Госоркестр имени Светланова, Штефан Владар, Николай Луганский
Николай Луганский
Николай Луганский — музыкант, которого называют одним из самых «романтических героев» современной фортепианной игры. «Пианист всепоглощающей чувствительности, который выдвигает вперед не себя, а музыку…» (The Daily Telegraph).
Николай родился в 1972 году в Москве. Учился в ЦМШ у Т.Е. Кестнер и в Московской консерватории у профессоров Т.П. Николаевой и С.Л. Доренского, у которого продолжил обучение в аспирантуре.
Пианист — лауреат VIII Международного конкурса имени И.С. Баха в Лейпциге (1988), Всесоюзного конкурса имени С.В. Рахманинова в Москве (1990), обладатель специальной премии Международной летней академии Mozarteum (Зальцбург, 1992), лауреат Х Международного конкурса имени П.И. Чайковского в Москве (1994). На этом же конкурсе Н. Луганский стал обладателем специального приза Фонда Э. Неизвестного «За исповедальность тона и художественный вклад в новую интерпретацию русской музыки — Ученику и Учителю», который был присужден пианисту и его учителю Т.П. Николаевой, скончавшейся в 1993 году.
Пианисту рукоплескали Большой зал Московской консерватории и Большой зал Санкт-Петербургской филармонии, Концертный зал имени П.И. Чайковского, Concertgebouw (Амстердам), Palais des Beaux-Arts (Брюссель), Barbican Centre, Wigmor Hall, Royal Albert Hall (Лондон), Gaveau, Theatre Du Chatelet, Salle Pleyel, Theatre des Champs Elysees (Париж), Mozarteum (Зальцбург), Conservatoria Verdi (Милан), Gasteig (Мюнхен), Hollywood Bowl (Лос-Анджелес), Avery Fisher Hall (Нью-Йорк), Auditoria Nacionale (Мадрид), Konzerthaus, Musikverein (Вена), Suntory Hall (Токио) и многие другие прославленные залы мира.
Луганский — постоянный участник престижнейших музыкальных фестивалей в Рок д’Антероне, Кольмаре, Монпелье и Нанте (Франция), в Руре и Шлезвиг-Гольштейне (Германия), в Вербье и И. Менухина (Швейцария), BBC и Моцартовского фестиваля (Англия), фестивалей «Декабрьские вечера» и «Русская зима» в Москве…
Пианист сотрудничал с крупнейшими симфоническими оркестрами России, Франции, Германии, Японии, Нидерландов, США и более чем со 170 дирижерами, в числе которых Е. Светланов, М. Эрмлер, Ю. Симонов, Г. Рождественский, В. Гергиев, Ю. Темирканов, В. Федосеев, М. Плетнев, В. Спиваков, А. Лазарев, В. Юровский, Т. Курентзис, А. Сладковский, В. Зива, В. Понькин, Н. Алексеев, А. Ведерников, В. Синайский, А. Рудин, С. Сондецкис, А. Дмитриев, Ю. Домаркас, Ф. Брюгген, Г. Дженкинс, Г. Шелли, К. Мазур, Р. Шайи, К. Нагано, М. Яновский, В. Ашкенази, П. Берглунд, Н. Ярви, сэр Ч. Маккерас, Ш. Дютуа, Л. Слаткин, Э. де Ваарт, И. Белоглавек, Э. Кривин, К. Эшенбах, А. Нельсонс, Ю. Садо, С. Орамо, Ю.-П. Сарасте, Л. Маркиз, М. Минковски, Дж. Нозеда, Э.-П. Салонен, Х. Линту, Я. Незе-Сеген, П. Оунджиян, Э. Гурлей.
Среди партнеров Николая Луганского по камерному исполнительству — пианист В. Руденко, скрипачи В. Репин, Л. Кавакос, И. Фауст, А. Баева, виолончелисты А. Рудин, А. Князев, М. Майский, кларнетист Е. Петров, певица А. Нетребко, квартет им. Д.Д. Шостаковича и другие выдающиеся музыканты.
В репертуаре пианиста более 50 концертов для фортепиано с оркестром, произведения разных стилей и эпох — от Баха до современных композиторов. Некоторые критики сравнивают Н. Луганского со знаменитым французом А. Корто, говоря, что после него еще никому не удавалось лучше исполнить произведения Шопена.
Записи музыканта, выпущенные в России, Японии, Голландии и Франции, получили множество призов и высокие оценки в музыкальной прессе.
Луганский — обладатель Международной премии им. Теренса Джадда как «самому многообещающему пианисту молодого поколения» за записи произведений Рахманинова (1995). Трижды был удостоен награды Diapason d'Or de l'Annee за диски, записанные на фирме Erato: все этюды Шопена (2000), прелюдии и «Музыкальные моменты» Рахманинова (2001) и прелюдии Шопена (2002).
