Колыбельная датогов
Фильм из анимационного цикла «Колыбельные мира». На востоке Африки, в жаркой Танзании, обитает племя датогов. В начале мультфильма мы слышим детские голоса — ребята своими словами рассказывают, что знают о земле датогов и о них самих. Там жарко и нет воды. Датоги очень ценят своего зебу — это горбатая африканская корова, которая дает молоко, а молоко у датогов — главная еда, так как больше ничего особо нет. На ногах у датогов — многоэтажные браслеты. Уморительный диалог детей предшествует самой колыбельной: «Почему датоги так много прыгают?» — «Это танец у них такой. Они всегда так прыгали». — «У них что, ничего не меняется?» — «Вообще ничего! Они так и живут, как тысячи лет назад». — «Почему?» — «Наверное, потому что так правильно…»
«Колыбельная датогов» неожиданна потому, что собственно колыбельную в ней поют… теленку. Самый потрясающий кадр — когда мы глазами только появившегося существа видим мир, склонившиеся лица темнолицых людей и мамы, красивой коровы с глазами, опушенными длинными ресницами. Еще один оригинальный ход — включение в коллекцию персонажей — туземцев и зверей — астронавта! Упакованный в скафандр, он вышел погулять в открытый космос и сверху увидел прекрасную туземку. Она подоила молодого зебу и шла к своему жилищу. Сраженный такой красотой, космонавт спускает ей на веревке звезду в конверте. А девушка в ответ отправляет сосуд из тыквы, полный свежего молока. Остроумная лав-стори придает мультфильму вкус озорства и одновременно какой-то философский блик: кормилица-корова и ее дитя важны не меньше, чем смелый космонавт — покоритель Вселенной. Он охраняет датогов из космоса, а зебу не дает им умереть от голода на земле.
Конечно, в изобразительном решении «Колыбельной датогов» преобладают краски, по-африкански яркие, цветовые сочетания — контрастные, неожиданные. Дело же происходит в Танзании, где в качестве одежды люди носят ярко раскрашенные куски ткани. Отличный рефрен, придуманный и воплощенный режиссером Лизой Скворцовой и художником Ксенией Колосовой — троица мужчин-датогов, однообразно подпрыгивающих на одном месте, напевающих в три голоса гортанную африканскую песню. Это какое-то ритуальное радение, но здесь оно становится своего рода метрономом, помогает держать ритм в мультфильме. Кстати, попив земного молока, и астронавт начинает подпрыгивать в одном ритме с датогами. Спрóсите где? На месяце. Оттого на засушливую африканскую землю проливается обильный целительный дождь, расцветают яркие цветы на засохших было кустах. А смуглолицые датоги пережидают ливень под брюхом зебу: тот становится вдруг огромным-огромным и укрывает племя от стихии. Чудесное воплощение образа тотемного животного-защитника.