16+

Мелодии любви

1974
73 мин
СССР
Видеозапись недоступна для просмотра по решению правообладателя
2 части

В фильме-спектакле собраны отрывки из оперетт Имре Кальмана «Фиалка Монмартра», «Дьявольский наездник», «Сильва», «Герцогиня из Чикаго», «Цыган-премьер», «Баядера».

Имре Кальман: «Я знаю, что полстраницы партитуры Листа перевесит все мои оперетты — как уже написанные, так и будущие… Большие композиторы всегда будут иметь своих поклонников и восторженных почитателей. Но наряду с ними должны существовать и театральные композиторы, которые не пренебрегают легкой, жизнерадостной, остроумной, нарядно приодетой музыкальной комедией, классиком которой был Иоганн Штраус».

Статья И. Витлицыной о композиторе Имре Кальмане. Популярный сборник М.Н. Бычкова «Творческие портреты композиторов» (1990 г.):

<…> «Он (Имре Кальман. — Ред.) родился в курортном местечке, расположенном на берегу озера Балатон. Самыми первыми и неизгладимыми музыкальными впечатлениями маленького Имре стали занятия на фортепиано его сестры Вильмы, игра на скрипке профессора Лильде, отдыхавшего в Шиофоке, оперетта И. Штрауса «Летучая мышь». <…> Сочинять музыку он начал уже в студенческие годы. Это были симфонические произведения, песни, фортепианные пьесы, куплеты для кабаре. Кальман испытал себя и на поприще музыкальной критики, работая четыре года (1904–1908) в газете «Пешти Напло». Первым театральным произведением композитора стала оперетта «Наследство Переслени» (1906). Ее постигла несчастливая судьба: усмотрев в ряде эпизодов политическую крамолу, правительственные власти постарались, чтобы спектакль был быстро снят со сцены. Признание пришло к Кальману после премьеры оперетты «Осенние маневры». Поставленная сначала в Будапеште (1908), затем в Вене, она впоследствии обошла многие сцены в Европе, Южной Африке и Америке. Мировую славу композитору принесли его следующие музыкальные комедии: «Солдат в отпуске» (1910), «Цыган-премьер» (1912), «Королева чардаша» (1915, более известная как «Сильва»). Кальман стал одним из самых популярных авторов этого жанра. Критика отмечала, что его музыка стоит на прочном фундаменте народной песни и ярко выражает глубокие человеческие чувства, его мелодии просты, но вместе с тем оригинальны и поэтичны, а финалы оперетт по разработке, первоклассной технике и блестящей инструментовке — настоящие симфонические картины.<…>

Кальман наряду с И. Штраусом и Ф. Легаром является представителем так называемой венской оперетты. Им написано 20 произведений в этом жанре. Огромная популярность его оперетт объясняется прежде всего достоинствами музыки — ярко мелодичной, эффектной, блестяще оркестрованной. Сам композитор признавался, что на его творчество огромное влияние оказала музыка П. Чайковского и особенно оркестровое искусство русского мастера.
Желание Кальмана, по его выражению, «помузицировать в своих произведениях от чистого сердца» позволило ему необычайно расширить лирическую сторону жанра и выйти из заколдованного для многих композиторов круга опереточных штампов. И хотя литературная основа его оперетт не всегда равноценна музыке, художественная сила творчества композитора превосходит этот недостаток. Лучшие сочинения Кальмана до сих пор украшают репертуар многих музыкальных театров мира».

Из статьи Юлии Матафоновой «Незабываемый театр Владимира Курочкина» в газете «Уральский рабочий» (2012 г.):

<…> «О Свердловском театре музкомедии писали самые лучшие критики. Каждые гастроли коллектива становились событием.

При Владимире Курочкине театр превратился в абсолютного лидера: первый театр музыкальной комедии, ставший академическим (1986), награжденный орденом Трудового Красного Знамени. Курочкин стал первый главрежем, удостоенным почетного звания народного артиста СССР (1978). Легендарная актриса Александра Яблочкина, будучи в Свердловске на гастролях, поражалась высокой культуре речи актеров театра. Главный режиссер «Современника» Галина Волчек, в детстве видевшая спектакли свердловчан, говорила, что сохранила воспоминания о них на всю жизнь. О театре высоко отзывался Александр Вертинский, приезжавший на Урал. <…>

Владимир Акимович, сын характерного тенора из Свердловского театра оперы и балета, окончил в 1946 году студию Свердловского драматического театра. Первый главреж Театра музкомедии Георгий Кугушев, разглядев в юноше яркого актера, пригласил его к себе. <…> В 1960 году Курочкин поставил свой первый спектакль — «Мы большие друзья», и театр направил его учиться на Высшие режиссерские курсы в Москву. Для дипломной работы он выбрал «Севастопольский вальс», советскую музыкальную комедию. <…>

Именно Курочкин, бессменно руководивший театром с 1963 по 1986 годы, утвердил на сцене новый репертуар, характерный для периода наступившей политической «оттепели».

Не раз он приглашал режиссеров, художников из Польши, Прибалтики. В 1965 году Курочкин впервые в стране поставил мюзикл — новый жанр, энергично покорявший в те годы музыкальный мир. У нас был сыгран «Черный Дракон» итальянского композитора Доменико Модуньо, триумфально шедший еще много лет. Затем появились в афише «Целуй меня, Кэт», «Моя прекрасная леди», «Купите пропуск в рай». Это была своеобразная революция, открывшая театру новые истины, со временем ставшие азбучными. Конфликтнее сложились отношения режиссера с опереточной классикой. Он не мог смириться с банальностью содержания этих оперетт, но в конце 70-х годов пошел на компромисс и показал пример современных подходов, поставив «Рыцаря Синюю Бороду» и «Путешествие на Луну» Жака Оффенбаха, «Цыгана-премьера» Имре Кальмана». <…>

Режиссеры: Владимир Курочкин, Олег Николаевский
В ролях: Екатерина Мельникова, Галина Петрова, Светлана Михлина, Римма Антонова, Эдуард Жердер, Юрий Родной, Нина Энгель-Утина, Галина Лазарева и другие

Смотрите также

Подпишитесь на рассылку портала «Культура.РФ»
Рассылка не содержит рекламных материалов
«Культура.РФ» — гуманитарный просветительский проект, посвященный культуре России. Мы рассказываем об интересных и значимых событиях и людях в истории литературы, архитектуры, музыки, кино, театра, а также о народных традициях и памятниках нашей природы в формате просветительских статей, заметок, интервью, тестов, новостей и в любых современных интернет-форматах.
© 2013–2024 ФКУ «Цифровая культура». Все права защищены
Контакты
Нашли опечатку? Ctrl+Enter
При цитировании и копировании материалов с портала активная гиперссылка обязательна