18+

Саамы Кольского полуострова

Документальное
2013
26 мин
Россия

В съемках с «птичьего полета» видны скудная природа и редкие постройки. Там, на Кольском полуострове, живет один из самых малочисленных народов мира. Но еще в I веке до н. э. этот народ удостоился внимания греческого историка Тацита: «Пришлому здесь холодно и голодно, но местные люди живут вольготно и сытно. Умеют работать, умеют и веселиться».

Местные саамы своей столицей считают поселок Ловозеро. Здесь они создали свой центр культуры, музей, школу, училище. И установили памятный знак без особых скульптурных изысков. На огромной каменной глыбе лишь скромная доска: «1574 год. Первое упоминание о Ловозерском погосте».

Многочисленные панорамные съемки сопровождают за кадром саамские песни. Женские голоса нежные, а мелодии неспешные. Тундра полуострова только пришлому человеку может показаться безжизненной… А по словам председателя Саамского парламента Кольского полуострова Валентины Совкиной, здесь «такие просторы, что голоса сами просятся песни петь».

В самом поселке Ловозеро ничто не напоминает столичную жизнь — простые постройки и всего одна тысяча жителей, но все саамы полуострова хотя бы раз в год стремятся здесь побывать.

Особенно в дни, когда в гости приезжают саамы из стран Скандинавии.

Девушки в ярких, длиной в пол, сарафанах весело и азартно играют в футбол (для саамов это женская игра).

Зритель, наблюдая за танцами и песнями, может убедиться, что над жизнью саамов во все века главенствовал матриархат. Саамы бережно хранят свои традиции, потому и в XXI веке женщины по-прежнему планируют жизнь родовых общин, следят за соблюдением устоев и правил. И буквально поддерживают огонь в очаге, как это делает Светлана Матрёхина, председатель одной из таких общин: «E нас разноплановая община, кто-то делает сувениры, кто-то чаи собирает из местных трав, еще по старинной технологии делаем отличные кремы с добавлением медвежьих или гусиных жиров. Нам заказывают крема, но их мало, и они нам самим нужны для красоты…»

Валентина Совкина интересно рассказывает об отличиях «морских» саамов от «лесных»: первые — высокие, стройные, вторые — приземистые, крепкие, «иначе с оленями не управиться». Уклад их жизни также не меняется годами: «в детстве никогда не было, чтобы утром встать и не знать, что делать. Даже малыши помогали, например собирали хворост…»

А одна из создателей саамского алфавита, учительница Нина Афанасьева, радуется каждому рожденному ребенку — «родился саам, род не прервется…»

И в финале картины звучат строки саамского гимна:

Под Медведицей Большой
вдали синеет край Саамов,
гора уходит за горой,
вода мелькает за водою,
грады вершин и гребни сопок
стремятся к небу высоко,
шумят леса, текут там реки,
стальные мысы достигают
пространств волнующих морей…
Режиссер: Сергей Плотников

Смотрите также

Подпишитесь на рассылку портала «Культура.РФ»
Рассылка не содержит рекламных материалов
«Культура.РФ» — гуманитарный просветительский проект, посвященный культуре России. Мы рассказываем об интересных и значимых событиях и людях в истории литературы, архитектуры, музыки, кино, театра, а также о народных традициях и памятниках нашей природы в формате просветительских статей, заметок, интервью, тестов, новостей и в любых современных интернет-форматах.
© 2013–2024 ФКУ «Цифровая культура». Все права защищены
Контакты
Нашли опечатку? Ctrl+Enter
При цитировании и копировании материалов с портала активная гиперссылка обязательна