Также Н. Луганский трижды являлся обладателем премии ECHO Klassik Award, присуждаемой ежегодно Германской академией звукозаписи: в 2005 году за записи 2-го и 4-го концертов Рахманинова с Бирмингемским симфоническим оркестром под управлением Сакари Орамо (Warner Classics), в 2007 — за запись виолончельных сонат Шопена и Рахманинова с Александром Князевым, в 2013 — за альбом с записью двух фортепианных сонат Рахманинова (Naive-Ambroisie).
Диск с записью 1-го и 3-го концертов Рахманинова (Бирмингемский симфонический оркестр, дирижер Сакари Орамо) получил две награды: Choc du Monde de la Music и Preis der deutschen Schallplattenkritik.
В 2011 году компакт-диск сонат для скрипки и фортепиано Франка, Грига и Яначека, записанный совместно с Вадимом Репиным, был удостоен премии BBC Music Magazine Award в номинации «Камерная музыка».
Среди недавних записей пианиста — еще один диск с произведениями Шопена (Onyx Classics, 2010), диск с произведениями Листа (Naive label, 2011), Концерт Э. Грига и Концерт № 3 С. Прокофьева с Берлинским симфоническим оркестром под управлением К. Нагано и Концерты № 1 и 2 Ф. Шопена (обе в 2013 году также на Naive).
Николай Луганский — солист Московской филармонии. С 1998 года преподает в Московской консерватории на кафедре специального фортепиано под руководством профессора С. Доренского. Почетный член Российской академии художеств.
В 2013 году пианисту присвоено почетное звание «Народный артист России».
География гастролей Николая Луганского в сезоне 2013/14 была исключительно разнообразна: Великобритания, Франция, Германия, Испания, Италия, Швейцария, Австрия, Люксембург, Сербия, Словения, Хорватия, Венгрия, Литва, Беларусь, США, Бразилия, Япония, Тайвань, Сингапур. Музыкант принял участие в фестивале «Площадь искусств» в Санкт-Петербурге, Рахманиновском фестивале в Тамбове, Транссибирском Арт-Фестивале в Новосибирске, выступал в Москве, Казани, Красноярске, Петербурге, Екатеринбурге. В октябре 2013 года он принял участие в благотворительном концерте в Большом зале Московской консерватории, сбор от которого был направлен на программу помощи детям с ДЦП «Встань и иди!».
Партнерами пианиста были ЗКР Академический симфонический оркестр Санкт-Петербургской филармонии (дирижер Ю. Темирканов), Российский национальный оркестр (дирижер М. Плетнев), оркестр Республики Татарстан и оркестр Академии Санта Чечилия в Риме (дирижер А. Сладковский), оркестр Чешской филармонии (дирижер И. Белоглавек), Люксембургский филармонический оркестр (дирижеры Э. Кривин и В. Синайский), Национальный симфонический оркестр США (дирижер К. Мейснер), Лондонский симфонический оркестр (дирижер Дж. Нозеда), Лионский симфонический оркестр (дирижер Х. Линту), Роттердамский филармонический оркестр (дирижер Я. Незе-Сеген), Королевский шотландский симфонический оркестр (дирижер П. Оунджиян), Симфонический оркестр Кастилии (дирижер Э. Гурлей), Оркестр Юго-Западного радио Германии (дирижер Т. Курентзис), венский Тонкюнстлер-оркестр (дирижер А. Ороско- Эстрада), Английский камерный оркестр (дирижер Г. Ринкявичюс).
Недавно пианист выступил на фестивалях в Рок д’Антероне (Франция), Аспене и Тэнглвуде (США), играл с Филармоническим оркестром Монте-Карло (дирижер К. Ямада), с Бостонским симфоническим оркестром под управлением Ш. Дютуа, дал сольный концерт в Генте (Бельгия). В ближайших планах — сольный концерт в Райдинге (Австрия) на фестивале Ференца Листа.
Штефан Владар
Австрийский пианист и дирижер Штефан Владар по праву считается одним из самых разносторонних музыкантов своего поколения. Он дает сольные концерты и играет в сопровождении лучших оркестров мира, выступает в качестве дирижера, аккомпанирует певцам и участвует в камерных ансамблях.
Штефан Владар родился в 1965 году в Вене, учился в Венской Высшей школе музыки у Ренаты Крамер-Прайзенхаммер и Ганса Петермандля. В 1985 году одержал победу на Международном конкурсе пианистов имени Бетховена в Вене, став самым молодым лауреатом этого состязания.
Блестящая карьера привела пианиста в крупнейшие музыкальные столицы Европы, США и Азии. Он сотрудничал с Клаудио Аббадо, Риккардо Шайи, Кристофом фон Донаньи, Владимир Федосеевым, Даниэлем Хартингом, Кристофером Хогвудом, Луи Лангре, Невилом Мэрринером, Иегуди Менухиным, Сейджи Озавой, Кристианом Тилеманном, Шандором Вегом, Хорстом Штайном.
