Парад планет
«Парад планет» — пятый фильм знаменитого дуэта режиссера Вадима Абдрашитова и сценариста Александра Миндадзе. В нем авторы представили своеобразный срез советского общества времен позднего застоя. На военных сборах резервистов в одной «батарее» оказываются мужчины-сверстники, которые в обычной жизни не общаются друг с другом: астрофизик Костин (Олег Борисов), мясник Султан (Сергей Шакуров), заводской рабочий Иван (Петр Зайченко), грузчик Слонов (Алексей Жарков), архитектор Спиркин (Александр Пашутин), водитель троллейбуса и народный депутат Афонин (Сергей Никоненко). Всем по сорок лет, и это последние сборы в их жизни. Последняя возможность вот так выпасть из повседневности, оказаться в причудливой компании.
По сюжету военной игры батарея героев фильма уничтожена и «бойцам» предписано «умереть». Так они получают несколько свободных дней до конца учений. И отправляются в странное путешествие, которое можно считать фантастическим походом в параллельное пространство, наполненное фантомами памяти, подсознания. Надо думать, такое путешествие вглубь себя естественно для сорокалетних: в этот период люди подводят первые итоги жизни, а некоторые переживают «кризис среднего возраста».
В филигранно разработанной, прихотливой композиции «Парада планет» ощутима игра с античными, библейскими мотивами, с блужданиями лирического героя Данте. Например, герои забредают в деревню Гуськово, где живут одни женщины. Прекрасные деревенские сирены, конечно, становятся огромным соблазном для мужчин, но резервисты спасаются бегством на остров. Там их ждет встреча с туристом-химиком (Борис Романов). Он, как Харон, переправляет их в лодке в своеобразное царство мертвых — в некий фантастический дом престарелых. Там одна из старушек принимает героя Олега Борисова за своего сына, пропавшего в годы войны.
Ближе к финалу фильма герои наблюдают в ночном небе парад планет. На какие-то минуты орбиты небесных тел пересекаются, а потом планеты разлетаются навсегда. Это метафора встречи самих героев. Спонтанное мужское братство распадется, как только кончится срок сборов, герои доберутся до города и разбегутся по своим будничным делам.
«Парад планет» удивительным образом балансирует на грани реальности и фантастики. «Материал, конечно, диктует свой язык. Мы очень долго искали материю «Парада планет»: степень условности, природу условности… — вспоминал Вадим Абдрашитов в интервью для «Новой газеты» (18 декабря 2000 года). — Там очень много нелепого с точки зрения бытописательства. Люди находятся между двух миров: убиты, но живы. И совершают путешествие по своей памяти, жизни, совести… И все это про жизнь — реальную, нашу». Еще одна отличительная черта фильма — отказ от привычной структуры героев. Здесь нет пары главных героев, двух пар второстепенных и т. д.».
«Парадом планет» командует многофигурный ансамбль, в котором каждому даны свои правда и боль», — справедливо отмечает критик Михаил Брашинский («Новейшая история отечественного кино»). Ансамбль подобрался сильный, яркий, и в нем каждый актер сумел пронести свою индивидуальность, подчинившись железной режиссерской воле.