Гражданин Кейн
Фильм начинается со смерти постаревшего и всеми покинутого магната Чарлза Фостера Кейна в его поместье Ксанаду. Роскошное по замыслу владение, с искусственными горами, озерами и зоопарком, так и осталось недостроенным. В режиме новостного сюжета зрителю напоминают основные вехи биографии Кейна, хронику его взлета и падения. Он разбогател, случайно став владельцем золотоносной шахты, женился на племяннице президента, управлял газетами, заводами и пароходами, ради сенсации мог спровоцировать чуть ли не мировую войну, скупал произведения искусства — зачастую откровенный китч, баллотировался в губернаторы и проиграл выборы, после того как был пойман на измене с «певичкой». Кинокадры демонстрируют нам Кейна рядом с Рузвельтом и Гитлером, политические и профсоюзные деятели называют его с экрана то коммунистом, то фашистом, сам же Чарлз заявлял с трибуны: «Я американец».
Последним, что произнес умирающий, было «rosebud» — розовый бутон. Пресса заинтригована, репортер Томпсон получает задание выяснить, что означают эти слова. Словно следователь, он обходит людей, близко знавших покойного, бывшую жену, старого друга, бизнес-партнера, слугу-дворецкого, и изучает мемуары опекуна, растившего Чарлза. Рассказы свидетелей, порой противоречивые, позволяют нам самим судить, что же за человек на самом деле был Чарлз Фостер Кейн. Поскольку репортера снимают либо со спины, либо вовсе оставляют за кадром, зрителю легко себя с ним идентифицировать.
То, что жизнь Кейна показана не хронологически, как в новостях, а дана во флешбэках, да еще субъективно, глазами разных персонажей, было непривычным для кино начала 40-х. Как и наезды камеры, смещение фокуса прямо в кадре с переднего плана на происходящее на заднем, съемки с верхнего и особенно с нижнего ракурса — ведь в фильмах того времени мизансцены обычно выстраивали в декорациях без потолков — и другие нюансы в постановке света, записи звука и монтаже. Дебют Орсона Уэллса признан новаторским во многих аспектах, и современные режиссеры до сих пор цитируют его находки в своих лентах.
В год своего создания фильм удостоился лишь премии «Оскар» за сценарий. Но на исходе ХХ века, когда гильдии критиков и киноинституты по всему миру составляли рейтинги лучших картин за 100 лет, «Гражданин Кейн» победил во многих опросах. В Европе фильм оценили по достоинству быстрее, нежели в Америке, где картину пытался бойкотировать в прессе и запретить через суд Уильям Рэндольф Херст, влиятельный медиамагнат: он увидел в образе главного героя злую пародию на себя. Впрочем, в характере Чарлза Фостера Кейна можно заметить черты и других одиозных фигур своего времени, например миллиардера Говарда Хьюза. А история человека, который рано добился богатства и успеха, но все потерял и умер в одиночестве, и вовсе универсальна.
Уэллс сам исполнил главную роль, а в большинстве остальных занял неизвестных широкой аудитории актеров из своей театральной труппы. Тот факт, что 25-летний дебютант получил от большой студии добро на столь амбициозную и во многом экспериментальную постановку, можно объяснить его ранней скандальной славой: прежде чем заняться кино, молодой режиссер поставил радиоспектакль «Война миров». И так убедительно перенес действие фантастического романа о нашествии марсиан в современность, что американских слушателей охватила настоящая паника. Ни одним из следующих творений выдающийся режиссер подобного эффекта не достигнет.