В качестве солиста он играл с такими известными коллективами, как Баварский государственный оркестр, Венский симфонический и Венский филармонический оркестры, Академия-св. Мартина-в-полях, Bruckner Orchestra (Линц), Амстердамский Консертгебау, Роттердамский филармонический, оркестр Цюрихского Тонхалле, Камерный оркестр Европы, Чикагский симфонический, Токийский симфонический оркестр NHK и др. В 2012 году Ш. Владар с Симфоническим оркестром Венского радио гастролировал в Японии.
В камерных ансамблях он постоянно сотрудничает с Жанин Янсен, Юлианом Рахлиным, Клеменсом Хагеном, Генрихом Шиффом, Иерусалимским квартетом, Артис-квартетом, Ансамблем «Вена-Берлин», аккомпанирует певцам Бо Сковусу и Анджелике Киршлагер.
Начиная с 1991 года, Штефан Владар все больше времени уделяет дирижированию. В качестве дирижера он работал с Венским и Бамбергским симфоническими оркестрами, филармоническими коллективами Штутгарта и Эссена, оркестрами Будапештского и Датского радио, Гаагским Резиденси-оркестром, камерными оркестрами Зальцбурга (Mozarteum Orchestra, Camerata Salzburg), Линца, Граца, Базеля, Цюриха, Кёльна, Праги, Ирландии.
В 2002–2006 годах Штефан Владар был руководителем Recreation-Grosses Orchester в Граце. С мая 2008 года он занимает должность художественного руководителя и главного дирижера Венского камерного оркестра, с которым совершил гастрольные туры по Германии, Японии, Корее, Тайваню, Южной Америке. Оркестр также регулярно сопровождает выступления Гамбургского балета во время его гастролей в Вене.
Летом 2013 года Штефан Владар (как пианист и дирижер) исполнил с Венским камерным оркестром все фортепианные концерты Бетховена в зале «Консертгебау» в Амстердаме.
В качестве солиста, камерного музыканта и дирижера Штефан Владар принимает участие во многих известных музыкальных фестивалях: в Эдинбурге, Зальцбурге, Людвигсбурге, Шлезвиг-Гольштейне, Рейнгау, Бремене, Шубертовском фестивале в Шварценберге, фортепианном фестивале в Руре, а также в Осаке и Гонконге. В 2010 году он был артистом-резидентом фестиваля на Боденском озере (Германия), выступив как пианист и дирижер, в т. ч. на открытии фестиваля с Бамбергским симфоническим оркестром. В сезоне 2011/2012 Владар был артистом-резидентом Дуйсбургской филармонии.
Штефан Владар — артистический директор фестиваля Neuberger Kulturtage в Нойберге (с 1988 года) и «Монастырских концертов в Верхней Австрии» (с 1999 по 2013) — одного из наиболее значительных культурных событий в Австрии.
С 1999 года Штефан Владар преподает фортепиано в Университете музыки и исполнительского искусства в Вене.
Дискография музыканта включает более 30 CD, выпущенных фирмами Harmonia mundi, Sony Classical и Preiser Records. В серии “Classic Selection” искусство Владара — пианиста и дирижера — запечатлено в музыке Гайдна, Шуберта, Шумана, Шопена, Прокофьева, Скрябина.
В 2009 году Штефан Владар награжден «Орденом за заслуги» Австрийской Республики.
Антонин Леопольд Дворжак
Антонин Леопольд Дворжак (8 сентября 1841 — 1 мая 1904) — чешский композитор, автор знаменитой оперы «Русалка», симфонии «Из Нового Света» (написанной в США, где Дворжак долгое время работал), восьми других симфоний, концертов, многих других сочинений. В его произведениях широко используются мотивы и элементы народной музыки Моравии и Богемии.
Антонин Дворжак родился в 1841 году в местечке Нелагозевес близ Праги, где и прожил большую часть своей жизни. Его отец Франтишек Дворжак был мясником, трактирщиком и профессиональным исполнителем на цитре. Родители рано распознали музыкальное дарование ребенка, и решили как можно раньше начать развитие его таланта. С шести лет Дворжак начал посещать деревенскую музыкальную школу. С 1857 по 1859 гг. он учится в Пражской школе органистов, где постепенно становится виртуозным исполнителем на скрипке и альте.
В течение 1860-х Дворжак служит альтистом в оркестре Чешского провизионного театра. С 1866 года этот оркестр принимает под управление Бедржих Сметана. Постоянная необходимость в дополнительном заработке оставляла молодому музыканту мало времени, и в 1871 году он покидает оркестр ради написания музыки.
В это время Дворжак влюбляется в одну из своих учениц — Жозефину Чермякову, которой посвящает один из своих вокальных сборников «Кипарисы». После ее женитьбы на другом кавалере, Антонин делает предложение ее сестре Анне. В его супружестве с Анной родились девять детей.
