Рудольф Бухбиндер, Госоркестр имени Светланова, Александр Сладковский
Рудольф Бухбиндер
Австрийский пианист и дирижер Рудольф Бухбиндер имеет репутацию одного из выдающихся музыкантов современности. Почти полвека он широко востребован во всем мире, сотрудничает с лучшими оркестрами и дирижерами, регулярно выступает одновременно в качестве солиста и дирижера. Он — желанный гость на самых престижных музыкальных фестивалях.
Основу колоссального репертуара Рудольфа Бухбиндера, включающего музыку от Баха до наших дней, составляют произведения венских классиков и композиторов-романтиков.
Интерпретации Бухбиндера основаны на скрупулезном исследовании первоисточников. Страстный коллекционер исторических публикаций, он собрал 38 полных изданий фортепианных сонат Бетховена, обширную коллекцию первых изданий и авторских оригиналов, автографы фортепианных партий обоих концертов для фортепиано с оркестром Брамса и копии их авторских партитур.
Его трактовки сочинений Моцарта, Бетховена, Шуберта, Брамса признаны эталонными. Почти в 50 городах мира Бухбиндер сыграл полный цикл 32 сонат Бетховена, включая Вену, Берлин, Пекин, Буэнос-Айрес, Санкт-Петербург, Милан, Дрезден, Стамбул и Цюрих. В 2014 году Бухбиндер представил полное собрание бетховенских сонат в цикле из 7 вечеров на Зальцбургском фестивале — впервые в истории форума. Все концерты были засняты на видео фирмой Unitel. В 2015 году Рудольф Бухбиндер исполнил полный цикл сонат Бетховена на Эдинбургском фестивале (в 9 концертах).
Практически в каждом сезоне он исполняет и полный цикл фортепианных концертов Бетховена (так, в сезоне 2013–2014 он представил их в Москве с Государственным академическим симфоническим оркестром имени Е.Ф. Светланова, а также в Бухаресте и Токио).
Музыкант записал более 100 компакт-дисков, многие из которых удостоены различных премий. Среди самых значительных записей Бухбиндера-пианиста — полное собрание фортепианных сочинений Гайдна (на Warner Classics), которое было отмечено премией Grand Prixdu Disque, а также записи сонат Бетховена с концертов в дрезденской Земпер-опер (Sony/RCA Red Seal), за которые Бухбиндер в 2012 году был удостоен награды Echo Klassik Award в номинации «Инструменталист года» и премии Choc de l’Année.
Недавние проекты Бухбиндера включают также записи сочинений Моцарта (шесть концертов с Венским филармоническим оркестром на двух DVD; концерты № 23 и 25 с оркестром Concertus Musicus Wien и Николаусом Арнонкуром), всех пяти фортепианных концертов Бетховена, обоих концертов Брамса с Венским филармоническим оркестром под управлением Зубина Меты, сольный альбом с произведениями Шуберта.
Рудольф Бухбиндер — основатель (в 2007 году) и художественный руководитель музыкального фестиваля в Граффенеге, который под его руководством стал одним из ведущих оркестровых фестивалей в Европе.
Бухбиндер — автор нескольких книг. В автобиографии «Da Capo» (2008, с предисловием Иоахима Кайзера) Бухбиндер раскрывает читателю свою внутреннюю жизнь, скрытую от посторонних взглядов, и богатейший артистический опыт. В июле 2014 года в венском издательстве Residenz Verlag вышла новая книга пианиста: «Mein Beethoven — Lebenmitdem Meister» («Мой Бетховен — жизнь с мастером»).
Не так давно Бухбиндер заметил: «Никто не знает, куда его приведет карьера. Я был бы рад к концу жизни достичь вершины как пианист. Но в таком случае я, к сожалению, никогда не узнаю, как моя карьера могла бы продолжиться».
В сезоне 2015/2016 гг. Рудольф Бухбиндер в 50-й раз представляет все сонаты Бетховена. Юбилейный цикл концертов пройдет в венском Музикферайн в юбилейный год музыканта: 1 декабря 2016 года ему исполнится 70 лет.
В нынешнем сезоне Бухбиндер вновь сыграет все концерты Бетховена (с Бирмингемским симфоническим оркестром), совершит два тура по Китаю (с Дрезденской государственной капеллой в качестве солиста и дирижера), турне по Южной Америке с Бамбергским симфоническим оркестром.
