Пятеро блестящих солистов соберутся на главной филармонической сцене, чтобы исполнить два квинтета романтической эпохи. В программе концерта репертуарная редкость — Второй квинтет Антонина Дворжака соч. 81 и жемчужина жанра, одна из вершин творчества Роберта Шумана — фортепианный квинтет соч. 44. Слушать шедевры камерной музыки в исполнении настоящих профессионалов — огромное наслаждение, ведь состав ансамбля впечатляет: скрипачи Никита Борисоглебский и Валерий Соколов, альтист Андрей Усов, виолончелист Александр Бузлов, пианист Филипп Копачевский. Концерты каждого участника ансамбля всегда вызывают особый интерес у слушателей, которые ценят искусство артистов за высочайшее мастерство, тонкость и глубину интерпретаций. А когда артисты такого уровня собираются вместе, они способны сотворить настоящее чудо. Услышим ли вновь такое созвездие музыкантов на одной сцене — большой вопрос. Проект камерные вечера дарит нам такую возможность, не упустите ее!
Андрей Усов
Андрей Усов родился в 1979 году в Екатеринбурге. В 1996 году окончил Специальную музыкальную школу-лицей при Уральской государственной консерватории (класс В. П. Аверина) и уже в следующем году начал выступать как солист. В 2002 году окончил Московскую государственную консерваторию (классы профессора Ю.А. Башмета и доцента Р. Г. Балашова).
Андрей Усов был удостоен IV премии Международного конкурса альтистов Ю. Башмета (1997). В 2000 году стал победителем Международного конкурса альтистов имени Л. Тертиса в Великобритании.
С 2002 года Андрей Усовиграет в Романтик-квартете. В 2004 году в составе этого ансамбля стал победителем Международного конкурса струнных квартетов имени Д. Шостаковича. Концерты квартета проходят в культурных центрах России и Европы, музыканты принимают участие в международных фестивалях, сотрудничают со знаменитыми музыкантами и талантливыми молодыми солистами.
С 2007 года Андрей Усов также является солистом Камерного ансамбля «Солисты Москвы» под руководством Ю. Башмета. Музыкант принимал участие во многих известных фестивалях, в том числе в Монтрё, Вербье, Сиднее, Бате, BBCProms в Альберт-холле в Лондоне, PrestigedelaMusic в зале Плейель и Sony-Classical в театре Елисейских полей в Париже, в Эвиане, Туре и «Декабрьские вечера» в Москве.
Среди его партнеров по камерному ансамблю — Юрий Башмет, Наталия Гутман, Миша Майский, Юлиан Рахлин и многие другие знаменитые музыканты.
Филипп Копачевский
Лауреат международных конкурсов, молодой пианист Филипп Копачевский уже снискал любовь и признание публики. Его концерты регулярно проходят в Великобритании, Германии, США, Нидерландах, Франции, Италии, Греции, Польше, Испании и во многих городах России. Особую популярность Ф. Копачевский приобрел в Японии, где специально по заказу телекомпании NHK он записал диск с фортепианными произведениями Шопена. «Игра молодого пианиста несет в себе ощутимый личностный посыл. Органичный сплав мастерства и духовной зрелости вкупе с непосредственной эмоциональностью, свобода, с которой пианист высказывается, его романтическая искренность и благородство подкупают с первых же нот… С первых звуков, сыгранных им, ощущаешь мощную лирическую индивидуальность пианиста. Его рояль поет — это очень редкое сегодня качество, характерное для романтического мироощущения; он сохраняет в игре ясность, его фраза красива и пластична…», — так пишут о пианисте музыкальные критики.
Филипп Копачевский родился в 1990 году в Москве. Окончил Центральную музыкальную школу при Московской государственной консерватории имени П.И. Чайковского, Московскую консерваторию и аспирантуру (класс профессора С. Л. Доренского).
Филипп Копачевский — лауреат восьми престижных международных конкурсов, в том числе Х Международного конкурса пианистов имени Ф. Шуберта (Германия).
Музыкант выступал с Государственным симфоническим оркестром России имени Е.Ф. Светланова, Симфоническим оркестром Мариинского театра, Большим симфоническим оркестром имени П.И. Чайковского, Российским национальным оркестром, Национальным филармоническим оркестром России, Государственным симфоническим оркестром «Новая Россия», Академическим симфоническим оркестром Московской филармонии, Академическим симфоническим оркестром Санкт-Петербургской филармонии, Симфоническим оркестром Московского театра «Новая Опера» имени Е.В. Колобова, Английским камерным оркестром и другими знаменитыми коллективами. Сотрудничал с известными дирижерами, среди которых Мстислав Ростропович, Евгений Колобов, Владимир Спиваков, Михаил Плетнёв, Юрий Симонов, Александр Дмитриев, Эндрю Гурлей, Уильям Нолл, Бьярте Энгесет, Чарльз Оливьери-Монро, Евгений Бушков, Максим Венгеров, Пол Уоткинс.