В эти годы получает широкое признание композиторский талант Дворжака. Став органистом в церкви св. Адальберта в Праге, он с головой погружается в плодотворную композиторскую работу. В 1875 году он заканчивает работу над вторым струнным квинтетом. В 1877 году критик Эдуард Ганслик сообщил Дворжаку, что его работы привлекли внимание Брамса, с которым они позднее стали друзьями. Именно Брамс решил дать толчок развитию творчества Дворжака, связавшись с музыкальным издателем Ф. Зимроком, который заказал Дворжаку первый сборник «Славянских танцев». Опубликованный в 1878 году, он сразу же воспользовался популярностью. Первое произведение Дворжака, исполненное за границей — Stabat Mater (1880 г.).
После успеха этого произведения у британских слушателей в 1883 году, Дворжак был приглашен в Лондон, где в 1884 году выступил с большим успехом. Его симфония № 7 была написана специально для британской столицы, где состоялась ее премьера в 1885 году. В общей сложности, Дворжак посещал Великобританию девять раз, зачастую он лично дирижировал оркестрами, исполнявшими его произведения. Под влиянием П.И. Чайковского он посещает Россию в 1890 году. В Москве и Санкт-Петербурге он дирижирует оркестрами, исполняющими его музыку.
В 1891 году Дворжак получает почетное звание от Кембриджского университета. В этом же году состоялась премьера его Реквиема на музыкальном триеннале в Бирмингеме.
С 1892 по 1895 гг. Дворжак является дирижёром Национальной консерватории в Нью-Йорке. Здесь он встречает одного из первых афроамериканских композиторов — Харли Берлея, который знакомит Дворжака с американской музыкой в стиле Спиричуэл.
В течение зимы и весны 1893 года Дворжак создаёт свою знаменитую Симфонию № 9 «Из Нового света». Летом того же года он посещает чешскую диаспору в Спиллвилле, штат Айова. Здесь, будучи окружённым эмигрировавшими родственниками и земляками, он создаёт 2 струнных квартета и сонатину для фортепиано со скрипкой. В течение трёх месяцев 1895-го года он работает над скрипичным концертом в си-бемоль миноре.
Материальная неопределенность, наряду с растущей популярностью в Европе и тоской по дому, подвигли Дворжака вернуться в Чехию.
В свои последние годы Дворжак сконцентрировался на написании оперной и камерной музыки. В 1896 году он в последний раз посетил Лондон, где присутствовал на премьере своего скрипичного концерта в си-бемоль-миноре.
Дворжак сменил Антонина Бенневица на посту дирижера Пражской консерватории, который и занимал до своей смерти. 60-летие композитора отмечалось с размахом национального праздника.
Он скончался в 1904 году от сердечного приступа.
Дворжак оставил множество незаконченных произведений, в том числе концерт для скрипки в ля-мажоре.
Эдвард Григ
Эдвард Григ родился 15 июня 1843 года, он стал четвертым ребенком в большой дружной семье. Его родители были неплохими музыкантами. Эдварду исполнилось шесть лет, когда мать решила обучать его музыке. Но, несмотря на то, что музыка занимала все большее место в жизни мальчика, он еще не мечтал сделаться профессиональным музыкантом. Это казалось ему недостижимым. Все изменилось совершенно неожиданно. Однажды летним утром 1858 года к даче консула Грига прискакал всадник на арабском коне. Это был знаменитый Уле Булль — скрипач и композитор, приехавший в гости к своему старому другу.
В эту пору Булль уже завоевал мировую славу. Он концертировал в Европе и Америке, играл собственные обработки норвежских народных песен и танцев, знакомил весь мир с искусством родной страны. Узнав, что сын Грига очень любит музыку и даже пробует сочинять, скрипач немедленно усадил мальчика за рояль.
Результат прослушивания оказался совершенно неожиданным и для Эдварда, и для его родителей. Когда Григ окончил играть, Уле Булль подошел к нему, ласково потрепал по щеке и сказал: «Ты должен ехать в Лейпциг и стать музыкантом».
На одной из старинных улочек Лейпцига поселился в частном пансионе юный Эдвард… Начались занятия. Первые успехи, первые разочарования. Трудно сказать, чего было больше. В то время в Лейпцигской консерватории преподавали одни из лучших музыкантов того времени. Идолом Эдварда стал Эрнст Венцель. Венцель был превосходным педагогом. Он обладал замечательным даром и опытом передавать ученикам свое понимание музыкальных произведений. Занимался Эдвард и у знаменитого пианиста Игнаца Мошелеса, который тоже очень многому научил Грига.