Артист выступит с сольными концертами и с оркестрами в городах Австрии, Германии, Италии, Испании, в Люксембурге, Кливленде, Токио, Стамбуле, Санкт-Петербурге (9 июня 2016 на фестивале «Звезды белых ночей» сыграет 5-й концерт Бетховена), примет участие в Бетховенском фестивале в Варшаве и Пасхальном фестивале в Зальцбурге, а завершит сезон на своем фестивале в Граффенеге.
Партнерами Бухбиндера в этих концертах будут оркестр театра Ла Скала и Жорж Претр, Дрезденская капелла и Владимир Юровский, Гамбургский филармонический оркестр и Кент Нагано, Кливлендский оркестр и Франц Вельзер-Мёст, Тонкюстлер-оркестр и Ютака Садо, оркестр Мариинского театра и Валерий Гергиев.
Александр Сладковский
Народный артист России, художественный руководитель и главный дирижер Государственного симфонического оркестра Республики Татарстан Александр Сладковский — выпускник Московской и Санкт-Петербургской консерваторий. Как дирижер дебютировал в Государственном театре оперы и балета Санкт-Петербургской консерватории в 1997 г. с оперой Моцарта «Так поступают все». В 1999 г. А. Сладковский стал лауреатом III Международного конкурса дирижеров имени С.С. Прокофьева.
С 1997 по 2006 год Александр Сладковский являлся дирижером Симфонического оркестра Государственной академической Капеллы Санкт-Петербурга, главным дирижером Государственного театра оперы и балета Санкт-Петербургской консерватории, Капеллы Санкт-Петербурга.
В 2005 г. был приглашен Марисом Янсонсом в качестве ассистента для постановки оперы «Кармен» Бизе, а в 2006 г. — Мстиславом Ростроповичем для участия в постановке программы «Неизвестный Мусоргский» (обе постановки в Санкт-Петербургской консерватории).
С 2001 по 2005 год был главным дирижером Национального студенческого симфонического оркестра России (совместный проект Министерства культуры РФ и Санкт-Петербургской консерватории), в состав которого входили студенты и аспиранты Санкт-Петербургской, Новосибирской, Екатеринбургской, Казанской, Саратовской консерваторий.
В 2001 г. в Эрмитажном театре дирижировал в концерте в честь визита Ее Величества Королевы Нидерландов Беатрикс, также дирижировал в концертах в честь Президента РФ В. Путина, Президента СССР М. Горбачева, Президентов США Б. Клинтона и Дж. Буша.
С 2006 по 2010 год являлся дирижером Государственного симфонического оркестра «Новая Россия» под руководством Юрия Башмета.
С 2010 г. Александр Сладковский — художественный руководитель и главный дирижер Государственного симфонического оркестра Республики Татарстан.
Оркестры под управлением Александра Сладковского принимали участие в крупных международных и федеральных проектах и фестивалях, среди которых «Музыкальный Олимп», «Петербургская музыкальная весна», фестиваль Юрия Темирканова «Площадь искусств», «Черешневый лес», Всероссийский конкурс оперных певцов Ирины Богачевой, «Молодежные Академии России» фонда Александра Чайковского, фестиваль «Родион Щедрин. Автопортрет», Young Euro Classic (Берлин), XII и XIII Пасхальные фестивали, Crescendo, «Звезды на Байкале», «Оренбургские сезоны Дениса Мацуева», Schleswig-Holstein Musik Festival, Kunstfest-Weimar, Budapest Spring Festival 2006, V Фестиваль симфонических оркестров мира, XI Woerthersee Classics Festival (Клагенфурт, Австрия), «Безумный день в Японии», фестиваль «Хибла Герзмава приглашает», «Опера Априори» и другие.
В своих концертах А. Сладковский исполняет музыку современных композиторов: А. Петрова, Р. Щедрина, Г. Канчели, С. Губайдулиной, А. Рыбникова, А. Эшпая, С. Слонимского, Б. Тищенко, Ю. Красавина, Р. Леденева, а также сочинения молодых композиторов Москвы, Санкт-Петербурга, Казани и Екатеринбурга. Неоднократно исполнял сочинения А. Чайковского, в 2003 г. дирижировал мировой премьерой его Третьей симфонии в Большом зале Московской консерватории.
Александр Сладковский выступал в концертах с известными российскими и зарубежными исполнителями. Среди них пианисты Д. Мацуев, М. Плетнев, Б. Березовский, Б. Дуглас, Н. Луганский, А. Торадзе, Е. Мечетина, К. Башмет, скрипачи В. Третьяков, В. Репин, В. Глузман, Л. Кавакос, Ю. Рахлин, С. Крылов, А. Баева, Д. Ситковецкий, альтист Ю. Башмет, виолончелисты Д. Герингас, А. Князев, М. Брунелло, А. Рудин, А. Менезес, гобоист А. Огринчук, кларнетист И. Федоров, трубач С. Накаряков, певцы М. Кабалье, О. Бородина, Х. Герзмава, С. Кермес, А. Шагимуратова, Суми Йо, Д. Алиева, Р. Аланья, П. Доминго, Д. Хворостовский, В. Герелло, И. Абдразаков, М. Фолле.