Филипп Копачевский участвовал во многих международных фестивалях, в том числе имени А.Д. Сахарова (Нижний Новгород), памяти В. Лотар-Шевченко (Новосибирск), фирмы «Стейнвей», Фортепианном фестивале в Майами, Arts Naples World Festival (США), в Кольмаре (Франция), памяти М. Ростроповича (Баку), «Балтийские сезоны» (Калининград), «Владимир Спиваков приглашает», «Звезды на Байкале», Crescendo, «Денис Мацуев приглашает». Принимал участие в мировой премьере балета Without хореографа Бенджамина Мильпье на сцене Мариинского театра. Участник проекта «Звезды XXI века» Московской государственной академической филармонии.
В прошедшем сезоне состоялись концерты Филиппа Копачевского с Национальным филармоническим оркестром России (дирижер — Константин Хватынец), Академическим симфоническим оркестром Московской филармонии (дирижер — Игорь Манашеров) и Московским государственным академическим симфоническим оркестром под управлением П. Когана (дирижер — Тао Линь) в Концертном зале имени П.И. Чайковского. На сцене Концертного зала имени С.В. Рахманинова «Филармония-2» Филипп исполнил все фортепианные концерты Чайковского в один вечер в сопровождении Государственного академического симфонического оркестра России имени Е.Ф. Светланова (дирижер — Станислав Кочановский), а также участвовал в исполнении Тройного концерта Бетховена с Иваном Почекиным и Борисом Андриановым (дирижер — Димитрис Ботинис). Выступал в Большом зале консерватории с Государственным симфоническим оркестром Республики Татарстан под управлением Александра Сладковского и Московском международном Доме музыки, где сыграл Двойной концерт Э. Шоссона со скрипачом Никитой Борисоглебским. Гастролировал в США, Италии, Австрии, Черногории, Литве, городах России — Санкт-Петербурге, Перми, Нижнем Новгороде, Белгороде, Севастополе, Анапе, Новороссийске, Кисловодске, Воронеже, Самаре, Астрахани, Уфе, Ижевске, Улан-Уде, Челябинске, Кургане, Рязани, Владимире, Калининграде, Владивостоке, Иркутске. Сотрудничал с Оркестром Sinfonia Varsovia, Филармоническим оркестром имени А. Тосканини, Академическим симфоническим оркестром Нижегородской филармонии, Академическим симфоническим оркестром имени В.И. Сафонова, Воронежским симфоническим оркестром, Белгородским симфоническим оркестром и другими коллективами. Принимал участие в фестивалях музыки Рахманинова в Хабаровске и Владивостоке и фестивале «Музыкальная экспедиция». Выступал в концертах камерной музыки с Еленой Ревич, Борисом Андриановым, Александром Раммом, Павлом Милюковым, Артуром Назиуллиным, Айленом Притчиным.
В новом сезоне концерты Филиппа Копачевского проходят во Франции, Швейцарии, Румынии, Италии и Австрии, а также в Вологде, Туле, Липецке, Оренбурге, Кемерово, Томске, Кургане, Ростове-на-Дону. В Большом зале консерватории в Москве состоится сольный концерт пианиста, кроме того он исполнит Второй концерт Шостаковича в сопровождении Большого симфонического оркестра имени П.И. Чайковского (дирижер — Сергей Поляничко).
Александр Бузлов
Александр Бузлов является одним из наиболее ярких и талантливых виолончелистов молодого поколения. По мнению New York Times, он «является виолончелистом истинно русской традиции, обладающим великим даром заставлять инструмент петь, завораживая публику своим звуком».
Свой первый Гран-при он завоевал в возрасте 13 лет на «Моцарт-96» в Монте-Карло, год спустя был удостоен Гран-при на конкурсе «Виртуозы XXI века» в Москве и выступил на юбилейном концерте, посвященном 70-летию Мстислава Ростроповича. Вскоре последовали победы на Всероссийском конкурсе «Новые имена» (2000, Гран-при), международных конкурсах Young Concert Artist в Лейпциге (2000), Нью-Йорке (2001) и Jeuness Musicales в Белграде (2005). На конкурсе им. Пабло Казальса в Кронберге (Германия, 2004) он был награжден премией Лейды Унгерер. В 2005 году Александр Бузлов получил II премию на одном из самых престижных музыкальных состязаний — конкурсе ARD в Мюнхене, в 2008 году завоевал второе место на старейшем музыкальном конкурсе в Европе — конкурсе виолончелистов в Женеве. В 2010 году был удостоен Гран-при и приза зрительских симпатий Международного конкурса имени Э. Фойермана в Берлине. Александр трижды с успехом выступал на Международном конкурсе имени П.И. Чайковского, где был удостоен Второй (2007 год) и Третьей (2015 год) премий, а также трех специальных призов: за лучшее исполнение Pezzo capricioso П. Чайковского (2002), лучшее исполнение музыки Чайковского и приза от фонда М. Ростроповича и Г. Вишневской (2007).
