Большие надежды
Лента Дэвида Лина, поставленная по одноименному роману Чарльза Диккенса, занимает почётное 5-е место в списке лучших британских фильмов всех времен. Она считается эталоном литературной экранизации, а также одним из лучших фильмов по произведениям классика английской литературы.
Сирота Пип (Джон Миллс), живущий у старшей сестры на берегу моря, встречает на кладбище беглого каторжника. Тот под страхом смерти потребовал от мальчугана принести «жратвы и напильник», чтобы освободиться от кандалов. Много усилий потребовалось от мальчишки, чтобы собрать узелок со съестным.
Но преступник снова попадает в руки правосудия и его ссылают в Австралию. Тем временем на Пипа обратила внимания местная странноватая богачка мисс Хэвишэм (Мартита Хант): она решила, что учтивый мальчик сумеет быть достойным другом для ее приемной дочери Эстеллы (Валерии Хобсон). На свою беду Пип влюбляется в красивую, но жестокую подружку. Они расстанутся, чтобы впоследствии встретиться повзрослевшими. И ситуация переменится. А доброта по отношению к изгою-каторжнику через много лет обернётся для Пипа неожиданными событиями.
Дэвид Лин, признанный мастер своего дела, вошедший в десятку лучших режиссеров мирового кинематографа, один из учредителей и председатель академии BAFTA, рыцарь Британской империи не слишком-то интересовался классической литературой. И о существовании романа «Большие надежды» узнал только в 1939 году, когда его жена (а впоследствии и соавтор сценария) Кэй затащила супруга в театр. На сцене блистали Алек Гиннесс (Херберт Покет) и Мартита Хант (мисс Хэвишэм).
Приступая к съемкам, Лин во многом ориентировался на спектакль. Для начала он решил взять обоих актеров в свой фильм (Гиннесса режиссер снимет еще в пяти картинах). Кроме того, он сократил число персонажей и сюжетных линий, уместив пятьсот с лишним страниц романа в двухчасовой хронометраж. Была смягчена и концовка, в отличие от довольно пессимистичного финала книги, под нож пошла и критика буржуазного общества, которой Диккенс в своем произведении уделил немало внимания.
Выйдя в прокат, фильм был тепло встречен публикой, обласкан критиками и взят на вооружение режиссерами. Картина Дэвида Лиина, конкретно сцены на кладбище, повлияли на эстетику фильмов признанного мастера хоррора Роджера Уильяма Кормана. А эпизоды в доме мисс Хэвишем явно вдохновляли знаменитого режиссера Билли Уайлдера, когда он разрабатывал декорации к своему драматическому «Бульвару Сансет».
Примечательно, что, несмотря на всемирное признание работы Лина, у драмы «Большие надежды» не так уж много наград. Она была удостоена двух премий «Оскар» и номинирована еще в трех категориях. Вдохновлённый успехом, Лин принялся за постановку другого романа Диккенса — «Оливера Твиста». В 1999 году Британский институт кино включил «Большие надежды» в пятёрку лучших фильмов в истории национального кинематографа.