В сезоне 2013/14 был приглашен оркестром Национальной академии Santa Cecilia (Рим) продирижировать концертами в честь юбилея С.В. Рахманинова, сразу после этого маэстро поступило предложение исполнить произведения П.И. Чайковского.
В качестве приглашенного дирижера сотрудничал также с оркестром Большого театра России, Госоркестром России им. Е.Ф. Светланова, Российским национальным оркестром, Заслуженным коллективом России академическим симфоническим оркестром Санкт-Петербургской филармонии, БСО им. П.И. Чайковского, Национальным филармоническим оркестром России, с оркестром Symphonica-Siciliana (Италия), Дрезденским филармоническим оркестром, симфоническими оркестрами Нижней Саксонии и Будапештской Национальной оперы, оркестром Оперного театра Сан-Паулу (Бразилия), оркестрами Московской, Новосибирской и Белградской филармоний, Sinfonia Varsovia, с оркестром Maggio Musicale Fiorentino, Филармоническим оркестром Монте-Карло, с оркестром Concerto Budapest (Венгрия).
Александр Сладковский — основатель и художественный руководитель шести музыкальных фестивалей в Казани: «Рахлинские сезоны», «Белая сирень», «Казанская осень», Concordia, «Денис Мацуев у друзей», «Творческое открытие». Концерты Государственного симфонического оркестра РТ, которые состоялись в рамках фестиваля «Денис Мацуев у друзей», были показаны на телеканале Medici.tv, концерт в рамках абонемента «Солист Денис Мацуев» — на Mezzo. Оркестр РТ под руководством Сладковского — первый российский региональный коллектив, выступление которого было записано на этом популярном во всем мире телеканале. В 2012 г. ГСО РТ под управлением Сладковского записал Антологию музыки композиторов Татарстана и альбом «Просветление» (в диск вошли симфония «Манфред» Чайковского и симфоническая поэма «Остров мертвых» Рахманинова) на лейблах Sony Music и RCA Red Seal Records. 2 апреля 2014 г. оркестр под управлением Александра Сладковского принял участие в концерте в Штаб-квартире ЮНЕСКО в Париже, где проходила церемония присвоения звания Посла доброй воли Денису Мацуеву.
С 2013 года Александр Сладковский является артистом Sony Music Entertainment Russia.
Александр Сладковский — народный артист России, дирижер года в России по версии газеты «Музыкальное обозрение» (2011), лауреат премии Олега Янковского «Творческое открытие 2011–2012». Член Совета по государственной культурной политике при Председателе Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации.
А. Сладковский — Посол Универсиады-2013, главный дирижер церемоний открытия и закрытия XXVII Всемирной летней Универсиады–2013. Удостоен Благодарности Президента Республики Татарстан Рустама Минниханова за вклад в популяризацию и развитие студенческого спорта в РФ и продвижение идей XXVII Всемирной летней Универсиады 2013 года в г. Казани, памятной медалью от имени Президента РФ Владимира Путина и грамотой за вклад в подготовку и проведение XXVII Всемирной летней Универсиады 2013 года в г. Казани. Почетный доктор международной кафедры ЮНЕСКО Университета управления ТИСБИ (Татарский институт содействия бизнесу). Победитель республиканского конкурса «Благотворитель года» в 2011 и 2013 годах. Лауреат конкурса «Бэллур калэм — Хрустальное перо» 2013 года в номинации «Признание». Обладатель премии «ТОП-35. Самые знаменитые люди Казани». Обладатель премии журнала «Татарстан» «Главный по факту». Отмечен Благодарственным письмом Президента РТ за активное участие в строительстве первого Детского хосписа в Республике Татарстан.
Награжден медалью «В память 300-летия Петербурга», памятным знаком-медалью «Николай Римский-Корсаков», орденом «Дуслык» — «Дружба».
Иоганнес Брамс
По масштабу творческой личности И. Брамса часто сравнивают с двумя другими великими фигурами немецкой музыки — Бахом и Бетховеном — ибо искусство каждого их них знаменует кульминацию целой эпохи в истории музыки.
Во второй половине 19-го века Брамс явился наиболее глубоким и последовательным продолжателем классических традиций, обогатившим их новым романтическим содержанием.