Сегодня Александр Бузлов достойно представляет российскую исполнительскую школу в лучших концертных залах мира. Музыкант много гастролирует в России и за рубежом: в Австрии, Бельгии, Великобритании, Германии, Израиле, Малайзии, Норвегии, США, Франции, Чехии, Швейцарии, Южной Корее, Японии.
Александр Бузлов выступает с известными коллективами — Государственным академическим симфоническим оркестром им. Е.Ф. Светланова, Симфоническим оркестром Мариинского театра, Национальным филармоническим оркестром России, оркестрами Московской и Санкт-Петербургской филармоний, Большим симфоническим оркестром им. П.И. Чайковского, камерным ансамблем «Солисты Москвы», Камерным ансамблем Мюнхена, симфоническими оркестрами Баварского радио и радио Саарбрюккена, оркестрами Екатеринбурга, Новосибирска, Нижнего Новгорода, Ярославля, Саратова, Ульяновска и других городов России. Александр выступал со многими американскими симфоническими оркестрами, объехав в гастрольных поездках практически все штаты Америки. В 2005 году состоялся дебют А. Бузлова в знаменитом Карнеги-холле, а затем прошел его бенефис в нью-йоркском Линкольн-центре с Симфоническим оркестром Сен-Люка под управлением Леонарда Слаткина. «Из множества молодых артистов, которые в течение ряда последних лет выступили на сцене с Камерным оркестром Юты, Александр Бузлов является самым ярким и талантливым», — писала американская газета в 2007 году. Он сотрудничал со многими дирижерами, среди которых Валерий Гергиев, Юрий Башмет, Владимир Спиваков, Дмитрий Лисс, Леонард Слаткин, Томас Зандерлинг, Якоб Крейцберг (США), Карел Марк Шишон.
Александр востребован и в области камерной музыки. Он выступал с прославленными исполнителями: Мартой Аргерих, Денисом Мацуевым, Наталией Гутман, Элисо Вирсаладзе, Юрием Башметом, Алексеем Любимовым. Артист принимал участие в международных музыкальных фестивалях: в Кольмаре, Монпелье, Живерни (Франция), в Узедоме и Людвигсбурге (Германия), «Эльба — музыкальный остров Европы» (Италия), в Вербье и фестивале Академии Сейджи Озавы (Швейцария), «Шанель, Гинза» (Япония), «Посвящение Олегу Кагану» в Кройте (Германия) и Москве, «Кремль музыкальный», «Декабрьские вечера», ArsLonga, Crescendo, «Звезды белых ночей», «Площадь искусств» и «Музыкальный Олимп» (Россия) и других. Музыкант имеет записи на телевидении и радио России, а также на радио Германии, Швейцарии, Франции, США и Австрии.
Александр Бузлов окончил Московскую консерваторию (класс профессора Н. Г. Гутман). В рамках мастер-классов занимался с выдающимися виолончелистами: М. Ростроповичем, Д. Шафраном, Н. Шаховской, Б. Талалаем, Э. Финке (Швейцария), Б. Гринхаусом (США). Во время обучения был стипендиатом международных благотворительных фондов М. Ростроповича, В. Спивакова, Н. Гузика, «Русское исполнительское искусство». Его имя было занесено в Золотую книгу молодых талантов России «ХХ век — XXI веку». В настоящее время А. Бузлов преподает в Московской консерватории и является ассистентом профессора Наталии Гутман. Проводит мастер-классы в России, США и Европе.
Валерий Соколов
Валерий Соколов — один из самых востребованных в мире молодых скрипачей, получивший признание благодаря технической безупречности игры, эмоциональности и художественной зрелости в исполнении самых сложных произведений скрипичного репертуара. Когда Валерию было 18 лет, о нем снял фильм «Прирожденный скрипач» знаменитый французский режиссер Бруно Монсенжон — автор документальных лент о С. Рихтере, Д. Фишер-Дискау, Г. Гульде, Д. Ойстрахе и И. Менухине.