Юный музыкант работал день и ночь, едва находя время для еды. Такие занятия оказались непосильными для хрупкого от природы организма Эдварда. Весной 1860 года Григ тяжело заболел. Здоровье было подорвано, и оказалось достаточно незначительной простуды, чтобы начался тяжелый плеврит. Пришлось вернуться на родину, в Берген. Внимательное лечение и заботливый уход родных подняли Эдварда, но последствия болезни остались. Всю жизнь Григ страдал туберкулезом, а в последние годы дышал лишь частью одного, левого легкого: правое было совершенно разрушено.
Родители очень хотели, чтобы Эдвард остался на зиму в Бергене, отдохнул, поправился. Мать уговаривала его побыть с ней подольше. Но юношу тянуло в Лейпциг. Он скучал в Бергене. Хотелось снова заняться любимым искусством, встретиться с друзьями-музыкантами, зарыться в партитуры… К началу занятий он вернулся в Лейпциг.
В 1862 году Григ окончил консерваторию. На выпускном экзамене он играл свои миниатюры. Актовый концерт проходил в «Гевандхаузе», в торжественной обстановке, и Григ очень волновался. Но экзамен он сдал блестяще. Его пьесы понравились и публике и профессуре. Хвалили и чуткое, тонкое исполнение. Григ получил диплом композитора и пианиста. Однако сам он к своим произведениям относился весьма строго, гораздо взыскательнее, чем другие.
Закончились годы пребывания молодого музыканта в консерватории. Многое изменилось за это время, изменился и вырос он сам. Появилась композиторская техника, он овладел многими навыками, необходимыми для музыканта-профессионала. Живя здесь, он впервые по-настоящему столкнулся и с современной культурой, с бурной жизнью. Ведь все же его родной Берген был по сравнению с Лейпцигом маленьким провинциальным городком. Теперь Григ возвращался на родину полный надежд, высоких стремлений, готовый к борьбе за культуру, за расцвет скандинавского искусства. Правда, пути к намеченной цели еще не были ясны ему, но Григ верил в свои силы. Зимний сезон 1862–1863 года порадовал бергенских любителей музыки новинкой: состоялся первый концерт из произведений Эдварда Грига.
Успех был очень большой. Слушателей пленили искренность, свежесть, непосредственность музыки молодого композитора, его мелодический дар. Жители Бергена могли гордиться талантливым музыкантом.
Огромное значение для Грига имело его знакомство с молодым талантливым норвежским композитором Рикардом Нурдроком. Оно состоялось зимой 1864 года. Нурдрок был старше Грига всего на один год, но у него уже вполне сложились взгляды на искусство, на долг художника-гражданина. Нурдрок считал, что нет музыки «вообще скандинавской», что музыка датская, норвежская, шведская самостоятельны и каждая имеет свои отличительные национальные особенности. По мнению Нурдрока, композиторам следует прежде всего заботиться о развитии самобытных национальных черт музыки своего народа, а не подражать немецким композиторам, хотя бы и таким известным, как Шуман и Мендельсон…
Взгляды Нурдрока оказались чрезвычайно близкими Григу. Страстные речи молодого патриота встретили в нем живой отклик и понимание. Молодые люди быстро подружились. Григ и Нурдрок хотели не только писать музыку, но и пропагандировать ее. С этой целью они организовали в Копенгагене музыкальное общество, которое должно было знакомить публику с произведениями молодых композиторов Дании, Швеции и Норвегии. Его назвали «Общество Евтерпы» в честь музы — покровительницы музыки. Как всегда, Григ много работал. Но успел написать он лишь одно произведение — концертную увертюру «Осенью», так как внезапно его свалила лихорадка. Болезнь протекала очень тяжело, и спас юношу только тщательный уход.
Один из романсов Григ посвятил своей кузине Нине Хагеруп. Нина жила в Копенгагене с матерью, известной драматической актрисой Верлиг Хагеруп. От матери она унаследовала сценическое дарование. У нее был чудесный голос, и она мечтала о сцене, о пении, о том, чтобы знакомить публику с талантливыми сочинениями современных композиторов. Нина превосходно исполняла романсы Грига.
Молодые люди любили друг друга, но мать Нины не хотела и слышать о браке. Она желала для своей дочери более солидного мужа, а не никому не известного композитора. «У него ничего нет, и он пишет музыку, которую никто не хочет слушать», — жаловалась она своей приятельнице. Григ должен был доказать матери Нины, что она ошибается. В 1866 году он приехал в Кри-стианию и, прежде всего, решил дать концерт, чтобы приобрести известность, общественное вложение. Это был настоящий норвежский концерт. И публика и пресса были в восторге.
«Это хорошее начало придало мне мужества, веры в будущее», — вспоминал Григ. Вскоре Филармоническое общество Кристиании пригласило Грига на должность дирижера. Появились и приглашения давать уроки. Теперь молодой музыкант мог считать себя материально обеспеченным. Молодые люди получили согласие на брак. Свадьбу отпраздновали 11 июня 1867 года.