В сочинениях композитора обобщается музыкальный опыт нескольких столетий. Нити, соединяющие произведения Брамса с музыкой предшествующих эпох, тянутся не только к классике, но и проникают в глубь значительно дальше. Средневековые церковные лады, канонические ухищрения старых нидерландцев, стиль Палестрины — все это воскресает в композициях Брамса. Фугами, мотетами a cappella, хоральными прелюдиями и пассакалиями он приближается к творениям Баха, грандиозной «Триумфальной песнью» — к ораториям Генделя. Музыка Брамса, наследующая романтический психологизм Шумана, вбирает в себя и правдивую простоту народной песни, и по-новому «выстроенную» шубертовскую первозданность, и мудрость откровений позднего Бетховена. Выбирая жизнеспособное и устойчивое, Брамс никому не подражает, а создает синтез, живой и перспективный, рассчитанный «на вечные времена».
Приверженность Брамса к старым формам привела к тому, что радикальная «новонемецкая веймарская школа», члены которой группировались вокруг Листа и Вагнера, упрекала его в реакционном образе мыслей. Действительно, Брамсу было многое чуждо в творчестве его современников-новаторов. Увлечение театром и музыкальной драмой не стало близким его одухотворенной, ушедшей в себя натуре. Программная музыка осталась тоже вне интересов композитора. Не стал он продолжателем «лейпцигской школы», которая после деятельности ярких представителей Шумана и Мендельсона стала оплотом рутины и академизма.
Композитор отразил в своих произведениях сложный душевный мир современника. Его музыка воспевает свободу личности, нравственную стойкость, мужество, она полна тревоги за судьбу человека, проникнута беспокойной порывистостью, мятежным чувством, ей присущи душевная отзывчивость, порой она обретает эпическую мощь. В музыке Брамса как бы два полюса — бурно протестующее, «взрывчатое» начало и интимная задушевная лирика широкого дыхания. Страсть и нежность, порыв и отчаяние сплетаются в единый клубок противоречий. Но верный ученик и последователь венских классиков, Брамс поставил перед собой трудную задачу — кипящую лаву романтических чувств облечь в стройные классические формы, умерить лирическую взволнованность рациональным, взвешенным наблюдением. В этом сочетании классического с романтическим, в его усложненном претворении заключается своеобразие творчества Брамса.
Государственный академический симфонический оркестр России имени Е.Ф. Светланова
Государственный академический симфонический оркестр России имени Е.Ф. Светланова — один из старейших симфонических коллективов страны, гордость отечественной музыкальной культуры. Первое выступление Госоркестра состоялось почти восемь десятилетий назад, 5 октября 1936 г., в Большом зале Московской консерватории под управлением А. Гаука и Э. Клайбера.
Во главе коллектива стояли выдающиеся музыканты: Александр Гаук (1936–1941), Натан Рахлин (1941–1945), Константин Иванов (1946–1965) и Евгений Светланов (1965–2000). Под руководством Светланова оркестр стал одним из лучших коллективов мира с огромным репертуаром, включавшим всю русскую музыку, многие сочинения западных композиторов-классиков и современных авторов. 27 октября 2005 г. Госоркестру России было присвоено имя Е.Ф. Светланова. В 2000–2002 гг. оркестр возглавлял Василий Синайский, в 2002–2011 гг. — Марк Горенштейн.
24 октября 2011 г. художественным руководителем коллектива назначен Владимир Юровский, всемирно известный дирижер, сотрудничающий с крупнейшими оперными театрами и симфоническими оркестрами, в 2001–2013 гг. — музыкальный руководитель Глайндборнского оперного фестиваля, с 2007 г. — главный дирижер Лондонского филармонического оркестра.
Концерты Госоркестра проходили на самых известных концертных площадках мира, в том числе в Большом зале Московской консерватории, Концертном зале имени П.И. Чайковского и Государственном Кремлевском дворце в Москве, Carnegie Hall в Нью-Йорке, Kennedy Center в Вашингтоне, Musikverein в Вене, Albert Hall в Лондоне, Pleyel в Париже, Национальном оперном театре Colon в Буэнос-Айресе, Suntory Hall в Токио. В 2013 г. оркестр впервые выступил на Красной площади в Москве.