Валерий Соколов родился в 1986 году в Харькове. Учился в Харьковской специальной музыкальной школе (класс доцента С. А. Евдокимова). В 1999 году благодаря удачному выступлению на юношеском международном конкурсе скрипачей имени П. Сарасате в Памплоне получил грант Фонда Владимира Спивакова на продолжение обучения в лондонской Школе скрипачей Иегуди Менухина, куда поступил в класс Натальи Боярской. По окончании школы был принят в лондонский Королевский колледж музыки (класс Феликса Андриевского). Затем окончил аспирантуру Высшей школы музыки и театра во Франкфурте (Кронбергская академия) в классе Анны Чумаченко и Венской консерватории (класс Бориса Кушнира).
В 2005 году Валерий стал победителем Международного конкурса скрипачей имени Дж. Энеску в Бухаресте, получив Гран-при и два специальных приза: от Фонда Дж. Энеску и за лучшее исполнение Сонаты № 3 для скрипки и фортепиано Дж. Энеску.
Валерий Соколов выступает со многими знаменитыми коллективами мира, среди которых Национальный оркестр Франции, Лондонский филармонический оркестр, Симфонический оркестр Би-би-си и оркестр «Филармония», оркестр Hallé и Симфонический оркестр Бирмингема, Стокгольмский филармонический оркестр, Симфонический оркестр Роттердама, оркестры цюрихского Тонхалле, зальцбургского Моцартеума и Северогерманского радио, Кливлендский оркестр, Симфонический оркестр Токио, Филармонический оркестр Сеула, Оркестр Национального центра искусств в Оттаве, Академический симфонический оркестр Московской филармонии. Продолжительное сотрудничество связывает скрипача с Камерным оркестром Европы.
Среди дирижеров, с которыми выступал Валерий Соколов, — Владимир Ашкенази, Дуглас Бойд, Айвор Болтон, Андрей Борейко, Юрай Вальчуга, Рамон Гамба, Людовик Морло, сэр Невилл Мэрринер, Сусанна Мялкки, Янник Незе-Сеген, Андрис Нелсонс, Василий Петренко, Кваме Райан, Юбер Судан, Мишель Табачник, Ян Паскаль Тортелье, Питер Унджиан, Дэвид Цинман.
Сольные концерты скрипача проходили в Париже в Театре Шатле и Театре Елисейских полей, Театре «Олимпико» в Риме и Линкольн-центре в Нью-Йорке, Фестивальном зале Баден-Бадена и Филармонии Эссена, зале Аудиториум в Лионе и лондонском Вигмор-холле, зале Мариинского театра в Санкт-Петербурге, залах Ванкувера, Гонконга и других. Он выступал на фестивалях в Вербье и Иегуди Менухина в Гштааде (Швейцария), в Локенхаусе и Брегенце (Австрия), Киссингене (Германия) и Равенне (Италия), Сен-Дени, Кольмаре и на фестивале Французского радио в Монпелье (Франция), в Сантандере (Испания), Аспене (США), Crescendo в Сочи и других.
Валерий Соколов много играет в камерном ансамбле. Сотрудничал с известными музыкантами: Мишей Майским, Гари Хоффманом, Леонидом Гороховым, Гидоном Кремером, Вадимом Репиным, Юлианом Рахлиным, Рено Капюсоном, Готье Капюсоном, Денисом Мацуевым, Викторией Постниковой, Кэтрин Стотт, Игорем Четуевым, Квартетом Шимановского и другими. В настоящее время постоянным партнером Валерия Соколова в сольных выступлениях является пианист Евгений Изотов, с которым он также играет в трио с виолончелистом Алексеем Шадриным.
В 2007 году Валерий Соколов подписал эксклюзивный контракт со звукозаписывающей компанией EMI/Virgin Classics (Erato records). Результатом совместной работы на сегодняшний день стали три компакт-диска: Соната № 3 для скрипки Дж. Энеску с пианисткой Светланой Косенко, концерты Бартока и Чайковского с цюрихским оркестром Тонхалле под управлением Дэвида Цинмана и запись с концерта в зале Мариинского театра в ансамбле с Евгением Изотовым. Первый DVD Валерия с записью скрипичного концерта Сибелиуса в сопровождении Камерного оркестра Европы под управлением В. Ашкенази (режиссер Б. Монсенжон), наряду с фильмом Монсенжона «Прирожденный скрипач» получил высочайшую оценку критиков и по-прежнему часто транслируется на канале ARTE TV.
В феврале 2008 года Валерий участвовал в американской премьере Концерта для скрипки и фортепиано Б. Тищенко в Карнеги-холле. Недавно украинский композитор Евгений Станкович написал скрипичный концерт специально для Соколова.
