Похождения зубного врача
Непростая судьба сложилась у фильма режиссера Элема Климова «Похождения зубного врача». Картину по сценарию Александра Володина он снял в 1965 году. В ограниченный прокат (78 копий) она вышла в 1967 году. Но пробыла там недолго, чиновники из Госкино усмотрели в ленте пародию на советскую действительность, и фильм был благополучно отправлен на «полку». И как-то о нем все забыли, порой даже не включали в режиссерскую фильмографию Климова. Второе рождение картины состоялось в 1987 году, когда «полочные» фильмы стали возвращаться к зрителям.
Сейчас уже даже не совсем понятно, чего такого пародийного усмотрели чиновники в этой милой картине с полуфантастическим сюжетом. Главный герой — молодой зубной врач Сергей Чесноков, выпускник медицинского института приезжает в провинциальный город и приступает к своим профессиональным обязанностям. И неожиданно выясняется, что дантист обладает просто чудодейственными способностями — он может удалять зубы пациентам абсолютно безболезненно. Естественно, к такому волшебному врачу стали выстраиваться огромные очереди. Но у каждого Моцарта есть свой Сальери, у каждого таланта есть свои завистники. И вот уже некая доктор Ласточкина плетет козни против удачливого коллеги. Из-за подобных интриг Чесноков даже на время лишается своего дара.
В роли Сергея Чеснокова — Андрей Мягков. Это был его дебют в кино. Он только что стал служить в «Современнике», и Элем Климов, увидев актера в спектакле «Дядюшкин сон», тут же пригласил его в свою картину. Это был дебют Мягкова не только в кино, но и в роли врача. Впоследствии, он еще неоднократно воплощал на экране представителей этой профессии. Действительно, доктора в его исполнении вызывают доверие, у них хочется лечиться, чувствуется, что им можно довериться. Стоит только вспомнить его врача Леву Нечаева из фильма «Утренний обход», или же легендарного Женю Лукашина из «Иронии судьбы, или С лёгким паром!»
Алиса Фрейндлих к этому времени уже снималась, правда, пока больше в небольших, эпизодических ролях. Так что, можно сказать, в «Похождениях зубного врача» у нее первая значительная роль. А еще в этой картине Фрейндлих исполняет три чудесные песни — «Песню о Луне», «Автодорожную» и «Песню о хорошем настроении». Музыку к картине писал композитор Альфред Шнитке, песни Юлия Кима и Новеллы Матвеевой.
Как точно написал об Элеме Климове его коллега, режиссер Глеб Панфилов: «Это был человек, живший кинематографом. Каждый его фильм — часть его жизни, причем главная. Он творил каждую картину как первую и последнюю. Это качество вообще было характерно для мастеров его поколения — точно так же не было «проходных» картин и у Авербаха, и у Тарковского, и у Шукшина». (Глеб Панфилов. «О чем молчал мастер», «Российская газета», 28 октября 2003 года).
Фильмография Элема Климова довольно короткая, он снял не так уж много картин. Но действительно — там нет «проходных», лишних работ, каждая из них — это творение настоящего, талантливого мастера. И даже такие, легкие на первый взгляд, картины, как «Похождения зубного врача» сейчас, спустя годы, смотрятся как Большое Кино, где есть и юмор, и печаль, и тонкие наблюдения за жизнью.