Свердловский государственный академический театр музыкальной комедии
В 1933 году руководство рабочего Свердловска приняло решение: городу нужен еще один театр — веселый и музыкальный. Город (тогда — столица огромной Уральской области, включавшей территории нынешних Свердловской, Тюменской, Челябинской областей и Пермского края) был олицетворением лозунга «Индустриализация всей страны»: фантастическими темпами рождался завод заводов «Уралмаш», стремительно прибывало население.
Для организации интересного отдыха и яркой культурной жизни веселый жанр подходил как нельзя лучше. Леониду Луккеру, молодому артисту драмтеатра, в обкоме партии дали установку: «Помни: театр создается для такого могучего края, как Урал. Создается на многие годы…» Наверное, помыслы были истинно чисты и исполнено было в добрый час, потому что однажды в Свердловске родился театр с легким нравом и счастливой судьбой.
Молодой коллектив взял курс на свободное от штампов искусство: сотрудничать согласились именитые ленинградцы — Алексей Феона (режиссер), Валентина Ходасевич (художница по костюмам) и Виктор Басов (сценограф). Из Ленинградской музкомедии были ангажированы солисты Николай Дашковский и Мария Викс (которая в город на Неве уже не вернулась, осталась на Урале). Московский хореограф Виктор Цаплин (в то время балетмейстер Большого) тоже принял предложение и даже привлек к работе целый выпуск Московского хореографического училища. Основу актерской труппы составил передвижной коллектив оперетты с названием Театр Западной области, выступавший в то время в Полтаве. Строить свободное от шаблонов искусство решено было начать с современной оперетты Р. Фримля и Г. Стотгардта «Роз-Мари» (написанная американцами и представленная на Бродвее в 1924 году, с 1927 года она успешно шла в Хабаровском театре). Афиши, развешанные по всему городу, гласили: показы первого спектакля новорожденного театра должны случиться 6, 7, 8 июля на сцене Свердловского театра драмы, но… Премьера состоялась лишь в третий из указанных дней, и 8 июля 1933 года стал днем рождения Свердловской музкомедии.
Воспоминания современников, газетные и журнальные публикации тех лет свидетельствуют: с самого начала театр рабочего города сумел привлечь к себе внимание и даже доказать, что оперетта не второсортное искусство, а средствами легкого жанра можно говорить о многом, что волнует современного человека, главное — уметь слушать и слышать жизнь. Так из желания быть созвучным времени родился театр.
Год от года, десятилетие за десятилетием Свердловская музкомедия творчески взрослела, шла в художественный рост, накапливала авторитет и работала на репутацию, бережно хранила свои легенды и множила секреты успеха, но главное — коллекционировала таланты внутри и вокруг театра. Эта коллекция бесценна. Коллекция уникальных людей — режиссеров и актеров, дирижеров и музыкантов, хореографов и танцоров, композиторов, поэтов и драматургов, художников и мастеров всех театральных профессий, и их талантливых творений — произведений, спектаклей, ролей, и есть главная гордость Свердловской музкомедии.
Легендарные имена и названия всегда с нами: издана фотоэнциклопедия, где нашли свое место все вехи театральной истории. Вот князь Георгий Кугушев (актер, режиссер, художественный руководитель театра с 1935 по 1937 год и с 1943 по 1961 год, лауреат Государственной премии (1946), народный артист РСФСР (1960), чьим талантом, вкусом, удивительным чувством меры был заложен прочный творческий фундамент Свердловской музкомедии. А вот его ученик и преемник Владимир Курочкин (актер, режиссер, народный артист СССР (1978), художественный руководитель театра с 1963 по 1986 год), кто стал настоящим хозяином, папой, продолжившим строительство театра-дома, где чтили опыт, жили уважением традиций и любовно растили молодежь, театра-лаборатории, где привечали все новое, яркое, интересное и создавали свое, самобытное, ни на что не похожее. Актерскую труппу Свердловской музкомедии называли коллекционной, и театр помнит всех: героев и героинь, субреток и простаков, комиков, характерных, королей эпизода.
В 2013 году Свердловской музкомедии исполнилось восемьдесят. И все это время здесь не знали творческих войн и потрясений, резких смен художественного курса и серьезных потерь, революции предпочитая эволюцию. Вот и сегодняшний наследник традиций Кирилл Стрежнев (народный артист РФ, главный режиссер театра с 1986 года) сохранил театр-дом, где по-прежнему востребованы мастера старой школы, продолжил и развил идею театра-лаборатории, рождающего спектакль от замысла произведения до премьеры, и выстроил собственный театр авторской режиссуры, подобного которому в жанре российского музыкального театра нет.
Информация о доступности учреждения для людей с особенностями здоровья отсутствует
Смотрите также