Острова. Всеволод Пудовкин
В 20-е годы Всеволод Пудовкин сделал фильмы, которые стали классикой: «Шахматная горячка», «Мать», «Конец Санкт-Петербурга», «Потомок Чингисхана». Работал и потом, вплоть до конца жизни (он умер в 1953-м), но столь ярких, свободных, новаторских картин уже не случалось. Почему? Ответа на этот вопрос ищут авторы многих фильмов из цикла «Острова». Поколение, которому принадлежал Пудовкин, начинало свой творческий путь в годы расцвета истинно революционного искусства, а потом художники пережили растерянность и страх.
«Эмоциональный кинематограф начался с Пудовкина», — рассуждает в документальном фильме закадровый комментатор. Пудовкин действительно считал, что главное — «попасть», «влезть» в зрителя, зацепить его сильной эмоцией. Этот прием режиссера подробно исследуется в документальном фильме на примере самых сильных, хрестоматийных сцен из фильма «Мать». Они работают и сегодня! Несмотря на то, что «азбука» пудовкинской режиссуры детально разложена в учебниках на составляющие.