За дирижерским пультом коллектива стояли Г. Абендрот, Э. Ансерме, Л. Блех, Н. Голованов, К. Зандерлинг, О. Клемперер, К. Кондрашин, Л. Маазель, Н. Малько, И. Маркевич, Е. Мравинский, Ш. Мюнш, М. Ростропович, И. Стравинский, А. Янсонс, А. Борейко, А. Ведерников, В. Гергиев, Ш. Дютуа, А. Лазарев, К. Мазур, И. Марин, В. Петренко, Г. Ринкявичюс, Г. Рождественский, А. Сладковский, Л. Слаткин, С. Сондецкис, Ю. Темирканов, М. Юровский и другие замечательные дирижеры.
С оркестром выступали выдающиеся музыканты, в числе которых певцы И. Архипова, Г. Вишневская, С. Лемешев, Е. Образцова, М. Гулегина, П. Доминго, М. Кабалье, Й. Кауфман, Д. Хворостовский, пианисты Э. Гилельс, К. Игумнов, В. Клиберн, М. Лонг, Г. Нейгауз, Л. Оборин, Н. Петров, С. Рихтер, С. Фейнберг, Я. Флиер, М. Юдина, В. Афанасьев, Б. Березовский, Е. Бронфман, Э. Вирсаладзе, Е. Кисин, Н. Луганский, Д. Мацуев, Г. Соколов, скрипачи О. Каган, Л. Коган, И. Менухин, Д. Ойстрах, М. Венгеров, В. Пикайзен, В. Спиваков, В. Третьяков, альтист Ю. Башмет, виолончелисты М. Ростропович, Д. Герингас, Н. Гутман, А. Князев, А. Рудин. В последние годы список солистов, сотрудничающих с коллективом, пополнился именами певцов В. Майер, А. Нетребко, Х. Герзмавы, А. Пендачанской, И. Абдразакова, Д. Корчака, В. Ладюка, пианистов М. Учиды, Р. Бухбиндера, скрипачей Л. Кавакоса, Ю. Фишер, Д. Хоупа. Значительное внимание уделяется также совместной работе с молодыми музыкантами, среди которых дирижеры С. Кочановский, М. Стравинский и Ф. Чижевский, пианисты Б. Абдураимов, Ф. Копачевский, Я. Лисецкий, А. Романовский, скрипачи А. Баева, А. Притчин, В. Соколов, П. Милюков, виолончелист А. Бузлов.
Впервые побывав за рубежом в 1956 г., оркестр с тех пор представлял русское искусство в Австралии, Австрии, Бельгии, Гонконге, Дании, Италии, Канаде, Китае, Ливане, Мексике, Новой Зеландии, Польше, США, Таиланде, Франции, Чехии, Швейцарии, Южной Корее, Японии и многих других странах. Особое место в репертуарной политике Госоркестра занимает реализация благотворительных и образовательных проектов.
Дискография коллектива насчитывает сотни грампластинок и компакт-дисков, выпущенных ведущими фирмами России и зарубежья («Мелодия», «Бомба-Питер», Deutsche Grammophon, EMI Classics, BMG, Naxos, Chandos, Musikproduktion Dabringhaus und Grimm, Toccata Classics, Fancymusiси другие). Особое место в этом собрании занимает «Антология русской симфонической музыки», которая включает аудиозаписи сочинений русских композиторов от М. Глинки до И. Стравинского и работу над которой Е. Светланов вел на протяжении многих лет. Записи концертов оркестра осуществлены телеканалами Mezzo, Medici, «Россия 1» и «Культура», радио «Орфей».
В течение трех минувших сезонов Госоркестр выступил на фестивалях «Площадь искусств» в Санкт-Петербурге, Crescendo в Пскове и Сочи, VIфестивале Мстислава Ростроповича и фестивале «Другое пространство» в Москве, III симфоническом форуме России в Екатеринбурге; в концертах, посвященных 70-летию снятия блокады Ленинграда и 100-летию Первой мировой войны, памяти Е. Светланова, В. Клиберна и Н. Петрова; осуществил российские премьеры произведений Л. ван Бетховена — Г. Малера, В. Сильвестрова, Р. Щедрина, Дж. Тавенера, А. Скрябина — А. Немтина, К. Орфа, Г. Гладкова, А. Батагова; принял участие в XV Международном конкурсе имени П.И. Чайковского; трижды представил в Концертном зале имени Чайковского ежегодный цикл просветительских концертов «Владимир Юровский дирижирует и рассказывает»; посетил города России, Аргентины, Бразилии, Чили, Германии, Испании, Турции. В 2014 г. Госоркестр назван газетой «Музыкальное обозрение» «оркестром года».
Выдающиеся творческие достижения оркестра по праву получили широкое международное признание и навсегда вписаны в историю мировой культуры.
Материал предоставлен пресс-службой ГАСО