Экипаж
Фильм Александра Митты вышел на экраны в 1979 году и стал одним из рекордсменов кинопроката: его посмотрели более 70 миллионов зрителей. «Экипаж» принято называть первым советским фильмом-катастрофой, однако полюбили его не только за спецэффекты, по тем временам, конечно, впечатляющие, — сколько за показанные в кадре и умело сыгранные актерами взаимоотношения и личные драматические истории членов экипажа.
К слову, об актерах: сперва в кадре должны были оказаться совсем другие люди. В итоге и Алексей Петренко, и Олег Даль, и Елена Проклова по разным причинам из проекта выбыли, а их места заняли Георгий Жженов, сыгравший командира, Леонид Филатов в роли бортинженера Скворцова и на тот момент дебютантка Александра Яковлева, которой досталась роль стюардессы Тамары. Именно они оказываются на злополучном рейсе, которому предстоит эвакуировать советских нефтяников из африканского города Бидри, где происходят опасные подземные толчки. При приземлении борта в аэропорту случается очередное землетрясение, которое разрушает взлетно-посадочную полосу, а также вызывает селевой поток. В итоге завод горит, а разлившиеся нефтепродукты стремительно надвигаются на город и аэропорт. Буквально в последнюю секунду командир Тимченко отдает приказ взлетать, но во время набора высоты самолет задевает хвостом падающую осветительную вышку — это приводит к разгерметизации салона и другим повреждениям, устранять которые экипажу приходится на полном ходу.
Вторая часть — а по хронологии фильма его первая серия — рассказывает о жизни героев до катастрофы. Жанрово это скорее драма с элементами мелодрамы, разительно отличающаяся по темпу и интонации от своего динамичного продолжения. Зато позволяющая лучше узнать и понять героев, которые вскоре окажутся в экстремальных для себя, да и для любого человека обстоятельствах. Впрочем, и их личную жизнь никак нельзя назвать спокойной. Командир Тимченко переживает за дочь, не желающую выходить замуж за будущего отца своего ребенка. Бортинженер Скворцов ухаживает за новенькой стюардессой Тамарой, по сути не закончив отношения с бывшей любовницей, что, конечно, становится известно. Валентин Ненароков, который в итоге станет вторым пилотом, переживает уход из большой авиации и развод с женой, которая, уйдя, забирает с собой и их общего сына.
Успех фильма — именно в этом сочетании двух, на первый взгляд, полярных жанров: камерной мелодрамы и поистине эпичного блокбастера. В небе, в момент наивысшей опасности, герои, конечно, забывают и прощают друг другу все обиды, что приводит в итоге к счастливому финалу. Хотя изначально концовку Митта задумывал иной: герой Жженова должен был умереть, однако на первом показе в Госкино такую версию не одобрили как чуждую советскому кинематографу. В итоге режиссер был вынужден переписать сцену, оставив героя живым и невредимым. Пострадал, на этот раз вполне ожидаемо, и еще один эпизод — эротический, с участием Леонида Филатова и Александры Яковлевой. Любовную сцену после возмущенных жалоб первых «зрителей» — от работниц лаборатории проявки до членов худсовета — порезали больше чем вполовину. Что, впрочем, все равно не помешало фильму заработать славу еще и первого эротического. Такой смелости, которую позволил себе Митта, на советском экране еще не видели.