Жизнь сначала
В время Великой Отечественной войны Антонина Ивановна Тимофеева потеряла всю семью. Начать жизнь сначала немолодой женщине было очень тяжело, но она нашла в себе силы вернуться к преподавательской работе и воспитать дочь умершего фронтового товарища. Помогая другим, Антонина Ивановна обрела и собственное счастье.
Сценарий к фильму «Жизнь сначала» написала Лидия Сухаревская, актриса, сыгравшая в картине главную роль.
Фрагменты из книги Зои Владимировой «Лидия Сухаревская»:
«Когда Сухаревская при участии Н. Коварского написала сценарий о геологе Тимофеевой (ее первое официальное приобщение к писательской деятельности — «домашние» пробы не в счет), это для многих оказалось неожиданностью. Удивил не сам факт, но выбор тематики и объекта изображения: между «Жизнью», опубликованной в журнале «Искусство кино» (1960, №12), и жизнью и судьбой самой актрисы не прощупывалось точек соприкосновения. Словно то была прихоть художника, которого внезапно бросило в сферу, далекую от его коренных интересов.
И действительно, Сухаревская, такая утонченная актриса — почти причудница на сцене, особенно склонная, как казалось, передавать излом характера, в котором непредвиденным образом проявляется суть, — и вдруг Антонина с ее культом прямоты, гипертрофией воли, умением властвовать собой в самых острых жизненных ситуациях.
Странным выглядело и то, что Сухаревская — по общему суждению, актриса на интеллигентные роли — для себя написала героиню, которая если и интеллигентна, то в первом поколении — предки за нее в этом смысле не потрудились. Антонина всего достигла сама, и в ее неумолимо трезвом, жестком взгляде на все вокруг слышались отголоски суровой жизненной школы, которую она прошла. И опять думалось: при чем здесь Сухаревская? Ведь о ее «холодном мае» мало кто в ту пору догадывался; немногим было известно, что и она себя «сделала» — в точности так же, как ее Антонина.
Наконец, война, ее поздние отклики, ее дальнее эхо. Почему именно эта — громадная! — тема привлекла к себе человека совершенно штатского, которому не привелось воевать и почти не пришлось видеть войну своими глазами?
О сценарии «Жизнь» писали, что Сухаревская в нем замахнулась на одну из генеральных тем всей мировой литературы. Только вместо повествования о потерянном поколении, о людях, которым оказалось нечем жить, так как их идеалы поникли, растаяли в дымке уходящей войны, предложила рассказ о возрождении души человеческой, о народе, способном одолеть все то разрушительное и страшное, что эта война после себя оставила».