Моя собака любит джаз
Фильм мультипликационного сериала «Везуха!» компании «Метрономфильм». В качестве режиссера над этой серией работала Вероника Федорова — автор более десяти мультфильмов, в том числе из других циклов «Метрономфильма», таких как «Колыбельные мира» и «Круглый год». Для «Везухи!» Федорова экранизировала одноименный рассказ детской писательницы и сценариста Марины Москвиной. В главной роли — мальчик Тимофей, который здесь впервые пробует свои силы в качестве музыканта.
«Для меня музыка — это всё. Только не симфоническая, я ее не очень», — мечтательно заявляет за кадром Тимоха. На экране тем временем начинается самый настоящий концерт, с чернокожим джазовым саксофонистом на сцене и восхищенно ловящими каждую ноту Тимофеем и его псом по кличке Кит в зале. Вместо пары Миши и мамы Люси, которые, возможно, предпочитают все-таки классику, на концерте вместе с мальчиком — его дядя Женя, «простой ухо-горло-нос». Награждая дядю эпитетом «простой», Тимоша, конечно, скромничает: дядя Женя, как известно, умеет доставать языком до носа и до локтя, а теперь еще оказывается самым большим поклонником джаза. Даже подставляет музыканту свой живот для автографа. Именно по настоянию дяди, который даже со своими пациентами, будь они хоть устрашающего вида здоровяки в татуировках, с удовольствием говорит о музыке, мальчик отправляется записываться в музыкальную школу. И берет с собой Кита — таксу с рыбьим хвостом и, видимо, неплохим музыкальным вкусом.
Но вот преподаватель оказывается женщиной консервативных взглядов и предпочтений, а потому не только не пускает на прослушивание собаку (где это видано?), так еще и вместо джазовых импровизаций требует от потенциального ученика что-нибудь спеть — например, скучную песню «Во поле березка стояла». Тимофей в ноты упорно не попадает, и строгая учительница тут же выносит вердикт: «У тебя нет слуха, ты нам не подходишь». Мечты мальчика рушатся на глазах — и в самом прямом смысле: на экране над головой Тимофея лопаются воображаемые разноцветные шарики (ну, а как еще должна выглядеть радость), падает нарисованный самолетик, сгущаются тучи на небе. Даже Кит смотрит грустно, понурив голову. На помощь приходит дядя Женя: «Ты не можешь повторить чужую мелодию — ты поешь так, как никто до тебя никогда не пел, это и есть настоящая одаренность!» В его врачебном кресле согласно кивает суровый здоровяк в татуировках.
Джаз, по словам дяди Жени, — это состояние души. Создатели мультфильма это состояние превращают в хаотичный музыкальный ряд с танцами и все той же «Во поле березка стояла» в джазовой аранжировке. Такой, что в пляс пускаются не только пес Кит, дядя Женя и его пациент, но и прохожие на улице, чернокожий музыкант — кумир Тимохи, а также та же самая строгая преподавательница музыки. Она, правда, двигается не по зову души, а вынужденно: спасается от захлестнувшей весь город Тимохиной музыки и, сама того не желая, попадает в самый эпицентр этого праздника импровизации. Музыка здесь — самый настоящий джаз — становится видимой. Вероника Федорова в буквальном смысле рисует звуки разноцветными, веселыми, неуправляемыми, как сам джаз, значками, парящими в воздухе над головами людей. У которых, может, и нет слуха, зато душа поет.