Розыгрыш
Отрывок из книги Сергея Кудрявцева «3500 кинорецензий»
В момент своего появления эта лента, видимо, вызвала у меня некоторое раздражение, если я, еще учась во ВГИКе, писал о ней примерно так: «Дебют есть дебют. В нем надо сказать все до конца и так, чтобы еще на всю жизнь осталось. Дебют есть дебют. С него много не спросишь. Но как вспомнишь, какие были раньше дебюты, то грустно станет».
Розыгрышем называется действие, предпринятое одним человеком, чтобы разыграть (обмануть, надуть, околпачить и т. д.) другого. В словаре я не рылся. Сам придумал. Розыгрыши делятся на первоапрельские и все остальные.
Действие фильма «Розыгрыш» происходит не 1 апреля. Это точно. Потому что розыгрыш в нем не первоапрельский. В чем он заключается? Учительница входит в класс и говорит несколько радостным голосом: «Сегодня, как я и говорила, у нас контрольная». Ученики в ответ: «Не говорили». В конце концов, чуть не сойдя с ума, учительница добивается от одной из учениц подлинного признания. Тогда все дружно кричат: «Не сердитесь на нас. Это розыгрыш!». Какие нехорошие ребята! А ведь школа у них новая. В учительской пульты разные стоят. В спортзале бассейн потрясающий. Вода в нем цвета Средиземного моря. В школьном музее намечается открытие филиала Лувра и Эрмитажа, вместе взятых. А какие квартиры у родителей!
К концу картины и школьники-шутники тоже станут такими хорошими, что устроят грандиозный праздник в честь 55-летия учительницы, которую разыграли. И школьный ВИА песню ей споет. Кстати, этот ансамбль успеет уже изрядно поднадоесть. Все было бы хорошо, можно бы его вытерпеть, да только ребята крепкие попались. По несколько раз одну и ту же песню пели. Просто они ее репетировали. Разыгрывали. Может быть, поэтому лента называется «Розыгрыш»? Школьники так разыгрались, что стали концерты в клубе милиции и на свадьбах устраивать, за первое мероприятие грамоты получать, а за второе деньги. Но их отнюдь не пропили купили себе новые электрогитары, а оставшееся решили перечислить в Министерство здравоохранения. Мудрый поступок!
Один лишь ученик Комаровский на постороннее не отвлекался, учился, потому что задумал поступить в институт. А кол, поставленный ему среди прочих шутников, очень мешал. Комаровский по-всякому пытался воздействовать на учительницу. Ничего не получилось. Обиделся он. Испортил весь праздник. И ушел из класса. Вот какой нехороший! А может, не повезло ему? Не успел человек до финала исправиться. Что ж тут поделать?! Судьба разыграла. Не поэтому ли «Розыгрыш»?
Или же режиссер нас просто разыграл. Пошутил. Позабавился. Посмеялся. Эврика! Розыгрыш состоит в том, что после надписи «Конец фильма» мы вдруг видим на общем плане портрет 9-го «Б», а затем каждого ученика в отдельности на крупном плане. Они улыбаются, подмигивают, словно говорят: «Разыграли мы вас. Обвели вокруг пальца. Эх, вы, недотепы!». А в начале картины название два раза повторяется: сперва красными буквами, а затем белыми. К тому же титры идут на фоне сцены, которой следовало бы по времени действия стоять в самом конце. И зачем понадобились Владимиру Меньшову такие странные монтажные переходы между эпизодами? Что это значит?
Но все же есть в ленте одна хорошая песня, которую мальчик исполняет на обыкновенной гитаре. И учительница понравилась. Хорошо актриса играет, хотя ей вроде бы играть нечего. И смешные места есть. Две девочки (интересно, что в качестве одной из них я имел в виду Дину Германову нынешнюю Евдокию Германову) играют характеры, выхваченные из жизни. И еще что-то. Так, может, розыгрыш заключается в том, что мы подумали о картине плохо, а она оказалась хорошей. Как же тогда быть с рецензией? Что она собой представляет? Розыгрыш.
Сейчас же число недоуменных вопросов можно даже увеличить. Каким образом Владимиру Меньшову удалось из очень плохого сценария, который валялся на студии «Мосфильм» как минимум года три, сделать, в общем-то, не лишенный оригинальных наворотов (можно сказать, почти тарантиновских!), а главное, чересчур смотрибельное кино?! Ведь «Розыгрыш» стал самым кассовым «школьным фильмом» за всю историю советского проката, обойдя по результатам на один миллион «Республику ШКИД» и тоже прибегая к использованию «остраняющих» эффектов. И вкус к эксцентрике не только в сфере содержания, но и в области формы режиссер сохранил во всех (пусть их было немного лишь пять) своих работах, включая предпоследнюю «Ширли-мырли».
Действительно, можно что-то не принимать в лентах Меньшова и даже негодовать по поводу них (все же наиболее открыты для критики самые «выкрутасные» «Розыгрыш» и «Ширли-мырли»). Но его «своеобычность», как полюбили выражаться мастера пера, является несомненной.