Пушкин
Спектакль «Пушкин» по одноименной пьесе А. Глобы был поставлен в московском драматическом театре имени М.Н. Ермоловой 1957 году. Когда Всеволод Якут сыграл своего Пушкина к 150-летию Поэта, артисту было 37 лет — столько же, сколько и его герою. Он был признан, обласкан государственными наградами и званиями. Но спустя год на голову артиста обрушился ряд уничтожающих статей в центральной печати. Началась усиленная борьба с интеллигенцией. Зрители снова смогли увидеть Всеволода Якута в роли Пушкина на сцене лишь после смерти Сталина. Эту роль Всеволод Семенович сыграл 840 раз.
Из статьи Арсения Замостьянова «Играем Пушкина…» в издании «Православие и мир» (2013 г.):
«Война миновала — и Пушкин поселился на театральной сцене. Главным послевоенным Пушкиным был и остается даже после смерти актер московского Театра имени Ермоловой Всеволод Якут. Несколько поколений московских школьников в качестве иллюстрации к урокам литературы получили курчавого поэта из Театра Ермоловой.
Пьеса Андрея Глобы, названная без затей — «Пушкин», шла в театре на улице Горького долго и с шумным успехом. Андрей Глоба (1888–1964) дерзнул написать о Пушкине трагедию в стихах! Сегодня об этом поэте и драматурге вспоминают нечасто, был он средним стихотворцем, воспитанным на традициях Серебряного века, увлекался восточной поэзией, хорошо воссоздавал ее колорит на русском языке. Знал тайны театрального искусства.
Премьера состоялась 5 декабря 1949 года — к 150-летнему юбилею поэта. Пьеса шла во многих городах Советского Союза: Пушкин в те годы стал символом массового Просвещения, им увлекались, и аншлаги на трагедии Глобы никого не удивляли.
<…> Главную роль Всеволод Якут сыграл действительно отменно. В этом можно убедиться: и на радио, и на телевидении сохранились записи, отрывки. Получился Пушкин мужественный, страстный, ранимый. В год премьеры Якуту было 37 лет, как и Пушкину в последний год жизни, о котором и повествовал спектакль. Прошло пятнадцать лет, актер постарел, но по-прежнему играл Пушкина. И Пушкин Ермоловского театра стал более мудрым, грустным, пожилым, чем мы привыкли его представлять.
Возможно, в этом не было исторической фальши: в ХIХ веке поздняя моложавость была не в ходу, и Пушкин в последние годы жизни не чувствовал себя молодым человеком. Якут работал над ролью тщательно: не для проформы ходил в музей на Мойке, сам рисовал эскизы, раздумывал над гримом. Портретного сходства достичь удалось, Пушкин в исполнении Якута напоминал свою классическую иконографию.
Маститый актер вспоминал: «Мне кажется, что все роли, все спектакли, сыгранные мною ранее, были как бы подготовкой к этому образу, а вся моя последующая работа в течение многих лет находилась под мощным его влиянием. В работе над этим образом многое из того, что я знал, открылось мне заново.
…Работа над «Пушкиным» продолжалась в течение целого года. Наконец наступил день премьеры. Я ужасно волновался, ничего не понимал, не чувствовал, кроме ужаса, все забыл. Собирал всю свою волю, чтобы освободиться от этого состояния, и не мог. Все с волнением ждали, когда я буду готов начать спектакль, а я цепенел от одной мысли, что надо выйти на сцену. И вдруг я ощутил какое-то странное в этой ситуации, абсолютное спокойствие, я подумал: «А чего я, собственно говоря, боюсь? Ведь я же Пушкин! Нет, я не должен прятаться, таиться?» «Давайте занавес!» — сказал я. Занавес дали, и я вышел на сцену».
840 раз выходил Якут на сцену в образе Пушкина! Говорил с публикой стихами Пушкина, время от времени переходя на Глобу. Роль стала звездным часом артиста. Для некоторых зрителей до наших дней Якут в роли Пушкина остается одним из сильнейших художественных впечатлений — наряду с «Сикстинской Мадонной» и «Божественной комедией». Это субъективные игры вкуса, но в подтексте — пушкинианство, преклонение перед Пушкиным, ожидание сокровенных встреч с поэтом, жажда сопереживания с ним. Якут ожиданий не обманул».
Из книги Н. Калитина «Неиспользованные возможности»:
«То, что удалось сделать в этом спектакле В. Якуту, — это уже очень много. И когда закрывается занавес и, покрывая аплодисменты, в зале звенят молодые голоса: «Спасибо, Якут! Спасибо!», в этом простом и искреннем выражении чувств зрителя — признание того лучшего и ценного, что оправдывает этот спектакль при всей его несовершенности, — большой творческой победы талантливого актера, впервые на нашей сцене воплотившего образ великого русского поэта».