Острова. Анджей Вайда
Анджей Вайда (польск. Andrzej Wajda; 6 марта 1926 года, Сувалки, Белостокское воеводство, Польша). Творчество классика мирового кино отмечено Государственной премией ПНР (1974). Лауреат наград Felix (1990) за вклад в искусство, «Оскар» (2000) за выдающийся вклад в киноискусство. Режиссер — обладатель главных призов на международных кинофестивалях в Берлине, Венеции, Каннах, Москве, Сан-Себастьяне, Чикаго; академик Британской, Европейской киноакадемий, Академии изящных искусств Франции.
С самого начала работы в кинематографе он верил, что кино способно изменить мир и сознание человека. И с первого до последнего фильма он не утратил эту веру. «Поколение» (1955) стал манифестом людей, чья молодость прошла на войне. Затем было много картин, в том числе «Пепел и алмаз» (1958), «Всё на продажу» (1969); знаменитая дилогия о тоталитаризме: «Человек из мрамора» (1977), «Человек из железа» (1981); деятельность в «Солидарности» и снятый во Франции «Дантон» (1982), «Катынь» (2007), «Валенса. Человек из надежды» (2013). Своим главным произведением Вайда считает экранизацию одноименной поэмы Адама Мицкевича «Пан Тадеуш» (1999).
В фильме о польском режиссере звучит полонез Огинского. Вайда вспоминает работу со своим другом, звездой польского кино Збигневым Цыбульским: «Именно благодаря Збышеку я сделал очень важное открытие — если хочешь создать что-то оригинальное, нужно предоставить людям, с которыми работаешь, возможность быть свободными…» Анджей Вайда рассказывает о театральной постановке «Бесы» по Достоевскому и размышляет о миссии художника. О совместной с Вайдой работе рассказывает Даниэль Ольбрыхский. И каждый рассказ сопровождают фрагменты из кинофильмов.
Съемки велись в созданной в 2000 году Анджеем Вайдой киношколе. Текст из автобиографической книги режиссера «Кино и все остальное» (в пер. Ирины Рубановой) читают киновед Евгений Марголит и Игорь Аверин.