Машенька
История создания фильма
Сценарий к фильму «Машенька» писали два сценариста — Евгений Габрилович и Сергей Ермолинский, однако в 1941 году Ермолинский был обвинен в контрреволюционной пропаганде и немедленно арестован, поэтому его имени нет в титрах. Через два года все обвинения были полностью сняты, но тем не менее Сталинскую премию Ермолинский не получил, а Габрилович не посчитал нужным отдать часть оправданному соавтору. До сих пор официально считается, что автор сценария был у фильма только один.
Но тем не менее изначально на киностудии не понравились ни сценарий, ни сама идея сценаристов — показать микромир советской реальности. Ко всему прочему сам образ простой советской девушки не вязался с общей линией партии, которая настаивала на популяризации жизни людей необычных — художников, композиторов, ученых и так далее.
Именно из-за этих сложностей сценарий писался долго и трудно, с постоянными переделками. Главная героиня то трудилась инженером на Крайнем Севере, то заочно оканчивала институт, то работала выдающимся хирургом, но в конце концов все-таки нашла себя в образе простой телеграфистки.
Надо отметь, что сценарий переписывался буквально до последнего, то есть, даже когда уже начались съемки, сюжет меняли несколько раз. И главные герои, которые должны были примириться после первой же ссоры, разошлись надолго и встретились уже только во время войны.
Актерский состав
Обычно Юрий Райзман не планировал привлечение каких-либо конкретных актеров и все роли всегда распределял спонтанно, основываясь на кинопробах. Но в случае с фильмом «Машенька» он изначально правил режиссерский сценарий под молодую студентку киношколы при киностудии «Мосфильм» — 20-летнюю Валентину Караваеву. Райзман преподавал в ее группе и сразу заприметил талантливую девушку. Однако пробы Караваева с треском провалила. Съемочная группа продолжила отбор претенденток на главную роль, а вот Караваева не собиралась сдаваться, и в конце концов она уговорила режиссера назначить ей еще одни пробы, которые во второй раз все-таки закончились удачно. Так актриса была найдена.
На роль главного героя пригласили никому не известного актера Михаила Кузнецова. Для него «Машенька» стала первой работой в кино, которая открыла для Кузнецова дверь в большой кинематограф.
Несмотря на то что все было готово к работе, Райзман не сразу начал съемки. Сначала он организовал продолжительные и регулярные репетиции в собственной квартире. Во многом это было сделано ради оператора Евгения Андриканиса. Он только что закончил работу в эпической картине «Первая конная» и ему было сложно переключиться на тот формат камерности и малых сцен, в которых должна была быть выдержана «Машенька». Ему требовалось проникнуться атмосферой фильма, его образностью.
Особенности съемок
Когда Райзман понял, что группа готова, он начал съемки. Проходили они в Выборге и в Москве, а когда началась война, киностудию эвакуировали в Алма-Ату, и съемки продолжились там.
Картина «Машенька» вышла на экраны 10 апреля 1942 года. Шел второй год страшной войны, а советские зрители, замерев от счастья, смотрели фильм о любви. Вскоре после премьеры Караваева, Габрилович и Райзман получили Сталинскую премию. При этом Валентина Караваева стала самым молодым лауреатом этой премии за всю ее историю — ей было всего 22 года.
К сожалению, жизнь жестоко обошлась с актрисой. В 1943 году она попала в автомобильную аварию, которая оставила у нее на лице страшные шрамы. Сниматься Караваева больше не смогла. И фильм «Машенька» остался ее единственной полноэкранной работой.
Лекция о фильме «Машенька»
Лекторы: актриса Юлиана Ромашина, кинокритик Ольга Галицкая.