыки «Могутны Божа») и Японии, где публика по достоинству оценила интерпретации В. Полянским трех последних симфоний Чайковского.