Началась самая замечательная пора в жизни композитора — расцвет таланта, наступление творческой зрелости. Новые сочинения завоевывают признание публики. Это и новые романсы, и первая тетрадь «Лирических пьес», и сборник норвежских танцев, в которых отразились впечатления Грига от скитаний по родной стране. Вскоре после своего удачного концертного дебюта в столице Норвегии Григ с увлечением занялся общественной деятельностью. При его активном участии 14 января 1867 года в Кристиании состоялось открытие Музыкальной академии — первого норвежского музыкального учебного заведения. В 1871 году вместе с молодым норвежским композитором Иуханом Свенсеном, тоже воспитанником Лейпцигской консерватории, Григ организует Музыкальное общество, объединившее музыкантов-исполнителей. Скоро это общество становится важнейшим центром концертной жизни не только Кристиании, но и всей Норвегии. После возвращения из Рима Григ написал свое первое музыкально-драматическое произведение — «У врат монастыря» на текст Бьёрнсона. Композитор посвятил его Листу. Вслед за ним, в том же 1871 году, появилась мелодрама «Берглиот», также по поэме Бьёрнсона. Сюжет ее писатель почерпнул в одной из древних исландских саг.
Затем вниманием Грига снова завладело произведение Бьёрнсона, на этот раз его драма «Сигурд Юрсальфар», повествующая о событиях далекого прошлого Норвегии. Григ вдохновенно работал над «Сигурдом». Музыка к драме была закончена в небывало короткий срок — всего за восемь дней.
Несмотря на успех пьесы, Григу стало ясно, что исполнение его музыки драматическому театру оказалось не под силу. Для того чтобы она стала известной публике, композитор сделал сюиту, в которую вошли лучшие фрагменты из музыки к драме. Григ мечтал о создании национальной норвежской оперы. Он хотел написать ее в сотрудничестве с Бьёрнсоном. Однако замыслу этому полностью так и не удалось осуществиться. В 1873 году поэт прислал Григу три первые сцены будущей оперы «Улаф Трюгвасон». Последующие сцены не были написаны Бьёрнсоном. Сначала он уехал за границу, потом Григ увлекся работой над музыкой к «Перу Гюнту»… Много лет спустя эти три сцены были оркестрованы и исполнены.
К поэтичнейшим страницам творчества Грига относится его вокальная лирика. И в ней многое связано с именем Бьёрнсона. Чудесные романсы «За добрый совет», «Принцесса», «Тайная любовь», «Первая встреча» написаны на его стихи.
Многие произведения Бьёрнсона вдохновили композитора.его норвежского друга. О сочинениях Грига он всегда отзывался с большой любовью. «В его музыке, проникнутой чарующей меланхолией, отражающей в себе красоты норвежской природы, то величаво широкой и грандиозной, то серенькой, скромной, убогой, но для души северянина всегда несказанно чарующей, есть что-то нам близкое, родное, немедленно находящее в нашем сердце горячий сочувственный отклик», — писал Чайковский о Григе в «Автобиографическом описании путешествия за границу в 1888 году».
Летом 1898 года Григ организовал в Бергене первый норвежский музыкальный фестиваль. Горячее участие в нем приняли все норвежские композиторы, все крупные музыкальные деятели. В Берген, по приглашению Грига, прибыл из Голландии прославленный в то время оркестр под управлением всемирно известного дирижера Виллема Менгельберга.
Большой размах и выдающийся успех бергенского фестиваля привлекли к родине Грига всеобщее внимание. Норвегия могла теперь считать себя равноправной участницей музыкальной жизни Европы. И это было огромной заслугой Грига. «Норвегия, Норвегия! Пусть Ибсен сто раз утверждает, что лучше принадлежать к великой нации. Я, может быть, и согласился бы с ним в практическом смысле, но ни на йоту более. Ибо, с идеальной точки зрения, я не хотел бы принадлежать ни к одной другой нации на свете. Я чувствую, что чем старше я становлюсь, тем более люблю Норвегию…» Эти слова Грига, которые мы читаем в одном из его писем последних лет жизни, не расходились с действительностью. В это время еще более усилилось стремление композитора заниматься обработкой подлинных народных песен, самых ярких образцов норвежского фольклора. Григ возвращается и к старым записям времен путешествий с Буллем, делает переложения их для фортепиано, стремясь сохранить все особенности норвежского народного музицирования. Пишет Григ и оригинальные произведения.
15 июня 1903 года Григ праздновал свое шестидесятилетие. Со всех сторон поступали многочисленные горячие пожелания здоровья, счастья, долгих лет жизни, дружеские знаки любви и уважения. Он получил пятьсот телефамм и писем из многих стран света. Композитор мог гордиться: значит, жизнь его не прошла даром, значит, он своим творчеством приносил людям радость… В 1906 году Григ снова предпринимает большое турне: концерты в Праге, Лондоне, Амстердаме, а весной 1907 года — Берлин, Киль, Мюнхен. Это его последние выступления. В мае Григ возвращается в Норвегию, в Тролльхауген. Лето приносит ему мучительные страдания. Уснуть удается только с наркозом. В среду, 4 сентября 1907 года, ранним утром Грига не стало.