Музыкант являлся автором идеи и художественным руководителем Международного фестиваля камерной музыки «Музыкальные вечера», который проходил в Харькове в 2010 и 2011 годах. Недавно стал художественным руководителем нового фестиваля камерной музыки на Боденском озере в Германии.
В прошедшем сезоне состоялись концерты Валерия с оркестром Санкт-Петербургской филармонии под управлением Юрия Темирканова на фестивале Дж. Энеску в Бухаресте, с Симфоническим оркестром Северо-немецкого радио, Оркестром Парижа, Оркестром «Филармония», Симфоническим оркестром Сингапура, Симфоническим оркестром Борнмута и другими коллективами. Также он гастролировал по городам Европы в ансамбле с Лизой Батиашвили и Готье Капюсоном (концерты состоялись в Париже, Вене, Кёльне, Амстердаме, Лондоне и других городах). Гастролировал в Украине, представляя премьеру скрипичного концерта Евгения Станковича.
Никита Борисоглебский
Блистательный молодой российский скрипач Никита Борисоглебский сегодня по праву считается одним из самых ярких музыкантов современности. Он — один из немногих, кто за краткий срок смог завоевать сердца слушателей и добиться международной известности.
Стремительность развития молодого музыканта поразительна: дебютировав в возрасте 10 лет с Ростовским симфоническим оркестром, он уже в 14 становится студентом Московской консерватории имени П.И. Чайковского, в 15 — артистом, а в 18 — самым молодым солистом Московской филармонии. В настоящее время — лауреат целого ряда престижных международных конкурсов, обладатель различных профессиональных наград, концертирующий солист со впечатляющим графиком выступлений. Несмотря на молодой возраст, музыкант владеет всем основным скрипичным репертуаром.
География гастрольных туров скрипача охватывает все культурное пространство нашей планеты: от Канады и Бразилии до Китая и Японии, от Шотландии до Новой Зеландии, с регулярными концертами в Финляндии, Англии, Франции, Германии, Литве, Бельгии, Италии, Сербии, Польше, Хорватии. Несмотря на интенсивный график зарубежных выступлений, Н. Борисоглебский также много играет в России: концерты в Новосибирске, Красноярске, Нижнем Новгороде, Самаре, Казани, Калининграде, Ростове-на-Дону, Вологде и других городах чередуются с выступлениями в Москве и Санкт-Петербурге. Скрипач часто выступает на знаменитых фестивалях. Имеет записи на дисках, радио и телевидении ряда стран.
Каждый концерт Никиты Борисоглебского — событие. Польская критика писала: «Особо стоит упомянуть об атмосфере, установившейся во время игры россиянина. Тепло музыки, которым он наполнил зал [Краковской] Филармонии, несомненно, проникло и в сердца слушателей, поскольку этот гениальный артист, «человек из космоса», казался нам одновременно удивительно близким». «Исполнительская техника Борисоглебского — это техника топ–класса, виртуозность его уникальна. Что поражает больше всего, так это его способность играть то нежно, то бравурно, но при этом сохранять изысканность и сосредоточенность на музыкальной линии произведения. Это — фантастика, насколько певуче его исполнение» (Goteborgs Posten, Швеция).
Никита Борисоглебский выступал со многими известными оркестрами Европы, Азии и Америки под управлением выдающихся дирижеров, среди которых Валерий Гергиев, Владимир Федосеев, Юрий Башмет, Юрий Симонов, Владимир Понькин, Александр Рудин, Дмитрий Лисс, Кшиштоф Пендерецкий, Пол Гудвин, Жилбер Варга, Окко Каму, Сакари Орамо, Эри Класс, Конрад ван Альфен, Давид Авкхам и Лионель Брингье, сотрудничал с такими музыкантами, как Сейджи Озава, Родион Щедрин, Наталия Гутман, Гидон Кремер, Огюстен Дюмэ, Андраш Шифф, Борис Березовский, Жан-Филипп Коллар, Александр Князев, Рафаэль Уоллфиш, Жан-Клод Ванден Энден, Ловро Погорелич и Давид Герингас.
Никита Борисоглебский родился в Волгодонске. Учиться игре на скрипке начал в семь лет. В 2000 году, в возрасте 14 лет поступил в Московскую консерваторию в класс Э.Д. Грача и его ассистента Т.С. Беркуль. Будучи студентом, играл в оркестре «Московия», где прошел путь от оркестранта до концертмейстера. В 2005 году Н. Борисоглебский был принят в аспирантуру.
