Татарская колыбельная
Мультфильм из анимационного цикла «Колыбельные мира» студии «Метрономфильм». Проект продюсера Арсена Готлиба и художницы Елизаветы Скворцовой насчитывает 60 короткометражных картин, созданных российскими мультипликаторами. С 2006 года, когда состоялись первые показы короткометражек этого цикла, «Колыбельные» успели побывать как на российских, так и на международных фестивалях, выиграть несколько престижных наград — в том числе премию «Золотой орел» как лучший анимационный фильм. Каждая серия иллюстрирует одну колыбельную — народов как с территории России, так со всего остального мира — и нарисована в уникальной технике, но максимально просто, как будто бы детьми. Ведь именно для них и придуман этот альманах.
Вот и «Татарская колыбельная», точнее, вступительная часть этого четырехминутного мультфильма, в которой от детей-рассказчиков за кадром мы узнаем историю народа, будто бы оживает на страницах школьной тетради в клеточку. Режиссером, помимо самой Елизаветы Скворцовой, стала Светлана Зуева, она же здесь автор сценария. А нарисовала эту серию художница Анна Емельянова. Тут и вырезанные из бумаги овощи, которые варятся в казане — специальной татарской посуде, и коллажи с пасущимися на поле овцами. Как называется столица Татарстана? Что такое праздник Сабантуй? Почему на нем люди дерутся? И как в этом краю встречают весну? Обо всем этом можно узнать из мультфильма, а еще послушать, под какую мелодию засыпают татарские дети.
Она звучит во второй части, которая нарисована уже совсем по-другому: выглядит, как иллюстрация к восточной сказке. Люди в национальных костюмах — это мама, папа, бабушка и неугомонный мальчик. Ему уже время спать, а он раз — и убегает от родителей. Носится по двору, гоняет кур и овец, на ушах стоит так, что весь дом ходуном. Даже музыка тут совсем непривычная для колыбельной — звонкая, громкая, под такую бы на праздник Сабантуй плясать. Родители вздыхают, головами качают, не знают, что делать: никак не могут поймать шустрого сына. А мальчишка не только не устает, а, кажется, только набирается бодрости. От его забав у взрослых голова кружится, и они засыпают один за другим. Даже овцы под деревом ложатся, прижавшись друг к другу — непоседа смотрит на все это, улыбается хитро и накрывает овечек расшитым пестрым ковром, как одеялом. А бабушку — этакий проказник — привязывает за ногу так, чтоб, когда проснулась, все равно не смогла поймать. Так и бегают по кругу.