Иоганнес Брамс
По масштабу творческой личности И. Брамса часто сравнивают с двумя другими великими фигурами немецкой музыки — Бахом и Бетховеном — ибо искусство каждого их них знаменует кульминацию целой эпохи в истории музыки.
Во второй половине 19-го века Брамс явился наиболее глубоким и последовательным продолжателем классических традиций, обогатившим их новым романтическим содержанием.
В сочинениях композитора обобщается музыкальный опыт нескольких столетий. Нити, соединяющие произведения Брамса с музыкой предшествующих эпох, тянутся не только к классике, но и проникают в глубь значительно дальше. Средневековые церковные лады, канонические ухищрения старых нидерландцев, стиль Палестрины — все это воскресает в композициях Брамса. Фугами, мотетами a cappella, хоральными прелюдиями и пассакалиями он приближается к творениям Баха, грандиозной «Триумфальной песнью» — к ораториям Генделя. Музыка Брамса, наследующая романтический психологизм Шумана, вбирает в себя и правдивую простоту народной песни, и по-новому «выстроенную» шубертовскую первозданность, и мудрость откровений позднего Бетховена. Выбирая жизнеспособное и устойчивое, Брамс никому не подражает, а создает синтез, живой и перспективный, рассчитанный «на вечные времена».
Приверженность Брамса к старым формам привела к тому, что радикальная «новонемецкая веймарская школа», члены которой группировались вокруг Листа и Вагнера, упрекала его в реакционном образе мыслей. Действительно, Брамсу было многое чуждо в творчестве его современников-новаторов. Увлечение театром и музыкальной драмой не стало близким его одухотворенной, ушедшей в себя натуре. Программная музыка осталась тоже вне интересов композитора. Не стал он продолжателем «лейпцигской школы», которая после деятельности ярких представителей Шумана и Мендельсона стала оплотом рутины и академизма.
Композитор отразил в своих произведениях сложный душевный мир современника. Его музыка воспевает свободу личности, нравственную стойкость, мужество, она полна тревоги за судьбу человека, проникнута беспокойной порывистостью, мятежным чувством, ей присущи душевная отзывчивость, порой она обретает эпическую мощь. В музыке Брамса как бы два полюса — бурно протестующее, «взрывчатое» начало и интимная задушевная лирика широкого дыхания. Страсть и нежность, порыв и отчаяние сплетаются в единый клубок противоречий. Но верный ученик и последователь венских классиков, Брамс поставил перед собой трудную задачу — кипящую лаву романтических чувств облечь в стройные классические формы, умерить лирическую взволнованность рациональным, взвешенным наблюдением. В этом сочетании классического с романтическим, в его усложненном претворении заключается своеобразие творчества Брамса.
Государственный академический симфонический оркестр России имени Е.Ф. Светланова
Государственный академический симфонический оркестр России имени Е.Ф. Светланова — один из старейших симфонических коллективов страны, гордость отечественной музыкальной культуры. Первое выступление Госоркестра состоялось почти восемь десятилетий назад, 5 октября 1936 г., в Большом зале Московской консерватории под управлением А. Гаука и Э. Клайбера.
Во главе коллектива стояли выдающиеся музыканты: Александр Гаук (1936–1941), Натан Рахлин (1941–1945), Константин Иванов (1946–1965) и Евгений Светланов (1965–2000). Под руководством Светланова оркестр стал одним из лучших коллективов мира с огромным репертуаром, включавшим всю русскую музыку, многие сочинения западных композиторов-классиков и современных авторов. 27 октября 2005 г. Госоркестру России было присвоено имя Е.Ф. Светланова. В 2000–2002 гг. оркестр возглавлял Василий Синайский, в 2002–2011 гг. — Марк Горенштейн.
24 октября 2011 г. художественным руководителем коллектива назначен Владимир Юровский, всемирно известный дирижер, сотрудничающий с крупнейшими оперными театрами и симфоническими оркестрами, в 2001–2013 гг. — музыкальный руководитель Глайндборнского оперного фестиваля, с 2007 г. — главный дирижер Лондонского филармонического оркестра.
Концерты Госоркестра проходили на самых известных концертных площадках мира, в том числе в Большом зале Московской консерватории, Концертном зале имени П.И. Чайковского и Государственном Кремлевском дворце в Москве, Carnegie Hall в Нью-Йорке, Kennedy Center в Вашингтоне, Musikverein в Вене, Albert Hall в Лондоне, Pleyel в Париже, Национальном оперном театре Colon в Буэнос-Айресе, Suntory Hall в Токио. В 2013 г. оркестр впервые выступил на Красной площади в Москве.