В 2007 году он участвует в XIII Международном конкурсе имени П.И. Чайковского и становится лауреатом II премии и обладателем пяти специальных призов. С 2008 года проходит трехгодичную стажировку в Бельгии в Музыкальном колледже имени Королевы Елизаветы, а год спустя становится лауреатом конкурса имени Королевы Елизаветы в Брюсселе. В том же году он получил звание «Скрипач года» от американского Международного фонда М. Плисецкой и Р. Щедрина. 2010 год принес скрипачу победы на международных конкурсах имени Ф. Крейслера в Вене, имени Я. Сибелиуса в Хельсинки и Приз за лучшее исполнение концерта Я. Сибелиуса. В том же году газета «Музыкальное обозрение» объявила Н. Борисоглебского «Персоной года». Не менее ярким стал для скрипача и 2011 год: Итальянской Академией струнных инструментов и Обществом Антонио Страдивари ему была вручена почетная награда Virtuoso. А Международный фонд Я. Сибелиуса наградил Н. Борисоглебского Медалью Яна Сибелиуса за интерпретацию музыки композитора. В 2011–2012 годах Н. Борисоглебский продолжил обучение на курсах высшего мастерства в Музыкальной академии в Кронберге. В 2013 году стал обладателем Гран-при Monte Carlo Violin Masters (Монако).
С 2007 года артист является солистом Московской филармонии, с 2011 года — солистом крупнейшего продюсерского агентства IMG Artist (Лондон).
В сотрудничестве с бельгийским лейблом Fuga Libera Никита Борисоглебский записал два диска: Третий концерт Анри Вьетана с Королевским филармоническим оркестром Льежа под управлением Патрика Давена и монографический альбом с музыкой Эдуарда Лало с оркестром Sinfonia Varsovia, Огюстеном Дюмэ и Жаном-Филиппом Колларом. Последний диск был удостоен высокой оценки французского журнала Diapason.
Среди выступлений Никиты Борисоглебского в прошедшем сезоне — концерты с Симфоническим оркестром Борнмута, Национальным оркестром Бельгии, Оркестром Падлу (дебют в Парижской филармонии), а также оркестрами Бразилии, Китая, Японии, ЮАР и Финляндии, концерты в Москве и других российских городах, сольные выступления в Кадоган-холле и Вигмор-холле в Лондоне. В планах музыканта — концерты с филармоническими оркестрами Дуйсбурга и Загреба, гастроли по Японии с Симфоническим оркестром NHK и концерты в Рио-де-Жанейро с Бразильским симфоническим оркестром. Также состоятся его сольные концерты во многих городах Германии, Великобритании, Литвы и России.
Роберт Шуман
Для того, чтобы составить себе ясное представление о немецком романтизме первой половины ХIХ века, достаточно послушать «Карнавал» Роберта Шумана. В его музыке причудливо соединились мятежный дух, нетерпеливая страстность и гордая мужественность, тонкий лиризм, капризная изменчивость нескончаемого потока чувств, впечатлений, мыслей и тщательно скрываемая ирония. В своих автокомментариях Шуман нередко пользовался немецким словом «Innerlichkeit». Томас Манн связывал с этим понятием «нежность, глубину душевной жизни. Отсутствие суетности, благоговейное отношение к природе, бесхитростную честность мысли и совести, — короче говоря, все черты высокого лиризма».
Сын книготорговца и издателя, Роберт Шуман от природы был одарен многими талантами. Круг его интересов был столь широк, что он долгое время не мог решить, что для него важнее — музыка, поэзия или драма, эстетика, художественная публицистика или филология (он с легкостью осваивал иностранные языки и свободно переводил с французского, с итальянского и с английского). С детских лет он самозабвенно импровизировал за фортепиано, в юности организовал домашний оркестр.
Жизнь Шумана была связана с несколькими городами Германии. Он родился в Цвиккау — при его жизни это был один из живописнейших уголков Саксонии. В 24 года будущий композитор отправился в Лейпциг изучать, по настоянию родителей, право. Однако, большую часть времени уделял литературным занятиям и музыке (брал уроки фортепианной игры у будущего тестя Ф. Вика, а композиции — у Г.Дорна). В Лейпциге 24-летний композитор основал свой собственный «Новый музыкальный журнал» («Neue Zeitschrift fur Musik») и постоянно выступал со статьями, с энтузиазмом открывая молодые таланты. Он первым поддержал в прессе Шопена и Брамса. По приглашению Ф. Мендельсона, учредителя и первого директора Лейпцигской консерватории, Шуман стал преподавать композицию и фортепиано. Свои мысли о музыкальном воспитании он изложил в «Жизненных правилах для музыкантов». В Дрездене Шуман учредил абонементные симфонические концерты, выступал как дирижер, а также основал и возглавил Общество хорового пения. Последним местом жительства композитора стал Дюссельдорф, где он занял пост дирижера симфонического оркестра и стал инициатором учреждения большого Нижнерейнского музыкального фестиваля.
