Иван
По пьесе А. Кудрявцева «Иван и Мадонна» в постановке Государственного академического Малого театра Союза ССР.
Ю.А. Дмитриев. Из книги «Государственный академический Малый театр» (Отечественная драматургия 1967–1985):
«Премьера пьесы А. Кудрявцева «Иван» состоялась в феврале 1986 года. Этому спектаклю в театре уделяли особое внимание. Ставил спектакль В. Андреев, дебютировавший в качестве главного режиссера Малого театра. Оформлял В. Фомин, музыку написал В. Гаврилин.
К постановке пьесы «Иван» Андреев готовился серьезно. Он завел специальный альбом и заполнял его фотографиями, которые собирал во время поездок по колхозам, вырезками из районных газет. Андрееву показалось, что он нашел прототип сценического героя: «Он поразил меня не хриплым голосом, не кирзовыми сапогами, до верха вымазанными в глине, а какой-то хозяйской уверенностью, тем уважительным, полным достоинства чувством, с каким он относился к своему труду, своей профессии, своему делу».
Раздумывая о спектакле, Андреев определял его сущность так: «Проследить нереализованные возможности человека: талант, растраченный на пустяки, способность любить, которая сполна так и не проявилась, неумение распорядиться своей судьбой». При любых условиях, полагал режиссер, театр должен вселять в людей надежду, уверенность в своих силах.
Жил в деревне плотник Иван Иванович Климов, которого все звали просто Иван. Человек, что называется, рядовой из рядовых, но во время войны он совершил подвиг, и теперь, через сорок лет, его разыскали, чтобы вручить боевой орден. Но Иван (В. Коршунов) от него отказывается, не может поверить, что орден принадлежит ему по праву. Ведь если получишь чужой орден, то после его отберут, и вся деревня потешаться станет. И орден у него действительно отбирал участковый милиционер Сугубый (П. Складчиков). Хотя прав у него на это не было никаких.
Но орден принадлежал Ивану по праву, и постепенно зрители все яснее понимали: человек стеснительный, мягкий, он в то же время безукоризненно честен, всегда готов вступиться за правду. Со всеми Иван друг-приятель, кроме Гришки (А. Смирнов). Теперь Гришка крепкий хозяин, но в войну сотрудничал с немцами. Свое он за это отсидел, значит, и претензий к нему нет. Но Иван Гришку не простил; и не только за его прошлое, но и за тот кулацкий дух, которым Гришка отличался. Враги они непримиримые. А когда встречались, между ними начинался скандал, зачастую перераставший в драку. В конце концов Гришка убил Ивана.
Пьеса изобилует народными характерами. Тут и старик Жень Шень, и председатель сельсовета Федор Политик, и несколько опустившийся почтальон Вася Фунтик, и генерал-майор Дудник. Все это люди хорошие, но смирившиеся с хамством, бюрократизмом районных властей, с нахрапистостью бывшего фашистского прислужника.
Орден, полученный Иваном, как бы побуждал их к действию, к борьбе за свое достоинство. И хотя Ивана убивали, все равно у зрителей оставалось убеждение, что моральная победа за ним. Критик упрекнул драматурга в том, что у него Иван — почти идеальный герой. Но все же это не так, Ивана за многое можно порицать, но, с другой стороны, в чем-то этот образ поднимался до легендарного героя, так к нему и следовало относиться».