За дирижерским пультом коллектива стояли Г. Абендрот, Э. Ансерме, Л. Блех, Н. Голованов, К. Зандерлинг, О. Клемперер, К. Кондрашин, Л. Маазель, Н. Малько, И. Маркевич, Е. Мравинский, Ш. Мюнш, М. Ростропович, И. Стравинский, А. Янсонс, А. Борейко, А. Ведерников, В. Гергиев, Ш. Дютуа, А. Лазарев, К. Мазур, И. Марин, В. Петренко, Г. Ринкявичюс, Г. Рождественский, А. Сладковский, Л. Слаткин, С. Сондецкис, Ю. Темирканов, М. Юровский и другие замечательные дирижеры.
С оркестром выступали выдающиеся музыканты, в числе которых певцы И. Архипова, Г. Вишневская, С. Лемешев, Е. Образцова, М. Гулегина, П. Доминго, М. Кабалье, Й. Кауфман, Д. Хворостовский, пианисты Э. Гилельс, К. Игумнов, В. Клиберн, М. Лонг, Г. Нейгауз, Л. Оборин, Н. Петров, С. Рихтер, С. Фейнберг, Я. Флиер, М. Юдина, В. Афанасьев, Б. Березовский, Е. Бронфман, Э. Вирсаладзе, Е. Кисин, Н. Луганский, Д. Мацуев, Г. Соколов, скрипачи О. Каган, Л. Коган, И. Менухин, Д. Ойстрах, М. Венгеров, В. Пикайзен, В. Спиваков, В. Третьяков, альтист Ю. Башмет, виолончелисты М. Ростропович, Д. Герингас, Н. Гутман, А. Князев, А. Рудин. В последние годы список солистов, сотрудничающих с коллективом, пополнился именами певцов В. Майер, А. Нетребко, Х. Герзмавы, А. Пендачанской, И. Абдразакова, Д. Корчака, В. Ладюка, пианистов М. Учиды, Р. Бухбиндера, скрипачей Л. Кавакоса, Ю. Фишер, Д. Хоупа. Значительное внимание уделяется также совместной работе с молодыми музыкантами, среди которых дирижеры С. Кочановский, М. Стравинский и Ф. Чижевский, пианисты Б. Абдураимов, Ф. Копачевский, Я. Лисецкий, А. Романовский, скрипачи А. Баева, А. Притчин, В. Соколов, П. Милюков, виолончелист А. Бузлов.
Впервые побывав за рубежом в 1956 г., оркестр с тех пор представлял русское искусство в Австралии, Австрии, Бельгии, Гонконге, Дании, Италии, Канаде, Китае, Ливане, Мексике, Новой Зеландии, Польше, США, Таиланде, Франции, Чехии, Швейцарии, Южной Корее, Японии и многих других странах. Особое место в репертуарной политике Госоркестра занимает реализация благотворительных и образовательных проектов.
Дискография коллектива насчитывает сотни грампластинок и компакт-дисков, выпущенных ведущими фирмами России и зарубежья («Мелодия», «Бомба-Питер», Deutsche Grammophon, EMI Classics, BMG, Naxos, Chandos, Musikproduktion Dabringhaus und Grimm, Toccata Classics, Fancymusiси другие). Особое место в этом собрании занимает «Антология русской симфонической музыки», которая включает аудиозаписи сочинений русских композиторов от М. Глинки до И. Стравинского и работу над которой Е. Светланов вел на протяжении многих лет. Записи концертов оркестра осуществлены телеканалами Mezzo, Medici, «Россия 1» и «Культура», радио «Орфей».
В течение трех минувших сезонов Госоркестр выступил на фестивалях «Площадь искусств» в Санкт-Петербурге, Crescendo в Пскове и Сочи, VIфестивале Мстислава Ростроповича и фестивале «Другое пространство» в Москве, III симфоническом форуме России в Екатеринбурге; в концертах, посвященных 70-летию снятия блокады Ленинграда и 100-летию Первой мировой войны, памяти Е. Светланова, В. Клиберна и Н. Петрова; осуществил российские премьеры произведений Л. ван Бетховена — Г. Малера, В. Сильвестрова, Р. Щедрина, Дж. Тавенера, А. Скрябина — А. Немтина, К. Орфа, Г. Гладкова, А. Батагова; принял участие в XV Международном конкурсе имени П.И. Чайковского; трижды представил в Концертном зале имени Чайковского ежегодный цикл просветительских концертов «Владимир Юровский дирижирует и рассказывает»; посетил города России, Аргентины, Бразилии, Чили, Германии, Испании, Турции. В 2014 г. Госоркестр назван газетой «Музыкальное обозрение» «оркестром года».
Выдающиеся творческие достижения оркестра по праву получили широкое международное признание и навсегда вписаны в историю мировой культуры.
Материал предоставлен пресс-службой ГАСО