И все-таки главным призванием Шумана была музыка. За свою недолгую жизнь (он скончался в психиатрической клинике города Эндениха, близ Бонна) композитор создал огромное число произведений в разных жанрах, включая оперу «Геновева» и четыре симфонии, «Реквием» и концерты для фортепиано и для виолончели с оркестром, кантату «Рай и Пэри», драматическую поэму «Манфред», сцены из «Фауста» Гёте… Но более всего новаторство Шумана — самого оригинального, смелого, самого проникновенного и поэтичного композитора — обнаруживается в его фортепианном и вокальном творчестве: в «Карнавале» и «Симфонических этюдах», «Крейслериане» и «Арабесках», «Фантастических пьесах» и «Танцах Давидсбюндлеров», в песнях (их у композитора свыше 300), вокальных циклах «Любовь и жизнь женщины» на стихи А. Шамиссо и «Любовь поэта» на стихи Г. Гейне.
Первое десятилетие своей композиторской жизни Шуман посвятил музыке для фортепиано, в которой воплотил свою любовь к фантазиям, поэтические пристрастия к творчеству писателей-романтиков — Жан Поля (псевдоним Иоганна Пауля Рихтера) и Эрнста Теодора Гоффмана. В своем воображении он создал придуманное им Давидово братство, противостоящее рутине в искусстве, «филистерству», а его героями сделал лирически созерцательного Евсебия и пылкого, импульсивного Флорестана (как две грани собственной раздвоенной личности), свою горячо любимую жену Клару Вик и своих собратьев по искусству — Шопена, Листа и Паганини. Блестящим примером воплощения в музыке авторского художественного манифеста стала сюита «Карнавал», созданная в 1835 году.
Содержание «Карнавала» многогранно. В серии зарисовок «с натуры» — сценках, портретах, мелькающих впечатлениях — композитор воссоздал прихотливую пестроту окружающей его действительности и скрытые в ней «кричащий диссонансы, составляющие жизнь». Здесь и традиционные маски итальянской комедии dell”arte: ленивый мешковатый Пьеро, остроумный Арлекин, Коломбина, танцующая в паре с болтливым стариком Панталоне; бальная «Кокетка» и таинственные маски «Танцующих букв»; здесь и метко схваченные музыкальные портреты Паганини и Шопена, главного двуликого героя произведения — Флорестана и Евсебия и двух героинь — Киарины и Эстреллы (маски Клары Вик и Эрнестины фон Фриккен). «Карнавал» имеет подзаголовок — «Маленькие сцены, написанные на четыре ноты». Происхождение этой краткой музыкальной темы, точнее, музыкального ядра всего цикла, своеобразно: буквенное обозначение данных звуков составляет название чешского городка Аш (Asch), где жила Э. фон Фриккен — мимолетное увлечение Шумана, а три звука этой темы — (Е) sCH — первые буквы фамилии композитора. Обрамляют цикл «Преамбула» и «Марш Давидсбюндлеров против филистимлян», где старомодному «Гроссфатеру» противостоит победный торжественный марш «бюндлеров».
Первой исполнительницей «Карнавала», как, впрочем, и всех фортепианных сочинений Шумана, была выдающаяся пианистка Клара Вик. Картины ее детства поэтично воплощены в «Детских сценах» (1838) — «отражениях, созданных взрослым и для взрослых», включающих и жемчужину шумановского мелодизма — пьесу «Грезы».
Масштабный цикл под оригинальным названием, свидетельствующим о некоем романтическом своеволии, «Симфонические этюды» (1834) написан с поистине симфоническим размахом. Взяв за основу классические вариации на одну тему (в качестве темы композитор использовал мелодию музыканта-любителя И.фон Фриккена, который, в свою очередь, заимствовал ее у неизвестного автора; для главной темы финала использована одна из оперных мелодий второстепенного немецкого композитора Г.Маршнера), Шуман существенно обновил традиционные рамки жанра. В его цикле этюды перемежаются вариациями, а иногда отдельные номера совмещают в себе двойную функцию вариации и этюда. Свое отношение к принципу варьирования композитор изложил в одном из писем в И.фон Фриккену: «При варьировании объект (то есть тема) хотя и должен все время прочно оставаться перед глазами, но стекло, через которое на него смотришь, должно всякий раз быть иного цвета, подобно стеклам, из которых составляются разноцветные окна; сквозь них местность кажется то розовой — будто в вечернем блеске, то золотой, как в солнечное утро и т. д. …Свои вариации я хочу назвать “патетическими”, однако “патетическое”, если оно там содержится, я пытался преломить сквозь разные цвета… Мне хочется постепенно развить из похоронного марша величавое победное шествие и, кроме того, внести в сочинение некоторый драматический интерес». Будучи свободолюбивым романтиком, Шуман был противником фантазирования без границ и придавал большое значение драматургической цельности и архитектонической стройности своих замыслов.
Антонин Дворжак
Антонин Леопольд Дворжак (8 сентября 1841 — 1 мая 1904) — чешский композитор, автор знаменитой оперы «Русалка», симфонии «Из Нового Света» (написанной в США, где Дворжак долгое время работал), восьми других симфоний, концертов, многих других сочинений. В его произведениях широко используются мотивы и элементы народной музыки Моравии и Богемии.
Антонин Дворжак родился в 1841 году в местечке Нелагозевес близ Праги, где и прожил большую часть своей жизни. Его отец Франтишек Дворжак был мясником, трактирщиком и профессиональным исполнителем на цитре. Родители рано распознали музыкальное дарование ребенка, и решили как можно раньше начать развитие его таланта. С шести лет Дворжак начал посещать деревенскую музыкальную школу. С 1857 по 1859 гг. он учится в Пражской школе органистов, где постепенно становится виртуозным исполнителем на скрипке и альте.
В течение 1860-х Дворжак служит альтистом в оркестре Чешского провизионного театра. С 1866 года этот оркестр принимает под управление Бедржих Сметана. Постоянная необходимость в дополнительном заработке оставляла молодому музыканту мало времени, и в 1871 году он покидает оркестр ради написания музыки.
В это время Дворжак влюбляется в одну из своих учениц — Жозефину Чермякову, которой посвящает один из своих вокальных сборников «Кипарисы». После ее женитьбы на другом кавалере, Антонин делает предложение ее сестре Анне. В его супружестве с Анной родились девять детей.
В эти годы получает широкое признание композиторский талант Дворжака. Став органистом в церкви св. Адальберта в Праге, он с головой погружается в плодотворную композиторскую работу. В 1875 году он заканчивает работу над вторым струнным квинтетом. В 1877 году критик Эдуард Ганслик сообщил Дворжаку, что его работы привлекли внимание Брамса, с которым они позднее стали друзьями. Именно Брамс решил дать толчок развитию творчества Дворжака, связавшись с музыкальным издателем Ф. Зимроком, который заказал Дворжаку первый сборник «Славянских танцев». Опубликованный в 1878 году, он сразу же воспользовался популярностью. Первое произведение Дворжака, исполненное за границей — Stabat Mater (1880 г.).
После успеха этого произведения у британских слушателей в 1883 году, Дворжак был приглашен в Лондон, где в 1884 году выступил с большим успехом. Его симфония № 7 была написана специально для британской столицы, где состоялась ее премьера в 1885 году. В общей сложности, Дворжак посещал Великобританию девять раз, зачастую он лично дирижировал оркестрами, исполнявшими его произведения. Под влиянием П.И. Чайковского он посещает Россию в 1890 году. В Москве и Санкт-Петербурге он дирижирует оркестрами, исполняющими его музыку.
В 1891 году Дворжак получает почетное звание от Кембриджского университета. В этом же году состоялась премьера его Реквиема на музыкальном триеннале в Бирмингеме.
С 1892 по 1895 гг. Дворжак является дирижёром Национальной консерватории в Нью-Йорке. Здесь он встречает одного из первых афроамериканских композиторов — Харли Берлея, который знакомит Дворжака с американской музыкой в стиле Спиричуэл.
В течение зимы и весны 1893 года Дворжак создаёт свою знаменитую Симфонию № 9 «Из Нового света». Летом того же года он посещает чешскую диаспору в Спиллвилле, штат Айова. Здесь, будучи окружённым эмигрировавшими родственниками и земляками, он создаёт 2 струнных квартета и сонатину для фортепиано со скрипкой. В течение трёх месяцев 1895-го года он работает над скрипичным концертом в си-бемоль миноре.
Материальная неопределенность, наряду с растущей популярностью в Европе и тоской по дому, подвигли Дворжака вернуться в Чехию.
В свои последние годы Дворжак сконцентрировался на написании оперной и камерной музыки. В 1896 году он в последний раз посетил Лондон, где присутствовал на премьере своего скрипичного концерта в си-бемоль-миноре.
Дворжак сменил Антонина Бенневица на посту дирижера Пражской консерватории, который и занимал до своей смерти. 60-летие композитора отмечалось с размахом национального праздника.
Он скончался в 1904 году от сердечного приступа.
Дворжак оставил множество незаконченных произведений, в том числе концерт для скрипки в ля-мажоре.